8 марта - "Международный женский день", праздник весны и внимания к женщине
Вся жизнь делится на три периода:
предчувствие любви, действие любви и
воспоминания о любви
Марина Цветаева
В преддверии 8 марта поговорим о женщинах.
Скажи мой друг,
зачем мужчины любят женщин,
Несут в подарок им цветы...
За что их любят, ты скажи мне
За нежный взгляд, за дивный вздох,
За чутких рук прикосновенье,
За тонкий аромат духов?.
А может любят их за внешность?
Красивый бюст, лица овал…
А может…, может….
(Сергей Зуев, 2008)
В древности говорили: «Рядом с Великим Мужчиной ищите Великую Женщину!». Какова же ее роль в жизни мужчины. Женщины очень восприимчивы по природе. Потому мы и говорим "Чего хочет Женщина, того хочет Бог". Женщина всегда Хранительница семейного очага, Жизнеподательница и Мироустроительница, Берегиня Сердца Мужчины и его Вдохновительница. Сердце Женщины – это реактор бесконечной мощности, способный обеспечить энергией материализации все жизненные планы Мужчины. Именно поэтому так велика ответственность женщины за появляющиеся у нее желания, способные как украсить пространство окружающего мира, так и привнести в него разрушительные тенденции. Это надо иметь ввиду, когда мы говорим о Женщинах.
Великая Женственность не требует, не возражает, не спорит, не упрекает, но вдохновляет и поддерживает.
Великая женственность не подвергает сомнениям способность Мужчины реализовать самую невероятную идею, но помогает ему воплотить ее.
Великая Женственность не привязывает Любимого к себе посулами материального комфорта или чувственных наслаждений, но устремляет его в полет, туда, где живет его высокая мечта, которую он носил еще мальчишкой!
Великая Женственность тиха и молчалива: ей нет необходимости доказывать всем свою правоту, поскольку за нее говорит Пространство, ею созданное!
Великая Женственность – это сердце, щедро изливающее в мир Любовь и Свет, Прощение и Милосердие!
Многие женщины вошли в историю благодаря своей необыкновенной способности быть Музой для своего мужчины. Наверное, способность так тонко чувствовать и предугадывать желания своего любимого, помогали наделять его огромной творческой силой, получать вдохновение порою просто от ее присутствия. Удивительно, но часто и события мирового масштаба в истории происходили потому, что за ними стояла женщина, вернее, желание мужчины доказать свою великую любовь становились неиссякаемым источником энергии для открытий, побед, творений.
Мужчина, попадая под влияние женщины, либо растет как личность, либо очень быстро деградирует.
Женщина, которая поддерживает и верит своему мужчине, вдохновляет его и воодушевляет, способствует росту и развитию мужчины. За каждым успешным мужчиной стоит любящая и мудрая женщина.
Британская писательница Верджиния Вульф однажды хорошо сказала: "Женщина веками играла роль зеркала, наделенного волшебным и обманчивым свойством: отраженная в нем фигура мужчины была вдвое больше натуральной величины». Верджиния ушла из жизни в 1941 году, когда немцы разбомбили ее дом, она впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить своего мужа Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз (англ.), неподалёку от их дома в Суссексе. Она написала в письме: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума.И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы». Вот такая была женщина.
А Марина Цветаева говорила так:
«Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины – наоборот: говорят о любовницах, но молчат о любви».
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь —
Да будет не о чем жалеть!
Из средневековья мужчины принесли четкое убеждение: "Женщина без мужчины – не человек". И вот женщины потихоньку стали превращаться в феминисток. Вот что написано в Википедии о феминизме:
Феминизм, как явление возник в XVIII веке; особенно активизировалось это движение по мнению ученых с конца 1960-х годов. Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
Во Франции тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин — революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.
Началом организованного движения за права женщин считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.
Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Панкхерст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе.
В России возникновение "женского вопроса" относят к переломному моменту поражения в Крымской войне. Оформление женского движения в стране относят вследствие дискуссий о "женском вопросе", порождённых появившейся в 1857 г. статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», ставившей вопрос о новом воспитании женщин. К тому же времени относится крылатая фраза Д. И. Писарева “Женщина ни в чём не виновата”. Он отмечал, что “мужчина гнетет женщину и клевещет на неё… постоянно обвиняет ее в умственной неразвитости, в отсутствии тех или других высоких добродетелей, в наклонностях к тем или иным преступным слабостям…” Среди видных деятельниц дореволюционного женского движения в России выделяется Александра Калмыкова.
