Как-то незамеченно прошло 175-летие со дня рождения П.И.Чайковского.
«В своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог
и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен, — пусть судят люди»
Петр Ильич Чайковский
Великий композитор родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске, на Урале. Отец его, Илья Петрович был в то время директором металлургического завода. В семье кроме Пети были две сестры и четыре брата. Из Петербурга мать привезла молоденьикую гувернантку Фанни Дюрбах, которая занималась воспитанием и обучением детей. По её приказанию и летом, и зимой дети вставали в шесть утра. После гимнастики и завтрака начинались домашние уроки. Фани учила читать по-французски, сточинять стихи. Иногда в гостиной заводили оркестрину, механический инструмент, исполнявший разные пьесы. Как только раздавалась музыка Моцарта, на лице мальчика появлялась улыбка. Склонность к музыке у мальчика проявилась рано, в четыре года. И в доме появилась учительница музыки Марья Марковна Пальчикова. Это была самоучка - пианистка из крепостных. Она-то и преподавала будущему композитору основы музыкального искусства. С необычайной лёгкостью он запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Музыка звучала в нём и в те часы, когда он не был у рояля. Однажды он с таким увлечением «Играл» на оконном стекле, что выбил его и порезал руку. В четыре года вместе с сестрой Машей Петя сочинил свою первую пьеску, а в восемь лет он довольно хорошо играл и импровизировал на рояле. Именно впечатления детства легли в «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.
Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов.
П.И.Чайковский, его слуга А.И.Софронов, М.И.Чайковский и его воспитанник Коля Конради, в Сан-Ремо, январь 1878
Моя первая фортепьянная пьеса из Детского альбома - сладкая греза. Послушайте ее в исполнении М.Плетнева
![]()
Несмотря на проявившуюся музыкальную одарённость мальчика и его страстную любовь к музыке, никто в семье и не помышлял о том, что он станет музыкантом. В 10 лет Александра Александровна привезла сына в Петербург в Училище правоведения. Лето она жила с сыном, чтобы он привык к новой обстановке. Но письма из дома её беспокоили. Там остались сыновья-близнецы, Модест и Анатолий, которым не было ещё и года. И вот хмурым осенним утром он поехал с дядей – провожать мать. Всю дорогу он молчал, прижавшись к её плечу, но когда наступила минута прощания, горе его прорвалось. Сейчас прозвучит пьеса из «Детского альбома», которая так и называется «Мама». Мелодия у неё певучая, красивая, ласковая. Сам Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил её плавные движения, добрый голос, удивительные глаза.
Через два года, в связи с назначением отца директором Технологического института в Петербурге, в столицу переехала и вся семья Чайковских. Петя девять лет обучался в училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для всех желающих. Окончив Училище правоведения, Чайковский некоторое время работает в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное время он посещает оперу. Огромное впечатление произвели оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон Жуан» Моцарта. Он писал: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту…Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете». В 1862 году в Петербурге открывается первая в России консерватория. Чайковский, оставив службу, становится её студентом. Через четыре года он с серебряной медалью окончил консерваторию. По приглашению Николая Рубинштейна он едет в Москву, становится профессором Московской консерватории. Двенадцать лет Чайковский преподавал в консерватории. В Москве выходят переводы Чайковского и с немецкого (это «Жизненные правила и советы молодым музыкантам Роберта Шумана, которые вошли в «Альбом для юношества»). Живя в Москве, Пётр Ильич общался с такими замечательными людьми, как Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков; художниками: Васнецовым, Суриковым, Репиным, Крамским и др. За годы пребывания в Москве он написал четыре оперы, три симфонии, балет «Лебединое озеро» и приступил к сочинению фортепианного цикла «Времена года». 12 месяцев в году – каждому посвящена пьеса. Его «Осеннюю песнь» находили созвучной настроению картины Левитана «Осенний день. Сокольники». Левитан изобразил дорожку в тихом, опустевшем парке. Низкое серое небо; с молодых клёнов осыпаются жёлтые листья. От ветра качаются верхушки елей. По дорожке идёт женщина в чёрном платье. Она опустила голову и мысли её, вероятно, так же печальны, как этот грустный день. В «Осенней песне» - грустная мелодия звучит устало, задумчиво. Потом музыка становится оживлённее. А к концу пьесы вновь возвращается прежнее настроение.
