Человек создан, чтобы радоваться простым вещам и горевать из-за еще более простых вещей,
так же, как он рождается в силу простых причин и умирает в силу еще более простых причин…
Это я, готовясь к конференции о Взаимодействии поколений, набрел на высказывания Ницше о добре и зле.
Русские читатели начали узнавать о Ницше в начале 1890-х гг., несмотря на все препятствия царской цензуры и неприязнь старшего поколения интеллигентов. В России воспринимали Ницше как философа и психолога морали. Следует заметить, что незадолго до своей гибели сам Ницше открыл для себя Достоевского (повесть “Хозяйка”, часть “Записок из подполья”, “Записки из мертвого дома”) и сразу узнал в нем великого предшественника и учителя. Вольно или невольно, но русские читатели вписывали Ницше в богатую русскую литературно-философскую традицию морального бунта. В русской культуре идеи Ницше послужили катализатором переосмысления и переоценки этой традиции. Осмысляя эту философию, русские читатели Ницше опередили своих современников в других странах в отношении критики традиционных моральных ценностей и в поиске альтернативных систем. На грани 19 и 20 веков в литературном процессе взаимодействуют две наиболее значительные фигуры – Достоевский и Ницше, - существенно влияя на творческие пути как отдельных литераторов, так и эпохи в целом. Поэтому влияние Ницше на нашу культуру огромно. Хорошо известно, что на протяжении 70 лет советской власти Ницше в нашей стране считался идеологическим врагом. Я помню, как в университете доцент Холостова (великолепный лектор и педагог) говорила нам: "Запишите, как звучит вопрос в билете - Критика философии Ницше с позиций маркситско-ленинской теории. Я буду рассказывать вам о философии Ницше, этого величайшего мыслителя конца 19 века". Она говорила нам о сверхчеловеке, читала отрывки из Заратустры, побуждая нас думать.
Интресно? А знаете ли вы, кто такой Фридрих Ницше? Самый интересный философ, на мой взгляд. Вы еще не читали "Так говорил Заратустра?" Философия индивидуализма. Философия сильной личности. Посмотрите для начала забавный фильм-шоу о Ницше, потом почитайте еще его высказывания о добре и зле. А потом поговорим о значении Ницше для современного общества.
Он был значим во времена фашистской Германии, а потому его объявили вредным философом. Но надо читать его книги, чтобы воспринимать Ницше не только через призму "Майн Капмфа". Современный тип лидера в политике во многом основывается на теории сверхчеловека Ницше, вернее, ее политической интерпретации. Сильный, властный, стоящий выше толпы человек, умеющий руководить и манипулировать сознанием масс, - таков эталон современного политика и предпринимателя на Западе. И хотя в деятельности такого лидера соблюдается видимость следования моральным нормам, но, по существу, он стоит выше морали, «по ту сторону добра и зла». Тип super-man’a, усиленно насаждаемый и пропагандируемый средствами массовой информации, особенно популярен среди молодежи, составляющей будущее общества. Таким образом, можно сказать, что Ницше не только дал начало новому направлению в философии, но и новому этапу политики. И в этом процессе нельзя отрицать роль Гитлера, воплотившего свое видение философии Ницше в политике и давшего импульс взгляду на философию Ницше как теорию насилия, национализма, политического экстремизма и аморализма. Но можно ли гитлеровское понимание и интерпретацию философии Ницше считать истинной? Обсудим все это после, а пока смотрите шоу.
Продюсер Алексей Горовацкий назвал это шоу "Величайшим шоу на земле"
Русская женщина Луиза Густавовна Саломе была той роковой женщиной Лу для Ницше, которая стала для него прообразом Заратустры.На её стихи Ницше написал музыкальную композицию «Гимн к жизни».