Вторая волна феминизма длилась с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от феминистского движения первой волны, которое ставило перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне (в частности, добиваясь предоставления женщинам избирательных и имущественных прав), феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правам. Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» («The Feminine Mystique», 1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей»
В конце 19 века в обществе стал бродить призрак коммунизма, развитый в работах К.Маркса, который осуждал и половое неравенство. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение будет уничтожено, исчезнет и половое неравенство. Эти мысли развиваются, в частности, в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Энгельс связывает подчинение женщины мужчине с формированием частной собственности, классового общества и изменением характера разделения труда в семье. По мнению марксистов, угнетение женщин полностью исчезнет только с окончательной ликвидацией общественного разделения труда и классового разделения. В частности, Александра Коллонтай подчеркивала, что «история борьбы работниц за лучшие условия труда, за более сносную жизнь есть история борьбы пролетариата за свое освобождение». В конце XIX и начале XX веков, появились такие лидеры в женском движении, как Клара Цеткин, и Элеонора Маркс Они были против демонизации мужчин и призывали поддержать пролетарскую революцию, чтобы преодолеть неравенство между мужчинами и женщинами, насколько это возможно
Раз уж мы упомянули имя Клары Цеткин, то надо сказать, что именно она считается автором идеи Международного женского дня — 8 марта.
Прежде всего, несколько слов о Кларе Цеткин.
Клара Эйсснер родилась 5 июля 1857 года в саксонском городе Видерау в семье немца-учителя приходской сельской школы. Образование получала в частном педагогическом учебном заведении в Лейпциге, где сблизилась с кружком русских революционных студентов-эмигрантов, в числе которых был и её будущий муж Осип Цеткин (был старше на семь лет). После введения Отто фон Бисмарком «Исключительного закона против социалистов» 1881 года Клара Цеткин была вынуждена покинуть Германию и уехала к мужу в Париж. Клара училась революционной деятельности у своей подруги, дочери Маркса, Лауры Лафарг. Здесь, в Париже, у неё возникла большая дружба с Лаурой и её мужем Полем Лафаргом.
Ну а теперь поговорим о празднике 8 марта.
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.
Праздник 8 марта был задуман не как день прославления Прекрасной Дамы, но как праздник женщин, стремящихся быть равными в правах с мужчинами, это день эмансипации. Сегодня праздник утратил своё историческое предназначение. Хотя в этот день во многих странах всё ещё проходят массовые акции феминисток, и день этот многие считают днём борьбы с сильным полом...
Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Эти женщины в то время работали до 16 часов в сутки, а труд их был очень низкооплачиваемым. Однако Франсуаза Пик в нескольких статьях (в соавторстве с другими) показала, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии, что было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы холодной войны.
8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.
В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с коммунисткой Кларой Цеткин.
Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.
23 февраля (8 марта) 1917 года во время начала беспорядков, переросших впоследствии в Февральскую революцию, работницы-текстильщицы Выборгского района Петрограда одними из первых объявили забастовку. Также по Невскому проспекту к Городской думе прошла организованная социалистами процессия с требованиями женского равноправия и хлеба.
23 февраля (8 марта) 1917 года является датой начала Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петросовета.
Такова история праздника. Многие сомневаются, что этот праздник действительно «международный». Однако, ещё в 1977 году ООН приняла резолюцию 32/142, призвав все страны провозгласить 8 марта днем борьбы за женские права - Международным женским днем. Этот день объявлен национальным выходным в республиках бывшего СССР, а также в: Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (там праздник не «международных», а конголезских женщин), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. В Сирии 8 марта отмечают День Революции, а в Либерии - и вовсе как День памяти павших.
А вот есть женщины, которые ненавидят всех мужчин. Одна из них назвала свои стихи "Разговор с Богом", что уже само по себе кощунственно, ибо Бог создал и мужчину и женщину по образу и подобию своему. Вот эти стихи:
[228x300]- Я ненавижу всех мужчин!
За боль и слезы ненавижу!
На это много есть причин,
Как жаль, что я от них завишу!
Для них агрессия – игра!
Борьба – для них стремленье,
Крушить от злобы города,
Готов их всяк без промедленья!
Хотят, чтоб признавали их,
И лгут для этого без меры,
А если правду вдруг узрят,
То покушаются на веру.
С издевкой смотрит на тебя,
Желает плотью насладиться.
А выпив сок любви твоей,
Тот час же хочет удалиться.
Зачем скажи, Создатель, Ты
Так сотворил сего мужчину?
Чтоб указать, что Дьявол есть
И он олицетворение мужчины?
- О, Женщина, – ответил Бог. -
Ты – интересное созданье:
Не видишь ты простых вещей,
А уповаешь на всезнанье?
Мужчина – это плод любви.
Его ядро – есть семя света.
Вкушаешь плод – вкушай любовь,
И не хули за это.
