• Авторизация


31 мая родились 09-04-2020 21:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

31 мая родились...

Тверитинов_Евгений_Павлович (469x700, 211Kb)
1850
Евгений Павлович Тверитинов
офицер Российского императорского флота, первый русский флотский электрик, специалист по минной и корабельной электротехнике, изобретатель и создатель нового типа электрического аккумулятора; впервые в России оборудовал боевые корабли установками электрического освещения, организовал электрическую иллюминацию Кремля и колокольни Ивана Великого при коронации императора Александра III и его супруги; редактор газеты «Кронштадтский вестник», издатель газеты «Котлин», Главный минёр Кронштадтского порта, генерал-майор по Адмиралтейству. Евгений Павлович Тверитинов родился в Кронштадте, в дворянской семье потомственного морского офицера Павла Петровича Тверитинова, правнук генерал-майора Адмиралтейства Алексея Владимировича Тверитинова (1742-1798).
Служба в Российской империи
В 1867 году Евгений был определён воспитанником в Морской кадетский корпус, который в том же году переименовали в Морское училище. В 1871 году, после окончания училища и производства в мичманы, был направлен для прохождения службы в 5-й Флотский экипаж, служил на парусно-винтовом фрегате «Светлана», на котором в 1872—1873 годах совершил двухгодичное кругосветное плавание, во время которого посетил Японию и США. 11 октября 1874 года был прикомандирован к Морскому училищу, где прослушал курс лекций в офицерском классе. 15 октября 1876 года Тверитинов успешно окончил курс «с правом носить Академический знак». В 1876—1877 годах учился в Минном офицерском классе в Кронштадте. После окончания учёбы получил квалификационное звание минного офицера 2-го разряда. В январе 1878 года был назначен 2-м флагманским минным офицером Минного отряда по электроосвещению. В феврале 1878 года, в ходе русско-турецкой войны был командирован на Черноморский флот, служил на минном транспорте «Великий Князь Константин», которым командовал капитан 1 ранга С.О.Макаров, принимал участие в первом в истории успешном применении кораблём минно-торпедного оружия. 22 августа 1878 года Тверитинов был направлен на Всемирную промышленную выставку в Париж для изучения систем электрического освещения. В 1878 году стал членом Русского физико-химического общества. Вернувшись в Кронштадт Тверитинов был прикомандирован в Минный офицерский класс преподавателем судового электричества и электроосвещения, а также курса оборонительных мин. По его инициативе была открыта Мастерская по ремонту динамо-машин постоянного тока в здании бывшей Первой парусной мастерской (ныне цех Морского завода). В ноябре 1878 года участвовал в установке первого в России уличного электрического освещения в Кронштадте на Павловской улице (ныне Флотская) и в казармах Кронштадта, а в декабре руководил работами по электрическому освещению Зимнего дворца и Михайловского манежа, устанавливал там первые электрические светильники «свечи Яблочкова». В 1879 году оборудовал освещение в механических мастерских и на эллинге в Кронштадте, впервые в России установил «свечи Яблочкова» на броненосные корабли «Пётр Великий», «Адмирал Лазарев», «Вице-Адмирал Попов» и яхте «Ливадия», а также провёл освещение в Гатчинском дворце. В 1880 году стал членом специализированного электротехнического отдела Русского Императорского Технического общества. В 1881 году руководил работами по освещению порта и цехов Пароходного завода, а затем Большого Невского фарватера. В том же году Тверитинов участвовал в Ахал-Текинской экспедиции в Туркестане, во время которой провёл опыты с электрическими корабельными прожекторами в пустыне. С 1881 по 1883 год Тверитинов совместно с капитаном I ранга С.О.Макаровым разработали систему дальней сигнализации с помощью прожекторов и поднимаемых на воздушных шарах электрических ламп. В 1881 году лейтенант флота Тверитинов был назначен заместителем Правительственного комиссара «Русского отделения» профессора Д.А.Лачинова на Всемирной электрической выставке в Париже. За изобретение коммутатора параллельно соединяющего две динамо-машины Сименса последовательного возбуждения, нового типа электрической лампочки с двумя парами углей, сигнального фонаря и фонаря для подводных работ Тверитинов был удостоен почётного диплома этой выставки. В декабре 1881 года лейтенант Тверитинов в соответствии с отношением Канцелярии Морского Министерства был уволен со службы для представления Государю Императору Александру III. Продолжал заниматься освещением электричеством Гатчинского дворца, а также знакомил с основами электротехники и минного дела сыновей царя Георгия и Михаила. В 1882 году в Гатчине была построена царская шлюпка, которая была оснащена электрическим двигателем, работающего от аккумулятора нового типа, разработанного и созданного Тверитиновым. Зарядка аккумуляторов шлюпки производилась на временной дворцовой электростанции. Созданный им тип аккумулятора с пастированными электродами с 1884 года стал изготавливаться в промышленных масштабах, и в том же году по предложению Тверитинова был построен катер-электроход.
ТверитиновИллюминация Москвы (700x486, 415Kb)
Константин Маковский. Иллюминация Москвы по случаю коронации 1883 года
В феврале 1883 года Тверитинов был командирован вместе с матросами Минного отряда в Москву для устройства иллюминации Кремля во время коронования императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Матросы под руководством Тверитинова установили на стенах Кремля и колокольни Ивана Великого за три месяца элементы иллюминации, которая была включена с 15 по 17 мая. В день коронации 15 мая лейтенант Тверитинов был пожалован орденом Святого Станислава 2 степени, а 1 июня был награждён императором золотыми часами с цепочкой, 3 ноября 1883 года — тёмно-бронзовой медалью «В память коронации императора Александра III». В октябре-ноябре 1883 года Тверитинов участвовал во Всемирной электрической выставке в Вене. В 1880-е годы по инициативе Е. П. Тверитинова был открыт Электрический завод в Кронштадте, который изготавливал для Морского ведомства динамо-машины, аккумуляторы, прожекторы и другие электротехнические приборы. На этом заводе с 1884 года было организовано производство нового типа морского аккумулятора с пастированными электродами, разработанного морским электриком. В 1885 году Тверитинов разработал станцию подводного освещения, превосходящую импортные аналоги, в том же году создал специальный электрический фонарь для съёмок первым в мире подводным фотоаппаратом, который был изобретён российским водолазным врачом Н.А.Есиповым и младшим инженер-механиком Л.А.Родионовым. В 1894—1895 годах полковник Тверитинов был редактором газеты «Кронштадтский вестник», а с 1 февраля 1896 года стал редактором-издателем ежедневной морской, общественной и политической газеты «Котлин», которая издавалась в Кронштадте до 1917 года. В 1899 году Учёный совет Санкт-Петербургского императорского электротехнического института Александра III присвоил Тверитинову звание Почётного инженера-электрика. Это звание в том же году было присвоено изобретателю радио А.С.Попову. В 1905 году вышел в отставку в чине генерал-майора по Адмиралтейству. Е.П.Тверитинов был музыкально одарённым человеком и играл на четырех музыкальных инструментах: скрипке, виолончели, арфе и фортепьяно. Он и его семья дружила с Иоанном Кронштадтским, который крестил дочерей Тверитиновых, и часто бывал у них дома.
