• Авторизация


1. Поговорим о будущем. Питерим Сорокин 24-06-2012 13:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вряд ли может быть что-то хуже неопределенности. Поговорим о будущем России и мира.

В школе сейчас вводят предмет "Россия в мире". Вот и посмотрим на мир глазами социологов и политологов. В 1918 году молодой преподаватель Санкт-Петербургского университета Питирим Сорокин предлагает ввести новую научную дисциплину — родиноведение, призванную интегрировать совокупные знания естественных и гуманитарных наук о стране. Так вот кому принадлежит идея создания интегративных курсов. Кто же такой Питерим Сорокин, и как сложилась его судьба?

«Питирим Сорокин был сложным и в чем-то парадоксальным человеком... Он тонко чувствовал конфликты времени и дал им достойное выражение. Его влияние печатным словом и преподавательской деятельностью на социальную науку и далеко за ее пределы громадно». Этими словами завершался некролог, опубликованный в гарвардской университетской газете и подписанный выдающимися социологами своего времени, учениками и коллега ми Питирима Сорокина. Родился Питирим Александрович в 1889 году в селе Турья Вологодской области, а умер в 1968 году в США и похоронен в городе Винчестер штата Масачусетс.

[показать]Питирим Александрович Сорокин считается родоначальником социологии. Почему родоначальник? Он создал факультет социологии в Санкт-Петербургском университете и в Гарвардском университете.

Кафедру социологии в СПб университете создал в 1919 году  П.А.Сорокин.

Однако образ мыслей первого советского профессора социологии не удовлетворял власти. По меньшей мере не корректным был сочтен разгромный тон его рецензии на книгу Н. И. Бухарина «Теории исторического материализма» (Москва, 1922). Сорокин, например, пишет:  " Множество основных положений социологии г. Бухарина являются неприемлемыми и неверными.
     - Неверно положение г. Бухарина, гласящее: нет "чистой" общественной науки; все виды ее имеют "классовый" характер и могут быть либо "буржуазными", либо "пролетарскими", причем "пролетарская наука, конечно, выше буржуазной".

- Понятие социологии гр. Бухарина, как наиболее общей из общественной науки трафаретно и на нем нечего останавливаться. Довольно шаблонно и его понятие общества, понимаемого как "наиболее широкая система взаимодействий, обнимающая все длительные взаимодействия между людьми".

В заключение своей рецензии П.Сорокин пишет: "По сравнению с обычными трудами русских марксистов-коммунистов по затронутым вопросам, книга гр. Бухарина гораздо грамотнее, интереснее и научнее. По сравнению с современным состоянием "буржуазной социологии" она во многом грешит, во многом неверна и во многом отстала. И, тем не менее, появление ее я приветствую. Ознакомление с нею буржуазных исследователей рельефнее подчеркнет здоровое ядро социологической доктрины марксизма."

Можнт ли понравиться такая рецензия властьпредержащим?

И в 1922 году начались гонения на социологию в нашей стране, из страны были высланы ведущие российские ученые. Среди высланных летом — осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

Л.Д.Троцкий прокомментировал эту акцию так: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». 21 февраля 1922 года В.И. Ленин писал Каменеву и Сталину: «…уволить 20—40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно». Речь шла о профессорах Московского высшего технического училища.

Итак, П.А. Сорокин, выдающийся социолог ХХ века, стал основоположником и  русской, и американской социологических школ. Американцы благодарны ему и вождям социалистической революции за создание в 1930 году социологического факультета, где он проработал около 30 лет.

Личность Сорокина - одна из наиболее противоречивых и выдающихся в истории социологии и культурологии.

Питирим Сорокин автор 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множества очерков и более двухсот статей. Его труды переведены на 48 языков мира.

Разработанная Сорокиным теория существования суперсистем культуры, изложенная в четырехтомном труде «Социокультурная динамика», стала одной из наиболее значимых культурологических концепций XX века. Эта работа приобрела славу классической теории в области социологии и культурологии.

«Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего».

Так Сорокин диагностировал кризис современной западной культуры, обреченной на закат.

Питирим Сорокин является одним из родоначальников теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации». В них впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.