Он лишь одно несет в себе,
Чтоб ты познала Бога.
Познав его – познаешь себя!
Забудешь боль и горе.
Увидишь ты его страданье,
Когда гнала его во тьму,
Как отвергала ты созданье,
Что жизнь берег твою.
Увидишь ты, как для тебя
Он возводил и города,
И создавал и бился в кровь,
Чтоб возбудить твою любовь.
Он шел к тебе всегда и всюду,
Чтоб охранять и защищать.
И был готов терпеть обиду,
Не ради славы, за любовь!
Прости себя, мое созданье,
За то, что видела вчера.
Ты просто шла к нему навстречу,
Не ведая, кто вел тебя.
Когда простишь, пройдут и слезы,
Печаль и страхи – все пройдет.
А превосходство в том мужчины,
Чтоб поднялась ты до высот!
Чтоб испытала ты рожденье,
Того, что создано тобой,
Чтоб ты могла и чтоб желала,
Тех чувств, что дарит Ангел мой.
Жалко мне таких женщин. Они не ощущают гармонии мира.
Я ЛЮБЛЮ ВАС!!! В Париже есть стена любви. На ней на 312 языках мира написаны простые слова: Я люблю тебя, I love you, Je t'aime,...
Рассвет приходит к тем, кто верит в свет.
И пусть для тех, кто верит в Рассвет звучат вот эти стихи:
Рассвет приходит к тем, кто видел тьму
Во всём её убийственном величии....
Кто плакал от людского безразличия,
Но безразличным не был ни к кому!
Рассвет приходит к тем, кто был в пути,
Не зная ни усталости, ни лени.
Кто, обессилев, падал на колени,
Но поднимался. Продолжал идти!
И, зажимая волю в кулаки,
Вдруг находил ромашковое поле,
И, задыхаясь от щемящей боли,
Свои ладони прятал в лепестки!
К тем, кто, похоронив свои мечты,
И, помянув их, устремлялся дальше.
Кто смог среди предательства и фальши,
Не растерять душевной чистоты!
Нечаянно в небесной синеве,
Вдруг распахнутся солнечные двери.
Рассвет приходит к тем, кто верил в свет.
Абсурдно, до последнего. Но верил!
( говорят, что это стихотворение написал некий Иван Андреев???)
[282x392]И не могу не привести мой любимый
Сонет №90 Шекспира:
Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда -
Твоей любви лишиться навсегда.
(Справа - перевод на английский)
Что бы я хотел пожелать нашим женщинам:
Никогда не останавливать на скаку коня, не входить в горящие избы, а всегда оставайться женщиной – уверенной, смелой, нежной и грациозной.
_________________________________________
Улыбнитесь, женщины, и посмотрите на себя со стороны, как вас оценивают мужчины:
Женщина за рулем - как звезда в небе: ты ее видишь, а она тебя - нет.
Подарите женщине миллион алых роз, а она скажет, что ей достаточно одной, белой.
В споре с женщиной последнее слово может сказать только эхо
Если женщина сердится, значит, она не только неправа, но и понимает это
Женщиной не рождаются - ею становятся
Женщины вдохновляют нас на многое великое... Они же мешают это творить.
Мечта женщины - быть женщиной мечты
Ничто во внешности мужчины не раздражает женщину так, как отсутствие денег
Очень легко быть красивой, гораздо труднее убедить в этом окружающих
Произведение ума женщины на её красоту есть величина постоянная
Сделать женщину счастливой нетрудно; трудно самому при этом остаться счастливым...
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.
Тот, кто может управлять женщиной, справится и с государством.
____________________________________
"О женщины,
Вам имя - ВЕРОЛОМСТВО!"
Сказал Шекспиру Гамлет,
Пророча для потомства.
Вы расплываетесь в улыбке,
Когда мы дарим вам цветы
И ухмыляетесь попытке
Словами чувства донести
И все таки...
"Позабыв про горе и страданья,
Верю я, что кроме суеты,
На Земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты!"
Ну и,наконец, немного о роли женщин в политике, науке, образовании, искусстве.
Как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в целом? Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в России, по данным Росстата, свыше 77 миллионов, что почти на 10 миллионов больше, чем мужчин. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Избирательное право в большинстве стран женщины получили позднее мужчин. Например, в США мужчины – с 1870 г., а женщины – с 1920 г., в Японии мужчины – с 1925 г., женщины – с 1945 г.
В России же пока не просматривается дальнейшая серьезная государственная поддержка, связанная с расширением системы мер продвижения женщин во власть. Мировые тенденции пока обходят Россию стороной...