В советский период
В 1918 году Тверитинов поступил на службу, преподавал минное и телефонное дело в Минной школе, вёл занятия по электротехнике в Кронштадтской крепостной артиллерии. В апреле 1920 года простудился и заболел воспалением лёгких. Умер в родном городе 16 мая 1920 года. (По другим данным умер от сердечного приступа во время обыска чекистами в его квартире). Похоронен 19 мая моряками и артиллеристами с воинскими почестями на Городском русском кладбище в Кронштадте рядом с первой женой. Его могила и надгробный памятник сохранились до наших дней. Награды и почётные звания: Орден Святого Станислава 2 степени (15 мая 1883); Ордена Святого Владимира 4 и 3 степеней (по данным 1915 г.); Медаль «В память коронации императора Александра III» (1 июня 1883); Почётный диплом Всемирной электрической выставки в Париже (1881); Почётный инженер-электрик. Библиография: Тверитинов являлся автором первого в России курса «Электричество», который читал для офицеров минного класса, автором учебников и практических руководств по электричеству, ряда научных статей. Тверитинов Е. Машины г.г. Меританс и Сименса для электрического освещения свечами Яблочкова // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 1, 1879; Тверитинов Е. Электрическое освещение (Литографированные записки) // Минный офицерский класс, 1880; Тверитинов Е. О параллельном соединении динамоэлектрических машин по способу Тверитинова //«Электричество», № 10, 1880; Лейтенант Тверитинов. Программа чтений по электрическому освещению для слушателей Минного офицерского класса // Известия Минного офицерского класса, 1880; Тверитинов Е.Программа курса подводных оборонительных мин // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 5, часть 2, 1881; Тверитинов Е. Об установке динамоэлектрических машин на гибком вале // «Электричество», № 15, 1881; Тверитинов Е. Влияние чугунных фундаментов и платформ на действие динамоэлектрических машин // «Электричество», № 19, 1881; Тверитинов Е. О влиянии боевых выстрелов на судовое электрическое освещение // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 6, страницы 15—24, 1882; Тверитинов Е. Электрическое освещение // Курс Минного офицерского класса, часть 1, (с чертежами). Санкт-Петербург, 1883; Лейтенант Тверитинов. Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого в дни коронационных торжеств. Санкт-Петербург, 1883; Тверитинов Е. О размещении ламп накаливания // Известия Минного офицерского класса, 1883; Тверитинов Е.Программа чтений по электрическому освещению // Известия Минного офицерского класса, 1883; Тверитинов Е.П. Электрическое освещение // Курс Минного Офицерского класса часть 2 (с чертежами). Санкт-Петербург, 1884; Тверитинов Е.П. О значении электрического освещения как боевого средства на судах флота // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 12, страницы 123—130, 1884; Тверитинов Е.П. Отчёт по электрическому освещению на Минном отряде в компанию 1883 года // Известия Минного офицерского класса, Выпуск 2, страницы 31—44, приложение, 1884; Тверитинов Е.П. Правила об электрическом освещении лампами накаливания и об употреблении измерительных приборов, Известия Минного офицерского класса, Выпуск 12, страницы 115—122, 1884; Тверитинов Е.П. Электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого, по поводу заметки г. В. Чикалаева // «Электричество», № 6—7, 1884; Тверитинов Е.П. Извлечение отчёта о плавание судов учебного Минного отряда Балтийского флота // Известия по минному делу, Выпуск 22, страницы 116—133, 1888; Тверитинов Е.П. Электрические аккумуляторы. Санкт-Петербург, 1888. Литература: Тверитинов, Евгений Павлович // Большая советская энциклопедия / А.М.Прохоров (главный редактор) и др. — Москва.: Советская энциклопедия, 1976. — Том 42. — Страница 52; Белькинд Л.Д., Мокеев А.Н., Тверитинов А.Е. Евгений Павлович Тверитинов. Очерк жизни и деятельности. — Москва: Госэнергоиздат, 1962; Доценко В.Д. Словарь биографический морской. — Санкт-Петербург: Logos, 2000. — Страница 378. — 456 страниц. — ISBN 5-87288-128-2; Горяинов В. Основоположник судовой электротехники Евгений Павлович Тверитинов // Морской флот : Журнал. — 1960. — Май (№ 5). — Страница 34; Тверитинов А.Д. Тверитиновы // Рязанская энциклопедия. – Рязань, 2002. – Том 3. – Страницы 477-478. Дмитрий Сергеев. Сын Кронштадта // Котлин : Газета. — 2013. — № 10 (6147); Тверитинов А.Д. Под Андреевским флагом за российский Крым. - Москва, 2017. - Страницы 6, 14, 32, 40-57, 66.

FranciscoMoreno (505x700, 69Kb)
1852
Франциско Паскасио Морено (испанское имя - Francisco Pascacio Moreno)
аргентинский исследователь новых земель, учёный, естествоиспытатель, политик. Также известный под именем «Перито Морено» (от испанского Perito — «эксперт»). Один из основателей движения аргентинских бойскаутов. Работал над определением государственной границы Аргентины. Принимал активное участие в защите окружающей среды. Его имя носит ледник Перито-Морено. Могила учёного находится на берегу озера Науэль-Уапи. Морено родился в Буэнос-Айресе. Вырос в семье патриция, учился в местной церковно-приходской школе. Свободное время проводил с отцом в поисках артефактов и окаменелостей, в возрасте 14 лет создал домашний музей своей обширной коллекции. После окончания обучения, в 1872 году он участвовал в создании аргентинского научного общества, затем приступил к первой серии экспедиций, которые сделали его известным: среди них обзор территории Рио-Негро и малоисследованных территорий, которые стали доступны после кампании по завоеванию пустыни. В январе 1876 года он достиг озера Науэль Уапи в южных Андах, а 14 февраля 1877 года обнаружил озеро Сан-Мартин. Кроме того им изучены многочисленные реки Патагонии, а 2 марта он увидел гору, которую назвал Фицрой, в честь капитана Роберта Фицроя. В 1880 году он отправился во вторую экспедицию на территории Патагонии, однако был взят в плен племенем аборигенов Теуэльче и приговорён к смертной казни. 11 марта за день до исполнения приговора ему удалось сбежать. В 1882—1883 годах он исследовал Анды от Боливии на юг, а в 1884—1885 годах провёл новые исследования территории к югу от реки Рио-Негро в Патагонии. Морено был директором антропологического музея в Буэнос-Айресе, начальником аргентинской комиссии по изучению южных территорий, а также членом многих европейских научных обществ. За вклад в науку, Морено получил почётную степень доктора (Honoris causa) в Национального университета Кордовы в 1877 году. Он также известен своей ролью в защите аргентинских интересов в договоре о границе 1881 года между Чили и Аргентиной. Благодаря своим исследованиям Морено собрал значительную коллекцию археологических и антропологических экспонатов, с помощью которой в 1877 году открыл музей в Буэнос-Айресе, а в 1888 году он был включён в состав Музея естественной истории в Ла-Плате, где Морено занимал пост директора до 1906 года. В 1903 году Франциско Морено пожертвовал некоторые земли, выданные ему ранее для создания Национального парка Науэль Уапи. Ледник Перито-Морено и город Перито-Морено в провинции Санта-Крус названы в его честь. В 1911 году он был назначен заместителем директора Национального Совета по образованию и помог обеспечить финансирование Института Бернаскони. В 1912 году он образовал Ассоциацию аргентинских бойскаутов, в её туре по Патагонии участвовал и бывший президент США Теодор Рузвельт. После выхода на пенсию он продолжая курировать работу музея в Ла-Плате. Незадолго до своей смерти присоединился к Аргентинской патриотической лиге. Награжден медалью Королевского географического общества. Скончался в Буэнос-Айресе 22 ноября 1919 года. В 1944 году останки Франциско Морено были перевезены из склепа на кладбище Ла-Реколета (укр.)русск. на берег озера Науэль Уапи.

