• Авторизация


Поговорим об архитектуре. Ле Корбюзье 03-06-2013 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Великий архитектор 20 века Ле Корбюзье считал, что архитектура — это «искусство строить».

«Искусство делает людей лучше, всех без исключения, даже архитекторов, зубных врачей и юристов».
Ренцо Пьяно, архитектор

Попытаемся подробнее рассмотреть такое явление, как архитектура? Ответ на  вопрос "что такое архитектура?" ещё в I веке до н. э. дал древнеримский архитектор Витрувий, заявив, что архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота. На протяжении многих веков менялись разные направления и концепции в архитектуре, попеременно выдвигая на пьедестал одно из трёх начал. В каждом столетии находился свой гений, предлагавший новый взгляд на архитектуру, однако, сколько бы времени ни проходило, всё вращается по-прежнему вокруг прочности, пользы и красоты.

Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. Первопроходцами были греки, создавшие три ордера, т. е. особые порядки в расположении частей здания: строгий — дорический, изящный — ионический, пышный — коринфский. Расцвет греческой архитектуры пришелся на 5 век, когда в Афинах на холме Акрополь были построены его знаменитые храмы. Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперед в строительной технике. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. С падением Рима архитектура разделилась вместе с разделением империи. Самое знаменитое сооружение Восточной Римской империи Византии — колоссальный храм Святой Софии в Константинополе, с громадным легким куполом. Купольной архитектуре Византии следовала архитектура Древней Руси, получившей свое крещение от Византии и ставшей ее наследницей. Европейское средневековье создало две архитектурные системы: романскую (от слова «романус» — «римский») и «готическую» (название произошло от высоких и острых шатров варваров-готов). Романский храм подобен крепости; он строг, величествен. Готический собор, наоборот, светел, прозрачен, легок. Его арки вместо полукруглых римских стали заостренными, ребристыми.
В эпоху Возрождения внимание к земному человеку привело к появлению совершенно особой архитектуры. Высшего своего расцвета архитектура Ренессанса достигла в конце 16 века в творчестве итальянского архитектора Андреа Палладио, который создавал свои постройки в Венеции и в венецианской округе.

На смену спокойным архитектурным формам Возрождения пришло бурное и пышное барокко («барок» означает «вычурный, сложный»). Барокко царствовало в Европе в 17 и 18 веках. Его символом стал собор Святого Петра (творение великого Микеланджело) в Риме и площадь перед этим собором (архитектор Лоренцо Бернини). Одновременно с уархитектрой барокко возникла архитектура классицизма. Если барокко — это чувства, то классицизм — порядок, спокойная и серьезная мысль. Одним из знаменитых соперников барочного собора Святого Петра является собор Святого Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).

Творения русских архитекторов (особенно 18 века и начала 19), таких как Баженов, Казаков, Расстрелли, Росси, обессмертили имена своих создателей.

19 и 20 века для архитектуры стали веками экспериментов и гениальных открытий. Металл, стекло, железобетон, легкие, парящие конструкции, бесконечная фантазия, любовь к простой геометрии — вот признаки новой архитектуры. Символами этой архитектуры стали Эйфелева башня в Париже (1889) и первые чикагские небоскребы, вознесшиеся выше пирамид, готических соборов, Эйфелевой башни. Архитектура небоскреба — это полный отрыв от земли, превращение его в часть огромной машины города.

Растение, скелет животного, пропорции человеческой фигуры в не меньшей степени привлекали архитекторов. Каталонский архитектор Антонио Гауди строил свои здания, превращая их в фантастические существа.

Простые и в то же время символические формы архитектуры привлекали великого архитектора 20 века. Ле Корбюзье. Его знаменитая капелла в Роншане напоминает ковчег или две обнявшиеся человеческие фигуры и тоже уподоблена скульптуре. Другой выдающийся пример «превращения» постройки в скульптуру, в здании американца Франка Ллойда Райта, построившего в Нью-Йорке музей Гуггенхейма со спиральным, напоминающим завиток раковины, пандусом.

