• Авторизация


Из репертуара хора им.Г.М.Сандлера 25-02-2014 10:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


27 февраля в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета состоится концерт хоровых коллективов города, посвященный памяти Григория Моисеевича Сандлера, который умер 1 января 1994 года, 20 лет тому назад. В 1949 г. он создал ставший знаменитым Хор Ленинградского университета и поднял исполнительское мастерство любительского коллектива до высокопрофессионального уровня.  Григорий Моисеевич был не просто руководителем студенческого хора, а выдающимся явлением в музыкальном мире.
Григорий Моисеевич Сандлер родился 21 августа 1912 года в местечке Остро́вно  (белор. Астро́ўна) Витебской губернии.

[700x222]

Островно известно с XVI века (в исторических источниках упоминается с 1546 года). Замок Островно был основан в 1520-х годах витебским воеводой И. Б. Сапегой на землях, оставшихся ему и его брату в наследство от матери, княгиниФедоры Фёдоровны Друцкой-Соколинской.В 1662 году в Островно А. Д. Сапега был основан монастырь доминиканцев. С 1772 года Островно присоединено к Российской империи (центр волости Сенненского уезда Могилёвской губернии).

25—27 июля 1812 года на территории между Островно и Витебском произошли арьергардные бои отступающей русской армии с французской армией Наполеона, которые в историографии получили название Бой под Островно. Об этом бое упоминается в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

[600x402]

В 1880-е годы в местечке Островно было около 500 жителей, 70 домов, 2 церкви (каменная и деревянная).  В начале XX века в местечке Островно Островенской волости Сенненского уезда Могилёвской губернии проживало 300 человек в 126 дворах.

[показать]16-летним Г.М.Сандлер приезжает в Москву с мечтой поступить на физический факультет. Но крестьянскому сыну для учения необходимо было в те времена получить рабочий стаж. Так он попал на фабрику «Трехгорная мануфактура», работал техником и пел в самодеятельном хоре у А.Усачева. Это был, по рассказам Григория Моисеевича, очень талантливый человек. Сначала он сделал его своим солистом, потом помощником и, «заразив» его хором, настоял, чтобы юноша пошел учиться музыке… Физик не состоялся, а вот музыкантом надо было становиться, начиная с азов, с музыкального училища — одного, потом — другого, и только в 28 лет — консерватория.

В первые дни Великой Отечественной войны Григорий Моисеевич уходит в народное ополчение. Уже в звании лейтенанта, в жестокий январский мороз, он ведет свой взвод, состоявший из казахов-южан, по ладожскому льду. Ветер и снег сбивали с ног, кто-то не хотел, не мог идти дальше… Вот тогда он стал командиром, и остался им навсегда: он поднимал людей, грозил им, ругался, и потом — запел! И привел всех, никого не потерял во льдах Ладоги. Воевал на Пулковских высотах. Во время прорыва блокады в Гатчине был ранен, а через год, в 44-м, освобождая Ленинград под Кингисеппом, снова тяжело ранен и 6 месяцев лежал в ленинградском госпитале. Война для Григория Моисеевича окончилась в Бухаресте (два его брата погибли на фронте, а отец — в Витебском гетто).

После демобилизации он возвращается в консерваторию, но в Ленинградскую, в класс профессора Г.Дмитревского. Учась в консерватории, Григорий Моисеевич уже работал самостоятельно не с одним самодеятельным хором. Пять лет он руководил хором курсантов Военно-морской медицинской академии, занимавшим первые места в конкурсах Ленинградского военного округа.  Надо добавить, что Григорий Моисеевич окончил и вокальный факультет в классе профессора Акимовой. Хор стал его любовью, его жизнью.

