• Авторизация


Поговорим о кинематографе. Ингмар Бергман. 21-03-2014 19:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я только что посмотрел фильм "Молчание" самого великого кинорежиссера Ингмара Бергмана ( 1918-2007). Он был великим без преувеличения. Его можно сравнить разве что с Достоевским по силе воздействия на меня. Впервые я посмотрел 2 или 3 его картины в кинолектории Объединенного института ядерных исследований в Дубне еще в 1968 году. Для меня тогда это было потрясением. Я тогда писал диплом в Лаборатории теоретической физики. А физики были элитой того времени, а потому и фильмы они смотрели элитарные. Тогда же я услышал новое для себя слово - экзистенционализм. Довольно абстрактно я воспринимал героев Достоевского, они в то время казались мне далеким прошлым. Не думал я, что 21 век заставит меня снова вспомнить героев Федора Михайловича. И Бергман, и Достоевский исследуют феномен ЧЕЛОВЕКА.

Что представляет собой человек? В чем его природа, и к чему она склоняет его? Предназначен ли он к вечному прогрессу, или к жестокому падению?

Трудно найти на земле существо более противоречивое, нежели человек. Лишь недавно покинув мир зверей, и едва обретя дар речи, он объявил себя равным богам, и решился претендовать на особую роль в мироздании. Не желая думать о кратком сроке своей жизни, он склонен вести себя так, будто ему принадлежит вечность. И даже бескрайний космос кажется ему созданным по его меркам.

Человек суть существо не просто парадоксальное и противоречивое, но и во многом зловещее.

Современный век знаменуется своего рода эмоциональным вакуумом, апатией. И если вы мы хотим преодолеть эту пустоту, тогда для нас  нет пути, который ведёт мимо экзистенциализма.

Помните, как говорил Р.Раскольников у Достоевского - "Или отказаться от жизни совсем! - вскричал он вдруг в исступлении, - послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!"      "Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? - вдруг припомнился ему вчерашний вопрос Мармеладова, - ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти..."

Малодушие - морально-психологическое свойство и поведение, которые проявляются в неспособности человека отстоять и провести в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения. Внутренними причинами малодушия являются: слабость воли, боязнь навлечь на себя неблагоприятные последствия, неуверенность в своих силах. Малодушие формируется под воздействием авторитарного воспитания, бесправия, попустительства злу, безнаказанности за преступления, когда принципиальность и честность обращаются против самого человека. Малодушие может привести к конформизму, заискиванию, лицемерию, угодничеству.

Подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Необходимо осознать его природу. Понимаем ли мы мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума. И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике. При этом в замкнутом объеме нашего "я" высвобождается чудовищное количество психической энергии. Это как маленький атомный взрыв. Но все дело в том, в какой канал эта энергия устремляется после взрыва. У Виктора Пелевина есть странный роман "Чапаев и пустота". Один из героев говорит - "Уже много лет моя главная проблема - как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет - все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть."

Ну и вспомним изречения Альбера Камю "Как только человек перестает верить в Бога и жизнь вечную, он „становится ответственным за все то, что существует, за все то, что, будучи рождено в муках, обречено страдать всю жизнь“. Это ему, и только ему одному, надлежит обрести порядок и закон. Тогда начинается время отверженных, изнурительный поиск оправданий, бесцельная ностальгия, „самый болезненный, самый мучительный вопрос, идущий из самой глубины сердца: где я смогу почувствовать себя дома?“

[259x388]Жизнь Бергмана совпала с кульминацией двадцатого века, и даже если он не был прямым участником важнейших событий века, то уж никак не был их равнодушным свидетелем. Трагические катаклизмы столетия заставили человечество осознать себя как хрупкую целостность, а человека как микрокосм, несущий в себе такой же взрывной потенциал, что и большая вселенная, и тот, кто не сломался под этим титаническим давлением, поистине равен античным Атлантам. Вот почему герои Бергмана, живущие в комфортабельных стокгольмских квартирах, тем не менее, напоминают героев древних мифов. Бергмановские мужчины в своем диалоге с оставившим их Богом или в своих творческих комплексах предельно эгоцентричны и равнодушны к своим близким. Зато женщины-героини тех же картин страдают вдвойне — и за себя, и за сильную половину человечества. Но больше всех страдают дети, которые с самого рождения смотрятся в зеркало грехов и мучений своих родителей. Бергман, питаемый духом северного протестантизма, довел до предела начатую еще девятнадцатым веком драму самоанализа в своих религиозных кинопритчах «Седьмая печать», «Источник», «Лицо» и «Как в зеркале». Он безжалостно препарировал человеческую личность в «Персоне», «Стыде», «Шепотах и криках», и он же показал, как возможно вновь обрести цельность, как гармонично могут сплестись природа и культура, как в каждом большом человеке заключен ребенок, и, наоборот, в сыне — отец, в матери — дочь. О могуществе памяти, о силе фантазии, способных победить отчаяние и холод жизни, поведали самые личные и самые универсальные фильмы Бергмана — «Земляничная поляна», «Осенняя соната» и «Фанни и Александр», ставшие апофеозом его многогранного творчества и особенно любимые шведским народом.

Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Упсале в семье викария. Мальчик посещал частную гимназию, увлекался театром и кинематографом.

В девятнадцать лет Ингмар убежал из дома. Он работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском доме. Клас Хуугланд, руководитель Студенческого театра, поставил одну из пьес Бергмана — "Смерть Каспера". Премьера прошла удачно, и Бергман получил контракт на год. "Я стал уважаемым человеком, имевшим постоянное место работы, который каждый день пунктуально садился за стол, правил сценарии, писал диалоги и сочинял заявки на будущие фильмы".

25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер, своей приятельнице из труппы бродячих актеров. За день до Сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена.

После окончания факультета литературы и искусства Стокгольмского университета Бергман возглавил Городской театр Хельсингборга (1944). Осенью 1946 года Бергман принимает на себя обязанности постоянного режиссера в более крупном Городском театре Гётеборга, где проработает три года. С этого момента Бергман будет постоянно сотрудничать с драматическими театрами — и в должности очередного режиссера, и как художественный руководитель. В 1963 году он будет назначен руководителем Шведского Национального театра.

В середине 1940-х годов Бергман пробует свои силы в кино. Фильмы выходят один за другим: "Дождь над нашей любовью" (1946), "Корабль идет в Индию" (1947), "Портовый город" (1948), "Тюрьма" (1949). Первые работы режиссера отмечены пессимизмом и бунтарским духом. К примеру, один из персонажей "Тюрьмы" (1948) говорит: "Жизнь — это не что иное, как жестокая и мучительная дорога к смерти". Шведский киновед Руне Вальдекранц пишет: "Ингмар Бергман, вероятно, с наибольшей силой выразил отчаяние и жажду нежности у послевоенной молодежи. Его герои — люди, затерянные в существовании, выброшенные из общества, потерявшие самих себя. Их реакции резки, их поведение бескомпромиссно. Идеализм молодости, жадные поиски веры вдохновляют их и подтачивают одновременно".

Международное признание приходит к Бергману после того, как комедия "Улыбки летней ночи" (1955) получает специальный приз на Каннском кинофестивале. "Мне нужны были деньги, — вспоминает Бергман, — и я подумал, что, пожалуй, самое разумное — это снимать комедию. Мне захотелось поставить перед собой довольно сложную техническую задачу и сделать комедию с математическими соотношениями героев: мужчина — женщина, мужчина — женщина... Там действуют четыре пары, их следовало сначала всех перемешать, а затем вывести из этого уравнения".

В 1955 году Бергман создал "Седьмую печать" — один из своих великих фильмов. "Драматическое искусство, не сосредоточенное на отношениях человека и Бога, лишено всякого интереса". В "Седьмой печати" средневековая легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед концом мира трактована режиссером аллегорически. Название фильма отсылает зрителей к откровению св. Иоанна Богослова ("Апокалипсис"): "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе как бы на полчаса". Встретив Смерть, Рыцарь просит отсрочку, чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию Ингмара Бергмана, благодаря этому фильму он избавился от собственного страха смерти.

В 1959 году Ингмар женился на Кэби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух удачливых партнеров. Пианистка гастролирует, режиссер ставит фильмы и спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки…Это была его третья жена, а потом была и четвертая, и пятая.

Именно в это время Бергман начал профессионально интересоваться музыкой. Он покорен концертом для оркестра Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная постановка оперы "Похождения повесы" (1961) Стравинского — Одена — одна из кульминаций его режиссерской биографии.

За полтора года Бергман снимает знаменитую трилогию о "молчании Бога": "Как в зеркале" (1961, премия "Оскар"), "Причастие" (1961) и "Молчание" (1962), герои которой не в состоянии примириться с абсурдностью и жестокостью жизни — они погибают или сходят с ума. Фильмы трилогии напоминают по форме "камерные пьесы" А. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства).

Умер Бергман в 2007 году в возрасте 89 лет.

