ПОЗДРАВЛЯЮ МИЛЫХ ЖЕНЩИН С ДНЕМ 8 МАРТА !!!
Почитайте для начала, что я думаю о женщинах
И я продолжу свои наблюдения, воспользовавшись Интернетовскими находками.
Наткнулся в Интернете на дневники интересного человека Бориса Либкинда. Он жил в Азербайджане, а сейчас живет в США. Инженер, прозаик, поэт. А главное - СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Он говорит о себе: "Я — счастливый человек. Немногие решаются сказать это о себе. Но я вот решился. Кто-то из великих изрёк: «Творчество без счастья приемлемо. Счастья без творчества нет». Ёмко и верно... Путь моей жизни не был асфальтированной дорожкой, случалось оступаться, были падения. Но главное, к чему я всегда стремился, красной нитью прочертило всю мою траекторию – я жил творчески, чем бы ни приходилось мне заниматься. Не прозябал, а жил. И потому имею полное право считать себя счастливым."
Стихи его мне не нравятся, а вот его рассуждения О ЖЕНЩИНАХ меня заинтересовали.
О женщинах (часть 1)
О женщинах (часть 2)
О женщинах (часть 3)
О женщинах (часть 4)
О женщинах (часть 5)
О женщинах (часть 6)
О женщинах (часть 7)
О женщинах (часть 8)
О женщинах (часть 9)
О женщинах (часть 10)
О женщинах (часть 11)
О женщинах (часть 12)
О женщинах (часть 13)
О женщинах (часть 14)
О женщинах (часть 15)
О женщинах (часть 16)
О женщинах (часть 17)
О женщинах (часть 18)
О женщинах (часть 19)
О женщинах (часть 20)
О женщинах (часть 21)
О женщинах (часть 22)
О женщинах (часть 23)
О женщинах (часть 24)
О женщинах (часть 25)
О женщинах (часть 26)
О женщинах (часть 27)
О женщинах (часть 28)
О женщинах (часть 29)
О женщинах (часть 30)
Со многим я могу согласиться. Хотите, читайте сами, но я предлагаю вам вместе со мной пролистать его заметки. Я буду выдирать некоторые страницы из его повести, и иногда буду вставлять свои комментарии.
Итак, начнем, пожалуй, с ТЭФФИ.
[показать]Когда последнего российского императора Николая Второго в шутку спросили, чьи произведения он взял бы с собой на необитаемый остров, он, не задумываясь, ответил: "Тэффи. И больше - никого". Кто же была эта талантливая писательница, о творчестве которой мы, дети бывшего СССР, никогда даже не слышали?..
ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст. фамилия — Лохвицкая, по мужу — Бучинская) (1872-1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям — 27 апреля (9 мая) 1872 в С.-Петербурге (по другим сведениям — в Волынской губ.). Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffy was a thief». Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».
_______________________________
САТИ СПИВАКОВА
[показать]Ослепительная красавица Сати Спивакова, возможно, никого бы особенно и не интересовала, не будь она женой знаменитого музыканта, который старше её на 18 лет. Сати Спивакова (урожденная Сати Саакянц) родилась зимой 1962 года в Ереване, в семье знаменитых музыкантов – скрипача Зарэ Саакянца и пианистки Аиды Аветисовой. Она с раннего детства не представляла жизни без камерного оркестра и исправно посещала музыкальную школу. Но повторять путь родителей ей не хотелось – Сати собиралась стать актрисой. В столице она стала студенткой ГИТИСа. В 1983 году она сыграла главную роль в фильме «Ануш» и не оставляла мечты стать второй Сарой Бернар, но знакомство с великим музыкантом и дирижером Владимиром Спиваковым изменило всю ее жизнь. Будучи студенткой, Сати гостила у родителей в Армении и познакомилась на званом ужине с известным дирижером Владимиром Теодоровичем Спиваковым. Роман развивался очень долго и неторопливо – музыкант был старше юной актрисы на семнадцать лет, а все свободное время посвящал любимому делу. Сати рассказывала, что до Володи у нее не было настоящей, сильной любви, только какие-то девические воспоминания – легкие, кружевные, которые веса не имели. Она боялась вступать в серьезные отношения, боялась, что они ее ранят, и она останется опустошенной. В 1984 году влюбленные поженились и с тех пор не расставались. Ради знаменитого мужа Сати оставила актёрскую карьеру, а взамен родила трёх дочек — Катю, Таню и Анечку. В 30 лет она закончила Сорбонну, где изучала языкознание и историю Франции. Сати Спивакова не только прекрасно выглядит, но и считает маразмом скрывать свой истинный возраст. Ее однажды спросили, хотела ли она вернуться обратно, когда ей было 30 лет? Сати ответила так: "У моего хорошего друга была бабушка, которая на этот вопрос отвечала так: «Что, стать снова дурой? Ни за что!» Я бы только хотела, чтобы не возникало чувство усталости на долгом забеге. Ужасно хочется невыносимой легкости бытия."
