Один из величайших скрипичных концертов в исполнении скрипача №1 в мире с невероятным оркестром под управлением дирижера-звезды, на скрипке, созданной легендой.
Итак для начала нашего разговора послушайте и погрузитесь в музыку, которая всегда бередит мне душу.
Музыка - Ян Сибелиус, концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903 год)
Солист - Максим Венгеров
Оркестр - Chicago Symphony Orchestra
Дирижер - Дэниел Баренбойм
Инструмент - конечно, Страдивари!
Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. в 1903 году Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту. Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Первое исполнение Концерта для скрипки с оркестром состоялось 8 февраля 1904 года в Хельсинки под управлением автора.
[показать]Ян Сибелиус - это знаковая фигура для Финляндии. Он является основоположником финской музыки, его музыка сыграла важную роль в процессе становления независимой Финляндии. Появление Сибелиуса на свет в 1865 г. произошло в самый удачный момент. Финляндия, чья вековая связь со Швецией была оборвана в 1809 г., теперь искала свою собственную национальную индивидуальность, будучи частью Российской империи. Началось развитие своего языка и культуры.
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 году в Тавастгусе в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе. В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в лицее Хямеэнлинны.
Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан -- на виолончели, Ян -- вначале на рояле, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу. Впоследствии, его влечение к музыке возрастало и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений. Уроки игры на скрипке под руководством местного военного дирижера начались, лишь когда Сибелиусу было около 16 лет, и с самого начала, как вспоминал сам композитор, скрипка всецело захватила его. «Десять последующих лет моим самым искренним желанием, моей самой честолюбивой целью было стать великим скрипачом-виртуозом». Фортепиано «не поет», как комментировал сам композитор, и этот инструмент был для Сибелиуса главным образом средством для сочинения. С помощью скрипки, помимо собственно скрипичного репертуара, он познакомился с классическим и романтическим камерным репертуаром.
В 1885 году поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
Вена также оказала еще одно важное влияние на Сибелиуса: в нем неожиданно проснулся интерес ко всему финскому и к финскому языку. Сибелиус заинтересовался «Калевалой» и открыл для себя ее таинственный мир: «Я думаю, что «Калевала» очень современна. По- моему, она – самая музыка: тема и вариации». Основная тема симфонической поэмы «Куллерво» родилась, когда композитор находился под влиянием пылкого, исконно финского настроения.
Калевала – гордость Финляндии, её национальное достояние, признанное уникальным народным эпосом, не имеющим аналогов в мировой литературе.
Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки. «Калевала» - это название одной из двух стран (вторая страна называется Похьёла), в которых живут и по которым путешествуют герои эпоса: Вайнямёйнен, Айио, Ильмяринен, Лемминкяйнен, Куллерво.
Эпос открывается сказанием о творении мира и рождении главного героя «Калевалы» − Вайнямёйнена, сына Илматар (дочери воздуха) и его неудачной попытке жениться на Айно, сестре шамана-самоучки Йоукахайнена, проигравшего ему битву. Далее руны повествуют о путешествии героя за невестой в страну Похьёла – некий «нижний мир», в который погружается солнце. В этой части повествования нет батальных сцен, Вайнямёйнен предстаёт перед читателем в роли певца- заклинателя, который при помощи знаний и магии преодолевает трудности, вставшиеся на его пути, а благодаря кузнецу Ильмяринену, создает для возлюбленной мельницу Сампо.
Вернувшись летом 1891 г. из Вены в Финляндию, Сибелиус продолжил работу над «Куллерво». Хотя позднее Сибелиус отрицал этот факт, осенью 1891 г. он встретился со сказительницей Ларин Параске, находившейся в то время в Порвоо. Аутентичное исполнение рун и причитаний решающим образом повлияли не только на темы и композиционные формы «Куллерво», но и на формирование собственного музыкального языка Сибелиуса. Премьера «Куллерво» 28 апреля 1892 г. имела огромный успех.
