• Авторизация


Из истории Украины 07-03-2014 23:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x350]

Мы попытаемся понять, что происходит в Украине с точки зрения истории. При этом мы не будем настаивать на точности наших суждений. Истина она всегда где-то посередине. Все в мире относительно. Также, как и истина. Нет абсолютной истины!

Главное - не поддаваться эмоциям!

Почему возникают конфликты? Да потому, что нет четких определений. Например, даже термин «государство» не имеет какого-то четкого определения. Государство — это, прежде всего, территория. Ведь если у государства нет своей собственной территории, то, по факту, нет и самого государства, так как нет физического пространства для реализации каких-либо государственных проектов, действий. Вторым признаком государства является наличие постоянного населения—граждан или подданных этого государства (в зависимости от государственного строя). Почему это так важно? Это можно показать на примере Антарктиды. Хотя это материк и там есть территория, но нет постоянного населения. Поэтому государством Антарктиду никто не называет. Еще один признак государства — наличие аппарата управления.  Государственный язык нужен не только для разговора. В государственной документации не может быть никаких разногласий относительно языка написания этих документов. Отсюда и столько споров о языке. Язык формирует культуру. Государством можно назвать объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти. А если власть не имеет четких ориентиров для развития общества, проживающего на данной территории, то возникают проблемы. Дело в том, что государство Украина, как государство сформировалось только в 20 веке, но после развала СССР так хочется некоторым лидерам Украины превратить ее в древнее государство, которое ведет свое начало аж с великой Киевской Руси. Украинские националисты еще до распада СССР поставили в Лондоне в 1988 году памятник великому Правителю Украины. Кто бы это мог быть? Да, Владимир красно Солнышко.

В новых украинских учебниках детей теперь учат:

«Украина – древнее государство; святой равноапостольный князь Владимир Великий (крестивший Русь) – «украинский князь». А Московия, оккупировав Украину, присвоила себе историю древне-украинского государства…»  

[399x599]

В Лондоне, на Холланд парк авеню стоит вот этот монумент, изображающий древнего воина в славянских доспехах. На постаменте значится надпись «Князь Владимир, первый правитель Украины». Любой сведущий человек знает, что не ходил Владимир Красное Солнышко в походы во главе украинского войска, а Украина появилась на карте мира сравнительно недавно.
 

Начался планомерный, пугающий своим размахом процесс “переосмысления” и переписывания отечественной истории не столько с целью поиска научной истины и извлечения горьких уроков из реалий прошлого (без чего невозможен честный анализ современного положения дел и прогнозирование будущего), сколько ради создания новых мифов, призванных “оправдать” горькие реалии настоящего.
Критические моменты истории – это точки возникновения новых мифов. Безнадёжность является одной из характерных примет нашего времени. Она – безнадёжность – “всегда вызывает потребность в иллюзиях”. Там, где реалии истории могут привести человека в отчаяние, там незнание истины, иллюзия, миф дают ему смысл жизни и чувство самоуспокоенности. Видимо, поэтому современная идеологическая элита, опираясь на объективно свойственный сознанию народных масс архаический способ мышления, стремится интерпретировать историю с помощью мифа. Мифологизация истории – характерная примета нашего переломного времени. Широко распространился миф о том, будто славянские племена антов в V-VI вв. создали на территории Украины свою могучую державу – Антское царство (М.Ю.Брайчевский, В.И.Борисенко).

До сих пор не известно, когда и в силу каких обстоятельств возникло Древнерусское государство. Мы можем сколько угодно рассуждать о достоинствах и недостатках норманнской и антинорманнской (славянской) теорий происхождения Руси, о концепциях Татищева, Карамзина, Ключевского, Костомарова, Соловьёва,  Грушевского, Мавродина, Брайчевского, Фроянова, и других крупных специалистов, но факт остаётся фактом – начальная история Древней Руси представляет собой “белое пятно” и дальше любопытных гипотез историческая наука не продвинулась в решении этого вопроса ни на йоту.