В 2000 году телеканал «Культура» предложил Сати записать истории о встречах с популярными музыкантами, и вскоре появился цикл передач «Мои истории». Затем Спивакова стала телеведущей программы «Сати» на ОРТ, а потом вернулась на канал «Культура» с проектом «Камертон».В 2010 году ведущей захотелось поработать в более свободном жанре, и появилась новая программа «Сати. Нескучная классика». «Сати. Нескучная классика» — это не традиционный рассказ приглашенного гостя о своих творческих начинаниях. Это открытая беседа о каком-нибудь необычном музыкальном явлении, сопровождаемая любопытными историями, кадрами редкой хроники, неожиданными поворотами разговора. Мне очень нравится эта передача и эта женщина Сати Спивакова.
_____________________________________________
ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ
[показать]Далее Борис восклицает: "Что это я - всё о современных мне представительницах прекрасного пола, и даже более того - можно сказать, не моего, а следующего поколения. А ведь были величайшие женщины и в прошлом! Чего стоит, например, феномен Екатерины Второй, превратившейся из дочки прусского генерала в ключевую фигуру российской истории. Как это произошло? Как вообще такое стало возможным?"
Екатерина родилась в семье прусского генерала Христиана-Августа и Иоганны-Елизаветы из Гольштейн-Готторпского семейства. При рождении её звали София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Родные звали её просто Фике. Она получила французское образование. София приехала в Россию в 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны, поскольку дядя Софии сватался к русской императрице, но умер до свадьбы. 28 августа 1744 15-летняя София сочеталась браком с 16-ти летним наследником российского престола Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), сыном Анны Петровны (дочери Петра I) и Карла Фридриха. Приняв православие, Софья Фредерика нарекается Екатериной Алексеевной.
Брак был неудачен, у мужа появилась любовница Елизавета Воронцова. 5 января 1762 после смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил Пётр III. Последний вёл неразумную внешнюю и внутреннею политику, заключив союз с Пруссией, отменив ряд налогов и уравняв в правах православие и протестантизм, что привело к росту недовольства в русском обществе и особенно в гвардии. 9 июля 1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве. Что удалось ей свершить после этого, мы знаем из российской истории.
Что бы стать великой, известной и иметь массу поклонников, вовсе не обязательно родиться красивой. Главное, верить в свои силы и работать над собой. Все это в полной мере можно применить к российской Императрице Екатерине II.
По свидетельствам современников Екатерина была отнюдь не красавицей: самая обыкновенная женщина среднего роста, склонная к полноте. Да и сама она не считала себя особо привлекательной. И все же Екатерина умела нравится и не знала отбоя от поклонников до преклонного возраста. Один из современников писал: «Не фигура приятна и благородна, походка гордая. Вся она и ее манеры полны грации, вид - царственный. Черты лица говорят о сильном характере. Голова хорошо посажена на высокой шее.......»
Но какими трудами добивалась Екатерина такого впечатления, знала только она. Императрица долго и методично приучала себя высоко держать голову. Так она скрывала второй подбородок и казалась выше ростом. От простых русских женщин Екатерина узнавала народные рецепты. «Разговор с невеждой порой большему научит, чем с ученым мужем», - говорила она. Простолюдинки приносили ей лопух, крапиву и мяту, отварами которых царица ополаскивала волосы. Так же Екатерина дважды в день расчесывала волосы деревянным гребнем, смоченным в отваре череды. И результат такого ухода оказался очевиден - уже до глубокой старости волосы сохранили молодой блеск и густоту. С уважением Екатерина относилась к русской бане. Именно она открыла по всей стране множество бань. Среди обычных банных процедур царицы было натирание тела кофейной гущей, смешанной с замоченным в кипятке овсом.
