• Авторизация


Поговорим о музыке. Опера Р.Щедрина "ЛЕВША" 29-07-2013 11:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вчера побывали на премьере оперы Родиона Щедрина "Левша" в новом здании Мариинского театра.
"Это лучшее здание театра в мире!",- заявил министр культуры Медынский, открывая новую сцену в мае 2013 года. Общая стоимость возведения второй сцены Мариинского театра по оценкам экспертов стоит более 22 миллиардов рублей. Новая сцена позволяет дновременно собирать декорации для трех разных спектаклей. Они движутся на специальных площадках. Перемонтаж занимает не больше суток, а в старом здании для этого нужна целая неделя.

[700x525]

Глава петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис заявил, что была разрушена охраняемая в качестве части Всемирного наследия ЮНЕСКО зона в самом сердце города. Я считаю, что это не только градостроительная ошибка – это градостроительное преступление, потому что случилось вторжение в один из самых уникальных уголков исторического центра Санкт-Петербурга, — сказал он.

Чтобы построить этот "шедевр архитектуры" пришлось многое разрушить. На месте возведенного здания Мариинки 2  располагались: 

Школа № 243 на улице Союза Печатников, 1. было построено в 1930-х годах. Снесли его в первой половине 2005 года.

Дворец культуры имени Первой пятилетки, расположенный на улице Декабристов, 34. Он был построен в 1929–1930 годах по проекту архитекторов Николая Митурича и Василия Макашова в стиле конструктивизма, а в 1955–1956 годах ему придал облик сталинского ампира тот же Николай Митурич. В 2001 году здание признали выявленным объектом культурного наследия, но перед сносом вывели из-под охраны.

[600x337]

Одновременно с разборкой Дворца культуры имени Первой пятилетки начали рушить жилой дом на набережной Крюкова канала, 5а. Он состоял из двух фрагментов. Лицевой двухэтажный корпус — единственный сохранившийся элемент Литовского рынка, построенного в 1787–1789 годах по проекту Джакомо Кваренги. В 1902 году зодчий Василий Шёне возвел во дворе рынка шестиэтажный жилой дом в стиле модерн. В 1920-х годах Литовский рынок сгорел, и от него сохранили только центральную часть, обращенную на Крюков канал. Она были признана выявленным объектом культурного наследия, но, несмотря на требования комитета по охране памятников, к декабрю 2005 года здание полностью снесли. 

Новое здание мне напоминает заводской ангар. Оно уже стало новым "символом" города.
Символом того, как не профессионализм городских градоуправляющих и архитекторов  разрушает город в самом центре, в самом сердце. А останок фасада Литовского рынка авторства Кваренги, как-бы кричит что город уже не в силах сопротивляться и он поглощается и тонет в градостроительных ошибках. Чудовищной насмешкой над архитектурным наследием Петербурга выглядит и странный кусок-обрубок «восстановленного» Литовского рынка, нелепо торчащий среди циклопического сооружения на Театральной.

[700x459]

Таким был Литовский рынок,  творение бессмертного Джакомо Кваренги. Но к нему отнеслись без должного уважения и авторы разрушенного ДК имени Первой Пятилетки, и создатели Мариинки-2

Мариинку 2 уже назвали Гергиевскими сараями.

Но начинал Гергиев борьбу за строительство Мариинки 2 еще в 1997 году, когда Ельцин подписал соответствующее постановление.

1999-2002. Гергиев получает от Владимира Путина принципиальное согласие на строительство второй сцены. И продвигает проект американского архитектора Эрика Мосса на 2000 мест стоимостью примерно 4,5 млрд. руб. Автор сравнивает свое детище со «сваленными в кучу мусорными мешками», а петербургская публика воспринимает его в штыки. Архитектурный критик Михаил Золотоносов пишет об угрозе появления на Театральной площади «гигантской соплевидной улитки из битого стекла, по которой будут ползать казявоподобные существа».



2003-2004. Проект второй сцены Мариинского театра Эрика Мосса признают «несоответствующим строительным нормам». В Академии художеств проходит выставка новых проектов, где, помимо доработанной концепции Мосса (мусорные мешки превратились в каменные глыбы), представлена работа французского архитектора Доменика Перро. Театр – громада черного мрамора – помещен внутрь золотистого кокона, что вызывает аллюзии с золочеными куполами храмов Петербурга. Француз побеждает в конкурсе у десяти конкурентов. Ориентировочная стоимость строительства – 9,6 млрд. Количество мест в зрительном зале остается неизменным.

