• Авторизация


Поговорим о литературе в школе. Литературные вторники в 239 ФМЛ. 12-02-2013 16:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро

В 18 веке так считал Дени Дидро. Но прошло уже более 200 лет с тех пор. Появилось телевидение, кино, гаджеты на любой вкус. И пустеют библиотеки, разоряются книгоиздатели, Нужна ли литература, и какой должна быть ее роль в современном мире?

В 90-е годы прошлого века произошла полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, которая изменила точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма образовала пустоты, которые разрушают личность.
      Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.
      Отказ от чтения и замена его зрелищем продиктованы не только желанием комфорта или пассивностью. Чтение по природе созидание, сотворение мира из букв и собственного воображения. Охлаждению читателя способствовала и слабость литературы в 90-е годы, и безликость, вторичность литературы последнего десятилетия, что объясняется растерянностью писателей перед бурно меняющейся жизнью и примитивностью вкусов массовой культуры, которая вне социального принуждения перестала скрывать свое лицо. Сейчас не прекращаются реформы в области образования, а кому они нужны? Прежде всего, власть имущим. В недавнем письме преподавателей МГУ против реформ образования прямо говорится: "У нас пытаются взрастить легко управляемое поколение" А для этого нужно несколько модифицировать образование, чтобы оно в полной мере выполняло эту главную по мнению авторов реформ цель - создать легко управляемое общество! Мы сегодня говорим о литературе, как важнейшем инструменте формрования личности.

В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Было ли это предпочтением внутреннего мира внешнему или следствием мечтательности славянского характера, отсутствия политических свобод, как думал А. И. Герцен? Так или иначе, традиция верховности литературного образования в нашем обществе до последнего времени была прочна. Однако век телевидения и других СМИ существенно изменил ситуацию.  Современное общество одержимо потребительской жаждой удовольствий и следования моде, обретения комфорта и власти.  Аппетит все растет и никогда не будет насыщен, пока люди живут не по закону любви. Любовь избирательна, она жаждет не всего, а конкретного, единственного, она дает возможность ощутить неповторимость каждого мига жизни и потому ведет к ощущению полноты бытия. Любовь и ненасытная жажда удовольствий несовместимы, как несовместимы истинная религия и агрессия. Религия и искусство объединяют свои усилия в борьбе за нравственное здоровье человека. При безграничных возможностях технического прогресса человечество либо станет гуманным, либо самоуничтожится. Люди, задумайтесь над этим!

Прежде чем начать разговор о литературе вспомним для начала Ивана Сергеевича Тургенева, его роман "Отцы и дети". Примечателен разговор нигилиста Базарова и аристократа Кирсанова. Помните, как волосатый нигилист Базаров говорил, что "порядочный химик в 20 раз полезнее поэта". И сегодня с точки зрения необразованного наркомана это так. "Уколоться и забыться", но для этого нужен химик, чтобы было чем колоться. Но во имя чего жить? И об этом должны говорить писатели с людьми, но у людей должна быть воспитана ПОТРЕБНОСТЬ к чтению. А кто должен воспитать эту потребность? Ну, конечно, школа. У родителей сегодня нет времени для воспитания собственных детей. Они сегодня в вечной погоне за успехом, за деньгами, которые якобы должны приносить благополучие и удовольствие от жизни. Раньше дети жили в больших семьях, где рядом были бабушки и дедушки, они вносили свой вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Детям было с кем поговорить о жизни. А теперь большие семьи - это редкость. Дети стремятся жить отдельно от родителей, но это еще больше повышает роль школы в деле воспитания подрастающего поколения. А в либеральном обществе школа стала разделять вопросы образования и воспитания. Либеральные идеи рождают анархию и безыдейность. И наши либералы все больше превращаются в нигилистов. Что отрицает Базаров? Он отрицает принципы либерализма, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, парламентаризм, крестьянскую общину с ее круговой порукой. В пылу отрицания, а им овладевает полемический задор, он не признает искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), критикует невежество народа («народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает »). В этой «схватке» с аристократом выигрывает демократ, его аргументы убедительны, в них чувствуется сила. «Схватка» между Павлом Петровичем и Базаровым показала всю силу Базарова. В открытом споре с Павлом Петровичем Кирсановым он формулирует основной тезис нигилизма: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Он отрицает все, а это очень опасно, часто бывает так, что отрицание одного в скором времени приведет к анархии и бессмысленности существования. Обществу нужны будут химики, но только для того, чтобы производить наркотики. А это страшно! Базаров и нынешние младодемократы бросают вызов законам Любви, Природе и Искусству - вечным ценностям нашего бытия. Вот зачем нужна сегодня литература в школе! Чтобы противостоять Базаровым, Удальцовым, Навальным...Эти тоже отрицают все и вся и зовут к анархии. Так надо ли читать Тургенева в школе, или заменить всякими там Пелевинами?