Подошвы и локти она намазывала лимонным соком, а затем терла смесью соли и соды. А на веки, чтобы предотвратить отеки и темные крути, императрица накладывала компрессы из отвара ромашки, крепкого чая. А если отеки все же появлялись, накладывала на веки тертый картофель. Пользовался императорской милостью и гречишный массаж, а так же компрессы из нагретой гречки. Интересно, что гречишные процедуры помогали не только от телесных недугов, но и от «пустоты душевной и суеты разума» - уверяла Екатерина. Известно, что Екатерина любила протирать лицо утром и вечером кусочками льда. А в основанном ею Смольном институте ледяные утренние умывания были рекомендованы всем воспитанницам. Часто лед для императрицы готовили из отваров трав. Травяной лед готовят так: столовую ложку травы заливают стаканом кипятка. Настаивают 30 мин, отцеживают. Разливают в формочки для льда и замораживают Именно Екатерина ввела моду на фруктовые маски. Перед излюбленным утренним кофе, она втирала в кожу лица и декольте яблочное пюре. И, кстати, съедала по 5 кислых яблок каждый день. Нравились Екатерине и маски из земляники. Фруктовое пюре накладывали на лицо царицы, а когда фрукты застывали, смывали сливками. Своим излюбленным фрейлинам Екатерина рекомендовала как средство от морщин отвар из равных частей липового цвета, ромашки, шалфея и хвоща. Отвар она использовала для протирания лица.
Чтобы избавиться от веснушек, Светлейшая протирала кожу лица соком корня петрушки или настоем корня одуванчика на водке. Царица Екатерина II не жалела сил и и действительно умела «делать себя». Императрица была выдающимся государственным деятелем и выдающейся женщиной. Поэтому она навсегда останется в памяти потомков Екатериной Великой!
Екатерина Великая любила Россию, большие идеи и сильных мужчин. Так ей удалось основать новую великую державу. Екатерина была очень любвеобильна. Она любила Россию, ее людей и, по словам историков, 21 мужчину. Григорий Орлов, который в 1762 году помог избавиться от мужа, императора Павла, был, великолепным любовником. И эти слова говорят об императрице о многом. Потому что без мужчин Екатерина просто жить не могла.
_______________________________
С,А,МИЛЛЕР
[335x400]Когда граф Алексей Константинович Толстой сопровождал императора Александра Второго, с которым был дружен с детских лет, на бал-маскарад, ему очень понравилась на балу женщина-незнакомка. Вернувшись с маскарада, он в течение часа пытался сосредоточиться на недавно начатом историческом романе, но мысли неустанно крутились вокруг удивительно яркого образа - таинственной и прекрасной феи, с которой он неожиданно разговорился на балу. И лишь встала перед глазами стройная фигура в маске, и зазвучало в ушах чарующее контральто, как само собой хлынуло из-под пера:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…
Незнакомкой оказалась Софья Андреевна, жена ротмистра-конногвардейца Миллера. Она не была красавицей, но для графа главными в ней были светящиеся умом серые глаза и глубокий страстный голос. Софья Андреевна с отменным вкусом разбиралась в литературе, музыке, живописи, знала 14 языков, делала яркие художественные переводы.…
Не удивительно, что графа влекло к ней все неудержимее, и они сблизились. Софья Андреевна понимала его во всем, включая отвращение к придворной службе и стремление к творчеству.
Но только через 12 лет после их с Алексеем знакомства, получив развод у Миллера, Софья Андреевна официально стала графиней Толстой. После брака новоиспеченную супружескую чету стали преследовать болезни: графа мучили приступы астмы, а его жену болезнь глаз, грозящая слепотой. Все, кто встречал эту пару, говорили, что и в тяжких болезнях, и в невзгодах, и в радостях они были светлы и добры друг к другу и ко всем окружающим.
Одним словом, они были счастливы…
Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» , драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» , «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» .
Всего 12 лет Алексей Константинович и Софья Андреевна прожили в законном браке. Летом 1875 года графу стало совсем плохо, и 28 сентября он скончался.
__________________________________________________
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА
|
Наталья Щукина и Олег Басилашвили |
Наталья Щукина родилась в Москве. Ее родители с театром или кино никаким образом связаны не были. С ранних лет родители Наташи расстались, и дальнейшим воспитанием дочери занималась одна мама. Наталья очень благодарна маме, которая, по ее словам, очень демократично относилась ко всем увлечениям дочери: личным и неличным, никогда ни в чем ее не ограничивала. Мама всячески способствовала развитию дочери. Маленькая Наташа занималась танцами, гимнастикой. Однажды в школу пришли артисты набирать детей в театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне. За компанию с подружкой десятилетняя Наташа отправилась на прослушивание. Тогда она еще и не думала, что когда-нибудь станет настоящей актрисой.
Именно благодаря занятиям в театре-студии состоялся дебют Наташи в кино. В 1985 году она снялась в главной роли в детской картине режиссера Рубена Мурадяна «Фотография на память». О той своей работе актриса рассказывает: «К пятнадцати годам я была уже большегрудая, но режиссер считал, что советская девочка не может быть с большой грудью. Поэтому как меня только не утягивали… В итоге получилась абсолютно непонятная фигура под этими совковыми сарафанчиками в цветочек. Грудь была распластана по пузу - и выглядело это ужасно...»
