• Авторизация


Поговорим о музыке. Вагнер. Нюрнбергские мейстерзингеры 02-12-2014 23:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Рихард Вагнер был бы и тогда великим гением, если бы не написал ни одной ноты.
Марсель Прэви

Вчера открыл для себя оперу Р.Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры", которую передавали по каналу Mezzo.

Эту гениальную музыку когда-то я слушал в исполнении оркестра Евгения Мравинского.



[показать]Именно эту увертюру очень любил А.Гитлер, который был поклонником творчества Р.Вагнера.

На фото слева А.Гитлер присутствует в Мюнхенской опере на представлении "Мейстерзингеров".

Творчество Вагнера и его мировоззрение произвели глубокое впечатление на Гитлера. Многое из литературного и философского наследия композитора находило отклик в представлениях Гитлера о великом предназначении немецкой нации, призванной править миром.
     Немцы, говорил Вагнер, предназначены для великой миссии, о которой другие народы не имеют представления. Миссия Германии состоит в том, чтобы избавить мир от материалистической цивилизации французов. Это не строго "национальная миссия", а скорее вселенская: весь мир, а не только одна Германия, должен быть избавлен от подобного материалистического влияния. Эта цель должна быть достигнута с помощью национальных средств... Лучи германской свободы и германской доброты принесут свет и тепло и французам, и казакам, и бушменам, и китайцам.

Для Гитлера и нацистских идеологов Вагнер являлся истинным героем. Его музыкальное и литературное творчество представлялось им наиболее выразительным проявлением великогерманского национального духа. Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем: "На каждом этапе моей жизни я возвращался к Вагнеру". Близость взглядов Гитлера и Вагнера хорошо видна, если сопоставить некоторые их высказывания:
    

 

Вагнер: В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия.
     Гитлер: Государство - лишь средство достижения конечного. Его высочайшей целью является забота о достижении тех первобытных расовых элементов, которые создадут красоту и достоинство более высокой цивилизации.

Вагнер: Народ составляют те, кто думает инстинктивно. Народ ведет себя бессознательно и на этом основании природно-инстинктивно.
       Гитлер: Мертвый механизм [старого государства] должен быть заменен живым организмом на основе стадного инстинкта, возникающего, когда все становятся одной крови.

Вагнер: Мы должны сейчас найти героя будущего, который восстанет против разрушения собственной расы. Барбаросса-Зигфрид скоро вернутся, чтобы спасти германский народ в минуту глубочайшей нужды.
        Гитлер: Никто не должен забывать: большинство никогда не заменит вождя. Оно [большинство] не только глупо, но и трусливо. Не найти ни одного умного среди сотни дураков, и героическое решение не примет сотня трусов.

Вагнер: Еврей - это гибкий демон упадка человечества.
          Гитлер: Евреи - это паразиты на теле нашего народа; они создают государства в государстве.

Вагнер: Демократия - это вообще не немецкое, а откуда-то заимствованное понятие. Франко-иудейско-немецкая демократия - омерзительная вещь.
          Гитлер: Демократия - это власть сумасшедших.

Итак, для начала поговорим о Рихарде Вагнере. Я когда-то написал эссе о Рихарде Вагнере, а потому не буду повторяться. Напомню лишь несколько строк из его биографии.

[показать]Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, девятым ребенком супругов Фридриха и Иоганны Розины Вагнеров. Мальчика крестили в Томаскирхе г. Лейпцига, в которой раньше был кантором И. С. Бах. Фридрих Вагнер, отец будущего композитора, служивший в полиции, скончался через пять месяцев. Летом следующего года мать Рихарда Иоганна снова вышла замуж за художника и актера Людвига Гайера, который заменил мальчику отца, и переехала вместе с детьми к мужу в Дрезден. В 1821 году Гайер внезапно скончался, и семья снова вернулась в Дрезден, где Рихард под фамилией Гайер стал учеником Кройц-школы и некоторое время брал уроки игры на фортепиано. В это время Рихард увлекался античной Грецией, переводил песни «Одиссеи», писал эпическую поэму «Битва на Парнасе» и всерьез собирался стать писателем.В 1827 году семья снова вернулась в Лейпциг, где Рихард поступил в Николайшуле и стал носить фамилию Вагнер. Он брал уроки по гармонии у Кристиана Готтлиба Мюллера, а летом 1829 года написал свои первые сонаты и струнный квартет. В это время Рихард переписывал партитуры произведений Бетховена и вскоре познакомился с Робертом Шуманом. Через два года он написал «Семь композиций к «Фаусту» Гете и поступил учиться музыке в Лейпцигский университет. Рихард сочинил в этот период много произведений для оркестра, но прервал свое обучение в Лейпциге, уехав в Вюрцбург к брату Альберту, который был певцом. В 1834 году Вагнер познакомился со своей будущей женой, актрисой Минной Планер, которую он очень сильно любил, и стал музыкальным директором в театре Магдебурга. Он уехал вслед за Минной сначала в Кенигсберг, где они заключили брак, а затем в Ригу. В 1849 году нарушение королем Саксонии законодательства привело к восстанию в Дрездене, которое было подавлено прусскими войсками. Вагнер принял участие в разработке листовок, призывающих к солидарности с восставшими. Композитору удалось избежать ареста, выехав в Швейцарию. Вплоть до 1861 года Вагнер был вынужден жить в эмиграции. До 1858 года он оставался в Цюрихе, а после жил в Венеции, Луцерне, Вене, Париже, Бибрихе, Берлине. В 1853 году Вагнер поехал вместе с Ф. Листом в Париж, где впервые увидел его дочь Козиму, ставшую впоследствии его второй женой. В 1864 году Вагнер обрел покровителя в лице 18-летнего короля Баварии Людвига П. Почитатель таланта Вагнера, Людвиг пригласил композитора приехать в Мюнхен. Король принял Вагнера, освободил его от бремени долгов, предоставил в его владение дом и с этого момента постоянно материально поддерживал. 1879 и 1881 годы Вагнер проводит в Италии. В январе О. Ренуар гостит у Вагнера и пишет его портрет. 13 февраля 1883 года после сердечного приступа Вагнер скончался, а 18 февраля был похоронен в саду дома Ванфрид в Байройте. Там он покоится под мраморной глыбой, обрамленной очень простой резной работой, без эмблемы и даже без надписи.

