Сегодня посмотрел фильм, который год назад наделал много шума. Фильм о лузере как о новом российском культурном герое.
Фильм демонстративно дает понять, что наше поколение ничему никого не может научить, поскольку одни (как школьный географ Служкин) пропивают мозги, не в силах выстоять перед натиском деградирующей российской социальности, которой единственно правят деньги и идея личного благополучия, другие (как друг героя – коммерсант Будкин) – бесплодны, обладая единственным талантом – наживать собственный финансовый капитал в условиях пониженных требований к жизни, а третьи (как учительница немецкого Кира) озабочены только собственной жизнью маленького человека и не имеют никакого представления о педагогической деятельности в качестве просветительской. Постсоветское время с его сменой культа образования на культ денег ознаменовало абсолютный крах просветительского проекта, за который в советском обществе отвечала интеллигенция.
Потомки интеллигенции выродились в Служкиных или прошли переквалификацию в мелких буржуа и начисто забыли о своём социальном происхождении.
Пермь, где происходит действие фильма - родина писателя Алексея Иванова по книге которого был снят фильм. Пермь слывет сегодня "Культурной столицей России". Начало ей положил небезызвестный галлерист Марат Гельман (я писал о нем, когда рассказывал вам о современном искусстве), который появился в Перми еще осенью 2008-го, в разгар экономического кризиса. Повод для визита вполне соответствовал духу времени: при поддержке бизнесмена Сергея Гордеева столичный галерист привёз в краевой центр выставку «Русское бедное». Московский тусовщик предложил губернатору в кратчайшие сроки сделать Пермь культурной столицей Европы, создав здесь всероссийский центр современного искусства. Конечно, города, которым мировое сообщество планирует присвоить это почётное звание, распределены вплоть до 2020 года. Первоначальный этап внедрения новой культуры в Перми называют ёмким словом «интервенция». Как вспоминают представители здешней творческой интеллигенции, символом наступивших перемен стало появление министра культуры Пермского края Николая Новичкова на одной из театральных премьер в брюках и футболке. Вслед за этим на всю страну прогремел спонсируемый Гельманом культурный портал"Соль",, который заказал детскому хору спеть «Мурку», записал и выложил видео в Интернете. Дальнейшее строительство «культурной столицы» происходило уже на улицах города. Пролоббированный Гельманом трёхлетний бюджет на культуру составил без малого 2 млрд рублей. Город украсили вот такие "произведения" искусства.
Бесконечны, по замечанию великого Эйнштейна, только Вселенная и человеческая глупость. В финансовой сфере возможность бесконтрольных трат ограничена размером бюджета. Фактически гельмановская команда культуртрегеров жила на деньги, предназначенные для поддержания местных учреждений культуры. И каждый затратный проект московской тусовки приводил к сокращению объёма финансирования пермских домов творчества, клубов, кружков, библиотек, музеев и театров. Урезание расходов шло по нарастающей: в 2011-м, на пике «культурной революции», краевая администрация сэкономила на традиционной культуре 68 млн, а в нынешнем году сокращение составило уже 90 млн рублей. Проект создания «культурной столицы Европы» привёл к ликвидации трёх сотен культурно-досуговых центров, 197 библиотек и 308 сельских киноустановок. По причине недостатка финансирования были сокращены 42% работников культуры. Вот так современные "интеллигенты" издеваются над нашей культурой. А подлинным интеллигентам остается только по-тихому спиваться. И как от "Гельманов" защитить современную молодежь? Что остается делать учителям, которым очень трудно вести за собой молодежь, так как им нечего противопоставить гельмановщине. А потому, извини новое поколение! Мы оказались слабыми. Вот об этом и есть фильм.
Пермь в фильме предстаёт глубочайшей российской провинцией, населённой лузерами и безнадежной мечтой о том, что «счастье не за горами». В трагикомедии «Географ глобус пропил» раздражительный, но обаятельный биолог становится учителем географии в провинции, несмотря на то, что он еле-еле ориентируется по карте.
Вероятно, талантливого биолога Виктора, которого играет великолепный актер К.Хабенский сняли с престижной должности, когда его саркастическое замечание студенту было неправильно истолковано как оскорбление национального достоинства. Он устраиваться работать в среднюю школу учителем географии – предмету, о котором, как он легко признается, ничего не знает, и оказывается перед лицом целого класса, жаждущего узнать, на что он способен.
Не пытаясь скрывать свои причуды или полное равнодушие ко всему, кроме как к случайным проявлением власти, Виктор постоянно приводит в замешательство молодое поколение: его ученики иногда презирают его, но иногда бывают заинтригованы его непредсказуемостью. Его жена Надя не принимает такую двойственность: она по горло сыта его поведением и отсутствием амбиций.
Когда его неуклюжий, похожий на плюшевого медведя, школьный друг Будкин переезжает в тот же город, Виктор, который любит свою жену, практически толкает Надю, несмотря на ее первоначальное отвращение, на связь с ним. Он флиртует с новыми коллегами, с бывшими и теперешними любовницами и, влекомый скорее любопытством и временным увлечением, чем сильным чувством. Только его бесстрашная дочь и Маша , сверх-старательная ученица, способны, похоже, вытаскивать его из иронического отстранения, которое служит ему самозащитой.
Фильм принимает совершенно неожиданный рискованный поворот, когда Виктор опрометчиво проигрывает ученику пари и вынужден вести несколько учеников класса в поход на реку Усьву. Непривычная ответственность и изрядное количество водки приводит к тому, что экскурсанты оказываются на перекатах реки (порогах реки), и Виктор теряет всякий контроль над ситуацией. Но даже этот отрезвляющий опыт не может обуздать его удивительную способность всплывать на поверхность, и его полное отсутствие опыта оборачивается мощным стремлением к выживанию и, возможно, своеобразной форме счастья.
Жизнь у Виктора осквернена женой, другом, коллегами. Главному герою не приходит в голову, что всё это — не только результаты их поступков, но и его молчаливого соучастия и непротивления, его стремления не участвовать в этой жизни. Как он сам говорит, «Совершенная любовь с буквы «Л» — это когда я не являюсь залогом чьего-либо счастья и никто не является залогом моего счастья». Это и есть простейшее отрицание любви и того, чем являются люди друг для друга, чем должны являться. Он просто не участвует в ближних, и когда они падают — в этом падении есть и его заслуга. Меня раздражает наша интеллигенция, к которой я и себя отношу. Она зазналась и выдает себя за высокую нравственность. Сегодня интеллигенция желает побеждать, прикидываясь ветошью. Она не хочет признаться в своей импотенции. Она не может ничего противопоставить жуликам типа Марата Гельмана ничего. Она боится вляпаться в политику, в грязные деньги, в насилие, агрессию, репрессии, кампанейщину, а потому НИЧЕГО не делает.
Нужна другая интеллигенция, а ее нет. Да, мы несовершенны. Да, у нас в стране коррупция, жлобы, электрички с быдлом, откаты и попилы. Но это лучше, чем тихий ненавязчивый алкоголизм.
Мы не трусы и не импотенты, но Конституция в нашей стране запрещает любую идеологию.
Посмотрите этот фильм и покайтесь перед молодыми, встряхнитесь начните создавать другой мир, полный красоты, изящества, смысла.
Я верю, что придет новая интеллигенция, только не надо тихо спиваться!