А о происхождении слова Украина историки спорят до сих пор. «Оукраинами», «Украинами» и «Украйнами» именовались пограничные земли Руси. Например, в I Псковской летописи под 6779 (1271) г. говорится о сёлах псковской «украины». При этом жители этих земель именовали себя русскими. Украинцами называли военных несших службу на окраинных землях, то есть это был аналог современного слова «пограничник». На рубеже XIX—XX вв. слово «украинцы» обычно использовалось не в этническом, а в географическом смысле, обозначая население Украины. Профессор М. С. Грушевский, ставший после февральской революции председателем Украинской Центральной Рады, активно использовал слово «украинцы» в этническом значении. Это значение изначально внедрялось через издаваемые им газеты и журналы на Западной Украине, находившейся в XIX веке в составе Австро-Венгрии. Фактически речь шла о попытке местных властей убедить считавшее себя русским население Галиции и Буковины, в том, что они не русские, а какой-то другой народ. Окончательно этническое значение термина было закреплено после победы большевиков и создания УССР. С целью укрепления своей власти большевики взяли курс на коренизацию — замену русского языка на национальные языки.

Издревле существует понятие Великороссы, Малороссы и Белорусы. Но мало кто пытается разобраться в становлении этих народов.
Одно из наиболее авторитетных энциклопедических изданий Российской империи, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 18А, 1896 год), описывал малороссов следующим образом:
 


Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, — одна из трех русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам.


В Российской империи было принято выделять антропологические и физические и бытовые отличия малоросов от других русских народностей. Русским антропологом Дмитрием Анучиным отмечалось, что особенностями малоросов является их более высокий средний рост (на 1-4 см выше, чем белорусы и великороссы), высокий процент темноволосых людей (60-70 %), темноглазых (хотя встречается и достаточное число голубоглазых), длина ног (особенно бедер). «Не подлежит сомнению, что малороссы должны были воспринять в себя немало крови древних тюркских народов южной России — во всяком случай более, чем великорусы, которые зато ассимилировали многие финские народности. Антропологическое различие проявляется, отчасти, и в темпераменте, и в характере, на которые, впрочем, могли ещё иметь влияние окружающая природа и весь ход истории, иной, чем на севере. Как бы то ни было, малоросы отличаются от великорусов многими чертами своего умственного и нравственного склада, своим отношением к религии, к женщине, к семье, к собственности и т. д.» — писалось о малороссах в словаре Брокгауза и Эфрона.

Трудно переоценить важность изучения этнографической истории народов России. Видное место в ней занимает труд действительного члена Русского географического общества Густава-Теодора Паули (1817—1867), немца по происхождению, известного в России под именем Федор Христианович. В фундаментальном сводном труде по этнографии всех народов России, включая малороссов, созданном на уникальных коллекциях Географического общества и изданным в 1862 году под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России») Паули писал:
 

Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими — единоверной и братской нацией. Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.
 


[700x566]

 

Господствующие в официальной среде Российской империи подходы к рассмотрению племенного единства великороссов, малороссов и белорусов исключали какие-либо представления малороссов как инородцев. Малороссы не считались инородцами в Российской империи, и исключались из таких трактовок даже радикальными правыми националистическими организациями. Термин «украинец» правильно употреблять не в национальном а в областнически-территориальном смысле. "Иначе говоря, — пишут историки, — те жители Малороссии, которые считают себя русскими, иногда употребляют слово украинцы, но в таком же точно значении, в каком русские, что живут, например, в Сибири, называют себя сибиряками". Следует отметить, что со времен Древней Руси население Поднепровья считало себя русскими. Об этом писал еще в 1919 году в своей статье "К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ РОССИИ" блестящий публицист, юрист, депутат Думы А.И.Савенко,

 Есть такой журнал "Вестник Юго-Западной Руси". В его архивах много интересных статей, которые нам тоже помогут разобраться.

Современное украинское общество наполнено многими, часто противоположными представления о себе самом, о своей природе и целях своего существования. Однако можно выделить основные течения, самым мощным из которых является стяжание независимости, отдельности от России с опорой на комплекс специфически мировоззренческих представлений, так называемое «украинство». Основной базис украинства — существование украинцев как отдельного от русского народа, отказ великороссам в принадлежности Руси и перечисление многочисленных выдуманных обид, которые великороссы нанесли украинцам, угнетая и порабощая их. Украинское мировоззрение — это циничное отрицание истории собственного народа, презрение к его надеждам и стремлениям, глумление над его святынями.