Julius_Richard_Petri-240x328 (511x700, 145Kb)
1852
Юлиус Рихард Петри (немецкое имя - Julius Richard Petri)
немецкий врач и микробиолог, ассистент Роберта Коха. Известен в истории прежде всего тем, что, работая вместе с Робертом Кохом, изобрёл в 1877 году лабораторную посуду, позже названную его именем. Родился в городе Бармен (в настоящее время является частью Вупперталя). С 1871 по 1875 год обучался в королевской военно-медицинской академии. После обучения служил врачом в берлинской клинике Шарите. В 1876 году Петри получил докторантуру и продолжил службу в качестве военного врача, дослуживший в конечном итоге до майора медицинской службы.
Szalka_petriego (700x419, 106Kb)
Пустая стеклянная чашка Петри, без крышки.
В 1896 году Юлиус Петри являлся членом королевского министерства здравоохранения и руководителем одной из бактериологических лабораторий, состоя при этом в чине регистрирунгсрата (старшего государственного советника). Юлиус Петри является автором не менее восьми научных работ, выпущенных в промежутке между 1876 и 1897 годами. Умер в городе Цайц 20 декабря 1921 года.

Леонид Эммануилович Шишко  (515x700, 44Kb)
1852
Леонид Эммануилович Шишко (псевдонимы - П.Б., П.Батин, Благовещенский и др.)
русский деятель революционного движения, народник, публицист бывший офицер. Родился в Подольске, в помещичьей семье, сын лесничего, служившего в Подольском уезде. (Московской губернии.). Первоначальное образование получил во 2-й Московской гимназии и по окончании курса поступил в 1868 г. в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. В мае (июне?) 1871 г. выпущен из училища подпоручиком артиллерии. По окончании училища немедленно подал в отставку и вышел из военской службы осенью 1871 г. в чине поручика и поступил в Технологический институт. Еще будучи юнкером, сорганизовал в училище группу юнкеров, бывшую кружком самообразования и превратившуюся благодаря С.Кравчинскому в революционный кружок. Не удовлетворяясь Технологическим институтом, оставил его в январе 1872 г., отправился в Москву и предложил свои услуги Московскому земству в качестве народного учителя. Находясь в институте, сталкивался с участниками кружка чайковцев и в начале 1872 г., получив от С.Кравчинского предложение войти в кружок, уехал из Москвы в Санкт-Петербург и вошел в кружок чайковцев, заняв в нем выдающееся положение. В 1872 г. посещал квартиру Ег.Емельянова, где встречался с юнкерами Михайловского артиллерийского училища Д.Актовым, Н.Тепловым, Н.Нефедовым и другими; организовал из них кружок "артиллеристов"; читал им вместе с С.Кравчинским рефераты и посещал их в 1873 г. — начале 1874 г. В 1873 г. организовал вместе с чайковцами на квартире Вл.Богомолова слесарную мастерскую, бывшую революционым клубом для молодежи; зимою 1873—1874 г. слесарная мастерская была преобразована в кузницу. Кроме того, сблизившись с Н.Чарушиным и А.Кувшинскою, вел пропаганду в 1873 г. среди рабочих Выборгск. стороны, читая им лекции по русской истории. Тою же зимою 1873 г. пробовал печатать на станке, находившемся у Н.Теплова, революционные брошюры. После ареста в январе 1874 г. Н.Чарушина, сблизившись с С.Перовскою, поселился с нею на Санкт-Петербургской стороне; на их квартире происходили общие собрания кружка и собирались для занятий рабочие. Автор брошюры-прокламации "Чтой-то, братцы, плохо живется", изданной в 1874 г. чайковцами. Весною 1874 г., скрывшись от преследования, приехал с С.Кравчинским и Д.Клеменцом в Москву, где вошел в сношения с группою лиц, собиравшихся у Ол.Алексеевой, и имел на нее руководящее влияние; посещал мастерскую, организованную в Москве М.Фроленко. Вместе с рабочим Шиловым отправился на Урал с целью пропаганды. Арестован в Москве 26 августа 1874 г. на квартире поручика Венюкова и привлечен к дознанию по делу о пропаганде в империи (193), Содержался с 25 января 1875 г. по 16 января 1876 г. в Петропавловской крепости, затем в Доме предварительного заключения; с 8 августа 1876 г. до 21 октября 1877 г. — снова в Петропавловской крепости, после чего на время суда перемещен в Дом предварительных заключений. Находясь в тюрьме, стал терять зрение. Предан 5 мая 1877 г. суду особого присутствия Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, в участии в нем, в распространении преступных сочинений (процесс 193-х). Удален из залы заседаний 7 декабря 1877 г. за отказ отвечать на вопросы суда. Признан 4 февраля 1878 г. виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием его преступных целей и в распространении сочинений, имевших целью возбудить неповиновение власти верховной; приговорен 4 февраля к лишении. всех прав состояния и к каторжным работам в крепостях на 9 лет, при чем суд ходатайствовал о замене последних ссылкою на житье в Тобольской губернии. С 6 февраля 1878 г. снова заключен в Петропавловскую крепость, где 6 июня 1878 г. вместе с другими подписал заявление "Товарищи по убеждениям..." По высочайшему повелению 11 мая 1878 г. лишен всех прав состояния и приговорен к каторжн. работам на 9 лет с зачетом предварительного заключения. "Передан" 18 июля 1878 г. из Петропавловской крепости Санкт-Петербургскому губерскому правлению для отправки по назначению в кандалах. Прибыл на Кару 20 сентября 1878 г. Во второй половине марта 1879 г. до срока выпущен в вольную команду; занимался с И.Союзовым столярничеством. По циркуляру министра внутренних дел от 15 декабря 1880 г. снова переведен 14 января 1881 г. из вольной команды в тюрьму и закован в кандалы. По окончании срока каторжных работ в мае 1881 г. отправлен на поселение; жил с 12 января 1882 г. в Чите (Забайкальская области); работал вместе с Ст.Богдановым и И.