Фридрих Дюрренматт - художник, которого все считали писателем
Вчера, 26.03.2016 года, побывали в "Театре на Васильевском", где была премьера нового спектакля "Ромул Великий".
У нас появился повод поговорить и о живописи, и о литературе, и об истории, и о театре.
Исторически недостоверная комедия "Ромул Великий" была написана великим швейцарским драматургом Фридрихом Дюрренматтом в 1949 году. Пьеса, поставленная в Базеле, успеха не имела. Исторический сюжет, в данном случае падение Западной Римской империи, заинтересовал его не сам по себе, а лишь своим сходством с недавними событиями — 12-летим существованием и падением Третьего рейха, и лишь в той части, в которой это сходство можно было уловить. По отношению к истории Рима пьеса Дюрренматта представляет собой откровенную пародию; соответственно, он не стремился к исторической достоверности характеров главных героев. Так, Ромулу Августулу, который в 476 году был ещё ребёнком, у Дюрренматта — «за пятьдесят» (соответственно, Орест из отца Ромула превращается в его преданного полководца); предводитель германцев Одоакр в его пьесе не имеет со своим историческим прототипом ничего общего, кроме имени. Но о спектакле мы поговорим потом.
Сначала познакомимся с личностью его создателя.
Фридрих Райнхольд Дюрренматт (нем. Friedrich Reinhold Dürrenmatt; 5 января 1921, Конольфинген — 14 декабря 1990, Невшатель) — швейцарский немецкоязычный прозаик, драматург и публицист, один из крупнейших писателей и драматургов послевоенной Европы. Наиболее широкую известность он завоевал в качества автора таких пьес, как «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962). Дюрренматт
Дюрренматт сам себя называл «самым мрачным комедиографом из всех существующих». Сочинения Ф. Дюрренматта переведены на более чем 40 языков мира. Классик литературы очень редко давал интервью, однако в 1978 году швейцарскому национальному телевидению удалось поговорить с ним о тайнах его творческой кухни и записать разговор на пленку. Предлагаем Вам посмотреть отрывок из этого уникального интервью (SRF, swissinfo.ch). Предлагаю Вам для начала послушать это интервью.
Кто такой Дюрренматт, писатель, или художник?
Первые 25 лет своей жизни Дюрренматт находился в состоянии некоей раздвоенности, он никак не мог сделать окончательный выбор в пользу одного или другого вида искусства.
В итоге перо победило кисть, и в историю мировой культуры Фридрих Дюрренматт вошел как выдающийся мастер слова. Тем не менее, рисовать он никогда не прекращал, пусть даже для себя, пусть даже публика долгое время не имела доступа к его рисункам и картинам.
Сегодня наследие из области живописи великого швейцарца собрано и тщательно изучается в городе Невшатель, в специальном «Центре Фридриха Дюрренматта», расположенном на высоком горном склоне. С террасы центра открывается изумительный вид на озера и долину Швейцарского плато. Всего в центре собрано около одной тысячи единиц хранения: картин, рисунков, набросков, творческих штудий и неоконченных этюдов.
Очень часто основой сюжетов этих работ, колеблющихся в промежутке от абсурда до гротеска, становились заимствования из греческой и библейской мифологии.
Дюрренматт говорил, что он мыслит образами. Перенесенные на полотно в виде картины или рисунка, они позволяли ему выражать то, о чём он был не в состоянии написать. Можно сказать, что живопись была его страстью. Выставлялся он очень редко. Он разработал свой собственный художественный язык, на который много чего повлияло. Познакомьтесь с Фридрихом, как с художником. Вот только несколько его работ.
Путь Наполеона
Черное вознесение
Пейзаж
Жена
Дюрренматт - прозаик
Первыми литературными опытами Дюрренматта были рассказы — «Рождество» (Weihnacht), «Палач» (Der Folterknecht), «Сын» (Der Sohn) и другие, написанные ещё в годы войны: самые ранние из них были опубликованы в 1943-м. Мир этих ранних рассказов страшен своими фантастическими несообразностями. «Тут движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, воздух клейкий, а тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром». Этот мрачный колорит был вполне в духе времени: ужасы Второй мировой войны значительную часть европейской интеллигенции повергли в отчаяние, уже пережитое однажды — после первой «мировой бойни», и настроили на метафизический лад, побуждая искать причины происшедшего в «извечной» природе человека. Второе рождение переживал экспрессионизм, в моду вошёл не оценённый при жизни Франц Кафка с его мрачными параболами; в европейской литературе появились многочисленные эпигоны Кафки, — его влияние отмечают исследователи и в ранних рассказах Дюрренматта. Сам Дюрренматт считал эти рассказы «опытным полем» для своих драм. Первым его драматическим опытом стала радиопьеса «Двойник» (Der Doppelgänger), написанная в 1946 году.