Говоря об Украинском вопросе, то есть о существовании отдельного от русского народа — украинцев, подлинность их драматической истории, наполненной страданиями и борьбой против угнетателей, среди которых неизменно присутствуют русские, текущая политическая ситуация, нужно учитывать болезненность самих украинцев к сомнению в их самоидентичности..

Современная украинская официальная идеология усвоила польский взгляд на Москву и Русь, предполагающий узкое понимание Руси как территории бывших польских крезов, отказывая Москве в принадлежности Руси. Это еще и раздвоение русской личности, параллельная трактовка русской истории, неважно — надуманная или нет. Мы ведь не до конца понимаем термин "Киевская Русь". Был Аскольд, был Дир, потом пришли Рюриковичи, провозгласившие себя защитниками населения от набегов татар и монголов.

В современной Украине дискуссии на тему единства Великой, Малой и Белой Руси всерьез не ведется. Поднятие вопроса о существовании украинского народа, об истории его возникновения с общерусских позиций мгновенно шельмуется и высмеивается. С точки зрения самосохранения это верная стратегия: вытеснение и маргинализация общерусского мировоззрения.

Перед украинцем, когда он вырастает и выбирается из села, рано или поздно встает вопрос выбора: быть или не быть украинцем — он знакомится с аргументами противоположной стороны. Но выбор- то уже сделан! Выбор сделал еще дедушка, когда его украинизировали люди с наганом. Остается одно: убедить себя, что выбор правильный. Для этого необходимо постоянно подписываться фактами о том, что русские что-то сделали не так, что русские — варвары и не Цивилизация, что русские не демократы и прочее.

«Юго-Восток» — не определившаяся, вязкая и аморфная масса, не способная формулировать свой интерес, считающая себя украинцами номинально, не исповедующая в своей массе ни «украинства», ни «русскости», поэтому лишенная национальной страсти, силы, способности чем-то жертвовать.

Галичане купили их «на прагматизм» во время референдума, внушив идею, что они «всех в СССР кормили и теперь им надоело». Теперь они исправно кормят галичан. Этот глупенький и недальновидный «прагматизм» — единственное, что есть у «Юго-Востока». «Кончится ковбаса, пойдем за колбасой». Прагматизм говорит «Юго-Востоку», что ему есть что терять, поэтому делает его слабей западенских голодранцев.

Только ни за какой «колбасой» «Юго-Восток» не пойдет — он просто не умеет ходить. Для того, чтобы ходить, нужно иметь национальное самосознание, а не «прагматизм». Это прекрасно понимают свидомые украинцы. Они, не встречая сопротивления, спокойно делают с этим «Юго-Востоком» все что хотят: навязывают свой язык, пишут для него учебники с русско-украинскими войнами, при этом открыто шельмуя его как «донецкое быдло».

Украинская идея — это национальная идея, украинская идентичность. Для того, чтобы убедить представителей других национальностей стать украинцем, логично опираться на сверхнациональную идею, которую галицкие этнические националисты, конечно, предложить не в состоянии.

Русская (общерусская) государственность берет свое начало в Новгороде, в котором, согласно летописи, в 862 году начал править князь Рюрик. Преемник Рюрика, князь Олег, в 882 году перенес столицу в Киев, отчего Древнюю Русь впоследствии историки стали называть Киевской Русью. Древняя Русь, достигшая своего наибольшего расцвета как централизованное государство в период правления Ярослава Мудрого (1019–1054), территориально не совпадала с нынешней Украиной, занимая, кроме ее части, также территорию современной Белоруссии и часть современной Российской Федерации. Все это не позволяет ставить знак равенства между Древней Русью и Украиной.

Династия древнерусских князей Рюриковичей нашла свое продолжение в великих князьях, а затем в царях москов¬ских и всея Руси, тогда как ветвь этой же династии, правившая в Галицко-Волынском княжестве, угасла в XIV веке. Но галичане сохраняли память о своей исторической принадлежности к Руси, и когда Галичина после четырех столетий польского господства перешла в 1772 г. под власть Австрии, галичане называли свою землю Червонной Русью, а себя русинами. О том, что они живут в «Западной Украине» и являются «украинцами», они в те времена не имели ни малейшего понятия.