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. В июне 1892 года Сибелиус женился женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение. С течением лет в семье родилось шестеро дочерей, из которых одна умерла во младенчестве. Чтобы обеспечить семью, вплоть до рубежа веков Сибелиус вынужден был преподавать игру на скрипке и теоретические дисциплины в музыкальном училище и в оркестровой школе, основанной Каянусом.
В 1896 г. Сибелиус участвовал в конкурсе на должность преподавателя музыки в Хельсинкском университете. В связи с этим он прочитал свою знаменитую открытую лекцию на тему «Некоторые аспекты народной музыки и ее влияние на классическую музыку». Это было его единственное письменное изложение своих взглядов как композитора. По мнению Сибелиуса, народная музыка служит отправной точкой в работе композитора, даже если в конечном итоге он должен подняться над уровнем национального. После серии не вполне благовидных апелляций место досталось Каянусу, что, к счастью, не разрушило их дружеские отношения. В качестве компенсации Сибелиус, к своей радости, получил годичную стипендию, которая позднее стала его пожизненной пенсией. Романтический период творчества Сибелиуса закончился в 1899 г. написанием Первой симфонии, выдержанной в духе Чайковского. Вместе с тем, обращение к симфонии привело Сибелиуса к идеалу абсолютной музыки.
«Туонельский лебедь» стал одним из самых популярных сочинений Сибелиуса. Туонела – это царство мертвых у финского народа. Безмолвные воды омывают остров. По водной глади скользит поющий лебедь. Кто услышит его песню, того охватывает желание умереть… Идея книги в том, что мечту и реальность невозможно соединить в жизни. Иллюзия часто недостижима и оторвана от жизни. Кто слишком увлечен иллюзорным пленом желаний и погоней за мечтой, кто не видит красоты в повседневной жизни, тот обречен, потому что жизнь никогда не даст ему того, о чем он мечтает. Сама интонация романа напоминает плавное скольжение лебедя по воде, и автор призывает читателя видеть красоту в повседневной жизни, потому что только так мечта может стать явью, а реальность раствориться в мечте.
"Туонельский лебедь" заставляет Вас почувствовать, что впереди - многообещающее будущее. Какую бы боль ты ни ощущаешь, не хочется сдаваться. Хочется надеяться. Слушая музыку, представляешь, как жизнь становится ярче и светлее.
Примечательно, что в Первой симфонии, как и во Второй симфонии (1902), кое-кто поспешил также подметить черты борьбы за национальную независимость. В так называемый «период угнетения» Сибелиус и его музыка естественным образом стали символом национального движения.
В конце 90-х гг. Сибелиус создает симфоническую поэму «Финляндия» (1899) и Первую симфонию (1898-99). В это же время он создает музыку к театральным спектаклям. Наибольшую известность получила музыка к спектаклю «Куолема» А. Ярнефельда, в особенности «Грустный вальс» (мать главного героя, умирая, видит образ своего умершего мужа, который как бы приглашает ее на танец, и под звуки вальса она умирает). Мелодия этого вальса навсегда проникает в сердце. Я люблю ее с самого детства.
Итак, поговорим о Грустном вальсе.
Главный герой Паавали убежден, что смерти нет. Но на протяжении спектакля он хоронит всю семью: смерть уносит мать, жену, детей и вынуждает Паавали смиренно склониться перед ее властью. В первой сцене участвуют мать и сын. Умирающая мать рассказывает, что видела во сне, будто она собирается на бал. Когда сын засыпает, за матерью приходит Смерть, но та принимает ее за своего умершего мужа, который увлекает ее в вальсе. Проснувшийся Паавали видит, что мать мертва.
