Драматична судьба композитора, сложна судьба его творческого наследия,
но бессмертна слава Мусоргского, ибо музыка была для него и чувством и мыслью
о горячо любимом русском народе - песнью о нем... (Б. Асафьев).
Я благоговею перед Мусоргским,- считаю его величайшим русским композитором....(Д.Шостакович).
Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Родился он 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губернии в семье помещика, Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано. На седьмом году, занимаясь под руководством матери, он уже играл на фортепиано несложные сочинения Ф. Листа. Однако в семье никто всерьез не помышлял о его музыкальном будущем. Согласно семейной традиции, в 1849 г. его отвезли в Петербург: вначале в Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков. В 1856 Мусоргский стал офицером Преображенского полка. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры. Однако, уже через 2 года он подал прошение об отставке. Он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий.
В 1856 году во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале Мусоргский познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.
Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией.
В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь — родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.
1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым», и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. 8 февраля 1874 г. - вся опера (правда, с большими купюрами) была поставлена. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя-детоубийцы. Непривычным оказался музыкальный язык. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.
Еще в период работы над Борисом Годуновым он вынашивает замысел Хованщины и вскоре начинает собирать материалы для Пугачевщины. Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться "Хованщина"... ей же начало Вами дано, - писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 г. Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Однако писал он интенсивно (Работа кипит!), хотя и с большими перерывами, вызванными множеством причин. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Чиновничья служба оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Тем более, что Стасов надолго уехал за границу, В 1873 году умирает его друг, архитектор Гартман, один из авторов памятника 1000-летию России в Новгороде. После его смерти в Академии художеств была организована выставка из 400 его картин. Эту выставку посетил Модест Петрович Мусоргский. Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин. Мусоргский так и назвал свое произведение «Картинки с выставки». Этот цикл посвящен Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку: Никто жарче Вас не грел меня во всех отношениях... никто яснее не указывал мне путь-дороженьку... А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (1875-77).
Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови.
В январе 1880 года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.
Мусоргский скончался 16 марта 1881 года, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.
Не так много оставил после себя Модест Петрович Мусоргский:
Мусоргского как пианиста сравнивали чуть ли не с Рубинштейном. Особенно часто вспоминают его фортепианные "Колокола". Даже враги признавали его выдающееся мастерство аккомпаниатора.
В 1939 - 1940 годах Дм. Шостакович заново инструментовал по автографам всю композицию «Бориса Годунова», включая обе авторские редакции оперы - предварительную и основную. Строго следуя общему замыслу и конкретным творческим намерениям Мусоргского, бережно сохраняя в неприкосновенной чистоте образный строй его музыкальной речи, Шостакович органично воссоздал оркестровую драматургию «Бориса» (авторская партитура не полна и не во всем совершенна). Замечательный труд крупнейшего мастера современности, убежденного последователя заветов Мусоргского, обозначил завершающий этап борьбы за творческое возрождение народной музыкальной драмы во всей ее полноте, во всем ее суровом величии.
Более полувека полная рукопись «Бориса Годунова» оставалась почти неизвестной. Да и после того, как она была опубликована, понадобилось еще немало времени и усилий, чтобы это гениальное сочинение утвердилось в авторской редакции на театре. Не прав ли был Флобер, замечая, что талант признают только тогда, когда он помимо вас достигнет успеха, и нужны тысячи снарядов, чтобы завоевать Фортуну...
Послушайте, что говорят об опере Борис Годунов солисты Мариинского театра, где опера была поставлена в редакции самого Мусоргского. Это одна из самых известных русских опер за рубежом.
Великолепен Евгений Нестеренко в роли Бориса (АГБТ)
И знаменитая сцена - Обидели мальчишки юродивого:
Кто такой Борис Годунов, как он стал русским царем?
Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был вяземским помещиком средней руки. Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах, когда он стал опричником. В 1971 году он женился на дочери Малюты Скуратова, который был главой "Тайной полиции" при Иване Грозном. Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный, по некоторым данным был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя. Страной стал править малолетний царь Федор Иоанович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского. Но в 1584 году был обвинен в измене и сослан Б.Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой И. П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов. Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 года царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. 7 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. 27 февраля 1598 года Земский Собор избрал царем Бориса Годунова. Он был хорошим царем. При нем возводились новые города. В 1604 году построен в Сибири был заложен город Томск. При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590—1593 годов.Мы получили Ивангород, Корелу, Ям, Копорье.
