В этом году в декабре исполняется 150 лет со дня рождения Василия Кандинского. Сегодня побывали на выставке "Кандинский и Россия", которая в очередной раз открылась в Русском музее. Выставка не впечатлила. Не потому, что мне не нравится Кандинский. Его картины волнуют мою душу. Об этом я писал еще в 2012 году, посетив в Эссене выставку авангардизма, и в марте 2011 года после посещения выставки "Синий всадник" в Вене. Кандинский не может не бередить душу.
Но выставка в Русском музее получилась какая-то небрежная, без особой любви к художнику со стороны устроителей. Не получилось праздника, открытия. Так, дежурная выставка. Не получилось у организаторов показать русские корни авангардизма Кандинского.
И еще один фильм о Кандинском.
«Величайшая свобода, являющаяся вольным и необходимым дыханием искусства, не может быть абсолютной. Каждой эпохе дана своя мера свободы. И даже наигениальнейшая сила не способна перескочить через границы этой свободы. Но эта мера во всяком случае должна быть исчерпана, и в каждом случае и исчерпывается…»
Кто хоть однажды видел картины Кандинского, — яркие, шокирующие, непонятные — скажет, что художник, написавший эти, по сути, правильные слова, сам дерзнул перескочить через границы свободы. Это поняли его современники, в начале прошлого века увидевшие акварели неизвестного тогда художника. Картины казались ничем иным, как хаотичным размещением красочных пятен и линий, ничего не изображавших и не обозначающих, но в то же время притягивающих взгляд, рождающих образы — необыкновенные, загадочные. Это поняли и потомки, которые спустя годы назвали Василия Кандинского великим творцом, одним из основоположников современного абстракционизма. Критики изобразительного искусства на протяжении многих лет будут пытаться разгадать феномен художника, понять, что натолкнуло его на такие странные образы и их воплощение. И придут, в конце концов, к выводу: понять Кандинского сложно. Это то же, что, слушая музыку — либо представлять себе что-то волнующее, прекрасное, либо слышать просто беспорядочный набор звуков.