Да, я не оговорился, именно 1150-летие праздновали 26 августа 2012 года в Белозерске.
Напомним, что первое летописное упоминание Белозерска датируется 862-м годом. То есть ныне городу на Белом озере должно исполниться 1150 лет. Однако в марте 2010 года теперь уже бывший президент страны Дмитрий Медведев подписал Указ «О праздновании 1050-летия основания г. Белозерска Вологодской области». За его основу была взята аналитическая справка известного археолога и академика РАН Николая Макарова, доказывающего, что город не мог появиться раньше середины X века. Учитывая, что под юбилей были выделены существенные федеральные деньги, областные и районные власти не стали устраивать шумных демаршей и стараются решить проблему «100 отнятых лет» за столом переговоров. Общую путаницу усугубило и то, что на своем нынешнем месте Белозерск обосновался лишь в начале XIV столетия, а до этого из-за эпидемий и наводнений как минимум дважды переезжал с берега на берег озера. Причем самое древнее городище до сих пор не найдено. Но большинство вологодских историков и самих жителей Белозерска продолжают настаивать на том, что городу должно исполниться именно 1150 лет.
На территории Северо-Восточной Руси в домонгольское время существовало около 30 городов и в большинстве из них древнейший культурный слой датируется началом XII века. И есть только семь городов - Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир, Юрьев, Изборск и Белоозеро (а именно так назывался древний Белозерск - прим. ред.), - в которых зафиксированы культурные слои X столетия.
Исторические факты надо использовать не для того, чтобы постоянно критиковать свое прошлое, а чтобы выстраивать благополучное будущее.
Поэтому давайте посмотрим, как отмечали в Белозерске этот праздник.
А для начала вспомним историю, откуда пошли мои предки.
Немного истории
Как Белозерск готовился к юбилею
А так Белозерск праздновал
В программе праздника, который состоялся с 24 по 26 августа 2012 года было предусмотрено огромное количество мероприятий. Но праздник отшумел, город немного похорошел. Мы пожелаем ему процветания.
Я уже писал в своем дневнике о Белозерске много лет назад, что город Белозерск, столица Белозерского княжества,издревле стоял на реке Ковжа, где она впадает в Белое Озеро
Википекдия говорит, что Белоо́зеро — один из древнейших городов Древней Руси. Столица Белозерского княжества. До X века находился на северном берегу Белого озера у деревни Киснема, потом перенесён на южный берег к истоку реки Шексны (ныне село Крохино в Вологодской обл. в 17 км к востоку от современного города Белозерска). В XIV веке после эпидемии ещё раз перенесён, уже на то место, где находится город и сейчас. В XVIII веке, при Екатерине II, переименован из Белоозера в Белозерск. Вот такая запутанная история. А для академика Морозова, о котором шла речь выше, история корректируется в угоду властьпредержащим.
Я тогда писал, что Белозерское княжество является преемником государства вепсов. А кто такие вепсы. Их раньше называли чудь.
В своей книге по истории государства российского М.В.Ломоносов писал, что "Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеусова вспоможения Рурику, ибо он обладал сильным белозерским чудским народом, называемым весью".
В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток.
Не было диким племя веси, которое обитало в бассейне рек Шексны, Вологды, Онеги, Онежского и Белого озер.
У них было развитое земледелие и скотоводство, они занимались охотой и рыболовством, умели строить дома и каменные крепости, выплавляли железо и медь, умели делать украшения из серебра и золота.
Нет в школьных учебниках упоминания о Белозерском княжестве. Мы знаем историю государства Российского только от Рюрика. И Белозерск якобы основал Рюрик. Но путь из варяг в греки существовал задолго до Рюрика. Из Белого моря, в Онежское, из Онежского в Белоозеро, а из него по Шексне и Сухоне мимо Углича в Волгу. А мы со школы знаем только один путь из варяг в греки, тот, что идет из Новгорода.
К сожалению, законы логики у наших историков не являются важными при исторических построениях. Только записи не всегда сведущего и добросовестного монаха, писавшего летопись или переписывавшего более старую летопись, принимаются во внимание. А ведь прерписывание древних летописей во многих монастырях было эпитимьей (наказанием) для провинившихся монахов, чем-то вроде наряда вне очереди. Следовательно, такие монахи спешили, делали описки, допускали ошибки, а иногда просто искажали текст и вносили свое понимание истории. Ведь не святыми же они были в самом деле? Летописи правили князья и цари, приходившие к власти не совсем законно.
Не случайно то, что в оригиналах древних летописей нет живого места - нет места, в которое не были бы внесены позднейшие правки, при этом часть текста летописей почему-то вымарывалась. Самые значительные исправления летописей и архивных документов были внесены при Михаиле и Алексее Романовых. Тогда для правки летописей был создан специальный приказ в правительстве (министерство по-нашему). Цель этих исправлений была одна - обосновать законность новой царской династии, обелить роль Романовых в смуте начала XVII века.
Вот почему очень важно найти библиотеку Ивана Грозного. В ней хранятся рукописи, к которым не прикасалась рука сотрудников злостчастного приказа правительства первых Романовых.
Великая путаница при изучении истории древней Руси возникла в результате различных политических накладок, случившихся в 18-м веке. Российская Акадения Наук, созданная иностранными учеными, приглашенными Петром I из Германии, Швеции, Голландии и других западноевропейских стран, вполне естественно считала, что всякое проявление цивилизации в дикую Россию пришло с запада. Это обосновывало правомочность подчинения огромной страны Западным державам, которые якобы изначально были здесь цивилизаторами. С другой стороны, внушение этой идеи в умы россиян позволяло формировать у них комплекс исторической неполноценности и, таким образом, управлять ими. Именно поэтому была создана так называемая "Норманская теория создания древней Руси" неким викингом Рюриком с братьями Трувором и Синеусом. Тем более, что о чем то таком говорилось и в древнерусской летописи.
Летописи свидетельствуют о том, что князь «Романчюкъ Белозерский» имел прямые отношения с Ордой. У белозерского князя Романа Михайловича было два сына, поэтому Белозерское княжество поделилось на две части. Старший сын Федор владел землями по рекам Шексне, Суде и Ухре. Младший сын Василий владел землями по речкам около озера Белого, а также в Пошехонье по рекам Согоже и Ухтоме. Старший сын Федор оставался старшим и в политических и военных делах. Он командовал белозерскими полками в походах на Тверь в 1375 году, а также в походе на Мамая в 1380 году — в Куликовской битве, в которой белозерские князья и нашли свою смерть.
После этого Белоозеро и перешло в руки великого князя Дмитрия Донского. Полагают, что Иван Калита приобрел в Орде ярлыки на это и другие княжества — или же стал владельцем ярлыков, выплатив дань за обедневших местных князей. Но часть белозерских земель попрежнему оставалась во владении потомков Глеба Васильковича. Так возникли мелкие уделы: Белосельский, Андожский, Шелешпанский, Кемский, Сугорский, Карголомский, Ухтомский и другие. Там потомки белозерских князей Рюриковичи сохраняли остатки своих суверенных прав вплоть до XV в. В 1490 г. по грамоте Ивана III был произведен «развод» земель князей Кемских, а в 1508 г. тяжбу представителей этого рода судил великокняжеский боярин Дмитрий Овца. В XVI в. большинство родовых вотчин белозерских князей перешло во владение Кирилло-Белозерского монастыря, а сами бывшие владетели настолько обеднели, что не смогли занять прочных позиций при великокняжеском дворе.
Закончим мы фотографиями о Белозерске.
А это фотография Прокудина-Горского (начало 20 века). Часовня на месте основания Белозерска.