• Авторизация


Концерт в Смольном соборе 23-01-2015 00:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[412x604]

 

28 января в 19-00 в Смольном соборе состоится концерт хоровой музыки в сопровождении симфонического оркестра. Прозвучат две кантаты.
Кантата "Александр Невский"  Сергея Прокофьева и
Кантата "Блокадный дневник" Ильи Кузнецова.

   [666x503]

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор, преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского, и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, "посадив" своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая всё на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, "крестоносцами", носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. - "Без Божия повеления не было бы княжения его". Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. "Король римской веры из Полуночной страны", Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: "Если можешь, сопротивляйся, - я уже здесь и пленяю твою землю".

"И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков.

Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. 

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду.

После Ледового побоища Папа прекратил походы на Русь, но все еще пытался хитростью и уговорами сманить Александра на свою сторону. Он уверял князя, что отец его, великий князь Ярослав незадолго до кончины обещался принять католичество. Он убеждал Александра, чтобы тот пошел по стопам своего отца и предлагал за принятие католичества помощь в борьбе с татарами. На все просьбы и предложения князь ответил категоричным отказом: «От вас учения не приемлем». Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, князь Александр Ярославович стал последним властным оплотом православия.

        Князь Александр считал, что надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке.

        После смерти своего отца Александр поехал на поклон к Батыю. От воли хана зависело, кто займет престол великого князя, как будут жить русские люди. Батый принял Александра очень ласково, но не пустил обратно в Россию, а послал к Великому хану в Большую Орду. Уже Великий хан утвердил его на Владимирский престол и назначил править южной Русью и Киевом.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

        Но покой русской земли недолго длился. После переворота в Золотой Орде новый хан отправил своих татар в Россию для переписи населения и сбора поголовной дани. Князь Александр снова смиренно отправился в Орду, чтобы упросить хана смилостивиться, но не успел. В русских землях уже появились татарские численники. Они уже начали перепись населения для сбора дани. В списки не включались только духовные лица. Чуждое управление грозило разрушить остатки экономической  самостоятельности Руси.

        На русской земле очень быстро росло недовольство. Сбор дани был очень обременительным: при задолженности начислялись грабительские проценты, а при невозможности заплатить брались люди в рабство. В итоге народ не выдержал этого. Во многих городах собрали народное вече и  решили истребить татарских откупщиков. Эти бунты  привели хана в ярость. В Орде уже собиралась армия для наказания бунтарей, когда туда прибыл князь Александр, чтобы успокоить хана. И ему это удалось: хан был милостив. Он простил избиение татарских численников, а также освободил Русь от обязанности поставлять воинов для нового ордынского похода. 

Ссылаясь на восстание русских, хан Берке по совету Александра Невского прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Вот такое было Житие Александра Ярославовича, которого на Руси прозвали святым Александром Невским, ибо благодаря ему возникло великое единство русского и татарского народов, которые явились основой нового государства, включившего в себя все наследие Чингиз-хана. Правда, некоторые историки союз Александра Невского с Золотой Ордой называют предательством интересов русского народа. Эти псевдорусские "патриоты" вопрошают: Ну а за что же канонизировала его церковь? За преданность хану татарскому, который освободил церковь от налогов, который в своем ярлыке, выданном в 1279 году запретил хулить и оскорблять православие, запретил убивать и грабить русских священников. Ведь еще в 1261 году в Орде основано епископство, а церковь пропагандировала покорность татарскому игу".

Православие, благодаря этому союзу дошло до берегов Тихого океана, а потому и простирается наша Родина от берегов Балтийского моря до берегов Тихого океана. А кому-то не нравится такое величие России. Они предпочли бы сократить ее до размеров Московии. Нет уж, пусть будет оставаться великим Александр Невский для Руси великой.

 29 декабря 2008 года,  на телеканале «Россия» в прямом эфире была объявлена личность — символ нации. Всеобщим голосованием был выбран древнерусский князь Александр Невский. Голосование проходило в течение трех месяцев в интернете, также принимались СМС-сообщения. Всего в голосовании участвовало более четырех с половиной миллионов человек, а Александра Невского выбрали более чем 520 тысяч россиян. На втором месте оказался Петр Столыпин, автор реформы сельского хозяйства и премьер-министр России в начале XX века. Третье место занял Иосиф Сталин, за ним — А. Пушкин, Петр І, В. Ленин, Ф. Достоевский, А. Суворов, Д. Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина ІІ, Александр ІІ.

