Невероятно, но хоровое искусство до сих пор остается неразгаданной тайной.
Сегодня мы поговорим о хоровом искусстве. Интересно, что по древне-гречески Хор ( χορός ) означает толпа. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию. Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий. Cовместное звучание человеческих голосов очень трудно обеспечить. В этом и заключается роль дирижера, или хормейстера.
"ХОРМЕ́ЙСТЕР— дирижер в хоре. Обычно хормейстером называют руководителя хора, который работает с коллективом при разучивании репертуара". (Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. — 461 с.)
Я уже говорил, что 2012 года пою в хоре им.Г.М.Сандлера Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета.
Академический хор им. Г.М. Сандлера Ассоциации выпускников Петербургского государственного университета - необычныйхудожественныйколлектив.
Датой его рождения можно с равным правом назвать и 1994, и 1949 годы. Большинство его участников многие годы пели в студенческом хоре Ленинградского университета под руководством талантливого хормейстера, Заслуженного деятеля искусств России Григория Моисеевича Сандлера. В составе хора ЛГУ они с неизменным успехом выступали в лучших залах и случшими дирижерами Советского Союза, гастролировали во многих странах Европы.
После кончины Г.М.Сандлера бывшие хористы, а ныне профессора, научные работники, администраторы, инженеры, журналисты и многие другие решили почтить его память своим концертом. Он состоялся 23 декабря 1994 г. в Актовом зале Университета и стал вторым днем рождения хора — теперь уже хора выпускников Санкт-Петербургского университета.
После года упорных репетиций, заново созданный хор подготовил свою первую концертную программу и успешно выступал не только в актовом зале университета, а в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, таких как Большой и Малый залы Петербургской филармонии и зал Академической капеллы.
Хору всегда везло на художественных руководителей, начиная с юности, подарившей встречу с Григорием Моисеевичем Сандлером, и продолжая зрелостью, когда вновь созданным хором руководили замечательные хормейстеры: заслуженный деятель искусств Карелии Георгий Ервандович Терацуянц, Юрий Евстратов, Ирина Семенкова, Мария Гергель.
10 последних лет коллективом руководил известный петербургский музыкант, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Илья Владимирович Кузнецов. Ему помогали хормейстеры Олег Слугин, Филипп Селиванов, Павел Ковалевский, Айдар Янсуфин.
Об этих одаренных хормейстерах можно говорить много. Достаточно сказать, что они преданы музыке без остатка. И у них большое будущее.
Илья Владимирович Кузнецов родился в 1976 году в Ленинграде. Окончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова (1996 г.), композиторский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории (2001 г.) и ассистентуру-стажировку (2003 г.) - класс композиции Народного артиста России, профессора Бориса Тищенко.
Илья Кузнецов
И.В.Кузнецов - автор четырех опер, балета, симфонических, хоровых, камерно-инструментальных сочинений, музыки к спектаклям, более двухсот обработок популярных произведений для различных коллективов. Лауреат Всероссийского конкурса молодых оперных композиторов (2003 г.), финалист Всероссийского конкурса на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества (2008 г.). В качестве аранжировщика работал над созданием полнометражных художественных фильмов и телевизионных сериалов. Автор музыки к телевизионному художественному фильму «Маяковский» (2011 г.). В 2007-м году был принят в члены Союза композиторов Санкт-Петербурга. В 2018 году он написал музыку к опере "Карельский пленник", которая впервые прозвучала 16 ноября 2018 года в Музыкальном театре Петрозаводска. До этого Илья Владимирович написал музыку к опере "Шинель", которая была поставлена в в 2011 году в Санкт-Петербургском театре "Зазеркалье" и тогда же стала лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Еще И.В. руководит созданным им ансамблем духовых инструментов "Кронверк-брасс".
Олег Слугин
Олег Олегович Слугин родился 26 июня 1987.
В 2012 г. окончил дирижёрско-хоровой факультет, а в 2017 г. факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории
С 2008 по 2014 гг. – хормейстер хора Ассоциации выпускников СПБГУ им. Г. М. Сандлера
С 2014 г. – художественный руководитель и дирижёр камерного хора «Urbi et Orbi» («Городу и миру»)
Учился в Хоровом училище им. М. И. Глинки. В 2010 году поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию на факультет хорового дирижирования (класс профессора Т. И. Хитровой), а затем, в 2013 году — на факультет оперно-симфонического дирижирования (класс профессора А. И. Полищука), который окончил в 2018 году. Участвовал в мастер-классах Василия Синайского (2015), Бруно Вайля (2015), Дориана Уилсона (2016), Владимира Федосеева (2017).