Годунов не мог не чувствовать шаткость своего положения. По своей подозрительности он немногим уступал Грозному. Взойдя на престол, он принялся сводить личные счёты с боярами. По словам современника, «цвёл он, как финик, листвием добродетели и, если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться.
Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. В 1601 г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.
По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. О Годунове хулители отзывались нелестно. В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.
16 октября 1604 г. Лжедмитрий с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 г. правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.
В 1824-25 гг. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 г.), посвященную царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598—1605 гг. и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича» (широкую известность получила финальная ремарка трагедии — Народ безмолвствует).
В 1869 г. Мусоргский закончил работу над одноименной оперой на текст драмы Пушкина "Борис Годунов", которая впервые была поставлена на сцене того же Мариинского театра (1874 г.).
А вот что сделали с Борисом Годуновым в Берлинской опере. Бориса поет Рене Папе. Но в декорациях 20 века все смотрится странно.
В Мариинском театре поставлена и опера Хованщина.
Интересный период истории государства Российского охвачен в этой опере.
27 апреля 1682 года царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. Краткий период царствования в Москве князя Хованского,. назначенного царевной Софьей после смерти Федора Алексеевича царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецуого приказа показан в опере. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьей и в тот же день без суда казнены.
Только через семь лет Петр Алексеевич после этого стал царем. Но об этом в другой раз.
В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Петр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов.. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем (реальный Игумен Досифей (1690 ум.)). Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.
23 сентября 2012 года на сцене Мариинского театра опять звучала Хованщина. Слушайте оперу, а потом поговорим о музыке.
Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым».
Картина Сурикова "Утро стрелецкой казни" представляется, когда слушаешь Вступление к опере "Хованщина".
Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, Премьера в императорском Мариинском театре состоялась лишь в 1911 году с участием Шаляпина в роли Досифея. Это был первый большой успех шедевра,
В "Хованщине" с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням.
Первая картина четвёртого действия рассказывает нам о том, чем закончилось величие для князя Ивана Хованского. Некогда всесильный начальник стрельцов, державший в страхе всю столицу и даже царскую семью, «залёг на дно» у себя в поместье и вынужден теперь оттачивать свои управленческие таланты, командуя сенными девками. Унылая, незавидная доля «оттёртого от дел» властелина! Многие политики — от императора Диоклетиана до маршала Жукова и
Написана эта замечательная сцена Мусоргским очень интересно. Практически вся она построена на русских народных песнях — щемяще красивых и глубоко человечных, помогающих нам даже проникнуться сочувствием к этому, в общем то, малосимпатичному персонажу. Такая структура картины позволяет некоторым авторам видеть здесь завуалированный обряд отпевания покойника. Возможно, в этих домыслах и есть доля истины. По крайней мере, отпевание мерещится и самому князю в первой же из песен, которыми развлекает его прислуга. Он требует другую, «весёлую». О, сколько юмора и сколько неподдельного трагизма в его «командирских» указаниях: «Бойчей! Вот так!». Вот этот изумительный по красоте отрывок.
Пение прерывается неожиданным приходом Варсонофьева. Князь Голицын через своего слугу предупреждает Ивана Хованского об опасности. Старик и без того запуган до самых печёнок, но именно поэтому оскорбляется и свирепеет. Ни в чём не повинного гонца он приказывает выпороть на конюшне — такой вот способ борьбы с фобиями:
Чтобы рассеять мрачные мысли, князь, уже не надеющийся на способности доморощенных сенных девок, требует привести ему персиянок. И вот начинается знаменитая пляска персидок — загадочная, ни на что не похожая и совершенно не нужная с точки зрения сюжета. Чужеродным куском вклинивается она в эту, построенную на русских мотивах, сцену. Томная, обольстительная и гениальная в своей простоте мелодия обволакивает князя, отравляет и, если можно так выразиться, «музыкально убивает» его ещё до физической гибели. Вот эта роскошная музыка — одна из вершин мастерства Мусоргского
Мы с вами пропустим несколько замечательных отрывков и перенесёмся в самый конец «Хованщины» — в окружённый петровскими войсками раскольничий скит, где скрывается от властей князь Андрей Хованский. Раскольники готовятся сжечь себя заживо, лишь бы не даться в руки «Антихриста», а молодой князь… похоже, выбора у него нет. Князь Андрей гибнет в объятиях опостылевшей, нелюбимой женщины Марфы, за веру, которую не исповедует, и за политические интриги, в которых не участвовал. Трудно найти в мировой оперной литературе судьбу более трагическую. Уже совсем невдалеке слышны звуки труб петровского войска, Предводитель старообрядцев Досифей объявляет, что пора гореть. Андрей в ужасе умоляет Марфу спасти его. «Тебя спасти?» — отвечает она с усмешкой, и начинается следующий раздел этой сцены «Слышал ли ты», где мерный ритм литавр создаёт ощущение полнейшей неотвратимости надвигающейся истории, на пути у которой случайно оказался бедный княжич.
