• Авторизация


Поговорим о музыке. Иудейка в Михайловском театре. 15-02-2013 22:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Кто не любит музыки, тот не способен ни к чему великому и благородному!
В.Шекспир

На сей раз хочу изменить традиции и написать до события, которое должно произойти в воскресенье. Мы решили посмотреть нашумевшую два года назад и как-то незаметно промелькнувшую в театральном мире оперу "Иудейка" в Михайловском театре.



«Эта опера действительно очень значительное произведение. После долгого времени отсутствия в репертуаре многих театров она возвращается. В последнее время она шла и в Вене, и в Париже, и в Лондоне, сейчас добралась и до Петербурга: в прошлом сезоне под названием «Иудейка» она была поставлена в Михайловском театре.

Немного из истории. Оперу эту называли шедевром французской оперной сцены еще в середине 19 века. 

"Иудейка" (1835) Жака Франсуа Галеви, прославившаяся в театрах XIX века под названиями "Дочь кардинала" и "Жидовка" (La Juive), появилась на сцене Михайловского театра, где когда-то, в 1837 году, была дана ее российская премьера.

В декабре 1888 Казанский театр оперы посетил Владимир Ульянов (Ленин) вместе с братом — Д. И. Ульяновым. В 1901 году Владимир Ульянов писал матери: «Был на днях в опере, слушал с великим наслаждением „Жидовку“: я слышал её раз в Казани (когда пел Закржевский), лет, должно быть, 13 тому назад, но некоторые мотивы остались в памяти».

Почему мы решили пойти на этот спектакль?

Во-первых, я никогда не слышал об этом композиторе.

[229x360]Жак Франсуа Фроманталь Эли Галеви.  Будущий композитор родился во Франции в 1799 году в семье известного поэта Эли Галеви (Халфона), эмигранта из Баварии. Поселившись во Франции, отец был вынужден к своей фамилии Леви добавить приставку для евреев "а-". Эли Галеви был еще и кантором, и учителем еврейского языка. О нем известно, что зятем Жака Галеви был композитор Бизе, С 1816 года он преподавал в Парижской консерватории. Среди учеников — Шарль Гуно, Жорж Бизе, Камиль Сен-Санс,

Галеви написал около сорока опер. Среди них:

  • Мушкетеры королевы (фр. Les mousquetaires de la raine) (1846)
  • Пиковая дама (1850) (фр. La dame de pique) (по повести Александра Пушкина в переводе Проспера Мериме)
  • Карл Шестой (фр. Charles VI) (1843)
  • Ной (1858—1862)
  • Буря, по итальянскому либретто на основе одноименной пьесы Уильяма Шекспира (1850)
  • Королева Кипра (фр. La reine de Chypre) (1841) (заслужила множество похвал Рихарда Вагнера)
  • Ремесленник (фр. L'artisan) (1827)
  • Жидовка (фр. La Juive) (1835)

Для стиля его опер характерны монументальность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, обилие сценических эффектов. Большинство опер Галеви написано на исторические сюжеты. Лучшие из них посвящены теме борьбы против национального угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма.

«Музыка Галеви относится к той, которую нельзя по-настоящему оценить с первой попытки. Она обладает сложной внутренней красотой, хотя ей не достаетсовершенства формы, яркости выражаемых чувств, отмечаемых при первом прослушивании» ,- писал Г.Берлиоз.

Восторгался музыкой Галеви и Р.Вагнер; "«Чтобы написать хорошую оперу, нужны не только хороший поэт и хороший музыкант, нужно еще, чтобы имелось определенное согласие между талантом одного и другого» Вагнер назвал оперу Иудейка" «памятником, который будет выделяться в истории музыки».

Густав Малер провозгласил "Жидовку" одной из самых потрясающих опер, когда-либо созданных на земле.

Помимо опер, Галеви принадлежат 2 балета, кантаты, романсы, хоры, фортепьянные пьесы, произведения культовой музыки.

