• Авторизация


Лирика и Маяковский 22-07-2013 16:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж,
по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».

В.В.Маяковский

[554x699]

Просмотрел массу фотографий, на которых изображен В.Маяковский. Ни одной не нашел, где бы он выглядел счастливым. Владимиру Маяковскому удивительно повезло с революцией. Если бы не она, мы бы его не знали. Загнанный в творческий тупик, он воспрянул. Он уже устал к тому времени ненавидеть вообще все, а появление классовых врагов наконец-то дало возможность ненавидеть что-то конкретное.

 

На первый взгляд кажется, что Маяковский и лирика несовместимы. Гегель писал: «Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа». Если смотреть на поэзию Маяковского с этой точки зрения, то все его произведения глубоко лиричны.

Никто не сомневается в лиричности стихов Анны Ахматовой. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти незаметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу.

К.И.Чуковский писал: " Трудно представить себе двух человек, столь непохожих один на другого, как Ахматова и Маяковский. Ахматова вся в тишине, в еле сказанных, еле слышных словах, Маяковский орет, как тысячеголосая площадь. "Сердце - наш барабан", - заявляет он сам, и откройте любую его страницу, вы убедитесь, что это действительно так. Он не только не способен к тишине, он не способен ни к какому разговору. Вечно кричит и неистовствует.

Ахматова благочестивая молитвенница: при каждом слове у нее ангелы, Богородица, Бог. А Маяковский не может пройти мимо Бога, чтобы не кинуться на него с сапожным ножом:

                Я тебя, пропахшего ладаном, 
                раскрою отсюда до Аляски...

Конечно, легко сказать о нем: богохул, скандалист, - но попробуем его полюбить. Вначале это трудно, но попробуем. Особенно трудно тому, кто подобно мне, так благодарно любит поэзию Ахматовой. Уж очень различины эти два человека. Даже странно, что они живут в одну эпоху и ходят по одной земле. В сущности, они два полюса русской поэзии, и никогда еще в русской поэзии не было столь противоположных явлений. Как будто они на разных планетах, отделенные друг от друга веками. Но попробуем полюбить их обоих. Всмотримся в Маяковского, безо всяких пристрастий - внимательно и добросовестно."

Два дня назад, 19 июля 2013 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого поэта, горячо мной любимого с детства, Владимира Владимировича Маяковского.  Погиб поэт 14 апреля 1930 года.

В последние годы появился целый ряд публикаций в которых предпринята попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве поэта, а о заговоре, приведшем к покушению на него. Наибольшее хождение получила "чекистская" версия, согласно которой Маяковский был, якобы, убит агентами ОГПУ

.

Много доводов за то, что Маяковский к 30-м годам он разуверился в том обществе, которое строилось вокруг него. Если в 1924 году Есенин еще хотел "Задрав штаны, бежать за комсомолом", а Маяковский, побывав в 1925 году в Америке писал; "У советских собственная гордость: На буржуев смотрим свысока. ", но 1925 году погиб Есенин и в это время Маяковский напишет:
    
     Меня одного сквозь горящие здания
     проститутки на руках как Христа понесут
     и покажут Богу в свое оправдание.
     . . . . . . . . . . . . . . . . . .
     Вижу идущего через горы времени,
     которого не видит никто.
    
     Я сутенер и карточный шулер.

Появились симптомы творческого кризиса. Маяковский, например, заявлял, что вообще бросит писать стихи и перейдет на драматургию. Агитстихи писались уже не с такой скоростью и не в таком количестве. Провал "Бани" в театре Мейерхольда, Размолвка со своими женщинами, Лиля Брик укатила с Осипом Брик в Берлин, Татьяна Яковлева в Париже предпочла Маяковскому в Париже какого-то виконта, актриса Полонская не захотела уйти к Маяковскому от своего мужа народного артиста Яншина. Ему было одиноко.
.

 В его жизни роковую роль сыграла Лиля Брик. Маяковский познакомился с этой женщиной в июле 1915 года. Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, люди достаточно обеспеченные, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Познакомила их младшая сестра Лили Юрьевны – Эльза, впоследствии французская писательница Эльза Триоле. Это за ней, еще до знакомства с Бриками, ухаживал Маяковский, бывал у нее дома, пугая добропорядочных родителей Эльзы своими футуристическими выходками. После смерти отца – в июле 1915 года – Эльза приехала в Петроград к сестре. И на свое несчастье пригласила к ней Маяковского. Он пришел, читал свое «Облако в штанах»... Именно в тот вечер, как утверждает Эльза Триоле, все и случилось: «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю...»

