Музыка - откровение более высокое, чем философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой.
Музыка - народная потребность.
Людвиг ван Бетховен
[показать]Сегодня, 20 апреля 2014, года в Концертном зале Мариинского театра мы узнали новое имя пианиста Алексея ВОЛОДИНА. Он исполнял 1, 2, 3, 4 и 5 концерты Л.В.Бетховена для фортепьяно с оркестром. Оркестром Мариинского театра дирижировал Даниил Райскин.
Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде, когда по всему Советскому Союзу еще звучали Чайковский и Прокофьев в исполнении Святослава Рихтера. Но в 1987 году переехал в Москву, там и закончил Московскую консерваторию.Говоря об игре, о манере исполнения, свойственной Алексею Володину, критики и знатоки музыки его сравнивают с Рихтером, Рахманиновым. Манера исполнения Алексея совершенно не похожа ни на ту виртуозную бурю эмоций, которую могут дарить миру другие современные российские мастера (Мацуев, Коробейников).
«Алексей Володин — один из самых ярких пианистов молодого поколения. Неограниченные виртуозные возможности, музыкальность, увлеченность, целеустремленность — вот основные качества, которые уже сегодня делают выступления А. Володина заметным как для любителей музыки, так и для профессионалов»,
– достаточно точно подмечает профессор Элисо Вирсаладзе таланты своего ученика.
"Несмотря на молодость, у него хватает смелости игнорировать исполнительские шаблоны и штампы — и предъявлять собственную интерпретацию,"- пишут о нем СМИ.
Его исполнение переносит зрителя в эпоху старины. Возможно, именно благодаря своему интеллектуальному подходу мыслителя и философа, Володин ухитряется играть музыку именно так, как она звучала в эпоху торжественной готики и циничного нигилизма, позволяя слушателю вновь ощутить себя в атмосфере блеска и величия настоящей классики. Володин обладает сверхъестественным даром - очаровывать даже не музыкой, а уже самим ЗВУЧАНИЕМ рояля. У Володина помимо его уникального звука есть многое чего такого, чем не всякий пианист-виртуоз может похвастаться: и отточенная техника во всей пестроте её приёмов - от едва слышных касаний клавиш в легко шелестящих гаммках до мощных октав, пробивающих любой оркестр, - и разнообразие туше, и всё более устойчивое и крепнущее с годами ощущение формы исполняемого произведения.
Чтобы ближе познакомиться с Алексеем Володиным, послушайте интервью с ним. Очень интересные мысли он высказывает. Он себя ощущает гражданином мира. Удивительный человек!
Я с трудом представляю, что такое "новаторство в пианизме". На этой дороге музыканта подстерегает опасность распространённой сегодня псевдооригинальности. Какой-нибудь исполнитель говорит себе: сыграю-ка я эту фразу в 3 раза медленнее - или в 3 раза быстрее, потому что играть её в традиционном темпе слишком "обыкновенно". Если там, где написано piano, пианист играет forte, - это новаторство или нечестность? Наверное, нечестность.
Слушатели вместо рассуждений о музыке, о "прекрасной сонате Шопена" будут говорить о "сонате Шопена в интерпретации Володина". Очень простой, примитивный и неправильный путь саморекламы, на котором и не нужно большого мастерства - для меня довольно противен и непривлекателен.
Послушайте, как здорово он играет Первый концерт П.И.Чайковского
В 2002 году А.Володина "честное" жюри не пропустило на 3 тур!!! Конкурс Чайковского (как и любой другой, впрочем) в очередной раз подтвердил свою нелюбовь к ярким личностям. Прошли Домбровский с Набиулиным - скучные и серые, но, видимо, устраивающие жюри по всем параметрам. Кто знает сегодня Домбровского и Набиулина? А Алексея Володина сегодня знает весь мир!
Концерт, который мы услышали сегодня проходил в рамках Международного фестиваля "Лики современного пианизма". Открывал фестиваль Денис Мацуев, А Алексей Володин выступил на закрытии фестиваля.Алексей Володин об этом музыкальном марафоне рассказал так:
Мы с удовольствием прослушали все пять концертов Бетховена! Для меня открылось новое имя великого исполнителя. АЛЕКСЕЙ ВОЛОДИН
А теперь поговорим о Бетховене и его фортепьянных концертах.
Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Фактически же концерт сложился в I половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трёхчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.
Когда двадцатидвухлетний Бетховен в 1792 году отправился в Вену, он никак не предполагал, что в этом музыкальном центре тогдашней Европы слава к нему придет прежде всего как к концертирующему виртуозу.