Совместно с солистами Академии молодых певцов Мариинского театра поставил дворцовую оперу «Ленора» И. Цумштега (Большой Петергофский дворец; художественный руководитель проекта — Г. Г. Ханеданьян) и духовную оперу «Святой апостол Пётр» Г. Ханеданьяна (Академическая Капелла).
В сентябре 2017 года дебютировал в Михайловском театре с оперой «Севильский цирюльник» Дж. Россини. На протяжении сезона 2017/2018 также продирижировал операми «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта, «Иоланта» П. И. Чайковского, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, балетами «Спящая красавица» П. И. Чайковского и «Многогранность. Формы тишины и пустоты» (балет Начо Дуато на музыку И.-С. Баха).
Для меня всегда было большой тайной, как рождается хоровая музыка. Хоровая музыка рождается на репетициях. И задача дирижера – подчинить десятки и сотни хористов своей воле, а для этого надо страстно чего-нибудь хотеть.
Я попытаюсь приподнять завесу этой тайны, и в этом мне помогут некоторые музыковедческие работы и стенограммы некоторых репетиций, которые вслед за хормейстером И.Кузнецовым втайне от него записывала одна из наших хористок Ольга Федорова.
Для начала посмотрим на работу дирижера глазами психолога.
Хоровое дирижирование выделяется среди других музыкально-исполнительских профессий. Это обусловлено тем, что дирижер-исполнитель играет на особом "инструменте" – живом, дышащем, поющим душой и сердцем. Мастерство дирижера определяется не только уровнем знаний, умений и навыков. Хормейстер, прежде всего, должен быть личностью. Любой вид музыкально-исполнительской деятельности можно охарактеризовать как направленный на достижение успеха. В условиях изнурительных репетиций, постоянного дефицита времени, отведенного на решение задачи, профессиональная деятельность музыканта проходит на фоне частого психоэмоционального напряжения. К профессии дирижера-хормейстера это относится в первую очередь.
Из специфических дирижерских данных многие специалисты выделяют, в первую очередь, наличие волевых качеств, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность и др. Следовательно, можно сделать вывод о том, что группу хормейстеров преимущественно составляют люди достаточно общительные, с большим объемом социальных контактов. Они склонны действовать импульсивно, под влиянием момента. Дирижеров характеризует, скорее, действенность и движение, импульсивность и вспыльчивость, быстрая смена настроений, богатая палитра эмоций и чувств, возможно, агрессия. Бездейственность и пессимистичность им чужды. Дирижеров-хормейстеров характеризуют самобытное мировоззрение, мечтательность, творческое воображение, неповторимая манера поведения, порой эксцентричность; в их поведении закономерно проявляются черты театральности, иногда – тревожности. Музыканты, преимущественно, - люди открытые и сентиментальные, им свойственна бесхитростность и наивность, в общении с людьми ведут себя естественно и просто. Большая часть исследуемых склонна придерживаться определенных традиций и принципов, доверять авторитетам. Им свойственны и такие личностные качества, как консерватизм и морализация, конформность, склонность к самоупрекам.
В процессе профессиональной деятельности дирижеру-хормейстеру необходима так называемая исполнительская воля. Он должен уметь подчинять своей воле десятки людей. Сила исполнительской воли напрямую зависит от эмоциональной насыщенности посыла дирижера, который осуществляется посредством психологического воздействия дирижера через внушение и через "заражение" исполнителей эмоционально-психологическим состоянием. Хормейстерам также свойственна открытость и готовность к сотрудничеству, адаптированность, богатство и яркость эмоциональных проявлений, импульсивность, оптимизм, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Психологи считают, что хормейстер должен обладать такими качествами, как эмоциональная устойчивость, хороший самоконтроль, целеустремленность, настойчивость, организованность, склонность к лидерству. Дирижерам также свойственны дисциплинированность, инициативность, социальная активность и адаптированность. Хормейстер должен быть Экстравертом. Главная черта хормейстера -ярко выраженная коммуникабельность – открытость и готовность к сотрудничеству, или, другими словами, способность понимать и быть понятым. Всеми этими качествами в полной мере обладают наши руководители. Давайте с помощью Ольги Федоровой посмотрим, как хормейстер Илья Владимирович Кузнецов добивается своего на репетициях.
____________________________________________________
ТЕБЕ БОГА ХВАЛИМ Д.Бортнянский
Для начала послушайте, как звучит этот хор. ![]()
Я считаю, что это одно из лучших исполнений. Пел детский/юношеский хор под управлением одного из выдающихся хормейстеров Николая Ли-Мышкина. Сейчас он является регентом хора Казанского храма в Коломенском.
