В Бонн я попал перед Рождеством. Маленький уютный город с очень удобным общественным транспортом, Рождественская ярмарка. Таковы первые, самые общие впечатления.
Главная достопримечательность Бонна - дом, где родился величайший композитор всех времен Людвиг ван Бетховен. С него и начнем наш рассказ.
Людвиг ван Бетховен принадлежит к тем немногочисленным художникам, которые остаются нашими вечными спутниками на всю жизнь. К его музыке мы возвращаемся вновь и вновь, каждый раз находя в ней нечто новое, не замеченное раньше. Еще в детстве знакомимся мы с простой и доброй песней «Сурок», а через нее — с маленьким бродячим музыкантом и вместе с ним входим в то время, когда жил Бетховен и когда музыка звучала на улицах гораздо чаще, чем в концертных залах. Вспомните эту песню.
В годы отрочества и ранней юности нам открываются мятежные порывы и лирические раздумья прославленных фортепианных сонат. Иногда нас ведет к ним история, иногда литература. Как не захотеть услышать самому ту самую сонату «Аппассионата», которую так любил В. И. Ленин, называя эту музыку «изумительной, нечеловеческой»? Или, прочитав «Гранатовый браслет» А. Куприна, как не заинтересоваться странным эпиграфом этой грустной повести: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo appassionato». «Ларго аппассионато» («страстное Ларго») — это вторая часть фортепианной сонаты № 2, музыка, полная такой же затаенной, благоговейной любви, как и та, которая наполняла сердце героя повести. Послушайте начало Апассионаты, а потом вернемся к Бетховену.
[показать]Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17 декабря. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740—1792) был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверич (Maria Magdalena Keverich, 1748—1787), была кухаркой, они поженились в 1767 году.
Дед Людвиг (1712—1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Голландии, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.
В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлиб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался: "Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи".
Ну а теперь пойдем к домику Бетховена. Сначала взглянем на памятник великому композитору, который стоит на главной площади у главного собора Бонна (Muenster). О соборе поговорим потом. Это настоящий шедевр позднероманского искусства.
Оставляя собор справа, мы выйдем на Ратушную площадь. Барочная старая ратуша (Altes Rathaus), построенная по приказу курфюрста Клеменса-Августа в 18 веке, выделяется фасадом в нежно-розовых и голубых тонах. С 1949 года все президенты ФРГ при вступлении на свой пост выступают перед немецким народом с приветственной речью на лестнице ратуши.
В конце Ратушной площади справа начинается улица Бетховена. В конце которой находится дом, в котором родился величайший композитор.
Самым ярким впечатлением стало посещение музея Бетховена. Это настоящий народный музей. Дом, сохранённый усилиями двенадцати человек, выкупивших его на свои деньги, переносит нас в XVIII век и позволяет очень близко соприкоснуться с личностью гениального творца.
В дом Бетховена мы попадаем через эти двери
Вот он желтый дом, где в крайней комнате на втором этаже родился Л.ван Бетховен
Вот здесь и родился маленький Людвиг
Отец мало занимался образованием своего сына. Он пел в хоре, которым руководил его отец, Людвиг старший. Дед Бетховена был очень влиятельным человеком и много внимания уделял внуку. Учителями Бетховена в этот период были: органист капеллы Жиль Ван ден Эден (Gilles van den Eeden, ум. 1782), Тобиас Фридрих Пфайфер (Tobias Friedrich Pfeiffer), друг семьи, который занимался с ним на клавире, и Франц Ровантини (Franz Rovantini) - скрипка и альт. Его музыкальный талант проявился рано, поэтому отец пытался сделать из него вундеркинда и второго маленького Моцарта. Так, например, на афише первого публичного выступления в марте 1778 года Людвиг был объявлен шестилетним ребенком, в то время, как ему уже шел восьмой год.
Сохранился портрет 13-летнего Людвига работы неизвестного художника.