Союзовым в столярной мастерской. Согласно постановлению Особого совещания от 23июня 1884 г. применен 8 пункт VII статьи манифеста 27 мая 1883 г. В январе 1886 г. причислился к крестьянскому обществу Верхне-Читинского селения (Кенонская волость, Читинского округа); в марте 1886 г. получил разрешение переехать в Томск для лечения глаз; в ноябре 1888 г. обратился с ходатайством о перечислении его в крестьяне села Спасского (Томская губерния). Живя в Томске, сотрудничал в "Сибирск. Газете" и вел пропаганду среди местной молодежи. Получив из Спасского волостного правления годовой паспорт, скрылся 24 августа 1890 г. из Томска и благополучно бежал за границу. Жил в Лондоне и Париже. В июле 1891 г. был одним из основателей "Фонда вольной русской прессы" и членом его комитета. Помещал в "Летучих листках" статьи под псевдонимом "Чемизов". С 1891 г. вместе с своею женою Н.Вл.Кончевскою работал по переводам для русских издательских фирм. С 1897 г. сотрудничал по вопросам русской истории и по крестьянскому вопросу в "Руском Богатстве" под псевдонимами: "П.Б." и "П.Батин". В феврале 1900 г. при образовании "Аграрно-социалистической лиги" вошел в число ее редакторов и администраторов и принял деятельное участие в ее делах: участвовал в июле 1902 г. в Женеве в работах с’езда Лиги; печатал свои работы в ее изданиях ("Очерки из русской истории" (1900—1902), "Беседы о земле" (1902), переиздававшиеся неоднократно и за границей и после 1905 г. — в России. В 1902 г. после сближения "Аграрно-социалистической лиги" с партией социал-революционеров вошел в партию; был членом редакции с.-эровских органов: "Революционная Россия" и "Народное Дело", членом заграничного комитета партии и др. В августе 1904 г. был представителем партии на Амстердамском международном социалистическом конгрессе. Подготовил к печати исправленную и дополненную им книгу "История революцион. движения" А.Туна, явившуюся первым связным изложением русского освободительного движения. В январе 1906 г. приехал в Санкт-Петербург, но в феврале того года выехал в Финляндию из-за болезни, а также из-за возможности быть преданным суду за его "Рассказы из рурской истории". В мае 1906 г. снова возвратился за границу и продолжал принимать деятельное участие в делах партии социал-революционеров. Умер в Париже от паралича сердца 20 января 1910 г. и 23 января похоронен на кладбище Монпарнас (Montparnasse). Труды: Л.Э.Шишко. Собрание сочинений, том 4, Петроград —Москва, 1918; Л.Э.Шишко. Рассказы из русской истории, части 1—3, Петроград, 1917—1918, Букинистическое издание. 368 стр. Фирма Арт, 1991. ISBN 5-86716-001-7; Л.Э.Шишко. Очерки по вопросам экономики и истории, Петроград, 1917; Л.Э.Шишко. Общественное движение в шестидесятых и первой половине семидесятых годов, Москва, 1920. Литература: Памяти Л.Э. Шишко. Париж, 1910 г.; Троицкий Н.А. Большое общество пропаганды 1871—1874. Саратов, 1963.

ВиноградовBez názvu (504x700, 136Kb)
1854
Иван Павлович Виноградов
статский советник, краевед, историк, педагог, переводчик (владел древнегреческим, латинским, польским, немецким, церковно-славянским языками) родился в деревне Заболотье Московской губернии в семье крепостного крестьянина. С отличием окончил мужскую классическую гимназию. Дальнейшее образование продолжил в Санкт-Петербургском университете и историко-филологическом факультете Варшавского университета. В 1878 г. получил степень кандидата исторических наук. По приглашению графа А.С.Уварова и губернатора А.Г.Лопатина 1 августа 1878 г. И.П.Виноградов приехал в Вязьму, где в 1878-1895 гг. работал преподавателем истории в Александровской гимназии. С 1 ноября 1895 г. по 1900 г. занимал должность инспектора народных училищ Тверской губернии. В 1900 г. был переведён директором Новоторжокской учительской семинарии, где проработал по 1902 г. С июля 1902 г. по 1917 г. – директор народных училищ Костромской губернии. Позднее инспектор Костромского областного отдела народного образования. И.П.Виноградов имел Награды: четыре степени ордена святого Владимира. Умер И.П.Виноградов в Костроме 9 ноября 1925 года. Литература: Беляев И.Н. Виноградов Иван Павлович / И.Н.Беляев // Беляев И.Н. Подвижники земли Смоленской : биобиблиогр. справ. об исследователях родного края / И.Н.Беляев. – Смоленск, 2003. – Страницы 100-103; Степченков Л.Л.Виноградов Иван Павлович / Л.Л.Степченков // Степченков Л.Л.Смоленская епархия (1776-1917 гг.) : биобиблиографический указатель / Л.Л.Степченков. – Смоленск, 2008. – Страницы 120-122.

 (507x699, 58Kb)
1857
Пий XI (латинское имя - Pius XI, итальянское имя до интронизации — Аброджио Дамиано Акилле Ратти, Ambrogio Damiano Achille Ratti)
папа римский с 6 февраля 1922 по 10 февраля 1939. Родился в Десио, в семье мелкого промышленника. Учился в Ломбардском университете в Риме и получил три докторские степени (по философии, теологии и праву). В 1882—1886 преподавал теологию в Милане, с 1888 стал директором Амброзианской библиотеки в городе, а в 1912 был приглашён в Рим, где возглавил Ватиканскую библиотеку. В 1918 Ратти был назначен апостольским нунцием в Польше и Прибалтике. В июне 1921 провозглашён архиепископом Миланским, а затем кардиналом. Появившись после избрания на внешней лоджии собора святого Петра, Пий XI впервые с 1870 провозгласил оттуда благословение «Urbi et orbi».
31 мая 1857 года родился — Пий XIpost-13108-130680883787 (700x345, 223Kb)
Начало понтификата было отмечено широкой благотворительной кампанией Католической Церкви в пользу голодающих в Советской России. Блестящий учёный и дипломат, Пий XI расширил дипломатические связи Святого престола. Благодаря заключённым им с итальянским правительством Латеранским соглашениям Ватикан приобрёл статус независимого государства, после чего было заключено более 45 конкордатов. В результате подписания этого конкордата папа перестал быть «ватиканским пленником», смог посещать Италию и впервые с 1870 года служить в кафедральном соборе Рима — Латеранской базилике. В энциклике «Quas primas» от 11 декабря 1925 определил содержание нового праздника Христа-царя. В 1925 в Бельгии при поддержке Пия XI была создана организация «Христианская рабочая молодёжь».
