• Авторизация


Г.Свиридову 100 лет 16-12-2015 09:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[537x240]

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова.

Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - я бы сказал, что это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов (Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке. Даже Михаила Глинку больше итальянский композитор. Он учился в Италии и его музыка очень итальянская, она прекрасна, но кроме песни "Жаворонок" и Вальс-фантазии, этих двух наиболее известных и популярных его сочинений, в целом глинкинская музыка пронизана итальянским духом более, чем русским. Чего уж говорить о Дмитрии Бортнянском, этом "русском Моцарте", одним из первых русских композиторов получившим музыкальное образование и композиторскую школу в Италии. Вот мирового имени Свиридов не стяжал. Как ни страно это прозвучит! На Западе широко известны и многоисполняемы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Альфред Шнитке, Родион Щедрин. Малоизвестный на Западе, Свиридов остается одним из самых популярных русских композиторов в России.
"Время, вперед!" Георгия Свиридова стал музыкальным символом индустриально-космического периода нашей Державы, остается заставкой главной новостной телепрограммы "Время" и остается музыкой воодушевления, музыкой Силы и Веры.

Прослушать запись Скачать файл


Говоря о Свиридове, вспоминаешь тончайшие, кружевные гармонии его вальса, романса, Тройки из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина-"Метель"-одни из немногих произведений в академических жанрах-широко популярные в России у всех слоев слушателей.

Прослушать запись Скачать файл

 


Помимо повести Пушкина "Метель", Свиридов "озвучил" произведения Блока, написав цикл романсов на его На стихи А.Блока-"Флюгер"-яркий необычный романс, посвященный Елене Образцовой. "Ветер принес издалека" и др., исполняемый лучшими певцами.

И, конечно, надо вспомнить известнейший вокальный цикл на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". Дмитрий Хворостовскйи наверное был последним певцом, с которым работал сам Мэтр над этим циклом.
Он был увенчан высшими знаками признания-Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Но главное все-таки что эти высокие регалии совпали (что не всегда и не у всех совпадало, по разному складывалось) и с народным признанием, и огромным авторитетом в среде академических музыкантов. Россия чтит Свиридова, и это главное.


Г. В. Свиридов (1915-1998) – крупнейший русский композитор XX столетия, мастер вокальной музыки (сольной и хоровой). Детские годы композитора прошли в тихом провинциальном городке Фатеж Курской губернии, где он родился 16 декабря 1915 года в семье скромного почтового работника и учительницы. 

[показать]

Памятник Г.В.Свиридову на родине композитора в Фатеже

В сентябре 2005 года  в Курске был открыт первый памятник Свиридову, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Его ранние и самые сильные музыкальные впечатления связаны с пением церковного хора, а также с домашним музицированием, в котором преобладали популярные романсы и песни. Звучал в доме граммофон с более серьезным репертуаром – оперными ариями и романсами Глинки. А на улице пели частушки, играла гармошка. Вся эта простодушная, незатейливая музыка русского провинциального городка увлекала мальчика, откладывалась в памяти как основа будущего творчества. С семи лет он начал заниматься на фортепиано, однако с гораздо большим удовольствием играл в любительском оркестре на балалайке. В музыкальную школу юноша поступил поздно – в 14-летнем возрасте. Здесь началось его активное знакомство с классическим искусством. «Я страстно полюбил творчество Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана, Шуберта и Грига», – вспоминал композитор. К этому же времени (1929-1932) относятся и первые его опыты сочинения музыки. В 1932 году юноша переехал в Ленинград и поступил в Центральный музыкальный техникум по классу рояля, а затем на композиторское отделение. Будучи студентом, написал цикл «Шесть романсов на стихи Пушкина», который стали включать в свой репертуар многие известные певцы.

Слава его росла - в двадцать два года Георгия Васильевича Свиридова приняли в Союз композиторов СССР, в тридцать один удостоили Сталинской премии, в сорок пять наградили другой премией - Ленинской. Любопытный факт - он был кандидатом в мастера спорта по шашкам и сравнивал шашечные этюды с музыкой и поэзией…

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1941 году. В классе композиции он занимался у Д. Шостаковича, влияние которого на молодого музыканта в то время было большим. В студенческие годы будущий композитор прошел серьезную, строгую школу, изучая классическое наследие и глубоко осваивая музыку XX века, особенно Малера и Стравинского. Под впечатлением от них, а также от симфоний Шостаковича в течение ряда лет Свиридов сочинял преимущественно оркестровые и камерные инструментальные произведения. Например, фортепианное трио и фортепианную сонату, посвященную памяти И. И. Соллертинского. В 1950 году Георгий Васильевич создаёт два вокальных цикла: «Страна отцов» для тенора и баса с фортепиано на стихи Аветика Исаакяна, а также «Девять песен для баса с фортепиано» на стихи Роберта Бёрнса. С этого времени основным направлением творчества композитора становится вокальная музыка. Он пишет песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения на стихи Блока, Гоголя, Есенина, Маяковского, Некрасова, Пушкина, Твардовского, Хлебникова, на народные и церковные тексты. Возникает грандиозная музыкальная антология русской и мировой поэзии. В числе крупнейших художественных свершений Г. В. Свиридова последующих лет, по праву считающихся классикой нашего музыкального искусства, – его вокально-симфоническая «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и оркестра (1956), «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского для баса, хора и оркестра (1959), отмеченная Государственной премией в 1960 году, кантата «Курские песни» на народные слова (1964), вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока, концерт для хора «Пушкинский венок», симфонические сюиты «Время вперед!» и «Метель», «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова, маленькие кантаты «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина и «Снег идет» на слова Б.Пастернака. В центре творчества композитора – образ Поэта, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с судьбой Родины, с ее историей. А. Сохор писал: «Музыка Г. Свиридова, простая и мудрая, как народная песня, призывная и возвышенная, как речь трибуна, сердечная, как слово друга, занимает особое место в русском музыкальном искусстве». «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», – скажет каждый, кто познакомится со свиридовской музыкой. Бывает, что слушаешь новое произведение, а кажется, будто оно существовало всегда «от века», и трудно себе представить, что раньше его не было. Такое впечатление оставляет творчество Свиридова, цель которого – служение России, своему народу. Оно уходит своими корнями не только в отечественное искусство, но и в историю нашей страны – от далекого прошлого до современности, в жизнь русского народа, в природу России. История родной страны всегда привлекала к себе внимание отечественных мыслителей и художников. В раздумьях над судьбами России, над тем, куда же она несется, как «неудержимая птица-тройка», в какие неведомые дали устремлен ее путь? Об этом размышляли Пушкин и Гоголь, Тютчев и Достоевский. Настойчиво и мучительно думал об этом Мусоргский, высказывая в своих музыкальных драмах тревогу за Русь и веру в ее будущее. Эту традицию продолжил Г. Свиридов. Вслед за автором «Бориса Годунова» и «Хованщины» он обращается к важным событиям истории России, чтобы понять ее путь. От Куликовской битвы в «Пяти песнях о России» на стихи А. Блока до революции XXвека в «Поэме памяти Сергея Есенина» и «Патетической оратории» – несколько столетий художник охватывает единым взглядом. Его музыка – это песнь о России, картины русской земли: тревожные, грозные, с заревом пожаров и гулом набата, таинственные, наполненные тихим шумом лесов и плеском рек.

