• Авторизация


Клод Дебюсси. Творец музыки 20 века. 13-01-2012 22:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


  Клод Дебюсси  (150 лет со дня рождения)
[показать]Сегодня состоялся
Концерт в Малом зале филармонии, посвященный 150-летию великого французского композитора Клода Дебюсси. 

 

 

 

 

 

 

 

Сюита для фортепиано 
Детский уголок. Остров радости
Прелюдии
Игорь Урьяш фортепиано

Струнный квартет соль-минор

Струнный Квартет им. И.Ф.Стравинского
Александр Шустин скрипка
Виктор Лисняк скрипка
Даниил Меерович альт
Семен Коварский виолончель
 

Я пытаюсь найти новые реальности... дураки называют это импрессионизмом.
К. Дебюсси

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, как бы наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушел от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью, бесконечной изменчивостью и многоликостью форм: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители -- мелкие буржуа -- любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Он учился в Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его мышления, что вызвало столкновения с преподавателями гармонии. В 1881 г. Дебюсси в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882). Так началось знакомство Дебюсси с русской музыкой, очень повлиявшее на формирование его собственного стиля. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они... открыли окно, выходящее на простор полей». Однажды Дебюсси познакомился в Швейцарии с вдовой крупного промышленника, строителя железных дорог, Надеждой Филаретовной фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк,  Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились...Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.
- Дорогой месье, - сухо сказала фон Мекк Дебюсси, - не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...

[500x511]

Сонечка фон Мекк потом дважды выходила замуж по выбору маменьки, а любила Клода Дебюсси, также, как и он обожал свою первую любовь и посвятил ей много произведений.
 

Посмотрите удивительный фильм о фон Мекк и Дебюсси




 

Музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него.

После возвращения из России в Париж "опозоренный" Дебюсси не долго оставался без внимания женщин. Дебюсси начал работать аккомпаниатором молодой певицы мадам Васнье , муж которой и не подозревал, что происходило во время репетиций в отдельном зале их дома, предназначенном для проведения музыкальных занятий. Потом Дебюсси на два года уезжает в Рим, но когда вернулся в Париж, мадам Васнье сказала ему, что их связь осталась в прошлом, и он должен забыть о ней. Два года у Дебюсси не было постоянного адреса до тех пор, пока он не поселился у молодой блондинки по имени Габриэль Дюпон. В течение 10 последующих лет Габриэль работала, чтобы материально поддерживать Дебюсси, который занимался сочинением гениальных музыкальных произведений. Дебюсси постоянно изменял ей, но она оставалась верной ему и продолжала жить с ним даже тогда, когда Клод уже был помолвлен с певицей Терезой Роже. Эта помолвка была разорвана после их совместной поездки в Брюссель, где Тереза узнала о том, что Дебюсси провел ночь с другой женщиной. Терпение Габриэль было просто потрясающим, но и ему пришел конец, когда она случайно нашла любовную записку, написанную Клоду какой-то его знакомой. Габриэль попыталась застрелиться, но осталась жива и попала в больницу. После выхода из больницы она жила с Дебюсси еще несколько месяцев, и он вел себя так, как-будто этого эпизода вообще не было в их жизни. Габриэль подружилась в это время с Розали "Лили" Тексье, молодой темноволосой красавицей, работавшей в небольшом парижском магазинчике. Подружки часто встречались, пили вместе кофе и проводили время за дружескими беседами. Габриэль огорчало лишь то, что Лили не нравилась Клоду, и он часто смеялся над ней. Насмешки, впрочем, вскоре уступили место комплиментам, и Дебюсси и Лили поженились в октябре 1899 года. Их семейная жизнь началась в полном безденежье. В день свадьбы Дебюсси дал урок игры на пианино, чтобы заплатить за их завтрак.
Лили была абсолютно предана Дебюсси, но ее молодость, преданность и красота были явно недостаточны, чтобы удержать Дебюсси. Через четыре года после свадьбы Дебюсси начал встречаться с Эммой Бардак, певицей и женой преуспевающего банкира. 14 июля 1904 года композитор вышел на свою утреннюю прогулку и не вернулся домой. Через несколько недель Лили узнала от друзей, что Эмма тоже ушла от своего мужа и живет с Дебюсси. 13 октября Лили не выдержала и дважды выстрелила в себя. Ее нашел вернувшийся Дебюсси, которому она успела послать записку о своем решении покончить с собой. Лили спасли врачи, но одну из пуль не извлекли, и Лили носила ее в своей груди до конца своей жизни. 2 августа 1904 года Дебюсси развелся с Лили, а осенью 1905 года у Эммы от него родилась дочь. Эмма развелась со своим мужем в 1908 году и вышла замуж за Дебюсси. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была немолодой и некрасивой, но очень умной женщиной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его до самой смерти Дебюсси. Он умер от рака 25 марта 1918 года, прожив всего 55 лет.

