Мы снова говорим о Верди - самый оперный композитор. Двадцать шесть опер создано им на протяжении почти шестидесяти лет -- от 30-х до 90-х годов XIX века. Премьера двадцать первой оперы Верди "Бал-маскарад" состоялась 17 февраля 1959 года.
16 февраля 2014 года мы идем в Михайловский театр слушать одну из лучших опер Дж.Верди "Бал-маскарад". Переведенное на итальянский язык либретто Скриба представляет собой историю заговора против короля Швеции Густава III и его убийства.
В 1792 году На бале-маскараде в стокгольмской опере был смертельно ранен 46-летний король Швеции Густав III.(его портрет на фото слева) Стрелял граф Якоб Анкарстрем, участник заговора дворян, недовольных планами правительства присоединиться к антифранцузской коалиции. Графа, естественно, арестовали и казнили — после трех дней избиения плетьми ему сначала отрубили правую руку, а затем голову. В 1858 году Верди написал оперу «Месть в домино» на либретто, составленное по пьесе Эжена Скриба «Густав III Шведский». Но как раз в это время в Париже анархист Феличе Орсини совершил неудачное покушение на Наполеона III, и во избежание крамольных аллюзий власти навязали композитору новый сюжет, сочиненный цензорами. Действие было перенесено из Швеции в Америку, а место Густава занял губернатор Бостона граф Ричард. Тем не менее римская премьера оперы прошла триумфально.
Опера организована изящно и эффективно уже на уровне сюжетного замысла. Ведь король Густаво (в одной из редакций, возникших под цензурным давлением, - губернатор Бостона Варвик), который является объектом мщения, - вовсе не подлый и развратный деспот. Он влюблен, и отнюдь не безответно, в жену Ренато - своего преданного друга и секретаря. Но влюбленная пара жертвенно преодолевает свою страсть, Ренато же, в силу роковых обстоятельств, искренне убежден в измене жены и низости короля, ради которого он готов был пожертвовать жизнью.
Послушайте Увертюру оперы Бал-маскарад (дирижирует Герберт-фон-Кароян)
В этой опере нет романтики, а музыка очень жесткая. Во многих кусках музыкального материала слышен Бетховен, причем не просто цитаты Бетховена, как цитаты лейтмотивов, а большими кусками. Опера создавалась в период войны и, конечно, образ Бетховена стал образом австро-венгерской истории. Это история власти, история борьбы за нее, история предательства. Именно это было важно. Мне кажется, вряд ли можно найти оперу, в которой главные герои – правитель и оппозиция. Об этом опера "Бал-маскарад" , которую поставил в Михайловском театре несколько лет назад Андрейс Жагарс. латвийский режиссер, генеральный директор Латвийской национальной оперы .
В одном из интервью на вопрос о любимой своей оперной партии Паваротти ответил,неожиданно для многих,-Рикардо из Бал Маскарада!
Первый акт обрамлен хоровыми сценами. В центре его — арии-характеристики главных действующих лиц. Ария Ричарда «Вновь передо мной блеснет она», построенная на лейтмотиве любви, рисует обаятельный, восторженный и искренний образ молодого влюбленного. Полно благородства ариозо Ренато «Облеченный свыше властью», написанное в ритме болеро.
Баллада Оскара «С ней звезды заодно» звучит весело и беззаботно.
Ричард встретился в поле с Амелией и он умоляет ее о любви, но она указывает ему на бесчестность такой любви, поскольку ее муж, Ренато, самый преданный друг Ричарда. Будучи благородным человеком, он соглашается с ней; Послушайте, как прекрасны Лучано Паворотти и Леонтина Прайс.
Второе действие начинается с драмы возвращения Ренато домой вместе со своей женой, Амелией. Ему совершенно очевидно, что она изменила ему вместе с его лучшим другом, и — по традиции французской драмы и итальянской оперы — только одно может потребовать оперный баритон — смерти своей жены. Она страстно желает все объяснить, но тщетно. И затем, в арии «Morro, ma prima in grazia» («Позволь мне перед смертью») с облигатной виолончелью она обращается с жалобной просьбой: она просит позволить ей в последний раз увидеть и обнять их маленького сына. Послушайте, как поет эту арию великая Леонтина Прайс.
Когда она уходит, Ренато поет арию, которую знают абсолютно все — «Eri tu che macchiavi quell' anima» («Это ты отравил душу ядом»). Он адресует ее своему другу-предателю Ричарду, портрет которого висит на стене, Ричарду, который разбил все счастье Ренато. Послушайте, как поет ее молодой Хворостовский. Такого юного Хворостовского я не помню.
Мрачный характер носит оркестровое вступление к второму акту. Заклинание Ульрики «Царь тьмы подземной» зловеще и величественно. Печальное обращение Амелии к колдунье «Позабыть хочу я» своими интонациями напоминает бытовой романс. В терцете широкий мелодический распев партий Амелии и Ричарда сплетается с короткими речитативными репликами колдуньи. Романтически приподнятая баркарола Ричарда «Волна не изменит мне в море седая» дополняет музыкальный портрет графа, данный в первом акте, новыми чертами — мужеством, отвагой, юношеским задором. Беспечность Ричарда, не верящего предсказанию, трепет заговорщиков, боящихся разоблачения, страх и смятение Оскара, удивление Ульрики переданы в квинтете.
В третьем акте большая оркестровая прелюдия рисует старое кладбище, выражает чувства, волнующие Амелию. Очень выразителен ее монолог «Вот то место», развивающийся от спокойной грусти к напряженному, полному отчаяния драматизму. Большой диалог Ричарда и Амелии богат контрастами: короткие восклицания, мольбы испуганной Амелии, подвижная, словно задыхающаяся мелодия страстного признания Ричарда, поэтически возвышенная лирика заключительного раздела подводят к драматическому терцету (Амелия, Ричард и Ренато). Великолепен финал акта: насмешливые реплики заговорщиков подчеркивают отчаяние Амелии, гнев и горечь Ренато.
В первой картине четвертого акта выделяется трагическая ария Ренато «Ты разбил сердце мне» и квинтет, в котором мстительности заговорщиков и Ренато и горю Амелии противопоставлена беспечность Оскара.
Вторая картина четвертого акта — монолог Ричарда; в оркестре повторяется тема любви.
Заключительная картина оперы — блестящий бал. Песенка Оскара «Мы то скрываем» — изящный вальс, полный наивного лукавства.
Прощальный дуэт Амелии и Ричарда, написанный в ритме менуэта, глубоко драматичен. В заключительном ансамбле участвуют почти все действующие лица оперы: прощающийся с жизнью Ричард, охваченный раскаянием Ренато, глубоко скорбящие Амелия и Оскар, потрясенные великодушием графа заговорщики.
Более подробно можете посмотреть описание оперы здесь.
А на этом сайте вы найдете много фрагментов оперы в исполнении великолепных артистов.
Я в предвкушении наслаждения от встречи с прекрасной музыкой Верди и после Паворотти, Прайс и Хворостовского мне трудно ожидать потрясения от солистов Михайловского театра. Посмотрим. А пока посмотрите маленький фрагмент из этого спектакля
Будут петь:
Густаво — Фёдор Атаскевич
Ренато — Александр Кузнецов
Амелия — Мария Литке
Ну и, наконец, предлагаю вам послушать оперу Верди "Бал-маскарад" целиком. Партию Густаво исполняет Пласидо Доминго.