• Авторизация


Михайловский театр. Иоланта 02-01-2012 22:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Внука повели на Иоланту в Михайловский театр. Мы уже были с ним в этом театре 2 раза. Первый раз смотрели скучнейший балет  на прекрасную музыку Чайковского "Лебединое озеро". А во второй раз он слушал "Волшебную флейту" Моцарта. Ему очень понравился Папагено и музыка.

И вот сегодня Иоланта.

«Иоланта» П. И. Чайковского — одно из самых лирических и поэтических произведений композитора. Либретто было создано Модестом Чайковским по пьесе датского поэта и драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене», основанной на старинной легенде.

Слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье, но молодой рыцарь, которого она полюбила, открывает ей страшную правду.

Желание Иоланты увидеть мир, усиливаемое притворной угрозой короля казнить рыцаря, если попытка врача восстановить ее зрение окончится неудачно, приводит к счастливой развязке: Иоланта прозревает.

Великолепное либретто оперы вы найдете здесь

Я помню прекрасный фильм-оперу Иоланта, где поют непревзойденный король Рене - Иван Петров, Павел Лисицыан, Зураб Анджапаридзе и Галина Олейниченко.

 


 

Этот фильм для меня с юности был эталоном. Мне интересно было как меняются эталоны.

Раньше в искусстве эталоны определяли люди, понимающие хоть что-то в искусстве. А теперь во главе музыкальных театров стали менеджеры. Вот и теперь с 2007 года С.Л. Гаудасинского (народного артиста России, лауреата Государственных премий России, профессора консерватории) сменил на должности директора Михайловского  театра известный российский бизнесмен В.А. Кехман - председатель совета директоров компании по импорту фруктов JFC (фруктовый король). Он теперь создает эталоны в искусстве.

В опере, которую мы слушали в Михайловском театре, главные партии исполняли Мария Литке и Фёдор Атаскевич

Они пели неплохо, но Рене и остальные исполнители были не на высоте. Понравились декорации.

Плохо звучал оркестр. Он заглушал певцов и иногда звучал не в унисон. Многое в музыкальном театре зависит от музыкального руководителя.

В 1940—60-е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные музыканты — Б.Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С.Самосуда, многолетнего сподвижника и единомышленника Н.Смолича), К.Кондрашин, Э.Грикуров, Ю.Темирканов, К.Зандерлинг. Но как это ни парадоксально, при длительном дефиците полнопенной и планомерной режиссерской работы и, как следствие, неизбежном спаде актерского мастерства не смогло удержаться на должной высоте и музыкальное качество спектаклей.
 Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел Эмиль Евгеньевич Пасынков ( Смотрите интереснейшую статью об этом человеке, который долгое время возглавлял еще и кафедру режиссуры музыкального театра в Ленинградской Консерватории).  Очень осторожно режиссер длолжен вторгаться в структуру музыкального произведения, - говорил Пасынков своим ученикам. Этому должна предшествовать огромная научно-исследовательская работа.

Потом пришел С.Гаудасинский. Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 г. удалось восстановить традиции «театра певца-актера», которыми славился Малегот в пору своего становления. Повседневную репетиционную работу режиссер направил на сценическое осмысление пения, на выработку у певцов органичного синтеза телесной пластики и вокальной речи. Совершенно преобразился хор, из недифференцированной людской массы вдруг превратившийся в необычайно мобильный многоликий коллектив актеров. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов. Потом была Елена Образцова, которую сменил словацкий дирижер Петер Феранец .

Здесь вы подробнее прочитаете о становлении Михайловского театра.

Сегодня стало правилом то, что в Михайловском театре художественные руководители надолго не задерживаются. Ответов на вопрос почему так происходит, может быть несколько, поскольку речь идет о театре, который пытается совмещать государственные и частные интересы, вырабатывая свою финансово-экономическую модель существования.

[показать]С 1 января 2012 года музыкальным руководителем и главным дирижёром Михайловского театра  стал Михаил Татарников, до этого пять лет проработавший в  Мариинском театре , Он сменил на этом посту дирижера Петера Феранеца, который занимал должность музыкального руководителя с июня 2009 года.  

Михаил Татарников окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу скрипки, а затем обучался на факультете оперно-симфонического дирижирования. Впервые Татарников вышел дирижировать на большую сцену в 2006 году в Мариинке  Как долго продержится этот молодой дирижер? Хватит ли у него мудрости и терпения? Не закружится ли голова от такого взлета? Ведь он еще очень молод. А у молодых очень много амбиций Будет ли он уважать музыкальные традиции театра? Или пойдет вслед за Бархатовыми, Черняковыми, которые ломают оперу через колено?...

Оперу убивают режиссеры, сказал однажды в интервью Ю.Темирканов. Дирижер несет равную ответственность за развал этого жанра, если он участвует в спектакле, где Хозе выезжает на мотоцикле, или если действие "Пиковой дамы" происходит на кладбище. Многие думают, что это современно. Но у дирижера должно хватать смелости говорить, что это плохо.  Хватит ли у молодого дирижера авторитета и мужества противостоять банановому королю и не дать убить оперу и способствовать развитию русского национального искусства?