К этой сцене Сибелиус написал краткую, всего в 202 такта, пьесу для струнного ансамбля, большого барабана и колокола «в темпе медленного вальса», как обозначено в партитуре. Пьеса очень понравилась публике, в 1904 году была пересмотрена автором и вскоре издана с французским названием Valse triste (Грустный вальс) в двух вариантах — для струнных и духовых и в переложении для фортепиано. Красивые, несложные, сразу запоминающиеся мелодии принесли Грустному вальсу широчайшую популярность не только на концертной эстраде, но и в быту: он сделался любимейшей пьесой для домашнего музицирования в самых разных аранжировках.
Музыка вальса завораживает. Неустойчивые аккорды струнных с сурдинами пиццикато вводят в тревожную атмосферу вальса. Экспрессивную хроматизированную тему поют первые скрипки и виолончели в октаву. Затем остается только ритмический фон, вызывающий у исследователей самые разные ассоциации: то ли отголоски траурного марша, то ли яркий в своей четкости и легкости контраст мрачной скованности начальной кантилены. Новая тема, в которой впервые возникает тембр духовых инструментов, окрашена в мажорные тона; певучая мелодия излагается в светлом высоком регистре. В постоянном сопоставлении тем звучность нарастает, темп ускоряется, танец приобретает все более увлеченный, страстный характер. Особенно настойчиво интонирует первую, хроматизированную тему весь оркестр на фоне тремоло литавры и упорно повторяющихся ходов виолончелей и контрабасов. Внезапно танец обрывается долгой паузой. Допевает тему, уже в медленном темпе, кларнет в унисон с виолончелями в низком регистре. Им отвечают истаивающие аккорды четырех солирующих скрипок пианиссимо.
Вот так звучит этот вальс в исполнении оркестра под управлением В.Ашкенази
В 1904 г. Сибелиус вместе с семьей переехал в спроектированный Ларсом Сонком дом в Туусула, в настоящее время Ярвенпяя. Свой вклад в строительство дома, получившего название Айнола, внес Аксель Карпелан (1858–1919), обедневший дворянин и любитель музыки, имевший к тому же свободное время. Он неоднократно приводил финансовые дела Сибелиуса в порядок, взывая к совести предпринимателей-патриотов, и был, возможно, самым глубоким ценителем искусства Сибелиуса. Начиная с концерта на Всемирной выставке 1900 г. в Париже, Сибелиус постоянно получал от Карпелана предложения относительно новых сочинений, а также дружескую критику. «Для кого же я теперь буду сочинять?» – спросил Сибелиус после смерти своего друга в 1919 г.
Третья симфония (1907) отражает совершенно новую ситуацию в жизни Сибелиуса: «Несмотря ни на что, в жизни много мажорного, III (симфония) написана в До-мажоре!» Сибелиус также одерживал победы за рубежом, и его музыка заняла прочное место в Англии, куда он приезжал в 1905 г. Приверженцами музыки Сибелиуса там стали Генри Вуд, Роза Ньюмарч и Эрнест Ньюмен. В 1906 г. Сибелиус побывал в Петербурге, дирижируя своей симфонической поэмой «Дочь севера».
Весной 1908 г. у Сибелиуса вырезали опухоль в горле, и на восемь лет он полностью отказался от сигар и алкоголя. Вероятно, не случайно, что к этому периоду относятся его наиболее содержательные и самые сложные для понимания публики произведения. Душевный кризис просматривается в темных красках музыки, в отказе от внешней эффектности, в сдержанности языка, в экспрессионизме.