Чтобы разобраться с вопросом о появлении и значении слова «украинцы», необходимо учесть, что еще в середине XIX века название «Украина» имело чисто географическое значение и относилось к району Поднепровья. К западу от Украины лежали Волынь и Подолия, чьи названия имели точно такое же географическое значение. Во второй половине XIX в. термин «Украина» стал распространяться на все южнорусские земли сторонниками так называемого украинофильского движения, которые таким образом хотели избавиться от нежелательных для них наименований, связанных со словом «Русь».

Основная проблема здесь заключается в том, что украинский патриотизм сейчас пытаются отождествить с украинским сепаратизмом, признавая настоящим украинским патриотом лишь того, кто одобряет политику, направленную на всемерное обособление Украины от Российской Федерации, украинцев от русских, кто выступает за устранение русского языка из всех сфер жизни, кто поддерживает раскольнические церковные группировки, кто готов содействовать всем противникам России и русских.

Однако в прошлые времена подобная политика никогда не встречала поддержки в основной массе украинского (южнорусского) населения, так что навязываемая ныне трактовка украинского патриотизма, олицетворяемого образами Мазепы или Петлюры, не имеет под собой никакой исторической почвы. И что более важно для наших современников, украинский сепаратизм, став наконец реальностью, проявил свою подлинную сущность, обернувшись истинным бедствием для большинства населения Украины, тем самым подтвердив правоту сторонников русского единства, безусловно отвергавших идею украинского сепаратизма в прошлые времена.

На протяжении столетий, до 1917 г., на Руси патриотизм — любовь к своему Отечеству — всегда был неразрывно связан с Православной верой и с преданностью Царю, что находило отражение в известном призыве: «За Веру, Царя и Отечество!» Причем это относилось не только к Великороссии, но и к Южной Руси. После того как на Переяславской Раде в 1654 г. было провозглашено: «волим под царя восточного православного», большинство южнорусского населения неизменно выступало против имевших место попыток части казацкой старшины оторвать Малую Русь от России. Участь гетманов Выговского и Мазепы является тому подтверждением.

В XIX в. побудить малороссов к отрыву от России старались поляки, поднимавшие против России восстания в 1830–1831 гг. и в 1863 г., но безуспешно. Когда в середине 70-х годов XIX века назревала война между Россией и Турцией, поляки в Галиции стали опять подумывать о восстании против России. Однако, как отмечал польский автор С.Киневич: «Львовские заговорщики бряцали сабельками и рвались на Варшаву, но не видели, что в случае столкновения значительную часть народа будут иметь против себя. Московская агитация на селе делала свое: хлопы волновались, угрожая, что с приходом “белого царя” вырежут всех поляков и жидов». И это говорится не о российских малороссах, а о галичанах, «благоденствовавших» под властью Австрии.

В дореволюционной России идея украинского сепаратизма не пользовалась успехом в народе, ибо в те времена существовало понимание того, что в случае отрыва Малороссии от России малороссы непременно окажутся под гнетом поляков и евреев. Еще в 1863 г. в письме, адресованном издателю львовского украинофильского журнала «Мета», которое было опубликовано в журнале «Вестник Юго-Западной и Западной России», выходившем в Киеве, было сказано, что в случае выигрыша поляками своего дела тем, кто позволил полякам сделать себя «орудием в деле расстройства единой самодержавной и православной России», предстоит обратиться «в разряд хлопов, или быдла, на котором поляки и их задушевные друзья — жиды <...> будут возить воду, песок, навоз, кирпич и другие тяжести».

И в начале XX века, когда идея украинского сепаратизма пропагандировалась не только из австро-польского очага, находившегося в Галиции, но и из революционного лагеря внутри России, русские патриоты предупреждали, что если замыслы врагов России, стремившихся отторгнуть Малороссию, осуществятся, то малороссы пострадают точно так же, а может быть и больше, чем великороссы.

Переворот 1917 года подорвал основы русской государственности. Пришедшие к власти большевики, возглавляемые преимущественно нерусским элементом, разрушили национальное единство русского народа, официально разделив его на три отдельных народа, и рассекли территорию России границами советских республик, наделенных правом свободного выхода из образованного в 1922 году Союза ССР, чем заложили основы для грядущего торжества сепаратизма, в том числе и украинского.

