• Авторизация


Поговорим о балете. Минкус. Балет «Дон Кихот» 11-08-2013 21:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


С внуком в сентябре собираемся посмотреть в Михайловском театре балет Минкуса Дон Кихот. Это второй балет в его жизни. Первым было "Лебединое озеро". Ну очень скучным мне показалось первое действие этого балета (слишком медленно развивается действие). А потому второй балет неслучайно мы выбрали для посещения с внуком именно Дон Кихот. Балет «Дон Кихот» - один из самых популярных балетов в репертуаре многих театров мира. Потрясающая музыка. Это самый балетный балет. В нем музыка полностью подчинена танцу.

Парад танцев-искромётных, красочных, виртуозных, с великолепной щедростью рассыпанных по хореографической партитуре - это то, что более всего привлекает в балете. Стиль во многом определяет музыка Минкуса (1827-1907), чешского скрипача, капельмейстера и композитора, работавшего в Москве и Петербурге. Взаимодействие музыки и хореографии сообщает балету «Дон Кихот» те удивительные качества, которые определяются как темпераментность и зажигательность, которыми окружён в нашем восприятии образ Испании.

Одним из лучших, без сомнения, считается балет в постановке выдающегося хореографа Мариуса Петипа. При подготовке либретто будущего спектакля он использовал те главы романа Сервантеса, которые были посвящены свадьбе Китерии и Камачо (в балете они получили имена Китри и Базиля). Главные герои романа - Дон Кихот и Санчо Панса в балетном сюжете стали персонажами второго плана.

Профессиональный знаток специфики балетного театра и требований к балетной музыке, Людвиг Минкус на заказ Мариуса Петипа создал яркую музыкальную партитуру.

Базиль- любимая партия многих танцоров мира. Очень выигрышная для того, чтобы во всем блеске показать дарование танцовщика. Когда-то я видел в роли Базиля выразительного Владимира Васильева и темпераментного Рудольфа Нуреева. Но лучшим исполнителем этой партии был Михаил Барышников.



Можете посмотреть фильм-балет, поставленный М.Барышниковым в 1983 году в Метрополитен опера.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Сюжет

(излагается по первоначальному либретто Петипа

В жилище дон Кихота его племянница Жуанна и Караско в попытках избавить дон Кихота от пагубной страсти закрывают обоями дверцы книжного шкафа. Входит дон Кихот, увлеченный чтением рыцарского романа. Не найдя шкафа на обычном месте, он принимает его исчезновение за происки злого волшебника и снова углубляется в чтение. Его расстроенное воображение наполняется фантастическими видениями. К действительности дон Кихота возвращает вбегающий в комнату Санчо Панса. Он отбивается от крестьянок, которые нападают на него с метлами в руках. Дон Кихот выгоняет разъяренных женщин и предлагает Санчо стать его оруженосцем и пуститься в странствие. Санчо не смеет отказаться. Рыцарь водружает на голову тазик для бритья, затем облачается в латы, берет копье и отправляется навстречу приключениям.

Площадь в Барселоне. У трактира Лоренцо шумно и весело. Жена Лоренцо напоминает ему о любви Китри и Базиля, но Лоренцо хочет отдать дочь за богача Гамаша и идет к его дому. Китри пытается отгадать, зачем отец пошел к Гамашу. Подозрения навевают на нее печаль, но, стараясь рассеяться, она танцует с опахалом. Влюбленный в нее Базиль вырывает опахало, привязывает его к гитаре и начинает наигрывать. Повеселевшая Китри обнимает Базиля и танцует с ним. Вернувшийся Лоренцо грубо прогоняет юношу. Влюбленные бросаются к его ногам, умоляя дать разрешение на брак, но Лоренцо запрещает Базилю появляться на глаза. Входит Гамаш. Лоренцо подводит к нему дочь. Гамаш приходит от нее в восторг и предлагает в приданое дом. Лоренцо приглашает Гамаша договориться о свадьбе. Площадь наполняется народом, шествуют участники корриды. Начинаются танцы, после которых пикадоры затевают ссору с бандерильяросами. В разгар ссоры появляется дон Кихот, сопровождаемый Санчо Пансой. Он приказывает всем бросить оружие. Спокойствие восстанавливается. Дон Кихот почтительно приветствует трактирщика, принимая его за хозяина рыцарского замка. Лоренцо приглашает его войти. Насмешливые девушки окружают Санчо и затевают игру в жмурки. Измученный Санчо падает в изнеможении, но на его крики о помощи выходит дон Кихот с блюдом вместо щита и большой вилкой, заменяющей пику, и освобождает беднягу. Танцы продолжаются. Китри и Базиль клянутся в вечной любви. Дон Кихот и Санчо отправляются за новыми приключениями.

