Наш друг пригласил нас в филармонию. В Большом зале состоялся великолепный концерт.
2 ноября 2012 года Пятница 19:00
1-й концерт ДЕВЯТОГО абонемента «Нескучная классика»
Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер - Владимир АЛЬТШУЛЕР
Солист - Майкл О`РУРК (Ирландия)
В программе:
ГАЙДН. Симфония № 8 «Вечер»
МОЦАРТ. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром
БЕТХОВЕН. Симфония № 1
Венские классики 18 века. Уже более 2 веков звучит их божественная музыка. С ними сравниться может разве что Бах, Вагнер и Чайковский. Я понимаю, что к сонму великих можно причислить много композиторов, но я назвал самых знаковых для меня.
Академизм дирижера Владимира Альтшулера проявился и в выборе репертуара. Очень интеллигентный дирижер. Он работает с этим оркестром с 1969 года. Сначала играл на альте, был даже концертмейстером, а в 1984 году состоялся как дирижер. А через 10 лет стал вторым дирижером этого оркестра (оркестром руководил Тимирканов, Дмитриев). Так вторым и остался.
Йозеф ГАЙДН (1732 – 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Он написал 104 симфонии и множество опер. Слушая произведения Гайдна, представляешь долгую, счастливую жизнь их творца. Действительно, жизнь композитора была долгой: последнее сочинение он написал в 71 год. Однако счастья в этой жизни было совсем немного. Голодное отрочество, когда он хотел уйти в монастырь, чтобы хоть раз наесться досыта, сменилось бездомной юностью. Зрелые же годы оказались подневольными. «Печально ведь постоянно быть рабом», — читаем в письме почти шестидесятилетнего Гайдна. Творчество стало его спасением, и композитор надеялся, что оно несет утешение не только ему: «Часто, когда я боролся с препятствиями разного рода, возникавшими на пути моих трудов, когда я ощущал упадок сил моего духа и тела, и мне становилось тяжело удерживаться на избранном поприще, — тайное чувство шептало мне: „В этом мире так мало довольных и счастливых людей, везде их преследуют забота и горе; быть может, твоя работа послужит иногда источником, из которого обремененный заботами или уставший от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость“. Это служило мне мощным толчком, заставлявшим стремиться вперед, и это же является причиной того, что я теперь с радостным воодушевлением оглядываюсь на работу, производившуюся мною для музыкального искусства в течение столь долгой вереницы лет с неотступным усердием». Только к шестидесяти годам к Гайдну, неизменно открывавшему и завершавшему партитуры своих симфоний латинской канонической формулой благодарности Творцу, пришла слава, которой тот по праву наслаждался на протяжении почти двадцати лет.
В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею
Почти все гайдновские симфонии непрограммны, они не имеют какого-то определенного сюжета. Исключение составляют три ранних симфонии, названные самим композитором «Утро», «Полдень», «Вечер» (№№ 6, 7, 8).
Сегодня мы слушаем Симфонию под названием "Вечер".
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки,- говорил П.И.Чайковский.
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 - 1791) . Лучше Моцарта может быть только Моцарт. Он вобрал в себя красоту музыки всех предшествующих поколений. Вершиной его творчества были фортепианные концерты. Моцарт научил фортепьяно разговаривать с оркестром. Всего он написал 25 концертов. Мне очень нравятся 9, 20, 21 и 24 концерты. Сегодня в программе был обозначен 21 концерт. Фортепианный концерт 21 до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику.
Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок... Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам.
Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый.
Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.
Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением.
Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей. Своим музыкальным настроением концерт несколько напоминает симфонию №41. Он столь же бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом (это и вообще характерно для Моцарта венского периода).
В концерте принял участие известный ирландский пианист, обладатель нескольких престижных наград за достижения в области музыкального искусства, Майкл О’РУРК. В его исполнении прозвучал Концерт № 21 для фортепиано с оркестром Моцарта.
О’РУРК играл очень по-моцартовски, легко и непринужденно. Но я покажу вам концерт в исполнении Бернстайна и Рихтера.
Фильм BBC "Гений Моцарта" я считаю одним из лучших фильмов о Моцарте. Кто такой Моцарт? Просто гений.
Фильм первый "Чудо природы"
Фильм второй "Страсть к сцене"
Фильм третий ""Первый Романтик
А теперь поговорим о Бетховене.
Симфонии Гайдна и последние симфонии Моцарта, созданные в конце XVIII столетия, задали стандарт произведений этого жанра, охотно воспринятый и оценённый музыкальной аудиторией того времени, главным образом в Вене. Бетховен, в ту пору лишь завоевывавший венскую публику, должен был считаться с этим стандартом, поэтому первая симфония в значительной мере продолжает музыкальные традиции, заложенные великими предшественниками композитора. Симфония №1 остается своего рода «эхом» симфоний Гайдна и Моцарта (в особенности симфонии Моцарта «Юпитер» в той же тональности, С major, op. 551; одна из тем финала первой симфонии очень близка к теме из финала «Юпитера»), для нее характерны легкость, простота, наивность и изящество, формирующие особое настроение произведений Гайдна и Моцарта, и не встречающиеся в творчестве позднего Бетховена.
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827) -ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. «Музыка есть высшее проявление мудрости и философии» - Людвиг ван Бетховен.
В 1787г. Бетховен впервые отправляется в Вену к Вольфгангу Амадею Моцарту. Моцарт высоко оценил талант юного музыканта, призывая музыкальную общественность обратить внимание на этого юношу, «он ещё заставит мир заговорить о себе».
Здесь вы прочтете все о 1 симфонии Бетховена и можете ее послушать.
1 часть 2 часть 3 часть 4 часть
Завидуйте, какой замечательный концерт вы пропустили!
«Гении – маяки человечества»,– говорил Шопенгауэр, мастер афоризмов. В истории мировой культуры Гайдн, Моцарт и Бетховен является одними из самых путеводных маяков человечества. Их ясный свет вот уже два с половиной столетия влечёт к себе философов и музыкантов, писателей и учёных, политиков и художников. К нему стремятся с разных точек безграничной «духовной вселенной», пытаясь постичь его природу, разгадать тайну их непреодолимой притягательности. Свет от их искусства порождает многочисленные блики, отражения, всполохи, вспышки, протуберанцы в сознании тех, кто к нему приближается, каждый улавливает в нём какую-то свою «часть спектра», видит свою разгадку и пытается её выразить то в наивных возгласах восхищения, то в мучительных поисках единственно верных слов.
Трудно даже представить себе некое пространство, наполненное мыслями и чувствами, рождёнными музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. Оно кипело бы нестройной, но деятельной (как бывает шум большой стройки) «музыкой созидания», ошеломляло гулом спорящих голосов, противоречивых мнений, увлекало бы мощной, концентрированной энергией познания.