Кто хочет подробно ознакомиться со становлением понятия Украина, может почитать статью историка Р.Храпачевского "Русь, Малая Русь и Украина".

Сейчас не так часто вспоминают, что помимо "Великия, Малыя и Белыя Руси" были еще две древнерусских исторических области: Чёрная Русь и Червонная Русь. Первая - это запад Белоруссии (с центром в Гродно), вторая - запад Украины. Название "Червонная Русь", или Рутения - от красных пород, слагающих здешнюю землю. А может быть - от редкой красоты этих мест:

[700x341]

Типичный пейзаж Червонной Руси - это бескрайняя степь (давно уже превратившаяся в поля), через которую тянутся длинные гряды высоких холмов (самые известны - Подольские Толтры и Расточье). В основе Червонной Руси - так называемые "Червенские города", за которые Русь и Польша воевали в 9-10 веках. Из этих городов до наших дней дошли Луцк и Броды. В 981 году города были завоёваны Владимиром Красно Солнышко, в 1018 году отвоёваны Болеславом Храбрым, в 1031 году - вновь захвачены уже Ярославом Мудрым. Словом, уже тогда это было пограничье Руси и Польши.
Рутения делилась на 5 крупных исторических областей: Волынь, Галиция, Подолия, Буковина, Карпатская Русь. А также полтора десятка более мелких исторических районов - Ополье, Покутье, Надсанье, Верховина, Гуцульщина, Марамарош и другие. Пять крупных областей были в разных эпохи под разными хозяевами. Волынь была в составе Литвы, Галиция и Подолия - Польши, Буковина - Молдавии, Закарпатье - Венгрии. После раздела Речи Посполитой Галиция, Буковина и Закарпатье достались Австро-Венгрии, а Подолия и Волынь - России. И тем не менее общность Червонной Руси сохранилась - объединившись наконец под властью Советского Союза, эти регионы вновь консолидировались в Западную Украину.
Галиция из-за самого выгодного расположения была центром Червонной Руси. Название по разным версиям происходит от имени собственного, от греческого halis ("соль"), от "галки" и даже от "галлов" (кельтов). В 12 веке на руинах Киевской Руси начинается консолидация новых русских государств. На далёком северо-востоке формируется Владимиро-Суздальское княжество (будущая Россия), а на крайнем западе Галицко-Волынское княжество. Первым шагом (1141) стало объединение Червенских земель князем Василько Володаревичем с центром в городе Галич:
История самого Галича довольно запутанная и имеет несколько версий. По одной из них, город был основан Василько Володаревичем и получил название по Галичине, по другой же существовал с 7-9 веков. Как бы то ни было, в 12 веке это был один из сильнейших древнерусских городов, на территории которого существовало до 15 каменных храмов. Территория бывшего Галича тянется на несколько километров - его памятники сохранились в сёлах Крилос и Шевченково и современном Галиче. Расцвет Галича пришёлся на 1158-1187 годы, когда здесь правил Ярослав Осмомыл. Процесс консолидации завершился в 1199 году, когда при Романе Мстиславовиче Галичина объединилась с Волынью.
Серьёзные перемены начались в первой половине 13 века. В 1211 году на престол взошёл малолетний Даниил Романович, и местные бояре, воспользовавшись его малолетством, устроили междоусобную войну, куда включились также киевские и северские князья. Это была типичная феодальная война с бесконечными династическими интригами, едва ли не ежегодной сменой власти и полным хаосом во всём. Подробнее о ней читайте в Википедии, скажу только, что в 1238 году Даниил Романович в последний, пятый (!) раз стал князем Галича, а в 1239 году, одолев своих соперников, овладел Киевом, откуда спустя год его вышиб хан Батый. Тем не менее, благодаря искусной дипломатии Даниила, Батый прошёл лишь по краю Галиции и разгромил Венгрию, что позволило Даниилу Романовичу в 1245 году в битве при Ярославе одолеть объединённое польско-венгерское войско.
В 1247 году Даниил Галиций женил своего сына Льва на венгерский принцессе Констанции, что дало ему право претендовать на австрийский престол. Тем не менее, положение князя было крайне сложным, его со всех сторон окружали более могущественные государства (Польша, Венгрия, Трансильвания, Золотая Орда), между которыми приходилось искусно лавировать. В 1254 году Даниил Галицкий обратился за помощью к Папе Римскому Иннокентию Х в надежде на помощь Запада в борьбе с монголами. От Папы Римского он получил титул Короля Руси, став первым православным королём, и открыл двери княжества для католической экспансии. Тем не менее, помощи он не дождался, и в 1256 году был вынужден признать власть Золотой Орды. При жизни короля Даниила католики не допускались в Галицию, но остановить начатый процесс было уже невозможно.