Так много мыслей, как в одном только романе Отцы и дети у Пелевина я не встречал. Но современным писателям, чтобы их издавали надо, чтобы их читали. Но время не безгранично, а потому сокращают классику и насаждают современность. Но зачем Ленина надо изучать по работам Солженицына? Нам говорят - нельзя объять необъятное. Вот и становятся педагоги, юристы и менеджеры во главе университетов. Физики становятся не нужны! Но ведь дальше так продолжаться не может! Раньше были и физики и лирики в одном флаконе. Бородин А.П. был великим химиком и великим композитором. Опенгеймер, один из создателей водородной бомбы писал стихи, о чем однажды Эйнштейн спросил его, как тот может сочетать в себе два эти занятия? Ведь поэты о понятном говорят непонятно, в то время как физики о непонятном говорят понятно. Но теперь вместо физики в университете МЧС России будущие инженеры пожарной безопасности изучают в еще большем объеме правоведение, менеджмент, ПЕДАГОГИКУ И ПСИХОЛОГИЮ. Проводится это под лозунгом "гуманитаризации образования". Это так современные менеджеры от образования вносят свой вклад в дело дальнейшего развала нашего общества. Литература нужна, но есть разные формы и способы внедрения гуманитарных знаний. Эффективность этой работы зависит от квалификации тех, кто это делает. Не вместо физики надо учить литературу, а вместе с физикой. Поэтому высока роль учителя литературы в школе, особенно в физико-математической.   Я помню, как в одном из интервью лучший директор школ России (он выиграл в 2012 году это звание), директор 239 физико-математического лицея Санкт-Петербурга М. Пратусевич сказал: "У нас главный предмет в ФМЛ - русский язык и литература". Мы сегодня поговорим о литературных вторниках в 239 ФМЛ, а пока я хочу напомнить цитаты из Тургенева - мне современные реформаторы от образования очень напоминают Базарова, но тот хоть умирая признался, что он не нужен России. А ныненешние Базаровы, что творят? Но при этом говорят, что именно они нужны России.

Итак, цитаты из Тургенева:

  • Человек хорош, обстоятельства плохи.
  • Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
  • Воспитание? – подхватил Базаров. – Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например… А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота!
  • Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
  • Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.
  • Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным
  • Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше.
  • Исправьте общество и болезней не будет.
  • Мне скажут дело - я соглашусь.
  • О, друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

[580x386]

Школьники разных возрастов должны с самого первого класса начальной школы знать, Зачем нужна литература в школе. Именно эта школьная дисциплина позволяет развивать у подрастающего поколения чувство эстетического вкуса, способность мыслить и анализировать, примерять те или иные жизненные модели к своему собственному «я».

"Русская литература не должна опускаться до уровня общества в его сомнительных и тёмных проявлениях. В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины."

                                                               Н.А. Некрасов

Русская литература – это, помимо всего прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…

Именно литература вводит школьника в мир культуры как мир смыслов и мир ценностей, а как ввести его в этот мир, не заставить, а ввести так, чтобы молодой человек полюбил мир и доверял бы другим людям, которые хотят ему только добра. Но те, которые отвечают за воспитание человека должны в полной мере отвечать перед миром, относясь к нему с любовью и с пониманием. Человек, который призывает к насилию, он сам слаб перед миром, а слабым людям нельзя доверять воспитание поколений!

Размышляя на эту тему, обнаружил много сходных мыслей у Арсения Замостьянова, Арсений Замостьянов – поэт, литературовед, историк. В начале девяностых его стихи публиковались в ведущих периодических изданиях и были включены Евгением Евтушенко в антологию «Строфы века».