Главным произведением Галеви, обессмертившим его имя, явилась опера "Еврейка" ("Иудейка"), по либретто Эжена Скриба, о преследовании евреев инквизицией.

В дореволюционной России опера называлась "Жидовка", а в СССР — "Дочь кардинала".
В опере использованы еврейские мотивы, многовековые страдания еврейского народа нашли в ней глубокое музыкальное выражение. Героиня "Еврейки" Рахель проявляет самопожертвенную преданность иудаизму, хотя сама она вовсе не еврейка по рождению.
Сирота, воспитанная евреем Элеазаром, бросается в костер, не желая изменить своим идеалам. В опере впервые нашли применение оркестровые приемы, о которых впоследствии восторженно отзывался Берлиоз. Она была впервые поставлена в 1835-м году.

В своем авторском вступлении Алексей Парин предлагает к прослушиванию несколько образцов исполнения этой оперы из дальних времен: Каватина де Броньи из первого акта в записи 1927 года, ария Рошель из второго действия в исполнении несравненной Розы Понсель, а также великий Энрико Карузо в партии Элеазара в записи от 1920 года…

Очень интересно рассказывает об этой опере музыковед, ведущий разных радиостанций Алексей Парин. Послушайте его.

Нил Шикофф: «Я просил обернуть нож изолентой!»

Я впервые услышал об этой опере, познакомившись с творчеством великого американского тенора Нейла Шикофа, который в 2011 году удостоен был нашей высшей театральной премии "Золотая маска" за исполнение партии Элиозара опере "Иудейка" в Михайловском театре.

Внешне Шикофф  чем-то похож на руководителя американского компьютерного концерна «Эппл» Стива Джоббса

 

 

 



 

Итак, что день грядущий нам готовит? Поживем, увидим. Но музыка мне уже нравится, и Нил Шикофф тоже хорош!

На сайте Михайловского театра написано:

Иудейка

опера в 3-х действиях, 5-ти картинах

музыка Жака Франсуа Фроманталя Галеви

С участием Марии Литке, Натальи Мироновой, Гарри Питерса, Нила Шикоффа
Дирижёр — Петер Феранец

+
Лекция «Человек в «большой опере»»

Билетов нет
___________________________________________________
 
 



 

___________________________________________________

[445x282]

А во-вторых, всегда меня интересовал вопрос о том, что позволяет евреям выжить и подняться к вершинам каждой последующей цивилизации. Почему их всегда преследовали во все века? События, описанные в опере, затрагивают времена инквизиции 15 века.

Евреи для меня всегда были загадочным народом. Свой путь в историю евреи прокладывали неприметно и с большим опозданием. У них не было ни каменного, ни бронзового века. У них не было и века железного. В течение первых восьми столетий своего существования они кочевали внутри и вовне больших цивилизаций, окружавших их. У них не было ни зданий, ни городов, ни армии. В сущности говоря, у них не было даже оружия. Все их богатство составляли те идеи, которые со временем покорили мир, хотя и не сделали евреев его хозяевами.

Еврейская история не может быть рассказана только как история одних лишь евреев, ибо они почти на всем протяжении своего исторического пути жили во взаимодействии с другими цивилизациями. Судьба евреев была сходной с судьбой этих цивилизаций, за одним весьма важным исключением. Евреи каким-то образом сумели избежать той культурной смерти, которая, как оказалось, была уготована всем цивилизациям, их окружавшим, и продолжали свое культурное развитие в рамках новых цивилизаций, возникавших к этому времени.

На нашей планете насчитывается свыше трех миллиардов человек, из них лишь 12 миллионов - меньше половины процента - составляют евреи. Статистически они как будто бы так же мало могут претендовать на заметную роль в мировых событиях, как, скажем, какое-нибудь племя айну, затерянное в глубинах восточной Азии, на обочине истории. В действительности, однако, роль евреев совершенно не пропорциональна их малой численности. Не менее 12 процентов всех Нобелевских премий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Вклад евреев в величайшие достижения человечества в области религии, науки, литературы, музыки, экономики и философии поражает своими масштабами.

