• Авторизация


Поговорим о музеях. Музей связи им.А.С.Попова 21-03-2013 22:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иногда после посещения музея дети задают такой вопрос: «Зачем нужны музеи?»этот вопрос можно простить детям, но взрослые должны понимать, зачем нужен музей. Вот я решил разобраться, а кому нужна память о России? Сегодня я посетил музей связи им.А.С.Попова, который находится на Почтамптской ул.д.7. Впечатление осталось двойственное. С одной стороны, в здании, построенном для видного государственного деятеля времен Екатерины II А.А.Безбородько, недавно сделан ремонт, вернее сделана попытка реставрации некогда прекрасного дворца, созданного гением великого Джакомо Кваренги. Но в музее не кипит жизнь, вернее есть группки школьников (еще водят на плановые экскурсии), немногочисленные посетители. Дух какой-то ушел. В Кронштадте, как я уже писал вообще закрыли музей А.С.Попова. В Кронштадтском музее дух России был ощутим больше, а здесь чего-то мне не хватило. Но давайте обо всем  по-порядку.

В 1781 г. Александр Андреевич Безбородко, возглавлявший в числе др. учреждений и Почтовый департамент, приобрел 2 каменных дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского монастыря на углу Выгрузного пер. (пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 г. Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику, но великолепно отделанный внутри. При перестройке домов были сохранены их стены и частично внутренняя планировка. Чертежи домов утрачены, но ясное представление о них дает аксонометрический план Пб. 1760-х гг.

[700x525]

Для начала разберемся с личность Александра Андреевича Безбородько. Родился он на Украине в г.Глухов в 1747 году и в 1765 году окончил Киевскую Академию (одно из самых старых высших учебных заведений, основанной еще в 1618 году, когда не было ни Санкт-Петербургского, ни Моковского университетов). В том же году он начал службу правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Румянцева-Задунайского. Вскоре началась война с Турцией, и Когда Румянцев был назначен главнокомандующим над русскими войсками против турок, Безбородко перешёл в его армию и находился при нём неотлучно в сражениях: 4 июля 1770 г., не доходя речки Ларги; 5-го — при нападении турок на авангард правого крыла; 7-го в Ларгской битве, где по собственному желанию сражался в передовом отряде; 21-го участвовал в знаменитом сражении при Кагуле; 18 июня 1778 года был при штурме наружного силистрийского ретраншамента и в течение всей войны, управляя делами генерал-фельдмаршала, успехом исполнял разные тайные поручения. При участии Безбородко был заключен договор о признании Турцией присоединения к России Таврии и Крыма (1783)

[232x232]За свою службу князь Александр Андреевич 22 марта 1774 года был пожалован в полковники, а в следующем 1775 году по прибытии в Москву с графом Румянцевым он поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки. А.А.Безбородько был автором нескольких исторических сочинений: «Картина или краткое известие о Российских с татарами войнах…», «Краткая летопись Малыя России», «Хронологическая таблица замечательнейших событий царствования Екатерины II». Был личным докладчиком императрицы (до 1792) по большинству внутриполитических дел.В 1782 году он стал Главным директором почт. Князь Безбородко женат не был, но всегда был страстным поклонником женщин, вел разгульную и легкомысленную жизнь. Этот малоразвитый человек являлся любителем и усердным покровителем наук и искусств. Недвижимость, состоявшая из его многочисленных домов, была оценена по его смерти в 4 миллиона рублей, не включая картинной галереи, одной из самых богатых в России. Основным наследником холостого канцлера был его младший брат Илья Андреевич (1756-1815), генерал и сенатор, участник русско-турецких войн.

 

В 1799 г. Александр Безбородко скончался. У дома появился новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко - к тому времени граф, сенатор, член Госсовета. Уже с 1809 г. часть дома стали сдавать внаём -  здесь в свое время жили министры А.Б. Куракин, А.С. Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.

3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, и особняк перешел его вдове Анне Ивановне Безбородко (в девичестве Ширяевой). После кончины Анны Ивановны (27 июля 1824 г.)  дом по наследству переходил княгине Клеопатре Ильиничне Лобановой-Ростовской (в девичестве Безбородко), а также Александру Григорьевичу и Григорию Григорьевичу Кушелевым, сыновьям Любови Ильиничны Кушелевой, старшей дочери И.А. Безбородко. По «полюбовному разделу» дворец достался графу Григорию Григорьевичу Кушелеву.