Особая тема – это женщины в жизни Маяковского. Всю жизнь Маяковского преследовала двойственная закономерность. И в творчестве, и в любви, и в страшном и трагическом конце он постоянно противоречил самому себе. Да, поэт и гражданин, но ещё и просто человек, с его силой, растерянностью, пристрастиями и странностями. Он – разный, бесконечно размноженный. С одно стороны, действительно великий поэт революции, с другой – слабый больной человек, в конце концов, дошедший до крайней черты – до самоубийства. Громоздкий, назойливый и ранимый, бессильный, несмотря на демонстративную резкость суждений, очень деликатный и даже застенчивый. Любил Маяковский тоже всегда неровно, тяжело, трагично. Все знают, что самой большой любовью его была Лиля Брик. Но женщин в жизни поэта было значительно больше. Роковых женщин, заметно оставивших след в его сердце, жизни и смерти, было три. И всегда он хотел одного – безраздельно обладать своей возлюбленной. Однако ни одна из его главных любовей – ни Лиля Брик, ни Татьяна Яковлевна, ни Вероника Полонская – никогда не принадлежали ему полностью. Именно в этом постоянном не обладании и заключался весь трагизм любви поэта.

Одной из первых «любовей» Маякоского была Мария Щаденко-Денисова (Денисова Мария Александровна; 1894-1944). Маяковский познакомилась с ней в Одессе в 1914 году. Одна из героинь поэмы «Облако в штанах». А до этого была Эльза (Элька) Каган, которая взяла себе затем фамилию первого мужа – Триоле. Филолог Александр Жолковский со слов Романа Якобсона утверждает, что Элька была одной из первых любовниц Маяковского.

Молодая художница Евгения Ланг (1888-?) познакомилась с Маяковским в ноябре 1911-го года на похоронах знаменитого художника Валентина Серова – кумира творческой молодёжи. Раздобыв у кого-то из друзей адрес Жени, Володя уже на следующий день явился к ней с букетом цветов... Их связь с перерывами продолжалась несколько лет, а любвеобильная Женя Ланг за это время успела дважды побывать замужем...

Среди женщин, в которых был влюблён в разные годы Маяковский, – Вероника Полонская (Нора, 1908-1994) и Элли Джонс (Елизавета Зиберт, 1904-1985). В записных книжках поэта упомянуты имена других знакомых поэта: Елены Кац, Мирры Каган, Софьи Ровинской, Тамары Ферштер, Цили Щипкиной... Сложились любовные отношения у Маяковского и с Надеждой Брюхоненко. Я не назвал ещё Татьяну Яковлеву, и были ещё другие женщины в жизни поэта. Вообще, Маяковскому с женщинами и везло, и не везло, но считается, что и они сыграли в жизни поэта роковую роль.

Уважаемые
       товарищи потомки!
Роясь
    в сегодняшнем
        окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
  возможно,
        спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
              ваш ученый,
кроя эрудицией
         вопросов рой,
что жил-де такой
        певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
       снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
         о времени
              и о себе.
 

Слушайте,
      товарищи потомки,
агитатора,
       горлана-главаря.
Заглуша
      поэзии потоки,
я шагну
    через лирические томики,
как живой
       с живыми говоря.
Я к вам приду
        в коммунистическое далеко
не так,
    как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
       через хребты веков
и через головы
         поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
           но он дойдет не так,—
не как стрела
         в амурно-лировой охоте,
не как доходит
         к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
      трудом
           громаду лет прорвет
и явится
       весомо,
            грубо,
               зримо,
как в наши дни
         вошел водопровод,
сработанный
       еще рабами Рима.
 

Загадочная смерть В.Маяковского еще долго будет материалом для историков эпохи социализма. Интереснейшая встреча в 1926 году у Маяковского во время пребывания в Мексике с Диего Риверой, великим мексиканским художником

 

[356x512]

Этот портрет написал Диего Ривера.

Имя Диего Риверы тесно связано с русскими в Мексике. Он дружил с Троцким, женился на русской Ангелине, которую потом бросил. Потом был у него роман с Воробьевой-Стебельской, которой посвящали стихи Максимилиан Волошин и другие художники. Удивительную историю Диего Риверы описал в своем романе "Необычайные похождения Хулио Хуренито" Илья Эренбург . И посмотрите замечательный фильм об этом художнике.


Была втреча у Маяковского с Диего Риверой, а значит и с этой замечательной художницей, у которой поговаривают в любовниках был и Троцкий, с которым мог встречаться и Маяковский.

[700x556]

Наркоманка и коммунистка, гениальная художница и символ Мексики Фрида Кало. Сегодня ее картины висят в лучших музеях мира, а на аукционах продаются за миллионы долларов. В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Итог - тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, ребер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку. Перенеся 32 операции, она выжила, но всю жизнь страдала от недугов.