И еще надо не забывать, что Антисемитизм всегда был частью еврейской истории и наложил глубокий отпечаток на менталитет евреев, особенно в странах рассеяния, и особенно в России. Самые ужасные гонения евреи претерпели не со стороны язычников, а со стороны тех, кто называл себя христианами. В словарях антисемитизм определяют как враждебное отношение к евреям как к таковым. То есть, негативное отношение, которое обусловлено не теми или иными поступками или словами человека, а одной лишь его национальностью. Почему антисемитизм существует? Чем он вызван?
Если спросить, за что не любят евреев, можно услышать самые разные ответы. Одни обвиняют евреев в убийстве Христа, а другие, наоборот, в том, что они были первыми христианами и написали книги Нового Завета. Третьи – в некой особой природной жадности, жажде накопительства, стремлении эксплуатировать труд других народов, в том, что их религия (иудаизм) якобы проповедует расовую исключительность,
но в любых своих проявлениях антисемитизм мне был всегда непонятен и неприятен. В течение длинных, мрачных лет Средневековья евреев часто ставили перед выбором “крещение или изгнание”, “крещение или мучение”, “крещение или смерть”. Против них издавались всевозможные унизительные законы.

Период расцвета античной Греции продолжался пять столетий. Затем греки превратились в народ пастухов. Они никогда не достигли вновь своего былого величия. Совершенно иначе обстоит дело с евреями. Они сохраняют творческую активность на всем протяжении своей четырехтысячелетней истории.

В ходе столетий евреи выработали такие понятия, как молитва, церковь, спасение души, всеобщее образование, благотворительность. Они ввели их в свой обиход за много веков до того, как все прочее человечество оказалось способным их воспринять. И тем не менее вплоть до 1948 г., в течение почти двух тысяч лет, евреи не имели даже собственной страны. Они обитали среди вавилонян, жили в окружении эллинистического мира, присутствовали у смертного одра Римской империи, преуспевали в исламской цивилизации, вновь вышли на сцену из двенадцативекового мрака, именуемого средними веками, и достигли интеллектуальных вершин в новое время.

За что же не любили евреев во все века? За то, что они придумали для себя право на обогащение за счет общества. Они придумали ростовщичество. За это их и не любили. В основе ростовщичества лежит предоставление денег в кредит под сложный процент, когда процент начисляется не только на основную сумму долга, но и на сумму процента по предыдущему сроку выплаты. Такие  взимания процента в математике подчинены закону геометрической прогрессии, имеющей в своем пределе экспоненциальный рост.

Классический пример проявления закона геометрической прогрессии - известная история, происшедшая с одним персидским падишахом. Он был так восхищен новой игрой — шахматами, что пообещал исполнить любое желание их изобретателя. Умный математик  попросил положить на первый квадрат шахматного поля одно хлебное зернышко, а на каждый последующий класть в два раза больше, чем на предыдущий. Вначале царь обрадовался скромности просьбы, но скоро понял, что во всем царстве не хватит зерна, чтобы исполнить это “скромное” желание. Не трудно подсчитать, что  требуемое количество зерна  составит более 440 мировых урожаев.

Математические законы геометрической прогрессии продолжают действовать и при взимании сложных процентов в экономике. Расчеты поражают. Если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Христова с 4% годовых, то в 1750 году на вырученные деньги он смог бы купить золотой шар весом с Землю. В 1990 году он имел бы уже эквивалент 8190 таких шаров. При 5% годовых он смог бы купить такой шар еще в 1403 году, а в 1990 году покупательная способность денег была бы равна 2200 млрд. шаров из золота весом с Землю. 

Действительно, за счет взимания процентов и сложных процентов денежные состояния удваиваются через регулярные промежутки времени: период времени, необходимый для удвоения размера вложенной суммы денег: при взимании 3% годовых для этого понадобится 24 года, при 6% — 12 лет, при 12% — 6 лет.