Потери такого масштаба человечество несет настолько же редко, насколько люди, подобные ему, посещают землю: Бах, Толстой, Пикассо. По странному (или, наоборот, совсем не странному) совпадению одновременно умер другой крупнейший кинорежиссер, Микельанджело Антониони, создатель ряда совершенно выдающихся работ, но все-таки уступавший Бергману по мощи, беспощадности и творческой долговечности.

Чем Гении отличаются от нормального человека?

В первую очередь, Микеланджело, Бах, Толстой, Гёте, Пикассо, Бергман (к этому списку можно добавить не так уж много фамилий) – труженики. Они, как ни странно это прозвучит, все время работали, потому так громаден корпус созданного ими – десятки томов, скульптур, фильмов, сотни картин. Только архив Бергмана будет разбираться десятилетиями – как толстовское или баховское наследие. На этом фоне многие современные властители дум выглядят очень лениво.

Во-вторых, вопросы, которые задавали и задают крупнейшие художники человечества – самые глубокие и самые тяжкие. Поэтому мы возвращаемся к их творениям спустя десятки и сотни лет после их создания. И из этого следует третье –  беспощадность великих мастеров к себе, невероятная требовательность, в том числе чисто «техническая», нежелание оставить хоть что-то недоделанным, несовершенным, неперевернутым.

Бергман всю жизнь страдал от депрессии и не раз возвращался к этому в своих работах. Поэтому еще один его урок – это творческое преодоление им своего недуга, кстати, столь же распространенного в мире, как насморк, но много более тяжелого и хуже излечиваемого. Поскольку мы всегда его стыдимся и скрываем – даже от себя самих. Хотя тот, у кого в жизни не было хотя бы временной депрессии, вовсе и не жил – потому что никогда не чувствовал, не переживал. Помните: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»?

Давайте смотреть вместе с вами фильм Бергмана "Молчание"



 

Все начинается в душном купе поезда, следующего нигде не оговаривающимся маршрутом. Ясно только, что средних лет сестры Эстер и Анна и сын-подросток последней возвращаются домой. Напряженное молчание лишь изредка прерывается короткими репликами мальчика и его матери. Душно и скучно. Особенно ребенку, у которого лишь одно развлечение, явно не подходящее ему по возрасту - роман Лермонтова "Герой нашего времени". Скучно и Анне, красивой и сильной женщине.
Ее сестра Эстер серьезно больна. В выражении ее лица читается желание отдыха и страх смерти. А когда она смотрит на Анну - зависть и что-то близкое к ненависти.

Приступ болезни Эстер принуждает путешественников сойти с поезда в чужестранном городе. Он назвается Тимока. Бергман рассказывает, что это эстонское слово, переводящееся примерно как "принадлежащий палачу". Герои останавливаются в мрачновато-роскошном и полупустом отеле с длинными коридорами, по которым скучающий мальчик будет одиноко бродить, разглядывая развешанные по стенам огромные роскошные эротические картины в духе Рубенса.
Так же будет бродить по улицам чужого города Анна, задыхающаяся от жары, скуки, нереализованных плотских потребностей и невозможности какого-либо общения с людьми, говорящими на незнакомом ей языке. Лишь язык примитивных похотливых взглядов, бросаемых на нее мужчинами, понятен ей, лишь посредством такого общения будет она пытаться преодолеть кошмар одиночества. С одним из таких искателей приключений, официантом уличного бистро (его играет Б. Мальмстен, актер, не появлявшийся в бергмановских лентах с середины 50-х, зато в ранних его картинах сыгравший почти все главные мужские роли), Анна вернется в отель и, зная, что сын наблюдает за ней, тем не менее поведет мужчину в свою комнату, где они предадутся громкой страсти. Только ли это удовлетворение похоти или протест против зависимости от старшей сестры, необходимости ухаживать за ней, одной воспитывать ребенка? Или просто нежелание упустить редко предоставляющуюся возможность? Возможен любой ответ.

А Эстер будет лежать в постели, курить, пить, мастурбировать и ненавидеть за то весь мир, свою здоровую сестру и саму себя. Будет смотреть в окно на чужой равнодушный город, в который вдруг войдет танк, постоит под окнами гостиницы, развернется и, пыхтя, скроется за поворотом. Эстер будет пытаться подавить Анну презрением и негодованием, выраженными в резких словах, но больше - взглядами, неумело и столь же эгоистично постарается завоевать доверие предоставленного самому себе мальчика, но единственный по существу контакт, в который она войдет, это общение жестами со стариком - служителем гостиницы. На его руках она в конце концов и останется (или даже умрет, - последнее не прояснено в финале картины), когда Анна и Юхан уже вдвоем продолжат путешествие.
"Молчание", как никакой другой фильм, сближает Бергмана с Антониони, идеологом отчуждения и одиночества в мировом кино. Но это совершенно бергмановская лента, исполненная страстными актрисами, прежде всего, великой Ингрид Тулин, сыгравшей Эстер и несчастной, и отвратительной, и жалкой, и... интеллигентной, как-то даже по-русски интеллигентной.

