Только что отзвучали последние аккорды музыки Моцарта. Телеканал "Культура" показал оперу "Дон Жуан" из театра Ла Скала. Дирижировал Баренбойм. Партию донны Анны исполнила неподражаемая Анна Нетребко.
И у меня появился повод поговорить и о музыке, и о театре и о великом произведении Моцарта. Когда-то я касался в своих дневниках Дон Жуана, когда писал о симфонической поэме Рихарда Штрауса.
Начнем мы , пожалуй вот с этого стихотворения М.Цветаевой.
И была у Дон-Жуана - шпага,
И была у Дон-Жуана - Донна Анна;
Вот и всё, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном Дон-Жуане.
Но сегодня я была умна:
Ровно в полночь вышла на дорогу,
Кто-то шел со мною в ногу,
Называя имена.
И белел в тумане - посох странный…
- Не было у Дон-Жуана - Донны Анны!
Мы говорили уже о Дон Жуане. Его образ занимал многих. Есть даже сайт, посвященный Дон Жуану.
А кто такой этот Дон Жуан? Опера Моцарта не о любви. Ее другое название "Наказанный развратник".
Здесь либретто оперы и можете ее послушать целиком
Для меня это самая загадочная опера: комедия, драма, трагедия, моральное поучение – всего в ней с избытком, но как трактовать целое? Восхищаться Дон-Жуаном или осуждать его? Или презирать? Или жалеть? Определить образ Дон Жуана трудно, потому что в нем отсутствуют элементы, традиционно в нем присутствовавшие: Дон Жуан есть в точности: отсутствие чувств и психологии, мысли и планов.
Моцартовский Дон Жуан не думает, не планирует, ему надоедают чувства. Дон Жуан живет, путешествует, встречается, попадает в непредвиденные ситуации. В его самодостаточности, в его физическом существовании, в предпочтении поступка достижению результата, и заключается идеальная модель фигуры антагониста. Все остальные персонажи вовлекаются в его орбиту, Дон Жуан - это катастрофа, стихийное бедствие: двигатель чужих поступков, он является неосознанным объектом реализации чужих желаний.
Не на любви строится существование Дон Жуана, а на полном и безоговорочном ее отрицании. Бесчувственный покоритель сердец, в чьей душе, словно в кривом зеркале отразились две высшие добродетели рыцарской любви -- чистосердечие и галантность, превратившись в свои противоположности -- подлость и коварство, есть величайший в мире ниспровергатель Любви. Ибо этот распутник не только не верит в Любовь -- он ежечасно, ежеминутно оскорбляет ее. Дон Жуан. в сущности не является человеком, личностью, а лишь воплощением мужской силы, "неутолимого вожделения плоти", наиболее полным выражением "одержимости желанием жить". Здесь нет и речи о каком-либо расчете, корысти, а уж тем более о самоанализе. Эта чистая, грубая, стихийная сила, рожденная по ту сторону Добра и Зла.Вот эту силу и передает Моцарт в своей опере с помощью музыки. Вот такие у меня были мысли до дого, как я начал слушать музыку. Что главное для Дон Жуана? Искусство обольщения. Искусство обольщения начинается со взгляда -- ускользающего, исподлобья, полного коварства. Обладать телом для соблазнителя не главное, он стремится покорить дух жертвы. Само собой, его победа будет, как говорится, "подкреплена" ночью любви, но эта ночь станет первой и последней: наутро обольститель исчезнет без следа, оставив после себя лишь горечь воспоминаний... Дон Жуаны сужествуют только потому, что они не любят женщин, они боятся женщин и донжуанство отражает, на мой взгляд, гомосексуальные тенденции. "Войти подобно грезе в мысли юной девушки -- это искусство, но покинуть их -- это шедевр". Дон Жуан - это артист. И для него реальность не существует. он живет в мире грез. Любовь на всю жизнь благополучно завершится браком, у супружеской четы появятся новые, повседневные заботы. Так вот Дон Жуаны хотят продолжения страсти, они живут этим, а потому они напоминают мне маньяков.
Итак, Дон Жуан в театре Ла Скала. В моем представлении «Ла Скала» — всемирно известный храм итальянской оперы, оплот классических традиций и культа вокала. Но Ла Скала превратился в одну из мировых оперных площадок с космополитичным составом участников и привязанностью к неоднозначным режиссёрским решениям.
В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571 – 1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и другие. Неоднократно использовали эту тему и музыканты: в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка «Дон Жуан»; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон Жуан охарактеризован как преступный грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты – бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.
Время действия: XVII век.
Место действия: Севилья и ее окрестности.
Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.
Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и либреттист Да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.
«Дон Жуан» – величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались, по крайней мере, три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано, – Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон Жуана» аморальным.
П.И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал оперу «Дон Жуан» так: «Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий – устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. …Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то я отдал бы это первенство «Дон Жуану». …В «Дон Жуане» столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения – красота».