С современной архитектурой у меня ассоциируются такие имена, как Гауди, Корбюзье, Ренцо Пьяно,

В XX столетии одним из таких гениев стал Ле Корбюзье, сформулировавший «Пять отправных точек современной архитектуры». Ко всем этим приёмам разные архитекторы прибегали неоднократно, но именно Ле Корбюзье объединил их в целостную систему: стойки, плоская крыша, свободная планировка, удлинённое окно, свободное оформление фасада.

В  1926 г. были сформулированы знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка:  при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная  стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного мастера, который сильно повлиял на современную архитектуру. Современные архитекторы, не обладая таким талантом, как у Корбюзье, но прикрываясь его идеями, творят железо-бетонный коробки, вообще отрекаясь от основных критериев архитектуры (польза, прочность, красота).

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма ), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве, 1928-35; жилой дом в Марселе, 1947-52). В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии, 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане, 1950-53).

Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности. Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала.

Но прежде, чем говорить о творчестве Корбюзье нужно посмотреть его творения.

Начнем, пожалуй, с самого знаменитого произведения  неоэкспрессионизма с осмотра капеллы в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан.

 

[показать]Христианская часовня на этом месте в Ровшане существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Ее здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а следующее здание, предшествующее постройке Корбюзье, было разрушено при немецкой бомбардировке в 1944 году. Когда Ле Корбюзье предложили создать здесь храм, то Шарль-Эдуар, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически и отказался. Однако, поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. с 1950 по 1954 гг.  лет строилась капелла. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.

Похожую на скорлупку крышу капеллы поддерживает железобетонный каркас, который спрятан в утолщенные к торцам, плавно изогнутые стены. Восточная стена, испещренная глубокими проемами витражей, превращается над алтарем в некий парадный балдахин. Многочисленные проемы соединяют интерьер капеллы с внешним пространством. Храм будто включает в себя и луг, и панораму окрестностей.

Посмотрите замечательные фотографии из журнала АртиФакты

 

 

 

[777x328]

Самый интересный архитектурный элемент в Нотр-Дам-дю-О – массивная (почти романская) южная стена, буквально усеянная многочисленными окошками и витражами, что создает неповторимую игру света, похожую на ту, что бывает в готических соборах, но реализованную в духе модернизма ХХ столетия.

[600x400]

Кроме того, Ле Корбюзье удалось удивительным образом связать церковный интерьер с внешним пространством. Находящийся у восточной стены алтарь располагается частично внутри, а частично снаружи. Через окошко над ним с внешней стороны можно рассмотреть и фигурку Богородицы, что позволяет проводить церковные службы даже под открытым небом, в чем иногда действительно возникает необходимость из-за большого количества паломников и туристов. И тогда все здание капеллы как бы становится огромным алтарем.

[600x412]

[600x800]

Сразу после возведения капелла Нотр-Дам-дю-О была признана шедевром современной церковной архитектуры. Правда, с этим долгое время не были согласны жители Роншана. Изначально они даже отказались подводить к церкви коммуникации (воду и электричество). А католическая церковь до сих пор относится к строению настороженно, ведь в нем не реализовано почти никаких признанных церковных канонов: ни лишней символики, ни даже креста в плане. В этом смысле Нотр-Дам-дю-О от Ле Карбюзье правильнее было бы назвать мечтой атеиста о храме Божьем, настолько все просто: только ты, алтарь и Богородица. Но к Богу идут разными путями. А присутствие Божественного в капелле настолько очевидно, что со временем работу Ле Карбюзье признали не только поклонники современной архитектуры, но также верующие и священнослужители.



В сентябре 2011 года в местечке Роншан на Вогезской возвышенности, рядом со знаменитой во Франции паломнической церковью Notre Dame du Haut, открылс новый монастырь ордена клариссинок и здание для паломников. Этот комплекс построил не менее знаменитый архитектор Ренцо Пьяно, которого многие знают, как автора центра Помпиду, Старой Гавани в Генуе и аэропорта в Осаке.