Одно из первых произведений Дебюсси - кантата Блудный сын. История создания великолепной кантаты «Блудный сын», которая принесла Клоду Дебюсси Большую Римскую премию весьма интересна. Это была дипломная работа в Парижской консерватории. Создавалась она в России, когда он служил домашним пианистом у Надежды Филаретовны фон Мекк.  Дебюсси очень рано обратился к Богу. Покаявшись в юности, он стал совершать грехи, надеясь на любовь божью.

[показать]Надо сказать, что Притча о блудном сыне -  самое глубокое место в Святом Писании, самое близкое сердцу грешника. Думается, если бы в Евангелии была только эта притча, из нее одной можно было бы получить полное представление о любви Бога к человеку. Такое непосредственное и сострадательное участие Бога в судьбе грешника не оставляет места греху; от такой отеческой любви покаяние становится как бы необходимостью. Это дивное уважение Бога к человеку, находящемуся в грехах, исключает всякое равнодушие к святости и чистоте жизни.
Сколько многоразличных суждений о природе греха, о его "законности и необходимости" породило грешное человечество... И все эти домыслы перечеркивает Любовь Бога-Отца к младшему сыну, соблазнившемуся мнимой радостью внешней свободы и еще не познавшему истинной радости свободы внутренней - свободы от грехов и безумия, которую человек получает, только возвратившись к Богу. В любви - вся суть жизни, и только в ней - настоящая свобода. Тайна жизни ставит всех нас на грань искушений, и порой тяжких. Каждый из нас проходит свою школу жизни и стремится увидеть, пережить в ней по возможности все. Мы ввергаем себя в безконечный круг желаний, и от ненасытности, от неудовлетворенности, от непонимания часто приходим в уныние, а порой - в отчаяние. Это знает Отец наш Небесный и потому сострадает нам, и потому с любовью ждет нашего возвращения в Отчий Дом, откуда увел нас сатана в свое дикое царство.

 

Исполнение «Блудного сына» произвело фурор в Парижской консерватории. Кумир публики тех лет, Шарль Гуно, обнял 22-летнего автора, Клода Дебюсси, со словами: «Друг мой! Вы – гений!»

Послушайте арию Лили из этой кантаты

Прослушать запись Скачать файл

Невозможно представить Дебюсси без фортепианной музыки. Сам композитор был талантливым пианистом (а также и дирижером); «играл он почти всегда на „полутонах“, без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», — вспоминала французская пианистка М. Лонг. Именно от шопеновской воздушности, пространственности звучания фортепианной ткани отталкивался Дебюсси в своих колористических поисках. Старинные жанры из «Бергамасской сюиты» и Сюиты для фортепиано (Прелюдия, Менуэт, Пасспье, Сарабанда, Токката) представляют своеобразный, «импрессионистский» вариант неоклассицизма. Дебюсси вовсе не прибегает к стилизации, а создает свой образ старинной музыки, скорее впечатление от нее, чем ее «портрет».