В фильме Петра Тодоровского "Интердевочка" Наталья сыграла молоденькую, симпатичную путану, рассказывающую милиционерам про папу-«африкановеда». Между прочим, во время съемок начинающая актриса не побоялась спорить с самим Петром Тодоровским. «Мне не нравился текст, - рассказывает Наталья. - Никак не могла его произнести. Но даже сейчас, когда смотрю этот фильм, думаю, что была права. Этот текст немного не из лексикона проституток. "Мой папа-африкановед…" В общем, я бесконечно с ним спорила. Когда съемки были закончены, Петр Ефимович мне сказал: "Все в тебе хорошо, но слишком тяжелый характер". Чего, в общем, я никогда за собой не замечала».
В 1991 году Щукину вновь пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. В его знаменитой трагикомедии «Небеса обетованные» Наталье досталась небольшая роль, но как она была сыграна! Особенно зрителям запомнилась сцена с поеданием сгущенки.
_________________________________________________
М,Ф,АНДРЕЕВА
Имя Марии Федоровны Андреевой связано с именами Станиславский, Немирович-Данченко, Горький, фабрикант Морозов, Красин.
В 1868 году в семье дворянина Федорова-Юрковского родилась дочь. Машенька была прехорошенькой и постоянно привлекала к себе внимание, поэтому строгий глава семейства, желавший воспитать из своих детей "настоящих людей", требовал, чтобы ее одевали в самые некрасивые платья, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на костяные. Но когда Мария выросла, ее красоту спрятать уже было невозможно. По воспоминаниям современников, Андреева была "ослепительно красива"... Андреева – всего лишь сценический псевдоним, за которым скрывалась Мария Юрковская, в замужестве Желябужская. Желябужский получил назначение, и супруги переехали в Тифлис. Красивой молодой актрисой был очарован весь Тифлис. Во время одного из банкетов влюбленный в нее юный грузин произнес в ее честь тост, затем сделал маленькую паузу и добавил: "После тоста в честь такой прекрасной женщины никто не посмеет больше пить из этого бокала". И на глазах всех присутствующих... съел его.
С ранней юности она впитала в себя страсть к театру, сцене, зрительскому залу, обожанию публики. Но кипучей натуре было тесно в рамках театральной сцены. Тем более что в России разыгрывалась трагическая пьеса, где актрисе Андреевой была уготована своя роль. Она её сыграла. Плохо ли хорошо - не нам судить. Мы беспристрастно скажем, что деятельный талант Андреевой был оценен по достоинству Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко.
Именно она стояла у истоков славы Художественного театра. Блистала со сцены и занималась, занималась поиском средств для нужд театра. Искала, убеждала. И находила. Но роль администратора, устроить её не могла. В соперничестве с Ольгой Книппер, побеждает последняя. «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее». Андреева оставляет сцену, чтобы с головой уйти в революцию. Что объединяло актрису Андрееву, писателя Горького, фабриканта Морозова и большевика Красина?
— Черт знает! Черт знает, как великолепно вы играете! — пробасил Горький, стиснув в своей широкой ладони тонкую руку Марии Федоровны. Из-под длинных ресниц на актрису глянули голубые глаза, а губы писателя сложились в обаятельную детскую улыбку.
«Его лицо показалось мне красивее красивого, радостно екнуло сердце», — вспоминала Мария Федоровна свою первую встречу с Алексеем Максимовичем. Именно эта встреча в 1900 г. и положила начало их долгому роману. Они были ровесниками — и Горькому, и Андреевой исполнилось по 32 года. В то время Горький уже был известен как писатель, а талантом Марии Андреевой восхищались и театральная публика, и самые строгие критики. Оба не были свободны. За пять лет до встречи с Андреевой Горький, в ту пору бывший еще начинающим журналистом, женился на Екатерине Волжиной, работавшей корректором в «Самарской газете». Тихая, домашняя, интеллигентная жена быстро наскучила Алексею Максимовичу. И, несмотря на наличие двоих детей — сына Максима и дочери Кати, Горький ушел из семьи. Впрочем, с первой женой писатель так и не развелся и до конца своих дней сохранил с ней дружеские отношения.