Итальянская святая Клара Ассизская (Кьяра Оффредуччо, 1194 – 1253) - одна из первых последователей св. Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.

Заказчиком Ренцо Пьяно выступила организация Association Oeuvre Notre Dame du Haut, которая в 1950-х поручила строительство капеллы Ле Корбюзье. По мнению ее руководства, капелла Нотр-Дам-дю-О стала восприниматься как самодостаточный объект — шедевр архитектуры, а ее религиозное значение отошло на второй план. Чтобы вернуть туда духовную жизнь, было решено построить рядом маленький монастырь кларисс, всего на 12 монахинь. Кроме того, план предусматривал возведение нового посетительского центра.

Чтобы сохранить в неприкосновенности облик капеллы и ее окружение, новые постройки вписаны в склон холма, на котором стоит шедевр Ле Корбюзье. Верхний уровень занимает ораторий — молельная комната. Ниже расположены 12 келий, каждая из которых получила свой садик. Чуть в стороне, у подножия холма, устроен посетительский центр. Он заменил существовавшее до него отдельное строение розового цвета, закрывавшее виды на капеллу для поднимавшихся к ней посетителей. Ренцо Пьяно считает большой удачей снос этой постройки, а также полагает, что «холм много выиграл» от его архитектурного вмешательства, получив более ясную и четкую структуру.

Ренцо Пьяно, которому не раз приходилось проектировать здания, находящиеся в непосредственной близости к знаковым сооружениям разного рода, отметил, что ему нельзя было сделать ошибку, «вступив в соревнование с Ле Корбюзье», но «стушеваться и отойти на задний план» тоже было невозможно; такой проект требовал большого хладнокровия и тонкости. В результате, он представил палн молельни площадью 400 кв. м и других необходимых монастырю построек площадью 1500 кв. м, которые утоплены в склон холма, на котором стоит капелла Нотр-Дам де О. Все постройки будут находиться в лесу, но специально скрывать их от людских глаз архитектор не намерен. С вершины холма их видно не будет, но их «присутствие» посетители ощутят.

[показать]

Вилла Савой (Villa Savoye) — загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30 гг. Этот новаторский проект часто приводится теоретиками архитектуры как пример, прекрасно иллюстрирующий «пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье:

 



 

[показать]

Глядя на дом, кажется, что он плывет над живописным лесным фоном, связанный с землей лишь тонкими колоннами, которые растворяются среди стволов деревьев. Нижний уровень окрашенный в зеленый еще сильнее подчеркивает ощущение плывущего дома.

Нижний уровень выступает в качестве технического этажа. Радиус стеклянного фасада на нижнем уровне соответствует радиусу поворота автомобилей тех годов. Жилые помещения верхнего объема прорезаны лентой окна, которая дает связь с окружающим миром. Жилые комнаты расположились вокруг коммунального центра. Все здание пронизывает пандус снизу до террасы на крыше. Терраса с садом одна из самых ярких деталей виллы. Вилла в целом была настолько революционна, что символизировала не только переход на новую ступень в архитектуре, но и во всём мировом искусстве, увековечив имя своего создателя гениального архитектора-новатора Ле Корбюзье.