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни. В России пока это только обсуждается в Парламенте, принимаются законы, которые не исполняются.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу слов В.И. Ленина о том, что «каждая кухарка должна научиться управлять государством», но надо при-знать, что в 20-е гг. задача привлечения женщин к общественной жизни, уча-стия их в политической деятельности решалась быстрыми темпами. Предложения, высказанные женщинами на делегатских собраниях, встречали идейную поддержку и с целью реализации быстро переводились в плоскость государственных действий. С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из по-литики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР - 32,8%; в Верховных советах союзных республик - 36,2%; автономных республик - 40,3%.
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обще-стве. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показа-ло отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета - 8,9%.
Симптоматична оценка результатов этих выборов. Как свидетельствуют итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии АН СССР, 53,6% опрошенных москвичей высказали отрицательное отношение к факту сокращения молодежи; 36,2% - рабочих; 42,4% - беспартийных. В тоже время к сокращению числа женщин в высшем органе власти большинство опрошенных отнеслись как к факту, по их мнению, малозначащему.
О женщинах любят поговорить все, об их правах и особенностях жизни по сравнению с мужским населением — немногие. Так, словосочетание «женщина в политике» вызывает негативную реакцию у большинства россиян. В России исторически так сложилось, что женщине труднее доказывать свою социальную значимость, не вступая в конфликт с обществом или со своими внутренними убеждениями.
Есть много причин для существования в обществе предпочтений политикам-мужчинам перед женщинами. Основной причиной является утвердившийся образ политика, который обязан владеть такими качествами, как лидерство, независимость, честность, глубина мышления — все это считается чисто мужскими качествами. Но кто, кроме женщин, способен на внимание к проблемам в социальной сфере и образовании детей, на большие чуткость и понимание?
Образцами успешных женщин-политиков служат премьер-министр Индии Индира Ганди, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, президент Ирландии Мери Робинсон, вице-премьер Швеции Моно Алин, Гендиректор ВОЗ Гру Харлем Брунтланд. Безусловно, женщина харизматичная, имеющая достаточно воли и креативности, способна на свершения, ведущие людей не к войнам и кровопролитию, но к миру и процветанию.
Интерфакс назвал 100 самых влиятельных женщин 2012 года.
На первой строчке рейтинга второй год подряд оказалась председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. На втором месте – новичок сотни, вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец. Замыкает тройку лидеров пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Интересно, что супруга политика Светлана Медведева оказалась только на восьмой строчке.Четвертое место досталась помощнику президента страны – Эльвире Набиуллиной. Пятое место – Алла Пугачева. В сотню самых влиятельных женщин прошлого года также вошли актриса и общественный деятель Чулпан Хаматова (9-е место), политик Татьяна Голикова (12-е место), ведущая и главный редактор журнала SNC Ксения Собчак (14-место), издатель, медиаменеджер, владелица и основательница телеканала «Дождь», владелица журнала «Большой город», совладелица интернет-проекта Slon.ru Наталья Синдеева (16-е место), гимнастка и депутат Алина Кабаева (23-е место), телеведущая Тина Канделаки (32-е место), теннисистка Мария Шарапова (52-е место) и многие другие. Полный список можно посмотреть на сайте радиостанции «Эхо Москвы».
Да уж, этот список весьма удручает. Так мы долго не увидим в нашей элите ведущей роли женщин. А может это и есть суть нашей новой политики? Кесарю - кесарево! А женщине оставим 3К (кюхе, киндер,кирхе)?
Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. У домашнего очага побеждают женщины, потому что трудно отыскать аргумент против утверждения “все мужики - сволочи”. Мужчины отыгрываются на профессиональной стезе. К примеру, среди профессоров физики в США всего 3% - женщины. Во всемирно известном Гарварде лишь четыре года назад стали допускать прекрасный пол к профессорству, а в Принстоне - только в прошлом году. Из четырех сотен нобелевских лауреатов - всего девять женщин, а в области физики - одна Мария Кюри.
Как вы думаете, сколько лет женщины занимаются наукой? Оказывается, более четырех тысяч. Самое первое историческое упоминание имени научно-технического работника встречается в рассказе о постройке первой пирамиды: это был Имхотеп, мужчина. Но вот второе, упоминавшееся в другой связи, имя оказалось женским - Эд Хеду’Анна (около 2354 г. до новой эры). Она была дочерью Саргона, основателя династии Саргонидов в Вавилоне. Он назначил ее главной монахиней в храме Луны. В то время через служителей храма правитель осуществлял реальную власть в стране. До нас дошли лишь переводы 48 ее стихов, но мы знаем, что в те годы храмы Вавилона были и научными учреждениями с развитыми обсерваториями, и математическими отделениями.