31 мая 1857 года родился — Пий XIpost-13108-130680884029 (700x343, 312Kb)
Годом позже шесть первых епископов-китайцев были рукоположены в соборе святого Петра, а первый епископ-африканец — в 1939. Пий XI непрестанно призывал приходских священников принимать участие в миссионерской работе, которой до этого занимались только особые религиозные конгрегации. Сложной религиозной ситуации в Мексике были посвящены сразу 3 энциклики («Iniquis Afflictisque» от 18 ноября 1926, «Acerba Animi» от 29 сентября 1932 и написанная на испанском «Nos Es Muy Conocida» от 28 марта 1937). 8 февраля 1930 Пий XI в письме кардиналу Помпилию осудил христианские гонения в СССР. Ключевой энцикликой Пия была «Quadragesimo Anno» («В год сороковой»), отметившая юбилей знаменитой «Rerum Novarum» Льва XIII.
Anno_iubilaeo (700x694, 59Kb)
Пий XI в окружении кардиналов и епископов на церемонии празднования юбилейного 1925-го года
19 марта 1930 Пий XI отслужил специальную мессу в поддержку преследуемых католиков СССР, осудил убийства священников и «моральное развращение молодёжи», что было проинтерпретировано Москвой как объявление «крестового похода» против СССР. 1933 год стал юбилейным в связи с традиционным 1900-летием смерти Иисуса на кресте. В 1935 была открыта новая астрономическая обсерватория в Кастель Гандольфо. 19 июля 1933 года между Германией, в которой только что пришли к власти нацисты, и Святым Престолом был заключён конкордат, согласно которому церковь признавала нацистский режим, а правительство гарантировало права церкви. Однако скоро нацисты начали нарушать условия соглашения, а католические организации подверглись преследованиям.
31 мая 1857 года родился — Пий XIpost-13108-130680884265 (700x347, 291Kb)
Пий XI был вынужден бороться с нацизмом и, несмотря на подчёркнутую в «Quadragesimo anno» поддержку христианских рабочих профсоюзов, социализмом, которым были посвящены энциклики 1937 (написанная 14 марта на немецком Mit brennender Sorge — «С глубокой тревогой» — и «Divini Redemptoris» от 19 марта). «Mit brennender Sorge» зачитали во всех католических храмах Германии. В 1938 Пий XI реорганизовал конгрегацию «de propaganda fide pro negotiis ritum orientalium», переименовав её в Конгрегацию по делам восточных церквей. В понтификат Пия XI канонизировано было 33, а беатифицировано — 500 человек. Умер в Риме 10 февраля 1939 года.

1857
Эжен Жозеф Фурньер (французское имя - Joseph-Eugene Fourniere)
французский социалист. Родился в Париже. По профессии – ювелир. В 1870-х гг. находился под влиянием Ж.Геда. Играл видную роль на Марсельском конгрессе 1879 г., принявшем решение об основании Рабочей партии, в дальнейшем примкнул «поссибилистам». Сотрудничал в ряде социалистических газет. Участвовал в 1885 г. в основании «Ревю сосиалист». В конце 1880-х гг. выступал как теоретик мелкобуржуазного реформистского социализма. В 1898-1902 гг. – депутат парламента (милье-ранист). Автор многих научно-популярных работ по истории социализма и ряда художественных произведений. Умер в Париже 4 января 1914 года. Сочинения: L'idéalisme social, P., 1898; Les théories socialistes au XIX siècle de Babeuf à Proudhon, P., 1904; La crise socialiste, P., 1908.

Walter_Sickert_photo_by_George_Charles_Beresford_1911 (494x700, 66Kb)
1860
Уолтер Ричард Сиккерт (Walter Richard Sickert)
английский художник переходного периода между импрессионизмом и модернизмом. Отличался эксцентричным характером. Некоторыми исследователями, например Патрисией Корнуэлл (урождённая Patricia Carroll Daniels) имя Сикерта связывается с преступлениями так называемого Джека-Потрошителя. Уолтер Сикерт родился в Мюнхене, в семье художника. Его отец был датско-немецкого происхождения, мать — англо-ирландского. Сестра Уильяма, Элен Сванвик, впоследствии стала известной феминисткой и пацифисткой. В 1868 году семья Сикертов переезжает в Англию. После окончания школьного образования в 17 лет, Уолтер вначале выбирает карьеру актёра, затем поступает в художественную мастерскую Уистлера; после этого изучает живопись в Париже у Эдгара Дега. В художественных кругах У.Сикерт, после выставки его полотен в 1884 году, считался учеником Уистлера. Сикерт предпочитал на своих картинах изображать простых людей в их обычном жизненном окружении. Писал также часто сцены из концертного и театрального быта, театральную публику. Работал как преподаватель на вечерних курсах. Многие из работ Сикерта выставлял Новый английский художественный клуб. В 1894—1895 годах его рисунки публикует Обри Бердслей в своей знаменитой Жёлтой книге. В 1885 году Сикерт женится на Элен Кобден, дочери либерального политика; в 1899 он с ней разводится. Космополит по убеждениям, художник после развода живёт в Венеции, Дьеппе и Париже. В 1905 он возвращается в Лондон, живёт в Сохо. В 1911 году он, вместе с художником Гарольдом Гилманом, создаёт художественную группу Кэмден Таун. Перед началом Первой мировой войны У.Сикерт поддерживает художников-модернистов Джейкоба Эпстайна, Огастаса Джона, Люсьена Писсарро и Уиндхема Льюиса. В заключительный период своего творчества Сикерт, под влиянием Дега, использовал как основу для своих картин фотографические снимки или мотивы старых, викторианских полотен. Продолжал также литературно-критическую и преподавательскую деятельность. С 1924 года — член Королевской Академии художеств. В 1941 году в лондонской Национальной галерее была устроена большая ретроспектива художественного творчества У.Сикерта. Большим другом художника и собирателем его картин был меценат лорд Бивербрук. В различных теориях об установлении личности массового убийцы, Джека-Потрошителя, неоднократно рассматривался художник У.Сикерт (например, в 1976 году Стивеном Найтом, в 2002 — Патрицией Корнуэлл). Однако у большинства исследователей возможность идентифицировать Сикерта с убийцей поддержки не находит. Умер в городе Бат, Сомерсетшир, 22 января 1942 года. Литература: Baron W., Sickert, L., [1973]

 (699x632, 159Kb)
1862
Михаил Васильевич Нестеров
советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в Уфе, в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886) у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.М.Прянишникова, в Санкт-Петербургской Академии художеств (1881-1884) у П.П.Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890-1910 - в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины ("Знаток", 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции ("До государя челобитчики", 1886, собрание Г.Б.Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах "Пустынник" (1888-1889, Третьяковская галерея), "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890, там же) интересы Нестерова перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Нестеров воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой северной природы - холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.
31 мая 1862 года родился — Михаил Васильевич Нестеровpost-13108-130680893876 (700x437, 373Kb)
Михаил Нестеров. Святая Русь.