Теория социальной стратификации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы — буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Эта теория тесно связана с концепцией социальной мобильности, согласно которой неизбежно существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу.

В основу своего научного познания Сорокин положил принцип интегрализма.

«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный… История человеческого знания – это кладбище, заполненное  неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга».

В научном мире Сорокин стал автором теории социальной любви и творческого альтруизма.

«Что бы не случилось, я знаю теперь три вещи, которые останутся в моей памяти и сердце навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая, - это самое драгоценное сокровище в мире. Следование долгу - другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее душе силы не изменять своим идеалам. Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении».

Сорокин выступал за очищение научного социологического познания и создания понимающей «объективной социологии».

«Мы все еще знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближенное знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного, могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений».

В 1960-е годы в США Сорокин обрел ореол неистового борца с истеблишментом, открыто выступал против вьетнамской войны, высказывался против злоупотреблений позитивизма в социальных науках. Члены Американской социологической ассоциации в те годы носили нагрудный знак «Сорокин жив!».

Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, — таков «нетипичный» для академического ученого облик Сорокина-социолога и Сорокина-пророка, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам. Таковым он начинает постепенно открываться своим соотечественникам.

Для нас Питирим Сорокин в первую очередь - социолог, ученый, системно рассматривавший общество через ракурс ценностных ориентиров, определивший базовое значение ценностной мировоззренческой системы для развития социума. Это символ преодоления отрыва социологической науки от ее изначальной миссии, символ возврата к истинному предназначению социологии - служить инструментом формирования социальной перспективы.

24 сентября 1922 г. «философский поезд», вернее латвийский дипломатический вагон, с первой группой изгнанников пересек советскую границу. Среди них был и Питирим Сорокин.

1 октября ревельские «Последние известия» опубликовали статью рижского корреспондента:
«В третьеразрядной гостинице «Парк» в Риге нашла себе приют первая группа высылаемой интеллигенции. <…> Выселяемых интеллигентов в Москве и по дороге засыпали цветами. <…> По их словам <…> Плачевно обстоит положение школы как низшей и средней, так и высшей. Большинство учителей начальной школы ушло в батраки и перемерло с голодухи. Полное отсутствие книг и пособий.
Высшая школа не имеет ни системы, ни здорового плана. Многие профессора удалены и заменены коммунистами — «скороспелыми педагогами». Все эти «маргариновые профессора» отличаются круглым невежеством. Плата в 500 милл. многим студентам — не под силу».1

В конце 1922 г. в Праге вышла книга Сорокина «Современное состояние России». В ней автор окончательно простился со своими юношескими романтическими представлениями о революции:

«Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 90-х годов девятнадцатого века, мы развивались во всех отношениях и в материальном — ив духовном — с такой быстротой, что наш темп развития опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономическое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышленность и торговля. Финансы Государства находились в блестящем состоянии, росла автономия, права и самодеятельность народа. Могучими темпами развивалась кооперация, уходили в прошлое абсолютизм, деспотизм и остатки феодализма.Исчезала безграмотность, народное просвещение поднималось быстро, процветала наука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным и глубоким по интенсивности. Не будь войны и революции, Россия 1922 года была бы процветающим духовно и материально государством. Но пришли эти явления, и блестящее развитие было прервано. Не только остановлено, но отброшено назад на 1–2 столетия»

В РФ после краха СССР в 1991 году книга Сорокина «Современное состояние России» была опубликована в журнале «Новый мир». Очень по духу она пришлась младодемократам.

Позже Сорокин опубликовал книгу "Социология революции", в которой пишет:

"...Ни одна революция объема свободы не увеличивала, а увеличивала объем зверств, пыток и убийств.
Отнесение этих явлений к реакции неправильно, так как реакция есть неизбежная, неотъемлемая часть революции, и понося реакцию, хулят самую революцию.
Другие, отрицательно относясь к революции, идеализируют реакцию, как бы идущую на смену революции, забывая, что реакция есть один из этапов революции. Они, хваля реакцию, тем самым хвалят революцию.
Переходя к рассмотрению существа революции, Сорокин устанавливает следующую схему.
Революционный процесс характеризуется:
1) психическими изменениями революционного общества,
2) биологическими изменениями,
3) изменениями в структуре общества,
4) изменениями самих социальных процессов."

