• Авторизация


Путешествие в Германию. Кельн и Эссен 12-12-2012 16:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По пути из аэропорта во Франкфурте в Бонн мы остановились в Кельне, чтобы посмотреть Кельнский собор, который многие называют одним из чудес света. А потом мы гостили у наших друзей в Эссене два дня. Поделюсь с вами своими впечатлениями от краткого визита.

Кельн

Построенный в честь святого Петра и Марии, Кельнский собор является резиденцией католического архиепископа Кельна.

[700x525]

В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов Священной Римской (Германской) империи, встала задача сооружения нового городского кафедрального собора. Кёльн переживал в ту пору свой расцвет, и, по замыслу отцов города, масштабы нового собора должны были затмить все остальные храмы.

Были и другие обстоятельства, вызвавшие к жизни этот замысел. Кёльнский архиепископ Рейнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил в дар от императора останки Трех волхвов, или Трех царей, — Каспара, Мельхиора и Бальтазара, пришедших к Младенцу Христу на свет Вифлеемской звезды. Так император отблагодарил владыку за военную помощь при покорении Милана во время Второго итальянского похода.

[389x700]

Внутренний и внешний вид собора можно охарактеризовать, как суровое величие, пропитанное и передающее дух средневековья.

[700x452]

Останки Трех волхвов ранее хранились в одном из миланских монастырей, привезенные туда крестоносцами. В 1164 году Рейнальд фон Дассель торжественно доставил эти реликвии в Кёльн. Для их хранения кёльнские мастера в течение десяти лет изготавливали саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — знаменитую Раку Трех Царей, ставшую одной из самых драгоценных святынь христианства. Благодаря обретению этих реликвий Кёльн становился важным религиозным центром христианства, и его высокий ранг требовал воплощения в здании нового монументального собора.

[700x525]

15 августа 1248 года архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, положив тем самым начало самому затянувшемуся европейскому «долгострою», — окончательно собор был завершен только в 1880 году. Впрочем, работы в соборе не прекращались никогда и продолжаются до сих пор. Уже в первые годы его создания Кёльнский собор считали чудом готической архитектуры. Но через сто лет после закладки первого камня строительство собора было прервано в связи с начавшейся Реформацией.

«Не будет достроен Кёльнский собор!» — с горечью восклицал Гёте в своей поэме «Германия». Но поэт ошибался: строительство собора возобновилось и было завершено 15 октября 1880 года, через... шестьсот тридцать два года и два месяца после своего начала!

На рубеже XVIII—XIX веков, на волне модного тогда романтизма, в Европе возобладал интерес к готике. Появился даже новый архитектурный стиль — неоготика, образцы которого проникли и в Россию. В Германии все чаще стали раздаваться голоса, призывающие завершить грандиозную постройку — гордость немецкой архитектуры. Но, конечно, решающую роль в завершении Кёльнского собора сыграл рост политического и экономического могущества Пруссии, на волне которого в 1871 году произошло объединение всех германских государств в единую Германскую империю.

15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялись торжества по случаю завершения постройки.

«Как описать собор? С чего начать? — писал журналист В.А. Бобров.Кёльнский собор поражает своим величием, монументальностью и одновременно легкостью и изяществом. Насколько я знаю, это сочетание и называется в архитектуре гениальностью. Есть музыка звуков. Есть музыка красок. Здесь — музыка линий. Ее нельзя услышать»

Грандиозность пространства ощущается не только благодаря внушительным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Сквозь великолепные витражи в храм льется дневной свет, окрашенный в разные оттенки цветным стеклом витражей.

За высоким алтарем возвышается золотой, щедро украшенный драгоценными камнями саркофаг — знаменитая Рака Трех Царей: Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Две тысячи лет назад эти три царя-волхва, ведомые Вифлеемской звездой, пришли в Вифлеем, где в яслях на сене лежал новорожденный Младенец, Царь Царей, Искупитель мира — Иисус Христос. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2: 11).

Эту сцену, запечатленную на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» Стефаном Лохнером в 1440 году, можно сегодня видеть в Кёльнском соборе в Мариенкапелле — капелле Девы Марии. А короны трех царей-волхвов изображены в гербе города Кёльна. Их обрамляют одиннадцать языков пламени, символизирующие одиннадцать тысяч избитых царем Иродом младенцев.

[550x282]

Лохнер был главным живописцем Кельна. Он жил с 1400 до 1452 год. И это произведение было главным в его творчестве. В Кельнской художественной галерее хранится его картина Страшный суд, которая созвучна с фреской Микельанджело в Сикстинской капелле.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их (Мф.24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49. По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим.2:9), живых и мёртвых (Деян.10:42; 2Тим.4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор.15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд.6; 2Пет.2:4). Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36). Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие… судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)). На этом мнении основано учение православной аскетики о мысленной брани — когда нетерпимым и подлежащим безусловному искоренению считается любой греховный помысел.

