• Авторизация


Игра престолов 04-09-2016 18:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x99]

Только что посмотрел последнюю 10 серию 6 сезона сериала "Игра престолов".
Я не могу до конца понять, почему я смотрел этот сериал. 

Я хотел разобраться, Какое же место занимает фэнтези в картине мира современной молодежи? Чтобы дать ответы на этот вопрос, во-первых, необходимо назвать хотя бы некоторые причины «живучести» жанра, объяснить его устойчивые позиции в шкале предпочтений молодых зрителей и читателей. Во-вторых, особого внимания и пояснения заслуживают изменения, происходящие внутри жанра.

Фэнтези  появляется в середине ХХ века и оформляется в особый жанр. «Отцом фэнтези» называли английского писателя и филолога Д.Р.Р. Толкина, а классикой жанра стала созданная им трилогия «Властелин колец». Этот жанр имеет некоторые отличительные черты. Прежде всего место действия произведения «фэнтези» – это некий вымышленный мир, существующий по собственным законам и населенный фантастическими существами. В «классической» фантастике местом действия чаще всего остается обычный земной мир, в котором начинают происходить некие сверхъестественные, или, по крайней мире, кажущиеся сверхъестественными, события (в научной фантастике все паранормальные события так или иначе объяснены естественными причинами).

В фэнтези чудо не нуждается в объяснениях: оно происходит просто потому, что таковы законы этого придуманного мира. Антураж фэнтези так или иначе позаимствован из прошлого человечества (чаще всего он напоминает европейское Средневековье). Сюжет – чаще всего приключения, квест; как правило, одной из главных сюжетных линий становится военное противостояние. Сюжетные мотивы решающей битвы с врагами и поединка героя с главным противником отличаются постоянством.

Сегодня дихотомичный мир, расколотый на Абсолютное Добро и Абсолютное Зло, представлен во многих литературных и кинематографических жанрах, и особенно в популярных произведениях для детей. Не обязательно связывать эпоху мировых войн и позднейшую холодную войну с мифологией войны, восторжествовавшей в массовой культуре. Однако игра в войну и настоящая война все же соединены тысячами незримых нитей. «Властелин колец» – гораздо больше, чем обычная сказка. У Толкина отсутствует важная для народной сказки черта – установка на вымысел. Писатель создает иллюзию достоверности, описывая волшебную страну Средиземье и ее обитателей как реально существовавших. В основе книг Толкина лежит стройная мировоззренческая система, которая чрезвычайно близка христианской. В центре повествования – борьба Добра и Зла, причем, если Добро слабо, а Зло могущественно, Добро все равно побеждает. Зло неразрывно связано с гордостью и стремлением к власти, добро жертвенно, проявляется в служении ближнему.

В начале ХХI века появляется новый цикл культовых произведений. Книги, созданные английской писательницей Джоан Роулинг, о приключениях мальчика Гарри Поттера в школе волшебства Хогвартс, в короткое время приобрели целую армию поклонников.

Можно предположить, что книги Роулинг имеют довольно значительный воспитательный эффект. Знаете, чему на самом деле учат эти книжки? Что мужество и верность хороши. Что друзьям надо помогать. Что бояться зла нельзя, и очевидное могущество зла не есть повод к тому, чтобы перейти на его сторону. Залогом успехов для героев во всех случаях становилась не магическая одаренность, а мужество, мудрость, трудолюбие и т.д.

Дефицит «сказочного» и «захватывающего» в обыденной жизни является, разумеется, одной из главных причин успеха фэнтези.

Последний всплеск популярности фэнтези связан с серией романов «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, созданным на его основе телесериалом «Игра престолов». Принципиальное отличие эпопеи Мартина от трудов Толкина заключается в отсутствии моральной рефлексии, обилии насилия и эротики. Фантазия автора кажется безграничной, но это мрачная фантазия. Антураж, как и у Толкина, заимствован из Средних веков. Если сравнивать «Песнь льда и пламени» с «Властелином колец», то героев Мартина в гораздо меньшей степени беспокоят моральные установки, а в большей – необходимость выжить и победить. Казни, убийства, лютоволки и трехглазые вороны встречаются в этом мире очень часто. Здесь нет четкого разделения персонажей на добрых и злых, так что читатель и зритель порой обескуражен и не знает, кому отдать свои симпатии, часто присутствует «полная симметрия добра и зла, их конечная неразличимость».