Он знал и умел создавать коллективы единомышленников, подчиняющихся его требованиям, и из любителей, и из профессионалов, что с последними подчас труднее, потому что каждый имеет свое представление, как надо петь, как трактовать… Подчинить, а скорее убедить профессионалов в своем понимании хормейстеру очень трудно. Это удалось Григорию Моисеевичу и в Хоре радио, ставшем идеальным вокальным инструментом, которому были подвластны любые партитуры. Особенностью Сандлера-хормейстера было справедливое убеждение, что только работая над акапелльными произведениями, можно создать хор, которому будут подвластны и самые монументальные хоровые произведения. Главная задача, которую Сандлер ставил перед собой — научить правильно петь весь хор, пению на дыхании, одинаковому звукоизвлечению. Обладая баритоном в четыре октавы, Григорий Моисеевич показывал сам, как меняется звук в зависимости от того, как его берешь, показывал и сопрано, и октавистам. И передразнивал тех, кто неправильно пел, вызывая взрыв смеха в хоре и снимая напряжение. Хористы постигали вокал не столько на 20-минутной распевке, а в течение всей репетиции. Осваивая с хором новую партитуру, Сандлер никогда не позволял ни одну фразу спеть вокально неправильно. Разучивая с хором партии, Г.М. знал, чего хотел добиться от него в вокальном исполнении. И «божественное пиано» звучало на концерте после того, как на репетиции Сандлер учил петь как бы «сильно дуя на свечку» («а не на примус!»), учил петь, «посылая звук на дыхании», «чтобы в последнем ряду зала слушателям казалось, что вы стоите рядом и шепчете им». Требуя правильного пения, правильной вокальной позиции на дыхании, обеспечивающей чистоту интонации, красивый, сочный звук, то есть настроив свой «интрумент», Санлер, создавая отточенный ансамбль, одновременно работал и над трактовкой произведения. Обычные репетиции были так насыщенны и интересны, что хористы любили их не меньше, чем самые яркие концерты.

Сандлер считал «10 поэм на слова революционных поэтов» Д.Шостаковича вершиной советской хоровой музыки а капелла и гордился тем, что исполнил их первым со своими хорами, получив благодарность автора за проникновенное исполнение.

Послушайте одну из этих песен, которая называется "Казненным"

Прослушать запись Скачать файл

Шестакович в 1951 году начал писать хоры на стихи революционных поэтов. Прежде всего, Шостакович, всегда стремившийся к совершенству, хотел наиболее полно овладеть принципами хорового письма.

Для хорового цикла, который в окончательном виде получил название «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопровождения», композитор выбрал стихи «Смелей, друзья, идем вперед» Леонида Петровича Радина (1860—1900), «Один из многих» («Недолго он, вольный, в неволе прожил») и «Смолкли залпы запоздалые» Евгения Михайловича Тарасова (1882—1943), «На улицу» неизвестного автора, «При встрече во время пересылки» («Мы молча глядели друг другу в глаза»), «Казненным» («В этой келье, тоскливой и душной») и «Они победили» Алексея Михайловича Гмырева (1887—1911), «Девятое января» («Обнажите головы») и «Майская песнь» («Первое мая — праздник весны») Аркадия (Аарона) Яковлевича Коца (1872—1943), «Песня (из Уолта Уитмена)» («Не скорбным, бессильным») Владимира Германовича Тан-Богораза (1865—1934).

Хоры ор. 88 создавались очень быстро, в течение марта 1951 года. 28 марта композитор передал партитуру выдающемуся хоровому дирижеру, руководителю Государственного хора русской песни А. В. Свешникову. Премьера под его управлением состоялась 10 октября того же года в Москве.

Дмитрий Шостакович
Десять поэм на слова революционных поэтов, op.88

1. Смелей, друзья, идем вперед (Л. Радин)
2. Один из многих (Е. Тарасов)
3. На улицу ( автор слов неизвестен)
4. При встрече во время пересылки (А. Гмырев)
5. Казненным (А. Гмырев)
6. Девятое января (А. Коц)
7. Смолкли залпы запоздалые (Е. Тарасов)
8. Они победили (А. Гмырев)
9. Майская песнь (А. Коц)
10. Песня (В. Тан-Богораз, из У. Уитмена)
 

Наиболее яркие номера цикла — «Девятое января» (№6) строгого хорального склада с гибко меняющимся размером, звучащий, в основном, на форте и фортиссимо, и следующий, «Смолкли залпы запоздалые», в предельно тихом звучании, интонируемый вначале одноголосно (альты), со скупой, сдержанной мелодией, к которой постепенно присоединяются подголоски; лишь в тихой кульминации на пиано-пианиссимо, да в заключительных аккордах появляется полнозвучие..