В 1825 г. наследники решили продать дом Безбородко Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. В 1872 году в этом здании был создан Почтово-телеграфный музей, первым директором которого был назначен Н.Е.Славинский.

[202x250]Слева портрет Николая Евстафьевича Славинского.

Славинского называют первым директором музея, хотя это не совсем так. В 1872 году в Москве проходила Политехническая выставка, в которой принимал участие и Телеграфный департамент.

Успех выставки способствовал принятию директором Департамента К.К.Людерсом исторического решения об открытии в С.-Петербурге Телеграфного музея.

Разработать план устройства музея было поручено инспектору С.-Петербургских телеграфов Ф.И. Норпе, которому помогали главный механик Тидеман и механик Краевский. Идея Ф.И. Норпе заключалась в формирова­нии музейной коллекции из современных действующих телеграфных аппаратов, с последующим наполнением ее историческими экспонатами. Телеграфным округам, уч­реждениям и частным лицам были разосланы десятки писем за подписью К.К. Людерса и Ф.И. Норпе с приглашением "принять участие в деле устройства музея при Телеграфном департаменте присылкою некоторых предметов, достойных места в музее". Экспонаты разместили на Почтамптской улице в д. 15. Тидеманом был составлен список предметов, полученных с Политехнической выставки, которым предстояло стать первыми экспонатами будуще­го Телеграфного музея. Он же занимался отбором вещей в Телеграфном депо, принадлежавшем Телеграфному ве­домству. В 1877 году Ф.И.Норпе просит К.К.Людерса поручить руководство музея главно­му механику Тидеману, устройство отдела аппаратов -механику Краевскому, отдела линейных предметов -механику Деревянкину, а устройство библиотеки, текущих дел и расчетов по музею - надворному советнику Славинскому. С 1882 года Славинский становится полноправным директором. Заслуги его в деле сохранения для потомков историю развития телеграфного дела Славинского огромны. Он проработал директором музея вплоть до 1911 года. Н.Е. Славинский изучает и разрабатывает принципы основания музея, основываясь на опыте Морского музея и музея, существовавшего при Институте инженеров путей сообщения. Проект Телеграфного музея, первое Положение о музее и штатное расписание были разработаны им в июне 1878 г. Музей считался ведомственным, закрытым для посещения широкой публики, его целью являлось "рас­пространение знаний но части устройства, содержания и эксплуатации электромагнитных телеграфов". Его первыми посетителями были учащиеся и воспитанники специа­льных учебных заведений. С 1884 года музей стал называться почтово-телеграфным.

В 1974 году музей был закрыт по причине аварийного состояния здания и необходимости ремонтных работ. В 2000 году был разработан проект развития музея, который предусматривал его открытие в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга. Так что около 30 лет музей ждал своего второго рождения. Экспонаты расставлены по местам, есть интерактивные композиции, но у меня создалось какое-то ощущение, что все экспозиции носят несколько "показушный" характер, и чувствуется, что делались они в спешке. Хотя некоторые экспонаты, например, первый телеграфный аппарат Шиллинга вызывает восхищение, но у тех, кто знает, как устроен этот аппарат.

[465x620]

 



 

Так четко не преподносится информация в музее, как в этом ролике.

[700x525]

Все сделано красиво, но как-то без любви. Кронштадтский музей А.С.Попова, который дышит на ладан, и музей Попова в ЛЭТИ мне нравятся больше.

Интереснее мне были результаты реставрации залов. Реставраторов ждали удивительные находки 18 века.

[465x620]

Небольшой овальный в плане зал с колоннами, облицованными искусственным мрамором зеленого цвета. Между колоннами расположены четыре полуциркульные ниши, также в прошлом облицованные искусственным мрамором. Верхнее перекрытие этого зала было расписано декоративно-орнаментальной композицией, которая просматривалась снизу из зала через овальное отверстие в нижнем деревянном декоративном перекрытии. Позднее - возможно, в 1790-х гг. - плафон был украшен новой композицией, живописной розеткой из ветвей и бабочек. Необычный интерьер зала-ротонды объясняется принадлежностью князя Безбородко к масонскому братству (см. А. А. Шмелев. Скрытый смысл комнаты-ротонды бывшего дворца Безбородко. // «Русская усадьба». Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 11 (27). М., 2005.).