Внизу расположены служебные помещения и зал для приемов. Полукруглый подъезд для машин позволяет подъехать непосредственно к входной двери. Внутри здания движение продолжается по пандусу, который пересекает все основные жилые зоны и приводит на террасу на крыше. Значительную часть 2-ого этажа занимает терраса, которую закрывает внешняя стена-экран, прорезанная лентой окна. Терраса превращена в наружную комнату, она продолжает внутренние помещения, соединяясь стеклянными раздвижными дверями с жилой комнатой и спальней. Такое соединение помещений позволяет варьировать их использование. Ле Корбузье использовал идею бельэтажа, характерного для палаццо итальянского Возрождения, подняв жилые помещения на 2-й этаж, с балконов и террас которого открывается прекрасный вид. Колонные отодвинуты вглубь от наружных стен. Сами стены играют роль декоративного экрана, закрывающего конструктивный каркас. Глухие стены подчеркивают геометричность здания, крупные окна позволяют увеличить доступ света. Белые фасад делают виллу похожей на океанский лайнер и составляют яркий контраст с насыщенными цветами отделки интерьеров. Навесная конструкция стен позволила протянуть ленточные окна сплошной полосой вдоль всех фасадов. Окна усиливают горизонтальность композиции дома. В то же время они как бы обрамляют прекрасные виды, открывающиеся на окрестности из помещений виллы. Плоская форма крыши подчеркивает геометрическую форму дома, выполненного в стиле кубизма. На крыше устроены сад и терраса-солярий.

Между тем, наделавшая много шума в архитектурном сообществе плоская крыша — примененная едва ли не впервые, — оказалась недостаточно герметичной, в силу несовершенства строительных технологий того времени. Довольно скоро появились протечки, и владельцы здания подали на архитектора в суд. Вилла пришла в запустение и частично разрушена во время Второй мировой войны, а в 1958 г. городские власти приобрели её для размещения «дома детства». Позже здание было экспроприировано властями г. Пуасси с целью сноса, однако по счастливой случайности об этом узнал один архитектор, находящийся здесь проездом. Он направил письмо с протестом в Международный Союз Архитекторов и благодаря поддержке архитекторов разных стран здание было спасено. Андре Мальро, бывший тогда министром культуры, принял решение внести виллу Савой в число «исторических памятников», что было беспрецедентным решением, поскольку по французским законам к историческим памятникам могут быть отнесены только произведения умерших. С 1962 г. владельцем виллы является государство, и теперь она открыта для посетителей как памятник архитектуры авангарда начала двадцатого века.

С Москвой у Ле Корбюзье были особые отношения: самые истовые поклонники, самые крупные сбывшиеся и разрушенные мечты, самые масштабные идеи — все появилось здесь. Ле Корбюзье приезжал в Москву в конце 1920-х и познакомился там с основателями советского архитектурного конструктивизма - Константином Мельниковым, братьями Весниными, Моисеем Гинзбургом.

Когда вдохновленный советскими перспективами Корбюзье в 1928 году подал заявку на конкурс проектов дома Центросоюза (Союза потребительских обществ), случилось невероятное — все участники письменно попросили отдать победу ему. Москва смогла позволить себе роскошь, не доступную еще никому в мире: новое здание Корбюзье должно было стать (и стало) самым крупным из построенных архитектором в те годы. Реальность, впрочем, оказалась жестокой: Центросоюз строили долго и мучительно, а заканчивали под огнем критики в числе «унылых коробок». Иностранного архитектора, поставившего дом на легкие опоры-столбы, вдобавок объявили «трюкачом». Советскому соавтору Корбюзье Николаю Колли пришлось облицевать светлые стены тяжелым армянским туфом, а вместо придуманной Ле Корбюзье новаторской системы циркуляции воздуха сплошные стеклянные окна просто завесили двойными шторами. Видимо, в качестве компенсации теперь здесь готовятся поставить бронзового Ле Корбюзье, устало опустившегося на стул.

[показать]

Это здание Московского Центросоюза Ле Корбюзье не хотел признавать своим

"Самым великим" и "самым нелюбимым" архитектором XX столетия Ле Корбюзье называли не только при жизни, но и после смерти. Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания "очищенных" от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища, развивал идею "города-сада". Именно он создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, а также на "золотом ряду" ("золотой ряд" - это ряд чисел, где каждое последующее равно сумме двух предыдущих), так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.