[386x421]

Этот вариант мне нравится больше построенного. Но...

2005-2007. Эксперты обнаружили, что в документации генерального проектировщика второй сцены Мариинского театра отсутствуют проекты водоснабжения, канализации и вентиляции. Северо-Западная дирекция по строительству отказывается от услуг Доменика Перро, его архитектурное бюро в России расформировано.

2008-2011. После чехарды ведомств, ответственных за строительство, Владимир Путин заявил о необходимости нового конкурса для второй сцены Мариинского театра. Достраивать здание взялось канадское бюро Diamond&Schmitt, при этом стоимость проекта возросла с 9 до 20 млрд. рублей.

«Большой сарай в форме параллелепипеда» уже построен на Лиговском проспекте (торговый центр «Галерея») –теперь в Петербурге появился второй сарай, Гергиевский.

 

Это были впечатления от нового здания театра, ну а теперь об опере.

Поговорим о музыке Родиона Щедрина

Его уже числят классиком, исполняют его музыку во всем мире, заказывают новые партитуры. В прошлом году он отметил свое 80-летие. В последние годы "вторым домом” для композитора Родиона Щедрина стал Мариинский театр. Здесь поставлено большинство его театральных произведений. И на открытие нового здания Мариинки он создал партитуру оперы "Левша" в качестве подарка к 60-летию великого Валерия Гергиева.

В одном своем интервью Родион Щедрин сказал: "Когда меня спрашивают, каково композиторам было при советской власти? Я отвечаю: молодые композиторы были тогда, как у Христа за пазухой. У них был спонсор - государство. А сейчас за все надо платить деньги:  расписать оркестровый материал, снять зал, напечатать программки, афиши, пригласить оркестр, дирижера. Композиторам стало тяжелее, и они ушли в свои скорлупы с какой-то обидой, замкнутостью. В музыке я это ощущаю."

Я думаю, что опера "Левша" - это подарок не Гергиеву, а Гергиева Родиону Щедрину.

Когда Родиона Щедрина спросили, почему он выбрал именно Лескова для своей последней оперы, то он сказал:

"Конечно, Лескова не знают так хорошо на Западе, как Пушкина, Чехова, Толстого или Достоевского. Но я считаю, что Лесков всегда был созвучен происходящему в России, а сейчас - троекратно. "Левша” - притча очень назидательная и поучительная. "



Вот как композитор рассказывает о своей опере:

Левша — это ведь концентрат всех черт русского человека, от «а» до «я». Дар, смекалка, достоинство, полное презрение к понятию «что такое смерть», он неспешен, с самоиронией, при этом склонный к злоупотреблению нашим национальным напитком...

Неоцененный и ненужный.

Да, у Лескова это специальная тема. Непризнанность гения на родной земле, даже не непризнанность, а именно ненужность гения. Гений — всегда обуза. А вообще, тут множество тем, народ и власть, или даже население и небожители. Противопоставление иррациональной формы бытия русского сознания рациональной британской.

«Левша» — произведение концентрированное, богатое на события, перемену мест действия, очень динамичное.

Там много что происходит. Во-первых, сюжет оперы всегда должен быть, как мне кажется, немножко «странноватым». Температура для сюжета оперы не должна быть 36,6, она должна быть 38,5. У Лескова еще выше, потому что, с одной стороны, это гротеск, с другой — притча о праведнике, поучение, очень религиозное, как все у Лескова насквозь. Он не раз в своих текстах опирается на десять заповедей. С другой стороны, в какой-то степени это буффонада, даже роман-путешествие. В «Левше» исключительно сочные характеры, очень выпуклые, гипертрофированные. Здесь есть то, что нужно опере как воздух, — яркие характеры. Задача композитора или того, кто будет это воплощать, — выразить их.

Мне думается, что Лесков был не только описателем, но и философом. Я читал всю его переписку, конечно, знаменитый том переписки с Толстым. Есть письма, из которых понятно, что он бедствует, он же был отверженный всеми, отверженный монархией и либералами, которые объявили, что роман «Некуда» написан по заказу Пятого отделения. Церковь вообще видела в нем врага. Позже, когда после революции большевики составляли план монументальной пропаганды, Ленин из готового списка, который ему принесли на утверждение, вычеркнул только одно имя — Лескова. Так что он всегда всем был неугоден. Тем, что докапывался до истины, до сути нашей русскости, нашего географического и, я бы сказал, идеологического существования на планете Земля. Почему мы такие, отчего мы такие?