В начале 1910-х гг. Сибелиус много концертировал, посетив, в частности, Гетеборг, Ригу, Копенгаген и Берлин. Его международная известность начала закрепляться. В 1912 г. ему предложили профессуру в Венской Музыкальной академии, от которой он, однако, отказался. То же произошло в 1921 г., когда Сибелиуса пригласили преподавать в Школу музыки Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк. Сибелиус в глубине души понимал, что не рожден быть педагогом. Самые приятные впечатления оставила о себе поездка Сибелиуса в Америку в 1914 г., когда ему была присуждена степень почетного доктора Йельского университета. Во время американского турне он давал концерты, на которых, в частности, прозвучала написанная по заказу импрессионистская симфоническая поэма «Океаниды», а также совершил поездки в Бостон и на Ниагарский водопад. Мировая война 1914–1918 гг. была для Сибелиуса трудным временем, как в душевном, так и в материальном плане. Сложности с передвижением привели к изолированности, государственная пенсия уменьшилась из-за инфляции, не поступали авторские гонорары от его немецкого издателя Breitkopf & Hartel. Для Сибелиуса, с его образом жизни, и его семьи это означало бедность, настоящее жалкое существование. Чтобы хоть как-то поддержать семью, он вынужден был сочинять небольшие произведения: песни, сочинения для форте- пьяно, а также произведения для скрипки и фортепьяно. Среди этих сочинений, которые сам Сибелиус называл «бутербродными», тем не менее, встречаются превосходные жемчужины – композитор умел соединить общедоступность с высоким качеством.
В 1917 г. Финляндия обрела независимость, но за этим последовала жестокая гражданская война. Жизнь Сибелиуса не находилась под угрозой, даже несмотря на то, что в 1917 г. он написал «Марш егерей». Тем не менее, красные совершали в Айноле обыски, и Сибелиус вместе с семьей на всякий случай с помощью друзей укрылся в Хельсинки, где его безопасность можно было гарантировать с большей вероятностью. Тяготы военного времени отразились и на болезненном процессе создания Пятой симфонии. Работа над ней длилась полдесятилетия: хотя симфония впервые была исполнена в 1915 г. на концерте в честь 50- летнего юбилея Сибелиуса, лишь в 1919 г. была готова та редакция, которую исполняют сейчас. Трудный процесс написания симфонии отражает также изменения, происходившие в творческом мышлении Сибелиуса: он стремился заменить «симфонию» и «симфоническую поэму» на более свободную форму симфонической фантазии, которая объединяла бы эти две формы.
Пятая симфония Сибелиуса в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна.
Заказ на Пятую симфонию композитор получил от финского правительства к своему 50-летнему юбилею, объявленному национальным праздником. Эта симфония считается самой жизнеутверждающей в творчестве Сибелиуса.
Тяготы военного времени отступили лишь в 1919 г., когда Сибелиус с женой поехали в Копенгаген на Дни музыки северных стран. Наконец-то Сибелиус получил возможность вновь «дышать воздухом Европы». Он познакомился с Карлом Нилсеном, но близкие дружеские отношения между ними не установились, прежде всего, потому что пресса называла Сибелиуса «величайшим музыкальным деятелем Севера настоящего времени», что было неучтиво по отношению к его коллегам.
После творческого перерыва 1920–1922 гг. начался поздний симфонический период Сибелиуса. Он продолжал свои зарубежные выступления и написал Шестую (1923) и Седьмую симфонию (1924). Вместе с тем, он испытывал трудности стареющего композитора: «Работа теперь идет не с той скоростью, что прежде, а самокритика растет вне всяких пределов».
Затем в 1929 г. появились Опусы 114–116, сочинения для фортепьяно, а также для скрипки и фортепьяно, но после этого из-под пера Сибелиуса уже практически ничего не вышло. Над созданием восьмой симфонии Сибелиус бился вплоть до 1943 г., но в конце 1940-х гг. композитор сжег целый ряд произведений, и это стало неоспоримым доказательством загадочной «тишины Ярвенпяя». И лишь «Траурная музыка», написанная на похороны многолетнего друга Сибелиуса, художника Аксели Галлен-Каллелы (1865–1931), указывает на то, что потерял мир с уничтожением Восьмой симфонии. Должно быть, много трагичного пришлось на эти последние годы, даже если они приносили почести и уважение. В конце жизни Сибелиуса общепризнанно относили к числу вели- чайших композиторов его времени. Его музыка исполнялась повсе- местно, в его честь устраивались фестивали. Даже в старости Сибелиус сохранял интерес к новейшим течениям в музыке. Поток посетителей в Айнола не прекращался, а когда композитору исполнилось 90 лет, бывший премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль послал Сибелиусу коробку его любимых гаванских сигар.