Итак, Атмосфера фильма затягивает, и ты словно живешь в другом мире. Почему же так происходит?

 

Игра престолов - это: Эротично
Оказывается, в фильме не только все убивают всех. Тут еще и все всех любят (потом, конечно же, убивают). Американские дизайнеры проиллюстрировали сексуальные отношения героев сериала. Данная работа станет отличным пособием для начинающих разбираться в любовных связях условного Средневековья. По количеству сексуальных сцен фильм, кажется, побеждает абсолютно любого конкурента за последние годы.

[400x600]

Игра престолов - это: Эпично

Никаких вам павильонов — все натуралистично и красиво. Бери любой кадр — и на стенку (сцену с реками крови я в расчет не беру).

Игра престолов - это: Красиво
Костюмы в сериале — дело рук дизайнера по костюмам Мишель Клэптон и специалиста по вышивке Мишель Каррагер. Тут вам и объемные вышитые рисунки, и каменья драгоценные — и всё это со смыслом да умыслом.

Игра престолов - это: Трагично
Только выучишь имя героя, а его раз — и убили. Жалко. Актеры-то в фильме все как на подбор (только без Черномора).

Действие «Игры престолов» происходит в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу, однако времена года в этом мире длятся по несколько наших лет. Действие сериала начинается в конце долгого лета. В сериале одновременно действует множество персонажей и развивается несколько связанных друг с другом сюжетных линий. Одна из них посвящена борьбе нескольких влиятельных семейств за трон королевства; другая — о попытках обнищавшего ордена, охраняющего древнюю Стену на севере страны, противостоять сверхъестественной угрозе извне; третья — о путешествии принцессы-изгнанницы по странам востока в попытках найти себе союзников для возвращения на родину и завоевания Железного Трона. В сериале существуют фантастические существа: драконы и нежить. Для сериала характерно отсутствие строго положительных и строго отрицательных персонажей, многие герои совершают неоднозначные поступки и могут погибнуть на экране неожиданно для зрителя. В сериале затрагиваются вопросы политики, религии, гражданской войны, положения женщин в обществе, преступления и наказания.

СЮЖЕТ

В сюжете «Игры престолов» можно выделить три основные линии.
1. Борьба за престол. Благородный и прямолинейный лорд замка Винтерфелл Эддард Старк по приглашению своего давнего друга, ныне короля семи королевств Вестероса, Роберта Баратеона, приезжает в столицу — Королевскую Гавань, чтобы занять пост десницы короля и провести расследование смерти своего предшественника. Так он оказывается вовлечен в чуждый для себя мир интриг и лжи, а его расследование неожиданно приводит к войне Пяти Королей — битве за Железный Трон Вестероса.
2. Стена и Иные. На северной границе Семи Королевств Вестероса тянется древнее мощное сооружение — Стена, рядом с которой располагается братство Ночного Дозора. Оно было создано в незапамятные времена, чтобы оберегать царство людей от созданий тьмы. В течение столетий, пока зло дремало, братство обнищало и утратило былой авторитет. Теперь за Стеной появились создания зла — Иные, или Белые ходоки, и только Ночной Дозор стоит у них на пути. Братом Дозора становится сын Эддарда Старка — незаконнорожденный Джон Сноу. Помимо сверхъестественной опасности, Джону приходится бороться с армией одичалых, бегущих в королевство из-за Стены, и с недооценкой опасности со стороны командования. К Стене движется вслед за трехглазым вороном сводный брат-калека Джона Сноу Бран, обладающий фантастическим даром — умением вселяться в тела животных.
3. Линия Дейенерис Таргариен — принцессы в изгнании. Наследница сверженного короля Вестероса, Дейенерис желает вернуть Железный Трон. Но прежде ей необходимо собрать войско, приручить драконов и научиться быть справедливой и мудрой королевой.
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 
 
Итак, вернемся к тому, почему я смотрел этот фильм. Во-первых, я хотел понять, чем фэнтази отличается от фантастики, а во-вторых, понять, какой вред сознанию современных зрителей наносят эти фильмы?.

