• Авторизация


Мадона 03-11-2014 20:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Есть у А.С.Пушкина стихотворение "Мадона", написанное в 1830 году за полгода до его женитьбы на Наталье Гончаровой.

"Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец."

Так заканчивается этот сонет, но кому он посвящен? Многие считают, что в образе мадонны поэт изобразил Н.Н.Гончарову. 

Может быть, за сходство Натальи Николаевны с типом итальянской мадонны вообще, а может быть найдя, что она «как две капли воды» похожа именно на мадонну, на одной из картин Рафаэля,

[465x700]

Именно эту картину увидел однажды Пушкин в антикварной лавке. На этой картине была изображена Мадона с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он и посвятил одно из своих замечательнейших стихотворений. Теперь женщина для него - "чистейшей прелести чистейший образец", Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Женщина является хранительницей домашнего очага, символом материнства. Так говорят. 

Одно «н» в заголовке стихотворения не было опиской гениального поэта, ибо в письме к любимой он вновь пишет «Мадонна» с одним «н»: «Часами простаиваю перед белокурой Мадоной, похожей на вас как две капли воды»...

Шедевр Рафаэля не раз менял владельцев и страны. И однажды картина попалась на глаза Пушкину, который ее именем назвал свою избранницу. Странно было бы, казалось, искать следы Наталии Гончаровой в Шотландии, в стране, где ни ей, ни Александру Сергеевичу так и не суждено было побывать. 
Но есть в стране Байрона и Вальтера Скотта реликвия, принадлежащая к числу национальных и самым тесным образом связанная с именем прекрасной Натали. Это одна из жемчужин Национальной картинной галереи в Эдинбурге - "Бриджуотерская мадонна", творение великого Рафаэля. Именно старинной копией этой картины в июле далекого 1830 года любовался Пушкин. Копия (но об этом тогда мало кто знал - ведь картина приписывалась кисти самого Рафаэля) была выставлена для продажи в Петербурге на Невском проспекте, в витрине книжного магазина, принадлежавшего И.В. Сленину, знакомцу поэта. Пушкин не мог оторвать глаз от чудесного образа мадонны: в ее лике виделись ему небесные черты невесты. 
"Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет, - пишет он Натали Гончаровой в Москву. - Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей".  
Пушкин стал иногда звать жену мадонной: «J'épouse une madonne louche et rousse», — писал он Е. М. Хитрово; Но Наталья Гончарова не была рыжей и косой. «Жену свою Пушкин иногда звал: моя косая мадонна. У нее глаза были несколько вкось», — рассказывали Вяземские. вскоре после женитьбы Пушкина передавали его слова: «Я женился, чтобы иметь дома свою мадону».

Вы знаете портреты Н.Н.Гончаровой (Ланской) кисти Брюллова, Гау, но мне очень нравится ее портрет работы неизвестного для меня прежде художника Ивана Макарова.

 

[671x700]

Пушкин к тому времени, как повстречался с юной Натальей Гончаровой, уже расстался со своей музой Анной Керн, которая бросила в Риге своего мужа-губернатора и переехала в Петербург, но Пушкин к ней охладел. 

Пушкин упивался, наслаждался своей славой, когда после ссылки приехал в Петербург. Издатели платили ему самые высокие гонорары, которые он небрежно проигрывал в карты.

Но все чаще накатывались тоска и скука. Приближающаяся осень жизни наводила поэта на мысль, что пора остепениться, обрести тихую, спокойную гавань. Софья Федоровна Пушкина, Екатерина Николаевна Ушакова, Анна Алексеевна Оленина, Наталья Николаевна Гончарова... Барышни хорошо воспитанные, красивые, но не слишком богатые. Сватовство к С.Ф. Пушкиной окончилось неудачей. Ровно через неделю после его предложения, 8 декабря 1826 года, было объявлено о помолвке Софьи с В.А. Паниным. Пушкин оказывал внимание Ушаковой, и все говорили о грядущей помолвке поэта, но в мае 1827 года он уехал в Петербург и до декабря следующего года не появился в Москве. Пушкин предложил руку и сердце Анне Алексеевне Олениной,отец которой, Алексей Николаевич, был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Поэт получил решительный отказ от матери невесты. Удрученный, он поспешил к Ушаковой. Поздно! Та уже была помолвлена с другим. "С чем же я остался?" - воскликнул Пушкин. "С оленьими рогами", - ответила Екатерина.