Даниэль Баренбойм, главный дирижер театра Ла Скала об опере Дон Жуан написал так:
"...Моцарта часто изображают по-детски наивным, если не ребячливым, гением, чей божественный талант позволял ему продуцировать шедевры без усилий, словно под диктовку неких высших сил. Однако тот факт, что он был гением и, соответственно, творил музыку быстрее, чем кто-либо другой, не отменяет сложных мыслительных процессов, стоявших за созданием каждого произведения. На самом деле Моцарт был музыкантом строгой и тщательной школы, а также обладателем мощного интеллекта и выдающихся способностей к пониманию человеческой натуры. Об этом отчётливо свидетельствует развитие образов персонажей в его операх и уникальная фантазия, позволявшая ему создавать ярко индивидуальную гармонию, которую он тщательно оттачивал, уделяя внимание мельчайшим деталям инструментовки и оркестровки. Дон Жуан по своей природе не является демоническим героем со зловещими намерениями и не стремится к слиянию эроса и танатоса (тема, которую столь тщательно развивал Вагнер с другой перспективы). Дон Жуан проживает каждый миг своей жизни так, как ему захочется, с абсолютной искренностью и не думая о последствиях.
Прочие персонажи, хоть и являются отдельными личностями, вращаются вокруг него, как будто их существование утратит смысл без его присутствия. Но они не просто спутники на орбите более крупного небесного тела, они - независимые личности, каждую из которых смерть Командора затрагивает по-своему. Мне кажется, что Моцарт не просто так не написал для Дон Жуана большой арии; таким способом он говорит, что Дон Жуан - не единственное значимое лицо на сцене. Ария даёт оперному персонажу возможность выразить свои самые интимные чувства и тревоги, и такая привилегия дарована всем жертвам импульсивности Дон Жуана: Анне, Эльвире, Оттавио, Церлине и Лепорелло. Следовательно, психологическое развитие Дон Жуана должно осуществляться только посредством его взаимодействия с другими персонажами, в ансамблях и речитативах."
А теперь о спектакле. Я бы назвал эту оперу так: "Разврат без наказания". Спектакль поставил канадский режиссер Роберт Карсен. Не впечатлила меня эта постановка. Любимый прием режиссера Роберта Карсена — театр в театре, когда непонятно, где игра, где жизнь. Декорации – бледные фотографии интерьеров театра Ла Скала. Перспектива подчеркнута многими кулисами. Где то в глубине занавес. Все сложно, многозначительно. Во время увертюры из зала на сцену бежит человек и срывает занавес. Там установлено большое зеркало, в котором отражается зритель. Так зритель и становится частью этой истории. А человек, который срывает занавес, это сам Дон Жуан. Концепция Роберта Карсена состоит в том, что Дон Жуан — и режиссер, и участник событий на сцене. Партию сластолюбца исполнял швед Петер Маттеи, это одна из его коронных ролей. Петер Матеи с партией Дон Жуана не расстается последние 20 лет. Пел в Нью-Йорке, Париже, Берлине. Именно Дон Жуан открыл ему двери в Большую оперу. «Дон Жуан - человек страстей и свободы. Соблазнитель не только женщин, но и мужчин. И каждому он дает то, что ему так не хватает. В каждой версии Дон Жуан разный. Более светлый, более темный. В этой он явно не попадет в ад», - говорит солист Петер Маттеи.
Если внимательно присмотреться, считает режиссер, то привычный расклад «Дон Жуана» рушится. Этот сквозной персонаж европейской культуры не может существовать в одном месте и времени, отчего в спектакле он носит костюмы разных веков. «Кто я? Ты никогда не узнаешь» – поет герой одной из женщин. В миланской постановке Жуан – вечный двигатель, подобие чистой энергии, солнце, вокруг которого вращаются прочие персонажи. Его жизнь – не банальное распутство, а радость существования, свобода от страха смерти. «Никто никогда не скажет, что я боюсь», – восклицает герой. Женщины любят его за «способность просто быть», поддаваясь мужской харизме. И вообще, такова его природа, «квадрат не может быть круглым», как поет о господине Лепорелло (у Карсена слуга – еще и рабочий сцены, и костюмер). А вокруг все врут, хоть и считаются традиционно положительными персонажами. Донна Анна с радостью спит с Жуаном, но обвиняет его в изнасиловании и врет жениху, что любит только его. Жених Оттавио в свою очередь лжет, что рвется мстить Жуану. А донна Эльвира обманывает себя, что ненавидит бросившего ее любовника. Не говоря уже о простоватых Мазетто и Церлине: они просто плывут по течению событий.