В 30-е годы Ле Корбюзье начал внимательно изучать традиционное народное жилище. Стремясь добиться единения архитектурных сооружений с природой, он сам своими проектами опровергал свой же лозунг: "Дом - это машина для жилья". Еще недавно восторгавшиеся зданиями Ле Корбюзье представители функционализма презрительно назвали выстроенный по его проекту из дерева и камня дом Эррасурис в Чили "искусством для искусства".

Главной темой творчества архитектора стала разработка принципов строительства современного города и жилища. Ещё в 1914 г. он выдвинул идею дома с ячейками, стандартизированными, как костяшки домино (проект «Дом-Ино»). На плане такое здание напоминало выстроенные в этой игре цепочки, а колонны — очки на костяшках. По сути, это был первый в истории зодчества проект каркасного дома для серийного производства.

[показать]

Ле Корбюзье, Марсельская жилая единица

Первоначально власти Марселя в 1947 г. предложили Корбюзье построить жилой поселок непосредственно на побережье моря. Архитектор, однако, решил иначе. Он задумал дом как целостный организм с разнообразными функциями, определяющими быт его обитателей. Такое решение имело целью создать равновесие между индивидуальным и коллективным, что было для Корбюзье одним из главных условий полноценного жилища. Таким образом, вместо проекта двадцати-тридцати домиков на его чертежной доске стали вырисовываться контуры одного здания, в 337 квартирах которого смогли бы жить 1600 человек. Идея «проста, как все гениальное. По словам Корбюзье, «проблема жилища волнует сегодняшнее общество, которое отбрасывает дедовские ограничения и жадно стремится создать новые условия, способные уравновесить напряженность современной жизни». Вообще-то, сосредоточение разбросанных домов в одном блоке, с точки зрения экономической, не давало особой выгоды, но все же имело свои преимущества. Во-первых, из всех квартир открывался прекрасный вид на море, что в ином случае оказалось бы привилегией нескольких домов, а во-вторых, здание предоставляло каждому жильцу больше удобств, чем обычные дома, в том числе и 26 видов мест общего пользования.

И это лишь часть преимуществ здания, которое получило название «Жилая единица» (по-французски «Unite d'Habitation»). К этому надо добавить, что в нем было создано 23 различных типа квартир — от однокомнатной до квартиры «для семей с восемью детьми». Отдельные квартиры различной площади имели высоту в два этажа, т. е. 4,56 м, соразмерно высоте в 2,26 м, обычной для крестьянских домов от Швейцарии до греческих островов. В двухэтажных квартирах комнаты ориентированы на обе стороны.

Начало 50-х годов ХХ века — это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля.Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей.

[500x261]

Ле Корбюзье, Здание Ассамблеи (Palace of Assembly), Индия

 

Чандигарх - административная столица Пенджаба, Индия, основан в 1951 году и застраивался в период 1951-1965 гг. по генеральному плану Ле Корбюзье. Место - пустое скалистое плоскогорье; заказчик - правительство едва обретшей независимость страны, жаждущее самоутвердиться; население - неграмотные бедняки, веками привыкшие принимать то, что им навязывают. Идея и архитектура Чандигарха - воплощение европейского миссионерского колониализма в духе философии Просвещения: "свет цивилизации облагородит туземцев". Заметим, что этот символ покровительственного отношения к странам Третьего мира был построен под лозунгом освобождения Индии от колониального гнета. В Чандигархе градостроительные идеи Ле Корбюзье впервые смогли реализоваться свободно.

Планировка города в целом - образец синтеза творческого метода и идеологии. Утопический символизм здесь полностью реализовался в функциональном насыщении пропорциональной планировочной сетки. В Чандигархе впервые была применена система "секторов" - микрорайонов 800х1200м, по контуру которых идет объездная магистраль. На территории сектора имеются все культурно-бытовые объекты и организован полный 24-х часовой жизненный цикл населения, численность которого может колебаться от 5 до 25 тысяч человек. По сути, это стандартная "жилая единица" Ле Корбюзье, для которой он весьма подробно разработал все параметры, обеспечивающие "идеальные условия" человеческого существования.

