«Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж,
по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».
В.В.Маяковский
Просмотрел массу фотографий, на которых изображен В.Маяковский. Ни одной не нашел, где бы он выглядел счастливым. Владимиру Маяковскому удивительно повезло с революцией. Если бы не она, мы бы его не знали. Загнанный в творческий тупик, он воспрянул. Он уже устал к тому времени ненавидеть вообще все, а появление классовых врагов наконец-то дало возможность ненавидеть что-то конкретное.
На первый взгляд кажется, что Маяковский и лирика несовместимы. Гегель писал: «Лирическая поэзия изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа». Если смотреть на поэзию Маяковского с этой точки зрения, то все его произведения глубоко лиричны.
Никто не сомневается в лиричности стихов Анны Ахматовой. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже огромного чувства она пользуется мельчайшими, почти незаметными, микроскопически малыми образами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу.
К.И.Чуковский писал: " Трудно представить себе двух человек, столь непохожих один на другого, как Ахматова и Маяковский. Ахматова вся в тишине, в еле сказанных, еле слышных словах, Маяковский орет, как тысячеголосая площадь. "Сердце - наш барабан", - заявляет он сам, и откройте любую его страницу, вы убедитесь, что это действительно так. Он не только не способен к тишине, он не способен ни к какому разговору. Вечно кричит и неистовствует.
Ахматова благочестивая молитвенница: при каждом слове у нее ангелы, Богородица, Бог. А Маяковский не может пройти мимо Бога, чтобы не кинуться на него с сапожным ножом:
Я тебя, пропахшего ладаном,
раскрою отсюда до Аляски...
Конечно, легко сказать о нем: богохул, скандалист, - но попробуем его полюбить. Вначале это трудно, но попробуем. Особенно трудно тому, кто подобно мне, так благодарно любит поэзию Ахматовой. Уж очень различины эти два человека. Даже странно, что они живут в одну эпоху и ходят по одной земле. В сущности, они два полюса русской поэзии, и никогда еще в русской поэзии не было столь противоположных явлений. Как будто они на разных планетах, отделенные друг от друга веками. Но попробуем полюбить их обоих. Всмотримся в Маяковского, безо всяких пристрастий - внимательно и добросовестно."
Два дня назад, 19 июля 2013 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого поэта, горячо мной любимого с детства, Владимира Владимировича Маяковского. Погиб поэт 14 апреля 1930 года.
В последние годы появился целый ряд публикаций в которых предпринята попытка доказать, что речь должна идти не о самоубийстве поэта, а о заговоре, приведшем к покушению на него. Наибольшее хождение получила "чекистская" версия, согласно которой Маяковский был, якобы, убит агентами ОГПУ
.
Много доводов за то, что Маяковский к 30-м годам он разуверился в том обществе, которое строилось вокруг него. Если в 1924 году Есенин еще хотел "Задрав штаны, бежать за комсомолом", а Маяковский, побывав в 1925 году в Америке писал; "У советских собственная гордость: На буржуев смотрим свысока. ", но 1925 году погиб Есенин и в это время Маяковский напишет:
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки на руках как Христа понесут
и покажут Богу в свое оправдание.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.
Я сутенер и карточный шулер.
Появились симптомы творческого кризиса. Маяковский, например, заявлял, что вообще бросит писать стихи и перейдет на драматургию. Агитстихи писались уже не с такой скоростью и не в таком количестве. Провал "Бани" в театре Мейерхольда, Размолвка со своими женщинами, Лиля Брик укатила с Осипом Брик в Берлин, Татьяна Яковлева в Париже предпочла Маяковскому в Париже какого-то виконта, актриса Полонская не захотела уйти к Маяковскому от своего мужа народного артиста Яншина. Ему было одиноко.
.
В его жизни роковую роль сыграла Лиля Брик. Маяковский познакомился с этой женщиной в июле 1915 года. Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна, люди достаточно обеспеченные, проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Познакомила их младшая сестра Лили Юрьевны – Эльза, впоследствии французская писательница Эльза Триоле. Это за ней, еще до знакомства с Бриками, ухаживал Маяковский, бывал у нее дома, пугая добропорядочных родителей Эльзы своими футуристическими выходками. После смерти отца – в июле 1915 года – Эльза приехала в Петроград к сестре. И на свое несчастье пригласила к ней Маяковского. Он пришел, читал свое «Облако в штанах»... Именно в тот вечер, как утверждает Эльза Триоле, все и случилось: «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю...»