Говоря об образовании,  Арсений считает, что у власти должны быть настоящие государственники, которые понимают, что без духовной пищи страну не поднять и уж тем более не вывести её на мировой уровень. Меня заинтересовала его новая книга «Сталинская гвардия. Наследники вождя» (Яуза-пресс, Эксмо, М., 2010). Как можно по-другому говорить о прошлых наших лидерах, которых принято сейчас разносить и в хвост и в гриву. Вот и о А.Н. Косыгине, бывшем премьер-министре СССР он говорит пренебрежительно, как об ин­же­нер­ной эли­те бли­с­та­тель­ных кухар­ки­ных де­тей. (Помните Ленин говорил, что каждая кухарка должна уметь управлять государством).  Но далее он объясняет свою позицию так, что " Мы же се­го­дня все по­гру­же­ны в ат­мо­сфе­ру пу­с­то­звон­ст­ва, поп-про­жек­тов в по­ли­ти­ке. А мне не хо­чет­ся, что­бы это про­дол­жа­лось." А что про­ис­хо­дит в на­ши дни? Крат­кие би­о­гра­фии, ко­то­рые пуб­ли­ку­ют­ся в га­зе­тах и в Ин­тер­не­те, ког­да пред­став­ля­ют оче­ред­но­го на­зна­чен­ца – очень крас­но­ре­чи­вый ис­точ­ник. Юри­с­ты, эко­но­ми­с­ты, те­о­ре­ти­ки. Сплошь – гу­ма­ни­та­рии. Ра­фи­ни­ро­ван­ные, ло­щё­ные. И – ни­че­го не зна­ю­щие о до­ле на­род­но­го боль­шин­ст­ва. Далее Арсений Замостьянов говорит:"Что ка­са­ет­ся со­вре­мен­ной эли­ты – ко­неч­но, она не пле­бей­ская. Она па­т­ри­ци­ан­ская, гор­но­лыж­ная. И она по­гру­же­на в са­мо­рек­ла­му, а не в про­фес­сию. А я не до­ве­ряю лю­дям, у ко­то­рых нет за­вет­ной про­фес­сии". Вот потому-то и я не доверяю современным реформаторам системы образования. Они реформируют то, о чем не имеют ни малейшего представления. Но им-то кажется, что раз они уже у власти, то они знают о предмете все и им все дозволено. (власть-то, якобы от народа). 

Но ответственность за будущее не свойственна нашим менеджерам, их задача – быстро урвать, чтобы потом готовиться к новому прыжку за добычей. Это не сеятели, а мародёры. Сегодня в отношении к литературе не инновации нужны, а оборона, защита бастионов грамотности!

Мне у Замостьева понравилось еще и критическое отношение к самому себе.

"– У ме­ня был пе­ри­од юно­ше­с­ко­го ан­ти­со­ве­тиз­ма, ког­да я, ска­жем, до­ве­рял Со­лже­ни­цы­ну и да­же Юрию Афа­на­сь­е­ву. Но я тог­да ма­ло знал лю­дей, сов­сем не знал о судь­бах пред­при­я­тий, на­уч­ных школ и про­че­го. Ког­да нас при­зы­ва­ют по­ка­ять­ся за граж­дан­скую вой­ну и ре­прес­сии – я по­жи­маю пле­ча­ми. Не мо­гу ка­ять­ся в том, в чём не уча­ст­во­вал! А вот в не­об­ду­ман­ном от­ри­ца­нии со­вет­ской вла­с­ти я рас­ка­и­ва­юсь. Хо­тя и бы­ло мне, греш­ни­ку, тог­да мень­ше во­сем­над­ца­ти лет… Мне по­вез­ло, что я по­пал в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут, где не в хо­ду бы­ли штам­пы ли­бе­раль­ной про­па­ган­ды.

А со­вет­ская эли­та срав­ни­ма с эли­той луч­ших эпи­зо­дов ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го – век Ека­те­ри­ны, 1812-й год. И мас­штаб свер­ше­ний схо­жий. Ко­го мож­но по­ста­вить ря­дом с Ус­ти­но­вым – ор­га­ни­за­то­ром во­ен­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти? По­жа­луй, ни­ко­го. Мо­жет быть, от­ча­с­ти Де­ми­до­вых. А ря­дом с Гро­мы­ко в ис­то­рии дип­ло­ма­тии? Па­ни­на, Гор­ча­ко­ва? Ко­сы­гин в ис­то­рии сто­ит в од­ном ря­ду с По­тём­ки­ным (при всём раз­ли­чии в тем­пе­ра­мен­те)".

