• Авторизация


Поговорим о музыке. Борис Годунов в Мариинском театре 01-11-2012 00:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я давно хотел поговорить о необходимости бережного  и уважительного отношения к русской культуре.

Но то, что сейчас происходит, не поддается нормальному восприятию. Я говорил уже в своем блоге о современной живописи, пропагандируемой Гельманом, когда нормальным считается уподобление наших церковных луковок с клизмой. Ну и что, мне скажут почитатели творчества Pussy Riot. Они тоже выразители современного искусства. Я говорил о своем отношении к постановке Евгения Онегина в Большом театре, когда Ленский поет свою знаменитую предсмертную арию в шапке-ушанке, а потом Онегин убивает его случайно из охотничьего ружья.

Но то, что сделал "великий" английский режиссер Грэм Вик в Мариинском театре с Борисом Годуновым, премьера которого состоялась в июне этого года, позволяет сказать, что глупые девочки, спевшие в храме Христа Спасителя, ангелы. Так глумиться над нашей историей позволил Гергиев в Мариинском театре.

Послушайте репортаж о новой постановке Бориса Годунова

Судите сами.

Начинается опера с того, как во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть».

[758x506]

«Челночницы» дерутся.

[789x526]

Торговка за мелкую взятку просит милиционера простить её. Грэм Вик очень интересно работает с мимансом на сцене — здесь все время очень узнаваемые ситуации.

[791x791]

Думный дьяк Андрей Щелкалов (баритон Алексей Марков) взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья».

[790x527]

Православные верующие направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. Они тоже ратуют за избрание Годунова.

[776x518]

Последнее действие: в Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца.

[765x513]

Смерь царя Бориса. Царевич Федор безутешен.
 

[770x516]

 

Эти фотографии и комментарии к ним взяты мной с сайта Весьма остроумно и хорошо сфотографировано.

Один написал в комментариях к тому блогу, "Любопытная, похоже, постановка! Но, боюсь, опять начнут всякие психопаты истерить по поводу "уничтожения русской культуры заезжим гастролером". Пойдут подметные письмаЧаплину, Медынскому". Я не буду писать письма Медынскому и Чаплину, и не отношу себя к  психопатам, но я не могу спокойно смотреть, как измываются над моей Россией. Может быть она этого заслуживает, но ведь не случайно говорят Родина-мать.

 

Смотрите сами, делайте выводы.

 





 

Правда, мы сами избираем себе новых лидеров, которые сами забывают, что они представляют великую державу и  позволяют над собой смеяться.

Ельцин с Клинтоном

 

Они позволяют смеяться не только над собой, но и над страной.



Сценография Бориса Годунова в новой постановке Мариинского театра - собирательный образ России, увиденной глазами иностранца: немыслимые для западного сознания контрасты вопиющей нищеты и кричащей роскоши, слившиеся в сюрреалистическое целое воспоминания о залах Кремлевского дворца съездов и Большого театра, с одной стороны, и о внутреннем убранстве то ли Успенского собора, то ли храма Христа Спасителя - с другой. Везде снуют рабочие в спецовках - некогда величественным интерьерам срочно требуется капитальный ремонт: драпировки полуистлели, на стене зияет грязный след валяющегося под ногами попранного советского герба (в сцене коронации Бориса его демонстративно вынесут вон), к рампе подбираются волны окаменевшей лавы - только что пережившая мучительный политический катаклизм страна застыла в ожидании очередной катастрофы.

Борис - впечатляющая история сильной личности, оказавшейся пораженной манией власти. Этот царь достиг престола ценой убийства, и знание о собственном преступлении раздирает его, раздражает, бесит. И он не рефлексирует, а бесится от того, что дал народу все - выстроил новые жилища, сыскал работы, а тот проклинает его. Морок ожившего "кровавого мальчика" превращается у Бориса в страшную галлюцинацию, где за призрак Димитрия он принимает собственного сына Федора. А в зале Думы после рассказа старца о чудотворных мощах убиенного царевича Бориса хватил сердечный удар. Корчась в предсмертных судорогах, рыча, он успевает призвать сына и провозгласить его царем. Неостывший труп Бориса заваливают погребальными венками. Финал жуткий, беспросветный, отторгающий всякую мысль о том, что власть может нести счастье человеку.

Противоречивые отклики на этот спектакль весьма естественны. В одном из них я прочел следующее: Если сегодняшнее бытие так уродует классическое произведение, а классика, как известно, вечна, то уродлива не постановка, а наша жизнь. С этим трудно не согласиться. Мы разоряем своими деяниями нашу историю и достояние, которое складывалось непросто и веками, мы убиваем в себе всё человеческое, и стоит только ближнему захворать, мы уже делим его наследство. В этом уродстве и немыслимых поступках мы существуем и "варимся".