Мария Андреева тоже была замужем. Однако супруг и двое детей, сын Юрий и дочь Екатерина, не могли сдержать страстную натуру актрисы. Ее муж, крупный чиновник Андрей Желябужский, был старше Андреевой на целых 18 лет и уже давно сквозь пальцы смотрел на амурные похождения жены. В ту пору у Андреевой был бурный роман. И не с кем-нибудь, а с известным на всю Россию миллионером Саввой Морозовым. Их отношения развивались на глазах у всей Москвы. Морозов жертвовал огромные деньги в пользу театра, где играла Андреева, заваливал ее цветами и дорогими подарками. Многие осуждали Андрееву. «Отношения Саввы Тимофеевича к Вам — исключительные, — писал Андреевой Станиславский. — Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву. Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите? Вы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна (супруга Морозова) ищет Вашего влияния над мужем. Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию, вносит целый капитал ради спасения кого-то». Однако Марии Федоровне было плевать на общественное мнение.
ВСЕ изменилось после встречи с Горьким. Андреева вдруг поняла, что влюбилась по-настоящему. Она практически сразу разорвала отношения с Морозовым (ходили слухи, что причиной самоубийства знаменитого предпринимателя было расставание с Андреевой), ушла из театра, увлеклась революционными идеями. В 1903 году Мария Федоровна переехала к Горькому. Многочисленных знакомых удивляло, что двое настолько разных людей умудряются мирно сосуществовать под одной крышей. Андреева, при всей страстности своей натуры, как правило, была невозмутима и подчеркнуто хладнокровна.
Постепенно революционная буря забирала тех, кто был дорог. Тайной окутана смерть Саввы Морозова. Незадолго до смерти он выписывает страховой полис на предъявителя на сумму 100000 рублей. Полис Морозов передает Андреевой на хранение. Морозов болен. Он уезжает в Канны на излечение. Здесь же появляется Красин. Случайно или нет? Они были знакомы. Морозов по просьбе Горького укрывал профессионального революционера у себя на фабрике. Через некоторое время Морозова находят в номере с пулей в сердце. Деньги идут на нужды революции. Стремление к идеалу, любовь и смерть. Вот акты трагедии под названием революция.
[показать]Семейную идиллию Горького и Закревской нарушил приезд знаменитого английского писателя Герберта Уэллса, который в 1920 году решил посетить революционную Россию. В те времена найти приличный номер в гостинице было проблемой, поэтому Уэллса определили на постой в дом Горького. Мария Игнатьевна вызвалась быть переводчицей Уэллса. Вот как описывал Закревскую Уэллс: «Она неимоверно обаятельна. Однако трудно определить, какие свойства составляют ее особенность. Она, безусловно, неопрятна, лоб ее изборожден тревожными морщинами, нос сломан. Она очень быстро ест, заглатывая огромные куски, пьет много водки, и у нее грубоватый, глухой голос, вероятно, оттого, что она заядлая курильщица. Обычно в руках у нее видавшая виды сумка, которая редко застегнута как положено. Руки прелестной формы и часто весьма сомнительной чистоты. Однако всякий раз, как я видел ее рядом с другими женщинами, она определенно оказывалась и привлекательнее, и интереснее остальных».
Перед отъездом Уэллса произошла пикантная история. Якобы англичанин ошибся дверью и случайно оказался в комнате Марии Игнатьевны. Утром Алексей Максимович застал Герберта Уэллса в постели Закревской. Успокаивая Горького, Мария Игнатьевна говорила: «Алексей Максимович, какой вы, право! Ведь даже для самой любвеобильной женщины сразу два знаменитых писателя — это слишком много! И потом, Герберт старше вас!»
Горький простил измену. Они прожили с Закревской 16 лет вплоть до смерти писателя в 1936 году. Общих детей у них не было.
После смерти Горького 45-летняя Мария Закревская уехала в Англию, где поселилась в доме своего старого знакомого Герберта Уэллса. Уэллс много раз предлагал ей замужество, однако Мария Игнатьевна не соглашалась, всякий раз отвечая, что это не подобает ее возрасту. От большевиков Закревская получила все права на зарубежные издания Горького. От Уэллса ей также досталось неплохое наследство. Она скончалась в 1974 году в возрасте 83 лет.
Чем привлекала Мура и Горького, и Уэллса, и множество других мужчин? Сияющее миром и покоем лицо, большие, глубокие глаза, яркий и быстрый ум, понимание собеседника с полуслова... Стройная и крепкая, элегантная даже в простых платьях. Драгоценностей она не носила, ее запястье туго стягивали мужские часы на широком кожаном ремне.