[700x508]

Страшный суд Стефана Лохнера

Собор, конечно, потрясает каждого, кто выходит из железнодорожного вокзала Кельна. В Кельне мы больше нигде и не были, проведя в соборе более 2 часов. Мы посетили также сокровищницу собора, которая разместилась в подвалах. Ее открыли в 2000 году. Сокровищница, самая большая в Европе. Здесь представлены ценные реликвии: предметы и одеяния для богослужений, символы и регалии архиепископов IV-XX в.в., более 200 рак, средневековые скульптуры, погребальные дары франков, ювелирные изделия, такие как кресты, кубки, жезлы. К числу самых ценных экспонатов относятся цепи и посох Святого Петра.

Впечатляют также витражи в соборе.

[512x682]

Эссен

.В прошлом Эссен – один из угольных центров Рурского района Германии, в настоящее время этот город – одно из немногих мест Германии, откуда делается «большой немецкий бизнес»: одиннадцать из ста сильнейших концернов Германии, в том числе «Крупп» и «Рургаз», управляются именно отсюда. Кроме того, Эссен – крупный выставочный центр. Более ста дней в году здесь проводятся всевозможные выставки и ярмарки.

[525x700]

Это офис концерна Рургаз.

Более тысячи лет назад на месте современного Эссена, название которого со старонемецкого переводится как «ясень», располагалось пять деревушек кузнецов, а потому местечко получило имя Астниде – «кузнечная печь». Здесь был основан женский монастырь, а позже появился купеческий поселок. Городская стена была возведена в 1240 году.

[700x525]

[700x525]

 

[700x525]

[700x525]

В 980 году было создано первое скульптурное изображение Мадонны, выполненное на севере Европы, — «Золотая мадонна из Эссена».

[489x700]

Уголь здесь добывали еще в 14-м веке, но развитие угольнодобывающая промышленность Германии получила в 19-м веке. Последняя шахта Эссена была закрыта в 1986 году.

[700x525]

Большой вклад в развитие экономики города внесла династия Круппов. Основатель империи Арндт Крупп заработал свой первый капитал не на чем-нибудь - на конце света!

...За год до начала нового, семнадцатого века в городок Эссен пришла чума. Жители в ужасе шарахались от мрачных фигур в черных балахонах - монотонно стуча в колотушки, чумные отряды собирали ежедневную жатву Смерти. Город наводнили бродячие проповедники. "Покайтесь! - кричали они. - Конец света близок! Разве вы не видите - сбываются все Божьи пророчества? Бросайте все, искупите свои грехи перед Господом!" День за днем по улицам Эссена брели в никуда толпы оцепеневших от страха людей. Горожане покидали свои дома, закрывали лавки и уходили в поля, монастыри - молиться о спасении душ. И только Арндт Крупп, мелкий эссенский ростовщик, не верящий ни в Бога, ни в черта, с утра до вечера носился по городу, скупая за бесценок дома, амбары и утварь: кому нужна эта рухлядь, если скоро все кончится? По правде сказать, в глубине души он тоже побаивался конца света, но рассудил так: если уж суждено умереть - так пусть я умру богатым. Если же уцелею - богатыми станут мои дети.

Минул канун страшного 1б00 года, а конец света все не наступал. Потихоньку жители возвращались обратно и первым делом шли к Арндту - выкупать свои родовые гнезда, но уже втридорога. Мнимый конец света принес оборотистому ростовщику столько денег, что их хватило еще пяти поколениям Круппов. Потомки вложили деньги в маленькую фабрику скобяных изделий, прикупили земель, пару угольных шахт и жили вполне безбедно - до тех пор пока на свет не появился Фридрих Крупп, отец Короля пушек.

Большую статью о династии Круппов можете прочитать здесь

[700x525]

Это здание театра

[700x525]

[700x525]

Фонтан зимой у здания театра - это круто!

[700x525]

В парке Эссена

Мы посетили также в Эссене Музей Фолькванг (искусство IX–XX вв.) и плаката. Музей Фольксванг был основан в Эссене 1922 году. Сегодня это один из ведущих немецких музеев современного искусства.

В экспозиции представлены произведения живописи и скульптуры различных направлений, в том числе классицизма, импрессионизма, сюрреализма, экспрессионизма, абстракционизма. В коллекции находятся произведения искусства таких мастеров, как Ван Гог, Гоген, Клод Моне, Ренуар, Эдуард Мане.

[700x514]

Весьма интересна эта картина Марка (March).

Еще один художник, чье творчестово неизвестно в России привлек наше внимание. Это Эмиль Нольде. Художник Эмиль Нольде (настоящая фамилия Хансен) родился в1867 году на германско-датской границе, близ деревни Нольде (название деревни стало его творческим псевдонимом), на ферме своей матери.