В 1947 году Дюрренматт написал свою первую пьесу для театра — «Писание гласит…» (Es steht geschrieben…). Действие её происходит в Германии XVI века, в Мюнстерской республике анабаптистов, и хотя сюжет пьесы был основан на реальных событиях и герои её сохраняли некоторое сходство со своими историческими прототипами, Дюрренматт в предисловии специально оговаривался, что не следовал документам, с которыми к тому же и знаком плохо: его тронуло давнее происшествие — старинная мелодия, взятая им и инструментованная по-новому. В любом случае, и эта пьеса, и следующая, написанная в том же году драма «Слепой», действие которой также происходит в Германии XVI века, были навеяны Второй мировой войной.
Пьеса «Ромул Великий» была поставлена в Городском театре Базеля в 1949 году, однако и после этой премьеры автор не проснулся знаменитым; зарабатывать на жизнь в конце 40-х годов Дюрренматту приходилось главным образом театральной критикой в еженедельнике «Weltwoche» и скетчами для кабаре.
Популярность к Дюрренматту пришла во второй половине 50-х — начале 60-х годов.
В начале 60-х в Ленинградском театре Комедии я, помню, смотрел странную пьесу Дюрренматта "Физики". Действие происходит в течение одного дня на старой вилле частного психиатрического санатория «Вишнёвый сад», основанного доктором медицины, старой девой Матильдой фон Цанд. Все остальные её пациенты («выжившие из ума аристократы, поражённые склерозом политики — за исключением тех, кто всё ещё держит в своих руках бразды правления, — а также дебильные миллионеры, писатели-шизофреники, магнаты индустрии, страдающие депрессивно-маниакальным психозом, и т. д., короче говоря, душевнобольная элита чуть ли не всей Европы») давно переселены в новые корпуса лечебницы. На старой вилле остались только три пациента, и все трое — физики, «безобидные, симпатичные и милые психопаты, сговорчивые, послушные и непритязательные». Три месяца назад пациент, воображающий себя Ньютоном, задушил медсестру; теперь то же самое сделал пациент, считающий себя Эйнштейном.
«Ньютон» совершённое убийство объясняет инспектору полиции тем, что он и медсестра любили друг друга и это отвлекало его от мыслей о всемирном тяготении. Тем же объясняет своё преступление и «Эйнштейн»: они любили друг друга, убитая медсестра хотела выйти за него замуж и уехать вместе с ним в деревню. Инспектор полиции не может арестовать душевнобольных, но от имени прокурора настаивает на том, чтобы пациентов в клинике обслуживали санитары-мужчины.
Третий физик, Иоганн Мёбиус, находится в клинике уже 15 лет; он никем себя не воображает, но ему постоянно является царь Соломон и открывает тайны природы, связь всех вещей, систему всех возможных научных открытий. Мёбиус и его сиделка, сестра Моника, тоже любят друг друга; именно поэтому физик убеждает медсестру немедленно покинуть клинику: здесь ей грозит смертельная опасность, — но узнаёт, что сестра Моника считает его совершенно здоровым и уже получила от доктора фон Цанд разрешение покинуть клинику вместе с ним. Мёбиус убивает медсестру.
В санаторий вновь прибывает полиция; тем временем сиделок уже заменила интернациональная бригада санитаров, и все — чемпионы своих стран по боксу в тяжёлом весе. Мёбиус тяжело переживает случившееся, но совершённое убийство объясняет приказом царя Соломона. Он готов понести заслуженное наказание, однако полиция и его не может арестовать.