«Она любила мужчин, – подтверждает Нина Берберова, ее подруга и биограф, – не только своих знаменитых любовников, но вообще мужчин и не скрывала этого, хоть и понимала, что эта правда коробит и раздражает женщин и возбуждает смущение мужчин. Она пользовалась сексом, она искала новизны и знала, где найти ее, и мужчины это знали, чувствовали это в ней и пользовались этим, влюблялись в нее страстно и преданно. Ее увлечения не были изувечены ни нравственными соображениями, ни притворным целомудрием, ни бытовыми табу. Секс шел к ней естественно, и в сексе ей не нужно было ни учиться, ни копировать, ни притворяться».
____________________________________________________
АЛЕКСАНДРА КОЛЛОНТАЙ
[показать]Александра Коллонтай родилась в марте 1873 года в богатой и уважаемой генеральской семье. В своей автобиографической книге Коллонтай написала так: "Маленькая девочка, две косички, голубые глаза. Ей пять лет. Девочка как девочка, но если внимательно вглядеться в ее лицо, то замечаешь настойчивость и волю. Девочку зовут Шура Домонтович. Это - я".
У генеральской дочки было все, что полагалось детям привилегированного сословия: своя комната, няня-англичанка, приходящие учителя. И будущее у нее было вполне определенное: блестящая партия, дети, балы и поездки в усадьбу или за границу. Но…
Но в семнадцать лет Александра отказала молодому генералу, императорскому адъютанту Тутолмину. "Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю". Ни тогда, ни впоследствии слова Александры не расходились с делом.
В 1891 году в Тифлисе Шура познакомилась с Владимиром Коллонтаем. Они продолжали встречаться в Петербурге - Коллонтай приехал учиться в Военно-инженерную академию. Два года спустя, несмотря на отчаянное сопротивление своей семьи, она стала его женой. "Среди беззаботной молодежи, окружавшей меня, Владимир выделялся не только выдумкой на веселые шутки и умением лихо танцевать мазурку. Я могла говорить с ним о самом важном для меня: как надо жить, что сделать, чтобы русский народ получил свободу. Вопросы эти волновали меня, я искала путь своей жизни. Кончилось тем, что я страстно влюбилась в него”. Спустя год после свадьбы Александра Коллонтай родила сына, назвав его в честь деда Михаилом. Родители немного успокоились: дочь пристроена, правда, не так, как хотелось, но человек вроде бы попался порядочный, да еще боготворил свою жену. Обычная женщина довольствовалась бы этим простым семейным счастьем - только не Александра. Через 5 лет она развелась с мужем.
"Мое недовольство браком началось очень рано. Я бунтовала против "тирана", так называла моего мужа". Еще одно любопытное признание, сделанное годы спустя: "...Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне все казалось, что это "счастье" меня как-то связало. Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы, как делала это, когда жила у родителей. " Роковую роль в судьбе Александры Коллонтай сыграла большевичка Елена Стасова, которая убедила младшую подругу, что семья - тюрьма и, только вырвавшись из этой темницы, можно заняться настоящим делом. Революционным. Постепенно Коллонтай приходит к выводу, что любовь к сыну - простой эгоизм, а любовь к мужу - ненужная роскошь.
И решается на развод. Она не колеблясь сообщает об этом мужу. "Мы разошлись не потому, что разлюбили друг друга, - писала Александра. - Меня увлекала волна нараставших в России революционных событий".
В августе 1897 года Владимир Коллонтай пишет Александре из Берлина: "Я еще раз повторяю, что ты для меня остаешься единственным человеком, которого я безгранично люблю и для которого согласен на все". Но к подобного рода признаниям Александра Коллонтай оставалась глуха. Через год они разошлись окончательно. Коллонтай уехала в Швейцарию, где посещала лекции в Цюрихском университете на факультете экономики и статистики. Тем временем Владимир Коллонтай стал генералом и, погоревав, женился на другой, которая стала фактической матерью его сына. Революцию Александра Коллонтай приняла безоговорочно. Как признавалась она позже, ей "был ближе большевизм, с его бескомпромиссностью и революционным настроением". После смерти Инессы Арманд Александра Коллонтай получает высокий партийный пост - возглавляет женотдел ЦК партии и активно работает в миссии по борьбе с проституцией при наркомате социального обеспечения.
Коллонтай призывала не только к социальному раскрепощению женщины, но и утверждала ее право на свободный выбор в любви. Об этом она писала в своих беллетристических произведениях - сборнике "Любовь пчел трудовых” и повести "Большая любовь". Наиболее ярко идеи Александры Коллонтай прозвучали в нашумевшей в те годы статье "Дорогу крылатому Эросу!" В 1917 году Коллонтай призывала революционных солдат и матросов не только к радикализму, но и к свободной любви. Шесть лет спустя, уже в мирное время, она бросила клич не сдерживать своих сексуальных устремлений, раскрепостить инстинкты и дать простор любовным наслаждениям.
