На сцене Мариинки-2 звучала симфоническая музыка.
В программе:
Чайковский. Сен-Санс. Дворжак Солисты: Линн Харрелл (виолончель), Кристоф Барати (скрипка)
Дирижер – Валерий Гергиев
В первом отделении концерта выступал венгерский скрипач К.Барати. Известно, что детство Кристофа прошло в Венесуэле, где с пяти лет он начал учиться играть на скрипке, а уже в восемь выступил с симфоническим оркестром Маракаибо. В 11 лет он получил приглашение участвовать в Фестивале Радио Франции в Монпелье. Вернувшись в Будапешт, продолжил обучение под руководством Вильмоша Татраи в Академии музыки им. Ф. Листа.
С тех пор успех не покидает музыканта. Он является лауреатом многочисленных международных конкурсов. Последний раз он выиграл Конкурс имени Паганини в 2010 году. Криштоф Барати играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года. Чикагское общество Страдивари дало музыканту право выбора, и он за пару лет перепробовал с десяток скрипок великих мастеров, чтобы остановиться на этой. По признанию Барати, ему приходится постоянно расти профессионально, чтобы понимать звук инструмента такого класса и соответствовать ему.
Пётр Ильич Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
1. 1. Allegro moderato
2. 2. Canzonetta. Andante
3. 3. Finale. Allegro vivacissimo
[показать]В работе над партией скрипки Чайковскому помогал его друг и ученик по теории музыки скрипач Иосиф Иосифович Котек (на фото слева), чьё исполнительское мастерство композитор высоко ценил. Первое публичное исполнение произведения прошло в частном собрании: партию скрипки исполнил Котек, а автор аккомпанировал ему на фортепиано.Во втором отделении играл Линн Харрелл.
Линн Харрелл родился в Нью-Йорке в 1944 году, в семье музыкантов. Свои занятия музыкой он начинал в Далласе и продолжил их в Джульярдской Музыкальной Школе и в Институте Кертиса.
Его отец, Мак Харрелл был бас-баритоном в Метрополитен опера. Он добился успеха на этом поприще, и Линн всегда гордился своим отцом.Послушайте, как он пел.
Отец умер от рака, когда Линну было 15 лет, через два года в автокатастрофе погибла его мать. Благодаря друзьям отца Линн оказался в Кливлендском оркестре, где провел 9 лет своей жизни, но
В 1972 году он был приглашен выступить в качестве солиста с камерным оркестром Линкольн-центра. Его исполнение понравилось публике. Нью-Йорк Таймс писала , "Этот молодой человек может все." Началась его успешная карьера, как исполнителя. В 1975 году он выиграл престижную премию Эвери Фишер, которая рассматривается как признание возможности начинать свою сольную карьеру. С тех пор, Харрелл стал известен как один из лучших виолончелистов мира. Его исполнение отличается от романтической манеры Ростроповича. Харелл говорит, что главным для него в исполнительском искусстве - заставить виолончель петь человеческим голосом.
Обычно Харелл играет на уникальной виолончели 1673 года работы Антонио Страдивари. Однажды Линн забыл свою виолончель в такси, везшем его домой. Виолончель Харрела оценена в 4 миллиона долларов. Обнаружив на заднем сиденье внушительный футляр, таксист Мохамед Ибрагим сразу же вернулся к дому музыканта, но уже не застал его. Однако таксист каким-то образом дал знать Харреллу, что виолончель находится у него (возможно, оставив записку у консьержа). Харрелл связался с представителем фирмы, в которой он заказывал такси, и ему привезли инструмент из гаража на пикапе.
После этой истории Линн приобрел другой инструмент. Теперь он играет на виолончели работы Кристофера Данги, изготовленной в 2008 году.
В концерте Линна Харрелла прозвучал Си минорный Концерт №2 ,(1895), Антонина Дворжака. пожалуй, самый масштабный из виолончельных шедевров романтического времени.
Романтизм, как явление в культуре, возник в конце18 века и закончился, к сожалению, в начале 20 века. Для романтиков характерно стремление ко всему необычному - к фантастике, народным преданиям, к "минувшим векам" и экзотической природе. Они создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие ("человек - малая Вселенная"). Таким романтиком был Антонин Дворжак, великий чешский композитор.