Эпиграфом к творчеству этого великого композитора XX века могут быть стихи С. Есенина: «… более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Г. В. Свиридов как композитор рожден великой любовью к русской земле и русскому народу. И, что особенно замечательно, его музыка рождает такую же любовь слушателей к Отечеству.

 

С Новым годом! В репертуаре нашего хора тоже звучат произведения Георгия Васильевича Свиридова. Очень мне нравится песня "Наташа" на стихи Пушкина из цикла "Пушкинский венок".  

Прослушать запись Скачать файл

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора.
     Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

 

Всех читателей поздравляю с Новым годом и дарю Вам вот эту запись концерта нашего хора.

 



 

Г.В. Свиридов

Здесь можете скачать его хоровую музыку

Нотный архив

Хоровая музыка

[показать] Гимны Родине (jpeg, 12 стр., 7 Mb)
[показать] Горе (jpeg, 5 стр., 3 Mb)
[показать] Два хора на слова С. Есенина (jpeg, 15 стр., 9 Mb)
[показать] Деревянная Русь (jpeg, 11 стр., 6 Mb)
[показать] Запевка (jpeg, 2 стр., 1 Mb)
[показать] Концерт памяти А.А. Юрлова (jpeg, 9 стр., 6 Mb)
[показать] Курские песни (jpeg, 120 стр., 76 Mb)
[показать] Ладога (jpeg, 40 стр., 22 Mb)
[показать] Ночные облака (jpeg, 26 стр., 16 Mb)
[показать] Осень (jpeg, 5 стр., 3 Mb)
[показать] Отчалившая Русь (pdf, 44 стр., 3 Mb)
[показать] Песнопения и молитвы (jpeg, 72 стр., 46 Mb)
[показать] Поэма памяти Сергея Есенина (pdf, 64 стр., 4 Mb)
[показать] Пушкинский венок (jpeg, 76 стр., 46 Mb)
[показать] Пять хоров на слова русских поэтов (jpeg, 23 стр., 15 Mb)
[показать] Три миниатюры для хора (jpeg, 14 стр., 9 Mb)
[показать] Три стихотворения А. Пушкина (jpeg, 11 стр., 7 Mb)
[показать] Три хора к драме "Царь Фёдор Иоаннович" (jpeg, 12 стр., 7 Mb)

Песни и романсы

[показать] Двадцать пять песен для баса (jpeg, 128 стр., 75 Mb)
[показать] Вокальный цикл на стихи Р. Бёрнса (pdf, 54 стр., 4 Mb)
[показать] Восемь романсов на слова М. Лермонтова (jpeg, 28 стр., 15 Mb)
[показать] Девять песен на слова А. Блока (jpeg, 44 стр., 26 Mb)
[показать] Песня из Весенней кантаты (jpeg, 2 стр., 1 Mb)
[показать] Песни на слова советских поэтов (jpeg, 36 стр., 19 Mb)
[показать] Слободская лирика (jpeg, 30 стр., 16 Mb)
[показать] Страна отцов (jpeg, 62 стр., 34 Mb)
[показать] Три старинные песни Курской губернии (jpeg, 41 стр., 23 Mb)
[показать] Три песни на слова А. Исаакяна (jpeg, 11 стр., 5 Mb)
[показать] У меня отец – крестьянин (jpeg, 37 стр., 21 Mb)
[показать] Шесть романсов на слова А. Пушкина (jpeg, 30 стр., 16 Mb)

Партитуры

[показать] Время, вперёд! (pdf, 62 стр., 4 Mb)

 

Полное собрание сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах

[показать] Полный список произведений (doc, 75 стр., 2 Mb)
[показать] Том 3 (jpeg, 179 стр., 109 Mb)
[показать] Том 10 (jpeg, 165 стр., 92 Mb)
[показать] Том 11 (jpeg, 161 стр., 89 Mb)
[показать] Том 13 (jpeg, 219 стр., 132 Mb)
[показать] Том 18 (jpeg, 147 стр., 92 Mb)
[показать] Том 20 (jpeg, 170 стр., 102 Mb)
[показать] Том 21 (jpeg, 135 стр., 91 Mb)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Г.Свиридову 100 лет | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»