За ужином Мёбиус узнаёт, что «Ньютон», живущий в санатории под вымышленным именем, в действительности — известный физик, он поселился у доктора фон Цанд, чтобы следить за Мёбиусом, и медсестру задушил потому, что она о чём-то догадалась, а главное — не считала его сумасшедшим: пришлось таким образом доказывать своё безумие. Ровно то же самое сообщает Мёбиусу и «Эйнштейн». Оба физика получили от своих спецслужб приказ вывезти гениального коллегу из санатория, что полагают возможным и теперь, когда в отношении пациентов принимаются усиленные меры безопасности: санитары превращают клинику в тюрьму.
Мёбиус, однако, никуда бежать не хочет; пока физики-шпионы мучительно делят его между собой, выясняется, что он сжёг все свои рукописи: «Существует такой риск, на который человек не имеет права идти: риск гибели всего человечества», — собственно, поэтому он и надел на себя шутовской колпак и выдумал царя Соломона. Мёбиус призывает коллег сообщить своим правительствам (благо у них имеются секретные радиопередатчики), что он действительно безумен, и остаться вместе с ним в санатории. В конце концов физики-шпионы соглашаются.
Но тут появляется Матильда фон Цанд; все разговоры физиков, как выясняется, прослушивались, их радиопередатчики уже у доктора. Матильда фон Цанд открывает физикам свою тайну: ей тоже все эти годы являлся царь Соломон; он хотел, чтобы Мёбиус его именем правил на всей земле, но Мёбиус его предал, и царь повелел Матильде править миром вместо него. Это она натравила на физиков сиделок, чтобы подтолкнуть их к убийству и таким образом обезвредить. На протяжении многих лет она снимала фотокопии с рукописей Мёбиуса, и теперь все его гениальные открытия в её руках. Под эти открытия она давно уже основала гигантские предприятия и объединила их в могущественный трест.
Режиссер, поставивший эту пьесу в театре комедии Н.Лифшиц говорил, что "Великие физики нашей эпохи, нашедшие пути для расщепления атома, как показала действительность, не только принесли человечеству великую победу гения над тайнами природы, но и, к несчастью, поняли, что их открытия поставили человечество на грань самоуничтожения."
В этой пьесе Дюрренматт по-своему отвечает на вопрос о неустранимом конфликте между наукой, мыслителями и монополистическим капиталом. Он выступает с острым памфлетом, который одновременно содержит глубокие раздумья о месте независимого ученого в современном мире.
В психиатрической лечебнице ученые-физики пытаются спрятаться от жизни, подстерегающей их, от тех, кто претендует на их открытия. Ученому, владеющему такой страшной силой, как расщепленный атом, нет иного пути, как притвориться безумным, чтобы стать недосягаемым. Дюрренматт показывает, что и в психиатрической больнице нет для них спасения. Если один выдает себя за сумасшедшего, чтобы остаться честным перед самим собой, то другие играют в безумие, чтобы выполнить задание своих хозяев: атмосфера слежки и обмана царит во внешне респектабельном и благоустроенном лечебном заведении Матильды фон Цанд.
Главный тезис пьесы сводится к следующему: всякая власть является врагом науки, обладающей секретом столь великой и в то же время разрушительной силы. Ученые, владеющие тайной атома, вынуждены тщательно скрывать свои открытия ото всех и вся. Пьеса Дюрренматта пессимистична, так как автор не видит выхода из тупика для свободной научной мысли. Я в конце 60-х закончил отделение ядерной физики физфака ЛГУ, и все эти мысли были для меня откровением.
Сцена из спектакля "Физики"
Пьеса "Физики" создавалась в годы, когда в условиях усиливающейся гонки вооружений и накопления средств массового уничтожения участились дискуссии о нравственной ответственности учёных-физиков за возможные последствия их ошеломляющих открытий. Дюрренматт выдвигает парадоксальный тезис о том, что человечество просто не в состоянии употребить без вреда для себя научные открытия, сделанные опередившими своё время гениями. В мире, который у Дюрренматта ассоциируется с сумасшедшим домом, нравственные терзания осознавшего губительность для человечества своих «озарений» учёного лишены смысла. Безумные устремления к господству над миром и логика выживания несовместимы. В одиночку с надвигающейся катастрофой не справиться. Значит, человечеству не остаётся ничего другого, как преодолеть идеологические, политические, этнические и прочие разногласия и объединиться в борьбе за выживание. Такой вывод не вытекает из пьесы, в которой преобладают мотивы безысходности.