Однако, наибольшее влияние на начальное музыкальное образование Бетховена оказал Кристиан Готлиб Нефе (Christian Gottlob Neefe), назначенный органистом придворной капеллы в 1779 году. Нефе занимался с маленьким Людвигом композицией, под его руководством было написано и издано в марте 1783 года первое опубликованное произведение Бетховена - Вариации на тему марша Дресслера. С Нефе Бетховен внимательно изучал «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха и произведения Генделя, знакомился с музыкой старших современников: Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. С 10 лет Бетховен уже работаел в качестве помошника органиста, сначала бесплатно, а с 1784 года - как штатный музыкант капеллы, которой в это время руководил капельмейстер Andrea Luchesi. В 1783 году были опубликованы первые три фортепианные сонаты Бетховена, посвященные тогдашнему курфюрсту Максимилиану Фридриху, и получившие общее название "Курфюрст". Максимилиан Фридрих, который умер в 1784 году, вскоре после назначения Бетховена помощником органиста, обратил внимание на одаренного юношу и субсидировал его музыкальные занятия.
В очередном номере (от 2 марта 1783) журнала Magazin der Musik Нефе написал короткую статью про своего одаренного ученика. В ней он пишет:
"Louis van Beethoven, сын певца-тенора, мальчик 11-ти лет и многообещающего таланта. Его игра на фортепиано отличается мастерством и силой, он очень хорошо читает с листа и в настоящее время играет, главным образом, Хорошо темперированный клавир Себастьяна Баха, с которым его познакомил г. Нефе. Те, кто знаком с этим собранием прелюдий и фуг во всех тональностях (которое, почти без преувеличения, можно назвать вершиной клавирного искусства), хорошо понимают, что это значит. Насколько это позволяли другие его обязанности, г. Нефе преподал ему курс генерал-баса. Сейчас он занимается с ним композицией и в качестве упражнения им были написаны 9 вариаций для фортепиано на тему марша (Дресслера) engraved в Мангейме. Юный гений заслуживает поддержки, дабы он мог развиваться дальше. Если он продолжит так же, как начал, то, безусловно, станет вторым Вольфгангом Амадеем Моцартом." (Thayer-Forbes: 66)
Сохранился орган, на котором Нефе учил Бетховена играть.
Помимо всего прочего можно увидеть последний рояль Бетховена и его слуховые трубки, которыми он был вынужден пользоваться из-за начавшей прогрессировать в 1808 году глухоты.
Выставлена в музее и скрипка, на которой играл Бетховен.
Это тот самый собор, где Бетховен начинал играть на органе. Правда, надо отметить, что американцы разрушили во время войны этот собор, который находился совсем рядом с домом Бетховена. Через много лет после войны было решено реставрировать собор. Чудом не пострадал во время бомбардировки домик Бетховена.
В 1792 году Бетховен покинул родной город и отправился в Вену, чтобы заниматься композицией у Йозефа Гайдна. В то время предусматривалось, что он в дальнейшем вернется в Бонн и станет придворным музыкантом. Однако французская оккупация Рейнской области в 1794 годупривела к распаду курфюршества, что заставило Бетховена оставаться в Вене. В родной город Бонн он никогда больше не возвращался.
Рядом с домом-музеем несколько лет назад был построен небольшой и очень уютный концертный зал имени Бетховена.
После экскурсии по музею мы послушали в этом зале в исполнении молодой, но талантливой пианистки Камиллы Кенкен редко исполняемые сонаты Бетховена.
Здесь вы найдете все о Бетховене.
И, наконец, хороший сайт о Бетховене.
Послушайте еще мою одну из самых любимых сонат, которую Бетховен назвал "Шторм" (соната №17)
Прогуляемся по улицам маленького городка Бонн, который когда-то был столицей Федеративной республики Германия.
Бонн (Bonn).Столица-деревня – так называли Бонн немцы в эпоху существования Западной Германии. Сейчас министерства и бундестаг переехали в Берлин, здания, где они размещались, стоят пустые, периодически туда водят экскурсии, а Бонн вернулся к своему изначальному облику – облику маленького уютного городка на Рейне.
Беря своё начало в тающих ледниках швейцарских Альп, Рейн общая длина которого около 800 миль протекает через самое сердце Европы и впадает в море. Его название происходит от кельтского слово – «река», весьма сдержанное определение красоты и силы этой мощной реки. Многие писатели, в том числе Гёте и Марк Твен пытались передать всю грандиозность Рейна. В 1838 году Виктор Гюго писал о Рейне:»Он сочетает в себе всё: извилистость Сены, историчность Тибра, величественность Дуная – овеянный мифами и легендами, словно реки Азии».