На куполе Овального зала расчищены прежде неизвестные фрески. Тема для отдельного исследования - масонские знаки на колоннах из искусственного мрамора. По легенде, именно этот зал Лев Толстой описал в "Войне и мире": здесь-то и принимали в масонскую ложу Пьера Безухова.

[620x465]

[620x400]

Так вернемся к вопросу, который мы поставили в начале нашего эссе. Зачем нужны музеи?

Этот вопрос поставил еще в 1923 году историк М.Ю.Шедлирг (Жизнь связи. Почта - Телеграф - Телефон - Радио. 1923. N5. С. 37-41. ) Он пишет: " На каждом шагу мы встречаем несомненные доказательства тому, что учреждениям почты, телеграфа, телефона и радио, как средств народных сношений, принадлежит, бесспорно, если не первое, то во всяком случае одно из первейших мест в развитии культуры и прогресса человечества, а такие учреждения не только имеют право, но и должны создавать свои музеи; далее мы увидим - почему.

У большинства людей сложилось мнение, что музей - это хранилище, нечто вроде склада, старины, достопримечательной - и только. Такое понятие глубоко ошибочно и могло быть вызвано и поддерживаться разве только неправильною постановкою дела во многих музеях и неверным пониманием музееведами в полном объеме истинного назначения и задач этого учреждения.

Смотря по своему характеру, музеи могут преследовать различные цели. Музей какой- либо отдельной отрасли народного хозяйства, подобно почтово-телеграфному, должен служить научным подспорьем и путеводителем при специальном изучении этой отрасли. Нужно помнить также, что настоящая музейная работа далеко не ограничивается собиранием редкостей. Она гораздо шире и глубже захватывает жизнь. Сохраняя редкости, так называемые раритеты, музей, бесспорно, приносит пользу науке, но в то же время каждый музеевед должен обязательно стремиться к собиранию, сохранению и систематизации и всего современного материала, и притом не в изношенном, а в возможно хорошем состоянии. Ведь современное может исчезнуть или стать редкостью, которую потом и достать будет трудно. Во всяком случае, чрез известное число лет современное будет прошлым, и поэтому необходимо его своевременно собирать и сохранять для передачи потомству в полном, исправном виде и тем избавить преемников от трудной и иногда невыполнимой работы собирания разрозненных обрывков прошлого. Таким образом, наряду с собиранием редкостей прежнего времени, и изучение современности является одной из важнейших научных работ в музее.

В частности, по отношению к Почтово-телеграфному музею, вышесказанное касается собирания в свое время всех действующих аппаратов и приборов по телеграфии, телефонии и радио, а равно всего печатного и писанного материала, прямо или косвенно имеющего отношение ко всем нашим отраслям связи (научные сочинения, руководства, распоряжения, циркуляры, формуляры и другие). Именно весь тот материал, который впоследствии становится исторически ценным документом и который в настоящее время нам приходится с таким трудом добывать из прошлого, когда мало или вовсе не заботились о собирании и сохранении таких предметов; да если кто-нибудь то тут, то там и заботился бы об этом, то все равно это принесло бы мало пользы при неимении такого определенного, центрального хранилища, где все сосредоточивалось бы в одном месте, как в музее. Даже из собиравшегося отдельными лицами многое могло пропасть бесследно. Теперь, когда все более и более начинают познавать истинное просветительное значение музеев, на обязанности каждого учреждения и каждого сознательного гражданина лежит долг передавать в соответствующий музей все, что может иметь близкое или отдаленное касательство к данной отрасли.

Музей не школа в узком смысле для элементарного изучения предмета; он представляет собой как бы высшее учреждение, в котором лица с достаточною научною подготовкою могут найти необходимое для совершенствования своих знаний и для ознакомления с историческим ходом развития интересующей их отрасли, и в то же время для широкой публики музей является местом, где перед нею развертывается в наглядном виде общая картина всей данной отрасли от ее первейших начал до современности.