А эти современные кукловоды по-прежнему считают всех советских лидеров "элитой кухаркиных детей", и все что они делали, необходимо предать анафеме. А ведь у нас была создана самая блестящая система образования. Не зря А.Фурсенко однажды обмолвился, что ошибкой советской системы образования было то, что она готовила творческих людей, а задачей образования должна быть подготовка грамотных потребителей.

Но ответственность за будущее не свойственна нашим менеджерам, их задача – быстро урвать, чтобы потом готовиться к новому прыжку за добычей. Это не сеятели, а мародёры. Сегодня в отношении к литературе не инновации нужны, а оборона, защита бастионов грамотности!

Вот такие мысли посетили меня после очередного литературного вторника в 239 ФМЛ, на который меня пригласил внук сегодня.

Литературные вторники в 239 ФМЛ это древняя традиция школы. Литературный Вторник готовит каждый класс раз в год ( в идеале), формат-15-20 минут( большая перемена), как литературно-музыкальную композицию на заданную тему.

Вот как сами школьники рассказывают о своих литературных вторниках.



Вот один из хороших примеров того, как можно рассказать о произведении Ганса Христиана Андерсена "Тень" в исполнении учеников 8-го класса в 2010 году:



Зачем детям в школе преподают литературу? Мне кажется, что в первую очередь ради сохранения и передачи языка, а потому с 1 по 11 класс надо читать Пушкина, так как лучше его никто, кроме, может быть Гоголя по-русски не говорил на чистейшем русском языке. И еще, литературу в школе надо преподавать, чтобы научить человека читать. Не скользить по поверхности, а вникать немного поглубже. Ну и научить человека ориентироваться в огромном море современной литературы, объяснить ктотакой Пелевин, кто такая Вера Полозкова и почему надо читать не ее стихи, а стихи Вознесенского, Евтушенко, Вийона, Байрона, Шекспира, объяснить, почему интересны могут быть книги Стругацких, Ефремова (Кстати, почему в советских школах не изучали "Туманность Андромеды" - лучше книги о коммунистическом мироустройстве я не читал). Главное в школе - объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

После бурных дебатов Министерство образования наконец-то опубликовало примерный перечень литературы для школ, рекомендованный для внеклассного чтения. В нем нет произведений Пелевина и Улицкой. Правда, в этом перечне не объясняют, что такое хорошо и что такое плохо.

Но чем плох Пелевин?

[показать]

Кто это? Это лауреат многочисленных литературных премий. Виктор Олегович Пелевин.

Виктор Пелевин - самый известный и самый загадочный российский писатель, включенный экспертами журнала French Magazine в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры. Его книги переведены на все основные мировые языки (38), а поставленные по ним пьесы с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. Окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, служил в армии, учился в Литинституте, но не закончил...

Вы не читали выдающегося писателя современности? Ай-я-яй!

Самые его знаменитые романы - "Чапаев и Пустота" и "Generation П" Эти "шедевры"  перекрывают историю России от 1913 до 2000-х годов. Ну разве не интересен взгляд на историю глазами не историка, а "великого" писателя? Герой второго произведения становится супербогатым и земным мужем богини Иштар. Кстати, вы знаете, кто такая богиня Иштар? - покровительница проституток, гетер и гомосексуалистов. Да, это надо включить в школьные программы для изучения.

[показать]

Это те самые знаменитые "Ворота Иштар", через которые она ушла Преисподнюю.  в музее Пергамон в Берлине. Богиня Иштар ушла по неизвестной причине в царство мертвых. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться....

Очень интересная история, не спорю, но КАКИМ ВЕЛИКИМ должен быть учитель, чтобы рассказать об этом своим ученикам!

И вот этим учителем должен стать Виктор Пелевин для подрастающего поколения. Пелевин предлагает современникам разгадать 3 загадки Иштар.

 

Не менее интересен с точки зрения воспитания нравственности и его роман "Чапаев и Пустота". Сам автор характеризует свою работу как «Первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Действие романа происходит в психиатрической больнице. Вот так и Пелевин смотрит на наш мир и на Россию в этом мире. Ну почему Сервантесу можно создавать Дон Кихота, а Пелевину нельзя?