Люди у Ле Корбюзье одновременно жестко систематизированы (и каждой социальной группе, например, "холостякам", положена строго определенного типа квартира) - и слиты в какую-то бесформенную массу, которая не может сама о себе позаботиться. Архитектор должен сделать это за них. Однако, как в Европе 1400 жителей "единицы" Нант-Резе вынуждены входить в свой дом по мостику шириной 1.83м, так и в Чандигархе разговоры о "человеческом измерении" планировки обернулись полным ее отсутствием, правда, с перекосом в другую сторону. В Капитолии для того, чтобы попасть из Секретариата в Верховный суд, требуется не меньше 20 минут идти под лучами индийского солнца... Чандигарх, по меткому замечанию Кеннета Фремптона, это город для автомобилей, созданный в стране, где не у всех есть велосипеды. "Не у всех" - еще мягко сказано. Чандигарх - это последний остров колониальной идеологии на чужой земле, не имеющий никакого отношения к поселенным здесь людям. С таким же успехом его могли построить инопланетяне или боги: собственно, "комплексом бога", которым европейцы традиционно страдают в отношении своих колоний, он и сформирован. "Знак", с которым проводилась колонизация, не имеет никакого значения: в данном случае идея благоденствия диктовалась безответным туземцам едва ли не с большей тоталитарной жесткостью, чем прежняя власть британской империи.

[797x599]

Чандигарх, Дворец Юстиции

Принципы современной архитектуры Корбюзье удалось органично соединить здесь с некоторыми традиционными приёмами индийского зодчества — как, например, ажурными солнцезащитными решетками «джали» на фасадах зданий. Эти постройки, выполненные в могучих скульптурных формах, где ультра-модернизм сочетается со своеобразно интерпретированной экзотикой в национальном духе.

[показать]

«Ветромузыкальное» дерево в Чандигархе

[показать]

Чандигарх считается в Индии самым чистым и удобным для жизни городом. Есть ли здесь трущебы? Да, есть. Но, похоже, что в ближайшем будущем город их поглотит, расширяя площади жилых благоустроенных районов.

Чандигарх - подлинный символ триумфа и трагедии архитектуры тоталитарного колониализма, в основе которой лежит принцип бесправности "адресата", архитектуры для тех, кто вынужден и готов довольствоваться, тем, что ему дали. Архитектура бедных, которые оставили надежду стать богатыми, архитектура для людей, которые никуда не стремятся. Но, странным образом, именно тоталитарность архитектуры лучше, чем использованные Корбюзье индийские мотивы формообразования, ввела Чандигарх в местный культурный контекст. Сегодня, как и 50 лет назад, этот "идеальный город" заполнен нищими, которые охотно практикуют в его бетонных декорациях основную добродетель индуизма - смирение.

Умер Ле Корбюзье 27 августа 1965 года. Но до сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала, прежде всего, пластическая свобода, то теперь все говорят о "классической" подоснове его творчества. В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, "пластическая страсть". Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

Основные здания и сооружения Ле Корбюзье

Допарижский период:

  • 1905 Вилла Фалле в Ла Шо-де-Фон, Швейцария
  • 1912 Вилла Жаннере-Перре в Ла Шо-де-Фон, Швейцария
  • 1916 Вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла Шо-де-Фон, Швейцария

Период 1917—1939:

  • 1922 Дом-ателье Амеде Озанфана, Париж, Франция
  • 1923—1924 Вилла Ла Роша\Жаннере, Париж, Франция
  • 1924—1925 Поселок ФРУЖЕ, Пессак, Бордо, Франция
  • 1924 Павильон «ЭСПРИ НУВО» для Всемирной выставки в Париже, Франция
  • 1926 Дом-убежище Армии Спасения в Париже, Франция
  • 1926 Дом Кук в Болонь-сюр-Сен, Париж, Франция
  • 1926—1927 Вилла Штейн/де Монзи, Вокрессон, Париж, Франция
  • 1927 Дома в поселке Вейссенгоф, Штутгарт, Германия
  • 1928—1933 Дом Центросоюза в Москве [5]
  • 1929—1931 Вилла Савой в Пуасси, Франция
  • 1930—1932 Швейцарский павильон Интернациональный студенческий городок, Париж
  • 1930 Многоквартирный дом Кларте в Женеве, Швейцария
  • 1931—1933 Дом в Порт-Молитор (с апартаментами Л. К.) Париж, Франция