Трудно перечислить те выгоды, которые целесообразный музей может дать ведомству и государству. Остановимся только на некоторых из них. В государственном строе экономические выгоды определяются не только теми доходами, которые непосредственно извлекаются из производственной работы того или иного учреждения, но еще более - теми факторами, которые влияют на интеллектуальный и нравственный подъем уровня работающих масс, в конечном результате приводящий к усовершенствованию и повышению продуктивности этой работы.

Когда, например, телеграфный служащий, получивший лишь обыкновенную ограниченную подготовку, не интересуется далее своим делом и не стремится к совершенствованию, то он всегда остается только механическою силою, не поднимаясь выше полезного рядового физического работника. Но когда путем ознакомления с историей изобретения и наглядным осмотром в Музее он увидит, какую колоссальную работу человеческого ума и творчества потребовалось затратить и сколько труда и энергии было положено целым рядом неутомимых деятелей науки, прежде чем удалось достигнуть возможности передать на расстояние человеческую мысль, то в нем, несомненно, пробудится сознание важности его профессии.

Такой работник подымается над общим уровнем и, побуждаемый к дальнейшему развитию своих познаний, не только сам становится более полезным членом общества, нередко даже способным на собственное творчество, но и своим благотворным влиянием на окружающую среду сотоварищей по работе приносит трудно оценимую пользу государству.

В уважении и любви к делу, которому он служит, человек обретает сознание собственного достоинства и вместе с тем заставляет и окружающих относиться с большим уважением к этому делу, как бы незначительно оно ни казалось на поверхностный взгляд. К любви к делу относится, безусловно и знакомство с его историческим прошлым и современным прогрессом. В этом отношении музеи оказывают неоценимую услугу."

На этом мы, пожалуй и закончим наш разговор о музее связи им. А.С.Попова. Я написал эту заметку под влиянием трех замечательных девушек-студенток из Санкт-Петербургского университета Информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Так что ония вляются полноправными соавторами этих мыслей, которые родились в разговоре с ними.

[700x525]

 


