Интересная выставка современного искусства состоялась в Кишиневе с 30 мая по 16 июня в галерее «К. Брынкушь»
«В тени больших деревьев ничего не растет», — сказал Константин, покидая мастерскую Огюста Родена, куда был принят в 1907.
К. Брынкуш — один из родоначальников абстракционизма в европейской скульптуре. Однако сам своё искусство считал предельно реалистичным. «Реальность не представляется нам во внешних формах, а лишь скрывающейся за ними идеей, сущностью предметов.»
«Меня интересует сама суть вещей», — говорил художник, поэтому в его работах постепенно исчезают детали, оставляя на наше обозрение лишь самое чистое, самое совершенное, что есть в изображаемом им предмете.
В 1920 году скульптор решил выставить на Салоне независимых художников свою работу «Портрет княгини Бибеску». Мраморная скульптура изображает, по словам художника, девушку, которая повернула голову для того, чтобы посмотреть на свое изображение в зеркале.
Но не все могли понять, что же именно хотел изобразить скульптор — и министр французского правительства, который должен был открывать выставку, отказался делать это: «Это же просто фаллос!»
Кто же такая Марта Бибеску? В 1938 году во Франции был снят фильм Фильм "Катя-голубой демон царя Александра" по роману женщины тысячелетия и 20-го века в истории Румынии княгини Марты Бибеску (1886-1973), писавшей под псевдонимом Люсиль Деко.Фильм очень любил Сталин; Даниель Дарьё была очень похожа на его погибшую жену.В 1959 году был снят римейк этого фильма под названием "Катя - некоронованная царица" с Курдом Юргенсом и Роми Шнайдер в главных ролях. Роман французской писательницы Люсиль Деко, изданный в 1938 г. парижским издательством "Галлимар" и впервые переведенный на русский язык, повествует о драматической истории любви российского императора Александра II и юной княжны Екатерины Долгорукой. И вот попался мне прекрасный портрет итальянского живописца Джованни Баолдини Марты Бибеску.
Портрет княгини Марты Бибеску 1911 Джованни Болдини.
Марта Бибеску - это целый мир, вобравший всё самое лучшее из XIX и XX вв. (28 ianuarie 1889 - 28 noiembrie 1973). Она известна, как французская писательница румынского происхождения. Будучи представительницей знаменитого греческого княжеского рода Маврокордато, Марта Лаховари была знакома с представителями крупнейших европейских династий. Первое образование она получила в монастыре в Бельгии, а уже в 17лет стала женой румынского авиатора Джордже Валентина Бибеску. Он подарил ей замок Брынковяну Могошоая в 10 км от Бухареста, реставрацией которого Марта занималась с 1910 по 1927 гг.
Через три года после свадьбы чета Бибеску отправилась в Персию с дипломатической миссией, организованной Министерством иностранных дел Франции. Три кабриолета, с невероятной скоростью в 30 км/ч, в районах, которые освоили верблюды и экипажи. Это было настоящее ралли, впервые в истории по этому маршруту, с незабываемыми впечатлениями. По возвращении во Францию, у юной девушки появилось искушение изложить на бумаге впечатления от путешествия. Так в 1908 г. появляется "Cele opt paradisuri" ("Восемь раев") и Марта начинает творить
Еще несколько шедевров Бранкузи молча посмотрим
Это автопортрет великого румынского скульптора.
Скульптор Константин Бранкузи из Румынии смог создать свой собственный оригинальный стиль - скульптурную абстракцию. Он стал первым, кто стал развивать новое направление. В итоге творчество Бранкузи оказало большое влияние на всю современную скульптуру. Самая известная работа мастера была продана в 2009 года за 37,1 миллиона долларов.
Константин Бранкузи, Madam LR., 1918.
На аукционе Christie’s тогда распродавали коллекцию предметов искусства Ива Сен-Лорана. Бранкузи использовал текучие стилизованные контуры, усиливая лаконизм и геометрическую отвлеченность форм. Деревянная скульптура, названная в честь некоей мадам LR, лишена богатого эмоционального фона, который обычно присущ произведениям искусства.
Родоначальником абстракционизма в скульптуре называли Бранкузи во всем мире. Влияние Бранкузи на современную скульптуру можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказал великий Пабло Пикассо на современную живопись. О Бранкузи какой-то критик сказал, что он пугает нас чудовищной страстью к совершенству. Мы живем уже в другом мире. Мы живем в мире виртуальности, принципиальной бестелесности, невесомости, во много раз превышающей невесомость авиационных и космических полетов, ибо мы уже движемся со скоростью света, в которой масса невозможна. Быть может это скорость мысли, или, как сказал некогда великй провидец Бродский – скорость зрения, способного существовать в абсолютной темноте, внутри всяких масс и не нуждаясь в пространствах.
Иллюстрации я взял с сайта в Интернете о Константине Бранкузи.
Ну а теперь несколько слов о выставке в Кишиневе. Она носит название биеннале, так как проводится раз в два года и уже стала регулярной. Посмотрите каталог и получите представление о современных тенденциях в живописи. В русле этих тенденций идут и мои друзья - Лариса Астрейн и Михаил Цэруш.