Особая тема – это женщины в жизни Маяковского. Всю жизнь Маяковского преследовала двойственная закономерность. И в творчестве, и в любви, и в страшном и трагическом конце он постоянно противоречил самому себе. Да, поэт и гражданин, но ещё и просто человек, с его силой, растерянностью, пристрастиями и странностями. Он – разный, бесконечно размноженный. С одно стороны, действительно великий поэт революции, с другой – слабый больной человек, в конце концов, дошедший до крайней черты – до самоубийства. Громоздкий, назойливый и ранимый, бессильный, несмотря на демонстративную резкость суждений, очень деликатный и даже застенчивый. Любил Маяковский тоже всегда неровно, тяжело, трагично. Все знают, что самой большой любовью его была Лиля Брик. Но женщин в жизни поэта было значительно больше. Роковых женщин, заметно оставивших след в его сердце, жизни и смерти, было три. И всегда он хотел одного – безраздельно обладать своей возлюбленной. Однако ни одна из его главных любовей – ни Лиля Брик, ни Татьяна Яковлевна, ни Вероника Полонская – никогда не принадлежали ему полностью. Именно в этом постоянном не обладании и заключался весь трагизм любви поэта.
Одной из первых «любовей» Маякоского была Мария Щаденко-Денисова (Денисова Мария Александровна; 1894-1944). Маяковский познакомилась с ней в Одессе в 1914 году. Одна из героинь поэмы «Облако в штанах». А до этого была Эльза (Элька) Каган, которая взяла себе затем фамилию первого мужа – Триоле. Филолог Александр Жолковский со слов Романа Якобсона утверждает, что Элька была одной из первых любовниц Маяковского.
Молодая художница Евгения Ланг (1888-?) познакомилась с Маяковским в ноябре 1911-го года на похоронах знаменитого художника Валентина Серова – кумира творческой молодёжи. Раздобыв у кого-то из друзей адрес Жени, Володя уже на следующий день явился к ней с букетом цветов... Их связь с перерывами продолжалась несколько лет, а любвеобильная Женя Ланг за это время успела дважды побывать замужем...
Среди женщин, в которых был влюблён в разные годы Маяковский, – Вероника Полонская (Нора, 1908-1994) и Элли Джонс (Елизавета Зиберт, 1904-1985). В записных книжках поэта упомянуты имена других знакомых поэта: Елены Кац, Мирры Каган, Софьи Ровинской, Тамары Ферштер, Цили Щипкиной... Сложились любовные отношения у Маяковского и с Надеждой Брюхоненко. Я не назвал ещё Татьяну Яковлеву, и были ещё другие женщины в жизни поэта. Вообще, Маяковскому с женщинами и везло, и не везло, но считается, что и они сыграли в жизни поэта роковую роль.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,—
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
Загадочная смерть В.Маяковского еще долго будет материалом для историков эпохи социализма. Интереснейшая встреча в 1926 году у Маяковского во время пребывания в Мексике с Диего Риверой, великим мексиканским художником
Этот портрет написал Диего Ривера.
Имя Диего Риверы тесно связано с русскими в Мексике. Он дружил с Троцким, женился на русской Ангелине, которую потом бросил. Потом был у него роман с Воробьевой-Стебельской, которой посвящали стихи Максимилиан Волошин и другие художники. Удивительную историю Диего Риверы описал в своем романе "Необычайные похождения Хулио Хуренито" Илья Эренбург . И посмотрите замечательный фильм об этом художнике.
Была втреча у Маяковского с Диего Риверой, а значит и с этой замечательной художницей, у которой поговаривают в любовниках был и Троцкий, с которым мог встречаться и Маяковский.
Наркоманка и коммунистка, гениальная художница и символ Мексики Фрида Кало. Сегодня ее картины висят в лучших музеях мира, а на аукционах продаются за миллионы долларов. В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Итог - тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, ребер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку. Перенеся 32 операции, она выжила, но всю жизнь страдала от недугов.