Приведу текст
Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем,
Тебе Превечнаго Отца вся земля величает;
Тебе вси aнгели, Тебе небеса и вся Силы,
Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают:
Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф,
полны суть небеса и земля величества славы Твоея,
Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число,
Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство,
Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь,
Отца непостижимаго величества, покланяемаго
Твоего истиннаго и Единороднаго
Сына и Святаго Утешителя Духа.
Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси:
Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева;
Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися.
Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси.
Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати.
Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое,
исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе
и восхвалим имя Твое во век и во век века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя,
Господи, на нас, якоже уповахом на Тя.
На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.
А вот как на репетиции комментирует по ходу И.В.Кузнецов:
- Первые полтора такта сзади были басы, а последние полтора такта - сопрано! А ТАК ВСЁ ХОРОШО!.. ("Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф...")
- Сопрано сзади, альты впереди; СДЕЛАЙТЕ, НАКОНЕЦ, ПОПЫТКУ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ!..
- Басы, если вы поете, так пойте!..
- А тут у вас какие-то КОМСОМОЛЬСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА появились!..
- Я понимаю, что это такое волнующее место, что некоторые сопрано СТАЛИ ПЕТЬ РАНЬШЕ НА ЦЕЛЫЙ ТАКТ...
- Сопрано, вам пауза здесь специально дается, а вы не попали ни в тон, ни в темп!..
- Сейчас нот 5-6 было вместе: МЕНЯ ЭТО ОЧЕНЬ ПОРАДОВАЛО!..
- Ноты мы еще спели, а слова как-то совсем не различить!..
- Басы, поете красивую мелодию, КОТОРОЙ ЗДЕСЬ НЕТУ!.. ("Ты, Царю славы, Христе...")
- "Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф..." Сопрано, "Бог Саваоф" должно быть произнесено так же легко, как распластываются на ветру и легко падают на землю шарфики, которые мы никак не приобретем!.. А вы произносите это так же тяжело, как падают ваши теперешние шарфики!..
- Сейчас поем все это пять раз не останавливаясь!..
- Учимся себя отрывать от нот!...
- Басы, вы должны хищнически наглым образом ответить сопранам бахвальской фразой "Тебе, пророчествующее и хвалебное число..."
- Всем домашнее задание: каждый день перед сном 10 раз прослушать Бортнянского в записи!..
- Сопрано, поздравляю: снизили партию на терцию, но потом к удивлению всех вылезли на нужный тон!..
- Басы, переходите от скрытого белёсого пения к твёрдой мужской позиции!..
- Вы должны доказывать свою правду исповеднически, с подвижническим трепетом!..
- Сопрано, здесь вы соревнуетесь с басами, кто из вас больше преуспеет в добродетели!..
- Сопрано, не обольщайтесь: вам удалось взять верхнюю ноту только потому, что мы съехали на полтона ниже!..
- Альты, и не надо изображать сушёную воблу из себя!.. ("Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф...")
- Басы, вы должны быть твёрдыми, несмотря на то, что все остальные партии будут стараться вам мешать... ("Тебе, Херувимы...")
- Сейчас поём широко, не кусочничаем!..
- Великий баснописец был не прав: очень важно, кому и как сидеть!.. (после перестановки альтов).
- Вы когда-нибудь видели, как играет волынка? Её непрестанно, плавно вбок надо поддавливать. Вот такой у вас должен быть звук!..
___________________________________________
На следующей репетиции этого же концерта:
– Басы, молодцы! Три человека удержались на"ре"... ("Ты, Царю, Славы Христе...")
– Сопрано, мне здесь ваше "фа", которое так вас волнует... – ОНО МНЕ СОВСЕМ НЕ НУЖНО!!!
– Сопрано, в третий раз открываем истину: здесь нет "си-бемоля"!..
– Сопрано, ВАША ЗАДАЧА ЗДЕСЬ НЕ ВОЗОПИТЬ, а сохранить темп!..
– Басы, представьте себя такими... С ВИХРАМИ..., получающими удовольствие от "ре"!..
– Сопрано, представьте, что вы ненавидите этого человека; попробуйте достучаться до него ("Ты ко избавленью человека...")
– Нам не хватает пульсации по восьмым...
– Сопрано, два такта вам даётся для того, чтобы вы успели взять дыхание!..
– ЦАРЬ СЛАВЫ – это тема второго пришествия...
– Сопрано, ваши чаянья и надежды, что кто-то за вас возьмет эту "фа", БЕСПОЧВЕННЫ!..
– Басы, молодцы: НИКТО НЕ ПОПАЛ!.. Поёте "до", а там "си-бемоль"...