Лу Саломе была интересна многим мужчинам. Ее враги говорили, что она коллекционировала известных мужчин, как другие коллекционируют картины, дабы выставлять их в своей частной галерее. Однако, справедливости ради заметим, что ее слава излюбленной собеседницы великих привлекала к ней известных и стремящихся к известности мужчин куда сильнее, нежели она сама искала их общества. Ей по праву принадлежит роль одной из самых исключительных женщин в истории Европы. Лу была "Великой Русской революцией" в жизни Ницше, ее боготворил и воспевал Рильке, ею восторгался Фрейд, ее собеседниками были Ибсен и Толстой, Шпенглер и Гамсун, Тургенев и Вагнер, с ее именем связывают самоубийства Виктора Тауска и Пауля Рэ, по настоянию Мартина Бубера, известного философа и близкого друга, ею была написана книга под названием "Эротика", которая стала бестселлером в Европе и выдержала пять переизданий… Она обладала не просто способностью живого и быстрого отражения встречавшихся на ее пути мужчин-гениев — она была их волшебным зеркалом: "смотрясь" в нее, Ницше увидел себя Заратустрой, а Рильке — нежным и чистоголосым Орфеем. Кстати, она дала новое трактование образа Нарцисса. Нарцисс смотрится не в зеркало, сотворенное рукой человека, а в живой источник и, значит, созерцает там не просто себя, а свое дивное единство со всей видимой природой.
Луиза Саломе родилась в Санкт-Петербурге (в Старом Петергофе). Её отец был русским дворянином; наследственное дворянство было пожаловано ему Николаем Первым в 1830 г. Дочь генерала Густава фон Саломе, младший ребёнок в семье, имела пять старших братьев. Как и все её братья, Луиза училась в старейшей немецкой школе Санкт-Петербурга — Петришуле с 1874 по 1878 год.
В 1882 году в Риме она знакомится с Ницше, который покорен и её интеллектом, и красотой. Ницше умирает 25 августа 1900 года в психиатрической клинике для душевнобольных. В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре, знакомится с Фрейдом. Они становятся друзьями на следующую четверть века. Фрейд, со свойственной ему чуткостью, не заявлял на неё собственнические претензии, что и не привело к обычным для неё разочарованиям в мужчинах. Впрочем, ей уже было 50. Лу Саломе овладевает психоанализом. Она входит в круг его ближайших учеников. Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий.
[показать]В 1886 году она выходит замуж за 40-летнего знатока восточных языков Фреда Андреаса.(см фотографию Лу с мужем) По требованию Лу, которое было выдержано в течение десятилетий, их брак не включал в себя сексуальной близости. Много лет Лу оказывала яростное сопротивление страсти Фреда. Почему? Этого она не смогла объяснить даже в своих мемуарах...
Трудно сказать, кто был первым мужчиной в ее плотской жизни. Известно лишь, что происшедшее потрясло семейную жизнь Андреасов. Фред хотел покончить с собой, она собиралась к нему присоединиться, но закончилось все соглашением - Лу стала пользоваться невероятной свободой и при этом сохраняла общий дом и дружбу с Андреасом.
А в мае 1897 года она встретилась с Рильке. Райнеру Марии Рильке исполнился на тот момент 21 год - он был на 14 лет младше Лу Андреас-Саломе. Она сразу разглядела в нем поэта, который рождается раз в тысячелетие. Их роман продолжался 4 года - она была для него одновременно любовницей, матерью и терапевтом, но еще 30 лет Лу оставалась для Рильке самым большим авторитетом и, пожалуй, самым близким человеком. Прорвавшийся в Лу после 30 лет воздержания эротизм так захватил ее, что она, по обыкновению, серьезно взялась за исследование незнакомой области. Через ее сети прошло много интеллектуальной добычи, и однажды в ней оказался Рильке.
Он был гениальным трепетным мальчиком, она – на 15 лет старше и тысячу жизней мудрее. За четыре года их романа Лу сделала из вечно депрессирующего подростка Рене высокого поэта Райнера. И… все. Отношения оставила только в переписке, но Рильке всю жизнь с самой горячей благодарностью вспоминал свою немеркнущую любовь.
Особенно сближала их любовь к России. Они несколько раз бывали там вместе и изучали ее язык и культуру. Дважды она и Рильке встречались с Л.Н. Толстым. Толстой в своих письмах высоко оценил творчество Лу Саломе.
Последние годы Лу провела в Геттингене в полном уединении.