Элиты переживают не лучшие времена, их источники богатства исчерпаны, цивилизацию атакуют сумасшедшие фанатики извне, народ готовится к восстанию. Нет, это не Еврозона — это Вестерос, выдуманный мир, в котором разворачивается действие сериала "Игра престолов", — пишет Пол Мейсон, экономический редактор Channel 4 News, в колонке для The Guardian,

В современном фэнтези система всегда на грани краха: кризис переживают и экономика, и власть с ее непременным атрибутом — магией. В теории литературы есть даже специальный термин для этой критической точки: "истончение". Авторы "Энциклопедии фэнтези" Джон Клют и Джон Грант описывают истончение как "постоянную угрозу упадка" вкупе с всепроникающей печалью и ощущением неправильности этого мира. 

Отчетливая системная угроза нависла над экономикой Вестероса. Правящий клан Ланистеров получил свою власть благодаря владению большинством золотоносных шахт. Валюта Весетроса – монеты: золотые, серебряные и медные, и их ценность зависит от металла, из которого они сделаны, а не от Центрального банка и его платежных обязательств, как в реальной жизни.

Глава семейства Ланистеров – Тайвин – сообщил новость, прогремевшую как гром среди ясного неба: золотые рудники уже три года как опустели. Более того: Ланистеры должны уйму денег некой организации под названием Железный банк. "Мы все живем в его тени, – сказал Тайвин. – Но никто об этом не знает. Ты не можешь сбежать от них, ты не можешь их обмануть и ты не можешь смягчить их мольбой о прощении. Если ты должен им денег, и не хочешь, чтобы тебя стерли в порошок, возвращай долг". А потому идет война.

Если эта ситуация и напоминает Грецию и Европейский центробанк, то лишь потому, что в основе их сегодняшнего противостояния та же причина, по которой когда-то распался феодализм: долги, накопленные коррумпированными правителями, разрушили систему после того, как источники благосостояния были исчерпаны.

"Зажатые в тисках экономического рационализма, мы все мечтаем о власти превышающей наш кредитный лимит и наши служебные обязанности".

Легко проследить историческую аналогию с тем, что происходит в Вестеросе. В эпоху феодализма, первое, что делали короли, оказавшись в долговой яме – пытались разобраться с банкирами силой собственной власти. Исторический персонаж, король Эдуард III, запер своих итальянских кредиторов в лондонском Тауэре и держал там, пока они не списали ему все долги.

Но, в конце концов, власть коммерции подавила королевскую власть. Феодализм проложил путь капитализму с его купечеством, банками, колонизацией и работорговлей. Появились бумажные деньги и сложная финансовая система, позволяющая решить такую проблему, как опустевшие золотые рудники.

Однако, для того, чтобы переход состоялся, необходимо установить верховенство права. Королевская власть должна регулироваться конституционными законами, а бизнес, торговля и семейная жизнь должны подчиняться моральному кодексу. Но в Вестеросе этого и близко нет: жизнь местных элит состоит из насилия, грабежей, произвольных убийств, пыток и беспорядочного секса.

И сейчас Вестеросу нужно было бы не вторжение оборотней с замерзшего севера, а появление новых людей: одетых в черное, с белыми кружевными воротниками, с суровыми лицами и стойким отвращением к сексу и алкоголю. Иными словами, Вестеросу необходимы капиталисты – вроде тех, что хмуро взирают на нас с голландских портретов 17 века. Именно они, подобно тому, как это произошло в период Голландской республики и Английской гражданской войны, подняли бы революцию.

Поколение Толкиена (Властелин колец), травмированное Второй мировой войной, мечтало вернуться к ценностям героизма и милосердия, возродить благородные поединки лицом к лицу, как в прежние времена.

Будущим социальным историкам не составит труда, изучив "Игру престолов", понять, о чем мечтает нынешнее поколение. Тайные желания просты: героизм, милосердие, благородные поединки  и групповой секс.

