18 марта 2018 года исполняется 115 лет содня рождения одного из самых загадочных художников 20 века Владимиру Васильевичу Стерлигову
У Владимира Стерлигова стало возможным соединение авангарда, отрицающего всякую традицию, в том числе и духовную, с христианской идеологией.
В 1960 году Стерлигов создал коллаж “Купол” с чёрным квадратом Малевича внутри церковной луковички. Контуры её образованы касанием внепространственных цветовых зон, определяющих абрис купола и границы внешнего мира. В месте их сопряжения видна тончайшая, почти отсутствующая линия, отмечающая момент “тектонического” сдвига внутреннего и внешнего.
Вокруг таких людей, как Стерлигов, обычно собираются ученики. Первые появились еще в 1930-х и разделили его судьбу (арест и ссылка). В начале оттепельных 1960-х вокруг него снова сложилась группа учеников и пополнялась до самой его смерти в 1973-м. Легко представить, какой успех имел у молодежи человек, который изобрел блестящую ироничную терминологию для определения этапов советского изобразительного искусства (репрессионизм, сю-сю-реализм, высокое вырождение), мог публично сказать об официальной выставке, что "самое хорошее в зале — тени от веревочек". Он покупал книги любимых авторов, закрашивал плохие картинки, делал на их месте свои иллюстрации и дарил книжки друзьям.
Судьба свела меня с одним из учеников В.Стерлигова - с Михаилом Церушем (Я рассказывал Вам уже о М.Цэруше и о его творчестве, о выставке М.Цэруша и Л.Астрейн "В доминанте цвета")). Мы дружим уже много лет, и вот все это время я пытаюсь познать загадку этого выдающегося художника, Владимира Васильевича Стерлигова, которого называют последним художникком русского авангарда.
Так мы с Мишей пьем "За милых дам"
А теперь поговорим о В.В.Стерлигове.
[показать]Родился Владимир Васильевич 18 марта 1904 года в Варшаве. Отец — Василий Николаевич Стерлигов (187?—1932), дворянин, учитель истории, мать — София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; ок. 1880—1915), учительница. Вскоре после рождения переехал с родителями в Москву; семья жила на Воздвиженке (Ваганьковский пер, д. 3, кв. 2); лето проводил в имении, в селе Острое Пластиково. Детство провёл в Москве. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922—1925 учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, в 1923—1925 учился живописи и рисунку в частных студиях.
Бóльшую часть своей жизни Стерлигов провел в северной столице, где воспитал целую плеяду художников («школа Стерлигова»). Сам он считал себя последователем Малевича. Приехав в 1925 году в Ленинград (по совету соратницы Малевича Веры Ермолаевой), он поступил в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) — одну из последних цитаделей художественного авангарда. В те годы Стерлигов был прежде всего поэтом, разделявшим алогизм обэриутов. Кроме того, серьезное влияние на него оказали супрематизм Малевича и кубизм.
ОБЭРИУ́ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
Обэриуты в своём манифесте заявили: «Кто мы? И почему мы?.. Мы — поэты нового мироощущения и нового искусства… В своём творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии — столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики». Основные способы построения текста — языковые и речевые аномалии, орфографические ошибки, «пятое значение», опровергание собственных слов, фрагментарность, отсутствие логики и другие.
Обэриуты утверждали, что наряду с существующими четырьмя значениями предмета (начертательным, эмоциональным, целевым и эстетическим), которые закрепляют отношения между человеком и предметом, необходимо ввести «пятое значение», которое определяется самим фактом существования предмета и обеспечивает ему полную свободу, освобождая от условных связей. То есть слово рассматривается как предмет, а предмет — как слово (например, «за кончик буквы взяв, я поднимаю слово шкаф»).
Важнейшим принципом в поэтике обэриутов является релятивность. Этот принцип состоит в том, что когда последующий фрагмент текста опровергает предыдущий, опровергаемый элемент из текста не изымается. В качестве примера можно привести начало рассказа Хармса «Четвероногая ворона»: «У вороны, собственно говоря, было пять ног, но об этом говорить не стоит». Существуют даже целые рассказы, построенные на этом принципе, например, рассказ Хармса «Голубая тетрадь № 10». Рассказ начинается так: «Был один рыжий человек…». Затем мы узнаём, что у этого человека не было волос, ушей, рта и внутренностей. Рассказ заканчивается словами: «Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем говорить». Мы говорили об этом направлении, когда я рассказывал о Хармсе - гении абсурда.
Равновесие
К несчастью, потрясения 1930-х годов и военных лет жестоко обошлись с наследием художника: ранних его произведений сохранилось совсем немного — одна картина 1928 года под названием «Супрематическая доска (Равновесие)» и несколько рисунков. В конце 1934 года Стерлигов, вместе с Ермолаевой и учениками, был арестован по обвинению «в антисоветской деятельности» и выслан в лагерь под Карагандой. Освободили художника через четыре года. В 1941–1942 годах он воевал в 47-м артиллерийском полку, державшем оборону на Карельском перешейке; был контужен и демобилизован. Провел несколько месяцев в блокадном Ленинграде; эвакуировался в Казахстан, где женился на ученице Павла Филонова — Татьяне Глебовой. Это был второй брак — первая жена художника, Л. И. Мейснер, была репрессирована и погибла вскоре после его ареста. В 1945-м Стерлигов и Глебова вернулись в Ленинград.
