Сегодня по телеканалу Mezzo послушал из театра Ковент Гартен оперу Дж.Россини "Севильский цирюльник". Вот мне и захотелось поговорить об этой опере, о Россини, о театре и об исполнителях.
Но начнем, пожалуй, вот с этого замечательного исполнения арии Розины Екатериной Федоровной Савиновой в фильме "Приходите завтра"
Фрося Бурлакова в этом фильме - это явление в советском кинематографе. У Савиновой был уникальный голос. Но Судьба у этой актрисы была трагической Она снялась только в "Кубанских казаках", в фильме "Приходите завтра" и служанку в "Женитьбе Бальзаминова". Она заболела бруцилезом и уехала на родину в Алтайский край, Она ежегодно была вынуждена проводить в больнице 2—4 месяца. Постепенно актриса стала осознавать, что то, к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.
В телеспектакле Розину пела пела несравненная Джойс ДиДонато.
Джойс ДиДонато — известная американская оперная певица, лирико-колоратурное меццо-сопрано. Считается одной из самых востребованных оперных исполнительниц. Лауреат премии Грэмми за лучший классический сольный вокал (2012). Но голос Екатерины Савиновой мне нравится не меньше.
На представлении «Севильского цирюльника» в Ковент-Гардене 7 июля 2009 года певица оступилась на сцене и сломала малую берцовую кость правой ноги. Она закончила первый акт, припадая на одну ногу, а далее вышла петь на костылях. Оставшиеся пять спектаклей она исполнила роль Розины, передвигаясь по сцене в инвалидной коляске (один из этих спектаклей записан на пленку и был показан в прямой трансляции из Ковент-Гардена). Вот как она рассказывает об этом.
Помимо ДиДонато в спектакле играет перуанский тенор Хуан Диего Флорес, которого называют новой суперзвездой мировой оперы. Он спел графа Альмавиву. Уникальный голос Флореса без затруднений может пропеть верхние девять нот «до». Как утверждает сам исполнитель, главное тренировка и уверенность в своей технике, так как бельканто – это то же, что акробатические упражнения.
Хуана Диего Флореса не сравнивают с легендарными именами Пласидо Доминго или Лучиано Паваротти, он также не стремится занять место «Четвертого мирового Тенора». Но его редкий тембр голоса, который итальянцы называют не иначе, как «изящный тенор» (tenore di grazia), позволит молодому исполнителю занять свою нишу в мире оперной музыки, став одним из лучших среди исполнителей бельканто. Уже сейчас мировые оперные концертные залы и театры предпочитают его белькантовское исполнение композиций Беллини, Россини и Доницетти.
Великолепен был в роли Фигаро и Питер Спаньоли.
И не откажу себе в удовольствии познакомить вас с исполнением арии Фигаро великим Тито Гобби.
Севильский цирюльник не только самая популярная опера в наследии Россини, но и одна из самых блистательных комедий в истории итальянского музыкального театра. Залогом ее успеха стала яркая музыка, которая, не отпуская внимание слушателей, с неистощимой мелодической изобретательностью передает все оттенки юмора – от жизнерадостного смеха и легкой непринужденной шутки до саркастической насмешки, переходящей в гротеск. Блеск и легкость музыки Россини делает оперу понятной и близкой даже самой непосвященной аудитории.
