• Авторизация


"Лишние" люди 27-04-2012 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В литературе 19 века очень много приведено примеров лишних людей. А кто такой "лишний" человек? Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. К лишним людям мы относим Евгения Онегина, Чацкого, Печерина, Базарова, большое количество героев Тургенева.

В 1850 году Тургенев опубликовал "Дневник лишнего человека". Помню, в школьные годы эта небольшая повесть задела мое воображение. Я много думал о Лизе, о Чекалтурине и о князе.

Смертельно больной Чикалтурин решил написать дневник, чтобы попытаться понять, зачем прожиты тридцать лет. Родители его были довольно богатые помещики. Но отец, страстный игрок, быстро спустил все, и у них осталась только деревенька Овечьи Воды, где теперь в жалком домишке умирал от чахотки их сын. Мать была дама с характером и подавляющей гордой добродетелью. Она переносила семейное несчастье стоически, но в ее смирении была какая-то нарочитость и упрек окружающим. Мальчик чуждался ее, страстно любил отца, рос «дурно и невесело». Детские годы почти не оставили светлых воспоминаний. Москва, куда переехали после смерти отца, не прибавила впечатлений. Родительский дом, университет, жизнь мелкого чиновника, немногие знакомые, «чистенькая бедность, смиренные занятия, умеренные желания». Стоит ли рассказывать такую жизнь? Жизнь совершенно лишнего на свете человека. Челкатурину самому нравится это слово. Никакое другое не передает так полно сути его. Лучше всего точность выбранного определения собственной личности и судьбы мог бы подтвердить один эпизод его жизни.

Как-то пришлось ему провести месяцев шесть в уездном городе О., где он сошелся с одним из главных чиновников уезда, Кириллом Матвеевичем Ожогиным, имевшим душ четыреста и принимавшим у себя лучшее общество города. Он был женат, и у него была дочь Елизавета Кирилловна, очень недурная собой, живая и кроткого нрава. В нее и влюбился молодой человек, вообще-то с женщинами очень неловкий, но здесь как-то нашедшийся и «расцветший душой». Три недели он был счастлив своей влюбленностью, возможностью бывать в доме, где чувствовалось тепло нормальных семейных отношений. Лиза не была влюблена в своего почитателя, но принимала его общество. Однажды мать Лизы, мелкий чиновник Безменков, сама Лиза и Челкатурин отправились в рощу за городом. Молодые люди наслаждались тихим вечером, открывающимися с обрыва далями и багряным закатом. Близость влюбленного в нее человека, красота окружающего, ощущение полноты бытия пробудили в семнадцатилетней девушке «тихое брожение, которое предшествует превращению ребенка в женщину». И Челкатурин был свидетелем этой перемены. Стоя над обрывом, пораженная и глубоко тронутая открывшейся ей красотой, она вдруг заплакала, потом долго была смущена и большей частью молчала. В ней совершился перелом, «она тоже начала ждать чего-то». Влюбленный юноша отнес эту перемену на свой счет: «Несчастье людей одиноких и робких — от самолюбия робких — состоит именно в том, что они, имея глаза... ничего не видят...» Между тем в городе, а потом и у Ожогиных появился стройный, высокий военный — князь Н. Он приехал из Петербурга принять рекрутов. Челкатурин почувствовал неприязненное чувство робкого темного москвича к блестящему столичному офицеру, хорошему собой, ловкому и самоуверенному. Безотчетная неприязнь переросла в тревогу, а потом и в отчаяние, когда, оставшись один в зале ожогинского дома, молодой человек принялся разглядывать в зеркало свой неопределенных очертаний нос и вдруг увидел в стекле, как тихо вошла Лиза, но, увидев своего обожателя, осторожно выскользнула прочь. Она явно не хотела встречи с ним. Челкатурин вернулся на следующий день к Ожогиным тем же мнительным, натянутым человеком, каким был с детства и от которого начал было избавляться под влиянием чувства. Собравшееся в гостиной семейство было в наилучшем расположении духа. Князь Н. пробыл у них вчера целый вечер. Услышав это, наш герой надулся и принял вид оскорбленного, чтобы наказать Лизу своей немилостью. Но тут вновь явился князь, и по румянцу, по тому, как заблестели глаза Лизы, стало ясно, что она страстно влюбилась в него. Девушка до сих пор и во сне не видела ничего хоть немного похожего на блестящего, умного, веселого аристократа. И он полюбил ее — отчасти от нечего делать, отчасти по привычке кружить женщинам голову. По постоянно напряженной улыбке, надменной молчаливости, за которыми виднелась ревность, зависть, чувство собственного ничтожества, бессильная злость, князь понял, что имеет дело с устраненным соперником. Поэтому был с ним вежлив и мягок. Окружающим тоже был ясен смысл происходящего, и Челкатурина щадили, как больного. Поведение его становилось все более неестественным и напряженным. Князь же очаровал всех и умением никого не обойти вниманием, и искусством светской беседы, и игрой на фортепиано, и талантом рисовальщика. Между тем в один из летних дней уездный предводитель давал бал. Собрался «весь уезд». И всё, увы, вертелось вокруг своего солнца — князя. Лиза чувствовала себя царицей бала и любимой. На отвергнутого, не замечаемого даже сорокавосьмилетними девицами с красными прыщами на лбу Челкатурина никто не обращал внимания. А он следил за счастливой парой, умирал от ревности, одиночества, унижения и взорвался, назвав князя пустым петербургским выскочкой. Дуэль состоялась в той самой роще, почти у того самого обрыва. Челкатурин легко ранил князя. Тот выстрелил в воздух, окончательно втоптав в землю соперника. Дом Ожогиных закрылся для него. На князя же стали смотреть как на жениха. Но тот скоро уехал, так и не сделав предложения. Лиза перенесла удар стоически. Челкатурин убедился в этом, случайно подслушав ее разговор с Безменковым. Да, она знает, что все бросают в нее сейчас камни, но она не променяет своего несчастья на их счастье. Князь недолго любил ее, но — любил! И теперь ей остались воспоминания, ими и богата ее жизнь, она счастлива тем, что была любима и любит. Челкатурин же ей противен. Через две недели Лизавета Кирилловна вышла за Безменкова. «Ну, скажите теперь, не лишний ли я человек?» — вопрошает автор дневника. Ему горько, что умирает он глухо, глупо. Прощай всё и навсегда, прощай, Лиза!