На поляне у дороги, в стороне от которой видна мельница, расположились на отдых цыгане и бродячие актеры. Показывается Китри, убежавшая из дому в мужском костюме. Окружившим ее актерам она объясняет, что заблудилась и ищет трактир, где можно было бы отдохнуть. Импресарио, узнавший в ней женщину, просит ее принять участие в представлении. Китри против ее воли уводят в пещеру и заставляют нарядиться в костюм танцовщицы. Появляются дон Кихот и Санчо. Дон Кихот принимает за короля одного из актеров, надевшего придворный наряд и картонную корону. Вместе с мнимым королем рыцарь садится смотреть представление, даваемое в его честь. Начинается танцевальный дивертисмент, за ним — комедия марионеток, в которой мавр жестоко обращается с пленницей, женой рыцаря. Дон Кихот, не отличающий представления от действительности, бросается на помощь рыцарю. Он размахивает шпагой, декорации валятся, все в ужасе разбегаются. Дон Кихоту кажется, что к нему тянутся руки великанов, и он бросается на мельничные крылья, не слушая увещеваний Санчо. Крылья поднимают его в воздух, он срывается. Санчо хлопочет вокруг господина. Комедианты обступают их, требуя платы за сломанные декорации. Воспользовавшись суматохой, Китри убегает. Появляются Лоренцо и Гамаш, разыскивающие Китри, но комедианты говорят, что ни одна девушка здесь не проходила.

В гостиничной зале по случаю праздника собрались крестьяне с цветами. Вбегает Китри, умоляя спрятать ее. Жуанита с подругами засыпают ее цветами и окружают импровизированный цветник. Гамаш и Лоренцо продолжают поиски. Они в восторге от танцев Жуаниты, Гамаш дарит ей золотую монету, и оба удаляются. Китри выходит из цветника, праздник продолжается. Китри танцует, потом собирается уйти вместе со всеми, но Гамаш и Лоренцо внезапно возвращаются и уводят Китри за собой.

Санчо ведет израненного дон Кихота через лес. Ему пора отдохнуть, и оруженосец укладывает своего господина на импровизированное ложе. Рыцарю видится сон: он в лесной чаще, перед ним вырастают препятствия — колючие кактусы, непроходимые кустарники; страшные чудовища окружают его. Гигантский паук ползет по огромной паутине, пытаясь добраться до рыцаря. Тот закалывает паука и разрывает паутину.

Из лесной чащи дон Кихот попадает в великолепный сад, где отдыхает прекрасная Дульцинея. Она венчает рыцаря лавровым венком. Видения исчезают, дон Кихот просыпается.

Парк перед замком Гамаша. Приближается свадебное шествие Гамаша и Китри. Из леса появляются дон Кихот и Санчо Панса. Гости занимают места, алькад подает знак к молчанию, но в это время появляется юноша, в котором узнают Базиля. Он останавливается перед Китри, упрекает ее в неверности и кидается на острие шпаги. Все окружают раненого. Базиль умоляет, чтобы его перед смертью соединили с Китри. Лоренцо колеблется, Китри рыдает. Гамаш не согласен, но дон Кихот объясняет, что состояние раненого безнадежно, и Гамаш соглашается исполнить предсмертное желание несчастного. Алькад соединяет руки Базиля и Китри и благословляет их. Базиль вскакивает с земли. Гамаш выхватывает шпагу, чтобы сразиться с Базилем, но дон Кихот разнимает противников. Гамаш понимает, что брак с девушкой, любящей другого, не принес бы ему счастья, и успокаивается. Продолжается праздник, в котором участвуют счастливые Китри и Базиль.