Пелевин хочет быть великим. Он хочет быть свободным. Свободным от чего? Это Вы, Виктор Олегович, должны поведать мне: свободным для чего? Вы призывает к уединению, но уединение - грех, говорит стадо. Вы не хотите быть стадом, Вы против тех, которые призывают к общинности. Но как трудно молодым объяснить всю глубину Ваших мыслей о сверхчеловеке, к которому Вы призываете стремиться. Но до Вас это уже делал Ницше, говоря о Заратустре. Пелевин вслед за Заратустрой мог бы сказать: "Людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня". Пелевин вслед за Ницше тоже представляет себя Сверхчеловеком. Он призывает людей превзойти самих себя. Обращаясь своим творчеством к людям, он как бы говорит: "Что сделали вы, чтобы превзойти самих себя? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти самого себя?"

Но хорошо бы, чтобы Пелевин вслед за Ницше повторял бы, обращаясь к людям:

"Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать. Я люблю того, кто трудится и изобретает. Я люблю того, кто любит свою добродетель. Я  люблю  того,  кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели. Я  люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда еще больше, чем обещает!" А я все-таки не понимаю, к чему призывает Пелевин, оставаясь великим.

Начали мы с цитат из романа Тургенева "Отцы и дети", а закончим цитатами из Виктора Пелевина.