Далее Питерим Сорокин пишет:

"В XVIII веке рационалисты идеализировали человека, считая, что зло лежит не в природе человека, а в окружающей обстановке. В действительности же по природе своей человек существо не альтруистическое и разумное, а слепое и хищнически-эгоистическое.
По исследованиям ученых, психика человека определяется (в %) наследственностью – от 60 до 90 %, средою и воспитанием – от 40 до 10.

В нашей жизни роль знания и сознания невелика; нами управляют слепые инстинкты; разум же только тонкая пленка, сдерживающая лаву слепых инстинктов. По словам Паскаля, «человек – это дьявол, покрытый одеждою ангела».
Только веками выработанные сдержки поддерживают равновесие между социальными и антисоциальными инстинктами. Это равновесие нарушается, когда ущемляются основные инстинкты у массы членов данного общества. Это основная причина революции. Второй причиною является дегенерирующее правительство.
"

"Характерные черты изменения поведения людей во время революции проявляются в изменении черт поведения у всей массы и ниспадении «культурной одежды» с человека.
Его поведение определяется чисто биологическими импульсами. Начинается «растормаживание» от прежних тормозов: религии, морали, права и пр.
В итоге, в 1-ом периоде революции люди выступают «распоясавшимися», без психических тормозов; отсюда создается стихийная сила, все сносящая.
Во 2-ой период революции, благодаря дикой игре биологических импульсов, начинается или гибель общества или «торможение», выражающееся в прививке обществу «социальных тормозов». Это вто часть революции – реакция, когда одевают на революционное общество смирительную рубашку. После бешенства наступает апатия, изнеможение.
Во втором периоде накладываются «социальные бандажи», под которыми нарастают естественные ткани социальных импульсов. Когда же последние в достаточной степени нарастут, бандажи снимаются, революция кончается и начинается нормальный период общественной жизни."
Далее Сорокин подробно останавливается на характерных явлениях в области психики революционного общества, сводящихся к ослаблению речевых импульсов (бесконечные речи), половых (колоссальная половая распущенность, характеризующая революции у всех народов) и импульсов подчинения и властвования».

Сорокин писал в одной из ранних своих работ, что Циклическая концепция социальных перемен – старейшая в истории социальной мысли. Ее четкая формула дана уже в “Экклезиасте”, где мы читаем: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Что было, то и будет, и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает и нечто, о чем говорят: “Смотри, вот это новое”, но [это] было уже в веках, бывших прежде нас” . Еще одно древнее выражение веры в циклический характер социальных перемен – древняя астрология. Периодичность появления определенных звезд и вера в их влияние на судьбы людей привели к вере в то, что многие общественные явления периодически повторяются с течением времени.

Все то, о чем писал Сорокин, говоря о февральской и социалистической революции, справедливо и сейчас.

Кто-то остроумный заметил однажды: «Богу – богово, кесарю – кесарево, а что же людям?» Что ж, справедливо. Исходя из этой аналогии, рискнем предположить, что людям должно достаться людское, человеческое. Но откуда человечеству знать, что есть «человеческое»? Что принадлежит им по праву? Ответ на этот вопрос уже много лет дает нам социология – наука, изучающая человека и общество. Отсюда прост и понятен девиз этой науки: «de te fabula narratur» – «о тебе сказка сказывается, о тебе речь идет». Это означает, что социология касается каждого из нас, она помогает нам ориентироваться в этом огромном мире, делать правильный выбор из множества вариантов поведения. Одним из таких ориентиров являются работы известного русского классика социологии, в свое время эмигрировавшего в США, П.А. Сорокина.

Одной из величайших книг середины 20 века является П.Сорокина «Кризис нашего века» (The Crisis of our Age). П.А. Сорокин ближе всего подошел к тому, чтобы собрать разрозненные кусочки нашей современной цивилизации в единый понятный облик.

