• Авторизация


По ту сторону добра и зла. 24-10-2012 14:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Человек создан, чтобы радоваться простым вещам и горевать из-за еще более простых вещей,
так же, как он рождается в силу простых причин и умирает в силу еще более простых причин…


Это я, готовясь к конференции о Взаимодействии поколений, набрел на высказывания Ницше о добре и зле.

File:Portrait of Friedrich Nietzsche.jpgРусские читатели начали узнавать о Ницше в начале 1890-х гг., несмотря на все препятствия царской цензуры и неприязнь старшего поколения интеллигентов. В России воспринимали Ницше как философа и психолога морали. Следует заметить, что незадолго до своей гибели сам Ницше открыл для себя Достоевского (повесть “Хозяйка”, часть “Записок из подполья”, “Записки из мертвого дома”) и сразу узнал в нем великого предшественника и учителя. Вольно или невольно, но русские читатели вписывали Ницше в богатую русскую литературно-философскую традицию морального бунта. В русской культуре идеи Ницше послужили катализатором переосмысления и переоценки этой традиции. Осмысляя эту философию, русские читатели Ницше опередили своих современников в других странах в отношении критики традиционных моральных ценностей и в поиске альтернативных систем. На грани 19 и 20 веков в литературном процессе взаимодействуют две наиболее значительные фигуры – Достоевский и Ницше, - существенно влияя на творческие пути как отдельных литераторов, так и эпохи в целом. Поэтому влияние Ницше на нашу культуру огромно. Хорошо известно, что на протяжении 70 лет советской власти Ницше в нашей стране считался идеологическим врагом. Я помню, как в университете доцент Холостова (великолепный лектор и педагог) говорила нам: "Запишите, как звучит вопрос в билете - Критика философии Ницше с позиций маркситско-ленинской теории. Я буду рассказывать вам о философии Ницше, этого величайшего мыслителя конца 19 века".  Она говорила нам о сверхчеловеке, читала отрывки из Заратустры, побуждая нас думать.

  • Тот, кто учитель до мозга костей, рассматривает все вещи лишь применительно к своим ученикам, — в том числе и самого себя.

     
  • «Познание ради познания» — это последние силки, расставляемые моралью: с их помощью можно ещё раз полностью запутаться в её сетях.
     
  • Привлекательность познания была бы невелика, если бы на пути к нему не приходилось преодолевать столько стыда.
     
  • Бесчестнее всего люди относятся к своему Богу: ему нельзя грешить.
     
  • Стремление унизиться, дать себя обворовать, оболгать и эксплуатировать может быть стыдливостью Бога среди людей.
     
  • Любовь к одному есть варварство: ибо её испытывают в ущерб всем остальным. Также и любовь к Богу.

Интресно? А знаете ли вы, кто такой Фридрих Ницше? Самый интересный философ, на мой взгляд. Вы еще не читали "Так говорил Заратустра?" Философия индивидуализма. Философия сильной личности. Посмотрите для начала забавный фильм-шоу о Ницше, потом почитайте еще его высказывания о добре и зле. А потом поговорим о значении Ницше для современного общества.

Он был значим во времена фашистской Германии, а потому его объявили вредным философом. Но надо читать его книги, чтобы воспринимать Ницше не только через призму "Майн Капмфа". Современный тип лидера в политике во многом основывается на теории сверхчеловека Ницше, вернее, ее политической интерпретации. Сильный, властный, стоящий выше толпы человек, умеющий руководить и манипулировать сознанием масс, - таков эталон современного политика и предпринимателя на Западе. И хотя в деятельности такого лидера соблюдается видимость следования моральным нормам, но, по существу, он стоит выше морали, «по ту сторону добра и зла». Тип super-man’a, усиленно насаждаемый и пропагандируемый средствами массовой информации, особенно популярен среди молодежи, составляющей будущее общества. Таким образом, можно сказать, что Ницше не только дал начало новому направлению в философии, но и новому этапу политики. И в этом процессе нельзя отрицать роль Гитлера, воплотившего свое видение философии Ницше в политике и давшего импульс взгляду на философию Ницше как теорию насилия, национализма, политического экстремизма и аморализма. Но можно ли гитлеровское понимание и интерпретацию философии Ницше считать истинной? Обсудим все это после, а пока смотрите шоу.