Вот вкратце содержание Дневника лишнего человека. Эту тему Тургенев развил в повестях «Переписка», «Яков Пасынков», в романе "Рудин". не имея цели в жизни, они не знают, к чему приложить силы; они — «лишние люди».

Рудин, по сравнению с Печориным, полон передовых идей, которые он активно проповедует. Он — оптимист, будит в людях веру в будущее, призывает к деятельности. Но его идеалы слишком общи и расплывчаты, оторваны от жизни и не могут служить руководством к конкретным действиям. Рудин тоже оказывается «лишним человеком». Люди, подобные Рудину, играют положительную для своего времени роль.  В романе учитель Басистов говорит о Рудине: «...Этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!». Рудин прожил яркую жизнь, но такой ли она была яркой? Рудин тащится в плохонькой кибитке по проселочной дороге. На почтовой станции ему объявляют, что в нужном Рудину направлении лошадей нет и неизвестно, когда будут, правда, можно уехать в другую сторону. После некоторого размышления Рудин грустно соглашается: «Мне все равно: поеду в Тамбов». Еще через несколько лет в губернской гостинице происходит негаданная встреча Рудина и Лежнева. Рудин рассказывает о себе. Он переменил немало мест и занятий. Был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы .В июле 1848 года погиб  в Париже на баррикадах с красным знаменем в руках какой-то "поляк". Этим поляком был Рудин. А жизнь продолжается! И никто никогда не вспомнит Рудина. Да, был такой чудак. Да, именно оторванность от жизни, отсутствие приземленных идей делает Рудина "лишним человеком". И его участь трагична прежде всего тем, что с юных лет этот герой живет лишь сложными порывами души, беспочвенными мечтаниями.