К сожалению, к историям женщин в науке скорее подходит определение – печальные...До сегодняшнего дня им приходилось преодолевать не только подозрительность, но и озлобленность, непримиримость общества по отношению к представительницам слабого пола, стремящимся к знаниям. Робкие попытки сказать свое слово в науке женщины начали предпринимать еще задолго до нашей эры. В древнеегипетских источниках встречается имя инженера Эн-Хеду-Анны, жившей около 2350 года до нашей эры.
В древней Греции доступ к образованию для женщин был закрыт. Но известно, что в школе Пифагора среди преподавателей и студентов насчитывалось около 30 женщин. Они вынужденно облачались в мужские платья, так как представительницам прекрасного пола запрещалось появляться в публичных собраниях. Трагически закончилась жизнь математика Гипатии из Египта (IVвек) – она погибла от рук религиозных фанатиков. Историки на протяжении многих веков считали ее единственной женщиной-ученым древнего мира.
В эпоху средневековья грамоте попрежнему учили преимущественно мальчиков. Образовавшиеся под эгидой церкви европейские институты игнорировали женщин как «недостойных». Единственный путь получения знаний – самообразование, сотрудничество с отцами, мужьями, братьями. Поэтому-то так мало женщин-ученых известно истории – многие подписывали свои работы мужскими именами, или вовсе отказывались от авторства.
Известна история выдающегося хирурга Бэрри, которой пришлось на протяжении всей жизни играть роль мужчины – сначала для поступления в медицинскую школу, потом – чтобы иметь возможность практиковать. Только после ее смерти буквально перед процедурой погребения обман раскрылся.
«Папесса» Иоанна
Януш Леон Вишневский в своей книжке "Зачем нужны мужчины?" пишет об одном забавном факте.
Оказывается, в католической церкви до сих пор, чтобы стать папой, необходимо доказать наличие обоих яичек.
Способ проверки проходит так: кандидата в папы усаживают в мраморное кресло с отверстием посередине. И кардиналы путём ощупывания проверяют, всё ли на месте у претендента в папы.
Без пяти минут папа садится на навозное кресло, после чего кардиналы изучают через отверстие его естество и, если папа не оказывается мамой, произносят: «Man nobis nominus est!» («Наш избранник - муж!»). Появление этого странного ритуала связывают с легендой о папессе Иоанне - единственной женщине, которая якобы умудрилась занять папский престол под именем Иоанна Восьмого и долго водила за нос коллег и прихожан. Разоблачена она была лишь после того, как родила прямо в ходе религиозной процессии. За что добрые христиане ее и умертвили. Вот с тех пор всех пап и подвергают обследованию на навозном кресле.
Вот какую историю рассказывает нам один из самых успешных романов девяностых годов, «Папесса», автор которого – американская писательница-феминистка Донна Вулфолк Кросс. Иоанна из Ингельхейма (епархия Майнца) — одна из самых необычных женщин Средневековья, сделавшая невероятную карьеру. Считается, что изначально она получила медицинское образование. Однако она отдавала себе отчёт, что в мужском обществе во времена Средневековья у образованной женщины нет шансов. Тогда, переодевшись в мужскую монашескую одежду, она вступила в монастырь в Фульде. Впоследствии Иоанна добралась до Рима, добилась известности в качестве личного врача Папы, и, в конце концов, была избрана на престол Петра. В её судьбе, однако, произошёл поворот, когда она вкусила запретный плод плотской любви: папесса забеременела. Роды случились во время процессии по улицам Рима, на одной из улочек между собором Святого Петра и Латеранской базиликой, и на свет появился ребёнок мужского пола. Тогда все поняли, что перед ними была женщина. Она обманывала кардиналов, Церковь и народ, и за это её ждала кровавая расправа, повлёкшая за собой её смерть.
Вообще-то книжка "Зачем нужны мужчины?" Януша Вишневского, который написал всем известное произведение "Одиночество в сети", весьма любопытна. Мужчина глазами ученого. Глазами писателя. Просто глазами мужчины — умного, тонкого, циничного, ироничного. Знаменитый поляк Януш Вишневский написал 13 блестящих, вдохновенных, откровенных эссе о современных мужчинах. Как хочет мужчина? Может ли мужчина быть верным? Правда ли, что женщины лучше мужчин? Как страдают мужчины? И еще масса острых вопросов и развернутых ответов в книге «Зачем нужны мужчины?». Эта книга — попытка построить мост между научной теорией и голосом сердца, тем, что доказано, и тем, что прочувствовано.