В 1256 году Даниил основал Львов, назвав город в честь своего сына:
В 1247 году Даниил Галиций женил своего сына Льва на венгерский принцессе Констанции, что дало ему право претендовать на австрийский престол. Тем не менее, положение князя было крайне сложным, его со всех сторон окружали более могущественные государства (Польша, Венгрия, Трансильвания, Золотая Орда), между которыми приходилось искусно лавировать. В 1254 году Даниил Галицкий обратился за помощью к Папе Римскому Иннокентию Х в надежде на помощь Запада в борьбе с монголами. От Папы Римского он получил титул Короля Руси, став первым православным королём, и открыл двери княжества для католической экспансии. Тем не менее, помощи он не дождался, и в 1256 году был вынужден признать власть Золотой Орды. При жизни короля Даниила католики не допускались в Галицию, но остановить начатый процесс было уже невозможно.

В 1256 году Даниил основал Львов, назвав город в честь своего сына. Галич же остался духовным центром Червонной Руси - в 1303-1409 годах в нём существовала даже своя Митрополия, подчинённая Константинопольскому патриархату! Львов же начал превращаться в крупный купеческий город, в 1349 году вошедший в состав Польши (при короле Казимире Великом) и в 1356 году получивший Магдебургское право. В 1370-97 годах - в составе Венгрии, при которой получил право иметь собственные склады, сохранённое и позже, когда город отвоевала польская королева Ядвига.

В 1434 году Галиция вновь получила автономию как Русское воеводство в составе Польши. К этому времени основную часть сельского населения составляли православные славяне (будущие украинцы), основную часть городского - поляки и немцы, а также купцы этнических общин.
До 16 века в Галиции мирно уживались польский католицизм и русское православие. Но падение Константинополя и усилением Речи Посполитой привели к резкому усилением католической экспансии, особенно усилившейся при Стефане Батории. Православные (а также армянские) церкви закрывались и передавались католикам либо евреям, которые сдавали их православным в аренду за большие деньги (возможно, так и начался украинский антисемитизм).
Эта экспансия вызывала сильное, хотя и мирное, противодействие. Во Львове православные купцы (украинцы и греки) основали Успенское братство (1580-1788), объединившееся вокруг Успенского собора. Братство активно поддерживало русских купцов, с ним же связана деятельность Ивана Фёдорова - славянского первопечатника, бежавшего сюда из Москвы вследствие рейдерского захвата его типографии перепесчиками. Другим центром стал и Почаевский монастырь (ныне лавра). Эти силы отстаивали традиционное Православие, однако с 1586 года начало активное развитие греко-католичество, более известно как униатство.
Униаты сохраняли восточную обрядность, но подчинялись Папе Римскому. Униатство стало по сути основной религией Галиции, сохраняя эту роль и поныне. Однако именно католическая экспансия в конечном счёте и привела Речь Посполитую к падению. Уже в 17 веке назрел раскол. Основная часть дворянства (поляки) была католиками. В то время как основную часть крестьянства составляли православные и греко-католические украинцы.
И если в начале 17 века поляки и украинцы (в том числе запорожские казаки) совместно били Москву, то уже в середине века московиты, шведы и украинцы совместно били поляков. Этот период в истории Польши известен как Кровавый Потоп, и это был аналог нашей Великой Смуты - от войн, эпидемий и голода погибла до половины населения Речи Посполитой.
Символично, что последний великий король Речи Посполитой, Ян III Собесский, был выходцем из Галиции - родился в знаменитом Олесском замке во время татарского набега:
Но это был последний взлёт перед окончательным падением. В 18 веке остановить деградацию Речи Посполитой, за которой из всей Украины остались лишь Галиция, Волынь и часть Подолии, было уже невозможно.
В 1772 и 1795 годах (первый и второй разделы Речи Посполитой) Галиция досталась Австрии, превратившись в Провинцию Галиции и Лодомерии (австрийское название Волыни), куда вошли также Черновицкий округ (Буковина), Тарнопольский округ (часть Подолии) и Великое герцогство Краковское. Столицей этого региона стал, однако, не Краков, а Львов, получивший немецкое название Лёмберг (глиняная гора).