Он ехал туда совершенствоваться в теории композиции, думал также заняться игрой на скрипке, чему немного обучался в детстве. Правда, еще с двенадцатилетнего
возраста в родном городе Бонне ему приходилось слышать похвалы своему пианистическому дарованию. Однако вопреки горячему желанию отца — вундеркиндом он не был, искусством игры на фортепиано мало интересовался, а профессиональных пианистов недолюбливал. (эта неприязнь у Бетховена сохранилась до конца его дней). Тем не менее добросовестный педагог и отличный музыкант Христиан Готлоб Нефе сумел пробудить его пианистический гений. Уже в 1791 году Бетховен поражал слушателей импровизацией, обладая, как отмечали его современники, «почти неистощимым богатством идей, своеобразной манерой исполнения, совершенством выражения». Еще в 1796 году — иа заре своей виртуозной карьеры в Вене — Бетховен писал фортепианному мастеру И. Л. Штрейхеру: «...С точки зрения исполнительского искусства фортепиано остается пока наименее культивированным из всех музыкальных инструментов». Бетховен утверждал: «Фортепиано может и петь, если играющий способен чувствовать».
Бетховен написал всего 6 концертов для фортепьяно с оркестром.
У Рихарда Вагнера есть рассказ-воспоминание «Паломничество к Бетховену». И действительно, для некоторых людей приобщение к музыке, а потому и к личности Бетховена сродни священнодействию. Между тем, сам молодой Бетховен точно также, на уровне священнодействия, относился к Моцарту и Гайдну. Именно к ним он поехал в Вену в 1792 году. Однако ни с тем, ни с другим общаться в плане музыки и образования, да и просто по-человечески, ему было не суждено: Моцарта вскоре не стало, а с Гайдном отношения не сложились. Тонко чувствующий прославленный композитор сразу понял, что научить Бетховена он ничему не сможет, потому как они расходятся в главном - в предназначении музыки. Да это и понятно: Гайдн, всю жизнь писал, угождая прихотям своих господ, которые заказывали веселую, легкую, развлекательную музыку, Бетховен же видел в музыке возможность "высекать огонь из мужественных сердец", формируя героя-борца, и это уже проявлялось в его ранних сочинениях.
Гайдн писал Бетховену, уезжая из Вены:
"Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам"
Первое исполнение концерта №2 состоялось 29 марта 1795 года в Вене на пасхальном концерте. Солистом был сам Бетховен. И это было первое выступление Бетховена перед публикой (до этого он выступал лишь в частных салонах). Успех превзошел ожидания. О Бетховене заговорили. Послушайте этот концерт, правда не в исполнении А.Володина, (часть 1, часть 2, часть 3).
Первый фортепианный концерт Бетховена также насыщен духом Моцарта и Гайдна. В нем младая кровь играет и слышится приближение нового века Точная дата возникновения замысла этого сочинения неизвестна, предположительно, 1793 год, известно только, что наброски композитор делал в течение довольно длительного периода.
Посвящено: княгиня Anna Luisa Barbara Odescalchi, geb. Grдfin von Keglevics
I. Allegro con brio
II. Largo
III. Rondo. Allegro scherzando
Первый концерт в исполнении Л.Бернстайна
Сочинение концерта приходится на 1795—1796 годы, хотя окончательная его версия относится к 1798 году. Концерт, вероятно, готовился к гастролям в Праге, где, как полагают, и был впервые показан. Спустя два года, 2 апреля 1800 года, Бетховен его исполнил в Вене на своей академии. Пресса благосклонно отнеслась к новому сочинению, отметив «много красот, особенно в первых двух частях».
При этом надо учесть, что первый концерт - если иметь в виду порядковый номер - он уже давно писал, но работа по тем или иным причинам не шла, и концерт оставался в набросках, в набросках был и обнаружен исследователями творчества композитора: к сожалению, у Бетховена не было рядом своего Зюсмайера, который дописал бы и восстановил для мира раннее сочинение гения. Судьба первого концерта сложилась более удачно: его первое исполнение, скорее всего, состоялось в Праге в 1798 году - концерт играл сам композитор - и имело шумный успех.
К этому времени Бетховен давно уже завоевал прочную славу непревзойденного пианиста. Его необычная игра поражала, восхищала, возбуждая яркие эмоции.Бетховен смело противопоставлял крайние регистры - а в то время, надо заметить - играли в основном в среднем, - широко использовал педаль - к ней тогда тоже обращались редко, - употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал новый для века фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Все перечисленные свойства мы слышим в первом концерте: тематическая красота мелодий и гармоний, разнообразие технических приемов делают эту музыку завораживающе-прекрасной, одухотворенной молодостью гения. Слушая концерт, поражаешься, как вдохновенна и прекрасна была душа Бетховена, светлая, чувствительная, тяготеющая к ярким краскам и романтике.
Интересно, что уже с первого концерта, слышится Бетховен: это и размах регистров, и контраст и сила динамики,и маршевость тем, и четкость ритма, и - главное - брызжущее жизнелюбие, молодость, радость - настоящий звуковой фейерверк. Да и употребляемые тональности чего значат: основная - До мажор, потом - тональность У1 низкой - Ля бемоль мажор, снова До мажор - сам свет, текучесть водной глади и красота окружающего мира. Заметим, что в его третьем концерте - уже До минор, и такие же сосредоточенно-углубленные модуляции: в то время он уже чувствовал приближение глухоты, не понимая однако, насколько больно и страшно ударит его судьба. А во времена первого фортепианного концерта гром уже гремел, но отдаленно, глухо, и молния еще не сверкала...