  • Совершенно непонятно было, что это за человек и почему он ездит в метро, имея харю, с которой можно кататься по меньшей мере в БМВ.
  • Ассортимент был большой, но какой-то второсортный, как на выборах.
  • Весь этот мир — это анекдот, который Господь Бог рассказал самому себе.
  • Публика была самая разношерстная, но больше всего было, как это обычно случается в истории человечества, свинорылых спекулянтов и дорого одетых блядей.
  • Практически, Петька, я тебе скажу, что, если ты боишься, нам обоим скоро хана. Потому что страх всегда притягивает именно то, чего ты боишься. А если ты ничего не боишься, ты становишься невидим. Лучшая маскировка — это безразличие. Если ты по-настоящему безразличен, никто из тех, кто может причинить тебе зло, про тебя просто не вспомнит и не подумает.
  • По долгому опыту общения с солдатней я знал, что бесстыжее обсуждение интимных сторон жизни в низших классах общества выполняет примерно ту же функцию, что разговор о погоде в высших.
  •  — Что меня всегда поражало, — сказал он, — так это звездное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас.
     — Я, Василий Иванович, совершенно не понимаю, как это человеку, который путает Канта с Шопенгауэром, доверили командовать дивизией.
  • - Красота? - переспросил он задумчиво. - А что такое красота?
    - Ну как, - сказал я. - Красота - это совершеннейшая объективация воли на высшей ступени её познаваемости.
  • Так уж устроен этот мир, что на все вопросы приходится отвечать посреди горящего дома.
  • Настоящее искусство тем-то и отличается от подделок, что умеет найти путь к самому загрубевшему сердцу и способно на секунду поднять в небеса, в мир полной и ничем не стесненной свободы безнадежнейшую из жертв всемирного инфернального транса.
  • Что же ждет поэзию? Ей совсем не останется места в новом мире — или, точнее, место будет, но стихи станут интересны только в том случае, если будет известно и документально заверено, что у их автора два х..я или что он, на худой конец, способен прочитать их жоп..й.
  • Ум — это лошадь, впряжённая в коляску тела…
  • Мы в Японии производим лучшие телевизоры в мире, но это не мешает нам осознавать, что телевизор — это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода.
  •  — Значит ли это, что этот момент, эта граница между прошлым и будущим, и есть дверь в вечность?
     — Этот момент, Петька, и есть вечность. А никакая не дверь. Поэтому как можно говорить, что он когда-то происходит?
  •  — Котовский понял, что формы нет. Но вот что воска нет, он не понял.
    — Почему его нет?
    — А потому, Петька — слушай меня внимательно — потому что и воск, и самогон могут принять любую форму, но и сами они — всего лишь формы.
    — Формы чего?
    — Вот тут и фокус. Это формы, про которые можно сказать только то, что ничего такого, что их принимает, нет. Понимаешь? Поэтому на самом деле нет ни воска, ни самогона. Нет ничего. И даже этого «нет» тоже нет.
    Секунду мне казалось, что я балансирую на каком-то пороге, а потом я ощутил тяжелую пьяную тупость. Мысли вдруг стали даваться мне очень тяжело.
    — Воска нет, — сказал я. — А самогона еще полбутылки.
    Чапаев мутновато поглядел на стол.
    — Это верно, — сказал он. — Но если ты все же поймешь, что его тоже нет, я тебе с груди орден отдам. А пока я его тебе не отдам, мы с тобой отсюда не выйдем.
  •  — Мне не понравился их комиссар, — сказал я, — этот Фурманов. В будущем мы можем не сработаться.
    — Не забивайте себе голову тем, что не имеет отношения к настоящему, — сказал Чапаев. — В будущее, о котором вы говорите, надо еще суметь попасть. Быть может, вы попадете в такое будущее, где никакого Фурманова не будет. А может быть, вы попадете в такое будущее, где не будет вас.
  • На самом деле слова "прийти в себя" означают "прийти к другим", потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.
  • О, черт бы взял эту вечную достоевщину, преследующую русского человека! И черт бы взял русского человека, который только ее и видит вокруг!
  • ...если пытаешься убежать от других, то поневоле всю жизнь идешь по их зыбким путям. Уже хотя бы потому, что продолжаешь от них убегать. Для бегства нужно твердо знать не то, куда бежишь, а откуда. Поэтому необходимо постоянно иметь перед глазами свою тюрьму.
  • Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума. И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике. При этом в замкнутом объеме вашего «я» высвобождается чудовищное количество психической энергии. Это как маленький атомный взрыв. Но все дело в том, в какой канал эта энергия устремляется после взрыва.
  • В жизни человека, страны, культуры и так далее постоянно происходят метаморфозы. Иногда они растянуты во времени и незаметны, иногда принимают очень резкие формы – как сейчас. И вот именно отношение к этим метаморфозам определяет глубинную разницу между культурами.
  • – Так вот, существует такой уровень бессовестной хитрости, милостивый государь, на котором человек предугадывает перемены еще до того, как они произошли, и благодаря этому приспосабливается к ним значительно быстрее всех прочих. Больше того, самые изощренные подлецы приспосабливаются к ним еще до того, как эти перемены происходят.
    – Ну и что?
    – А то, что все перемены в мире происходят исключительно благодаря этой группе наиболее изощренных подлецов. Потому что на самом деле они вовсе не предугадывают будущее, а формируют его, переползая туда, откуда, по их мнению, будет дуть ветер. После этого ветру не остается ничего другого, кроме как действительно подуть из этого места.
  • Несмотря на полное безобразие каждой из составных частей, общий вид города [Москвы] был чрезвычайно красив, но источник этой красоты был непонятен. С Россией всегда так, подумала Мария, водя руками по холодной стали, – любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может.
  • ...все мы – всего лишь звуки, летящие из под пальцев неведомого пианиста, просто короткие терции, плавные сексты и диссонирующие септимы в грандиозной симфонии, которую никому из нас не дано услышать целиком.
  • ...пока идиоты взрослые заняты переустройством выдуманного ими мира, дети продолжают жить в реальности: среди снежных гор и солнечного света, на черных зеркалах замерзших водоемов и в мистической тишине заснеженных ночных дворов. И хоть эти дети тоже были заражены бациллой обрушившегося на Россию безумия...
  • ...человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.
  • Я подумал о том, насколько безысходна судьба художника в этом мире. Эта мысль, доставившая мне сперва какое-то горькое наслаждение, вдруг показалась невыносимо фальшивой. Дело было не только в ее банальности, но и в какой-то ее корпоративной подлости: все люди искусства так или иначе повторяли ее, выделяя себя в какую-то особую экзистенциальную касту, а почему? Разве судьбы пулеметчицы или, например, санитара имели другой исход? Или в них было меньше мучительного абсурда? Да и разве связана неизмеримая трагедия существования с тем, чем именно человеку приходится заниматься в жизни?
  • ...когда я замечал полное отсутствие мыслей в своей голове, это само по себе уже было мыслью о том, что мыслей нет. Выходило, что подлинное отсутствие мыслей невозможно, потому что никак не может быть зафиксировано. Или можно было сказать, что оно равнозначно небытию.
  • ...все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть. Разве можно, уставясь на него внутренним взором, сказать: вот оно, было, есть и будет? Разве можно как-то обладать им, разве можно сказать, что оно вообще принадлежит кому-то?
  • ...любовь прекрасной женщины – это на самом деле всегда снисхождение. Потому что быть достойным такой любви просто нельзя.
  • – У интеллигента, – сказал он с мрачной гримасой, – особенно у российского, который только и может жить на содержании, есть одна гнусная полудетская черта. Он никогда не боится нападать на то, что подсознательно кажется ему праведным и законным. Как ребенок, который не очень боится сделать зло своим родителям, потому что знает – дальше угла не поставят. Чужих людей он опасается больше. То же и с этим мерзким классом. […] Интеллигент, как бы он ни измывался над устоями империи, которая его породила, отлично знает, что в ней все-таки жив был нравственный закон. […] оттого, что если нравственный закон в ней был бы мертв, он никогда не посмел бы топтать ее устои ногами.
  • «Японцы, – подумал Сердюк, – великий народ! Только подумать – две атомных бомбы на них кинули, острова отняли, а вот выжили ведь… И почему у нас только на Америку смотрят? На фиг нам она вообще нужна, эта Америка? Надо за Японией идти – мы же соседи. Бог велел. И им тоже с нами дружить надо – вместе эту Америку и дожмем… И атомную бомбу им вспомним, и Беловежскую пущу…»
  • ...по своей природе российский человек не склонен к метафизическому поиску и довольствуется тем замешанным на алкоголизме безбожием, которое, если честно сказать, и есть наша главная духовная традиция.