Это порция шокирующего знания о нас самих. Множество интригующих фактов — но и личные размышления ученого. Ученого с душой поэта. Автор опровергает мифы, ставит под сомнение стереотипы, возмущает, забавляет. Легко оперирует огромным количеством научных фактов и имен, рассыпает афоризмы и парадоксы, переворачивает все с ног на голову. И на главный вопрос — «Нужен ли я миру?» — с надеждой отвечает: «Мир без мужчин, даже если и возможен, был бы не очень-то хорош — слишком пуст, скучен и печален, а вдобавок в нем было бы ужасно холодно. Мужчины нужны женщинам. Очень нужны. Думаю, что я иногда тоже...»
У Бэрри много подруг по несчастью. Немецкий астроном XVII века Мария Винкельман открыла комету, но объявить об этом не решилась – ее бы никто не стал слушать. Пришлось подарить свое открытие мужу.
Английский физик Мэри Сомервиль переработала (перевела с французского, комментировала) настольную книгу астрономов 19 века – пятитомный труд «Небесная механика» Пьера Лапласа, издавала собственные труды по физике, пользовавшиеся огромным успехом. По ее работам учились студенты Кембриджа, но ей самой не позволили ни учиться, ни преподавать там. Немецкие ученые Отто Ган и Лиза Мейтнер с помощью созданного ими «метода радиоактивной отдачи» открыли несколько новых радиоактивных веществ. Их работы имеют огромное значение для развития атомной физики. Их вклад в работу был примерно одинаковым: Лиза Мейтнер как физик сосредоточилась на физической строне проблем, Отто Ган как химик – на химической. Тридцатилетнее сотрудничество было плодотворным. После бегства Мейтнер из нацистской Германии Ган продолжил заниматься исследованием свойств урана, не переставая консультироваться с коллегой посредством писем. И Лиза нашла теоретическое обоснование тому, за что Ган впоследствии получил Нобелевскую премию в 1944 году – за открытие расщепления тяжелых ядер. Термин «расщепление», кстати, первой употребила она. Но Лиза Мейтнер не была отмечена Шведской королевской академией наук. Отто Ган, о котором современники отзывались как о порядочнейшем человеке, как-то не совсем честно по отношению к коллеге объяснил выбор Нобелевского комитета: «Когда произошло открытие, она уже в моей лаборатории не работала». Позже в честь Лизы Мейтнер был назван 109-й химический элемент.
Впервые женщины получили доступ к образованию в 60-х годах XIX века. Им официально было разрешено посещать университеты. Но пока только в Европе. До России этот прогресс докатился гораздо позже. И вот в прошлом веке женщины получили равные с мужчинами права. Однако получить право на образование – еще не значит реализовать его. Против их карьеры, видимо, встала сама природа, – не секрет, что совмещать профессиональный рост с заботами о семье нелегко. Так что равный доступ к образованию даже в XX веке не переломил тенденцию, закладывавшуюся веками, – основные научные открытия совершают по-прежнему мужчины.
В XXI веке в России, как и во многих других странах, женщины имеют равные права с мужчинами в доступе к высшему образованию и занятиям наукой.
По данным ЮНЕСКО, женщины составляют лишь 27% от общего числа ученых всего мира. На 754 нобелевских мужчин-лауреатов приходится 35 женщин-лауреатов, причем за достижения в науке из них всего 13, в области физики – всего 2, остальные – премии мира, литературные. Среди лауреатов других престижных наград за достижения в различных областях науки также большинство мужчин. Хотя в школе количество девочек-отличниц и хорошисток больше, чем мальчиков, а поло- вина научных сотрудников в России – женщины, но в основном они занимают должности младших научных сотрудников, заведующих лабораториями. Академиков-женщин всего полтора процента от общего числа: среди 442 действительных членов Российской академии наук их всего 6, членов корреспондентов не намного больше – 15 из 604.
Много забытых имен женщин-ученых свидетельствует о продолжающейся дискриминации женщин.
Можно вспомнить немало женщин, имеющих выдающиеся заслуги перед мировой наукой. Так, жена Альберта Эйнштейна Милева Марич, которая училась с ним на одном курсе в Цюрихском политехническом институте, впоследствии была фактически соавтором Эйнштейна в создании его основных трудов, хотя её имя регулярно вычёркивалось при их публикации. А кто знает о ней?
Молодые познакомились в 1896 года, когда
Альберту Эйнштейну 17 и Милеве Марич 21 год.