Лесков в какой-то степени был провидцем. У него есть замечательные слова о том, что либералы возьмут власть и тотчас же первого квартального изберут в вожди. Я считаю, что безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы.

Безразличие к человеку?

Да, безразличие к человеку всякому и в первую очередь одаренному. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе. Игорь Моисеев часто говорил: «Ничего, иностранцы вас спасут».

Поэтому мне кажется, что «Левша» и автобиографическая повесть, в ней закамуфлирована собственная отверженность Лескова. Я рассказывал певцам, что нам с Майей Михайловной в конце жизни Шагала удалось у него погостить на юге Франции. И он сказал такую фразу, которую я очень хорошо помню: «Россия — богатая страна, что вам стоит потерять 10-20 гениев?»

А сколько главных героев в вашей опере?

Я ничего не ввел, кроме эпизодических ролей. Левша, два царя — один «ласковый», другой солдафон, но поскольку они братья, их поет один певец. Это лежало на поверхности. Атаман Платов, блоха, английский полшкипер...

Гергиев уже сказал, что «Левша» — возможно, ваше главное сочинение.

Время рассудит. Ясно только, что это некий итог.

Сейчас в Европе невероятный всплеск интереса к классической опере, ее очень много ставят. Пишется же в целом мало. Как вам кажется, какие перспективы в ближайшем будущем у этого жанра? Возможно, какие-то другие формы академической музыки более жизнеспособны?

Опера вечна. Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера. Но скрипку ведь создали в XVI веке, и лучше люди ничего не придумали, это вечность. Мне кажется, жанр оперы тоже останется навсегда.

Насколько Россия сейчас интегрирована в мировой музыкальный контекст? По вашим ощущениям.

Исполнительски — абсолютно интегрирована. Я бы даже сказал, что Запад интегрируется в нас. Исполнительский уровень по-прежнему высочайший. Один Мариинский театр чего стоит. Я думаю, он сегодня не имеет себе равных в мире по творческим возможностям. Что касается композиторов, трудно говорить. Музыка и те, кто ее сочиняют, переживают не лучшие времена. Мне думается, что музыка всегда ждет своего нового гения.

На вопрос, о чем он мечтает, Родион Константинович ответил: «Чтобы мне Господь дал еще одну жизнь – столько интересного и замечательного на белом свете».

Это интервью у Родиона Щедрина брала Татьяна Ершова. Сколько интересных мыслей! Главная - это боль за истерзанную Россию. Помните, у Лескова есть замечательные слова о том, что если либералы возьмут власть и тотчас же первого квартального изберут в вожди.  Безразличие к одаренным людям в нашей стране всегда принимает болезненные формы. Или, как сказал Марк Шагал: "Россия богатая страна! Что ей стоит потерять 10-20 гениев!"

Замечательный сайт о Родионе Щедрине я советую посмотреть.

 

Оперу поставил режиссер Алексей Степанюк, очень хороший режиссер.

Алексей Степанюк после окончания Ленинградской консерватории по классу режиссуры (класс профессора Романа Тихомирова) с 1983 года начал преподавательскую деятельность на кафедре режиссуры и музыкально-сценического искусства. С 1987 года по 1992 год Алексей Степанюк был главным режиссером Челябинского театра оперы и балета, где поставил спектакли: «Богема» Дж.Пуччини, «Самсон и Далила» К.Сен-Санса, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «История Кая и Герды» С.Баневича, «Марица» И.Кальмана, «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.

Первая работа режиссера в Мариинском театре – опера Н.Римского-Корсакова «Садко» (1993), которая была представлена на гастролях в Париже и на Эдинбургском фестивале.

С 1994 года Алексей Степанюк – режиссер-постановщик Мариинского театра.

На мой взгляд, опера очень хорошо поставлена. Великолепные декорации, позволяют посмотреть все технические возможности новой сцены. Великолепно звучит хор.

 

"Левша" на новой сцене Мариинки - анонс телеканала "100TV".

 

Ну и под конец, посмотрите мой любимый мультик "Левша" из моей коллекции



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о музыке. Опера Р.Щедрина "ЛЕВША" | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»