Музеи представляют собой память. Поэтому ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
25-03-2013-12:33 удалить
QУОТЕ]и]Исходное сообщение Валерий_Звонов /и] Иногда после посещения музея дети задают такой вопрос: «Зачем нужны музеи?»этот вопрос можно простить детям, но взрослые должны понимать, зачем нужен музей. Вот я решил разобраться, а кому нужна память о России? Сегодня я посетил музей связи им.А.С.Попова, который находится на Почтамптской ул.д.7. Впечатление осталось двойственное. С одной стороны, в здании, построенном для видного государственного деятеля времен Екатерины ИИ А.А.Безбородько, недавно сделан ремонт, вернее сделана попытка реставрации некогда прекрасного дворца, созданного гением великого Джакомо Кваренги. Но в музее не кипит жизнь, вернее есть группки школьников (еще водят на плановые экскурсии), немногочисленные посетители. Дух какой-то ушел. В Кронштадте, как я уже писал вообще закрыли музей А.С.Попова. В Кронштадтском музее дух России был ощутим больше, а здесь чего-то мне не хватило. Но давайте обо всем  по-порядку. В 1781 г. Александр Андреевич Безбородко, возглавлявший в числе др. учреждений и Почтовый департамент, приобрел 2 каменных дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского монастыря на углу Выгрузного пер. (пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 г. Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику, но великолепно отделанный внутри. При перестройке домов были сохранены их стены и частично внутренняя планировка. Чертежи домов утрачены, но ясное представление о них дает аксонометрический план Пб. 1760-х гг. Для начала разберемся с личность Александра Андреевича Безбородько. Родился он на Украине в г.Глухов в 1747 году и в 1765 году окончил Киевскую Академию (одно из самых старых высших учебных заведений, основанной еще в 1618 году, когда не было ни Санкт-Петербургского, ни Моковского университетов). В том же году он начал службу правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Румянцева-Задунайского. Вскоре началась война с Турцией, и Когда Румянцев был назначен главнокомандующим над русскими войсками против турок, Безбородко перешёл в его армию и находился при нём неотлучно в сражениях: 4 июля 1770 г., не доходя речки Ларги; 5-го — при нападении турок на авангард правого крыла; 7-го в Ларгской битве, где по собственному желанию сражался в передовом отряде; 21-го участвовал в знаменитом сражении при Кагуле; 18 июня 1778 года был при штурме наружного силистрийского ретраншамента и в течение всей войны, управляя делами генерал-фельдмаршала, успехом исполнял разные тайные поручения. При участии Безбородко был заключен договор о признании Турцией присоединения к России Таврии и Крыма (1783) За свою службу князь Александр Андреевич 22 марта 1774 года был пожалован в полковники, а в следующем 1775 году по прибытии в Москву с графом Румянцевым он поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки. А.А.Безбородько был автором нескольких исторических сочинений: «Картина или краткое известие о Российских с татарами войнах…», «Краткая летопись Малыя России», «Хронологическая таблица замечательнейших событий царствования Екатерины ИИ». Был личным докладчиком императрицы (до 1792) по большинству внутриполитических дел.В 1782 году он стал Главным директором почт. Князь Безбородко женат не был, но всегда был страстным поклонником женщин, вел разгульную и легкомысленную жизнь. Этот малоразвитый человек являлся любителем и усердным покровителем наук и искусств. Недвижимость, состоявшая из его многочисленных домов, была оценена по его смерти в 4 миллиона рублей, не включая картинной галереи, одной из самых богатых в России. Основным наследником холостого канцлера был его младший брат Илья Андреевич (1756-1815), генерал и сенатор, участник русско-турецких войн.   В 1799 г. Александр Безбородко скончался. У дома появился новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко - к тому времени граф, сенатор, член Госсовета. Уже с 1809 г. часть дома стали сдавать внаём -  здесь в свое время жили министры А.Б. Куракин, А.С. Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын. 3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, и особняк перешел его вдове Анне Ивановне Безбородко (в девичестве Ширяевой). После кончины Анны Ивановны (27 июля 1824 г.)  дом по наследству переходил княгине Клеопатре Ильиничне Лобановой-Ростовской (в девичестве Безбородко), а также Александру Григорьевичу и Григорию Григорьевичу Кушелевым, сыновьям Любови Ильиничны Кушелевой, старшей дочери И.А. Безбородко. По «полюбовному разделу» дворец достался графу Григорию Григорьевичу Кушелеву. В 1825 г. наследники решили продать дом Безбородко Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. В 1872 году в этом здании был создан Почтово-телеграфный музей, первым директором которого был назначен Н.Е.Славинский. Слева портрет Николая Евстафьевича Славинского. Славинского называют первым директором музея, хотя это не совсем так. В 1872 году в Москве проходила Политехническая выставка, в которой принимал участие и Телеграфный департамент. Успех выставки способствовал принятию директором Департамента К.К.Людерсом исторического решения об открытии в С.-Петербурге Телеграфного музея. Разработать план устройства музея было поручено инспектору С.