Один из солистов Мариинки в интервью об этой опере сказал: Сейчас модно переносить действие во времени, все менять. Редко попадаешь в традиционную постановку. На долю нашего поколения певцов, тех, что последние 10—20 лет поют, выпало принимать участие в переосмыслении классических оперных сюжетов. Но мы все надеемся, что это скоро закончится. Мне кажется, народ уже затосковал по красивому театру. Думаю, еще лет пять-семь, и мы вернемся обратно.

«Борис Годунов» выглядит у Вика, как политическая сатира, причём сатира весьма грубая в своей примитивности и пространственно-временной локализации. Он сказал в интервью еще до постановки, что трактовка оперы будет зависеть от результатов выборов в России. Но если он хотел провести параллель между Путиным и Борисом Годуновым, то получилось, что его Борис - это слепок с Бориса Ельцина. Режиссёр помещает героев в контекст передовиц либеральной прессы, штампы которой настолько чудовищно примитивны, что вызывают недоверие даже тогда, когда они говорят правду. Этими штампами буквально нашпиговано новое прочтение «Бориса Годунова», и ключевую роль в этом публицистическом балагане играет оформление спектакля – сценография и костюмы. Грэм Вик мыслит штампами, и это удручает. Материал для него не просто незнакомый, но и не сильно глубоко изученный, отчего предложенная им актуализация становится лишь сменой интерьеров и переодеванием из костюмов XVII века в костюмы века XXI. Если у Мусоргского возникает образ Бориса, как глубоко несчастного человека, вызывающего простое человеческое сочувствие, то у Грэма Вика мы видим пьяного дельца от политики, которого не любит и не понимает его собственная дочь, которого боится родной сын и единственным по-настоящему близким человеком которому является «гувернантка».

Те, кто отвергает эстетику реалистического театра, не нуждающегося в дополнительных уточнениях и объяснениях происходящего на сцене, чаще всего ссылаются на неправдоподобную условность его застывших форм. Но парадокс состоит в том, что когда сторонники модернизации классических сюжетов получают упрёки в неправдоподобности их собственных «модерновых» прочтений, они тут же начинают прикрываться той же самой жанровой условностью, которую отвергают в своих программных инвективах по адресу оперного реализма! Признаться, эта система двойных стандартов лично мне уже порядком надоела, ибо, чаще всего, за ней скрывается или профессиональная несостоятельность, или ситуативная некомпетентность.

Ведь правда, почему у полицейского наряда, разыскивающего Гришку, в ХХI веке нет фоторобота, не говоря уж о фотографии беглеца? Зачем Григорий спрашивает дорогу, если сегодня только самый беспомощный телефон не оборудован системой спутниковой навигации?

Когда ты видишь на сцене ментов в кожанках, собирающих «дань» с торговок, вездесущих телерепортеров главного федерального канала, омоновцев, избивающих «протестно настроенных граждан», стриптиз-клуб, в который заходят выпить священники в рясах, заседание госдумы и прочие сюжеты из текущих «сводок новостей», ты невольно пытаешься подыгрывать режиссёру, выискивая в словах и музыке некие смыслы, которые оправдывали бы такое визуальное прочтение. Но ни в тексте, ни в музыке ты этого оправдания не находишь.

Я целиком и полностью согласен с одним из блогеров, который скрывает себя под именем Александр, когда он так оценивает эту постановку Бориса Годунова: В общем и целом, новая постановка «Бориса Годунова» в Мариинском театре в который раз наглядно продемонстрировала, что современная оперная режиссура  – это совершенно самостоятельный жанр, не имеющий отношения не только к опере как таковой, но и к драматическому театру. В который раз стало очевидно, что само по себе явление «режиссёрской оперы» - это некая автономная от здравого смысла и любых законов внутренней последовательности художественная перверсия, по своей эстетической ценности занимающая место между наивностью уличного флэшмоба и претенциозностью арт-инсталляций. Почему столь низкое по своей художественной ценности явление присосалось к такому высокому и сложному жанру как опера, я понимаю. А вот почему опера никак не избавится от этого паразита, я понять не могу.

Я когда-то тоже самое говорил о Большом театре, когда мы обсуждали Евгения Онегина.

Блажен, кто верует, говорил Державин. А я напомню Шпенглера, когда он говорит, что Закат цивилизации связан с падением культуры. Трудно не согласиться с тем, что культуру кто-то намеренно уничтожает.