----------------------------------------------------------------------------------

KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пролог
Начитавшись рыцарских романов Дон Кихот решает отправиться на поиски приключений вместе со слугой Санчо Пансой, сделав того своим оруженосцем.

Действие первое
Картина первая
В Барселоне, на площади у кабачка Лоренцо, веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.
Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульцинеи являлась ему в грезах?

Действие второе
Картина вторая
Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор. Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот.
Дон Кихоту чудятся опасности, и он вступает в бой с ветряной мельницей.

Картина третья
Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульцинеи.

Картина четвертая
Китри и Базиля настигают Лоренцо и Гамаш, но влюбленным удается скрыться. Дон Кихот направляет преследователей по ложному пути, но простодушный Санчо Панса исправляет «ошибку» своего господина. Погоня продолжается.

Действие третье
Картина пятая
В кабачке веселится и танцует молодежь. Среди них Китри и Базиль.
Лоренцо настигает влюбленных. Мужем Китри должен стать Гамаш.
Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри умоляет Дон Кихота уговорить отца выполнить предсмертную просьбу Базиля – благословить их любовь. Как только Лоренцо исполняет желание дочери, Базиль «оживает».

Картина шестая
Свадьба Китри и Базиля. Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.
Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.

------------------------------------------------------

Мне очень нравится в роли Базиля солист Мариинского театра Денис Матвиенко. Базиль Дениса Матвиенко настолько искрометен, а техника исполнения артиста столь высока, что возникает ощущение настоящего праздника танца .



 

Ну а Китри в исполнении Майи Плисецкой великолепна.



-----------------------------------------------------------------------

28 сентября в спектакле Дон Кихот будут танцевать главные партии Иван Васильев и Наталья Осипова. Давайте с ними познакомимся.



Звезда Ивана Васильева, который родился в 1989 году в Приморском крае в семье военного, взошла очень рано. Начальное хореографическое образование получил в Днепропетровской государственной хореографической школе (Украина). С 2002 г. по 2006 учился в Белорусском государственном хореографическом колледже и в возрасте 17 лет стал солистом Большого театра России. В 2010 году стал премьером труппы. C декабря 2011 года — в труппе Михайловского театра.

Вместе с Иваном Васильевым ушла из Большого театра и Наталья Осипова. Наталья Осипова на 4 года старше Ивана. Она училась в Московской государственной академии хореографии, в 2004 году пришла в Большой театр. Стала его ведущей солисткой в 2008-м, в 2010 году - прима-балериной. Выступала в качестве приглашенной солистки в Ковент-гардене, Гранд-опера, Ла Скала, Aмериканском театре балета. Премьеры такого ранга не уходили из Большого никогда. Сбегали за границу — это да. Но то было в советские времена, а в новейшей России в Большой артисты только приходят. Что то не совсем благополучно в Большом. И нападение на худрука балета в январе 2013 года С.Филина, и уход Цискаридзе - звенья одной цепи.

Бывший худрук балета Михайловского театра Начо Дуато сказал: "Наташа Осипова и Иван Васильев - настоящие звезды, танцовщики экстраординарного таланта, абсолютно преданные танцу. Их возможности в классике, их виртуозность - безграничны.
 

Кстати, что такое ХОРЕОГРАФИЯ?