Никто из тех молодых, кто смотрит сидя дома этот сериал, не представляет себя рабом, крестьянином или служанкой: нам предлагают вообразить себя кем-то влиятельным и привлекательным – Дайнерис Таргариен, красавицей с ручными драконами, или Джоном Сноу, небритым, накачанным и неуязвимым.

Именно социальная психология способна объяснить непреходящую популярность фэнтези и эволюцию этого жанра в сторону кровавых драм и мягкого порно. Дело политэкономии – указать на противоречия и их последствия.

Итак, Фэнтези снимает все ограничения, налагаемые цивилизацией, – в сказочных мирах возможно все. Это жанр, который предлагает нам бегство из плена обыденности.

Однако немаловажно и то, что авторы фэнтези предлагают нам совершить путешествие не только в пространстве, но и во времени. Описываемый ими мир более всего похож на европейское Средневековье – и даже вымышленные существа чаще всего позаимствованы из фантазий средневековых авторов. Причем чаще всего нам предлагают совершить экскурс не в позднее Средневековье с его куртуазностью, а в раннее, варварское. Фэнтези, безусловно, необходимо для того, чтобы убежать от действительности, скрасив офисные будни. Однако это еще и грозный вестник архаизации сознания. Власть, верность, предательство представлены здесь в очищенном виде: архаичный мир, где все эмоции обнажены, выявляет базовые ценности, отношения между людьми. Этот мир подходит для объяснения определенных социальных ситуаций и моральных ситуаций с помощью архаических моделей.

На замену эпохе Просвещения пришли архаические представления о сверхъестественном. Для все большего числа людей основой религии становится магия: представления о том, что с любой сверхъестественной силой можно договориться, если произнести определенные слова (заклинания) и совершить определенные ритуалы. Необходимо совершить не морально обусловленные действия, а «правильные», то есть гарантированно обеспечивающие достижение цели. Как в магии: определенные слова или действия обладают волшебной силой. В современном фэнтези верх и низ перепутались так же, как добро и зло, как правда и ложь.

Архаическая эстетика независимо от нашей воли связана с культом силы и войны, культом патриархального мира, где все построено не только на авторитете старшего, но и на праве сильного.

Любовь к фэнтези – это симптом, и весьма настораживающий. Кризис рационализма и антропоцентризма очевиден. Важными чертами современной культурной ситуации является «глубокий культурный пессимизм, разочарование в ценностях цивилизации»

В популярности фэнтези можно увидеть еще один тревожный симптом. Формируется  ситуативная этика: свои правы не потому, что правы, а потому, что свои. Молодежь, увлекающаяся этим новым жанром "искусства" с удовольствием принимают на себя роль «плохих» и даже разнообразной «нежити»: это, в самом деле, куда интереснее, чем играть положительных персонажей.

Устойчивые характеристики мира, изображенного в романах и фильмах жанра «фэнтези», – мира, находящегося в состоянии вечной войны, – не могут не оказывать влияние на систему взглядов читателей и зрителей фэнтези. Виноваты ли авторы книг и фильмов в том, что прививают жестокость подрастающим поколениям? Вряд ли. Они, скорее, проявляют чуткость барометра, свидетельствующего о том, что в фантазии людей живут суровые и недобрые средневековые миры, в которых нет места жалости и сантиментам… И что людям нравится совершать туда путешествия из своей комфортной повседневности, чтобы ощутить пьянящий вкус войны…

 

Деление мира на своих и чужих, восприятие себя в первую очередь как члена родоплеменного сообщества, клана или стаи – это, скорее, явления, сопутствующие популярности фэнтези, чем ее последствия. Тем не менее пристрастие молодежи к фэнтези – это своего рода знак, который должен заставить нас задуматься. Старая эпоха Просвещения умерла. Не стоит ли думать о новом Просвещении, которое следует противопоставить новому Средневековью и тем более новому варварству?

[700x281]

Сериал был снят по книге Дж.Мартина "Песнь огня и пламени"

Представлю вам этого писателя.

