• Авторизация


Испытание одиночеством 04-11-2012 21:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Преодоление одиночества есть смысл существования человечества

Об этом говорил и великий колумбийский писатель Гарсия Маркес в своем романе "Сто лет одиночества". На протяжении романа всем его героям назначено судьбой страдать от одиночества. Одна из основных причин их одинокой жизни и отрешённости — неспособность любить и предрассудки, которые были разрушены отношениями Аурелиано Бабилонья и Амаранты Урсулы, чье незнание своего родства привело к трагическому финалу истории, в которой единственный сын, зачатый в любви, был съеден муравьями. Этот род не способен был любить, поэтому они были обречены на одиночество. Одиночество проявилось во всех поколениях. Самоубийство, любовь, ненависть, предательство, свобода, страдания, тяга к запретному — второстепенные темы, которые на протяжении романа меняют наши взгляды на многое и дают понять, что в этом мире мы живем и умираем в одиночестве. Урсула одна прожила много-много лет и  только она из всей семьи не знала одиночества, но знала, как её сыновья и прочие члены семьи от неё страдают, как от страшной болезни... Одиночество - это болезнь 21 века, но современное молодое поколение пытается обособиться и жить только для самих себя, прикрываясь терминами "либерализм", "свобода личности". А ведь главное - они не умеют любить, но вот есть новый взгляд на эту проблему.

 


 

Это Вера Полозкова - поэтесса и актриса. К 25 годам она успела издать две книги, сыграть в театре и стать обладательницей нескольких литературных премий.И ее одиночество - это маска, за которой легко скрыть свое нутро. Она хорошо играет роль поэта. Она пишет не для массовой аудитории, а для узкой группы экспертов. Отсюда и ее романтические слова об одиночестве.

Романтизация одиночества – распространенная вещь и в поэзии, и во всей мировой культуре, и в жизни социума. Одинок тот, кто стоит ВЫШЕ житейской грязи, как одинок орёл, живущий высоко в горах… Да, на равнине, в её грязи, в тесном кругу тех, кто копошится среди себе подобных, живя суетными заботами обыденного, бывает и уютно и тепло – но там же бывает и душно, и сумрачно от земных испарений, в то время как в запредельной выси – холодно и пусто, зато – свободно… В образах одиноких поэтов, мечтателей, странников в немалой степени реализуется именно эта врожденная тяга человека – к свободе. Свобода, независимость от мнения и ценностей толпы – «подите прочь, какое дело поэту мирному до вас!» — хорошо понятна нам…

Однако тяга к свободе и одиночеству, перешедшая некий предел независимости от ближних, может явить и страшную свою крайность: гибель любви (недаром состояние «зависания» в горечи одиночества, услаждение им, в православии рассматривается как греховное). «Нехорошо человеку быть одному» — эта Божья заповедь остается неизменной со времен творения мира. Без любви, как и без свободы, человек жить не может. Тотальное одиночество опасно для него так же, как и тотальная растворенность в толпе; современные мегаполисы, переполненные людьми, являют нам вид пустыни одиночества среди других одиночеств…

Зачастую одинокие люди становятся нарциссами. Они полагают если общество их не признаёт,значит оно недостойно лицезреть новоиспечённого нарцисса. Нарциссизм я бы назвал побочным эффектом одиночества,когда люди превращаются в страшных гордецов. Отсюда и пошло выражение гордое одиночество. Люди - нарциссы могут возомнить о себе, невесть что,будто бы они выше всех,просветлённей и т.д. Но это не так! Они всего лишь таким образом прикрывают своё одиночество,делая вид,что никто им не нужен. Это всего лишь маска притворства,которую очень трудно разбить. Есть и другое название болезни людей, которые страдают от одиночества - это Аутизм.

Радости и оптимизма в текстах Веры Полозковой немного. Зато в избытке несправедливость, боль, разочарования. Неужели все так плохо? Вовсе нет. Просто поэт, по мнению Веры, не певец красоты. У него иная миссия.

«Он осмысляет опыт человеческий. Он аналитик. Он человек, который держит зеркало. Человек, который ходит за людьми и держит зеркало. Мне кажется, так. И то, что в нем отражается, не всегда, к сожалению, нравится людям», – замечает она.

То, что отражается в зеркале стихотворений Веры, тоже нравится далеко не всем. Дело доходит до того, что целые дискуссионные клубы собираются, чтобы обсудить вопрос «Поэт Вера Полозкова или не поэт?» Зачем, Вера не понимает. Ведь даже сама она ответить пока не может. Говорит, все станет ясно позже. Лет через 150.

Когда-нибудь я отыщу ответ.
Когда-нибудь мне станет цель ясна.
Какая-нибудь сотая весна
Откроет мне потусторонний свет,
И я постигну смысл бытия,
Сумев земную бренность превозмочь.

Так пишет Вера Полозкова.