Послушайте  как звучит поэма "Девятое января"

Прослушать запись Скачать файл

Девятое января

Обнажите головы! В этот скорбный день
Над землёю дрогнула долгой ночи тень.
Пала вера рабская в батюшку царя,
И зажглась над Родиной новая заря...
На устах с молитвою, с верою в груди,
С царскими портретами, с иконой впереди,
Не на бой с противником, не в раздумье злом —
Шел народ измученный бить царю челом.

Слова А.Коца

 

 

[250x288]Поэма "Девятое января" принадлежит перу Аркадия Яковлевича Коца (на фото слева). Она вошла в сборник   «Песни пролетариев», который в 1907 году был выпущен издательством «Наш голос»; книга — один из первых в России сборников стихов пролетарского поэта — была конфискована. Коц перевел с французского стихи Эжена Потье «Интернационал». Этот текст в России стал общепризнанным партийным гимном революционной социал-демократии, с начала 1918 — гимном Советского государства, затем СССР. После утверждения нового Государственного гимна Советского Союза в 1944 «Интернационал» стал официальным гимном Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), впоследствии КПСС (сейчас КПРФ).

Коц окончил горное училище в Горловке, работал штейгером на шахтах. В 1897—1902 жил в Париже, где окончил горный институт. Сблизился здесь с деятелями рус. революц. социал-демократии, находившимися в эмиграции. Поэт умер в Свердловске в 1943 году, и до перестройки могилу автора Интернационала поддерживали, а потом она поросла бурьяном, и лишь в 2004 году на его могиле был открыт памятник.

Время неумолимо несётся вперёд, сбрасывая человеческую память на ходу, как балласт. Почему-то 75-летняя история Советской державы отпугивает современного человека. Такое чувство, что наше общество с облегчением избавилось от бремени пролетарской литературы. А жаль. Советская эпоха – пройденный этап нашего сообщества. Но, как и другие эпохи – это наша история. Если мы сегодня забываем о прошлом, то кто завтра вспомнит о нас?

А вот как звучит "Майская песнь" Шостаковича на стихи Коца.

Прослушать запись Скачать файл

Еще одно имя,  Леонид Петровч Радин русский революционер, поэт, изобретатель, талантливый ученик Д.И.Менделеева. Автор музыки и стихов песни «Смело, товарищи, в ногу!» (1896).


 

[показать]Родился Леонид Петрович Радин в 1860 году в Ранненбурге Липецкой области. В 1879 году Леонид Петрович заканчивает гимназию и поступает на физико-математический факультет Московского университета, но проучиться ему пришлось лишь полтора семестра - умирает отец. В 1883 году умирает и мать. На руках Леонида остается младший брат. Осенью 1884 года братья Радины оказываются в Петербурге. Младшего приняли в Ларинскую гимназию, старшего - в столичный университет на отделение естественных наук физико-математического факультета. Способного студента быстро заметили в университете и предложили научную работу. Тему он выбрал сам, и к концу третьего курса труд "О винокурении" уже был готов. Книга "О винокурении" вышла в свет, но фамилия автора на обложке стояла не Радин, а Соколов, акцизный надзиратель, который дал денег на издание. Книга к тому же была снабжена "нелепым предисловием и безграмотным указателем",  По свидетельству современников, это был единственный серьезный труд на эту тему в то время. В ноябре 1888 года он заканчивает университет, получает свидетельство о присуждении ему степени кандидата естественных наук и, отказавшись от предложения своего учителя, великого Менделеева, остаться у него на кафедре в качестве приват-доцента, уезжает в Бессарабию. В 1892 году он оказался в Москве. Вместе с Владимиром Бонч-Бруевичем, Николаем Величкиным, Анной и Дмитрием Ульяновыми, Ольгой Смидович, Иосифом Дубровинским и другими Радин вел в Москве социал-демократическую пропаганду в рабочих кружках, писал прокламации, учил более молодых товарищей по борьбе законам конспирации. А когда в 1894 году возник "Московский рабочий союз", объединивший разрозненные социал-демократические организации города, он стал одним из его лидеров. Он продолжал интересоваться наукой. В 1894 году даже написал книгу "Простое слово о мудреной науке". Книга Радина имела подзаголовок - "Начатки химии". Однако в ней рассказывалось не только о химии, но и о физике, биологии, медицине. Все эти сведения Радин вложил в уста героя своей книги, студента университета, будущего' врача Ильи Котова, беседовавшего с крестьянами. Но самое интересное было в Том, что в качестве примеров студент приводил некоторые моменты из общественной жизни русского общества.В 1895 году книга была издана. В конце книги Радин писал: "...своим теперешним могуществом и почти неограниченной властью над остальной природой люди обязаны прежде всего науке... Особенно дорога она тем, что учит человека думать и понимать не только то, что творится кругом него в природе, но и то, что делается в повседневной жизни. А понимать это едва ли не важнее и полезнее, чем быть знакомым с главными явлениями природы... Я верю, что наступит время... когда наука широко разовьется в народе и внесет с собою свет и правду туда, где царит теперь мрак, произвол и невежество" .