Продюсер Алексей Горовацкий назвал это шоу "Величайшим шоу на земле"



 

Русская женщина Луиза Густавовна Саломе была той роковой женщиной Лу для Ницше, которая стала для него прообразом Заратустры.На её стихи Ницше написал музыкальную композицию «Гимн к жизни».

Прослушать запись Скачать файл

 

[405x599]

Лу Саломе была интересна многим мужчинам. Ее враги говорили, что она коллекционировала известных мужчин, как другие коллекционируют картины, дабы выставлять их в своей частной галерее. Однако, справедливости ради заметим, что ее слава излюбленной собеседницы великих привлекала к ней известных и стремящихся к известности мужчин куда сильнее, нежели она сама искала их общества. Ей по праву принадлежит роль одной из самых исключительных женщин в истории Европы. Лу была "Великой Русской революцией" в жизни Ницше, ее боготворил и воспевал Рильке, ею восторгался Фрейд, ее собеседниками были Ибсен и Толстой, Шпенглер и Гамсун, Тургенев и Вагнер, с ее именем связывают самоубийства Виктора Тауска и Пауля Рэ, по настоянию Мартина Бубера, известного философа и близкого друга, ею была написана книга под названием "Эротика", которая стала бестселлером в Европе и выдержала пять переизданий… Она обладала не просто способностью живого и быстрого отражения встречавшихся на ее пути мужчин-гениев — она была их волшебным зеркалом: "смотрясь" в нее, Ницше увидел себя Заратустрой, а Рильке — нежным и чистоголосым Орфеем. Кстати, она дала новое трактование образа Нарцисса. Нарцисс смотрится не в зеркало, сотворенное рукой человека, а в живой источник и, значит, созерцает там не просто себя, а свое дивное единство со всей видимой природой.

Луиза Саломе родилась в Санкт-Петербурге (в Старом Петергофе). Её отец был русским дворянином; наследственное дворянство было пожаловано ему Николаем Первым в 1830 г. Дочь генерала Густава фон Саломе, младший ребёнок в семье, имела пять старших братьев. Как и все её братья, Луиза училась в старейшей немецкой школе Санкт-Петербурга — Петришуле с 1874 по 1878 год.

В 1882 году в Риме она знакомится с Ницше, который покорен и её интеллектом, и красотой. Ницше умирает 25 августа 1900 года в психиатрической клинике для душевнобольных. В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре, знакомится с Фрейдом. Они становятся друзьями на следующую четверть века. Фрейд, со свойственной ему чуткостью, не заявлял на неё собственнические претензии, что и не привело к обычным для неё разочарованиям в мужчинах. Впрочем, ей уже было 50. Лу Саломе овладевает психоанализом. Она входит в круг его ближайших учеников. Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий.

[показать]В 1886 году она выходит замуж за 40-летнего знатока восточных языков Фреда Андреаса.(см фотографию Лу с мужем) По требованию Лу, которое было выдержано в течение десятилетий, их брак не включал в себя сексуальной близости. Много лет Лу оказывала яростное сопротивление страсти Фреда. Почему? Этого она не смогла объяснить даже в своих мемуарах...
Трудно сказать, кто был первым мужчиной в ее плотской жизни. Известно лишь, что происшедшее потрясло семейную жизнь Андреасов. Фред хотел покончить с собой, она собиралась к нему присоединиться, но закончилось все соглашением - Лу стала пользоваться невероятной свободой и при этом сохраняла общий дом и дружбу с Андреасом.
А в мае 1897 года она встретилась с Рильке. Райнеру Марии Рильке исполнился на тот момент 21 год - он был на 14 лет младше Лу Андреас-Саломе. Она сразу разглядела в нем поэта, который рождается раз в тысячелетие. Их роман продолжался 4 года - она была для него одновременно любовницей, матерью и терапевтом, но еще 30 лет Лу оставалась для Рильке самым большим авторитетом и, пожалуй, самым близким человеком. Прорвавшийся  в Лу после 30 лет воздержания эротизм  так захватил ее, что она, по обыкновению, серьезно взялась за исследование незнакомой области. Через ее сети прошло много интеллектуальной добычи, и однажды в ней оказался Рильке.

Он был гениальным трепетным мальчиком, она – на 15 лет старше и тысячу жизней мудрее. За четыре года их романа Лу сделала из вечно депрессирующего подростка Рене высокого поэта Райнера. И… все. Отношения оставила только в переписке, но Рильке всю жизнь с самой горячей благодарностью вспоминал свою немеркнущую любовь.