Тем не менее, большую часть горожан в Галиции составляли поляки и евреи. Был силён польский сепаратизм, для борьбы с которым Австрия сделала ставку на "русинов" (так здесь называли украинцев), поддерживая и развивая их самосознание. Бунты русинских крестьян сильно подорвали могущество польских помещиков, однако уже к моменту революции 1848 года русины стали для Австрии не меньшей угрозой, чем поляки. Интересно, что одним из требований русинов было разделении провинции на западную (с польским управлением) и восточную (с украинским). Были в те годы сильны и русофильские настроения - идея единой славянское державы от Карпат до Камчатки.
В целом же Галиция была дальней периферией Австро-Венгрии, бедной и отсталой провинцией... пока в 1860-е годы здесь не обнаружилась НЕФТЬ:
Сложно поверить, что нынешний Львов - это нефтеград, как к примеру Тюмень или Екатеринбург. Тогда и начал отстраиваться Львов в стиле модерн. В это же время в Галиции складывается и новая украинская культура. Огромную роль в консолидации галицких украинцев сыграл митрополит греко-католической церкви Андрей Шептицкий (в том числе им был создан Национальный музей и возрождена Уневская лавра). В Галиции творили Иван Франко, Леся Украинка и другие, здесь был опубликован первый альманах галицкой украинской литературы "Русалка Днестровская". В архитектуре выделилась "гуцульская сецессия" - австрийский аналог "украинского модерна":
А затем наступил ХХ век

В 1914-1916 годах Галиция становится основной ареной боёв между Россией и Австро-Венгрией, в которых последняя получила сокрушительное поражение и вскоре распалась. Было создано Галицийское генерал-губернаторство (Львовская, Тарнопольская, Черновицкая, Перемышльская губернии). Однако затем в войну вмешалась Германия, и столь же сокрушительное поражение получила уже Россия, вскоре охваченная Гражданской войной. В хаосе тех лет легко не заметить, что между Первой Мировой и советско-польской войнами была еще и польско-украинская война (1918) за независимость Западно-Украинской народной республики. Наследством тех времён стал мемориал "Львовских орлят" - польских добровольцев, оборонявших Львов от украинских повстанцев (среди которых были Сечевые стрельцы - украинские военные формирования, созданные Австро-Венгрией). Объединиться их заставило лишь наступление Красной Армии.
В 1921-39 годах Галиция была в составе Польши, продолжалась добыча нефти, Львов рос и развивался (среди прочего здесь проводилась огромная промышленная ярмарка), в 1921 году во Львове родился Станислав Лем. Продолжал свою деятельность Шептицкий, несмотря на активное противодействие поляков. Вообще, режим Юзефа Пилсудского стремился к подавлению украинской культуры, положение украинцев в Польше было гораздо сложнее, чем в Чехословакии (Закарпатье) и Румынии (Буковина). В 1920 годы в Праге ветеран сечевых стрельцов Евгений Коновалец основал Украинскую войсковую организацию, из которой в 1929 году выросла Организация украинских националистов, которую позже возглавил Степан Бандера - то есть, они возникли именно для борьбы с Польшей.
Но пожалуй самым кошмарным периодом в истории Галиции стала Вторая Мировая война. В 1939 году Галиция была занята Красной Армией, и начались масштабные репрессии НКВД. По разным данным, были расстреляны десятки тысяч человек (как украинцев, так и поляков), среди них семья Льва Шептицкого - брата митрополита.
Шептицкий открыто выступал в поддержки Гитлера и нацистов. В 1941 году Галиция стала одной из самых лояльных Третьему Рейху земель, была создана даже дивизия СС "Галичина", уничтоженная в 1944 году под Бродами. Львовское гетто было третьем по величине в Польше - после Варшавского и Лодзинского. Еврейские общины, достигавшие 40-70%, были уничтожены почти полностью, в одном только Яновске было замучено до 160 тысяч человек (причём без газовых камер - только голодом, рабством и издевательствами: среди прочего в лагере стояла "добровольная виселица" для всех желающих и был оркестр, игравший во время казней "Смертельное танго", а во время пыток весёлый фокстрот). На Волыни же и вовсе началась резня между украинцами и поляками - последних было убито около 100 тысяч, в основном мирных жителей.
В 1944 году Галиция была занята советскими войсками, и бандеровцы ушли в подполье и продолжали воевать с новой властью. Партизанская война против Советского Союза продолжалась до середины 1950-х годов, и закончилась как и большинство повстанческих войн - дойдя до крайнего ожесточения, повстанцы стали для мирных жителей большей угрозой, чем власть, и лишись поддержки.