Здесь рукопись Мусоргского обрывается, и чем должна была закончиться «Хованщина» не знает никто. Кто прав? Римский-Корсаков, венчающий оперу беспощадной темой петровцев, Стравинский с его мрачными раскольничьими песнопениями или Шостакович, у которого над дотла сгоревшим скитом вновь звучит трогательная мелодия «Рассвета на Москве-реке»? Ни тот, ни другой и ни третий? А может, каждый по-своему? Почему же Мусоргский так мало прожил и так мало сотворил?
«Со времени постановки «Бориса», - писал Римский-Корсаков в своей «Летописи», - началось постепенное падение его высокоталантливого автора. Проблески сильного творчества еще долго продолжались, но умственная логика затемнялась медленно и постепенно». И далее: «Что было причиной нравственного и умственного падения Мусоргского? Сначала успех «Бориса Годунова», а после - его неуспех, так как оперу сначала посократили, выкинув превосходную сцену под Кромами, а года через 2, бог знает почему, перестали давать, хотя успехом она пользовалась постоянным и исполнение ее Петровым, а по смерти его Ф. И. Стравинским, Платоновой, Коммиссаржевским и другими было прекрасное. Ходили слухи, что опера не нравилась царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре, что мало вероятно по нынешним временам. В результате оказалось, что оперу, шедшую 2 - 3 года на сцене и имевшую успех, с репертуара сняли. А между тем, авторское честолюбие и гордость разрастались; поклонение людей, стоявших несравненно ниже автора, но составлявших приятельскую собутыльническую компанию, все-таки нравилось.
Мусоргский был типичным неудачником. Какую сторону жизни ни возьми — всюду потерпел полнейшее фиаско. Его наследие в последний момент было схвачено и вытащено из чёрной дыры небытия Римским-Корсаковым. Ещё немного, и его засосало бы туда навсегда. Не удивительно, что при таком экстренном спасении что-то помялось, что-то испачкалось, что-то потерялось. Виноват в этом не Римский-Корсаков, а только сам Мусоргский. Если бы у каждого талантливого неудачника был такой друг, шедевров на свете было бы куда больше.
Очень интересно написал некто Антон Гопко в своем сайте о музыке Мусоргского: "Причину неудавшейся композиторской карьеры Мусоргского я вижу в его убеждениях, вступавших в противоречие с его талантом и тормозивших его работу. Как националист и патриот, Мусоргский восхищался Россией и исповедовал её превосходство и исключительность. Как чуткий и наблюдательный человек, он не мог не видеть творившихся в его отечестве мерзостей, действительно порой исключительных по своему характеру. Как человек религиозный, он восхищался «твёрдостью духа» раскольников, а как умный и честный художник не мог при этом не изображать, сколь пагубна и опасна может быть фанатичная вера. Как убеждённый противник консерватóрского образования, Мусоргский пытался избавиться от каких бы то ни было связей с европейской музыкальной традицией, а как думающий и образованный человек он просто не мог творить вне тенденций развития мировой культуры, на которую оказал огромное влияние. Страшно представить, сколько времени и сил было потрачено на преодоление таких мощных противоречий, сколько алкоголя на это ушло!"
Давайте же будем вспоминать о Мусоргском с благодарностью за то, что он успел сделать вопреки всем трудностям. И проникнемся сочувствием к этому человеку с безрадостной, одинокой, полной лишений и непонимания и, действительно, на редкость русской судьбой.