Боль за народ принимала у Нестерова форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму ("Под благовест", 1895, "Великий постриг", 1897-1898, "Святая Русь", 1901-1906, - в Русском музее; "На Руси", 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Нестерова черты "модерна" - интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890-1895; мозаики церкви Спаса "на крови" в Санкт-Петербурге, 1894-1897; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-1911) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой - интерьером и пейзажем - нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов ("Е.П.Нестерова", 1905; "Философы", 1917 - в Третьяковской галерее; "О.М.Нестерова", 1906, Русский музей).
31 мая 1862 года родился — Михаил Васильевич Нестеровpost-13108-13068089164 (700x350, 291Kb)
В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П.Д. и А.Д.Кориных, 1930, А.Н.Северцова, 1934, И.Д.Шадра, 1934, С.С.Юдина, 1935, И.П.Павлова, 1935, Сталинская премия, 1941; К.Г.Держинской, 1937, Е.С.Кругликозой, 1938, В.И.Мухиной, 1940, - все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа ("Осень в деревне", 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище в Москве. Сочинения: Давние дни, (2-е издание), Москва, 1959; Из писем, Ленинград, 1968. Литература: Дурылин С.Н., Нестеров-портретист, Москва — Ленинград, 1949; Михайлов А., М.В.Нестеров. Жизнь и творчество, (Москва), 1958; Алексеев С.В. Зримая истина. Санкт-Петербург: Нева; Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003; Ионина Н.А. Сто великих картин. Москва: Вече, 2000; Манин В. Пейзаж. Москва: Белый город, 2000; Манин В.С. Шедевры русской живописи. Москва: Белый город, 2000; Нестеров. Серия «Мастера живописи». Москва: Белый город, 2000; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX века. Москва: Искусство, 1991; Никонова И.И. «М.В.Нестеров», 2-е издание, Москва, 1984; Русакова А.А. Михаил Нестеров. Ленинград: Аврора, 1990; Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX — начала XX века. Москва: Искусство, 1974.

Vasilchikov_Boris_Alexandrovich (505x700, 168Kb)
1863
Борис Александрович Васильчиков
русский общественный и государственный деятель, член Государственного совета, шталмейстер (1903), Псковский губернатор (1900-1903), глава российского Красного Креста (1906-1917). Из старинного дворянского рода Васильчиковых. Сын князя Александра Илларионовича Васильчикова (1818—1881) и Евгении Ивановны Сенявиной (1829—1862). В возрасте двух лет потерял мать, скончавшуюся при родах четвёртого ребёнка. В 1881 году скончался и князь Александр Илларионович, передав единственному сыну огромное состояние. В том же году по окончании Императорского училища правоведения был причислен к Министерству юстиции. Поселившись в своем новгородском имении, избирался Старорусским уездным (1884—1890) и четырежды Новгородским губернским (1890—1902) предводителем дворянства. Также был избран почетным гражданином Старой Руссы и почетным мировым судьей старорусского земства (1886), состоял почетным попечителем церковно-приходских школ Старорусского уезда. В имении Выбити занимался сельским хозяйством, используя прогрессивные методы; особенно хорошо было развито птицеводство. В 1896 году был произведен в действительные статские советники, в 1903 — пожалован в шталмейстеры. В 1900—1903 занимал пост Псковского губернатора, за особые заслуги был избран почетным гражданином Пскова. С началом русско-японской войны был назначен Главноуполномоченным Общества Красного Креста в северо-восточном районе. С октября 1904 по ноябрь 1905 года находился в районе действовавшей армии в Манчьжурии. В организации краснокрестной работы князю помогала жена, приехавшая с ним на фронт. В 1906 году был назначен председателем Российского общества Красного Креста. В 1906—1908 годах был Главноуправляющим землеустройством и земледелием в совете министров П.А.Столыпина. Много сделал для претворения в жизнь столыпинской аграрной реформы. В мае 1908 покинул министерский пост по семейным обстоятельствам. В апреле 1906 года был назначен членом Государственного совета. В 1911—1917 возглавлял кружок внепартийного объединения в Совете. В декабре 1916 жена князя Софья Николаевна написала письмо императрице Александре Фёдоровне с просьбой удалить Григория Распутина, за что ей приказано покинуть двор. Борис Александрович сложил свои полномочия и добровольно последовал за своей женой в семейное имение Выбити. По политическим взглядам был русским националистом: вступил во Всероссийский национальный союз, а в 1910 году принял активное участие в организации Всероссийского национального клуба в Санкт-Петербурге и был избран первым председателем совета старшин этого клуба. Однако уже в марте 1911 отошел от активного участия в этих объединениях. Вернулся в Петроград после Февральской революции. В 1918 году был арестован и заключен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости: в «одиночной» камере вместе с ним содержалось 10 бывших сановников. После освобождения эмигрировал в Великобританию, в 1920 переехал во Францию. Принимал активное участие в создании Свято-Сергиевского православного богословского института. Написал «Воспоминания», которые были опубликованы в 2003 году. Скончался в Ментоне, в Русском доме, 13 мая 1931 года. Похоронен вместе с супругой на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Был любителем охоты и природы. Был женат на княжне Софье Николаевне Мещерской (1867—1942), дочери попечителя Московского учебного округа князя Николая Петровича Мещерского (1829—1901). Отечественные Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени; Орден Святой Анны 3-й степени; Орден Святого Станислава 2-й степени; Орден Святой Анны 2-й степени; Орден Святого Владимира 4-й степени; Орден Святого Владимира 3-й степени; Орден Святого Станислава 1-й степени (1899); Высочайшая благодарность (1901); Орден Святой Анны 1-й степени (1902); Орден Святого Владимира 2-й степени (1905); Орден Белого Орла (1907); Высочайшая благодарность (1908); Орден Святого Александра Невского (1913); Медаль «В память царствования императора Александра III»; Медаль «В память коронации Императора Николая II»; Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913). Иностранные Награды: прусский Орден Красного орла 1-й степени (1907); итальянский Орден Святых Маврикия и Лазаря 1-й степени (1908). Библиография: «О воспитании дворянского юношества». Новгород, 1899; Князь Борис Васильчиков Воспоминания. Москва: «Наше наследие», 2003.