После войны поляки покинули Галицию после 500 лет господства, а украинцы были депортированы из Польши. Галиция вновь стала "русской", то есть восточно-славянской. В советское время народы помирил рост уровня жизни и геополитические успехи. В Галицию приехало множество специалистов со всего Союза, строивших заводы, больницы, дороги. Деревня, не обескровленная голодом 1930-х годов, продолжала развиваться и строиться, вопреки плановому хозяйству. Галицикие нефтяники работали по всему Союзу на новых нефтепромыслах... В 1980-е годы процветанию СССР пришёл конец, и волнения начались по всем национальным окраинам.
Интересно, что центром украинского сепаратизма стал не Львов, а Ивано-Франковск (который, впрочем, и в 1918 году был столицей Западно-Украинской республики, в отличие от польского Львова). В 1990-м году над башней Ивано-Франковской Ратуши был впервые поднят сине-жёлтый украинский флаг:
Но с обретением независимости испытания Галиции не кончились. В 1990-е годы регион (как и всё постсоветское пространство) поразил экономический коллапс, для многих единственным способом выживания стали заработки за границей. Реабилитация бандеровцев, СС "Галичина", ревизионизм очень негативно сказались на репутации Западенщины.

А Западенщина очень красива. Я здесь воспользовался материалами некоего Варандея. Погуляйте с ним по Галиции.

Историю надо знать. А кто помнит, что такое Галиция?

ГАЛИ́ЦИЯ, Галичина, историческая территория на юго-западе Украины (ныне Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области). С 1352 г. — в составе Польского королевства: до начала 16 в. как Русское воеводство Малой Польши, затем Червонная Русь (одна из областей, представленных в Ва‘аде четырех земель). После раздела Польши в 1772 г. из Галиции и некоторых южнопольских земель (современное Жешувское воеводство, часть Люблинского и других воеводств) была создана провинция Австрии под общим названием Галиция (ее границы несколько раз изменялись). В 1918 г. Галиция вновь стала частью Польши, с 1939 г. присоединена к Украинской ССР. С 14 в. и до Второй мировой войны Галиция была одним из крупнейших центров еврейства в Восточной Европе. 

[665x614]

 

Философия Западенцев отличается от философии жителей остальной части Украины. Но как объединить необъединимое? Самым лучшим выходом для Украины было бы федеративное устройство. И дружить Украине надо и с ЕС, и с США и с Россией, но не надо становиться плацдармом НАТО против России, как Польша стала для Гитлера перед Второй мировой войной.

Все не так просто. Все эти проблемы нельзя решать силой оружия. А с бандитами надо бороться. Люди должны уважать других людей.

Четыре предложения Генри Киссинджера относительно украинского кризиса высказал Генри Киссинджер, в газете Washington Post

Наступит ли в России эпоха Возрождения?

Предлагаю полистать страницы современных украинских школьных учебников, и тогда понятно, почему плавятся мозги у бывших молодых защитников Майдана. К сожалению, промывание мозгов трудно сделать. Клизма тут не поможет.

 



 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из истории Украины | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»