Период 1940—1965:

  • 1946—1951 Мануфактура Дюваль в Сен-Дье, Франция
  • 1947—1952 Марсельская жилая единица , Марсель, Франция
  • 1949 Дом Куручет в Ла-Плате, провинция Буэнос-Айрес, Аргентина

1951—1957 Чандигарх — новая столица штата Пенджаб, Индия:

  • 1951 Музей и галерея искусств
  • 1951—1958 Здание Секретариата
  • 1951—1955 Дворец Юстиции
  • 1951—1962 Здание Ассамблеи

1951—1957 Ахмадабад, Индия

  • 1951—1956 Дом Сарабхаи
  • 1951—1956 Дом Сходан
  • 1951—1957 Здание Текстильной ассоциации
  • 1951—1957 Музей

Другие проекты:

  • 1955—1957 Дома Жауль в Нёйи-сюр-Сен, Париж, Франция
  • 1957—1959 Бразильский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж
  • 1957—1959 Художественный музей в Токио, Япония
  • 1963—1967 Павиьон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих
  • 1962—Карпентер-Центр Визуальных Искусств, Гарвардский ун-т, Бостон, США

Произведения монументального искусства

  • Настенные росписи, выполненные Корбюзье собственноручно:

— 8 росписей-сграфито в вилле Бадовичи и Элен Грей на мысе Кап-Мартен (1938—1939);

— роспись в здании мануфактуры Дюваль, конец 40-х гг.;

— роспись в Швейцарском павильоне Интернационального студенческого городка, Париж (размер 55 кв. м, 1948);

— росписи в доме скульптора Константино Нивола (Ист Гэмптон в Саффолк-Каунти, Нью-Йорк, США, 1950);

  • Рельефы «Модулор» на зданиях Жилых Единиц (в Марселе, 1951; в Резе-ле-Нант, 1955, и другие);
  • Памятник «Открытая рука» (в том числе скульптурное изображение «руки» для памятника) — по эскизам Корбюзье, в г. Чандигарх, Индия.
  • Крупномасштабные эмали (по эскизам Л. К.):

— для входа в капеллу Роншан (1951);

— для большого церемониального входа в здании Ассамблеи, (г. Чандигарх, 1953),

— и другие;

  • Декоративные настенные ковры большого размера (по эскизам Л. К.):

— акустический ковер для зала заседаний Дворца Юстиции, Чандигарх (площадь 650 кв.м, 1954);

— ковер для зала президентского дворца в Чандигархе (пл. 144 кв.м, 1956)

— ковер-панно для театра в Токио (площадь 210 кв.м, 50-е гг.);

— и многие другие, называемые Корбюзье «мюральномад», — по эскизам, выполненным им для ковровых мастерских в Обюссоне в 1948—1950 гг.

[показать]

На том и завершим краткий экскурс в историю архитектуры.

 

Ле Корбюзье — Le Corbusier. Часть1

Ле Корбюзье — Le Corbusier. Часть2

Ле Корбюзье — Le Corbusier. Часть3

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Просто от всей души благодарю!!! За интеллект, за интересные темы! Странно, что никакого движения с кнопками "Нравится" у Вас нет. Наверное, Вы очень искренний и честный человек!
Ответ на комментарий ЛедиМилаАлдр # Спасибо. Я пишу эти заметки для себя (так сказать, для саморазвития). Но очень рад, когда это нравится кому-то еще.
Ответ на комментарий Любоначалия #


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим об архитектуре. Ле Корбюзье | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»