Я привел эти цитаты из Виктора Пелевина, чтобы показать, что он тоже интереснейший человек и писатель, но КАКИМИ ВЕЛИКИМИ должны быть учителя, которые должны подвести ученика к восприятию этих произведений! Где они эти учителя? АУ! - Нет ответа. Пелевин учит людей быть одинокими.Он принуждает многих переменить о себе мнение - это ставят другие ему в большую вину. Пелевин близко подходит к людям, но всегда проходит мимо. Он почти никогда не дает интервью. И люди не прощают ему этого. Пелевин стал выше людей простых, которым трудно понимать его иносказательность. Он НИКОГДА не опустится до них. Он стал выше их; но чем выше он подымается, тем меньшим кажется в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает.
"Каким образом хотели вы быть ко мне справедливыми! - должен говорить Виктор Пелевин. - Я избираю для себя вашу несправедливость как предназначенный мне удел". Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!

Пелевин, так же как и его великие предшественники, говоря словами самого Пелевина, «мастерит фальшивую панораму жизни». И делает это безукоризненно. Его сюжеты увлекательны – не оторвешься! В книгах Пелевина есть все, что нужно его в меру интеллектуальному современнику: знание предмета, о котором он пишет, понятные герои, доступный язык, эпатаж, фабула – переживать за персонажей не надо, думать особо тоже, надо лишь дождаться, чем все закончится. У его персонажей есть портреты, но нет характеров. В его книгах есть действие, но нет конфликта. «Это отвечает настроениям широких слоев люпмен-интеллигенции, являющейся основным потребителем» в данном случае не сигарет, как в тексте, а книг Виктора Пелевина.

«Скачки» по верхушкам интеллектуальных тем, кстати, одна из причин ошеломительной популярности книг Виктора Пелевина у молодежи. Рефераты из безбрежного моря интернета, скаченные с одних и тех же сайтов, просмотр одних лишь заглавий, неумение и невозможность долго концентрировать внимание на заданной теме – реалии современного образовательного процесса. Информации море – не переплыть!

Обязательная составляющая молодежной культуры – протест и провокация. «Против коммунизма, совка, религиозного бизнеса», против патриотизма и антисемитизма, против Давидсонов на Харлеях, против чего угодно!
Протеста и провокации в текстах Виктора Пелевина в избытке.

Пелевин не скрывает, «что в области радикальной молодежной культуры ничего не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политкорректный бунт, против мира».