  всего голосов место
Александр Невский  524 575  1
П.А. Столыпин  523 766   2
И.В. Сталин  519 071   3
А.С. Пушкин  516 608   4
Петр I  448 857   5
В.И. Ленин   424 283   6
Ф.М. Достоевский  348 634   7
А.В. Суворов  329 028  8
Д.И. Менделеев   306 520   9
Иван IV Грозный   270 570  10
Екатерина II  152 306  11
Александр II  134 622  12

 

ВСЕГО ГОЛОСОВ: 4 498 840

 

Россия освятилась именем святого Воина, государственного мужа, одного из первых собирателей Земли Русской.

Именно благодаря Александру Невскому, который начал борьбу с междуусобицей, в состав Русского Народа входят «великороссы, малороссы и белорусы, а также русские татары и чуваши, русские башкиры и мордвины, русские дагестанцы и чеченцы (да, да, и эти природные разбойники тоже русские), русские буряты и якуты и еще около 100 коренных русских народов и народностей. 

1 декабря 1938 г. вышел на экраны фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", в котором был героизирован образ Александра. Музыку к фильму написал С.Прокофьев.

Успех фильма был ошеломляющим. Это побудило композитора на основе музыки к кинофильму написать Кантату "Александр Невский".  Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории. [показать]

Первая часть.Русь под игом монгольским". Это небольшая: вступительная оркестровая картина трехчастного строения. Дикая монгольская тема - словно тяжелая пята, придавившая русскую землю, и безрадостные, протянутые широко русские напевы.

Вторая часть - "Песня об Александре Невском" - для мужского хора, дополненного альтами, и оркестра (в трёхчастной репризной форме). Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части. Строгая размеренная мелодия свидетельствует о проникновении Прокофьева в характер былинных напевов, столько раз использованных русскими композиторами для характеристики величавого облика народа русского.

Третья часть "Крестоносцы во Пскове" - составляет резкий контраст с предшествующим и сама внутренне контрастна (в середине её проходит русская тема). В оркестровом вступлении "Крестоносцев" устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе. Эта музыка проходит три раза перед началом каждого из трёх разделов этой части. Господствующая тембровая окраска - медные, часть которых с сурдинами.Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим "святым" пением "Реrеgrinus" - хоралом крестоносцев. 2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил.

Вслед за ними идет гневный призывный хор "Вставайте, люди русские" - Четвёртая часть. Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией (вспомним намерение Прокофьева дать русскую песню в современном преломлении). Этот хор был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней. Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору (набатный колокол звучит в оркестре на протяжении всей первой части хора). Главная мелодия его содержит чеканные призывные интонации, особенно вторая её половина. Характерны внезапные сдвиги из ми-бемоль мажора в до-бемоль мажор при словах "Живым бойцам почёт и честь", а также из ми-бемоль мажора в ре мажор при переходе к средней части. Прекрасная ре-мажорная тема средней части (хор написан в трехчастной форме), исполняемая альтами, а затем басами, пластичностью своей напоминает некоторые темы из глинкинского "Руслана"; она воплощает образ Родины: "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу". Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях "Александра Невского".

Пятая часть - "Ледовое побоище" - центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы, звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы.

Заканчивается картина "Ледового побоища" нежнейшим "рассветным" звучанием темы - "На родной земле не бывать врагу" (из среднего раздела 4-й части) - в высоком регистре скрипок в сопровождении тремолирующих струнных. Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.
 
Шестая часть - "Мёртвое поле" - песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер кантаты).
Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. "Мёртвое поле" - один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей "славных соколов, женихов своих, добрых молодцев". Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении. В середине песни (от слов "Кто лежит, мечами порубленный") проходит русская тема из 3-й части кантаты. Эта горестная взволнованная мелодия представляет собой развитие более спокойной основной темы.

Седьмая часть - "Въезд Александра во Псков". В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора "Вставайте, люди русские". Первая, поистине богатырская тема даётся здесь в увеличении, а затем и в двойном увеличении (уже в самом конце финала). Благодаря четырехголосному хоровому изложению (вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный характер. Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более широком хоровом изложении. Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора ("Веселися, пой, мать родная Русь") и скоморошьи наигрыши из 5-й части.

Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

В кантате "Александр Невский" Сергею Прокофьеву удалось воплотить дух русского народа, непокорный и могучий. И вот что удивительно: сюжет кантаты, взятый из истории Древней Руси нашёл отклик в сердцах миллионов людей во время трагических событий середины XX века. Да и в наше время рефрен "Вставайте, люди русские" не потерял своей актуальности.