Для дворянской интеллигенции не прошло бесследно время паразитического существования за счет крепостных крестьян. Все это породило леность, апатию, абсолютную неспособность к активной деятельности и типично сословные пороки и все это породило "обломовщину". . По мнению Добролюбова в Обломове Гончаров показал стремительное падение "с высот печоринского байронизма, через рудинский пафос... в навозную кучу обломовщины" героя-дворянина. А сколько сейчас лишних людей!

Кто ж такой "лишний человек"? Это прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие. Ею не принимаются предлагаемые обществом "правила игры", характерно неверие в возможность что-либо изменить. "Лишний человек" - личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом.  Положение его в обществе неустойчиво, Он помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение, всегда присутствует некий мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на поверхности. Герой в меру образован, но это образование скорее незавершенное, бессистемное; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со "способностью суждения" делать скорые, но незрелые заключения. Внутренняя опустошенность, скрытая неуверенность, присущи ему. Часто - дар красноречия, умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Всегда некоторая претензия быть судьей своих ближних; оттенок ненависти к окружающим присутствует в его облике. Словом, герой - жертва жизненных канонов.

В наше время сколько необразованных мальчиков и девочек: Им семь-восемь лет. А они уже лишние люди. Лишние потому, что семья их не может прокормить. Не может помочь им и родное государство…. Об этом говорил в своем последнем интервью наш Президент Медведев.

Он, президент еще говорил, что только 10% выпускников юридических факультетов могут найти себе работу. Им можно было бы доверить сейчас большую важную работу, но они хотят сразу и всего, хотят сразу иметь большую зарплату, квартиру, престижную машину, но пока подняться они не могут. Они становятся лишними для государства людьми. Это они выходят на Болотную, на площадь Тахрир...

И сколько их сейчас таких вот лишних людей – миллионы, пожалуй, если не включить в это число бомжей, пенсионеров, бывших жителей союзных республик. Среди тех, кто теперь ютится по подвалам, подъездам, вокзалам, не все деградированные элементы. Есть среди них и бывшие физики, и медики, и музыканты, и механики…. Всех их на обочину жизни выбросили превратности судьбы, вызванное жёсткой ломкой справедливости, порядочности, морали и традиций. Но самая страшная и нестерпимая боль – это, конечно, лишние дети: бездомные малолетки, сироты при живых родителях.

Мы постоянно слышим о богатеющей России. Россия действительно богатеет. Но, как это ни печально, народ расколот на два лагеря: на олигархов , и на нищих – тех, кто не сводит концы с концами. И как не пытаются склеить наши верховные власти да и власти на местах эти два социально непримиримых лагеря, ничего пока не получается.

Видно только одно – лишних людей, тех, кому так тяжело и безрадостно жить, не становится меньше. Потому-то я и пишу эти строки.

Не сладкая жизнь сегодня и у тех, кому за 40. Россиянин «пенсионного и предпенсионного возраста» не нужен ни бизнесу, ни государству. Рассчитывать они должны только на себя. Грустно, когда лишними становятся миллионы людей, которые и хотели бы быть нужными, но в условиях современного либерального государства они никогда не найдут смысла в дальнейшем существовании.

Тургенев в своей повести "Переписка" дает хороший совет: «жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ею».

«Романтики теперь, как известно, почти вывелись; по крайней мере, между нынешними молодыми людьми их нет. Тем хуже для нынешних молодых людей», заключает устами рассказчика Тургенев.  Я бы повторил это и сейчас. Мое поколение, мы в большей степени были романтиками, чем нынешние молодые люди. Для современных людей слова Космос, Вселенная, Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Вагнер, Шопен, Дебюсси лишены большого внутреннего смысла. Даже нанотехнологии их волнуют только с точки зрения, а сколько на них можно заработать?

 

А теперь посмотрим фильм "Рудин",в  котором играют молодые еще Олег Ефремов, Армен Джигарханян, Ролан Быков, и подумаем о лишних людях


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Лишние" люди | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»