Francis_Younghusband_1905 (458x700, 169Kb)
1863
Фрэнсис Эдуард Янгхазбенд (Sir Francis Edward Younghusband; иногда фамилия передавалась на русском как Юнгхасбенд и Янгхасбенд)
британский разведчик и путешественник, глава британской вооружённой экспедиции в Тибет в начале XX века. Родился в городке Мюрри в Северо-Западной пограничной провинции Британской Индии. В 1876 г. поступил в Клифтон-колледж, а по его окончании в Королевский Военный колледж в Сандхёрсте. Окончив в 1882 г. Сандхерст, Фрэнсис Янгхазбенд был произведен в младшие лейтенанты и получил назначение в 1-й гвардейский полк Королевских драгун в Дели. В 1886—1887 гг. он пересек Центральную Азию из Пекина в Яркенд. По пути исследовал хребет Музтаг на Южном Памире и Каракорум. Впоследствии совершил еще две экспедиции на Памир, на Памире встречался с русским разведчиком Брониславом Громбчевским. Деятельность Янгхазбенда в значительной мере способствовала разгоранию Памирского кризиса на рубеже 1890-хх гг. В 1903 г. вице-король Индии лорд Керзон уполномочил Янгхазбенда в сопроводжении военного эскорта провести переговоры с тибетской администрацией по вопросам торгового и пограничного урегулирования. Когда попытки Янгхасбенда ни к чему не привели, англичане под начальством генерал-майора Д. Макдональда атаковали страну. Тем не менее и вторая попытка переговоров провалилась. Англичане предприняли новую военную экспедицию во главе с Янгхазбендом. Он штурмом взял столицу Тибета Лхасу. Далай-лама XIII и его двор бежали в Монголию для обсуждения возможной российской военной поддержки. Однако в силу внешнеполитических проблем Россия не смогла поддержать Тибет. В это же время оставшиеся в Лхасе светские политики были вынуждены заключить неравноправный торговый договор. За эту операцию Янгхазбенд был посвящен в рыцари. В 1906—1909 гг. Янгхазбенд был политическим агентом индо-британского правительства в Кашмире. После службы Янгхазбенд поселился в Лондоне, где был участником многих обществ и движений. Он отошел от политической деятельности, но оставался патриотом и продолжал сотрудничество с Королевским Географическим обществом. Он также стремился воодушевить более молодых путешественников в Гималаи и Тибет. Возраст и в немалой степени воспоминания о кровавой бойне, устроенной в Тибете, направили Янгхазбенда к духовным исканиям, где воспоминания детства в обществе глубоко религиозных тётушек смешался с учением Льва Толстого и опытом проживания в полирелигиозной Индии. Он организовал Мировой Конгресс Религий, делами которого продолжал заниматься вплоть до своей смерти 31 июля 1942 года. Труды: Путешествие по Средней Азии из Маньчжурии и Пекина в Кашмир через проход Мустаг // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Вып. XXXVI. Санкт-Петербург, 1888; «О путешествии по Памирам и сопредельным странам» // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск L. Санкт-Петербург, 1892; «Нашествие русских в Индию» // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск LIII. Санкт-Петербург, 1893; «Освобождение Читрала» // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск LXX. Санкт-Петербург, 1896. Источники: Бокиев О.Б. Завоевание и присоединение Северного Таджикистана, Памира и Горного Бадахшана к России. Душанбе, 1994; Постников А.В. Схватка на «Крыше мира», Москва, 2005; Хопкирк П. Больша Игра. Москва, 2003.

Rebikov_V.I._Postcard-1910 (450x700, 219Kb)
1866
Владимир Иванович Ребиков
русский композитор и пианист. Родился в Красноярске. Отец Ребикова — горный инженер. В Москве семья проживала на улице Пречистенка с 1868 года. Первые уроки музыки получил от матери. С 1878 учился в Коммерческом училище на улице Остоженке, с 1880 — в реальном училище К.П.Воскресенского, где продолжил музыкальные занятия. В 1885, пытался поступить в Московскую консерваторию но представив экзаменационной комиссии, во главе с С.И.Танеевым, свои «модернистские диссонансные сочинения», был отвергнут и поступил в Московский университет на филологическое отделение. Музыке обучался частным образом у Н.С.Кленовского. В 1891 уехал за границу для получения музыкального образования затем в Берлине у К.Мейербергера и Г.Мюллера. В 1893 создал в Москве цикл романсов на слова Семёна Надсона, и получил поддержку и одобрение от П.И.Чайковского. Период с 1893—1896 проживает в Одессе, где создает свою первую оперу «Лес шумит» (по повести В.Г.Короленко), в дальнейшем опера получила признание и была поставлена в Москве в театре «Аквариум». Ребиков посещал литературно-художественные вечера в доме Валерия Брюсова. С 1893 занимался преподаванием в Москве, Киеве и Одессе. Поселившись в 1897 в Кишинёве, добился открытия там отделения Русского музыкального общества и организовал музыкальную школу. В конце 1890-х посетил Вену и Мюнхен, где познакомился с новейшими течениями в европейском искусстве. В 1898—1901 явился инициатором и участвовал в организации первого в истории русской музыки официального творческого объединения — «Общества русских композиторов». С 1901 выступал с концертами в России и за границей. На русской и зарубежной сценах с успехом ставится лучшее произведение Ребикова опера «Ёлка», о Ребикове пишут и дискутируют газеты и журналы, но постепенно слава его угасла. Но еще к его последней опере «Дворянское гнездо» (по роману И.С.Тургенева), проявлял интерес В.И.Немирович-Данченко. На революционные события 1905 Ребиков откликнулся литературной поэмой «Альфа и Омега», «музыкально-психологической картиной» «Кошмар». С 1906 за рубежом. С 1909 вновь в Москве; опубликовал серию статей по проблемам музыкального искусства. Ребиков очень любил Крым. В юности он часто проводил лето в Феодосии, где у его родителей была небольшая дача. С 1910 проживал в Ялте, где и жил оставшиеся годы жизни. В Ялте он был заметной эксцентрической фигурой, его можно было встретить на улицах Ялты, ходившего с двумя зонтиками — белым от солнца и черным от дождя. В 1913 к 25-летию творческой деятельности Ребикова на сцене московского театра Г.Г.Солодовникова силами артистов «Оперы С.И. Зимина» была поставлена опера Ребикова «Ёлка». Умер в Ялте 4 августа 1920 года. Семья: Жена — Лидия Васильевна Ребикова; Дочь (приёмная) — Александра Ребикова (родилась в 1896), актриса театра и немого кино. Творческие взгляды Ребикова перекликаются с современными ему направлениями в движении символизма и музыкального импрессионизма. Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения. Ряд фортепианных работ Ребикова, в частности, «Эскизы-настроения», написан под влиянием живописи Арнольда Бёклина. Долгая дружба связывала композитора с поэтом Валерием Брюсовым, на стихи которого он написал несколько циклов романсов. В своём творчестве Ребиков придерживался сформулированной им самим концепции «музыкальной психографии». Его стиль значительно отличался от установившихся норм композиции, и его эксперименты в области музыкального языка нередко встречали непонимание со стороны его современников. Однако, на творческий дебют Ребикова очень благожелательно отозвался П.И.Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора: «Значительную талантливость… поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность». В свою очередь Ребиков посвящает Чайковскому свой фортепианный цикл «Воспоминания осени». Ребиков был одним из пионеров целотонной музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. В поисках новых музыкальных форм и возможностей синтеза различных типов искусства композитор создал несколько произведений в жанрах ритмодекламации, меломимики, мелопластики. Так например известна «ритмодекламация» Ребикова на стихи К. Бальмонта «Как цветок» 1918. Современники считали Ребикова «музыкальным декадентом, не считающимся ни с какими музыкальными законами и формами» (Большой Брокгауз 1903). Наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. Отвергнув эстетику традиционной оперы, Ребиков в своих «музыкально-психологических драмах» таких как «Дворянское гнездо» 1916, активно использовал аллегории и мистические символы («Теа», 1904; «Альфа и Омега», 1911). В жанре меломимики Ребиков создал одноименный цикл, в предисловии к которому он поясняет: «Меломимики — сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. Они отличаются от балета, потому что танец не играет в них никакой роли, и от чистой пантомимы, потому что музыка играет роль по меньшей мере равную мимике». Известны его «Вокальные меломимики». В области инструментальной музыки Ребиков ограничивался простейшими малыми формами, создав несколько десятков фортепианных миниатюр лирического или жанрово-характеристического плана, объединенных в серии под названиями «Вокруг света», «Осенние листья», «По славянским странам», «Буколические сцены» и ряд других. В составе этих циклов можно найти привлекательные пьесы, отличающиеся изяществом, остроумием и образностью музыки, но технически несложные. Работал в области духовной музыки известна его «Всенощная», по мнению композитора и дирижера Александра Дмитриевича Кастальского «выдающаяся по смелости изложения». Ребиков принимал активное участие в развитии музыкальной жизни в Кишинёве, где он создал не только отделение Русского музыкального общества, но и Музыкальное училище. За годы работы там он написал большое количество музыкальных произведений для детей — фортепианные, песенные и хоровые сборники «Детский мир», «Детский отдых», «Дни детства», «Школьные песни», музыкальные сценки «Басни в лицах» (по И.Крылову), детские балеты «Музыкальная табакерка», «Белоснежка», «Принц Красавчик», большое количество фортепианных циклов. Творческое наследие Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но также ряд статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств», «Музыка через 50 лет», «Орфей и вакханки». Оперы: «В грозу» (по повести «Лес шумит» Короленко, ор. 5, 1893, постановка, 1894, Городской театр, Одесса); «Княжна Мери» (по повести «Герой нашего времени» Лермонтова, не окончена); «Ёлка» (по сказке «Девочка со спичками» Андерсена и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского, ор. 21, 1900, постановка, 30 октября 1903, антреприза M.E.Медведева, театр «Аквариум», Москва; 1905, Харьков; 1906, Прага); «Тэа» (на текст одноимённой поэмы А.Воротникова, ор. 34, 1904); «Бездна» (1907, по одноимённому рассказу Леонида Андреева); «Женщина с кинжалом» (1910, либретто Ребикова ор. 41, по одноимённой новелле А.Шницлера, Артуру Шницлеру); «Альфа и Омега» (либретто Ребикова, ор. 42, 1911); «Нарцисс» (либретто Ребикова, по «Метаморфозам» Овидия в переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник, ор. 45, 1912); «Арахнэ» (либретто Ребикова, по «Метаморфозам» Овидия, ор. 49, 1915); «Дворянское Гнездо» (1916, ор. 55, по одноимённому роману Ивана Тургенева, постановка, 22 января 1995, Камерный музыкальный театр, Москва, режиссёр Б.А.Покровский, возобновлено 6 марта 2009). Балеты: «Белоснежка» (по сказке «Снежная королева» Андерсена); «Что случилось с балериной, китайцами и прыгунами». Одноактный балет. Москва 1914. Постановка Романова. Фортепианные циклы: «Осенние грезы»; «Эскизы настроений»; «Меломимики» op.11 (1898); «Меломимики» op.17 (1903); «10 звуковых поэм op. 13»; «Рабство и свобода», музыкально-психологическая картина (1903); «Песни сердца», музыкально-психологическая картина (1903); «Стремление и достижение», музыкально-психологическая картина; «В сумерках»; «Кошмар», "Музыкально-психологическая картина (для ф-но в четыре руки); «На родине»; «Осенние листья» (1904); «Из дневника», op. 33; «Мелопластики» (1910); «Маленькая балетная сюита» (1906); «Идиллии», op. 50 (1913); «Пять танцев», op. 51 (1914); «Они веселы», op. 54; «Музыкальная табакерка» (1902); «Из забытой тетради». Фортепианные циклы для детей: «Вокруг света»; «Силуэты»; «Из античного мира»; «Картинки прошлого»; «Альбом легких пьес для юношества»; «Игрушки на елке»; «Искорки». Вокальные произведения: «Вокальные сцены», op. 1 (на тексты Майкова, Кольцова, Надсона, Фета); Романсы, op. 4 (на тексты Надсона), op. 16 и 18 (на тексты Брюсова), op. 20 (на тексты Конфуция, Брюсова, Апухтина); «Басни Крылова в лицах»; «Меломимика», op. 19 (для хора и ф-но на тексты Лермонтова); «Мелодекламации», op. 32 (на тексты Апухтина и Гейне); «Ритмодекломации», op. 52 (на тексты Апухтина, Бальмонта, Петрарки, Рукавишникова и других поэтов); «Мелопоэза» (жанр, введенный Ребиковым) «Балкон осенью», op. 53 (на текст Звягинцевой); Детский хор «Классное пение»; Хор «Детский мир»; Хор «Дни детства». Оркестровые произведения: Оркестровая сюита — «На Востоке». Духовная музыка: «Литургия святого Иоанна Хризостомоса»; «Всенощная»; «10 хоров». Книги: Ребиков В. «Меломимика». Одесса, 1899. Статьи: Ребиков В. «Орфей и Вакханки», «РМГ», 1910, No 1; Ребиков В. «Через 50 лет» Русская музыкальная газета, 1911, No 1-3, 6-7, 13-14, 17-19, 22-25; Ребиков В. Музыкальные записи чувств // Русская музыкальная газета, 1913, No 48; Каратыгин В.Г., В.И.Ребиков, «За 7 дней», 1913, No 35. Переводы: Мейербергер К. «Гармония Вагнера», перевод с немецкого языка; Геварт Ф. «Методический курс оркестровки» (Москва, 1898) перевод с французского (Ребиков перевел и дополнил текст русскими примерами). Библиография: Павел Милюков. «Очерки по истории русской культуры». Часть 2. Санкт-Петербург, 1897 Том 2; Журнал «Весы». 1904 Том I, номер 7. Статья о В.Ребикове; Чешихин В. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) 2-е издание и значительно дополненное издание. Издательство: И. Юргенсон, Санкт-Петербург, 1905; «Нива». N 41-1913 г. Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни Санкт-Петербург. Издательство А.Ф.Маркса 1913 г. Фотопортреты композиторов: П.Шенк, В.Ребиков; Стремин М., О Ребикове, «Художественная жизнь», 1922, № 2; Сабанеев Л. «История русской музыки». Изд. «Работник просвящения». Москва, 1924, 87 страниц (Небольшая заметка о Ребикове); Берберов Р., (предисловие), в издании: Ребиков В., Пьесы для фортепиано, тетрадь 1, Москва, 1968; Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков: очерк жизни и творчества. — Москва, 1989.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 31 мая родились | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»