Общепризнано, что гениальных женщин мало. Еще меньше таких, имена которых были бы всегда на слуху. Но мексиканская художница-экспрессионист Фрида Кало (1907–1954) относится именно к этой категории.Аргументы? Пожалуйста. Ее картины были выставлены в Лувре еще при жизни; небольшие по размерам полотна (ей часто приходилось рисовать, лежа в кровати) стоят миллионы долларов; ее биография экранизирована Голливудом; написаны многочисленные исследования ее жизни и творчества; во многих странах продаются куклы Фриды. И еще один приватный факт биографии, свидетельствующий о явной незаурядности ее как личности. Она была женой Диего Риверы, молва приписывает ей в любовники Пабло Пикассо и Льва Троцкого...
Маяковский был троцкистом. Большинство поэтов, пришедших в Революцию в те же годы, что и Маяковский, были троцкистами: Троцкий их опекал, поддерживал, публиковал свои статьи о молодой русской поэзии… Троцкий, как и другие советские вожди, живо интересовался проблемами искусства и в частности – литературы. В одних статьях он хвалил Маяковского, в других – ругал его. Не следует забывать, что Троцкий вплоть до 1925-го года был председателем Реввоенсовета Республики, то есть высшим должностным лицом государства. 26 января 1925 года Троцкий был заменён на высшем военном посту М.Фрунзе.
В начале 1926 года в Кремле вспыхнула острейшая борьба за власть: Троцкий объединился со своими недавними соперниками Зиновьевым и Каменевым в борьбе против Генерального секретаря Сталина, постепенно забиравшего руководство страной в свои руки. Трое его противников были тогда членами всевластного Политбюро, имели давний авторитет в партии, занимали крупнейшие партийно-государственные посты (например, Зиновьев был председателем Коминтерна со дня его основания в 1919 году, а это был «штаб мировой революции»). Их поначалу поддерживали многие видные члены ЦК, включая вдову Ленина Н.Крупскую, немало руководителей Красной армии и ОГИУ.
Однако политические силы Сталина уже значительно превышали возможности его врагов, как явных, так и многочисленных тайных. В Политбюро, образованное 1 января 1926 года после XIV съезда партии, вошло девять членов, среди которых большинство состояло из твёрдых сталинских сторонников, а Каменев был выведен в число кандидатов в члены (участия в голосовании они не принимали, а только присутствовали на обсуждениях). Эти политические игры длились до 1929 года, когда Троцкий окончательно проиграл и был выслан из СССР.
Есть предположение, что во время своих заграничных поездок Маяковский выполнял личные указания Троцкого, например, перевозил туда и оттуда крупные суммы денег. Отстранение Троцкого от руководства страной Маяковский воспринял как личное несчастье: он потерял в лице Троцкого защитника в прямом и переносном смысле этого слова. Становиться на позиции сталинизма Маяковский не хотел категорически. Видимо, уход Троцкого с политической арены нанёс поэту-бунтарю смертельный удар. Насильственная смерть Маяковского последовала сразу после высылки Троцкого. А что с ним было делать? Автора “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить” нельзя было упечь в лагеря или расстрелять, как это было сделано с остальными троцкистами. Его даже троцкистом объявить было нельзя. Но известно, что в середине 20х у Троцкого и Маяковского началась переписка – они заочно познакомились.
Как бы ни было, но не стало великого бунтаря. Не осталось загадкой "Почему Маяковский никогда не улыбался". Он кода-то в молодости увлекся революцией, потом его сломала царская охранка, а потом он сам стал агетом ГПУ. Есть и такая версия.
Кем бы он ни был он выл настоящим поэтом с великой душой!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот - я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я
Сад фруктовый
Моей великой души.
Как бы то ни было, но «последние полгода жизни поэта были отмечены рядом неудач и поражений» на всех фронтах, а этого Маяковский перенести не мог. Так написал в своей книге Янфельд.
В 2010 году шведский историк Янгфельд опубликовал книгу о Маяковском. В книге “Ставка — жизнь” Бенгт Янгфельдт делает попытку собрать воедино факты и точки зрения и не только воссоздать живой облик поэта, но и проникнуть в загадку цельного феномена, носящего условное название “Маяковский и его окружение”. Книга увлекательная и интересна еще тем, что автор знаком был с теми, кто составлял окружение Маяковского.
Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В. Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. У каждого времени своя правда. Маяковского можно считать человеком, посвятившим свое творчество служению идеалам, но идеалам своего времени. А есть ли идеалы у времени нашего?