Два года спустя, 20 сентября 1957 г., Сибелиус скончался в результате мозгового кровоизлияния.
Хотя Сибелиус и не создал свою школу, у него были последователи, как на родине, так и за рубежом.
Для многих исследователей и историков музыки было совсем не просто определить место Сибелиуса в истории музыки. Одной из причин было представление о необходимости прогресса, господствовавшее в 20 в. и понимаемое весьма ограниченно: атональность трактовалась как элемент современности, при этом тональность клеймилась как признак консерватизма. Таким образом, музыку Сибелиуса можно было считать реакционным продолжением позднего романтизма.
Таким образом, будучи лидером молодой нации и молодой композиторской школы Сибелиус смело преодолел рамки национального романтизма и стал одним из тех лидеров, кто в сложный период кризиса западной культуры шел вперед, постигая творческий опыт прошлых эпох.
Знаменитый автор семи симфоний и музыкальных композиций, таких как «Финляндия», сюита «Карелия» и «Грустный вальс», Ян Сибелиус был и остается самым почитаемым и известным финским композитором всех времен.
Возможно, никогда раньше не было другого такого композитора, который бы так живо и достоверно мог отобразить природу, историю и мифологию своего народа в музыке. Музыка Сибелиуса сыграла большую роль в процессе обретения Финляндией независимости.
В конце давайте совершим прогулку по памятным местам Финляндии, связанным с именем Сибелиуса и посмотрим фотографии с сайта http://www.visitfinland.com/ru/stat-ya/sibelius-finland-3/
Памятник Сибелиусу в Хельсинки — одна из самых посещаемых и обожаемых достопримечательностей финской столицы. Он расположен в парке Сибелиуса в районе Тёэлё всего в двух шагах от моря. Абстрактный, вызвавший дискуссию памятник, был открыт в 1967 году. Этот величественный монумент выражает суть музыки Сибелиуса — многие согласятся, что она наполнена надеждами.
Идеальное место, с которого начинается прогулка по жизни Сибелиуса, это его родной город Хямеэнлинна, расположенный в 98 км к северо-западу от Хельсинки. Здесь Сибелиус пошел в школу, исследовал леса, часами рыбачил на озере и катался на лыжах зимой.
Подростком Сибелиус особенно любил лес в Ауланко, являющийся ныне природным заповедником.
ДОМ, ГДЕ БЫЛ РОЖДЕН СИБЕЛИУС
Он родился в причудливом маленьком деревянном домике, построенном в 1834 году недалеко от старой церкви и главной рыночной площади. Сейчас это музей и место паломничества поклонников Сибелиуса. И хотя он прожил здесь совсем недолго, он часто рассказывал об одном из его любимых детских воспоминаний: аромате отцовской сигары в доме.
На одной из стен музея висит рисунки из детской Сибелиуса. Его пианино также представлено на выставке. Студенты расположенного в Хамеэнлинна колледжа имени Сибелиуса часто дают концерты в музее.
УСАДЬБА АЙНОЛА
В 1904 году Ян Сибелиус и его жена Айно переехали в усадьбу Айнола на берег озера Туусуланъярви. Покупка земли обошлась недешево, но Сибелиус нуждался в уединении и душевном спокойствии, чтобы сконцентрироваться на работе.
Дом был спроектирован Ларсом Сонком – одним из самых передовых архитекторов того времени. Айнола стала домом Сибелиуса более чем на полстолетия, и здесь было создано большинство его произведений. Первые значительные музыкальные произведения, написанные им в Айнола — «Концерт для скрипки» и «Симфония №3».
Посетители будут поражены великолепными усадебными садами Айнола, которые были гордостью, отрадой и особенно любимым уголком Айно Сибелиус. Именно её заслугой стала планировка садов и воплощение их в жизнь. Сад был разделен на три части: садовый участок, огород и цветочный сад перед домом. Сибелиусы стремились сами обеспечивать себя овощами и фруктами.