Ну а тягаться с Оперым театром Берлина Мариинскому театру сложно. Они поставили ну уж совсем нетрадиционно Бориса Годунова. Это они, ну а мы почему должны издеваться над своей культурой, дорогой Валерий Абисалович (Гергиев)? Пошла молодежь к вам в театр? А стариков вы отвадите. И не будет русской культуры. Зачем вам вторая сцена?

Противоречивые мысли возникают у меня от всего увиденного. И все-таки мне вспоминаются стихи Есенина.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не чадо рая,
Дайте родину мою".

Куда ведут нас эти реформаторы с Запада? Куда они нас приведут?

А еще мне вспомнились стихи Эдуарда Асадова

Да, можно все понять иль не понять,
Все пережить и даже потерять.
Все в мире, кроме совести и Родины!

А закончим мы стихами Ивана Алексеевича Бунина

Родине
Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.
 
 

И еще один материал для обсуждения - Лекция профессора Граля из Варшавского университета "Польский взгляд на великую русскую смуту "

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Валерий Степанович, 1000 раз согласен с Вами...А что делать? Вечный вопрос! Ну не будет другого "Бориса Годунова", порезали, уничтожили оперу.Боюсь, доберутся до Темиркановской "Пиковой дамы" и других, это называется новыми веяниями, смелым экспериментом.Хорошо что мы с Вами успели увидеть и услышать.Вы правы, кто из нынешней публики пойдет за 2-3т.р.и более в Мариинский, лучше боевик посмотреть в кино, с попкорном. Рекомендую Вам ходить в концертный зал, почаще слушать в записи, другого выхода, лично я не вижу. А В.А.Гергиева, уважаю, сожалею о том, что он много приглашает иностранцев, а наши - иносранцы, вроде Бархатова, тоже хороши.Что делать? Не знаю...С уважением, Сергей.
Ответ на комментарий сергей-сибирь # Беречь русскую культуру. Внуков почаще водить на хорошие спектакли, пока внуки верят вам, а не дяде из телевизора. Жалко, что с закатом культуры заканчивается цивилизация. А когда образование станет платным, то люди предпочтут деньги тратить не попкорн, а не на образование. Я согласен, что надо ходить в концертные залы, но поп-культура уже проникла и в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, еще кое-как Музик-ферайн держится в Вене, но и до туда доберутся реформаторы от культуры. Для них нет ничего святого, только деньги!!! Спасибо, Сергей за комментарий
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # Но как? Кругом хамство, серость и проч. Помню в институте нам вдалбливали на общественных науках(цитировали, то ли Фейербаха, Энгельса?) - "человек, живущий в обществе, не может быть изолированным, свободным от него". Согласен. Однако, количество хороших спектаклей, стремительно сокращается. Вот и Вы, пишете "поп-культура уже проникла и в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии". Кстати, что конкретно? Давно не был в филармонии. Сам лично смотрю только инф. по телевизору, телеканал "Культура", рад тому что мой сын, лично выкинул новый телевизор, который я ему подарил. Ну и что? С удовольствием вспоминаю как 25-30 лет тому назад, доставал за копейки конромарки в Мариинский, филармонию, БДТ. Вот теперь есть деньги в кармане, идти не хочется на такого Бориса. Опять, ну и что? Поселиться в лесу?, уехать в Вену?, может ходить в Мет? Перефразирую Вас: с расцветом цивилизации(пишу на дорогом ноутбуке), наблюдаю закат культуры. Чувствую, грядет новая волна внутренней эмиграции! Где наши, сегодняшние, П.Флоренский, Г.Федотов, Н.Бердяев, Д.Мережковский и подобные им умы? Что делать? С уважением, Сергей.
Ответ на комментарий сергей-сибирь # Это было 2 года назад, 27 ноября в большом зале СПб филармонии выступал Ю.Шевчук. Он мне нравится, но не в таком зале! Выбор площадки довольно неожиданный для легенды русского рока в стенах, помнящих Чайковского и Листа. Академичность зала безусловно оказала свое сковывающее воздействие и на исполнителей и на зрителей. А слова «бля», «суки» и «яйца», сопровождавшиеся хватаниями себя за область паха, звучали здесь явно неорганично. Но к концу второго отделения все более-менее расслабились и стали вести себя более раскованно. Публика, одетая в бутиковые джинсы и снимавшая концерт на «айфоны», с явным удовольствием слушала песни про то как Ю.И. спивается у ларька. А Шевчук, записав в «хипанов» Чайковского и Шостаковича, периодически поглядывал на колонны, словно сам не мог поверить, что выступает в Филармонии. Да такое было, уважаемый Сергей.