В 1896 году Радин был арестован и сослан в Вятку. В 1900 году был освобождён, отправился поправлять здоровье в Крым, где вскоре и умер.

Леонид Петрович Радин прожил короткую трагическую жизнь. Но до последних дней верил в правоту общего дела, в его величие, его грядущую победу. Каким неиссякаемым оптимизмом наполнено каждое слово стихотворения, которое Радин написал за несколько дней до смерти и которое мы с полным основанием можем считать его поэтическим завещанием:
Смелей, друзья, идем вперед, Будя в сердцах живое пламя, И наше дело не умрет, Не сломят бури наше знамя! Победы уж недолго ждать, Проснулась мысль в среде рабочих, И зреет молодая рать В немой тиши зловещей ночи. Она созреет... и тогда, Стряхнув, как сон, свои оковы, Под красным знаменем труда Проснется Русь для жизни новой!

Послушайте, как услышал Дм.Шостакович поэму Л.П.Радина "Смелей,-друзья,-идем-вперед"

Прослушать запись Скачать файл

 

[600x291]

Класс профессора Н.Чеснокова. Во втором ряду седьмой справа - Г.М.Сандлер (1935 год)

В конце 80-х годов «разрешили» петь хорам русскую духовную музыку. Как счастлив был Сандлер обратиться к ней в творчестве любимых и почитаемых композиторов С.Танеева, С.Рахманинова (отрывки из Литургии которого Хор университета пел давно, но «закрытым ртом» — без слов), А.Гречанинова, М.Березовского, А.Архангельского, к знаменным распевам. И главное, он смог завершить работу над циклом С.Танеева «12 хоров на стихи Я.Полонского», с точки зрения Григория Моисеевича, — вершиной русской классики. Полностью этот цикл до него никогда не исполнялся (он очень труден). Ранее Сандлер не мог его разучивать из-за запрещенных текстов. В 1986 году весь цикл был исполнен Сандлером с Хором радио в зале Капеллы, а затем «8 хоров» из цикла пел и его самодеятельный хор!

Особую роль в развитии хорового искусства в университете сыграл Григорий Моисеевич Сандлер. Многие годы его плодотворных усилий привели к созданию высокопрофессионального коллектива.

Более 20 лет назад был создан Хор им.Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета. Мне была оказана высокая честь оказаться в составе этого Хора, и вот уже три года я пою. Репетиции для меня стали праздником. А 27 февраля 2014 года в Актовом зале СПбГУ состоится своего рода отчетный концерт в память о выдающемся человеке Г.М.Сандлере.