Для записи речи человечество придумало буквы и иероглифы, для музыки – ноты. Но как отобразить на бумаге танец? На рубеже XV–XVI веков появилась первая из известных систем нотации: Туан Арбо начал передавать танцевальные па музыкальными знаками. В 1700 году Р. Фёйе опубликовал трактат, в котором появился сам термин «хореография», буквально означающий «запись танца». Через полтора столетия Артюр Сен-Леон расширил понятие до «стенохореографии» и стал обозначать позиции с помощью схематических фигурок. (Кстати, в 1859–1869 годах Сен-Леон был главным балетмейстером Петербургского театра.) На рубеже XIX–XX веков появилось множество систем. В 1928 году Рудольф Лабан предложил универсальный способ записи танцевальных движений. С помощью простых значков фиксировалось направление движения (форма значка), его амплитуда (штриховка) и длительность (размер значка). Значки выстраиваются вертикально и читаются снизу вверх. Эта система – лабанотация – используется некоторыми хореографами и сейчас наряду с системой Рудольфа Бенеша (хореология, 1955). Россия не осталась в стороне от поисков универсальной системы нотации. В конце XIX века танцовщик Мариинского театра Владимир Степанов ввел в обиход понятие «хореографической партитуры». Он нашел способ фиксировать на бумаге практически все детали балетной постановки. По системе Степанова была записана бЧльшая часть репертуара дореволюционной Мариинки в постановке Мариуса Петипа. После революции архив театра был вывезен за границу и в конце концов попал в библиотеку Гарвардского университета.

В России система Сен-Леона была развита и усовершенствована в труде А. Я. Цорна "Грамматика танцевального искусства и хореографии" (1890). Значит. интерес представляет система записи танца, созданная артистом петерб. балета В. И. Степановым, разработавшим принципы нотнолинейной записи (знаки располагались на нотном стане). Степанов ввёл в запись танца понятие градуса (величина сгибания и разгибания суставов), успешно фиксировал ритм. мизансцены и планы движения. Система записи Степанова преподавалась балетм. А. А. Горским в классе балета Петербург. театр. училища. По этой системе в Мариинском театре было записано 27 балетов.

В 20 в. продолжались попытки в разных странах создать систему записи танца, удовлетворяющую совр. требованиям: передача направления, длины, ширины и формы шага, особенностей постановки и отрыва ног от земли, положений рук, торса, головы; ритма, темпа и динамич. особенностей движения в его соотношении с музыкой; передача мизансцен и плана движений действующих лиц по площадке, а также движений всех частей тела в разл. плоскостях. В отдельных случаях системы основывались, как и раньше, на нотнолинейной записи (Я. Кула, 1927; П. Конта, 1931) или на записи с помощью изображения движущегося человечка (С. Бабица, 1939). Новые системы также используют условные знаки (Я. Моррис, 1928, и др.). Наибольшее распространение получили две системы: разработанная в Германии Р. фон Лабаном и Р. и Дж. Бенеш в Великобритании. Лабан положил в основу своей системы принципы теории выразительного жеста, разработанной Ф. Дельсартом (Франция). Лабан назвал свой анализ форм движения "хоревтикой" ("Хореография", 1926). В дальнейшем она утвердилась под названием "Лабанотейшен". В 40-х гг. Лабан и его последователи продолжали разработку этой системы. В 1940 в Нью-Йорке было создано Бюро записи танца, один из основателей которого Э. Хатчинсон - крупнейший совр. специалист по записи танца. Бюро организовало запись мн. постановок (Дж. Баланчина, Х. Хольм, Д. Хамфри). В Великобритании получила распространение система Р. и Дж. Бенеш, опубликованная в 1956. Она основана на условных обозначениях положений частей тела по отношению к сценич. пространству. Стан с записью танц. движений помещается под нотным станом. Система Бенеш изучается в англ. балетных школах (в т. ч. в школе Королевского балета). Бенеши создали в нач. 60-х гг. Институт хореологии, который готовит специалистов по З. т. Ведущие зап.-европ. труппы имеют в штате "хореологов", которые фиксируют новые постановки.

Интересная книжка (на англ.) о записи движений на бумаге.