Это был конец 60-х годов. И вот теперь мы обращаемся к "Ромулу великому". На дворе 2017 год. Наука в загоне, ученые, если они не приносят деньги никому не интересны.... Опять наступает эпоха безумия. Распалась последняя Империя - СССР.
Импе́рия (от лат. imperium — власть) — могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий. Как правило империя объединяет разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире. Самыми известными империями являлись Римская Империя, Священная Римская Империя, Османская Империя, Российская Империя, Британская Империя. По официальному мнению СССР, США также являлись империей. По состоянию на 2016 год, формально единственной в мире империей является Япония.
Исторические периоды:
Древний мир — до 476 года (падение Западной Римской империи) |
Средние века — с 477 года — по 1453 год (падение Константинополя) |
Новое время — с 1454 года — по 1918 год (конец Первой мировой войны) |
Новейшее время — с 1919 года |
Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Октавиана Августа, до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года до н. э. по 476 год. Восточная часть Римской империи с центром в Константинополе существовала ещё 977 лет — до 1453 года.
При императоре Траяне Римская империя достигла своих максимальных размеров.
1622 года назад, 17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.
Период внешней экспансии, который давал Риму приток золота, другой добычи и рабов, подошел к концу. Паразитировать на других народах уже не получалось. В Центральной и Восточной Европе отпор римлянам давали предки современных немцев и славян. Вторжения хозяев причерноморских степей – скифов и сарматов (прямых предков русских), всадников одетых в броню и пронзавших противников длинными копьями, поставили Рим на грань военного поражения. Многие города были обращены в руины. На Ближнем Востоке римлян остановила Персия.
Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис.
Военный, социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы постепенно уступали место молодому христианству. Само христианство уже тогда не было единым и делилось на ряд враждующих течений. Императорская власть нуждалась в поддержке народа и бога (богов), в которых верили люди. Императоры выбирали между Митрой (Солнцем), который был популярен на Востоке, Юпитером и Христом. В итоге выбрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику Диоклетиана Константину (306 - 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам.
Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.
Ещё император Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами, которые имели младших соправителей - цезарей. Диоклетиан хотел, чтобы после 20-летнего правления августы уходили в отставку, а их заменяли цезари, которым на смену придут новые цезари. Однако система была неустойчивой и привела к междоусобной войне, между претендентами на императорский престол. В войне победил Константин. В правление Константина могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Но уже его сыновья развязали новую междоусобную войну. В итоге два брата погибли, победил Констанций, который правил до 361 года. Констанций был сторонником арианства. Ариане считали, что Христос не равен Богу-Отцу. Никониане подвергались гонениям.
После Констанция был Юлиан, Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб.
Рим быстрыми темпами шел к своему закату. В 410 году готы Алариха взяли Рим. «Вечный город» был взят врагами впервые за 800 лет. В 455 году в Рим ворвались вандалы. Город подвергли страшному разгрому. После их ухода в Италии хозяйничали вожди наемников, которые возводили на престол и свергали императоров. В остальных провинциях создавали свои государственные образования «варвары». В Восточной части империи правили свои императоры, которых судьба Рима особо не заботила. «Вечный город» надолго утратил свою славу.
Рим окончательно пал в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная часть Римской империи (Ромейская империя) просуществовала ещё почти тысячу лет и пала в 1453 г. под натиском новых «варваров» – османов.
Иной раз в истории можно наблюдать невероятные совпадения. Известно, что первым античным императором, правившим в Константинополе, был Константин Великий. Последнего константинопольского императора тоже звали Константин (XI Палеолог). Как мы знаем, первого представителя дома Романовых на русском престоле звали Михаил – как и последнего, правившего со 2 по 3 марта 1917 года. То же можно сказать и об античном Риме – первым его правителем был царь Ромул, последним – малолетний император Ромул Август.
В 475 году нашей эры Западно-Римская империя трещала по швам. В то время у кормила власти в Равенне, где располагался императорский двор, находилось два человека, это варвар, вождь герулов Одоакр и римлянин, в прошлом – секретарь Аттилы Флавий Орест. У них было разное представление о том, как управлять остатками империи. Одоакру было всё равно, что будет с Римом, Орест же мечтал возродить былое величие государства. В 475 году Орест и Одоакр свергли ставленника Константинополя Юлия Непота, и поставили сына Ореста, подростка Ромула Августа. Своего сына Флавий Орест назвал в честь знаменитого героя, основателя Рима и питомца Капитолийской волчицы. Именно Ромул провёл священную борозду у семи холмов на берегу реки Тибр, положив начало не просто новой общине, а могучей цивилизации, объединившей в будущем весь цивилизованный Западный мир. Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры.