История сохранила много восторженных отзывов о ней. Аналитик Пол Бьер писал: "У нее был дар полностью погружаться в мужчину... Эта чрезвычайная сосредоточенность вызывала в партнере некий духовный огонь. В моей долгой жизни я не встречал никого, кто понимал бы меня так быстро и полно, как Лу. Все это дополнялось поразительной искренностью ее экспрессии... В ней чувствовалась искра гения. В ее присутствии люди вырастали".
До последнего дня она была окружена друзьями, которые соединяли в себе ее пациентов, учеников и поклонников. Лу Андреас-Саломе умерла 5 февраля 1937 года. Последними ее словами были: "Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?"
Лу умерла и не узнала того, что в советском концлагере закончили свои дни ее родные племянники и двое ее братьев.
Сразу после смерти этой великой женщины её библиотека была сожжена нацистами.
Лу Саломе пишет : любовь и творчество в корне своем тождественны. В любви, как и в творчестве, лучше отказаться, чем вяло существовать. Лучше верить, что периодичность высшего счастья в любви, как и в творчестве, естественна. Только тот, кто полностью остается самим собой, может рассчитывать на долгую любовь, потому что только во всей полноте своей жизни он может символизировать для другого жизнь, только он может восприниматься ею как сила. Ничего поэтому так не искажает любви, как боязливая приспособляемость и притирка друг к другу, и та целая система бесконечных взаимных уступок, которые хорошо выносят только те люди, которые вынуждены держаться друг друга лишь по практическим соображениям неличностной природы, и должны эту необходимость по возможности рационально признать.
То, что мы любим, схоже со светом тех звезд, которые от нас так далеки, что их свет мы видим только после того, как они сами уже погасли. Мы любим потом нечто, что есть и чего одновременно нет, но даже потом мы любим не зря. Ибо даже потом этот еще видимый, уловимый луч угасающего света может зажечь огонь всей нашей сущности, который не смог бы так вспыхнуть ни от одной другой, самой богатой действительности.
Вечное отчуждение в вечном состоянии близости - древнейший, извечный признак любви. Это всегда ностальгия и нежность по недосягаемой звезде.
Только творческий человек знает, что счастье и мучение являются одним и тем же во всем самом интенсивном, самом творческом опыте нашей жизни. Но задолго до него чудак-человек, который любил, - моля, простирал руки к звезде, не спрашивая, будет ли это радостью или страданием.
Почитайте об этой удивительной женщине. И она станет вам также интересна, какой видели ее многие современники.
Высказывания Ницше о жизни и любви во многом перекликаются с мыслями Луизы Саломе. Почитайте высказывания Фридриха Ницше и подумайте над ними. Это интересно.
Из старых флорентийских новелл, — а кроме того, из жизни: buona femmina e mala femmina vuol bastone
Чувство трагического ослабевает и усиливается вместе с чувственностью.
Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, эпох — правило.
Мысль о самоубийстве — сильное утешительное средство: с ней легко пережить иную мрачную ночь.
Нашему сильнейшему инстинкту, тирану в нас, подчиняется не только наш разум, но и наша совесть.
Следует отплачивать за добро и зло, но почему именно тому, кто сделал нам добро или причинил зло?
Мы охладеваем к тому, что познали, как только поделимся этим с другим.
Поэты бесстыдны по отношению к своим переживаниям: они эксплуатируют их.
«Наш ближний — это не наш сосед, а сосед нашего соседа» — так думает каждый народ.
Ртом люди, конечно, лгут, но физиономией, которую они при этом строят, они всё же говорят правду.
У суровых людей душевность является предметом стыда — и некой ценностью.
Христианство дало Эроту выпить яду: он от этого хотя и не погиб, но выродился в порок.
Сострадание в человеке познания почти так же смешно, как нежные руки у циклопа.
В конце концов мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его.
Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие.
Мы не верим в глупости умных людей — какое ущемление прав человека!
Бывает невинность во лжи, и она служит признаком благой веры в какое-нибудь дело.
Откровенность вышестоящего раздражает, потому что на неё нельзя ответить тем же.
«Меня потрясло не то, что ты меня обманул, а то, что я тебе больше не верю».