Долгие ежедневные прогулки Яна Сибелиуса по садам и лесам Айнола, которую он называл своим храмом, были для него источником вдохновения. Эту связь с природой он пронес через всю жизнь. Усадьбу Айнола ( в переводе с финского «земля Айно» ), ежегодно посещают более 30 000 человек. Согласно завещанию, Ян и Айно Сибелиус были похоронены в Айнола.
В конце февраля наш хор поедет на гастроли в Петрозаводск для участия в хоровом фестивале. В наш репертуар мы включили одно из произведений Сибелиуса, которое он написал в 1897 году и назвал сборник из 9 хоров "Университетская кантата 1897 года".
Сложно определить, когда именно возникла традиция сопровождать торжественные события музыкой, однако она оказалась весьма устойчивой. На определенном этапе истории эту роль взяла на себя одна из разновидностей жанра кантаты, получившая название кантата «на случай». Кантата, как жанр, родилась в Италии в XVII веке. Синтез поэзии и музыки, выразительность сольного голоса были главными чертами кантаты, отразилось это и в этимологии названия жанра: кантата – от cantare (лат.) – петь, (в отличие от sonare (лат.) – звучать). В начале XVIII в. начинается «международная экспансия» кантаты: она выходит за пределы Италии и начинает свою историю в разных национальных европейских школах. В Англии, во Франции, в Германии кантата адаптировалась к местным традициям, возникали национальные варианты жанра, однако, кантата «на случай» оказалась востребованной повсюду. Ряд кантат В. А. Моцарта были сочинены для различных масонских церемоний (например, кантата KV 623 на освящение нового масонского храма в 1791 году). В творчестве Л. Бетховена также видим ряд кантат «на случай» – в Бонне в 1790 году были написаны кантаты «На смерть австрийского императора Иосифа II» и «На воцарение императора Леопольда II». Кантату «Счастливое мгновение» (вместе с симфонической фантазией «Битва при Виттории») Бетховен написал по случаю Венского конгресса в 1814 году. Как видим, кантаты классиков немногочисленны, однако традиция исполнения кантаты во время торжественных событий весьма устойчива. Поводы для написания кантаты разнообразны, приведем еще несколько примеров: две кантаты Э. Грига созданы для исполнения на открытии памятников норвежскому композитору X. Хьерульфу в Кристиании в 1874 и норвежскому писателю X. Хольбергу в Бергене в 1884, Я. Сибелиусу принадлежит кантата «По случаю Коронации Николая II» (1895) "Университетская кантата" (1897), Ш. Гуно написал кантату «Галлия» на открытие международной выставки (1871), кантата А.Дворжака «Американский флаг» (1893) посвящена Соединенным Штатам Америки. Заканчивая краткий обзор зарубежной кантаты, отметим, что жанр к концу XIX века в Европе оказывается на периферии композиторского творчества, однако кантата «на случай» остается востребованной и одной из самых стабильных его разновидностей.
В России кантата появилась в 30-е годы XVIII века во время царствования Анны Иоанновны, в период наиболее интенсивного европейского влияния на русскую культуру. Первое известное исполнение кантаты состоялось в 1731 году, это была кантата Дж. Ристори, написанная по случаю годовщины коронации Анны Иоанновны. Началом классического периода в истории русской кантаты можно считать 1865 год – год создания Чайковским оды «К радости» – когда этот жанр был «уравнен в правах» с другими масштабными жанрами и превратился, наряду с оперой и симфонией в форму значительную и содержательную. Эта кантата, написанная Чайковским при окончании петербургской консерватории, ставшая первой в России экзаменационной консерваторской кантатой. В 1890 году Чайковский писал П. Юргенсону в ответ на предложение об издании этого произведения: «Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности». Для Чайковского в дальнейшем жанр кантаты остался произведением «на случай», по заказу он создал кантату «В память двухсотлетней годовщины рождения Петра I» на открытие Политехнической выставки в Москве (1872) и Коронационную кантату «Москва» (1883). кантата «Иоанн Дамаскин» (1884) стала первым сочинением, в котором жанр кантаты поднялся на новый уровень. Не связанная с каким-либо событием, посвященная философским проблемам, кантата «Иоанн Дамаскин» не имела аналогов в русской музыке. В ней отразились и баховские традиции, и русские православные корни. С этого времени кантата из жанра долгое время периферийного превращается в жанр значимый, отражающий существенные явления, происходящие в русской культуре.