[показать]Про него говорили, что Дворжак - Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.
Родился Антонин Дворжак 8 сентября 1841 года в маленькой чешской деревушке в семье мясника, многие поколения которой традиционно занимались этим ремеслом. И к такой же деятельности в будущем стали готовить крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, отец подарил ему передник мясника и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в мясной лавке. Знакомство с музыкой состоялось в деревенской школе, где по обычаю того времени дети обучались грамоте и музыке. После окончания двухгодичной школы, чтобы мальчик в полной мере овладел ремеслом, его отправили в город Злонице. Там он прошел надлежащий курс обучения и проработал положенное время на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга. И только получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, Дворжак смог подумать о будущем. Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных органистов и композиторов. Но теоретических знаний, полученных в Органной школе за 2 года, конечно, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов. Дворжак это понимал, и потому решил любой ценой остаться в Праге, отказавшись от места органиста в провинции. Жил он впроголодь, играя по вечерам на альте в маленькой капелле Комзака, выступавшей в одном из ресторанов. Осенью 1862 г. в Праге открылся Временный театр, и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Проработав в оркестре театра 10 лет, Дворжак начал писать музыку. Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. А сочинял он в ту пору много, но без всякой надежды на исполнение, даже избегая рассказывать о своих опытах. Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе, когда ему было 30 лет и он еще не слышал ни одного своего сочинения. Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к опере Дворжака «Король и угольщик» и исполнение хорового гимна сразу принесли Дворжаку широкую известность. Он получил на 5 лет государственную артистическую стипендию (чему способствовал И. Брамс, возглавлявший жюри и считавший, что «то лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет»), ушел из оперного театра и целиком отдался творчеству. В 1890 г. Дворжак был избран членом Чешской академии наук и почетным доктором философии Карлова университета в Праге. В 1891 г. он стал почетным доктором Кембриджского университета. Двумя годами позже этой чести был удостоен П. Чайковский, с которым Дворжака связывала крепкая дружба, доказательством чему служит их сохранившаяся переписка и приезд Дворжака с концертами в Россию по приглашению Чайковского в 1890 г. Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний, из которых наиболее популярна Девятая («Из Нового Света», 1893), написанная в США, где Дворжак был директором и профессором Нью-Йоркской консерватории. Особую известность ему принесли "Славянские танцы". За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата «Американский флаг» и Концерт для виолончели с оркестром. Этот концерт наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. Вернувшись в Прагу в 1895 г., Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год своего пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу. До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. Дворжак скоропостижно скончался 1 мая 1904 года от инсульта.
Дворжак на заре своей творческой жизни написал виолончельный концерт № 1, но не оркестровал его, и он никогда не издавался. Он говорил, что виолончель - самый поющий инструмент в оркестре.
Наиболее глубок по содержанию виолончельный концерт №2 си минор. Композитор знал это; он писал другу в 1895 году: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю — на собственную похвалу нельзя положиться, — но Вам могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».
Дворжак, действительно, не ошибся: его виолончельный концерт стоит в ряду лучших произведений этого жанра. Недаром, как говорят, Брамс, ознакомившись с ним, воскликнул: «Почему только я не знал, что концерт для виолончели можно так написать? Я бы давно уже написал его!..».
Первая часть концерта поражает широтой симфонического дыхания. Героический тонус устанавливается буквально с первых же тактов. Тема главной партии предельно героична:
Вторая часть носит возвышенный характер — это великолепный образец душевно отзывчивой лирики Дворжака, благородной и красивой. Но моментами и в ее развитии прорываются героико-драматические черты.
Зато безраздельная радость и веселье царят в музыке финала. По форме он представляет собой рондо, в главной теме которого слышится решительная поступь бодрого марша:
В середине второй части звучит тема песни Дворжака «Оставь меня одну» (соч. 82 № 1). Ее появление связано с полученной композитором вестью о болезни и смерти сестры его жены, в которую он когда-то в юности был влюблен. В финале тема возвращается – в прощальном дуэте виолончели с солирующей скрипкой.
А вот как играет этот концерт один из лучших виолончелистов Пабло Казальс.