Говоря об Александре Невском, необходимо упомянуть о его дальнем родственнике Данииле Галицком, который жил в то же время, что и Александр, но владел Землями в Галиции. Многие, однако, считают, что альтернативой союзу с Востоком для защиты от Запада был "короткий и верный путь решительной борьбы с ордынским игом". То, куда на практике привел этот путь, можно проследить на примере "выдающегося" политического деятеля той эпохи - князя Даниила Романовича Галицкого. Во Львове стоит ему памятник.

[показать]


Владея Галицко-Волынским княжеством (то есть территорией современной Западной Украины), Даниил Галицкий, в отличие от Александра Невского, долго не соглашался платить дань Батыю. В результате Александр поехал в Орду добровольно, а Даниил был вынужден приехать на поклон к ордынскому властителю под угрозой повторения монгольского нашествия. 

Видя неисчислимую силу Золотой Орды, святой князь Александр поступил так, как подобает христианину. Он смирился перед Божьей волей и приложил все силы к реально возможной защите нужд и интересов русского народа. Когда в 1252 году его брат Андрей Ярославович поднял обреченное на провал антиордынское восстание, Александр не выступил против Батыя. Но, став после сокрушительного разгрома восставших и нового разорения Руси великим князем, он за годы своего правления путем сложных дипломатических переговоров не раз спасал от уничтожения Новгород, Ростов, Углич, Ярославль и многие другие русские города, пытавшиеся, невзирая на очевидную несопоставимость сил, выступать против монголов. 

Не так поступил Даниил Галицкий. Восстав вместе с Андреем Ярославовичем против Батыя он, опираясь на поддержку Литвы, Венгрии и Польши, сумел нанести поражение некоторым татарским отрядам. Возгордившись, он принял от римского папы титул "короля Малой Руси" и включил свои владения в орбиту западного политического, культурного и религиозного влияния. 

Но когда он попытался отбить Киев, в котором сидел монгольский наместник, огромная армия Орды вторглась в земли Даниила. Пресловутая западная "помощь", разумеется, не пришла (да и проку от нее в любом случае не было бы никакого - западные рыцари в панике бежали от ордынцев не только в середине XIII века, но и полтора столетия спустя, через 20 лет после Куликовской битвы). Даниил был вынужден не просто разорвать отношения с Западом, но и идти вмести с монголами войной на своих прежних союзников-литвинов (напомню, Александру Невскому удалось добиться, чтобы его войска не привлекались к ордынским походам). 

Более того, по окончании войны в наказание за восстание Даниилу было приказано срыть все (!) стены всех (!) городов и крепостей в своих владениях. И гордому галицкому князю пришлось подчиниться. А великий князь Александр Ярославович тем временем успешно реализовывал свой план по вытеснению из русских земель ордынских сборщиков дани... 

Таков краткосрочный итог "скорого и верного" пути борьбы с монголами при опоре на Запад. Долгосрочный же был еще страшнее. Через 100 с лишним лет наследник Александра Невского Димитрий Донской (во владениях которого нашли убежище многие жители постоянно разоряемой ордынскими набегами Малой Руси) повел русские полки на Куликово поле. А обескровленная, беззащитная перед Западом Галицко-Волынская земля к тому времени уже 40 лет как была завоевана Польшей и Литвой. Через 100 лет после Куликовской битвы ордынское иго на Руси было окончательно свергнуто. А жители украинских земель к тому времени в полной мере испытывали на себе тройной (социальный, национальный и религиозный) гнет иноземных захватчиков. К концу XVI века большая часть бывших золотоордынских земель вошла в состав России. А утративших свою государственность и национальную элиту потомков подданных Даниила Галицкого в те же самые годы силой вынуждали отказываться от православной веры своих отцов, дедов и прадедов и принимать унию с Римом... 

Крупнейший русский ученый историк Г.В. Вернадский писал, что, «используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, – он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и необыкновенных. Он мог просто утвердить Русь и Православие в Восточной и Средней Европе». С другой стороны, князь Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в Северо-Восточную Русь. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как предательство их христианского мира. Эта позиция является прозападнической.

________________________

О кантате питерского композитора, руководителя нашего хора им.Сандлера Ильи Кузнецова "Блокадный дневник" я уже не раз писал. Почитайте мои публикации, и приходите на концерт. Не пожалеете

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Концерт в Смольном соборе | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»