-Петербургских телеграфов Ф.И. Норпе, которому помогали главный механик Тидеман и механик Краевский. Идея Ф.И. Норпе заключалась в формирова­нии музейной коллекции из современных действующих телеграфных аппаратов, с последующим наполнением ее историческими экспонатами. Телеграфным округам, уч­реждениям и частным лицам были разосланы десятки писем за подписью К.К. Людерса и Ф.И. Норпе с приглашением "принять участие в деле устройства музея при Телеграфном департаменте присылкою некоторых предметов, достойных места в музее". Экспонаты разместили на Почтамптской улице в д. 15. Тидеманом был составлен список предметов, полученных с Политехнической выставки, которым предстояло стать первыми экспонатами будуще­го Телеграфного музея. Он же занимался отбором вещей в Телеграфном депо, принадлежавшем Телеграфному ве­домству. В 1877 году Ф.И.Норпе просит К.К.Людерса поручить руководство музея главно­му механику Тидеману, устройство отдела аппаратов -механику Краевскому, отдела линейных предметов -механику Деревянкину, а устройство библиотеки, текущих дел и расчетов по музею - надворному советнику Славинскому. С 1882 года Славинский становится полноправным директором. Заслуги его в деле сохранения для потомков историю развития телеграфного дела Славинского огромны. Он проработал директором музея вплоть до 1911 года. Н.Е. Славинский изучает и разрабатывает принципы основания музея, основываясь на опыте Морского музея и музея, существовавшего при Институте инженеров путей сообщения. Проект Телеграфного музея, первое Положение о музее и штатное расписание были разработаны им в июне 1878 г. Музей считался ведомственным, закрытым для посещения широкой публики, его целью являлось "рас­пространение знаний но части устройства, содержания и эксплуатации электромагнитных телеграфов". Его первыми посетителями были учащиеся и воспитанники специа­льных учебных заведений. С 1884 года музей стал называться почтово-телеграфным. В 1974 году музей был закрыт по причине аварийного состояния здания и необходимости ремонтных работ. В 2000 году был разработан проект развития музея, который предусматривал его открытие в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга. Так что около 30 лет музей ждал своего второго рождения. Экспонаты расставлены по местам, есть интерактивные композиции, но у меня создалось какое-то ощущение, что все экспозиции носят несколько "показушный" характер, и чувствуется, что делались они в спешке. Хотя некоторые экспонаты, например, первый телеграфный аппарат Шиллинга вызывает восхищение, но у тех, кто знает, как устроен этот аппарат.   ифлаш=560,315,хттп://www.youtube.com/embed/VAglmdkjj8M]   Так четко не преподносится информация в музее, как в этом ролике. Все сделано красиво, но как-то без любви. Кронштадтский музей А.С.Попова, который дышит на ладан, и музей Попова в ЛЭТИ мне нравятся больше. Интереснее мне были результаты реставрации залов. Реставраторов ждали удивительные находки 18 века. Небольшой овальный в плане зал с колоннами, облицованными искусственным мрамором зеленого цвета. Между колоннами расположены четыре полуциркульные ниши, также в прошлом облицованные искусственным мрамором. Верхнее перекрытие этого зала было расписано декоративно-орнаментальной композицией, которая просматривалась снизу из зала через овальное отверстие в нижнем деревянном декоративном перекрытии. Позднее - возможно, в 1790-х гг. - плафон был украшен новой композицией, живописной розеткой из ветвей и бабочек. Необычный интерьер зала-ротонды объясняется принадлежностью князя Безбородко к масонскому братству (см. А. А. Шмелев. Скрытый смысл комнаты-ротонды бывшего дворца Безбородко. // «Русская усадьба». Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 11 (27). М., 2005.). На куполе Овального зала расчищены прежде неизвестные фрески. Тема для отдельного исследования - масонские знаки на колоннах из искусственного мрамора. По легенде, именно этот зал Лев Толстой описал в "Войне и мире": здесь-то и принимали в масонскую ложу Пьера Безухова. Так вернемся к вопросу, который мы поставили в начале нашего эссе. Зачем нужны музеи? Этот вопрос поставил еще в 1923 году историк М.Ю.Шедлирг (Жизнь связи. Почта - Телеграф - Телефон - Радио. 1923. Н5. С. 37-41. ) Он пишет: " На каждом шагу мы встречаем несомненные доказательства тому, что учреждениям почты, телеграфа, телефона и радио, как средств народных сношений, принадлежит, бесспорно, если не первое, то во всяком случае одно из первейших мест в развитии культуры и прогресса человечества, а такие учреждения не только имеют право, но и должны создавать свои музеи; далее мы увидим - почему. У большинства людей сложилось мнение, что музей - это хранилище, нечто вроде склада, старины, достопримечательной - и только. Такое понятие глубоко ошибочно и могло быть вызвано и поддерживаться разве только неправильною постановкою дела во многих музеях и неверным пониманием музееведами в полном объеме истинного назначения и задач этого учреждения. Смотря по своему характеру, музеи могут преследовать различные цели. Музей какой- либо отдельной отрасли народного хозяйства, подобно почтово-телеграфному, должен служить научным подспорьем и путеводителем при специальном изучении этой отрасли. Нужно помнить также, что