Особенно сближала их любовь к России. Они несколько раз бывали там вместе и изучали ее язык и культуру. Дважды она и Рильке встречались с Л.Н. Толстым. Толстой в своих письмах высоко оценил творчество Лу Саломе.

Последние годы Лу провела в Геттингене в полном уединении.

История сохранила много восторженных отзывов о ней. Аналитик Пол Бьер писал: "У нее был дар полностью погружаться в мужчину... Эта чрезвычайная сосредоточенность вызывала в партнере некий духовный огонь. В моей долгой жизни я не встречал никого, кто понимал бы меня так быстро и полно, как Лу. Все это дополнялось поразительной искренностью ее экспрессии... В ней чувствовалась искра гения. В ее присутствии люди вырастали".

До последнего дня она была окружена друзьями, которые соединяли в себе ее пациентов, учеников и поклонников. Лу Андреас-Саломе умерла 5 февраля 1937 года. Последними ее словами были: "Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?"

Лу умерла и не узнала того, что в советском концлагере закончили свои дни ее родные племянники и двое ее братьев.

Сразу после смерти этой великой женщины её библиотека была сожжена нацистами.

 


 

Лу Саломе пишет : любовь и творчество в корне своем тождественны. В любви, как и в творчестве, лучше отказаться, чем вяло существовать. Лучше верить, что периодичность высшего счастья в любви, как и в творчестве, естественна. Только тот, кто полностью остается самим собой, может рассчитывать на долгую любовь, потому что только во всей полноте своей жизни он может символизировать для другого жизнь, только он может восприниматься ею как сила. Ничего поэтому так не искажает любви, как боязливая приспособляемость и притирка друг к другу, и та целая система бесконечных взаимных уступок, которые хорошо выносят только те люди, которые вынуждены держаться друг друга лишь по практическим соображениям неличностной природы, и должны эту необходимость по возможности рационально признать.

То, что мы любим, схоже со светом тех звезд, которые от нас так далеки, что их свет мы видим только после того, как они сами уже погасли. Мы любим потом нечто, что есть и чего одновременно нет, но даже потом мы любим не зря. Ибо даже потом этот еще видимый, уловимый луч угасающего света может зажечь огонь всей нашей сущности, который не смог бы так вспыхнуть ни от одной другой, самой богатой действительности.

Вечное отчуждение в вечном состоянии близости - древнейший, извечный признак любви. Это всегда ностальгия и нежность по недосягаемой звезде.

Только творческий человек знает, что счастье и мучение являются одним и тем же во всем самом интенсивном, самом творческом опыте нашей жизни. Но задолго до него чудак-человек, который любил, - моля, простирал руки к звезде, не спрашивая, будет ли это радостью или страданием.

Почитайте об этой удивительной женщине. И она станет вам также интересна, какой видели ее многие современники.

Высказывания Ницше о жизни и любви во многом перекликаются с мыслями Луизы Саломе. Почитайте высказывания Фридриха Ницше и подумайте над ними. Это интересно.

  • Мы плохо всматриваемся в жизнь, если не замечаем в ней той руки, которая щадя — убивает.

 

  • Если имеешь характер, то имеешь и своё типичное переживание, которое постоянно повторяется.

 

  • Мудрец в роли астронома. — Пока ты ещё чувствуешь звёзды как нечто «над тобою», тебе ещё не хватает взгляда познающего.

 

  • Не сила, а продолжительность высших ощущений создаёт высших людей.

 

  • Кто достигает своего идеала, тем самым идёт дальше.

 

  • Иной павлин прячет от всех свой павлиний хвост — и называет это своей гордостью.

 

  • Гениальный человек невыносим, если не обладает при этом, по крайней мере, ещё двумя качествами: чувством благодарности и чистоплотностью.

 

  • Степень и характер сексуальности человека достигают высочайших вершин его духа.

 

  • В мирной обстановке человек воинственный нападает на самого себя.

 

  • Своими принципами мы пытаемся угнетать наши привычки, либо оправдать, либо почтить, либо обругать или скрыть их; очень вероятно, что два человека с одинаковыми принципами желают достичь принципиально разного.

 

  • Презирающий самого себя при этом всё же чтит себя как человека презирающего.

 

  • Душа, знающая, что её любят, но сама не любящая, выказывает всю муть, осевшую на её дне: самое низкое в ней всплывает наверх.