Сегодня в исполнении замечательного питерского пианиста Игоря Урьяша прозвучали Сюиты для фортепьяно. [показать]

Фортепианная сюита «Детский уголок» посвящена дочери Дебюсси. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах — строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона — заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

 

Прослушать запись Скачать файл

Эта композиция называется "Снег танцует"

Одна из композиций "Детского уголка" называется "Кукольный кек-уок". А что это такое? Буквально это cakewalk, («прогулка с пирогом») - негритянский танец под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Название танца было связано с первоначальным обычаем награждать лучших танцоров пирогом, а также с позой танцовщиков, как бы предлагающих блюдо.

Прослушать запись Скачать файл

 

Почему Дебю [показать]сси называют отцом музыки 20 века? Начало века характеризуется усиленными поисками новых, "экзотических" средств музыкальной выразительности. Многим казалось, что классические и романтические темы исчерпали себя. В поисках нового интонационного фона, новой гармонии композиторы 10-х - 30-х годов заинтересовались музыкой, сформировавшейся за пределами европейской культуры. Этим устремлениям был созвучен джаз, который открыл Дебюсси, Равелю, а также композиторам группы "Шести" уникальные возможности обогащения системы музыкально-выразительных средств.  Дебюсси рассматривал джаз, как экзотическую новинку и не более того, но именно с его легкой руки джаз покорил Европу и она стала второй родиной джаза.

Главный синкопированный мотив кекуока — ударные акценты на слабой доле; паузы, вместо ожидаемых тонов; нарушение ожидаемых акцентов; аккорды, воспроизводящие звучания банджо; неожиданные последовательные ударения при окончании краткой фразы — подобные (и другие) ярко обыгранные моменты возвращают слушателя к импровизациям менестрельных банджоистов [Дебюсси назвал свое произведение не “Кукольный кекуок”, как у нас переводят, а “Кекуок Голливога” (“Golliwog's Cakewalk”). Голливог— название гротесковой черной куклы мужского пола. Такое прозвище носили и персонажи в спектаклях черных менестрелей. Кстати, на обложке первого издания “Детского уголка” изображена менестрельная маска.].

В последние годы XIX столетия кекуок, отпочковавшийся от менестрельной эстрады, стал властной модой не только на Американском континенте. Он распространился в виде салонного танца и в Европе, внедряя в музыкальную психологию современности новое для той эпохи полиритмическое мышление. Громадная сила воздействия кекуока была очевидно связана с тем, что он оказался носителем общественной психологии Запада, отвергнувшей “викторианство”. Самые разные формы американской бытовой музыки на рубеже столетий поддались его воздействию. Ритм кекуока обнаруживается и в салонных фортепианных пьесах, и в эстрадных номерах для традиционного инструментального состава, и в маршах для духового оркестра, а подчас и в бальных танцах европейского происхождения. “Даже в вальсах появилось синкопирование, о котором и не снилось Вальдтейфелю и Штраусу”.

 

Люб [показать]овью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи. Может, потому что в юности лунной ночью он влюбился в дочку русской миллионерши и меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк – восторженную красавицу Сонечку?..

Соня… Непредсказуемый золотоволосый ангел… То она фанатично разучивала гаммы, то дулась, отказываясь садиться за рояль. Она таскала Клода на прогулки, каждый вечер она тайком водила Клода в лес, на луга, к озеру. Волшебный лунный свет освещал дорогу. Золотоволосая Соня улыбалась как русалка:
 – Ты должен научить меня всему французскому – языку и поцелуям! – и первая целовала Клода.

 



Стихотворение К.Бальмонта очень созвучно музыке Дебюсси.

Когда луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу - луной.

Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я - облачко, я - ветерка дыханье.

Композитор Н. Я. Мясковский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

В его произведениях часто отсутствует мелодия в привычном понимании, она сужается до нескольких звуков, порой двух-трех.