Из всех современных, если так можно выразиться, уважаю как раз Ю.Ю.Шевчука и В.Высоцкого. С первым знаком лично. Целиком и полностью согласен с Вами о неуместности его выступления в филармонии, даже не представляю, как это могло быть. При возможности выскажу ему это. К этому добавлю, Юрий Хатуевич перестал следить за репертуаром, вероятно сказывается возраст. Жаль, очень жаль.
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # Они есть, но не востребованы. Наша философская мысль по выражению одного интересного современного философа, (выпускника мехмата МГУ, 1946 года рождения), Виктора Кротова заблудилась. Поразительно! Философия даже не смогла до сих пор сформулировать толком, зачем и кому она нужна. Мысль, что философия нужна якобы для "познания мира", "познания истины" или чего-то вроде этого, безнадёжно устарела. она нужна обычному, живому, реальному человеку. Нужна, чтобы помогать ему ориентироваться в жизни. Потребность в ориентировании - наверное, главнейшая потребность человека после самых первичных физических потребностей. Этой потребности служат и наука, и религия, и искусство. Но помочь человеку ориентироваться в главных вещах, и прежде всего в том, что же для него является главным, - это дело философии, от которого она сейчас усердно отлынивает. А философия предаётся отрешённому философствованию. Что ей до отдельного человека, которому нужно грамотно выстроить свою судьбу! Она блуждает в своих абстракциях и упивается стерилизованным интеллектом. А про школу я не говорю. Она сейчас никак не помогает человеку ориентироваться в жизни
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # Серия «Концертов во фраках и джинсах» берет новую высоту в Санкт-Петербургской филармонии! http://www.philharmonia.spb.ru/rus/fraki.php
Ответ на комментарий сергей-сибирь # Я написал, как Шевчук выступал в ноябре 2010 в филармонии. Я написал и о концертах филармонического оркестра во фраках и джинсах. Мне приятно, Сергей, с Вами познакомиться. Завтра буду в филармонии Гайдн, Моцарт и Бетховен 1 симфония! До встречи! Привет Юрию Шевчуку, но пусть он больше в филармонии не играет
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # Странно, я тоже такого мнения о философии. Где можно почитать В.Кротова? Планирую быть 09.11.12 на концерте проф.Ю.Х.Темирканова и доц.Луганского...
Ответ на комментарий сергей-сибирь # Сегодня побывал на великолепном концерте. Гайдн, Моцарт и Бетховен. ГАЙДН. Симфония № 8 «Вечер» МОЦАРТ. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром БЕТХОВЕН. Симфония № 1 Оркестр играл под управлением замечательного дирижера В.Альтшулера. Симфония Гайдна подготовила к восприятию Моцарта. А Моцарт, как всегда великолепен, особенно я люблю Анданте (2 часть), как льется музыка! Льдинки фортепьянные окутаны струнными, которые не дают мелодии упасть. ФАНТАСТИКА. Ну а 1 симфонию Бетховена очень редко исполняют. В ней слышится и Гайдн, и Моцарт, но уже проступает Бетховен. Дивный концерт. Абонемент называется "Нескучная музыка". Действительно, скучно не было. Сергей, а про Виктора Кротова можете посмотреть здесь http://krotov.info/library/11_k/krotovy/vict_ind.html
09-11-2012-20:37 удалить
Такая постановка для Таллина, надеюсь эту постановку Годунова скоро снимут, исторические лица в современном облике это смешно, это даже не Аида.Вообще Мариинке с постановками Годунова всегда не везло, разве только вспомнить постановку Тарковского.
Ответ на комментарий # Нет, это хорошая постановка, автор ее безусловно великий режиссер. Но лучше бы они писали свои оперы и называли бы оперу "Борис Ельцин" "Владимир Путин"... Но для этого ума не доставало. Перевелись хорошие композиторы, либретисты, а режиссеры скурвились - делают дерьмо(талантливо) на потребу низменным интересам толпы. В бурном 1990 году возвращение "Бориса Годунова" на историческую родину стало первым шумным успехом Валерия Гергиева на поприще рулевого Мариинки. Но не помог Тарковский в 1994 году спектакль исчез из репертуара. А теперь Гергиев захотел вспомнить свой первый успех, но по-видимому, и этому "шедевру" уготована та же судьба.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поговорим о музыке. Борис Годунов в Мариинском театре | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»