Джордж Рэймонд Ричард Мартин (George R. R. Martin) — современный американский писатель-фантаст, сценарист, продюсер и редактор, лауреат многих литературных премий. В 1970—1980-е годы получил известность благодаря рассказам и повестям в жанре научной фантастики, литературы ужасов и фэнтези. Родился в 1948 году. Его отец — Рэймонд Мартин, американец итало-германского происхождения, работал грузчиком в порту. Мать — Маргарет Мартин, родилась в большой и богатой ирландской семье.

С раннего возраста мальчик полюбил чтение. Как и многие его сверстники, он начал с комиксов, позже увлекся научной фантастикой и фэнтези. Его любимыми писателями стали Роберт Хайнлайн, Андре Нортон, Роберт Говард, Говард Лавкрафт и Джон Толкин.

Мартин посещал начальную школу Мэри Джейн Донахью и старшую школу Мэрист-Хай-Скул в Бейонне. Еще школьником начал сочинять и записывать остросюжетные истории и продавал их своим приятелям, а на вырученные деньги покупал сладости. В Северо-Западном университете в Эванстоне, штат Иллинойс, получил степени бакалавра (1970) и магистра (1971) по журналистике.

Мартин с детства стремился к карьере писателя, но литература долгое время оставалась для него побочным занятием. К окончательному выбору профессии его подтолкнуло трагическое событие: в 1977 году друг Мартина, писатель Том Реми, получил премию Джона Кэмпбелла, а через несколько месяцев после этого умер от сердечного приступа. Том Реми был немногим старше Мартина: он стал писателем сравнительно поздно. Это заставило Мартина осознать, что смерть может наступить внезапно и никто не знает, сколько лет жизни ему осталось, а он все еще работает преподавателем и лишь вынашивает идеи будущих книг. Мартин долгое время считал современное фэнтези несерьёзной литературой, хотя и положительно отзывался о «Властелине колец» Джона Толкина. Его предубеждение разрушилось благодаря книгам двух писателей: Тэда Уильямса и Джека Вэнса. После этого Мартин решил взяться за новый жанр и добился в нём значительного успеха.

Сейчас писатель живет в Санта-Фе, коллекционирует миниатюры средневековых рыцарей. Мартин любит кошек. Еще одно пристрастие писателя — шляпы. Дома у него большая коллекция разнообразных шляп, хотя в путешествиях Мартин обычно носит греческую фуражку, в которой его можно увидеть на большинстве фотографий. Писатель с супругой поддерживают волчий заповедник Wild Spirit Wolf Sanctuary, расположенный неподалеку от Санта-Фе.

[700x466]

«Писателей существует великое множество, я люблю приводить аналогию с архитекторами и садовниками. Есть писатели-архитекторы, они все-все планируют, все-все намечают, и до того, как будет вбит первый гвоздь они знают, на что будет похож дом, где будет гардеробная, где будут проложены трубы, и все это архитектор запечатлеет на доске задолго до какой бы то ни было работы. И садовники, что выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую бы форму оно не приняло. Они знают, какое семя они взращивают — дуб или вяз, страшилка или научная фантастика, — но они не знают, насколько большим оно вырастет или какую форму примет. Я в большей степени садовник нежели архитектор».

Джордж Р. Р. Мартин

У Мартина нет никакой надежды на светлое будущее: люди Вестерос живут в некоем постдемократическом строго иерархическом Средневековье, и трудно представить, как в этом народе, ушлом в политических интригах, разочарованном в жизни и не ждущим ничего хорошего ни от магии ни от погоды, может зародиться политическая корректность или еще что-то в этом роде. Стоит ли читать Р.Р.Мартина? Возьмешь в руки "Игру престолов", и ты брошен на милость или растерзание его очень человекоподобным в своей бесчеловечности героям: куда они тебя заведут, что покажут и с какой целью? Вам это надо?

3620784_dety (171x95, 5Kb)

 

Новую ситуацию в мире, в том числе и в мире образования составляют сегодня два фактора: неопределенность и ориентация на будущее. Каким будет будущее у наших детей, ориентирующихся на фэнтези?

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Игра престолов | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»