Сегодня был с друзьями в Малом зале филармонии.
Это был концерт из абонемента №5, который называется "Легкая музыка? Легко!" Ну начнем с того, что название абонемента очень странное. Абонемент предлагает отдохнуть в кругу музыкальных сочинений с легким (но отнюдь не легкомысленным) характером.
А что такое легкая музыка? Лёгкая музыка - несложная по содержанию, простая по форме, легко воспринимаемая слушателями без всякой музыкальной подготовки музыка. Для лёгкой музыки характерно наличие в ней хорошо знакомых и мелодически рельефных интонаций, с сопровождением и ритмическим рисунком, интенсифицирующими простые музыкальные стереотипы. К жанру лёгкой музыки относятся эстрадные песни, танцы, попурри и фантазии, веселые и жизнерадостные марши, оперетта. Но сегодня в программе была заявлена симфоническая музыка.
«КОНЦЕРТ ДЛЯ ИГРУШЕК С ОРКЕСТРОМ»
Л.МОЦАРТ. Дивертисмент
ГАЙДН. Детская симфония
ГУРЛИТ. Детская симфония
РОМБЕРГ. Детская симфония
ДИАБЕЛЛИ. Соната
РЕЙНИКЕ. Детская симфония
МОЛОДЕЖНЫЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР
ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Художественный руководитель и дирижер - Андрей АЛЕКСЕЕВ
Оркестр существует с 1842 года. Он был основан российским виолончелистом, директором Певческой капеллы К.Б.Шубертом. А с 1991 года им руководит Андрей Алексеев.Оркестр является своего рода уникальны. Его уникальность заключается в том, что в нем профессионально играют непрофессиональные музыканты. И очень часто они берутся за исполнения никому неизвестной музыки. Вот и сегодня в программе неизвестные для меня имена композиторов.
[показать]Леопольд Моцарт (1719-1787), скрипач, композитор, отец великого В.А.Моцарта.
Леопольд родился в семье переплётчика книг, изучал теологию в Зальцбургском университете. Однако он постоянно интересовался музыкой и в 1740 году стал скрипачом и слугой одного из каноников университета, а с 1743 скрипачом придворной капеллы. В 1757 Леопольд стал придворным композитором архиепископа Зальцбургского. В 1763 году на этой должности его заменил Иоганн Михаэль Гайдн.
Автор методического труда о скрипичной игре «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Аугсбург,1756), которая долго считалась лучшим руководством для изучения игры на скрипке, выдержала не менее десяти изданий и переведена на французский и голландский языки.
Среди произведений Моцарта были мессы, кантаты, оратории, инструментальная музыка, много пьес для клавесина и органа, симфонии и пр. Ему также приписывается авторство «Симфонии игрушек».
Симфония игрушек или Детская симфония (нем. Kindersinfonie, оригинальное название Berchtoldsgaden-Musik, известна как Cassatio ex G) — оригинальное шуточное камерное произведение. Приписывалась Йозефу Гайдну, однако часть исследователей считают её автором Леопольда Моцарта. Также существует мнение, что её автор — австрийский монах-бенедиктинец Эдмунд Ангерер (1740—1794). Кроме струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник.
Бруно Аулих считает, что «это не симфония, не произведение для детей и сочинено оно не Йозефом Гайдном». Происхождение этого произведения связывается с городом Берхтесгаден, центром производства игрушек, само сочинение предназначено для рекламных целей. Аулих считает, что музыка «Детской симфонии» однозначно принадлежит Леопольду Моцарту, а аранжировка некоему Райнпрехтеру, его ученику. Моцарт-отец направил игрушечных дел мастеров к своему ученику и разрешил ему переработать отдельные части своей «Детской симфонии». Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.
Вот эта симфония и прозвучала в концерте.
[показать]Антон Диабелли (1781-1858) - итальянский композитор, пианист и гитарист. А на другом сайте про него написано: австр. нотоиздатель и композитор, автор месс, кантат, камерной инструментальной музыки, песен, но только его инструктивные пьесы для фортепьяно и гитары (сонатины, этюды, сонаты в 4 руки) сохранили своё значение. Иногда исполняется его "Пасторальная месса" (1830).