настоящая музейная работа далеко не ограничивается собиранием редкостей. Она гораздо шире и глубже захватывает жизнь. Сохраняя редкости, так называемые раритеты, музей, бесспорно, приносит пользу науке, но в то же время каждый музеевед должен обязательно стремиться к собиранию, сохранению и систематизации и всего современного материала, и притом не в изношенном, а в возможно хорошем состоянии. Ведь современное может исчезнуть или стать редкостью, которую потом и достать будет трудно. Во всяком случае, чрез известное число лет современное будет прошлым, и поэтому необходимо его своевременно собирать и сохранять для передачи потомству в полном, исправном виде и тем избавить преемников от трудной и иногда невыполнимой работы собирания разрозненных обрывков прошлого. Таким образом, наряду с собиранием редкостей прежнего времени, и изучение современности является одной из важнейших научных работ в музее. В частности, по отношению к Почтово-телеграфному музею, вышесказанное касается собирания в свое время всех действующих аппаратов и приборов по телеграфии, телефонии и радио, а равно всего печатного и писанного материала, прямо или косвенно имеющего отношение ко всем нашим отраслям связи (научные сочинения, руководства, распоряжения, циркуляры, формуляры и другие). Именно весь тот материал, который впоследствии становится исторически ценным документом и который в настоящее время нам приходится с таким трудом добывать из прошлого, когда мало или вовсе не заботились о собирании и сохранении таких предметов; да если кто-нибудь то тут, то там и заботился бы об этом, то все равно это принесло бы мало пользы при неимении такого определенного, центрального хранилища, где все сосредоточивалось бы в одном месте, как в музее. Даже из собиравшегося отдельными лицами многое могло пропасть бесследно. Теперь, когда все более и более начинают познавать истинное просветительное значение музеев, на обязанности каждого учреждения и каждого сознательного гражданина лежит долг передавать в соответствующий музей все, что может иметь близкое или отдаленное касательство к данной отрасли. Музей не школа в узком смысле для элементарного изучения предмета; он представляет собой как бы высшее учреждение, в котором лица с достаточною научною подготовкою могут найти необходимое для совершенствования своих знаний и для ознакомления с историческим ходом развития интересующей их отрасли, и в то же время для широкой публики музей является местом, где перед нею развертывается в наглядном виде общая картина всей данной отрасли от ее первейших начал до современности. Трудно перечислить те выгоды, которые целесообразный музей может дать ведомству и государству. Остановимся только на некоторых из них. В государственном строе экономические выгоды определяются не только теми доходами, которые непосредственно извлекаются из производственной работы того или иного учреждения, но еще более - теми факторами, которые влияют на интеллектуальный и нравственный подъем уровня работающих масс, в конечном результате приводящий к усовершенствованию и повышению продуктивности этой работы. Когда, например, телеграфный служащий, получивший лишь обыкновенную ограниченную подготовку, не интересуется далее своим делом и не стремится к совершенствованию, то он всегда остается только механическою силою, не поднимаясь выше полезного рядового физического работника. Но когда путем ознакомления с историей изобретения и наглядным осмотром в Музее он увидит, какую колоссальную работу человеческого ума и творчества потребовалось затратить и сколько труда и энергии было положено целым рядом неутомимых деятелей науки, прежде чем удалось достигнуть возможности передать на расстояние человеческую мысль, то в нем, несомненно, пробудится сознание важности его профессии. Такой работник подымается над общим уровнем и, побуждаемый к дальнейшему развитию своих познаний, не только сам становится более полезным членом общества, нередко даже способным на собственное творчество, но и своим благотворным влиянием на окружающую среду сотоварищей по работе приносит трудно оценимую пользу государству. В уважении и любви к делу, которому он служит, человек обретает сознание собственного достоинства и вместе с тем заставляет и окружающих относиться с большим уважением к этому делу, как бы незначительно оно ни казалось на поверхностный взгляд. К любви к делу относится, безусловно и знакомство с его историческим прошлым и современным прогрессом. В этом отношении музеи оказывают неоценимую услугу." На этом мы, пожалуй и закончим наш разговор о музее связи им. А.С.Попова. Я написал эту заметку под влиянием трех замечательных девушек-студенток из Санкт-Петербургского университета Информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Так что ония вляются полноправными соавторами этих мыслей, которые родились в разговоре с ними.   Музеи представляют собой память. Поэтому ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить. /QУОТЕ]

(Добавил ссылку к себе в дневник)

25-03-2013-12:43 удалить
Спасибо за интересное путешествие, Валерий! Признаться, я там не была, но теперь убедилась, что надо сходить.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о музеях. Музей связи им.А.С.Попова | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»