– Альты, здесь это надо сделать эстетски!..("...покланяемаго Твоего истиннаго...")
– Басы, держите ноты перед собой: когда они лежат - ВАШИ ПОЯСНЫЕ ПОКЛОНЫ ОТВЛЕКАЮТ!!!..
– БАСЫ, ЕСЛИ У ВАС В ЭТОМ МЕСТЕ ПОЯВИЛИСЬ КАКИЕ-ТО СИЛЫ - ЗНАЧИТ, ВЫ НЕ ТАК ПОЁТЕ!..
– Альты, представьте, что вы великие контральто, а не сушёная вобла!!!..
– Сопрано, попадите хотя бы в темп: ВАМ АЛЬТЫ ДАЮТ ПРИЛИЧНОЕ ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ!..
– На "ре" встрепенулись... но тут вмешался темп!..
– БАСЫ ПРИДУМЫВАЮТ ПАРТИЮ БАРИТОНОВ, КОТОРОЙ ЗДЕСЬ НЕТ!..
– Так... С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ ИЗУЧАЕМ НОТЫ... Сопрано, что вы всё врёте-то?!...
– Притяжение нот огромно!.. Это отвлекает время! Организуйте себя хотя бы до слога "Бо"... Полтора такта хотя бы запомните наизусть!
– Альты, видите, вам басы не дают отдыхать...("...девическаго чрева... Ты, одолев еси...")
– В Петродворце были? Большой каскад видели? СОЗИДАТЕЛЬНУЮ скульптуру "Самсон, раздирающий пасть льва" представили? Так вот: вы должны быть и львом, и Самсоном одновременно!!!
– Юродивые! (передразнивает сопран кошачьими звуками...)
______________________________________________________-_______
РАБОТАЕМ НАД ЗВУКОМ
- Сопрано, в forte вы смалодушничали!..
- Альты, "хвО" ("Хвалите Господа с небес") - можете просто наперекор грамматике!.. Вся эта фуга - затакт к репризе...
- Сопрано, НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ КАКИМ-ТО НАШИМ НИЗМЕННЫМ ИНСТИНКТАМ СЕБЯ ПРОЯВЛЯТЬ!..
- Сопрано, вы расточительно относитесь к звуку!..
- Альты, сопрано сейчас несут смысловую нагрузку, а вы их бросили!..
- Сопрано, СЕЛИ НА ГОРЛО!..
- Басы, НЕ БРОСАЙТЕСЬ НА АМБРАЗУРУ, не старайтесь петь за всех!..
- Сопрано, ШТУРМОМ ВЗЯЛИ "фа", а потом спикировали!..
- Сопрано, из-за того, что вы жалеете себя, вы создаете всем трудности!..
- Альты, очень долго поете; надо пожалеть сопран... Долго!.. СОПРАНО ЗАДАВЯТСЯ НА ФА-ДИЕЗЕ!..
- Вторые сопрано, у вас здесь вообще курорт: нота "си"...
- Первые сопрано, ПАРА ЧЕЛОВЕК УСПЕЛИ СЕБЯ ПОЖАЛЕТЬ НА НОТЕ "ми"...
- Сопрано, уберите, наконец, этот свинг!..
- Альты, вы поете КАК ТРАПЕЗНЫЕ СЕСТРЫ ("Тебе, Бога хвалим"...)
- Сопрано, старайтесь услышать басов в stretto!..
- Сопрано, ВЫ НА ДЛИННОЙ НОТЕ СИДИТЕ И СКУЧАЕТЕ, А НАДО ЕЕ РАЗВИВАТЬ!..
- Вторые сопрано, хочется и вас услышать: пора уже!..
- Басы, постарайтесь войти в нужную температуру!..
- ЖИВИТЕ С НОТАМИ ХОТЯ БЫ ЭТУ НЕДЕЛЮ!..
- Сопрано, держите себя в руках, не надо паники!..
- Форте не освобождает вас от ответственности думать о темпе!
- Дыхание не взяли, милицейская сирена получилась...
- Звук должен быть здесь полноводным, как Нева. А у вас не больше, чем канал Грибоедова!..
- Сопрано, не в громкости счастье!..
- Пока вы не распахнете свою душу в виде рта, у нас ничего не получится...
- Сопрано, не попали в ля, попали в ля - очень хорошо... живее гармония!..
- Альты, две ноты у вас, чтобы показать свою альтовую физиономию...
- Зачем вы звук за грудки берете?..
- Тут нужен звук сбитого пикирующего самолета...'''
- Это похоже на Ленинский театр. Не сейчас, лет 10 назад. Такой грузный, неповоротливый, заплывший...