 Общепризнано, что гениальных женщин мало. Еще меньше таких, имена которых были бы всегда на слуху. Но мексиканская художница-экспрессионист Фрида Кало (1907–1954) относится именно к этой категории.Аргументы? Пожалуйста. Ее картины были выставлены в Лувре еще при жизни; небольшие по размерам полотна (ей часто приходилось рисовать, лежа в кровати) стоят миллионы долларов; ее биография экранизирована Голливудом; написаны многочисленные исследования ее жизни и творчества; во многих странах продаются куклы Фриды. И еще один приватный факт биографии, свидетельствующий о явной незаурядности ее как личности. Она была женой Диего Риверы, молва приписывает ей в любовники Пабло Пикассо   и  Льва Троцкого...

Маяковский был троцкистом. Большинство поэтов, пришедших в Революцию в те же годы, что и Маяковский, были троцкистами: Троцкий их опекал, поддерживал, публиковал свои статьи о молодой русской поэзии… Троцкий, как и другие советские вожди, живо интересовался проблемами искусства и в частности – литературы. В одних статьях он хвалил Маяковского, в других – ругал его. Не следует забывать, что Троцкий вплоть до 1925-го года был председателем Реввоенсовета Республики, то есть высшим должностным лицом государства. 26 января 1925 года Троцкий был заменён на высшем военном посту М.Фрунзе.

В начале 1926 года в Кремле вспыхнула острейшая борьба за власть: Троцкий объединился со своими недавними соперниками Зиновьевым и Каменевым в борьбе против Генерального секретаря Сталина, постепенно забиравшего руководство страной в свои руки. Трое его противников были тогда членами всевластного Политбюро, имели давний авторитет в партии, занимали крупнейшие партийно-государственные посты (например, Зиновьев был председателем Коминтерна со дня его основания в 1919 году, а это был «штаб мировой революции»). Их поначалу поддерживали многие видные члены ЦК, включая вдову Ленина Н.Крупскую, немало руководителей Красной армии и ОГИУ.
     Однако политические силы Сталина уже значительно превышали возможности его врагов, как явных, так и многочисленных тайных. В Политбюро, образованное 1 января 1926 года после XIV съезда партии, вошло девять членов, среди которых большинство состояло из твёрдых сталинских сторонников, а Каменев был выведен в число кандидатов в члены (участия в голосовании они не принимали, а только присутствовали на обсуждениях). Эти политические игры длились до 1929 года, когда Троцкий окончательно проиграл и был выслан из СССР.

Есть предположение, что во время своих заграничных поездок Маяковский выполнял личные указания Троцкого, например, перевозил туда и оттуда крупные суммы денег. Отстранение Троцкого от руководства страной Маяковский воспринял как личное несчастье: он потерял в лице Троцкого защитника в прямом и переносном смысле этого слова. Становиться на позиции сталинизма Маяковский не хотел категорически. Видимо, уход Троцкого с политической арены нанёс поэту-бунтарю смертельный удар. Насильственная смерть Маяковского последовала сразу после высылки Троцкого. А что с ним было делать? Автора “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить” нельзя было упечь в лагеря или расстрелять, как это было сделано с остальными троцкистами. Его даже троцкистом объявить было нельзя. Но известно, что в середине 20х у Троцкого и Маяковского началась переписка – они заочно познакомились.

Как бы ни было, но не стало великого бунтаря. Не осталось загадкой "Почему Маяковский никогда не улыбался". Он кода-то в молодости увлекся революцией, потом его сломала царская охранка, а потом он сам стал агетом ГПУ. Есть и такая версия.

Кем бы он ни был он выл настоящим поэтом с великой душой!

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я
Сад фруктовый
Моей великой души.

Как бы то ни было, но «последние полгода жизни поэта были отмечены рядом неудач и поражений» на всех фронтах, а этого Маяковский перенести не мог. Так написал в своей книге Янфельд.

В 2010 году шведский историк Янгфельд опубликовал книгу о Маяковском. В книге “Ставка — жизнь” Бенгт Янгфельдт делает попытку собрать воедино факты и точки зрения и не только воссоздать живой облик поэта, но и проникнуть в загадку цельного феномена, носящего условное название “Маяковский и его окружение”. Книга увлекательная и интересна еще тем, что автор знаком был с теми, кто составлял окружение Маяковского.

Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В. Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. У каждого времени своя правда. Маяковского можно считать человеком, посвятившим свое творчество служению идеалам, но идеалам своего времени. А есть ли идеалы у времени нашего?

 

Для веселия
планета наша
мало оборудована.
Надо вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть не трудно,
Сделать жизнь
значительно трудней.
 
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лирика и Маяковский | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»