[600x481]

Диапазон этого художника довольно узок – цветы, фантастические морские пейзажи, библейские сцены. Но дело не в том что он рисовал, а в том как он это делал. Он воспринимал природу не как красивый антураж человеческого быта, а как одушевленное существо, живущее своей жизнью, не зависимой от человека и безразличной к нему. В пейзажах Нольде безлюдная природа то расцветает невиданно яркими красками весны, то замирает под покровом серого снега, то, как сорвавшийся с цепи зверь, рычит разбивающимися о скалы тысячепудовыми волнами океана, кровоточит багровостью заката, то сверкает жёлтым золотом под потоком солнечных лучей. Художник говорил: "Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, ... как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца."

[700x546]

Сад цветов, называется эта картина Нольде

Еще один неизвестный нам художник обратил на себя наше внимание. Это Эдвард Мунк. Норвежский художник Эдвард Мунк плохо известен в России, хотя на Западе его считают классиком на уровне Сезанна или Ван Гога. Почему его у нас не знают? Видимо, потому что он не француз, а еще, потому что пик его известности в Европе пришелся на советский период, а для советской власти он был слишком мрачен. А сейчас не знают просто по инерции, как говориться, проехали. Давайте посмотрим некоторые работы Мунка, которые приехали в Эссен на выставку импрессионистов.

[600x508]

Ночь

[400x528]

Самая известная его картина "Крик"

[700x490]

[525x648]

Это Эдвард Мунк. Картина называется "Совершеннолетие"

 

Ну и, конечно, Анри Матисс. Хотя он нам и известен, но привлекает взгляд по-прежнему.

[467x611]

Натюрморт с цветами

[700x543]

Игра с шарами

К концу 1900-х годов Матисс выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Мастер верил, что задача современной живописи – создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться. Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах.
Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.

А еще были работы Василия Кандинского, Явленского, Веревкиной.

[561x420]

В кафе музея, где мы пили кофе, один немец, услышав, что мы говорим по-русски, обратился к нам по-английски и сказал, что Кандинский - самый выдающийся художник начала 20 века. Мы с ним согласились и поговорили о Мюнхенской выставке "Синий всадник", которую мы видели в Вене. Цветовая палитра у Кандинского самая яркая.

В беседе мы пришли к выводу,что все эти художники выбирали совершенно оригинальный творческий путь: переосмысление отношений между искусством и природой в своих картинах, они представили живописное пространство через взаимодействие цветов.

Посмотрите еще несколько работ Кандинского и Явленского, а если интересно, то можете посмотреть мое давнее эссе о выставке в Вене, которую мы видели в прошлом году.

[700x504]

Это Василий Кандинский

[612x528]

Это тоже Кандинский

[250x335]

А это работа Явленского называется "Начинающаяся буря"

Художники-экспрессионисты всегда испытывали отвращение к гармонии, душевной и умственной ясности, спокойной строгости формы. Двухслойность — характерная черта искусства экспрессионистов. С одной стороны, они тяготеют к зыбкому, неустойчивому, с другой — допускают нарочитую грубость. В них всегда есть эмоциональный подтекст. Экспрессионисты любят гротеск, внешнюю изломанность формы, открытую, взвинченную эмоциональность. В Эссене мы приобщились к противоречивому, пронизанному анархическим бунтарством и мистикой, ориентированному на постижение высокого духовного смысла искусству экспрессионистов. Полезно иногда взвинчивать свой эмоциональный накал.

Мы еще посмотрели в Эссене здание Старой синагоги.

[700x465]

Эта синагога была построена в 1913 году. Попытка уничтожить синагогу была предпринята нацистами. В 1938 году они подожгли здание. Несмотря на то, что интерьер и хранившиеся внутри книги были уничтожены, само здание пострадало мало. Возникший план по взрыву здания не был осуществлен по той причине, что взрывом задело бы окружающие дома. Не получила серьезных повреждений синагога и в годы Второй мировой войны. Даже сейчас 70-метровое здание с куполом высотой в 37 метров внушает чувство уверенности и покоя. После войны Старая синагога была превращена в музей. Выставка внутри здания повествует об истории евреев города Эссена, их культуре и быте.

[512x384]

[393x700]

 

Это тора в чехле, расшитом золотом, выставлена в музее.

Тора буквально означает «учение, закон»

Вот таким было наше путешествие в Кельн и Эссен

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
16-12-2012-15:55 удалить
Валерий Степанович, спасибо за интереснейший рассказ, за экскурсы в историю! Очень давно не была в Германии,но все же надеюсь,что еще буду.
Ответ на комментарий # Мне нравится Дрезден, Кенигштайн, Гайдельберг, Баден-Баден. Очень хочу в Мюнхен и посмотреть сказочные замки ЛюдвигаII. Спасибо Вам за добрые слова


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Путешествие в Германию. Кельн и Эссен | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»