Судя по тиражам книг Виктора Пелевина, пустота зияет в душах многих, из тех, кто познакомился с его творчеством по всему миру. И потому, не ясно, кому больше повезло, Пелевину, что он родился во время, когда книги его востребованы, или – времени, в которое он родился, чтобы кто-то об этом времени оставил хоть какую память грядущим поколениям Пепси.

Одинокий, ты идёшь дорогою к самому себе! Твоя судьба быть одиноким. Вот и появляются последователи великого Ницше, которые тоже хотят быть великими.

Вот и появляются такие, Гай-Германика, которые ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ деньги в год учителя снимают 66 серий БЕЗОБРАЗНОГО ФИЛЬМА "ШКОЛА", который показывали год назад по ЦЕНТРАЛЬНОМУ телевидению. В этом сериале все учителя - дебилы, родители - тоже умом не блещут. Отсюда и безисходность, пустота. Нет ответа!!! Сама Гай Германика НИКОГДА не училась в школе, но о школе знает все!  Государству нашему все это нравится. Либеральные идеи побеждают!

Пелевина однажды спросили:

— Как Вы относитесь к русским классикам — Толстому, Достоевскому, Чехову?

— Они умерли, а я жив.

Да, сегодня Пелевин стал русским классиком, но я бы не стал школьникам его читать. Он призывает к одиночеству. Пусть лучше они читают Маркеса. Его "сто лет одиночества" тоже непростая книга. Но из этой книги они смогут понять, что "Преодоление одиночества есть смысл существования человечества". Одиночество - это болезнь 21 века, но современное молодое поколение пытается обособиться и жить только для самих себя, прикрываясь терминами "либерализм", "свобода личности". А ведь главное - они не умеют любить, и задача литературы, искусства, музыки - научить человека любить мир таким, каков он есть, а книги Пелевина, хоть он и "классик" не учат любить. Потому -то я и  против того, чтобы о его творчестве говорили неквалифицированные педагоги. О нем должны говорить талантливые педагоги, а где они? А доверять неискушенные души молодых искусителю Пелевину не стоит. Надо сохранить духовность в нашем обществе. Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Духовный человек - это человек,который способен жить по законам красоты. А произведения Виктора Пелевина все-таки убивают духовность!

 

Вот таким грустным у нас получился разговор о школе.

Хорошая песня прозвучала 12 февраля 2013 года  на Литературном вторнике в ФМЛ № 239



Главное в этом мире - радостно жить, и предназначение школы именно в этом - научить, как не оставаться одиноким!

 

Мы на свет родились, чтобы радостно жить, 
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить, 
Чтоб улыбки друг другу дарили, цветы, 
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты. 

Припев: 
Так давайте устроим большой хоровод, 
Пусть все люди земли с нами встанут в него, 
Пусть повсюду звучит только радостный смех, 
Пусть без слов станет песня понятной для всех. 

"У нас пытаются взрастить легко управляемое поколение???"

Да здравствуют литературные вторники! Храни Господь такие островки образования, как 239 ФМЛ, 620 гимназия, 30 школа в Петербурге и еще не более десятка, а что же желать остальным? - Читать Пелевина! И быть одинокими в стаде.

Я рад, что у моего внука замечательный учитель литературы Разумец Вероника Витальевна. Я почему-то верю в нее и желаю удачи и просветления!

[показать]

Беда иной литературы в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят.

                                                          П. А. Вяземский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это она, Вероника Витальевна. Она и про Пелевина может грамотно рассказать, и про Веру Полозкову, но главное - Пушкин. Пушкин - это все!

В одном из сообщений в Интернете я нашел вот это письмо. "И вот неожиданно в моей жизни появилась она – лучший учитель литературы, Вероника Витальевна Разумец. С самого первого урока мое отношение изменилось. Все было не так, как обычно. Даже парты в этом классе были расположены не рядами, а по кругу. Никто не сидел дальше второй парты, все ученики находились близко к преподавателю, а преподаватель – к ученикам. Я перестал скучать на уроках, начал слушать, думать, высказывать свои мысли и – удивительное дело – получать за это пятерки. Осмысление, понимание, мнение и отношение – все приветствовалось на этих уроках." Да такими и должны быть учителя!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
А.С.Пушкин: "Чтение, вот лучшее учение".
Ответ на комментарий сергей-сибирь #


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о литературе в школе. Литературные вторники в 239 ФМЛ. | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»