[450x575]

Анна Оленева,которая тоже могла быть музой Пушкина

Но сам признайся. То ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений, 
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля – 
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Аннетта Оленина  не любила Пушкина за растрепанность («ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин...» — дневник, 18 июля 1828). Ее привлекали мундиры, ордена, казацкая форма. 

Зимой, в самом конце 1828 года, на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля Пушкин встретил 16-летнюю необычайно красивую девочку - Наталью Гончарову. Она только недавно начала выезжать, но о ней уже говорили в свете, называли ее одной из первых московских красавиц, восхищались ее одухотворенной, "романтической" прелестью.

Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умиротворяющей, кружила ему голову.

Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. И вот наконец в апреле 1830 года согласие было получено. "Участь моя решена. Я женюсь... Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - Боже мой - она... почти моя... Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о счастии, я мог обойтиться без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять его?" Так писал Пушкин весной 1830 года, сразу после помолвки. С этого времени Пушкин постоянно возвращается к мысли о возможности счастья для него, бездомного, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим.

Свадьба беспрестанно откладывалась. "Пушкин настаивал, чтобы поскорее их обвенчали. Но Наталья Ивановна напрямик ему объявила, что у нее нет денег. Тогда Пушкин заложил именье, привез денег и просил шить приданое. Много денег пошло на разные пустяки и на собственные наряды Натальи Ивановны", - вспоминала княгиня Долгорукова.

Временами на поэта находила жестокая хандра. В такие моменты он нервничал, жаловался друзьям, ходил мрачным. За неделю до свадьбы он писал своему приятелю Н.И. Кривцову: "Женат - или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было... Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей..."

Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно - и еще больше полюбил. "...Женка моя прелесть не по одной наружности", - писал Плетневу через несколько дней после свадьбы.

Уже давно и самым убедительным образом доказано, что именно "Бриджуотерская мадонна" Рафаэля вдохновила Пушкина на создание его поэтического шедевра - сонета "Мадона", гимна великой и светлой любви. Один шедевр - живописный побудил к жизни другой - поэтический. Пушкин сумел предвидеть, предвосхитить суть своей избранницы, ее гений, тихий гений красоты и материнства. Она - мадонна. Слово было найдено, самое емкое и точное. Но все же Пушкин назвал невесту Мадонной и этим будто предсказал ее будущие страдания. В свете шутили, поговаривали, что Пушкин женится, чтобы завести дома собственную мадонну. Поэт смеялся, ласково называл свою Ташу "косой мадонной" за легкую, чуть заметную косинку ее прекрасных светло-карих глаз.

"Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страдания Но и какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!" ,- писала в своем дневнике графиня Фикельмон.
Да, ей предстояла Наталье Николаевне горькая, но и великая судьба, судьба Мадонны. И это заветное слово было произнесено, став названием чудесного пушкинского сонета. 

Сонет, первоначально названный Пушкиным "Картина", а лишь затем "Мадона", под стать величайшим творениям ушедших эпох. Есть непостижимые совпадения, некие временные параллели в судьбах гениев. Известно, что Рафаэль не чужд был поэтического вдохновения и сам писал сонеты. Пушкин поистине боготворил Рафаэля, подтверждением чему его стихи, где столько раз упоминается имя итальянского живописца. По странной прихоти судьбы русскому гению было отпущено столько же земного бытия, сколь и великому флорентийцу, - ровно тридцать семь лет.  

И Рафаель, и Пушкин пострадали из-за женщин. 

Подлинная причина гибели Рафаэля остается тайной и сегодня. В биографиях, восходящих к жизнеописаниям Джорджо Вазари о последних днях говорится так: "...Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. И вот однажды после времяпровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил... после исповеди и покаяния он завершил свой жизненный путь в день своего рождения, в страстную пятницу тридцати семи лет от роду". В 1805 г. в русской книге "Эрмитажная галерея" сообщалось: "Рафаэль достиг бы блистательных успехов в колорите, если бы пламенное его сложение, непрестанно влекшее его к любви, не причинило ему преждевременной смерти". Во французском "Всеобщем словаре" 1810 г. эта же версия излагалась так: "Рафаэль умер вследствие истощения от своей страсти к женщинам". Отсюда идет и Пушкинская оценка: "Но любви страданья Его сразили.". 

О картине Рафаэля писал Пушкин 8 июля  1830 г. в известном стихотворении «Мадона»:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.

 


 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мадона | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»