Кехман Владимир Абрамович, по мнению бывшего музыкального руководителя театра Петера Ференца, "так увлекся балетом, что практически перестал уделять внимание оперной труппе. Если вы посмотрите на афишу театра, то увидите, что в декабре назначено семь оперных спектаклей, в январе — одиннадцать, в феврале — снова семь. Эта статистика говорит сама за себя. Если мой сменщик сможет вернуть интерес Михайловского театра к опере, я буду только счастлив. Если у него получится сделать что-то лучше, чем у меня, — буду счастлив еще больше". 

[700x525]

 

 

Продолжается соперничество между Мариинским и Михайловским театром. Великолепное исполнение и безобразная режессура проявилась в полной мере в постановке Иоланты в Мариинском театре.

Концепция прочтения оперы «Иоланта» польским режиссером Мариушем Трелиньским показалась многим критикам неоправданно мрачной, полной пессимизма и довольно запутанной. Режиссер был вдохновлен обстоятельствами биографии Чайковского, он объяснял в интервью, что концепция «Иоланты» не могла быть оптимистичной, поскольку он где-то читал, что у композитора были большие сложности с женщинами и в связи с этим даже попытки самоубийства.

«Иоланту» в Мариинском театре поставила иностранная команда постановщиков (режиссер М. Трелинский, художник Б. Кудличка), что само по себе уже явилось смелым экспериментом. Но, как выяснилось, на этом эксперименты только начинались. Вместо павильона в готическом стиле и красивого сада с роскошной растительностью озадаченной публике было явлена некая комната-клетка с кроватью и единственной стеной посреди местности, переживающей последствия ядерной катастрофы.

[550x350]

Эта комната, больше похожая на больничную палату, и есть жизненное пространство слепой от рождения Иоланты. Вдоль её несуществующих стен она бродит, опекаемая любящим отцом и заботливыми сиделками, которых она принимает за подруг. Лишь один шаг отделяет Иоланту от незнакомого ей мира. Но какого? Мира оставленного, бездыханного, с висящими в воздухе голыми стволами деревьев и колючей проволокой вместо травы. Чёрно-белого мира, где о полевых цветах и звёздном небе напоминает лишь скудная видеографика.

И вот в этот апокалипсический ужас вторгаются двое юношей. Они не в скафандрах, но в легкомысленных спортивных курточках и с лыжами в руках, они – с другой планеты. Своей молодой энергией они преображают безжизненное пространство, привнося туда главное – любовь. Иоланте открывается истина, в ней просыпается желание совершить прыжок за пределы тщательно огороженного мирка, чтобы увидеть свет...

Главная героиня спектакля в Мариинке – Анна Нетребко – украсила спектакль и не разочаровала своих поклонников, создав трепетный и нежный образ Иоланты. Голос певицы после рождения ребёнка стал более объёмным, не утратив полётности. 



Экспериментальная постановка оперного шедевра соответствует духу сегодняшнего дня, и в этом заключается, пожалуй, единственное её достоинство. В ней есть многие черты катастрофы, которую почему-то именуют кризисом. Она дёшева и неэстетична, не имеет национальности; логика и взаимосвязи происходящих событий ведомы лишь её создателям. Но если от кризиса нам, в силу объективных обстоятельств, никуда не деться, то постановки подобного рода вполне можно обойти стороной. Даже Мариинка вслед за Большим театром близка к разрушению оперы, как жанра. 

А под конец послушайте, как звучит голос Галины Вишневской



 

Пусть живет опера!

Иксановы, Кехманы, Бархатовы, Черняковы - не убивайте оперу

[700x526]

 

С Новым годом!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
03-01-2012-14:38 удалить
Когда то Иоланта шла только в Михайловском (тогда Малом оперном) и не шла в Мариинке. Расцвет театра пришелся на руководство режиссера Э.Пасынкова. При Гаудасинском такого расцвета что то было не заметно.
Ответ на комментарий # Да, Эдуард Евгеньевич Пасынков много сделал для процветания оперы с Малом оперном театре. Но школы оперной в Петербурге своей уже почти нет. В Консерватории одного ректора сменяет другой, и главным становится в искусстве возможность зарабатывать деньги.
05-01-2012-12:31 удалить
По моему все таки Эмиль Пасынков, или я чего то путаю. А если оперу губит еще и режиссер, то началось то все с Покровского.
Исходное сообщение Аноним По моему все таки Эмиль Пасынков, или я чего то путаю. А если оперу губит еще и режиссер, то началось то все с Покровского.
Да, конечно этого замечательного человека звали Эмиль Евгеньевич Пасынков Есть очень интересная статья о становлении этого человека и развитии режиссуры музыкального театра http://www.conservatory.ru/files/alm_07_08_stankevich.pdf
Ответ на комментарий # Жалко, что Вы по-прежнему ходите в Анонимах, а Ваши замечания очень трогают меня.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Михайловский театр. Иоланта | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»