Правление Ромула Августа проходило в обстановке мятежей солдат империи, состоявших в основном из варваров-федератов (союзников) Рима. У Флавия Ореста не было денег для того, чтобы платить им жалование. Жители Равенны прозвали малолетнего императора «Августул» («Августёнок»). Безусловно, подросток едва ли мог каким-нибудь образом исправить положение. Встав во главе войск, Одоакр двинулся на Равенну, убил Флавия Ореста и низложил Ромула Августа. Свергнутый император был отправлен в ссылку в Кампанию. День низложения Ромула Августула – 4 сентября 476 года – считается формальной датой распада Западно-Римской империи.
Что касается Ромула Августа, после низложения его следы теряются. Никто из современников не интересовался его дальнейшей судьбой. Впервые о нем вспомнил Дюрренматт, и написал пьесу. Но историю Дюрренматт знал плохо, а потому не это было главным в его произведении.
Он начал писать пьесу сразу после окончания 2 мировой войны. Распался 3-й рейх.
Вот таким был 3-й рейх
С крахом национал-социалистического мира 8 мая 1945 года появилась возможность разработать новый мир. Искусство и культура, и в этом державы-победительницы были единодушны, должны были сыграть в реабилитации немцев важную роль, точно также как и театр.
Философская пьеса, насыщенная политическими проблемами, была потребностью того времени. Приблизительно до середины 50-х годов на сценах западноевропейских театров преобладала драматургия, превращавшая театральные подмостки в трибуну для страстного обращения к зрителям по общественным, нравственным и философским вопросам.
Считалось в то время, когда творил Б.Брехт, что зритель больше не принимает мир, а создает его сам. Театр больше не пытается затуманить его разум… Теперь театр бросает его в схватку с миром». Таким образом, Брехтом была создана «теория драматического театра», в основе которой лежит эффект «отчуждения», благодаря которому достигается активация зрителя.
Творчество Дюрренматта отличается от творчества Брехта. Дюрренматт творил в Швейцарии, а Швейцария во время войны сохраняла нейтралитет. А что такое нейтралитет? нейтральности не существует, т. к. отказ от выбора, невмешательство, пассивность всегда есть форма позиционирования. Политическая воздержанность, безразличие или бездействие всегда имеют определенные последствия, а в частности, они выражаются, как правило, в укреплении существующего положения власти. Дюрренматт считал нейтральность Швейцарии циничным средством политики. «Швейцария политически холодная и расчетливая, т. к. она допускает, в зависимости от ситуации, политическое участие или политическую передачу».
«С точки зрения политики, Швейцария решала одну единственную политическую задачу, которая делала все остальные политические задачи второстепенными: избежать войны с помощью своей политики, и она избегала ее с помощью своей политики. Другой вопрос, конечно, каким образом она ее избегала. Нейтральность это политическая, а не моральная тактика. Нейтральность представляет собой искусство, вести себя как можно выгоднее и безопаснее. Мы вели себя также и по отношению к Гитлеру: как можно выгоднее и безопаснее». Как упомянул сам Дюрренматт, его страна, «которая сформировала нейтральность по-разному и, вероятно, также деформировала ее, стала страдалицей, даже соучастницей национал-социализма»
После окончания Первой Мировой войны австрийский драматург Гуго фон Гофмансталь сказал следующее: «После проигранных войн нужно писать комедии». После окончания Второй Мировой войны, американский драматург Юджин О'Нил, предсказывал: «Сейчас пришло время комедиям. Это будут очень горькие комедии». Точно также говорил в этом смысле и сам Дюрренматт: «нам остается только комедия.».. Вот Дюрренматт и написал комедию, которую поставил театр на Васильевском сегодня, когда закончилась одна холодная война, за окончание которой М.С.Горбачев получил серебрянную медаль Конгресса США, и началась новая холодная война, которую западные ястребы мечтают перевести в горячую. Активно им помогают всякие навальные, явлинские, которые напоминают "Великого Ромула" из пьесы Дюрренматта. Зачем поставил сегодня театр эту пьесу? Чтобы быть современным!