«Прекрасным противоядием" (по отношению к взлядам Шпенглера в его книге "Закат Европы") называют книгу Сорокина исследователи... Сорокин имеет веру в будущее, которая отсутствует у других крупных пророков. Его книга – это вызов пессимизму, который неизбежно поражает этот кризисный век.

О закате цивилизации в 20 веке писали многие философы.

Шпенглер писал:

  • Культура — главное содержание истории.
  • «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость»
  • Культура — «человеческая индивидуальность высшего порядка»
  • «Каждая новая культура пробуждается с неким новым мировоззрением».
  • «У каждой культуры есть своя собственная цивилизация».

При этом Шпенглер утверждал, что науки могут быть только естественными, а история - это не наука.

 Шпенглер желал своим читателям браться за технику вместо лирики, за мореходное дело вместо живописи, за политику вместо теории познания, и ничего лучшего, собствен но, пожелать им не мог.

Условия существования культуры в XX веке нарушены. Человечество не научилось “владеть собой”, в обществе наблюдается перевес материальных ценностей над духовными, в культуре отсутствует единое устремление и идеал /даже показной/. Лозунги, которые провозгласила культура XX века, - благоденствие, могущество, справедливость, - с точки зрения такого философа,как Хейзинг, ничем не отличаются от идеалов пещерного человека и поэтому не могут быть признаны целью высокоразвитой культуры. Хейзинг называет большое число и других проявлений культурного кризиса XX века: кризис мышления и знания, всеобщее ослабление способности суждения, снижение активного и возрастание пассивного элементов в культуре, отказ культуры от идеала познания, упадок в обществе моральных норм и кризис искусства. Культурное развитие XX века в целом Хейзинга называет процессом “варваризации”, в ходе которого в культуре “достигнутое содержание ... высокой пробы исподволь заглушается и вытесняется элементами низшего содержания”.

О глобальном кризисе культуры XX века, проявившемся в “кризисе науки и искусства, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов”, пишет и П.Сорокин. Правда, в отличие от других философов, он не предсказывает близкой гибели европейской культуре в целом, а видит лишь неизбежность умирания ее чувственной /сенсорной, эмпирической/ формы.

Философами названы ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ЦИВИЛИЗАЦИИ  техницизм, демократизм, урбанистичность, иррелигиозность.

Техницизм. Цивилизация XX века имеет не природную, а машинную основу; с эрой цивилизации машина прочно вошла в человеческую жизнь. Поэтому, как справедливо заметил Н.Бердяев, в эпоху цивилизации жизнь начинает утрачивать связь с миром природы: “Между человеком и природой становится искусственная среда орудий, которыми он пытается подчинить себе природу”. Машины создают развитое индустриальное общество, в рамках и по законам которого и начинает функционировать культура.

Демократизм. В XX веке культурой охватываются огромные /по сравнению с предшествующими эпохами/ слои населения. Демократизму европейской культуры способствовала политика всеобщей грамотности; принцип гласности, а также развитие СМИ /особенно радио и телевидения/.

Урбанистичность. Развитие цивилизации привело к тому, что культурная жизнь в XX веке сосредоточилась преимущественно в крупных городах - промышленных центрах. Причем, город - центр культурного развития - приобрел черты “города вообще”, “мирового города” со стандартным, стертым лицом. С урбанистичностью связан космополитизм культуры XX века - процесс утраты культурой национального начала.

Иррелигиозность. До XX века европейская культура в своем развитии была прочно соединена с религией; Н.Бердяев заметил, что связь с культом проявляется в самом слове “культура”: “Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны” " Иррелигиозность культуры XX века выражается в разрыве связей культуры и религии.

Молодежь требует перемен. Но перемены должны учитывать возможные негативные последствия для всего человечества.

Люди! Любите мир и себя, как часть этого мира. Думайте о будущем!

 



Так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно, что-то менять.

Перемен - требуют наши сердца,
Перемен - требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен -
Перемен, мы ждем перемен.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
25-06-2012-12:11 удалить
Что было, то и будет, и что делалось то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 1. Поговорим о будущем. Питерим Сорокин | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»