- Я ПОНИМАЮ, ЧТО ВАМ НАДОЕЛО. НО Я НЕ ДОЛЖЕН ЭТОГО СЛЫШАТЬ! А представляете, как музыканты каждый день "Лебединое озеро" играют! Судьба...
- Вы поёте так, будто поймали какое-то насекомое - и вот теперь вам нужно его додавить...
- Утиное пение у вас наверху...
- Длинная нота - не телефонный гудок: она должна пульсировать!..
- Откройте шлюзы и дышите!..
- Бензинчиком-то вы полили, а огонька-то у вас и нет!..
- Хор великих инквизиторов!..
- Вот и получается какой-то болотоподобный капустник...
- Фраза-то простая, но выглядит занудно...
- Опять это медленно и фальшиво!..
- А пока вы не на коне. Ну и что? Глядишь, потом и найдут коня какого-нибудь!..
- Альты, пойте - и СЛУШАЙТЕ, КАК ПЕРВЫЕ СОПРАНО БЛАГОРОДНО ЗАВАЛИВАЮТ НАМ ВСЮ МУЗЫКУ!...
- Два, три, четыре - ПАМ! Как при старте ракеты!..
- Вот когда вы утром идёте умываться, - что, у вас из крана сразу горячая вода течет?! ЩАС! Сначала холодная польется... Вот и ВЕРХНЯЯ НОТА - ЭТО ТА ЖЕ ГОРЯЧАЯ ВОДА!. СНАЧАЛА ТРУБЫ ПРОГРЕТЬ НАДО!..
- Поёте так, будто говорите: снимите меня, я отдам колбасу!..
- (К женскому хору) Вот есть два животных - коза и овца. У козы противное такое "бееее", у овцы - благородное "бээээ". ОВЦА ПОЁТ ГРУДЬЮ, А НЕ ГОРЛОМ. ОНА ИДЕАЛЬНЫЙ ВОКАЛИСТ! ВОТ У ВАС ЗВУК, КАК У КОЗЫ! А МНЕ НУЖЕН - КАК У ОВЦЫ!!!
- Ваше пение отдает БОРЩОМ! Уже даже в аудитории стойкий запах борща чувствуется...
______________________________________________________________
Таким Илья Владимирович Кузнецов начинал свою работу с Хором им.Сандлера, а теперь он мэтр.
Таким мэтром станет Олег Слугин, я верю в него. У него огромный потенциал
А это два фрагмента из оперы "Шинель" Ильи Кузнецова в театре "Зазеркалье", за которую он был удостоен престижной премии "Золотая маска".
Вот это и есть настоящая работа великого хормейстера!
УРА!!! Есть еще личности в нашем отечестве!
P. S. Мне вспомнилось, как много лет назад мы с женой были в Вене, и там у здания новой ратуши проводился фестиваль музыкальных фильмов. Огромный экран, огромные динамики, и фильм "Репетиция оркестра" Это был не фильм Феллини, а фильм про то, как Бернстайн собрал в Вене оркестр молодых-молодых австрийцев и разучивал с ними "Весну священную" Стравинского. Глаза молодых, устремленные на маэстро, его вдохновенная речь по ходу репетиции, и потом блестящее исполнение!
Посмотрите, как великолепно с оркестром работает Владимир Федосеев, репетируя "Весну священную" Стравинского!
Приоткрыл я вам завесу тайны?
Если есть время, посмотрите великолепный фильм о тайнах профессии музыкант оркестра:
И в конце несколько афоризмов о дирижировании.
«Фразу Стефана Цвейга: «Только чрезмерное плодотворно, умеренное — никогда», — я запомнил навсегда, стремился сделать её девизом своей жизни. Всем поколениям своих хористов и учеников неустанно повторял и буду повторять до конца своих дней».
Г. Е. Терацуянц
"Дирижер поражал скупостью движений, уверенным спокойствием, графической точностью жестов, замечательно верным чувством темпа"
Р.Глиэр о С.Рахманинове
"И жесты и мимика дирижера просты, естественны и понятны, их нельзя не воспринять, им нельзя не подчиниться"
П.Чесноков о С.Рахманинове
"Во время репетиций дирижер должен указать каждому его ошибки и недостатки и так организовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, чтобы как можно скорее извлечь из них максимум возможного ... Умение пользоваться временем должно считаться одним из самых настоятельных требований дирижерского искусства"
Г.Берлиоз
Для полноты не могу не привести замечательный документальный фильм о том, как подготавливают хоровых дирижеров в Московской консерватории. Выдающиеся хормейстеры — Свешников, Птица, Соколов