Как мы говорили, одним из первых драматургов, стремящихся к активации зрителя в театре, был Б. Брехт. Он разработал принцип «отчуждения», благодаря которому театр больше не пытается затуманить разум зрителя, наполнить его иллюзиями, а также смириться со своей судьбой.
Ф.Дюрренматт тоже разработал свою концепцию, направленную на управление публикой, назвав ее драматургией мысли. Дюрренматт дал четкое объяснение понятию мысль: «Посредством мысли, посредством комедии, анонимная публика становится публикой, реальностью, с которой нужно считаться, но и которая должна быть оценена. Мысль легко превращает количество театральных зрителей в массу, которую можно атаковать, соблазнить, перехитрить для того, чтобы донести до нее те вещи, которые она бы иначе так легко не стала слушать. Комедия это мышеловка, в которую аудитория постоянно попадает, и будет попадать».
С падением Римской империи Дюрренматт намекает на падение Запада. С помощью бегающих кур Дюрренматт пародирует время; курица, которая каждый день должна снести яйцо. Место действия пьесы, куриная ферма, является гротеском, потому что у зрителя абсолютно другое представление об императорском дворе. Падение империи «показывается зрителю из куриного двора» и, таким образом, выглядит как посмешище. Как время и место, действие тоже едино, и эта классическая структура забавно контрастирует с хаотическим миром куриц на сцене. Действие пьесы разворачивается на вилле императора Ромула в Кампанье в течение одних суток, с утра 15 до утра 16 марта 476. Германцы приближаются к Риму. В столице мира царит запустение. На императорской вилле всё завалено хламом и поросло плющом и бурьяном. Министр финансов сбежал вместе с казной, которая, впрочем, давно пуста. Ромул добывает деньги, распродавая бюсты великих представителей Рима и листки со своего золотого лаврового венка Театр на Васильевском поставил спектакль о закате Западной Римской империи. Здесь есть атакующие Империю германцы и есть сам император Ромул - куровод, пацифист и по большому счету пофигист. Играет его народный артист Юрий Ицков, и эта постановка - подарок ему к 45-летию творческой деятельности. Подарок хороший - Ицкову есть где развернуться и продемонстрировать все грани своего таланта.
Что такое «менеджерская болезнь», всем хорошо известно: беспокойство, шум, суматоха, расстроенный брак и расшатанные нервы. («Авария») |
Нельзя шутить с идеалами, за идеалы люди проливают кровь. («Визит старой дамы») |
То, что случилось, не имеет значения, потому что оно уже случилось. Случившееся надо отбрасывать, кто не умеет забывать, тот бросается под колеса времени и дает себя раздавить. («Правосудие») |
Чем духовнее мотив какого-нибудь акта насилия, тем злее само насилие, тем осознаннее, тем меньше ему оправданий. Оно принимает черты бесчеловечности. Святотатства. («Правосудие») |
Лучше быть нищим, чем палачом. («Визит старой дамы») |
Не надо стыдиться своей любви, а любовь к отечеству — хорошая любовь. Правда, она должна быть строгой и критичной, иначе это будет обезьянья любовь. Если в отечестве открываешь пятна и грязные места, то их нужно почистить. Из всех двенадцати подвигов Геракла мне больше всего понравилось, как он вычистил авгиевы конюшни; сносить же весь дом, а затем в этом бедном испорченном мире строить другой бессмысленно и неумно. («Подозрение») |
Богатство только тогда имеет ценность, когда оно покоится на милосердии, а милосердия достоин только тот, кто жаждет милосердия. («Визит старой дамы») |
Гуманизм, господа, — бизнес миллионеров. С моими же капиталами устраивают мировой порядок. Мир сделал из меня публичную девку, теперь я сделаю из него бордель. («Визит старой дамы») |
За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой ради государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас. («Ромул Великий») |
Причина, которая пробуждает в нас страх, спрятана в нашем сердце, гнездится в наших грехах; поймите это, и тогда вы поборете то, что вас мучит; найдете оружие, чтобы победить свой страх. («Визит старой дамы») |
Вот таким у нас получился разговор после спектакля.