Третий фортепьянный концерт Бетховена
Третий концерт сочинен в 1800 году (эскизы относятся к 1797 г.). 15 декабря того же года в письме к издателю Бетховен критически отозвался об ор. 15 и 19, добавив: «...Лучшие концерты придерживаю для себя», — иначе говоря, для своей будущей академии. К апрелю 1802 года, по словам Бетховена, ор. 37 уже был готов, но композитор просил издателя повременить с публикацией до академии, которая состоялась 5 апреля 1803 года (см. с. 12). Ф. Рис утверждает, что к этому времени фортепианная партия еще не была окончательно зафиксирована. В ноябре 1804 года концерт вышел из печати (в 1834 г. — партитура). Сохранилась каденция к первой части, которую Бетховен записал в 1809 году.
Концерт имел успех, снискал популярность. Так, в известном Музыкальном словаре Гербера, изданном в 1812 году, сказано: «...Это, быть может, высшее творение среди тех, что были созданы всеми мастерами в данном жанре». Третий концерт вслед за Бетховеном исполнил 19 июля 1804 года Фердинанд Рис и в конце 1808 года Фридрих Штейн. Рис подробно рассказывает о своем дебюте:
«Для первого моего публичного выступления Бетховен дал рукопись своего концерта. Он дирижировал и переворачивал мне ноты. Я просил его написать каденцию, но он отказался и заставил меня самого писать ее. Бетховен остался доволен моей композицией и мало что переменил в ней. Все же надо было переделать один блестящий, но очень трудный пассаж, который казался ему слишком смелым. Однако другой пассаж не удовлетворил меня. Я не мог заставить себя сыграть в публичном концерте облегченную редакцию. И вот Бетховен спокойно садится рядом со мной. Но, когда я дерзко начал трудный пассаж, он, возмущенный, резко отодвинул свой стул. Каденция все же удалась, и Бетховен был так обрадован, что громко закричал «браво». Его возглас одушевил публику, и положение среди артистов мне было обеспечено. После концерта Бетховен сказал мне: «Вы своевольны и знайте, если й пассаж был смазан, я с вами перестал бы заниматься».
Дебют двадцатилетнего виртуоза прошел успешно. «Всеобщая музыкальная газета» писала: «Без сомнения, этот концерт принадлежит к числу лучших произведений Бетховена. Он был мастерски сыгран г. Рисом, пока что единственным учеником Бетховена и страстным почитателем его творчества» 1. Отмечалось также, что исполнение было «очень связным и выразительным». Популярность концерта не ослабевала в последующие годы; он принадлежал к числу немногих творений Бетховена, приобретших еще при жизни автора широкую известность.
По сравнению с предшествующими двумя произведениями ор. 15 и 19 в этом концерте осуществлен значительный шаг вперед не только в утверждении новой фортепианной техники., но и в ином осмыслении ее — в создании новой концепцииконцертной музыки. Бетховен, если воспользоваться его собственными словами, привнес в нее «поэтическую идею», что обусловило еще большую слитность партий фортепиано и оркестра, тогда как противопоставления tutti и solo оказались переосмысленными благодаря новой, драматической трактовке диалогического принципа: он служит ныне выражению конфликтного содержания. Борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм — эти полярные состояния были объединены методом симфонического развития.
Четвертый фортепьянный концерт Бетховена
Концерт №4 иногда называют «жаворонковым» из-за первой части: впервые в истории музыки фортепианный концерт начинает солист, к которому сразу же подключается оркестр, пробуждаемый, рассеивающий тьму своим светом, озаряя путь. Первое публичное исполнение состоялось в Вене 22 декабря 1808 года в Театре ан дер Вин. Солистом того концерта был сам Бетховен[1]. Это было последнее выступление Бетховена в качестве пианиста. Считается, что драматическую вторую часть концерта Andante con moto Бетховен написал под впечатлением от некой картины, на которой изображён Орфей, просящий о снисхождении к Эвридике у подземных владык.
Пятый фортепьянный концерт Бетховена
Концерт №5 Бетховена исполняет Николай Луганский с оркестром Михаила Плетнева.
Пятый фортепианный концерт ми-бемоль мажор, самый монументальный и известный как «Император», был назван при издании «Большим концертом» и посвящён покровителю и ученику композитора эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в Лейпциге. В 1812 году концерт был исполнен и в Вене учеником Бетховена Карлом Черни. Созданная в годы наполеоновских войн, музыка концерта отразила героико-патриотическую направленность бетховенского искусства центрального десятилетия творчества. Об этом говорит героический облик I части - чеканность и энергия ее маршевых ритмов, призывных интонаций. Эпическая широта драматургии концерта, характерные бетховенские контрасты - мощь и нежность, сила и покой - позволяют сравнить его с Третьей симфонией. В отличие от симфонии в концерте акцентировано не драматически-конфликтное, а триумфальное начало, дух радостной действенности: это не сама битва, а победный её результат.
И в конце моего повествования я предлагаю Вам посетить вместе со мной ВЕЛИКОЛЕПНУЮ ВЕНУ и места, связанные с Бетховеным.