И под конец несколько терминов из балета:

Антраша́ (от фр. entrechat, которое в свою очередь является искаженным итал. capriola intrecciata - "скрещенный прыжок") — в классическом балетном танце род скачкообразного прыжка, во время которого ноги танцора быстро скрещиваются в воздухе, касаясь друг друга.

Антраша делятся на чётные (royal, quatre, six, huit) — прыжок с двух ног на две и нечётные (trois, cinq, sept) — прыжок с двух ног на одну.

Фуэте ([-тэ]; фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°. Существует и другая, западная методика исполнения, при которой работающая нога проделывает rond de jambe en l’air на 45° и выше.

Батма́н (фр. battement - «батман») — отведение и приведение ноги в танцевальном движении. Группирует в себе бо́льшую часть элементов экзерси́са, необходимых для совершенствования техники классического танца (а значит и танца в целом)

Па-де-дё (франц. pas de deux — танец вдвоём, от pas — шаг, танец и deux — два), одна из основных музыкально-танцевальных форм, принятых в балете. Состоит из общего выхода — адажио (парная лирическая часть), аллегро — двух вариаций (соло танцовщицы и танцовщика) и коды (совместное заключение).

Па-де-катр (фр. pas de quatre) — музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией четырёх танцовщиков. В XIX веке сложилась форма па-де-катра, состоящая из антре, индивидуальных вариаций и коды.

[показать]Пируэт (от франц. pirouette), термин в балете, обозначающий полный оборот (или несколько оборотов) танцовщика (танцовщицы) на месте (вращение возможно вправо и влево); осуществляется с помощью различных приёмов, придающих телу вращательное движение. Отдельные П. могут соединяться между собой танцевальными шагами (па). В таком случае, выполняя последовательный ряд П., исполнитель передвигается по прямой или по кругу.


Кордебалет (фр. corps de ballet) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера.

 

10 интересных фактов о балете:


1. Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы
2. За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель
3. Вес средней балерины составляет около 51 кг
4. Балерины очень суеверны , так например считают что заходить в гримерную нужно только с левой ноги
5. Еще одна примета — перейти дорогу идущей на сцену балерине дурной знак для нее
6. Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.
7. Веник, брошенный на сцену вместо букета — самое большое оскорбление для балерины
8. Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин
9. Мужчина танцующие в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны (за счет балерин))
10. Балет зародился в XV веке в Италии, но более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
09-09-2013-13:39 удалить
На мой взгляд,Китри всё таки должне быть проще и моложе, нежели показывает Плисецкая.и многие балерины Большого тех времён Теперь слава Богу Китри помолодели. Дон Кихот- единстванный пожалуй классический балет где Осипова полностью на своём месте. Кстати отца Ивана зовут точно как знаменитого Васильева- Владимир Викторович. Интересно бы посмотреть в этом балете Воронцову,её обещали
OrxideaIo 07-03-2016-15:09 удалить
Вчера смотрела в Ла Скала ДОН КИХОТ. Базиль в танце Леонида Сарафанова непревзойденный! http://orxideaio.ru/post386183139//
Ответ на комментарий OrxideaIo # Немного завидую, но хорошей белой завистью. С 8 марта!!улыбка!
OrxideaIo 07-03-2016-19:16 удалить
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # Спасибо. А я бы хотела посмотреть в Мариинке. Тоже завидую Вам
23-05-2016-11:48 удалить
В Мариинке сейчас дон Кихот даже лучше чем в Большом, там сохранилась старая добрая постановка.
22-11-2017-04:23 удалить
сейчас возобновляется постановка Нуриева в Гранд-Опера, по первоначальному варианту либретто.В Мариинском первое действие сокращено вдвое- Дон Кихот и Санчо просто стоят,а затем действие сразу переносится на площадь.
05-05-2018-18:45 удалить
У Нуреева во втором действии Китри с Базилем почему то занимаются любовью под музыку из "Баядерки"
Ответ на комментарий # Спасибо!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о балете. Минкус. Балет «Дон Кихот» | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»