Обратное состояния у  лица, взявшего кредит под проценты. Долгосрочный кредит, взятый, например,  на 25 лет при сложных 3 % годовых, к сроку выплаты удваивается (при сложном 1%, долг удваивается приблизительно через 70 лет). Если проанализировать отношение даже очень небольших процентных ставок к самым, казалось бы, «земным» срокам выплат, то выясняется, что чем ближе к моменту выплаты долга, тем менее благополучно выглядит финансовое состояние должника и связано это, прежде всего с экспоненциальной «хитростью» функциональной зависимости: маленький сложный процент / долгий срок выплаты. Период удвоения суммы к выплате от исходной приблизительно можно для сложного процента подсчитать по формуле 70/ставка процента.

На самом деле антисемитизм возник на основе борьбы с ростовщичеством.

Действие оперы происходит во Франции. Всё позднее средневековье евреи Франции жили в условиях постоянных нападок церковников, феодалов и простонародья. Притеснения варьировались от поборов и убийств отдельных евреев до погромов и массовых убийств.

Введение в середине XIII в. инквизиции усилило преследования евреев.

Чтобы продемонстрировать торжество христианства и его преимущества перед иудаизмом, католическая церковь вынуждала раввинов принимать участие в религиозных диспутах. Публиковались многочисленные трактаты, направленные против иудаизма.

Особенно ожесточенным нападкам подвергался Талмуд. В 1239 г. апостат Николай Донин изложил перед папой обвинения против Талмуда, указывая, что в нем есть нападки на христианство. В результате была разослана папская булла, направленная против Талмуда.

В июне 1240 г. в Париже состоялся диспут о Талмуде. Несмотря на блестящие выступления еврейских ученых, особенно рабби Иехиэля бен Иосефа из Парижа, трибунал вынес постановление о сожжении Талмуда. В 1242 г. Талмуд был запрещен, и было сожжено 24 воза еврейских книг.

Король и крупные феодалы стали рассматривать евреев, проживавших на их землях, как свою собственность; в юридических документах они именовались «евреи короля». Опасаясь лишиться денег, которые им платили в виде налогов и всевозможных сборов, феодалы стали заключать между собой договоры в отношении прав на евреев.

Католическая церковь резко осуждала любые финансовые сделки с евреями. Множество людей, задолжавших евреям, среди которых были представители всех слоев населения, активно поддерживали требование церкви разрешить христианам не возвращать долги евреям.

Вот это тот фон, на котором Галеви построил свою оперу, взяв за основу либретто Эжена Скриба.

Сюжет пятиактной оперы, сочиненный Эженом Скрибом (известным в России по пьесе «Стакан воды»), разворачивается опять же вокруг проблемы выбора. Действие происходит в XV веке в Констанце. Главный герой — купец Элеазар, пострадавший от рук святой инквизиции, посылает свою приемную дочь Рахиль отомстить палачу, кардиналу де Броньи, который на самом деле ее отец. Элеазару нужно решить, что важнее — защитить свою веру и свой народ или спасти свою дочь от мучительной смерти. У Рахили — свой выбор: во имя любви к христианскому юноше она жертвует собой и забывает о мести.  Таков сюжет этой оперы, которую мы идем смотреть.

Вернемся к спектаклю

Только что пришли из театра. Сидели в центре в ложах бенуа. Билеты по 2500 р. Но это тот случай, когда денег не жалко, так как музыка увлекла с первой минуты. И хотя спектакль длился 4 часа с двумя антрактами, музыка великолепна. и она не надоедала однообразием.Великолепно звучал хор и оркестр. У солистов ОЧЕНЬ сложные партии, но они справились. Режиссерски спектакль решен несколько банально. Действие зачем-то из 15 века перенесено в 30-е годы 20 века. Костры инквизиции заменили газовыми камерами в конце спектакля. Очень понравились исполнители. О Ниле Шикоффе мы говорили.  Но следует сказать несколько слов и о других артистах.