[412x550]

Этот портрет кисти О.Ренуара, который мне очень нравится, был написан в 1882 году в Палермо. Ренуар пишет портрет Вагнера, говорит о Париже, уверяет композитора, что аристократы духа поддерживают его творчество, что льстит мэтру, так как он был убеждён, что французы любят только музыку немецкого еврея Мейербера. Но неожиданно после двадцати минут позирования он вдруг поднялся и заявил: «Достаточно! Я утомился», — а взглянув на портрет, воскликнул: «Ах! Ах! Я похож на протестантского пастора!». Этот портрет висел в одном из помещений Гранд Опера в Париже. Он очень понравился Гитлеру, но французы отказались дарить ему этот портрет несмотря на настойчивые просьбы Геббельса. Сейчас портрет висит в музее Орсе в Париже.

Но вернемся к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры". Вначале определимся с названием. МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (немецкое Meistersinger, буквально - мастер-певец).

МИННЕЗИНГЕРЫ - певцы любви, немецкие средневековые поэты, авторы-исполнители произведений рыцарской лирики ХII-ХV вв.
МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ – немецкие поэты-певцы ХIV-ХVII вв. Продолжая лирическую поэзию миннезингеров, они устраивали поэтические состязания, придавая главное значение искусственной форме, разнообразию содержания. Но, подчинив поэзию строгим правилам, М. низвели её до степени ремесла, образуя особые цеховые общества со строгим уставом и особой иерархией (5 ступеней).

Вот несколько строк из поэзии Ганса Сакса,( 1494, Нюрнберг —  1576, Нюрнберг) — немецкого поэта, мейстерзингера и драматурга. Творческое наследие Сакса — важнейший памятник бюргерской городской культуры в Германии XVI века. Гансу Саксу принадлежат более 6000 стихотворений, что особенно удивительно, учитывая, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчеством, а сапожным ремеслом. Произведения совершенно различны. Так, например, среди песен встречаются как духовные, так и светские.

Труд [220x373]итесь! Мир не будет раем
Для тех, кто хочет жить лентяем.

Мир не кровью,
А дружбой и любовью
Должны мы уберечь.

За честным мужем и жена
Сама становится честна.

Добро и ласку обнаружа,
Вы переделаете мужа. Жена худаязлое зелье,

 

А добрая женавеселье.
Чтоб мир в семье был укреплен,
Воспитывать должны вы жен.

 

В Нюрнберге стоит памятник Гансу Саксу.

 

Школа-гильдия мейстерзингеров в Нюрнберге и образ ее главы - Сакса получили отражение в опере Р. Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867).

 

Рихард Вагнер создал новую форму искусства, музыкальную драму. В ней он сообщил свои идеи о судьбе человека в символической форме. Он был не только музыкантом, талант которого неоспорим, но и драматургом, эстетом и мыслителем. Цель всей поэзии вообще, и драмы в особенности - изображать внутреннего человека, его чувства, эмоции и вызывать соответствующие эмоции в душе зрителя. Вагнер считал, что музыка является адекватным и непосредственным выражением эмоции, которого не может найти слово. Поэзия исходит от сердца, и через посредство разума и воображение говорит сердцу. Музыка же исходит от сердца и говорит непосредственно сердцу, не имея иного посредника, кроме слуха. По мнению Вагнера, каждое из этих искусств находит, одно в другом, свое естественное дополнение.

А напоследок давайте прогуляемся по Нюрнбергу и послушаем интересный рассказ об этой опере.

 



А здесь можете послушать всю оперу целиком. (Комедия не может длиться 4 часа, но это не про Вагнера)





вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о музыке. Вагнер. Нюрнбергские мейстерзингеры | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»