В 1924 году издательство Коммунистического университета им. Свердлова выпустило брошюру "Революция и молодежь", в которой были сформулированы 12 "половых" заповедей революционного пролетариата. Вот лишь две из них. "Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания". И "не должно быть ревности".
Но, как только большевики укрепили свою власть, "дорога крылатому Эросу" была закрыта. Строители нового общества не должны были растрачивать свою энергию на сексуальные забавы. Все силы трудящихся направлялись отныне на строительство нового государства. А любить полагалось не женщин, а большевистскую партию, ее вождей. Реформаторские идеи Александры Коллонтай увяли на корню, закончилась ее работа и на женском фронте. Ее перебросили на дипломатический участок. Коллонтай была не только теоретиком сексуальной революции, но и практиком. С Павлом Дыбенко она встретилась в бурные революционные дни семнадцатого года. Ей - 45, ему - 28. Знакомство, дружба, любовь - все произошло почти мгновенно. "Наши отношения всегда были радостью, расставания - полны мук", - вспоминала Коллонтай. Когда ее спросили: "Как вы решились на отношения с Павлом Дыбенко, ведь он был на семнадцать лет моложе вас?" - Александра Михайловна не задумываясь ответила: "Мы молоды, пока нас любят!" Они соединили свои судьбы первым гражданским браком в Советской России. "Я не намеревалась легализовать наши отношения, но аргументы Павла - если мы поженимся, то до последнего вздоха будем вместе - поколебали меня, - писала Коллонтай. - Важен был и моральный престиж народных комиссаров. Гражданский брак положил бы конец всем перешептываниям и улыбкам за нашими спинами..."
Коллонтай решила расстаться с мужем, уехала на дипломатическую работу и вдруг совершено неожиданно прислала своей подруге очень странное и нетипичное для пламенной революционерки письмо: "...Видишь ли, мой муж стал засыпать меня телеграммами и письмами, полными жалоб на свое душевное одиночество, упреков в том, что я несправедливо порвала с ним... Письма были такие нежные и трогательные, что я проливала над ними слезу и уже начала сомневаться в правильности моего решения разойтись с Павлом... И я узнаю, что Павел вовсе не одинок, что, когда его корпус перевели из Одесского круга в Могилев, он захватил с собой "красивую девушку" и она живет у него. Ночью со мной случился сердечный приступ и нервный припадок…” Спустя годы Дыбенко пытался возобновить отношения с Коллонтай, но она уже выкинула его из своего сердца.
_________________________________________________________
МАРГАРЭТ ТЭТЧЕР
[показать]Маргарэт Тэтчер (в девичестве Робертс) родилась 13 октября 1925 года в старинном городе Грэнтэме в графстве Линкольншир. Ее отец был бакалейщиком. Происхождение Маргарэт не было характерным для людей, занимавших посты в партии тори. Но именно отец, основные жизненные принципы которого опирались на трудолюбие, усердие и чувство гражданского долга, сыграл решающую роль в ее вознесении в политике.
Поступив на химический факультет Оксфордского университета, она активно включается в работу студенческой консервативной ассоциации. Когда закончилась война, Маргарэт уже прошла половину обучения. Она много занималась самостоятельно, особенно химией, но было очевидно, что занятия этой наукой увлекают ее меньше, чем политика. В 1946 г. она стала президентом консервативной ассоциации Оксфордского университета. "С тех пор политика представляет главный интерес ее жизни, а профессия химика все менее удовлетворяет ее". Проработав около четырех лет на этом поприще без особых успехов, она выходит в 1951 г. замуж за состоятельного бизнесмена Дэниса Тэтчера. Это замужество, освободив от забот о хлебе насущном, позволяет ей быстро окончить второй, юридический, факультет того же университета с явным прицелом на политическую карьеру. Знаменательно, что этому не помешало даже рождение в 1953 г. близнецов (сына и дочери). После пяти лет адвокатуры, утвердив за собой репутацию активного и целеустремленного консерватора, она в 1959 г. избирается в парламент. Уже через два года она становится парламентским секретарем министерства социального страхования, а после поражения партии на выборах 1964 г. - "теневым министром", ответственным за пенсионную политику партии. С 1967 г. она входит в число ведущих "теневых министров". После победы партии на выборах 1970 г. назначается государственным секретарем (министром) по вопросам науки и образования, членом кабинета министров. На пути к лидерству было много препятствий, и еще одно из них состояло в том, что, по признанию самих женщин - членов английского парламента, в консервативной партии существовали серьезные предубеждения против женщин-политиков.