[показать]

Режиссер Бернар окунул нас в атмосферу антисемитизма с первых минут спектакля. Мы пришли слушать музыку, а нам пропагандируют идеи Холокоста. Зачем?

[700x466]

Действие спектакля происходит в глухой серой коробке, играющей то роль еврейского гетто, то городской площади, где происходит праздник (у Бернара – антисемитский митинг), то военной комендатуры с бездушными машинистками, суетящимися штабистами и картой очередного блицкрига. Лейтмотив событий – подготовка массового уничтожения евреев. Конечно, Бернар задался благородной целью воспеть чувство достоинства у жертв, особенно сильное у ювелира и его дочери, и обличить погромщиков. Уже во время увертюры краснорубашечники избивают дубинками и ногами беззащитных молящихся иудеев, причем так достоверно, что зал не обращает внимания на музыку – все смотрят на побоище. Дальше – больше: евреев станет поносить толпа горожан, их будут бить, запугивать и всячески унижать, а под конец отправят в концлагерь, заменяющий костер для иноверцев. Но ведь опера не совсем (или не только) о расовой или религиозной ненависти. Скорее она о губительности фанатизма.

Центральная фигура в спектакле - это ювелир Элиазар, роль которого блистательно исполнил Нил Шикофф.

Конечно, можно сравнивать Нила Шикоффа с Энрико Карузо, для которого роль Элиазара была одной из последних в его жизни

Прослушать запись Скачать файл

Арию Элиазара можно послушать и в исполнении Марио дель Монако

Прослушать запись Скачать файл

Эта ария, пожалуй всегда была у меня на слуху, благодаря этим исполнителям.«Рахиль, ты мне дана небесным Провиденьем» - пел кто-то давным-давно в детстве, с очень древней пластинки. Мотив казался банальным, хоть и с восточным колоритом.

Любил эту арию и Пласидо Доминго:



В 1956 году эту арию по-русски спел Михаил Александрович :



Это эмоциональная вершина спектакля – знаменитая ария Елеазара, «Rachel, quand du Seigneur».  Элеазар стал последней трагической ролью смертельно больного Карузо. Нил Шикофф поёт эту арию, словно в последний раз, «кровью сердца». В общем, ради одной этой арии стоило придти на спектакль, пребывать в предвкушении чуда и дождаться его.

Пресловутый любовный треугольник.. Рахиль, дочь Кардинала, которую во время пожара давно-давно спас ювелир Элиазар и воспитал как свою дочь, она во главе угла, она - ИУДЕЙКА.   Рахиль,олицетворяющая все пороки и праведности, в неуёмном желании жить и любить.. благодаря и вопреки.Роль Рахиль исполняла солистка Михайловского театра МАРИЯ ЛИТКЕ. Браво! Мария Литке (сопрано) - Лауреат Всероссийского конкурса, в 2005 г. закончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу народной артистки СССР, профессора И. П. Богачёвой. Голос М. Литке диапазоном в две с половиной октавы ярко и темброво неповторимо звучит во всех регистрах: в нижнем он отличается глубиной и насыщенностью, в среднем - мягкостью и проникновенностью, в верхнем - сочетанием нежности и силы.Она пела Рахиль хорошо, но ее голос иногда "торчал". Голос у нее очень сильный, а иногда надо слушать партнеров. И образ Рахель, который она создала, был довольно странный. Некий синий чулок в очках, очень нервно бегала по сцене, Ее Рашель - с одной стороны, тихая забитая мышка, живущая в мире своих фантазий и книжек. Она постоянно книжку читала - то ли иудейские молитвы, то ли какой-то любовный роман. Даже в тюрьме читала. Может быть артистка плохо знала слова?  Правда, не вполне понятно, как принц мог променять красавицу Евдоксию на такую Рахель. А когда Леопольд признался, что он христианин, то Рахель показала свой буйный нрав, стала рвать и метать, как будто для нее Тора намного важнее любви. Любить такую Рахель трудно.