Мало кто слышал о Милеве Марич, До 1987 года личность первой жены Эйнштейна, Милевы Марич, никого особенно не интересовала. Но после того, как выяснилось, что она принимала самое деятельное участие в написании всех основных работ мужа, интерес к ней резко возрос. «По словам эйнштейноведов Роберта Шульмана и Юргина Ренна, — пишут Картер и Хайфилд, — Милеве были "в высшей мере присущи уверенность в себе и независимость, дисциплинированное отношение к занятиям и здоровое отсутствие излишнего почтения к авторитетам"»
Имя Милевы Марич после 1920 года не произносилось в присутствии Эйнштейна, дабы его не раздражать; про нее забыли почти так же надежно, как и про его первую дочь Лизерль. Информация о жене либо отсутствовала, либо носила сильно искаженный характер. Однако не может человек, проживший с Эйнштейном душа в душу свыше 15 лет не оставить никаких следов и они отыскивались. Придворные биографы, упоминали о ней в нескольких словах чаще негативного содержания, хотя всякому здравомыслящему человеку было понятно, что здесь скрывается какая-то тайна. Но чем ближе к нашему времени, тем больше и больше правдивой информации появляется о Милеве.
Милева родилась за неделю до Рождества, 19 декабря 1875 года в селении Тител, расположенного на территории Воеводины — «края разбойников и повстанцев», как потом говорил Эйнштейн, который в те времена принадлежал Венгрии, а сейчас Сербии (см. выше пояснения к картам). С самого раннего детства она проявила поразительные способности к математике и языкам. Помимо этого, девочка увлекалась живописью и музыкой. Одна престарелая учительница сказала отцу: «Эту девочку надо беречь. Она — необыкновенный ребенок»
Чтобы продолжить свое образование, Милева вынуждена была выехать за пределы Габсбургской монархии в свободный город Цюрих — первый немецкоязычный город, в котором с 1867 года разрешено было учиться в университете девушкам. В конце октября 1896 года, когда формировалась очередная группа в Цюрихский Политехникум, решительная 21-летняя девушка, прекрасно разбирающаяся в вопросах физики и математики, успешно сдает экзамены и попадает в группу мальчиков-первокурсников, куда со второго раза поступил учиться 17-летний Альберт Эйнштейн. Первую попытку он сделал ровно год назад, в октябре 1895 года, но не прошел испытательные экзамены. После провала он поступил в кантональную школу, дипломом которой давал право поступать в Политехникум без экзаменов. После годичного подготовительного курса его гарантировано зачислили на первый курс. Жаждущая знаний девушка начала самостоятельно много читать научной литературы, не входящей в программу обучения. Этим своим энтузиазмом она заразила друга, Альберта, который привязался к ней. Чтобы не отстать от нее и как-то завоевать ее внимание, он тоже пытается приобщиться к чтению статей, рассказывающих о последних достижениях физики. Альберт делал это по необходимости, чтобы понравиться своей подруге. До этого проблемы передовой науки и последние открытия в физике его не особенно интересовали. Милева же делала это по зову сердца, из искреннего любопытства. Она добывала знания ради самих знаний, а не ради того, чтобы выглядеть в глазах друга достойно.
В 1899 году Эйнштейн писал Милеве: «Как мог я только жить раньше, ты моё маленькое всё. Без тебя мне не хватает уверенности в себе, страсти к работе, и жизнь не в радость — короче, без тебя мне и жизнь не жизнь». Эйнштейн только с ней начал знакомиться с классическими произведениями Гельмгольца, Томсона, Больцмана, Друде, Герца, Кирхгофа, Маха, Оствальда, Планка (эти имена фигурируют в письмах) и обсуждать физические проблемы со своей возлюбленной. Она была его единственной опорой, когда он после окончания Политехникума в течение почти двух лет оставался безработным. Ее родители были богаты и могли обеспечить материальное положение зараждающейся семьи.
Целеустремленная студентка для получения знаний с передового фронта науки 5 октября 1897 года забирает документы из Цюрихского Политехникума и решает ехать в Германию, в старейший (основан в 1386 году) Гейдельбергский университет, где она слышала об удивительных экспериментах с каналовыми лучами и фотоэлектрическим эффектом, которые проводил будущий лауреат Нобелевской премии (1905) и ярый противник теории относительности, Филипп Ленард. Не отсюда ли проистекает интерес Эйнштейна к явлению фотоэлектричества, за исследование которого в ноябре 1922 году он получит Нобелевскую премию за истекший 1921 год?
Свои молодые силы Марич потратила не только на освоение физических и математических предметов, но и на преодоление жесточайшего сопротивления, связанного с тогдашними предрассудками: считалось, что из женщины не может получиться первоклассный ученый. Это тогда, а что сейчас? Нынешние женоненавистники снова кричат, что Марич приложила не достаточно сил, чтобы стать физиком. Возле мужа, твердят они, первая жена «гениального физика» всегда была только домохозяйкой.