Действие оперы происходит в современном европейском городе. Граф Альмавива влюблен в красавицу Розину, и она готова ответить на его ухаживания, но у Розины есть опекун – доктор Бартоло, который хочет жениться на своей воспитаннице ради ее богатого приданого. Ревнуя Розину, он торопится со свадьбой. Граф просит своего старого знакомца Фигаро, которого он случайно встретил возле дома Бартоло и от которого узнал подробности отношений между Розиной и ее опекуном, помочь проникнуть в дом доктора, чтобы тайно увидеться с девушкой. Фигаро советует графу переодеться солдатом, притвориться пьяным и потребовать у Бартоло квартиру для постоя. Сам же Фигаро приходит к доктору под видом больного. Между тем дон Базилио, обучающий Розину пению, узнав о пылких чувствах графа Альмавивы, спешит предупредить доктора Бартоло и советует ему оклеветать соперника в глазах Розины. Появление пьяного солдата (переодетого Альмавивы) выводит Бартоло из себя. В возникшей суматохе доктор замечает, что «солдат» пытается незаметно передать записку Розине. Яростная перепалка вспыхивает с новой силой. Фигаро вызывает полицию, благодаря вмешательству которой графу удаётся выпутаться из неловкого положения. Потерпев первую неудачу, граф Альмавива предпринимает новую попытку встретиться с Розиной уже под именем учителя музыки дона Алонзо, которого якобы прислал вместо себя заболевший дон Базилио. На этот раз графу удаётся объясниться с Розиной и, несмотря на то, что из-за интриг доктора Бартоло Розина почти потеряла веру в искренность чувств своего пылкого поклонника, влюблённым всё-таки удаётся примириться и договориться о побеге. Планы их чуть было не расстроило появление дона Базилио с нотариусом, которые явились для оформления брачного контракта между доктором и Розиной. Но Бартоло нет в доме. Пользуясь этим, граф Альмавива подкупает дона Базилио, и он соглашается стать свидетелем брачного договора, заключённого между графом Альмавивой и Розиной. Появление негодующего доктора Бартоло уже не может помешать счастью влюбленных.
Послушайте эту оперу, где поют Борис Штоколов и В.Самсонов. Чебоксарский оперный театр.
Или в театре Ла Скала (мне это исполнение нравится больше)
Несколько слов, как я и обещал, о театре Ковент Гартен.
Это один из самых известных театров мира. Основан в 1732 году видным английским театральным деятелем и актёром Дж. Ричем. Поначалу это был драматический театр (на его открытии была дана пьеса У. Конгрива «Светские обычаи»). Первой оперой, поставленной на его сцене, был «Верный пастух» Генделя (1734). В 1847 году Ковент-Гарден становится исключительно оперным театром (это событие было отмечено постановкой оперы Россини «Семирамида»). Здание театра дважды отстраивалось заново — после пожаров 1808 и 1856 года.
Современный облик театра — тот, в каком он предстал после последней реставрации, осуществлённой архитектором Е. М. Берри в 1856 году. В 1899 году несколько изменений в архитектурный план театра внёс Эдвин Сакс. Театр подвергся кардинальной реконструкции в 1990-е годы. Его вместимость — 2256 мест. В 1892 получил название Королевского оперного театра.
Ну а закончим мы краткой справкой о великом итальянском композиторе Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini; 1792—1868)

Отец Россини был трубачом, мать — певицей. В 18 лет он написал первую свою оперу «La cambiale di matrimonio» («Брачный вексель») для оперного театра в Венеции. А через 6 лет Россини создает самую великую свою оперу "Севильский цирюльник". В 1816 году постановка на сцене театра Argentina в Риме «Севильского цирюльника»вызвала неоднозначную реакию. Ее приняли с большим недоверием, так как считали дерзостью, чтобы кто-либо осмелился написать, после Паэзиелло, оперу на тот же сюжет; на первом представлении оперу Россини приняли даже холодно, но после второго исполнения публика устроила даже факельное шествие.Опера эта — не только наиболее гениальное творение Россини, но может быть и венец всех итальянских опер-буфф. В продолжение большого промежутка времени с 1829 до своей смерти (38 лет) Россини брался за перо только для того чтобы написать свое знаменитое Stabat Mater (1832 год; в позднейшем, расширенном виде 1841 год) и несколько церковных композиций и кантат. Умер композитор недалеко от Парижа в 1868 году. Через 10 лет его прах был перевезен во Флоренцию. Похоронен Россини в церкви Санта Кроче во Флоренции.