Что имеем - не храним, потерявши - плачем. В этом логика развития России. Не может она беречь свои таланты.
Говоря об опере Хованщина, стоит поговорить об особенностях русской православной церкви.
Современная Россия считается православной. Территория России считается канонической территорией Русской Православной церкви, когда речь заходит об экспансии католичества в России и странах СНГ. Однако никто не обращает внимания на то, что Русская церковь на самом деле не единственная в России. Помимо Московской Патриархии, наиболее многочисленной православной конфессии в Российской Федерации, существует довольно многочисленное течение, обобщаемое под термином старообрядчество.
Для многих история старообрядчества есть история невежд и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного. Для них старообрядчество есть сплошное недоразумение, явление, не имеющее ни цели, ни смысла. Некоторые церковники представляют старообрядцев чуть ли не врагами Христа, большинство же воспринимает их, как наиболее глубоко верующую и преданную истинной вере часть единого православия.
Со старообрядцами боролись активно, начиная с Алексея Михайловича, и во времена Петра I, и во времена Екатерины II. Лишь на одну минуту, на самой грани двух веков, XVIII-го XIX-го, старообрядческий вопрос был поставлен надлежащим образом. Император Павел Петрович взглянул на старообрядчество как на живую народную массу, имеющую свои собственные побуждения и задачи, с которыми так или иначе необходимо считаться. Он своим "быть по сему" разрешил и утвердил единоверие, т.е. дозволил старообрядцам иметь священников для совершения богослужения и треб по старым обрядам. Это движение вперед продолжалось всего одну минуту, ту знаменательную минуту, в которую император Павел своим твердым почерком и ярко-черными, как лак, до сих пор блестящими чернилами написал: "Быть по сему".
В царствование императора Николая I при общем руководстве церковными делами московского митрополита Филарета старообрядчество признавалось преступностью, как с церковной точки зрения, так равно, не больше и не меньше, и с государственной. Эта преступность в глазах церковных и государственных деятелей получала особенно яркое выражение через то, что старообрядческая вера иначе не мыслилась, как верою невежд. По этим воззрениям старообрядчество решительно и бесповоротно относилось к типу невежественных преступников, и старообрядцы причислялись к людям, ничего и ни в чем не смыслящим, возмущавшим народную мысль и преисполненным всяких преступных замыслов.
Вынужденное бегство старообрядцев в заонежские тундры, на берега Белого моря, в дремучие (Брынские) леса, их движение на запад – в Польшу, юго-запад – в Голицию, Румынию, Австрию и Турцию, на восток – в Сибирь и юг – к Кавказу, – все это бегство сотен тысяч, если не миллионов русского народа всюду сопровождалось колонизацией – оживлением дотоле безжизненных мест – и служило стихийно-народным подготовлением к будущему расширению государства. Тем не менее это движение старообрядчества во все стороны от родных земель, свидетельствовавшее о культурном разбрасывании великорусского населения, далеко за пределы собственной области, не шло ему в честь и служило только поводом к лишним укоризнам: за старообрядцами не только не признавалось никаких культурных заслуг, но сами они считались "перебежчиками" и "изменниками" родной земли, несмотря даже на то, что им пришлось заселить вечно замерзшие тундры, завоевать болотистые устья Дуная, добраться до берега Мраморного моря.
Старообрядцы воспринимаются в целом как свои, русские и православные. Но как же получилось так, что есть еще православные, но с которыми у Церкви нет никакой связи? Виной тому раскол, произошедший в середине XVII века. Поводом к нему послужила реформа патр. Никона, которого следует считать, пожалуй, единственным виновником разделения.
Церковь и государство, начиная с Алексея Михайловича всегда боролись с раскольниками, которые крестятся не тремя, а двумя перстами. В триперстии, считают старообрядцы, заключается догматическое несовершенство: в нем ничем и никак не изобразуется догмат богочеловечества: два Христовых естества — Божеское и человеческое, что так явно и ясно выражается в двоеперстии.
