Меня уже вовсю критикуют за интерес мой к современному искусству. А какое искусство можно назвать современным? Сегодня мы поговорим о рок-музыке.
Вторая половина ХХ века породила свою субкультуру, к которой относят и рок-музыку. Вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля , а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности. Рок сегодня — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений.
Рок возник после войны, как протест. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Отличительная черта классической рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
[показать]Первым моим открытием в рок музыке был Элвис Пресли.
Вот под эту музыку я еще в школе танцевал рок-энд-рол
А потом были "Битлз". Они меня покорили.
Это знаменитая их песня Yestarday
А потом был рок, который до сих пор звучит в моих ушах. Can't by me love
А не так давно мы познакомились еще с одним современным рок-музыкантом, который живет у нас в Питере. Это Кирилл Комаров.
О нем мало известно. Без пяти минут филолог-тюрколог (бросил аспирантуру тогда еще ЛГУ); автор песен в группе "Присутствие", одной из легенд Ленинградского рок-клуба (поссорился и вышел и из группы, и из клуба); выпустил множество сольных и совместных альбомов, по преимуществу акустических. Еще в 1983-м молодой Борис Гребенщиков провозгласил сакраментальное, что рок-н-ролл мертв, а в это время и начал работать на рок-анд-рольной сцене Кирилл Комаров. И он сумел доказать, что рок еще жив.
У него внешность потомственного интеллигента, мальчика из хорошей семьи (и это на самом деле так); он совершенно не пьет, аккуратно одет и коротко - почти всегда - стрижен. У него нормальная семья, милая жена и двое детей, и дом его совсем не похож на рокерскую берлогу. "Я никогда не пробовал наркотиков и, в общем, не чувствую необходимости, причем даже в такие минуты, когда все вокруг забивают косяки... у меня никогда не было желания подключиться к этому". Но вот он берет гитару, и образ пай-мальчика дробится и ломается, и дело даже не в текстах, хотя и в них тоже, а будто колдунья взмахивает над ним полою плаща - и из клубов дыма вырисовывается совсем другой человек: очень собранный, очень жесткий, беспощадный в оценках, безжалостный к себе и другим... прежде всего к себе; и ломаешь голову, пытаясь угадать - какая из двух его ипостасей (а он очень четко разложил себя на эти две ипостаси в самой, пожалуй, злой его вещи "Делать Деньги") так мучительно хочет взять верх над другой? И нет ли там, в глубине, притаившейся и ждущей своего часа третьей?
Сам Кирилл однажды сказал: "Парадокс: чем выше уровень музыканта, вообще художника, тем меньше у него шансов достичь коммерческого успеха. потому что высокие критерии не позволят опуститься до дешевки, до пошлости... А это означает конфликт с подавляющим большинством твоих потенциальных слушателей. Покупают-то в основном дешевый товар - видимо, по причине душевной скупости. Во всяком случае, у нас. Да и у них тоже. Профессиональный и культурный уровень - это позиции уже с обратным знаком. Дело в том, что какой-нибудь ЛАСКОВЫЙ МАЙ не требует от слушателя ничего.
А еще Кирилл-поэт. Здесь вы найдете его стихи, интересные, необычные. Чем-то он мне напоминает Бродского.
А вот эта его композиция мне очень нравится. Она навеяна увлечением его восточными напевами и называется "Сияй", очень радостная, таинственная.
Кирилл учился на Восточном факультете Ленинградского университета и занимался тюркской филологией. Восточная культура тоже находит отражение в его творчестве.
И вот новое имя. Сергей Калугин. Эта композиция называется "Танец Казановы"
А недавно на моем горизонте появился Сергей Калугин. Он родился в Москве. О своих родителях сам он рассказывал следующее:
|
|
У моего отца было не то два, не то три класса образования, потом он стал лесником, потом моя мама-учёный привезла его в город, он протолкался там двадцать лет, стал специалистом по микротелевизорам, а после этого опять вернулся в свой заповедник, где и просидел до самой смерти. |
|
Песни и стихи Сергей начал писать в середине 80-х годов.
Сергей Калугин известен как автор довольно протяженных во времени баллад с почти классическим построением стиха, весьма аккуратным использованием старославянизмов; в тематике преобладают оккультизм и средневековая мистика. Музыка весьма эклектична - элементы рок-музыки (преобладает арт-рок) связывают классическую гитару, фламенко и некоторые этнические направления. С февраля 1999 г. Калугин приступил к работе над совместной программой с группой "АRТЕЛЬ". При этом музыка не утратила этнического начала, но приобрела настоящую роковую жесткость (смеха ради музыканты обозначили свой стиль как этно-трэш). После ряда выступлений с легкой руки слушателей проект получил название "ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ".
Очень жесткая песня в их исполнении "Наша родина СССР".
Сергея спросили про эту песню, что это ирония, или ностальгия? Он ответил: "Это и проклятье, и гимн, и скорбь, и радость. Это некий росчерк пера поколения, которое пережило крушение одной цивилизации и оказалось ввергнуто в другую. Это дневниковая запись человека, который понял, что бытие пластично, нестабильно. Благо тому, кто в одной цивилизации родился, прожил и умер. Самое страшное китайское проклятье "Пусть твоим детям придется жить в эпоху перемен".
Потому что человек, живущий в эпоху перемен, понимает, насколько все зыбко. Это переживание страшное, когда ты понимаешь, что тебя окружают призраки, иллюзии. И это понимание уже не избыть. Сформировалась новая цивилизация, но ты понимаешь, что ее в любую секунду может также снести волной небытия. Многие слышат припев "Наша родина - СССР", но не слышат страшного текста куплетов "Мы пытались увидеть рассвет к восходящему солнцу спиной..."
Однажды Калугин определил так суть своего творчества: "Я всегда говорил и буду говорить, что все наши песни — о любви и смерти. Все существование человека сводится к этим понятиям. Любовь и смерть — это имена Бога. Если мы ставим перед собой задачу свести все в одну точку, то этой точкой окажется Бог. А любовь и смерть — это то немногое, что остается на пути к нему. Когда ты начинаешь путь к Богу, перед тобой находится огромное количество объектов, а потом путь сужается, и в конце остаются только эти два понятия, за которыми и находится Он. И между любовью и смертью нет никакого противоречия, это вечные близнецы-братья Эрос и Танатос, Хаос и Космос…"
И в конце послушайте очень интересное интервью с Сергеем Калугиным О причинах того, почему гаснет интерес к рок-музыке сегодня.
Происходит угасание культуры в нашей стране, а потому надо поддерживать таких, как Кирилл Комаров и Сергей Калугин. Они тоже подвижники. Они тоже часть нашей культуры. Они тоже пытаются ее сберечь.