В моей копилке нашел заметки преподавателя по вокалу, которая размышляет о том, кого можно научить петь. Я считаю, что каждого ребенка надо учить петь и рисовать, а что потом получится - это не так важно. Человек получает гармоничное развитие. Давайте поразмышляем вместе с педагогом.
Когда человек открывает для себя возможность научиться чему-то новому, он часто задает себе вопрос: а есть ли у меня к этому способности? Смогу ли я добиться успехов, или мне просто не дано? Зажатый комплексами искатель истины порой так всю жизнь и сомневается: стоит начинать или не стоит. Как говорится, лучше сделать и пожалеть о том, что сделал, чем всё равно пожалеть, но о том, чего не сделал. По крайней мере, в рамках закона и этики.;)
Пение — это популярнейший и древнейший вид искусства, подступаться к нему с нуля многим страшно. Особенно когда их затыкают друзья при совместном исполнении песен в караоке.
Рассмотрим вопрос с самого начала, с колыбельки. Маленькие дети почему-то имеют свойство очень громко и звонко вопить. Как же так сложилось? Дело в том, что ни физически, ни психологически они еще никак не зажаты. Природа позволяет звучать естественно. Родители годами прикрикивают и шикают: «Веди себя потише! Не кричи! Ну что ты так разорался!» И со временем это начинает сказываться. Среднестатистический голос вынужден втискиваться в громкостные рамки поведения в социуме. И вот, во взрослом возрасте ситуация меняется. Если хочется петь или даже просто красиво говорить, приходится ломать свои наработанные зажимы, вытаскивать из себя застревающие где-то внутри звуки, возвращать былую звонкость, а также обретать специальные навыки.
Но даже если вы упорно молчали всё детство и были паинькой, никаких препятствий к овладению вокалом это не создает. Люди, так или иначе, пользуются своим голосом для разговорной речи. Если вы можете говорить, значит, вы можете и петь. Остальное зависит от обстоятельств. Некоторые исполнители всю жизнь пользуются лишь небольшим рабочим диапазоном своего голоса. Тут главное не в том, сколько разных нот можно спеть. Нет! Главное — КАК!
Еще один животрепещущий вопрос — это понятие музыкального слуха. Вы можете считать, что вам медведь на оба уха наступил, и поэтому петь только в душе. Однако проблема может оказаться совсем не в «лопоухости», а в недостаточной взаимосвязи слуха и голоса. Работа мозга здесь играет главную роль. Музыкальный слух прекрасно поддается тренировке и развитию. Только надо этим заниматься.
Ключевой момент в любом деле — активные занятия. С помощью систематического выполнения различных упражнений мы можем натренировать голосовой аппарат точно так же, как мы можем накачать основные группы мышц в тренажерном зале. Чем регулярнее отрабатывать упражнения, тем быстрее будет идти прогресс. Само собой, результат зависит от исходных данных, но любые данные можно улучшить и облагородить. Если у вас сопрано (высокий женский голос), то на контральто (низкий женский голос) его сменить вряд ли получится. Но вот превратить тихий, скованный и не очень привлекательный звук в сильный, красивый и летящий очень даже реально.
Как можно узнать, какие у вас вокальные данные? Очень просто. Надо посетить вокального педагога и пройти прослушивание. На прослушивании обычно проверяют несколько самых важных параметров: музыкальная память, тембр голоса, попадание в ноты, чувство ритма. А дальше вам расскажут, что и как нужно делать для развития своих навыков.
Ничего не бойтесь, отбросьте стеснение и дерзайте покорять новые вершины!
Вероника Могилев-Вольская, преподаватель по вокалу