Второй угол треугольника - Избранник избранной.. христианин Леопольд, ради обладания любимой, выдающий себя за художника Самуила..Джанлука Пазолини (Gianluca Pasolini) – тенор, выпускник флорентийской Академии Maggio Musicale Fiorentino, находится на пике своей творческой карьеры. Зарекомендовал себя как одаренный педагог. Регулярно выступает на многих известных площадках Европы и США (Ла Скала, Берлинская Опера, Зальцбургский фестиваль).Поет все правильно, но иногда, как мне показалось, кое-что не вытягивал. И немного староват для роли любовника. Итальянец Джанлука Пазолини на фоне остальных оказался несколько слабее. Красивый тембр, даже какой-то русский тенор, но звучал голос почему-то напряженно и тихо.

И замыкает фигуру треугольника - невеста притворщика, племянница императора - Евдокия. В спектакле эту партию спела НАТАЛЬЯ МИРОНОВА,солистка Михайловского,украсившая колоратурным сопрано выдающуюся Оперу. Евдокия - Наталья Миронова - просто великолепна. Она плетет вокальные кружева с французским изяществом. У нее голос красивый, мягкий, но… слишком матовый и, все-таки…воспринимался  он в зале в основном, как мне показалось, недостаточно звучно. Особенно это было заметно на фоне  очень эмоционального пения исполнительницы партии Рахили.

Особенно в музыкальном плане интересен финальный дуэт Рахили и Евдоксии. Но режиссер решил эту сцену, на мой взгляд, очень плохо. Принцесса приходит к сопернице в тюрьму, её выводят, но всё бурное объяснение происходит на фоне канцелярской рутинной работы: человек двадцать статистов стучат на машинках, крутят телефонные аппараты, особо старательно водят длинными указками по карте города (составляют план тотальной облавы на евреев!). Рахиль всё время рвётся убежать, военный чиновник её ловит, приковывает наручником к стулу, она опять дёргает, стул падает и т. д. Все это слушать мешает! А поют девушки чудо как хорошо. Евдоксия уговаривает осужденную на казнь Рахиль спасти от смерти за связь с иудейкой Леопольда, которого они обе любят.

Это из Метрополитен опера. Дуэт Евдоксии (Элизабет Футрал) и Рашель (Сойл Исокоски)



А это из Венской штатс-оперы отрывок из второго действия, когда Рахиль встречается с Леопольдом. (The Vienna State Opera, 2003
Krassimira Stoyanova, Jianyi Zhang, Neil Shicoff)




Несколько слов о кардинале. Бас из Голландии Гарри Питерс обладает не очень мощным голосом, который, тем не менее, очень хорошо наполняет зал. В партии Кардинала де Броньи Питерс был очень убедителен; его герой – не столько религиозный фанатик, сколько несчастный отец, готовый на любые жертвы ради возвращения единственной дочери – в изумительной по мелодической красоте сцене, где Де Броньи умоляет Элеазара раскрыть ему тайну, Питерс добился необыкновенной эмоциональной выразительности. Правда, кардинал в окружении фашиствующих молодчиков смотрится не очень здорово.

Ну и в заключение, о чем эта опера? Эта опера не является ни "прохристианской", ни "проеврейской", здесь каждый из главных действующих лиц - одновременно и жертва, и палач, все преисполнены высокомерия и ненависти, гордясь своей верой и презирая чужую - именно об этом речь, о разрушительной сущности нетерпимости.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Валерий Степанович. Не отравят ли настроение? Тоже хочу сходить, но сначала, хочу выслушать Ваше мнение.С уважением, Сергей.
Ответ на комментарий сергей-сибирь # Сергей, Нейл Шикофф не постоянный солист Михайловского. Он только на это представление ангажирован. И очень интересно послушать его живьем. И музыка мне неожиданно понравилась. Впечатлениями поделюсь. Спасибо за внимание к моим мыслям. А мысли про литературу Вас не всколыхнули?


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о музыке. Иудейка в Михайловском театре. | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»