Это, разумеется, не так. Популяризаторы «эйнштейновских достижений» не любят вспоминать самую первую статью Альберта, написанную в 1901 году без помощи Милевы. Это — самая слабая из всех работ, вошедших в его «Собрании научных трудов». Наиболее важные статьи первых лет их совместного проживания были написаны при самом активном участии Милевы. Четыре работы 1905 года, прославившие имя Эйнштейна в веках, были написаны, практически, одной Милевой, во всяком случае, их математическая часть. Альберт же в это время работал в бюро патентов и ему некогда было обдумывать содержание сложных научных концепций, связанных с термодинамикой, молекулярно-кинетической теорией и статистической физикой.
После трудов 1905 - 1917 гг. Альберт Эйнштейн больше ничего серьезного в науке так и не создал до самой своей смерти в 1955 г. Милева умерла на 7 лет раньше.
Почитатели Эйнштейна не любят комментировать и часто, вообще, забывают сообщить об этом факте. Зато они охотно рассказывают, как "студентка-дурнушка" разглядела в симпатичном парне будущего гения и мертвой хваткой вцепилась в него. Лакейские биографы всячески подчеркивают хромату и внешнюю непривлекательность Милевы и отсюда делают вывод, будто не он, а она влачилась за ним. Этот вздор проистекает от непонимания психологии молодых людей. Умная, гордая и вполне привлекательная девушка могла бы найти себе партию получше. Но почему не ответить на ухаживания симпатичного молодого человека, который был явно неравнодушен к ней. Отношения между ними развивались медленно. Милева присматривалась к Альберту, долго взвешивала, но после поездки в Германию пошла на сближение.
Родители Милевы смотрят на их любовь вполне благосклонно, так как понимают, что их дочке пришла пора, выходить замуж. Родители Альберта, напротив, взирают на открывающуюся перспективу с ужасом. Невеста безобразна, хромоножка, на четыре года старше сына; она — сущий «книжный червь» (так называла ее будущая свекровь), да еще сербка. Ни о какой женитьбе, считают они, не может быть и речи.
Уже в начале нового века отношения между Милевой и Альбертом перезрели, но чем крепче становилась между ними любовь, тем большее сопротивление они испытывали со стороны семейки Эйнштейнов. В мае 1901 года она пишет Альберту: «Мой Бог, как прекрасен будет мир, когда ты увидишь меня своей маленькой женой». Она мечтает о создании семьи, рождении детей; образование и наука, естественно, отодвинулись на второй план. Все ее мысли заняты решением проблемы преодоления заслона, возведенного родителями Альберта. «Может быть, появление ребенка заставит предрассудочную мамашу сдаться и согласиться на женитьбу сына, — думала она. — Ждать волевых действий от слабохарактерного Альберта не приходится: поперек желания матери он никогда не пойдет». И решительная сербка, в конце концов, рискнула.
Милева Марич с сыновьями: Эдуард (слева), Ганс-Альберт (справа).
Фото 1914 года, когда Эйнштейн бросил свою первую жену и начал
приударять за своей кузиной, Эльзой Лёвенталь, его второй женой.
Но вот 10 октября 1902 года в Милане на 55-том году жизни умирает отец Альберта, который на смертном одре, видимо, дал благословение сыну на брак с Милевой. Кроме того, перед Альбертом открылась перспектива получения постоянного места работы в Бернском патентном бюро, которое выхлопотал ему отец Марселя Гроссмана, влиятельный и богатый промышленник, директор завода по выпуску сельхозмашин. Бракосочетание Милевы и Альберта проходило в Бернском муниципалитете 6 января 1903 года, т.е. накануне Нового года по грегорианскому календарю, по которому отмечает этот праздник все православные, в том числе, и Милева.
Альберт согласился на свадьбу, лишь при выполнении Милевой шести довольно унизительных условий (остались зафиксированными в письме жениха). Пятым условием значилось: "без слов протеста ты будешь выполнять для меня научные расчеты". Что говорит о многом.
А всего через 10 чет Альберт и Милева расстались.
В основе специальной теория относительности (СТО) лежит работа "К электродинамике движущихся тел" (1905), рукопись которой подписана Эйнштейн - Марити (Марити - венгерская транскрипция фамилии Maric). Докторская диссертация Милевы также посвящена СТО. Признание ждало эту теорию в 1919-м, когда астрономы подтвердили правильность вывода о том, что сила тяжести вызывает искривление пространства и отклоняет свет. К тому времени брак Милевы и Альберта практически распался, хотя в семье росли двое сыновей
В 1930 году по просьбе самого Альберта Эйнштейна Рудольф Кайзер (муж Ильзы Эйнштейн, дочери второй жены Эйнштейна, Эльзы Левенталь) под псевдонимом Антон Рейзер издал хвалебно-угодливую и во многом лживую биографию «гениального ученого», в которой имя Милевы Марич упоминается всего один раз в связи с первым браком героя. Впрочем, кроме Эйнштейна, все остальные практически не знали правды.