А о ней можно найти только хвалебные оды, типа:

Поэтесса необыкновенно обаятельная, яркая, захватывающая. Кто был на ее концертах, слушал выступления, слышал этот приятный, такой живой и чувственный голос, я думаю, меня поймет. Вера Полозкова больше, чем поэтесса, она актриса, которая лучше других чувствует свои стихи и знает, как их нужно прочесть. В нашей стране, на мой взгляд, нет такого уровня творческих людей, готовых развиваться в разных направлениях, которым интересна не только поэзия, но и театр, кино, музыка. Стихи Веры – самое пронзительное, что я читала за последнее время и самое яркое, что случилось в современной поэзии. Ее книги обязательно нужно читать, слушать и смотреть выступления, перед нами раскрывается, расцветает талант, которым будут восхищаться наши дети.

Посмотрите, а потом поговорим.



После выступления Веры в Казани в мае этого года в газете Звезда Приволжья появилась хорошая рецензия.

Концерт длился два часа без перерыва, пришло около 500 почитателей таланта 26-летней поэтессы. Стоимость билетов от 500 до 1400 рублей. С ней выступал отличный рок-ансамбль с прекрасным мягким, почти акустическим звуком. Стихи, конечно, были несколько однообразны, шли речитативом, рифмы не будоражили и ослепляли, складывалось впечатление, что Вера Полозкова, хотя и собирает большие залы, но еще не нашла себя, это такой женский рэп со всеми штампами молодежного «депрессивного» мейнстрима. У нее достаточно «холодные» стихи, хотя она пытается быть экспрессивной. Во многом ее поэзия строится на стандартах интернет-поколения, но это скорее всего трудности роста, «детская болезнь левизны», Вера – славная и добрая, «солнечная» девушка, очень обаятельная. Полозковой отлично удается серьезная проза, та, в которой она пытается размышлять, во многом ее стихи рациональны, придуманы, идут от головы, а не от сердца, часто формальны. Полозковой нужно разорвать заколдованный круг вторичной псевдостуденческой поэзии, в котором она сама себя заключила, так как боится стать искренней, вглядываться в жизнь по-серьезному, побольше работать над строкой. Нужно преодолеть себя и перестать играть в поэзию. Но и Солженицын в молодости писал стихи, это была стадия развития, талантливый прозаик в Полозковой угадывается. Любимые поэты Полозковой – Маяковский, Бродский, Цветаева, Вера Павлова. Ей очень нравится казанская поэтесса Анна Русс. Редакция подарила Полозковой книгу казанского поэта Геннадия Капранова, погибшего от удара молнии. Вера чуть не упала со стула, узнав об этом. Вере Полозковой не нравится поступок «Пусси Райт», и она не одобряет их действия. Может быть, главный недостаток ее «возрастной» поэзии – она не религиозна, ее поэзия даже не языческая, скорее она атеистична и материалистична – в ней нет поэтому пульса живой любви.


Вере задавали много вопросов, и чтобы полнее представить ее личность, давайте послушаем ее ответы.

Вопрос: Я недавно размышляла о том, что самоуверенность для человека губительная: он не замечает своих ошибок и поэтому и не исправляет их, и, соответственно, не развивается. А вот комплексы, кстати, могут, наоборот, подстёгивать людей меняться в лучшую сторону. У Вас были/есть комплексы, которые помогли Вам?

Полозкова: Самоуверенность - это тоже от комплексов, от зажимов: внутренне свободный человек трезво оценивает и свои проигрыши, и победы, способен признать вину и никогда не привязывается к результатам труда, идет дальше. Преодоление комплексов большая и долгая работа, но чтобы что-то настоящее смочь, надо учиться свободе.

Вопрос такой: смогли бы Вы прочитать свои стихи Богу?

Полозкова: Совсем незачем. Он сам то, из чего все стихи на свете, и картины, и дети, и музыки.

Вопрос: в твоих стихах довольно много о Боге, кто Он для тебя?

Полозкова: Сначала был вроде деспотичного отца, соперника и Того, Кто Так Несправедливо Все Устроил - а теперь, наконец, весь мир, каждая взаимосвязь, порядок и стройность, которую так трудно постичь из нашего крошечного угла.

И под конец приведу одно из ее стихотворений о смысле жизни.

Жизнь-это творческий задачник:
условья пишутся тобой.
Подумаешь, что неудачник —
и тут же проиграешь бой,
сам вечно будешь виноватым
в бревне, что на пути твоем;
я в общем-то не верю в фатум
— его мы сами создаем;
как мыслишь — помните Декарта?
— так и живешь;твой атлас — чист;
судьба есть контурная карта —
ты сам себе геодезист.

А вот стихотворение моего друга Максима Проскурякова, когда он еще не был профессором, а был Максимом Русом.

Давай сыграем в жизнь, как в шахматы.
Пусть будет сердце полем боя,
Для черных с белыми распахнутым,
Невозмутимым и спокойным.