 

  • Разъяснившаяся вещь перестаёт интересовать нас. — Что имел в виду тот бог, который давал совет: «познай самого себя»! Может быть, это значило: «перестань интересоваться собою, стань объективным»! — А Сократ? — А «человек науки»?

 

  • Ужасно умереть в море от жажды. Зачем же так солить свою истину, чтобы она никогда более не утоляла жажды?

 

  • «Сострадание ко всем» было бы суровостью и тиранией по отношению к тебе, сударь мой, сосед!

 

  • Инстинкт. — Когда горит дом, то забывают даже об обеде. — Да — но его навёрстывают на пепелище.
  • Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать.

 

  • Одинаковые аффекты у мужчины и женщины всё-таки различаются по своему темпу — поэтому мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга.

 

  • У самих женщин в глубине всякого личного тщеславия всегда таится безличное презрение — презрение к «бабе».

 

  • Сердце в цепях, дух свободен. — Если крепко заковать своё сердце и держать его в плену, то можно дать много свободы своему духу, — я говорил это уже однажды. Но мне не верят в этом, если, конечно, сами уже не знают этого...

 

  • Очень умным людям начинают не доверять, если видят их повергнутыми в смущение.

 

  • Ужасные переживания жизни позволяют угадать, не ужасен ли тот, кто их переживает.

 

  • Тяжёлые, угрюмые люди становятся легче именно от того, что отягощает других, от любви и ненависти, и на время всплывают к своей поверхности.

 

  • Такой холодный, такой ледяной, что об него обжигают пальцы! Всякая рука содрогается, прикоснувшись к нему! — Именно поэтому некоторые считают его раскалённым.

 

  • Кому не приходилось хотя бы однажды жертвовать самим собою за свою добрую репутацию?

 

  • В снисходительности к людям нет ненависти, но именно потому — слишком много презрения.

 

  • Зрелость мужчины — это новое обретение той серьёзности в игре, которая была у ребёнка.

 

  • Стыдиться своей безнравственности — это одна из ступеней той лестницы, на вершине которой стыдятся и своей нравственности.

 

  • С жизнью нужно расставаться, как Одиссей с Навсикаей, — скорее благословляющим, чем влюблённым.

 

  • Как? Великий человек? — А я всё ещё вижу лишь актёра его собственного идеала.

 

  • Если дрессировать свою совесть, она будет целовать нас, — и когда кусает.

 

  • Разочарованный говорит: «Я слушал эхо, а услышал лишь похвалу».

 

  • Наедине с собою мы представляем себе всех устроенными проще, чем мы сами: таким вот образом мы отдыхаем от наших ближних.

 

  • В наше время познающему, пожалуй, легко почувствовать себя богом, воплотившимся в звере.

 

  • То, что любящему ответили взаимностью, вообще-то должно бы его отрезвить относительно любимого существа. «Как? Прямо-таки любить тебя — не слишком ли скромно с его стороны? Или даже глупо? Или — или —».

 

  • Опасность счастья. — «Теперь всё служит на благо мне; теперь мила мне всякая судьба. Итак, кому охота быть моей судьбою?»

 

  • Не человеколюбие, а бессилие их человеколюбия мешает нынешним христианам предавать нас сожжению.

 

  • Вольнодумцу, этому «праведнику познания», ещё меньше по вкусу (претит его «праведности») pia fraus, нежели impia fraus. Отсюда его глубокое непонимание церкви, типически свойственное «вольнодумцу», — как его несвобода.

 

  • С помощью музыки страсти сами услаждают себя.

 

  • Закрывать уши даже перед основательнейшим контраргументом, коль скоро решение уже принято — это признак сильного характера. Словом, то и дело проявляющаяся воля к глупости.

 

  • Нет никаких моральных феноменов, а только моральное истолкование феноменов...

 

  • Преступник зачастую не дорос до своего деяния — он умаляет и порочит его.

 

  • Адвокаты преступника редко бывают настолько артистами, чтобы всю прелесть ужаса деяния обратить в пользу его виновника.

 

  • Наше тщеславие труднее всего уязвить именно тогда, когда уязвлена наша гордость.

 

  • Кто чувствует своё предназначение в том, чтобы смотреть, а не в том, чтобы верить, для того все верующие слишком шумливы и назойливы, — он сторонится их.

 

  • «Хочешь расположить его к себе? Притворись смущённой».