После войны художник занимался оформительством и книжно-журнальной иллюстрацией. Заказы были редки, но в живописи своей на «официальный» язык он не перешел. Расцвет Стерлигова пришелся на поздние годы — именно тогда он открыл так называемую «чашно-купольную» систему отображения пространства. Озарение снизошло на живописца 17 апреля 1960 года на Крестовском острове, где он по-новому увидел окружающую его природу. Купол неба и чашу земли образует кривая — «Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура»... Кривая как антитеза прямой Малевича: обе — «прибавочные элементы современности», но прямая разъединяет, делит мир на две части, а кривая, наоборот, соединяет. Нельзя не уловить тут связь с органической теорией Михаила Матюшина (подробнее об этом течении можно прочитать здесь), ставящей во главу угла прежде всего взаимодействие, взаимовлияние природных форм: как пишет искусствовед Алла Повелихина, «в “органической” пластике целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей».
Море
В картинах и рисунках Стерлигова одновременно могут существовать несколько пространств, несколько миров — верх может обернуться низом, а фон может обрести предметные очертания, поэтому работы Стерлигова нельзя назвать ни фигуративными, ни абстрактными. Однако, в отличие от обэриутов, чьи произведения обнажали парадоксальный и абсурдный, по большей части неподвластный человеческому разуму мир, Стерлигов, по словам искусствоведа Глеба Поспелова, «искал в мире не хаотичности, но одухотворенного строя»... Значительное влияние на его мировоззрение оказало христианство. Частыми элементами в его иконографии являются ангелы и глаз («око Бога»). Художник интересовался иконописью и в некоторых своих творениях исследовал проблему создания «лика».
Художник писал в 1963 году: «Постоянное чувство верха и низа, но не так, как только верх и низ, а низ - он же и верх, и верх - он же и низ. Низ - как падение вверх, теперь свойственно низу падать вверх, а верх, как постоянное пребывание, бесстрашно сохраняющее в себе возможность падения вниз. Пример - картина Пуссена "Орфей и Эвридика", где в углу одежды летят вверх. Ощущение живописно-пластической тяжести, а из-за того, что и верх и низ сейчас способны занимать места друг друга, рождается ощущение БЕЗВЕСИЯ. Если нет у живописи этого ощущения - то подожди писать. Да, живописно-пластический мир картины висит, а не весит, так же как и солнце. Вес солнца, то есть цифры тяжести, рухнули бы, раздавив все, если бы не висели на честном слове, то есть на силе безвесия...»
Пуссен "Орфей и Эвридика",
«Кисть растрепалась и нужно острое перо»,- сказал Малевич и повесил в безвесии «Квадрат». Его обогнула «Кривая» Стерлигова и продолжила раскрытие тайны мира.
Учеником Малевича он считал себя всю жизнь и, как и учитель, был убежден в существовании абсолюта, верховной художественной истины. Владимир Стерлигов прежде всего учил мыслить "не предметами, а отношениями", учил "рисовать проблему", а не тот или иной сюжет. Воспитанные им художники пишут "жизнь пластической формы", умея наполнить ее особым значением и душевным теплом. Определяющими для мастеров стерлиговского круга являются идеи соразмерности, согласованности, объединения, целостности, гармонии. Такая гармония реализуется при помощи определенных способов изображения, основанных на акцентировании его скрытой геометрии и ритмо-пластических качеств. Разъясняя понятие "окружающей геометрии, Владимир Стерлигов, говорил о том, что такой способ восприятия мира позволяет увидеть и в предмете, и в "пустом" пространстве "дивную жизнь форм". "Главное - изображение пространства цветом". "Цвет - форма. Потеря в цвете есть потеря в форме" - сформулированные учителем положения легли в основу собственной живописной жизни его учеников.
Стерлигов не разделяет искусство на фигуративное и нефигуративное, считая, что свойства беспредметности могут проявляться и в фигуративных работах, а природные ощущения найти выражения в самых беспредметных картинах…. Стерлигов понимает искусство, творчество как выражение духовно-нравственного состояния человека, как духовное "делание", опираясь на опыт и традиции русского искусства XX века…
«Я учился у Малевича и после квадрата поставил чашу. Как идея – это открытая чаша. Это кривая мира, она никогда не кончится….. Прямая разделяет, кривая - связывает… Кривая совпадает с природой».
Распятие
В.В.Стерлигов умер 1 ноября 1973 года и похоронен в Старом Петергофе.
На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 поставлен памятник, сделанный С. Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».
Михаил Цэруш уже давно стал признанным художником. В каталоге выставки его картин, которая проходила в Париже года два назад, Главный научный сотрудник Русского музея, профессор, доктор искусствоведения М.Герман написал "Как истинно одаренный художник Цэруш живет в собственном времени, существующим вокруг. Цэруш увердился в стремлении вслед за учителем, В.Стерлиговым, искать скрытую суть мира, различать сложные стуктуры таинственным образом синтезируя в себе жесткую логику и поэтическую веру в изначальную упорядоченность и разумность Вселенной."
Миша Цэруш однажды написал мой портрет и подарил мне. Так и я стал частью мира Стерлигова.
Портрет профессора В.Звонова.