Действие развивается стремительно. Дон Жуан в поисках любовных приключений проникает в дом донны Анны. Она зовет на помощь, и на защиту ее чести выступает старый Командор, ее отец. Дон Жуан убивает его и скрывается вместе со своим слугой Лепорелло. Донна Анна и ее жених Оттавио клянутся отомстить. Соблазненная и брошенная доном Жуаном Эльвира ищет неверного любовника. Тем временем он соблазняет Церлину, невесту крестьянина Мазетто. Замаскированные Оттавио, донна Анна, Эльвира входят в дом дона Жуана и обвиняют его в убийстве Командора. Все, в том числе Церлина и Мазетто, восстают против него, но ему удается скрыться. Придя на кладбище, он насмехается над статуей убитого Командора, приглашает того в гости. Статуя является на призыв и требует от грешника раскаяния, а после отказа дона Жуана увлекает его в ад. Дон Жуан Моцарта – образ неоднозначный, многогранный, полный безудержной жизненной силы, одержимый вечными поисками идеала и неприятием обветшалых норм морали.
Анна Нетребко как всегда прекрасна.
Спектакль Карсена также демонстрирует явную нелюбовь к женщинам. Режиссер не подвергает ни малейшему сомнению то, что Донна Анна не только отдалась Дон Жуану, но сделала это с большой охотой; что же касается Донны Эльвиры, то ее желание заняться любовью столь неутолимо, что на протяжении всего спектакля она преследует Дон Жуана, одетая в черную комбинацию, то есть «готова»... Не обошлось и без голой женщины: во втором действии Дон Жуан наслаждается компанией служанки Донны Эльвиры (в либретто Да Понте она только упоминается): миленькая служанка покидает сцену в абсолютно голом виде.
Брин Терфель в роли Лепорелло мне понравился.
"Дон Жуан" — это трагедия человечества и его радость, это человек во многих его духовных ипостасях.
Вот таким мне показался спектакль. Очень хорошая рецензия на этот спектакль здесь.
Послушайте эту оперу целиком
Здесь вы можете скачать полюбившиеся вам музыкальные фрагменты
Ну и, как обещал, немного о знаменитом театре, которому в этом году исполняется 235 лет.
Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда и появилось название Ла Скала
Начиная с 30-х годов XIX века история "Ла Скала" связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые
Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: "Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: "Скала" лучший театр на свете. В Неаполе: "Сан-Карло" лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что "Фениче" лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах…"
Но все же этот театр — заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в "Ла Скала" — это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят.
В 1887 году впервые за дирижерский пульт "Ла Скала" встал двадцатилетний гений — Артуро Тосканини. На пальце у него красовался золотой перстень, подаренный в Бразилии за исполнение "Аиды". В этот день он вынужден был заменить освистанного публикой дирижера театра. Его буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его дирижерский дебют в "Скала" прошел с триумфом.
Тосканини был маленького роста и нетерпимого характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду приглашали. Он всегда проводил бесконечное количество репетиций, совершенно не замечая чужой усталости. В 1898 году Тосканини стал главным дирижером театра "Скала".
Новая эра Ла-Скала связана с именами Тебальди и Каллас — главными примадоннами и главными соперницами в "Скала". Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей возможность заслужить титул "божественной" своей постановкой "Травиаты". Это был 1955 год. Каллас была великолепна и потрясающа. Для всего мира эта певица стала олицетворением "Скала". В этом театре Каллас никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на "дурное настроение". Ее постоянный партнер — Ди Стефано, также прекрасный певец, как и его соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и Тебальди дошло до того, что в городе появляются клубы приверженцев той или другой певицы. Сторонников этих клубов часто приходилось разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не выдержала и уехала в Америку. В "Скала" она больше не вернулась. В 1957 году, 18 февраля, "Скала" прощалась с 90-летним старцем — великим Тосканини.
C 1986 года театр возглавлял выдающийся дирижер Риккардо Мути. Вплоть до 13 октября 2011 года, когда дирекция миланского оперного театра "Ла Скала" объявила о назначении израильского дирижера и пианиста Даниэля Баренбойма главным музыкальным руководителем театра и главным дирижером.
А вот Феликс Грей, французский композитор и исполнитель, придумал своего Дон Жуана совершенно другим".
Дон Жуан,
Кто из мужчин не хотел бы быть на твоем месте,
Какая женщина не захотела бы быть с тобой?
И все же встреча с тобой – это игра с огнем,
Игра, в которой ставка – жизнь,
А может быть, и душа.
Дон Жуан, весь мир знает твое имя,
Но, по сути, никто не знает, кто ты есть на самом деле.
И это то, что так очаровывает в тебе,
И это причина, по которой я, в свою очередь, надеюсь
Этим музыкальным спектаклем вернуть тебя к жизни…
Таким, каким я тебя вообразил…
Феликс Грей
Феликс Грей придумал мюзикл, премьера которого состоялась 24 февраля 2005 года в Париже. У нас мало говорят об этой музыке, но она тоже интересна, но это не Моцарт.