
В здании филфака СПб университета проходят репетиции хора выпускников университета, куда я хожу уже 3 месяца. И каждый раз, проходя через дворик филфака, я не перестаю удивляться, как можно из всегда захламленного дворика сделать музей. Мысль эта пришла 10 лет назад декану филфака Сергею Богданову в связи с организацией ежегодного дня филолога, который проводится 25 мая.
Прямо во дворе факультета филологии и искусств на Университетской набережной Богданов обустраивает Музей современной городской скульптуры. Здесь уже более 40 скульптур: малый Гефсиманский сад, барельеф Ксении Блаженной, Чаша искупления. Весной, когда зазеленеют деревья, в сад выставят две оливы в кадках, которые декан привез из Израиля.
Не всем нравятся эти необычные памятники и некоторые из них вызывают самые различные ассоциации. Особенно много споров вокруг скульптур «Мадам Баттерфляй» и «Перекур», памятников Иосифу Бродскому и Александру Блоку. Их считают странными и некоторые Дворик филологического факультета СПбУ называют царством абсурда. Но именно спорные композиции заставляют нас по-другому посмотреть на современное искусство города на Неве.
Побродим по дворику, посмотрим скульптуры, порадуемся встрече с творческим взглядом на наш тусклый мир. А начнем мы, пожалуй с праздника дня филолога.
"Вавилонская башня техногенной эпохи". Скульптор Андрей Сазонов
Эта башня стоит перед каменным лабиринтом, окруженном табличками с датами из истории университета.

На вымощенном булыжниками дворе создан, как гласит табличка, «лабиринт по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из крупнейших и старейших университетов мира. Авторы этого проекта Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, руководитель – декан филологического факультета Сергей Игоревич Богданов».
Скульптурная композиция Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце» положила начало первому Парку современной скульптуры Санкт-Петербурга. С нее и начнем.

А это подпоручик Киже
А все ли помнят, кто такой Киже?
Существует исторический анекдот времен Павла I, переданный В. Далем со слов своего отца. В одном из приказов по военному производству писарь, когда выводил слова: «прапорщики же такие-то в подпоручики», перенес на другую строку небывалое словцо «киже», да еще начал его с размашистой прописной буквы. Павел I, подписывая приказ, принял это словцо за фамилию и начертал: «Подпоручик Киже в поручики». Мифический поручик запомнился Павлу, и на другой день, подписывая приказ, он произвел его в штабс-капитаны, а на третий — в капитаны. Не успел никто опомниться, как Киже был произведен в полковники с отметкой: «Вызвать сейчас ко мне». Все высшее военное начальство всполошилось, тщетно разыскивая Киже. Наконец первый приказ о производстве его в поручики разъяснил дело. Между тем Павел справлялся, не прибыл ли полковник Киже, вероятно, желая поздравить его с генеральским званием. Тогда решили доложить Павлу, что полковник Киже умер. «Жаль,— сказал император,— был хороший офицер...»
И с тех пор принято говорить о Киже, как О нелепой ошибке, которая может привести к серьезным, далеко идущим последствиям, как О мифической фигуре, которая по ошибке (недоразумению, нелепому совпадению и т. п.) считается реально существующим человеком .
Гоголевский Нос

Скульптура Арсена Аветисяна "Перекур"
Странный конь
А затем под арку входишь в очень зеленый, уютный внутренний дворик филологического и восточного факультетов. И попадаешь в удивительный мир прекрасного! Среди самых разнообразных деревьев и кустарников размещены небольшие по размерам скульптуры и памятные знаки. Всего их около пятидесяти. Здесь есть памятники поэтам, писателям, ученым, а рядом соседствуют изображения улитки, бегемотихи Тони, собаки таксы.
Очень занимательна «Скамья советов», или, как ее называют, «памятник Бесу», на которой студентам советуют посидеть перед экзаменом или зачетом.
В одном конце двора Конфуций, а в другом скромный барельеф святой Ксении Петербургской, миниатюрная скульптура Анны Ахматовой и внушительный бюст Антиоха Кантемира, памятник А. Блоку и памятный знак В. Набокову. А вот веселая скульптура: «Hircus Facultatis» – «Факультетский козел» (скульптор П.О. Шевченко), непонятно только, что она символизирует.

«Hircus facultatis»
(в пер. с лат. «факультетский козел»).
Автор – Павел Шевченко.
Скульптурная композиция открыта 21 мая 2004 года в День филолога и восточника
Странный памятник императору Александру второму
А это памятник Иосифу Бродскому - голова на чемодане. Непонятно - то ли урна, то ли большая пепельница?
А это по-видимому Анна Ахматова
В углу стоит странный памятник Блоку
Памятник Кантемиру
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич, князь [1708—1744] — русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства ("шляхетства") против "верховников". Позднее был дипломатическим представителем России за границей — резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер.
В веселье, в пирах мы жизнь должны провождати:
И так она недолга - на что коротати,
Крушиться над книгою и повреждать очи?
Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?
Белинский отметил, что Кантнмир "своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник".
Скульптура улитки установлена во дворе филологического факультета СПбГУ. Открыта 26 сентября 2006 г. Скульптор В. Петровичев. Материал: бронза. Олицетворяет девиз студентов-филологов: "Тише едешь - дальше будешь".
Стыдливая муза филфака
Ее еще называют мадам Батерфляй. Очень уж странная композиция.
Бегемотиха Тоня.
По легенде, напечатанной в газете 1846 г, за ее ушко ухватилась тонущая девушка во время наводнения. За другое ухо держался молодой человек, бросившийся спасать девушку. Так молодые люди познакомились, а потом и поженились. С тех пор Тоня - символ счастливо завершившегося знакомства, и ее уши блестят от от прикосновений желающих иметь таковое.
Появилась Тоня здесь в 2005 г. Скульптор В.Петровичев.

Памятник Гулливеру
Открыт 2 ноября 2007 г. во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Скульптор Тимур Юсуфов. Материал: бронза. Высота: 150 см. Скульптурная композиция в виде пяти Гулливеров, каждый из которых стоит друг у друга на вытянутой ладони, воплощает бесконечность и относительность.
Начинал свою работу филфак в одном здании на Университетской набережной. А к 2002 году он уже размещался в 5 разных местах, и к этому руку приложили Богданов, Вербицкая и Матвиенко.
Ну и напоследок познакомимся с историей филфака СПбУ
Факультет исторических и словесных наук, предшественник нынешнего филологического факультета, был создан 1819 году. В его составе находилась кафедра российской словесности. В 1850 году историко-филологическое отделение было преобразовано в историко-филологический факультет, который в 1917 был реорганизован в педагогический институт университета.
В 1937 году на базе существующего историко-лингвистического факультета был создан филологический факультет.
В 2007 году факультет получил новое имя — факультет филологии и искусств, но уже через три года, 15 марта 2010 года факультету было возвращено прежнее название. В тот же день начал работу новый факультет искусств, отделившийся от филологического факультета.

На этом мы и завершим прогулку по дворику филфака университета