Я играл на виолончели "Осеннюю песню", когда учился в детской музыкальной школе города Кронштадта. Она звучала в моем исполнении и в концертном зале, где сейчас блистает своим величием Морской собор, и по кронштадтскому радио, и на концерте в кинотеатре перед началом кинофильма.
Здесь вы можете послушать весь альбом.
«ВРЕМЕНА ГОДА», Ор. 37-bis. Запись в mp3
Игорь Лазько (фортепиано). Запись 1983-84 гг.
А теперь полистаем альбом и вспомним П.И.Чайковского
В этом домике он родился
В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.
В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»
По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.
В 1868 году Петр Ильич познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса.
Свое решение вступить в брак Чайковский исполнил в 1877 году и крайне неудачно. Его выбор пал на Антонину Ивановну Милюкову, учившуюся без особого успеха в Московской консерватории. Жена оказалась чуждым ему человеком. В тяжелом нервном состоянии Чайковский на полгода уезжает за границу. Там его мучит тоска по родине.
С 1878 года отсчитывается период скитальческой жизни Чайковского. Чаще всего композитор бывал в швейцарской деревушке Клоран, Париже, Риме, Флоренции, украинском имении своей сестры в Каменке. Иногда посещал и Москву, работая и присутствуя на исполнении своих произведений. В конце концов странствования утомили композитора и с 1885 года он преимущественно живет вблизи Москвы. Начинается новый этап жизни Чайковского, знаменующийся дальнейшим раскрытием его таланта. Композитор с успехом совершает ряд зарубежных концертных турне.
В поисках выхода из душевного кризиса композитор решает освободиться от работы в консерватории и вести в уединении, вдали от больших городов, спокойную творческую жизнь. Материальную поддержку ему обязуется оказывать фон Мекк.
Последнее пятилетие жизни композитора было отмечено особенно высоким и ярким расцветом его творческой деятельности. В период 1889 — 1893 годов им были созданы такие замечательные произведения, как оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и, наконец, не имеющая себе равных по силе трагизма, глубине постановки вопросов человеческой жизни и смерти, смелости и вместе с тем ясности, законченности художественной концепции Шестая («Патетическая») симфония.
Шестая симфония — одно из самых любимых мною произведений Петра Ильича Чайковского.Это вершина его творчества.
По замыслу композитора симфония эта — программное произведение. Программу его, правда, сам Чайковский назвал „тайной”. Эту тайну нельзя «расшифровать», к ней можно лишь прикоснуться. Можно предположить, что в этой музыке заключено «повествование» о трагическом начале в жизни человека, о его почти непрерывной суровой борьбе, о его стремлении к светлой мечте, или к идеалу и о неизбежном уходе из этого мира в мир иной, быть может, и в небытие...
В первой части, необычайно сильной по эмоциональному воздействию, сосредоточены все основные драматические коллизии симфонии. Вторая по жанру — вальс: задушевная музыка, близкая по духу музыке балетов Чайковского, и только в средней части вальса звучат скорбные интонации. Часть третья написана в жанре марша-скерцо: волевая, энергичная, а в конце — зловещая музыка. В ней явно угадывается торжество злого начала, сметающего всё на своем пути и направленного на разрушение светлой мечты, к теме которой автор то и дело возвращается на протяжении всего сочинения. Этот трагизм (даже жуть, если хотите) присущ, как мне кажется, не только существованию отдельного человека — он присущ также и общественному развитию и всему строю русской жизни того времени, и не только русской, и не только того времени (сходную проблематику в литературе с исчерпывающей полнотой отразил Достоевский). Финальное Adagio lamentoso нередко называют «скорбное адажио». Эта тягучая, наполненная скорбью музыка четвёртой части нарушает сложившийся канон — заканчивать симфоническое повествование жизнерадостно, в темпе allegro vivace. Главная тема здесь — тема приближения смерти. И всё же в моменты наивысшей безысходности в музыке появляется мелодия, которая, хотя и горестно, возвращает к несбывшейся, но прекрасной мечте, простирающейся в бесконечность…
Послушайте эту симфонию в исполнении гениального Г.Карояна
[700x523]
[525x700]