Вслед за Танеевым кантаты создают Н. А. Римский-Корсаков («Свитезянка», 1897, «Песнь о вещем Олеге», 1899 и «Из Гомера», 1901), С. В. Рахманинов («Весна», 1902), И. Ф. Стравинский («Звездоликий», 1912), А. Д. Кастальский («Братское поминовение», 1916), С. С. Прокофьев («Семеро их», 1917). Поиск новых средств художественной выразительности, кардинальный пересмотр концепции жанра приводят этих композиторов к созданию новаторских сочинений. Мы встречаемся с новыми вариантами кантаты, раскрывающими возможности жанра; эксперименты по жанровому синтезу и расширению образного содержания кантат, связанные с общей тенденцией искусства этого периода, несут яркий отпечаток авторского стиля. Какие «случаи» становились поводом для написания кантаты в России во второй половине 19 века? В исследуемый период состоялись две коронации – Александра III в 1883 году и Николая II в 1896 году. В обоих случаях коронационная кантата была исполнена на трапезе в Грановитой палате в день торжества. В 1883 г. это была кантата «Москва» П. И. Чайковского, в 1896 г. – кантата А. К. Глазунова. Наибольшее число кантат было посвящено А. С. Пушкину, чье столетие праздновали в 1899 г. Пушкинские кантаты в числе других создали А. К. Глазунов, И. В. Прибик и М. М. Ипполитов-Иванов. Исполнение кантаты было традицией на открытии памятника, так в Санкт-Петербурге во время открытия памятника М. И. Глинке в 1904 г. прозвучала специально написанная для этого случая кантата М. А. Балакирева. После 1917 года жанр "кантата на случай" приобрел особое значение. Массовый и доступный, направленный на возвеличивание кого-либо или чего-либо, он стал важным средством идеологической пропаганды. Кантаты, прославляющие коммунистическую партию, написанные к годовщинам октябрьской революции писали все композиторы, это было необходимым условием сосуществования художника и власти (назовем кантаты С. С. Прокофьева «Здравица», «Расцветай, могучий край», «К 20-летию Октября»). В настоящее время традиция сочинения и исполнения кантаты «на случай» практически исчезла.
Мы будем петь 8 песню из Университетской кантаты Сибелиуса.
"Kuin virta vuolas"
di Aukusti Valdemar Forsman (Koskimies) (1856-1929)
Kuin virta vuolas, niin vapauden vuo
käy halki haittain eikäpä esty vaan,
jos kuinka valta, viekkauskin,
rientoa koittaa riistää siltä.
Nuo vetten orhit, vankamot vaahtosuut,
kun niitä kosken telkimet kahlitsee,
ne hirnakoiden, hyrskyellen
korskina kuohuvat poikki paatten.
Ja voitokkaina vyöryvät eellehen
tuonne poispäin työntyvät tyynelään,
miss' armahaiset rauharannat
päilyvät kirkkaan virran kalvoon.
Niin hetkeks hiltyy myös vapauden vuo,
jos siltä pakko pystyhyn taittaa tien,
mutt' kohta voimin kahtamoiduin
korskana katkovi sorron salvat.
Sen lyy on tyynehen lahdelmaan,
miss' oisi turva taattuna soutajain;
miss' ihmiskunnan rauha väikkyy
kaukana kuin kesäpilven rusko.
![]() ![]() |