Памятник немецкому писателю Эрнсту Морицу Арндту, который призвал немецкий народ на борьбу с Наполеоном, который уютно устроился на берегах Рейна. А позади него здание Боннского университета.
Вообще в Бонне и вокруг Бонна много барокко, взять хотя бы Боннский университет, бывший дворец курфюрста. Бо́ннский университет (Рейнский Боннский университет Фридриха Вильгельма; Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn) — один из самых крупных и известных университетов Германии. В нем сегодня обучается 30000 студентов.
В настоящее время в состав университета входят факультеты:
Кроме того, в число подразделений университета входит несколько исследовательских институтов.
Выпускником университета является Конрад Аденауэр, который был первым канцлером ФРГ и руководил Германией с 1949 по 1963 год.
Здесь учились Фридрих Ницше, Генрих Гейне, Карл Маркс, Преподавали физики Гельмгольц, Ленард.
Рядом с университетом протестантский собор. Он не такой старый, но мне понравился.
Оставляя справа церковь, мы подойдем к музею арифметики, который был открыт в 1999 году.
«Аритмеум» (Arithmeum) знакомит посетителей с волшебным миром математики. В музее выставляется коллекция научно-исследовательского института дискретной математики при боннском университете, насчитывающая 1200 экспонатов.
Наконец-то я узнал про изобретателя логарифмической линейки. Первый вариант линейки разработал английский математик-любитель Уильям Отред в 1622 году.
Великий фон Нейман. Его называют праотцом современной архитектуры компьютеров.
К юго-востоку от Боннского университета находится дворец Поппельсдорф (1716-1730 гг.), за которым раскинулся Ботанический сад. Дворец выполнен в стиле барокко. Его архитектор - француз Робер де Котт. Владел дворцом архиепископ Кёльнский Клеменс Август.
В годы господства Пруссии в 1818 г. дворец и соседний с ним парк стали частью Боннского университета. В том же году парк стал Ботаническим садом Бонна. Сейчас его площадь составляет 0,5 га зеленых насаждений. На территории Ботанического сада находятся одиннадцать теплиц и произрастают около 8 000 разнообразных растений. А еще в этом дворце расположен минералогический музей.
А вот это очень интересная фотка. На бульваре стоит металлический шкаф для книг. Любой может принести и взять любую книгу. Отдельно выделены детские книги. Здорово!
Ну а закончим мы нашу экскурсию на главной площади Бонна у Кафедрального собора, строившегося с XI по XIII век, который является символом города. В средние века вокруг него группировался весь город. Колокольни, фасады собора являются шедеврами позднего романского стиля. Интерьер выполнен в стиле рококо, его пышность являет собой резкий контраст со строгим внешним видом.
Монастырь-базилика в Бонне изображён на гербе города XIII века и с того времени является символом города. Невзирая на то, что панорама города существенно изменилась, базилика до сих пор выглядит современной. Боннская базилика была заложена на месте захоронения мучеников Кассия и Флоретия — покровителей города. Становления небольшого культового сооружения конца римского периода и её превращения в образец средневековой архитектуры были достаточно сложными. Вид, который имеет церковь сегодня, подобнен тому, что был в XI—XIII веках. Элементы романского и готического стилей гармонируют друг с другом и сливаются в монолитное целое.
По преданию, основательницей собора считается Святая Елена, мать императора Константина, построившая в 4-м веке небольшую церковь у могилы принявших мученическую смерть римских солдат Кассия и Флоренция. В 1610 году в среднем нефе установлена бронзовая фигура Святой Елены. Основательница храма изображена с искаженным страданием лицом и крестом в руках. Видимо, для того, чтобы облегчить душевные муки святой, скульптор 17 века позаботился о физическом комфорте царственной особы, подложив ей под колено подушку.
Закончим мы нашу экскурсию там, где начинали. У стен этого собора на Рождественской ярмарке.
С Новым 2013 годом и Рождеством вас, мои дорогие читатели! Глинтвейн очень уместен в морозную погоду.
И мы еще заехали в музей виноделия в горах недалеко от Бонна, где побродили по винным подвалам и попробовали замечательные Рейнские вина. Почитайте эту книжку и будете знать все о немецких винах.
Вот таким оказалось наше путешествие в Бонн. Надеюсь, что вам понравилось.