Интересен факт его биографии:
В 1819г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих австрийских музыкантов с предложением написать по вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн. Среди 50 композиторов, откликнувшихся на предложение Диабелли, были, в частности, Франц Шуберт, Карл Черни…… а также семилетний на момент рассылки приглашения Ференц Лист, которого, вероятнее всего, привлёк к участию в проекте его учитель Черни. Однако наибольший интерес эта инициатива вызвала у Людвига Ван Бетховена, постоянно сотрудничавшего с Диабелли как с издателем (впрочем, некоторые мемуаристы утверждают, что Бетховен первоначально не собирался участвовать в сборнике, посчитав тему Диабелли примитивной и скучной, однако затем — то ли в расчёте на гонорар, то ли чтобы доказать, что и такая примитивная тема может быть с блеском обработана, — изменил своё решение). Бетховен в итоге написал самостоятельное сочинение — Вариации на тему Диабелли, — включавшее 33 вариации. Это произведение было готово к 1823 году, и задуманное Диабелли издание вышло в двух томах (один включал музыку Бетховена, другой — работы остальных композиторов) под названием Союз музыкантов Отечества (нем. Vaterländisch Künstlerverein). Эти вариации часто исполняются. Вот как звучит молодой Рихтер:
А вот Григорий Соколов. Вариации в его исполнении звучат несколько тяжеловесно.
А вот так сонату Диабелли №33 играют юные гении в 4 руки.
На концерте эту сонату исполнил камерный оркестр. Соната называлась "Соната с игрушками"
Корнелиус Гурлитт (1820-1901) нем. композитор. Учился у И. Рейнеке в Альтоне, у И. Хартмана и К. Вейзе в Копенгагене. В 1841-45 учитель музыки в Хиршхольме (около Копенгагена), затем в Альтоне, в 1864-98 церк. органист и дирижёр хор. общества в Альтоне. Одновременно преподавал в Гамбургской консерватории (1879-87). Автор сборников и "альбомов" фп. миниатюр для домашнего музицирования (написаны под нек-рым влиянием К. Рейнеке и Т. Кирхнера), конц. пьес для детей и юношества,
В концерте прозвучала Детская сифония Гурлитта.
А всего в концерте было исполнено ЧЕТЫРЕ детских симфоний: Гурлитта, Ромберга, Рейнике и Гайдна.
Ромберг (Bernard Romberg) — замечательный виолончелист, считающийся основателем школы виолончелистов в Германии (1770—1841); был профессором парижской консерватории, затем солистом короля прусского. В 1811—12 гг. и в 1822—27 гг. Р. концертировал в России; долго жил в Москве. Игра Р. отличалась мягким тоном, элегантностью и мощью. Из сочинений Р. всего более значения имеют его виолончельные концерты, которые и до сих пор считаются образцовыми в виолончельной литературе. Он написал также фантазии, арии, квартеты и три оперы.
Значение Б. Ромберга заключается, прежде всего, несомненно, в его концертной деятельности, которая на протяжении более полустолетия являлась образцом виртуозного исполнительского мастерства во всех европейских странах».
Подробнее о Бернарде (Бернхард) Ромберге (1767–1841) – виолончелисте и композиторе, из второго поколения немецкой династии музыкантов.
В Санкт-Петербурге в 1807(1808), 1811–1812, 1823 (1825) – 1830-х годах. Концертировал, играл в великосветских салонах, преподавал (среди его учеников – Матвей Виельгорский).
[показать]Карл (Генрих Карстен) Райнеке (1824-1910).— немецкий композитор, дирижёр и пианист. С шести лет занимался музыкой со своим отцом — Иоганном Рудольфом Райнеке. В 1835 году дебютировал в родном городе как пианист, затем гастролировал по Европе, где приобрёл славу «грациозного исполнителя произведений Моцарта». Музыкальными кумирами юноши были Клара Вик и Франц Лист; по причине робости характера Райнеке мало подходил на роль гастролирующего пианиста-виртуоза. Как педагог и композитор неукоснительно придерживался консервативных традиций, очагом которых была Лейпцигская консерватория. Райнеке не отличался яркой самобытностью, его творчество находилось под большим влиянием Роберта Шумана, а также других композиторов-романтиков — Фредерика Шопена, Иоганнеса Брамса, Феликса Мендельсона. Автор нескольких опер, симфоний, оратории, концертов для фортепиано и других инструментов с оркестром, камерной музыки.
Гайдн считается "отцом симфоний". Мы говорили о нем, когда гуляли по Вене.
А теперь послушаем Детскую симфонию Гайдна. Исполняет оркестр Спивакова. В роли детей вы увидите Л.Рошаль, О.Табакова и М.Захарова. Это воистину шедевр, достойный быть в моей коллекции! Посмотрите, не пожалеете!
На этом, пожалуй и завершим. Детских симфоний много в одном концерте быть не должно. Тогда музыка из легкой превращается в тяжелую. Вот и все.