Хорош и Юхан, чьими глазами мы видим большую часть совершающихся в фильме событий. Подросший, но читающий всю ту же книжку, он появится в следующей картине режиссера, в "Персоне", и продолжающей и преодолевающей тематику "Молчания", а затем как бы перевоплотится в юных персонажей "Зеркала" и "Жертвоприношения", Андрея Тарковского, чья эстетика безусловно сформируется под воздействием гения Бергмана (вспомним, кстати, и шокирующе физиологичные эпизоды возвращения к жизни героини Н. Бондарчук в "Солярисе", как явное продолжение и переосмысление сцен умирания Эстер в "Молчании").
В этом бергмановском фильме, думаю, и в подтверждение и в какой-то мере в противовес предыдущим частям трилогии, Бог умолкает окончательно. В этом мире его уже не будет вообще: ни в виде страшного паука, являющегося сумасшедшей героине "Как в зеркале", ни в варианте мучительного для героя "Причастия" отсутствия. (Если, конечно, Бог этого мира - не танк, что на несколько секунд появляется под окнами отеля, лишь для того, чтобы тут же развернуться и исчезнуть из нашего и несчастной Эстер поля зрения.) В "Молчании" останутся только люди, еще сильнее страдающие, еще более отчужденные и, страшно сказать, выморочные при всех своих молчаливых страстях и страданиях. Едущие из ниоткуда и в никуда, зависимые друг от друга и друг другу чужие - до ненависти.
Небольшая фильмография

1946 Кризис Kris 1
1946 Дождь над нашей любовью Det regnar på vår kärlek 1
1947 Корабль идёт в Индию Skepp till India land 1
1948 Музыка в темноте Musik i mörker 1
1948 Портовый город Hamnstad 1
1949 Тюрьма Fängelse 1
1949 Жажда Törst 1
1950 К радости Till glädje 1
1950 Такого здесь не бывает Sånt händer inte här 0 Бергман сам считал этот фильм большой неудачей.
1951 Летняя интерлюдия Sommarlek 1
1952 Женщины ждут Kvinnors väntan 1
1953 Лето с Моникой Sommaren Med Monika 1
1953 Вечер шутов Gycklarnas afton 1-2  Здесь и начинается Ингмар Бергман.
1954 Урок любви En lektion i kärlek 1
1955 Женские грёзы Kvinnodröm 1
1955 Улыбки летней ночи Sommarnattens leende 1  Комедия. Лав стори. Классика.
1957 Седьмая печать Det Sjunde Inseglet 1-2
1957 Земляничная поляна Smultronstället 1-2
1958 На пороге жизни Nära livet 1-2 Знакомьтесь с бергмановскими актрисами.
1958 Лицо Ansiktet 1
1960 Девичий источник Jungfrukällan 1
1960 Око дьявола Djävulens öga 1 "Бергмановская" комедия.
1961 Сквозь тусклое стекло Såsom i en spegel 2 Трилогия веры.
1962 Причастие Nattvardsgästerna 2-3 Трилогия веры.
1963 Молчание Tystnaden 2-3 Трилогия веры.
1964 Что бы там ни говорили обо всех этих женщинах För att inte tala om alla dessa kvinnor 1 Комедия.
1966 Персона Persona 2-3
1968 Час волка Vargtimmen 2-3
1968 Стыд Skammen 2
1969 Страсть En passion 2
1969 Ритуал Riten 2-3
1971 Прикосновение Beröringen 1
1972 Шёпоты и крики Viskningar Och Rop 3
1973 Сцены из супружеской жизни Scener ur ett äktenskap 2-3 .
1975 Волшебная флейта Trollflöjten 1
1976 Лицом к лицу Ansikte Mot Ansikte 3
1977 Змеиное яйцо Das Schlangenei 2
1978 Осенняя соната Höstsonaten 2-3
1980 Из жизни марионеток Aus Dem Leben Der Marionetten 1
1982 Фанни и Александр Fanny Och Alexander 1-2
1984 Лицо Карин Karins ansikte 2
1984 После репетиции Efter repetitionen 3
1986 Благословенные De Två Saliga 2-3
1997 В присутствии клоуна Larmar och gör sig till 3
2003 Сарабанда Saraband 2

 

 


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о кинематографе. Ингмар Бергман. | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»