Наш Хор будет исполнять любимые песни из репертуара Г.М.Сандлера

Хвалите Господа с небес П.Чеснокова
Вечерний звон
Венеция ночью Танеева
Наташа. Свиридова
Поппури из песен И.Дунаевского
Веники
Во кузнице

 

В Музыкальной энциклопедии приведена вот такая характеристика творчества Г.М.Санлера

Фундаментом всех достижений хоров Сандлера — эмоциональности, выразительности, стройности, слитности голосов, красивого звучания — была его постоянная тщательная вокальная работа с исполнителями. Он был великолепным интерпретатором хоровых сочинений и большим художником. Он захватывал хор своим внутренним состоянием и исполняемые им произведения до глубины души трогали слушателей.

У меня появился за эти годы, как я пою в хоре, друг и хоровой наставник, который много лет пел в хоре Г.М.Сандлера, и сейчас регулярно ходит на репетиции и выступает на концертах. Этого замечательного человека зовут Владимир Николаевич Гурин. Он является профессором, доктором химических наук, ведущим научным сотрудником Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе РАН

[425x700]

Владимир Николаевич Гурин вот так говорит о Г.М.Сандлере: "Он научил нас любить музыку, хоровое пение, тонко чувствовать ансамбль, привил высокий дожественный вкус к искусству вообще и к пению, к восприятию хорового звучания, в частности. Под его непосредственным влиянием многие участники хора стали впоследствии профессиональными артистами и солистами. Его хормейстерская муза коснулась своим судьбоносным крылом душ многих участников хора. Некоторые из них стали высокими и известными профессионалами, сами руководят хоровыми коллективами.

Своим отношением к делу Григорий Моисеевич научил многих из нас работоспособности, привил чувство ответственности, умение держать слово, способность пожертвовать личным во имя коллектива и многие другие человеческие достоинства, которые, к сожалению, подчас не в чести в настоящее время. Будучи тонким психологом, он умел увлекать души студентов в мир музыки и хорового звучания, любовь к которому многие из нас сохранили навсегда. Особенно ценил он в хористах распахнутое, искреннее и увлеченное отношение к музыке, к звуку, к пению, стремление к пониманию хорового ансамбля. К таким участникам коллектива он относился особенно бережно, ценил и уважал их.

 

Григорий Моисеевич Сандлер, настоящий интеллигент Ленинграда-Петербурга, своим титаническим трудом преобразил жизнь многих тысяч студентов, приобщив их к искусству и культуре. Он создал целую эпоху в культурной жизни Лениградского-Петербургского университета, да, пожалуй, и в жизни всего нашего города. Любой человек, кто когда-либо общался с ним и знал его, при упоминании его имени слегка задумается и тепло улыбнется."

А закончить этот опус мне хочется высказываниями музыкантов о музыке, которая бередит нам душу.

Музыка - это красота нашей жизни,- сказала Анна Герман, выступая во Дворце спорта в Волгограде в 1975 году.

Александр Блок свою речь на юбилее Большого драматического театра, произнесенную 13 февраля 1920 года, закончил так: "Позвольте мне пожелать всем нам, чтобы мы берегли муВ­зыку, которая для художника — всего дороже, без которой художВ­ник умирает. Будем защищать ее, беречь всеми силами, какие у нас есть, будем помнить прямо, в упор, обращенные к нам, художникам, слова Гоголя: "Если и музыка вас покинет, что будет тогда с наВ­шим миром?..".

"Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека, как музыка. Сила музыки, по словам русского композитора А. Н. Серова, в том, что она "дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу. Она — непосредственный язык души"

Итак, приходите на концерт.

[631x700]

В фестивале примут участие:

Женский хор Санкт-Петербургской Митрополии
Женский хор Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова
Народный ансамбль "Вокализ"
Хор студентов и выпускников Санкт-Петербургского государственного университета
Хор им. Г.М. Сандлера ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета

Концерт состоится в Актовом зале Университета (Менделеевская линия, д.2)

Начало в 18.30.
Вход свободный.

А 29 мая 2014 года состоялся концерт нашего хора в актовом зале Университета

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Из репертуара хора им.Г.М.Сандлера | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»