 

  • Непомерные ожидания, которые женщины связывают с плотской любовью, и стыд этих ожиданий заранее портят женщинам все перспективы.

 

  • Там, где не подыгрывает любовь или ненависть, женщина играет посредственно.

 

  • Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда мы обретаем мужество переименовать наше злое в наше лучшее.

 

  • Воля к преодолению аффекта есть в конце концов лишь воля к другому или нескольким другим аффектам.

 

  • Есть невинность восхищения: ею обладает тот, кому ещё не приходило в голову, что и им когда-нибудь могут восхититься.

 

  • Отвращение к грязи может быть столь велико, что оно воспрепятствует нам очиститься — «оправдаться».

 

  • Часто чувственность опережает рост любви, так что корень остаётся слабым и легко вырывается.

 

  • Тонкость в том, что, решив стать писателем, Бог выучил греческий, — и что он не выучил его получше.

 

  • Иной, радуясь похвале, обнаруживает этим только учтивость сердца — и прямую противоположность тщеславию духа.

 

  • Даже конкубинат развращён — браком.

 

  • Кто ликует даже на костре, тот торжествует не над болью, а над тем, что не чувствует боли там, где ожидал её. Притча.

 

  • Если относительно кого-либо нам приходится менять своё мнение, то причиняемые этим неудобства мы со всей строгостью записываем на его счёт.

 

  • Народ — это окольный путь природы к шести-семи великим людям. — Да, — и чтобы потом обойти их.

 

  • Наука уязвляет стыдливость всех настоящих женщин. При этом они чувствуют себя так, точно им заглянули под кожу или, что ещё хуже, под платье и убор.

 

  • Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею ещё и чувства.

 

  • У чёрта открываются на Бога самые широкие перспективы; оттого он и держится подальше от него — чёрт ведь и есть закадычный друг познания.

 

  • Что человек собою представляет, начинает открываться тогда, когда ослабевает его талант, — когда он перестаёт показывать то, что он может. Талант ведь — тоже наряд; а наряд — тоже укрытие.

 

  • Оба пола обманываются друг в друге — это значит, что они, в сущности, чтут и любят только самих себя (или, лучше сказать, свой собственный идеал). Так, мужчина хочет видеть женщину миролюбивой, — а между тем как раз женщина по существу своему неуживчива, подобно кошке, как бы хорошо она ни выучилась выглядеть миролюбивой.

 

  • Сильнее всего наказывают за добродетели.

 

  • Кто не умеет найти дороги к своему идеалу, живёт более легкомысленно и дерзко, чем человек без идеала.

 

  • Только из области чувств и берётся всякая достоверность, всякая чистая совесть, всякая очевидность истины.

 

  • Фарисейство — это не вырождение доброго человека: напротив, в фарисействе немало такого, что является скорее условием этой доброты.

 

  • Один ищет акушера своим мыслям, другой — человека, которому он может помочь; так рождается добрая беседа.

     
  • Вращаясь среди учёных и художников, очень легко ошибиться в обратном направлении: нередко в замечательном учёном мы находим посредственного человека, а в посредственном художнике очень часто — чрезвычайно замечательного человека.

 

  • Мы ведём себя наяву так же, как во сне: сперва придумываем и сочиняем себе человека, с которым общаемся, — и тотчас же забываем об этом.

 

  • В мщении и любви женщина более варварское создание, чем мужчина.

 

  • Совет в виде загадки. — «Если узелок не рвётся, раскусить его придётся».

 

  • Брюхо — причина того, что человеку не так-то легко возомнить себя богом.

 

  • Вот самые стыдливые слова, которые я слышал: «Dans le véritable amour c’est l’âme, qui enveloppe le corps»

 

  • Нашему тщеславию хочется, чтобы то, что мы делаем лучше всего, считалось самым трудным для нас. К вопросу о происхождении некоторых видов морали.

 

  • Если женщина обнаруживает научные склонности, то обычно с её половой сферой что-нибудь да не так. Уже бесплодие располагает к некоторой мужественности вкуса; мужчина же, с позволения сказать, как раз «бесплодное животное».

 

  • Сравнивая в целом мужчину и женщину, можно сказать следующее: женщина не была бы так гениальна в искусстве наряжаться, если бы у неё не было инстинкта ко вторым ролям.

 

  • Тому, кто сражается с чудовищами, следует остерегаться, как бы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

 


 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник По ту сторону добра и зла. | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»