Мы будем холодны и вежливы.
Нам больше некуда спешить -
Мы выиграем. Неизбежно.
Ведь мы - гроссмейстеры души.

Мы первый ход с улыбкой делаем,
Нас ждет бескровная борьба,
Где мы играем только белыми
И только черными - судьба.

Стихи написаны в 1992 году.
 

 В заключение хочется напомнить слова одного мудреца, который сказал:

Три вещи никогда не возвращаются: время, слово, возможность

Три вещи, которые никогда не следует терять: Спокойствие, надежду, честь

Три вещи, которые ненадежны: Власть, удача, состояние

Три вещи, которые представляют наибольшую ценность: любовь, убеждение, дружба

Три вещи, которые определяют человека: труд, честность, достижения

Три вещи, которые разрушают человека: вино, гордыня, злость

Три качества в характере, которые прежде всего определяют личность: мораль, воля, интерес.

 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

Одиночество — сильное чувство, которое может стать очень тягостным и мучительным. Это чувство внутренней пустоты, отчужденности, изолированности от других людей. Оно может сделать человека ранимым и вселить в него страх.

Ведь все мы нуждаемся в дружеском общении — в человеке, который бы нас выслушал, поддержал, понял, с кем можно было бы поделиться своими сокровенными чувствами и размышлениями. Нам нужен кто-то, кому не безразличны наши переживания.

Однако усилия преодолеть одиночество часто бывают напрасными. Некоторые пытаются окружить себя «друзьями», и, в конце концов, устанавливают, что такие отношения часто бывают пустыми и неудовлетворяющими. Другие спешат вступить в брак. Но и это не разрешает проблемы одиночества.

Одиночество может носить временный или хронический характер.

Психологи заметили: «Одинокие люди, главным образом в возрасте от 20 до 30 лет, многое ожидают от других, но сами ничего не хотят давать».

Таким образом, если ты испытываешь одиночество, тебе, может быть, нужно проявлять больше интереса к другим. Когда ты встречаешь предполагаемых новых друзей, проявляешь ли ты интерес к их интересам, или ты всегда направляешь беседу на самого себя? Чтобы сбросить оковы одиночества, нужно стать дающим человеком.

Поэтому если надоело одиночество, осмотрись вокруг, чтобы увидеть, кто нуждается в помощи, кому нужен друг. А увидишь такого - действуй! Многие интересуются только самими собой; все другие для них находятся на последнем месте, если вообще они там.

   Ещё одной  распространённой причиной одиночества стало то что, мы играем какие то роли, прячем себя настоящего, думая, что не интересны сами по себе. От этого возникает чувство непонятости, ненужности и одиночества, причем человек может быть при этом заядлым тусовщиком. И с виду не скажешь, что он один в пустоте.

Иногда причины одиночества кроются в нас самих. Недостаток самоуважения мешает нам быть более открытыми и находить себе друзей.

Один исследователь говорит: «Те, кто хронически одинок, склонны думать о себе так: „Я непривлекателен“, „Со мной не интересно“, „Я никому не нужен“». Возможно, ты сумеешь избавиться от чувства одиночества, развивая самоуважение.

И когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества. Но помни, что цветок предстает во всей своей красе, только когда он распустится, так и твои достоинства по-настоящему оценят только в том случае, если ты их раскроешь.

[показать]

В 1935 году Лео Каннер выпустил первый в мире учебник детской психиатрии, затем стал заведовать отделом детской психиатрии в известном госпитале им. Джонса Хопкинса. Он определил три основные признаки поведения, которые свидетельствуют об аутизме:

1. Сверхстыдливость и боязливость в общении даже с родителями, нелюбовь к их ласкам, нежелание играть в спонтанные игры и участвовать в детских забавах.

2. Нарушения социального поведения, избегание общения, отчуждение от детей-сверстников, их интересов и от семьи.

3. Выбор ограниченных стереотипов поведения, к примеру, уединенное чтение книжек, и ничего более.

Это как у Пушкина про Татьяну: И целый день одна Сидела тихо у окна. Аутизм - это болезнь 21 века, Вера Полозова называет это одиночеством. Причины возникновения раннего детского аутизма активно исследуют современные психологи и генетики. Полагают, что отклонения в развитии и функции мозга, приводящие к аутизму возникают на самых ранних стадиях развития нервной системы и вызываются разными генами. Надо преодолевать одиночество. Ведь преодоление одиночества - есть смысл существования человечества, а к чему призывает Вера Полозова?

С одиночеством нужно бороться, а не смаковать его и плавать в жалости к себе. Только активная жизненная позиция, по мере своих сил, вот лекарство от тоски.

 

Как стать счастливым? Бороться со своим одиночеством. Послушайте лекцию одного интересного психолога

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Испытание одиночеством | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»