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения – господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм – с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой. Ритмика Дебюсси отличается капризной зыбкостью, стремлением к преодолению власти тактовой черты, подчеркнутой квадратности (хотя обращаясь к народно-жанровому тематизму композитор охотно применял характерные ритмы тарантеллы, хабанеры, кек-уока, марша-шествия).

[показать]Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (Ces-dur) принадлежит к. числу самых популярных произведений Дебюсси. Подчеркнуто простая фортепианная фактура этой прелестной пьесы соединяется со свежестью мелодических очертаний и гармонического языка.

Прослушать запись Скачать файл

"Когда мы впервые слушаем музыку Дебюсси, то испытываем странное состояние...

Его звуки словно повисают в воздухе. Они бесплотны.
Это музыка созерцания. Она живет не движениями.
Всплесками.
Она - круги на воде. Она созерцание капли росы, в которой отражается солнце...
Эта музыка- изображение не явлений, но их отблесков.
Не выражение чувств, а скольжение..."

 

А вот как в интерпретации известного американского скрипача Джошуа Белла звучит эта мелодия


Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма является новое сочетание звуков, которые как бы существуют ради самих себя и не вытекают, и не продолжаются другими звуками. Премьера квартета прошла неудачно, но поколения исполнителей совладали с его чрезвычайной технической и музыкальной сложностью и сейчас зрители могут наслаждаться ошеломляющим количеством текстур и эффектов.

[показать]

Вот этот квартет и звучал сегодня в исполнении квартета имени Стравинского.

Особенно мне понравилась пицикатто во 2 части

Прослушать запись Скачать файл

и лиричность 3 части квартета

Прослушать запись Скачать файл

 

 

 

 

 

И несколько слов о пианисте. Игорь Урьяш - имя для меня новое. Ему около 50 лет. Играет он очень неплохо.

Игорь Урьяшодин из ведущих пианистов России. Участник ансамблей "Нева-трио", "St. Petersburg Chamber Players", "Санкт-Петерс-Трио". В качестве солиста, участника симфонических программ и камерных ансамблей Игорь Урьяш много гастролирует по России, Западной Европе, странам Дальнего Востока, США и Канаде. Им сделан ряд записей, получивших самую высокую оценку. Игорь Урьяш успешно сотрудничал с выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, выступая с ним в дуэте как в Санкт-Петербурге, так и в гастрольных поездках. С 1996 года пианист работает со всемирно известным скрипачом М.Венгеровым.

Не хочется прощаться с музыкой Дебюсси.

Дебюсси поразителен в своей неповторимости!.. Его музыка напоена страстью, но не пронзительной, а завораживающей; искры там чудесным и странным образом смешиваются со льдинками, а тайна, на секунду мелькнув возможностью разгадки, никогда не откроется до конца...

Я откопал совершенно дивную ссылку на письма Дебюсси. В них содержатся рецензии и статьи, посвященные музыке и музыкантам. Почитайте - очень интересно.

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Livenia 06-08-2012-11:57 удалить
Спасибо! Очень интересно! Добавила себе в цитатник!:flirt:
Я пишу эти заметки для себя, для памяти. Но все равно приятно, что твои мысли кому-то понравились
MILYI_DRUG 07-06-2014-20:33 удалить
Вы большой молодец, Валерий! такую большую и интересную работу проделали! Благодарю Вас!
ампель 02-08-2014-17:35 удалить
Сказочный Дебюсси - обожаю ! Спасибо зо прекрасное сообщение!
Ответ на комментарий ампель # Спасибо, загадочная Ампель. Если нравится, то может быть, что-то еще из моих заметок об искусстве затронет Вашу душу. http://www.liveinternet.ru/users/3620784/post260213163/ Я пишу это для себя, чтобы самому разобраться в своих чувствах, но очень рад, что кто-то тоже замечает мои мысли
Ответ на комментарий ElenaJakovlevna # Рад новым читателям


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Клод Дебюсси. Творец музыки 20 века. | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»