В 1666-1667 годах были проведены две сессии собора русской православной церкви, первая - силами русских иерархов, вторая - в присутствии греческих архиереев. Решения могут шокировать: "Аще кто ... не послушает, хотя во едином чесом повелеваемых от нас, или начнет прекословити, ... мы таких накажем духовно; аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления". Это было уже равносильно учреждению инквизиции. Патр. Никон был судим наравне со своими бывшими противниками - старцем Григорием Нероновым (постригшимся в монахи), свящ. Никитой Добрыниным, прот. Аввакумом, диаконом Феодором, иноком Епифанием, свящ. Лазарем. Последние четверо были отправлены в ссылку в Пустозерск. На защитников старого была наложена анафема, каждый из них был назван еретиком. Вот тогда и пошел раскол в русской православной церкви. Он не преодолен до сих пор.
Сопротивление новшествам приняло более ожесточенный характер. Соловецкие монахи открыто отказались принять реформу, и писали царю, что лучше умрут за веру. Алексей Михайлович послал военный отряд; в 1676 г. монастырь пал, дав расколу мучеников. Мучеником стал и сожженный в 1681 г. протопоп Аввакум, автор ряда сочинений, в которых допущены непочтительные выпады не только против Никона и реформы, но и самого царя. Далее активная борьба за "старую веру" знаменуется выступлением стрельцов, поддержавших противников религиозной реформы, и заговором боярина Хованского (1682 г.), который пытался использовать бунт стрельцов и движение раскольников как силу, способствующую ему захватить трон. Старообрядцы приняли участие и в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина (1667—1671); среди лозунгов разинского восстания фигурировала и "старая вера".
Как ни смотреть на старообрядчество несомненно, что оно принадлежит к великой восточной церкви. В своем догматическом учении оно ни в чем, ни на одну иоту не отступает от учения и предания вселенской Церкви, а по обряду, по уставности в богослужении, по проведению церковно-богослужебного начала в жизнь домашнюю, семейную и общественную оно является древнейшею отраслью этой Церкви. Как древняя русская церковь не может быть исключена из истории церкви восточной, так и по тем же самым основаниям и старообрядчество не может быть никакою мыслью отторгнуто от общего для всех восточных христиан православия. Произошел разрыв старообрядчества не с древним истинно-вселенским православием, а только с современными его представителями. И это случилось потому, что современные иерархи уклонились от чистоты древнейших учения и быта. Таким образом, в своем уклонении от господствующего исповедания старообрядец выражает свою преданность вселенской восточной Церкви. Мысль об этой преданности является глубочайшим основанием старообрядчества.
По своему церковно - общественному быту восточная церковь в настоящее время разделяется на три главных отдела: собственно восточные патриаршия и другие автокефальные церкви, русская господствующая церковь и старообрядчество (имеем в виду по преимуществу последователей Белокриницкой иepapхии). Старообрядчество не раскол, не секта, а народная самостоятельная Церковь, сохранившая предания древнейшей вселенской Церкви и призванная к великому служению на развитее и процветание восточного христианства.
Старообрядчество занимает заметное место в современной религиозной жизни. В Российской Федерации действуют три крупные, объединяющие сотни тысяч верующих централизованные старообрядческие организации: Русская Православная старообрядческая Церковь, Древлеправославная Церковь и Российский Совет Древлеправославной поморской Церкви. В их состав входит свыше 200 зарегистрированных местных религиозных организаций. Старообрядчество представлено в большинстве субъектов Российской Федерации.
Подводя итог, надо иметь ввиду, что в опере Мусоргского Хованщина был поднят очень важный вопрос месте старообрядчества в жизни русского народа. И Никон, и Петр, и Екатерина, и Николай I и Николай II, и большевики страстно боролись с исконно русским пониманием веры и основ русского православия. При Петре религия стала частью государства, а церковники превратились в обыкновенных чиновников.
Хованщина была последним открытым выступлением приверженцев старины против государственной власти, и провал стрелецкого бунта показал, что меряться силой с государством бессмысленно. Оставался лишь один выход - отмежеваться от него. Надо помнить об этом, когда слушаете оперу великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Ф.И.Шаляпин очень любил оперу Хованщина. Он даже нарисовал свой автопортрет в образе Досифея.
Ну а в заключение послушайте монолог Досифея в исполнении великого болгарского певца Бориса Христова.
Огромную роль в становлении Мусоргского как композитора сыграл музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель Владимир Васильевич Стасов. Интереснейшую статью Стасова В.В. о Мусоргском стоит почитать.