Тем не менее, именно с Маргарэт Тэтчер консерваторы связывали возрождение своей партии, а также всей Англии. Маргарэт Тэтчер на короткое время - до парламентских выборов - сумела перехватить у лейбористов знамя радикализма. В мае 1979 года М. Тэтчер заняла кресло британского премьер-министра. На выборах в палату общин консерваторы опередили лейбористов на 70 депутатских мест. Во многом ей помогла "прорывная натура". Неоконсерватизм в толковании Тэтчер представлял для многих простых англичан не очередную политическую или философскую теорию, а близкую и понятную им духовную пищу, чуть ли не своего рода религию, призванную оздоровить общество, придать ему утраченный им динамизм, его способность к саморазвитию. Одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что она осуществила в стране перестройку, причем иногда употребляет это слово по-русски. Прежде всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования экономики и попыталась внедрить свою, новую. Она осуществляла децентрализацию управления экономикой, сокращала госаппарат. В годы ее правления центральные министерства были сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и самостоятельных граждан, Тэтчер заявила следующее: "Тот, кто готов работать больше других, должен получать самое большое вознаграждение и сохранять его после вычета налогов". Популярность Тэтчер весной и летом 1982 года достигла своего апогея, что во многом обусловило ее победу на выборах 1983 года.
___________________________________________________________________
ИНЕССА АРМАНД
[показать]Инесса Арманд. Это имя часто связывают с В.Ульяновым (Лениным). Познакомимся с ней подробнее.
Инесса появилась на свет 8 мая 1874 года в семье оперного певца Теодора Стеффена и актрисы Натали Вильд в Париже. Отец умер и Инесса вместе с сестрой Рене в 1889 году оказались у своей тети в далекой от Франции Москве. Женщина, чтобы прокормить двух сирот, давала уроки музыки и иностранных языков, поэтому нет ничего удивительного в том, что Инесса и Рене свободно владели русским, французским и английским языками да еще и занимались музыкой.
С самого детства обе сестры часто бывали в доме обрусевших французов Арманд. Выходцы из Франции, они тепло встретили Инессу и Рене Стеффен, появившихся в их семье с тетушкой-гувернанткой. Торговый дом «Евгений Арманд и сыновья» владел крупной фабрикой в Пушкине, на которой 1200 рабочих производили шерстяные ткани на 900 тысяч рублей в год - огромная сумма по тем временам. Кроме того, почетный гражданин и мануфактур-советник Евгений Арманд имел, помимо этого, еще несколько источников дохода. Так уж было, видимо, предназначено судьбой, что обе сестры Стеффен стали носить фамилию Арманд после выхода замуж за сыновей Евгения Евгеньевича Арманд: Инесса в 19 лет вышла замуж за Александра, а Рене - за Николая. Финансовое положение семьи позволяло девушкам ни в чем себе не отказывать, но они, как ни странно, выбрали тернистый путь революционной борьбы.
Инесса родила Александру Арманду четверых детей, прожила с ним 9 лет и вдруг ушла от мужа к его брату, Владимиру Арманду, который был младше ее на 11 лет. От него она родила пятого ребенка - сына Андрея. Инессу с Владимиром Арманд объединила не только любовь, но и но и общее дело - социал-демократия. Владимир, как выяснилось позже, был носителем революционных идей, но никак не борцом, поэтому Инессе пришлось действовать за двоих. Она активно участвовала в собраниях, митингах, публикациях нелегальной литературы. Из-за своей антигосударственной деятельности Инесса оказалась в ссылке в Мезени - от Архангельска десять дней на санях. Здесь она провела два долгих года. Зимой Инесса Арманд дождалась, когда окрестные болота замерзнут, и сбежала на тех же санях, на которых и приехала. Путь ее лежал к Владимиру, перебравшемуся к тому времени в Швейцарию. Однако счастье соединившейся пары было недолгим: смертельно больной Владимир скончался у нее на руках от туберкулеза.
Убитой горем Инессе ничего не оставалось делать, как с головой уйти в революционную деятельность, став одним из самых активных деятелей большевистской партии и международного коммунистического движения.
В 1909 году в Брюсселе состоялась историческая встреча Инессы Арманд с Владимиром Ульяновым. Ему было 39, ей, многодетной матери, - 35, но она все еще была очаровательна: зеленые лучистые глаза, внимательно-печальный взгляд, правильные черты лица, чистый лоб, блестящая пышная копна волос, изящная фигура.