• Авторизация


Галина Вишневская 11-12-2012 19:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня, 11 декабря 2012 года умерла великая Галина Павловна Вишневская.

25 октября 2011 года я сделал в своем дневнике в день ее 85-летия памятную запись. Уместно сегодня вновь вспомнить о ней.

[показать]Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.

С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.

 

Режиссер Большого театра Б.А. Покровский пишет:

"Слияние таланта с любимым трудом делало карьеру Вишневской в театре искрометной и естественной.

У каждого таланта есть свои опасности. Творчеству Вишневской часто мешала легкая, быстро ударяющая подражательность, снова хамелеонство! Отсюда разное качество ролей: а) созданные роли, б) исполненные роли. Одни — ее открытия, часто уникальные для себя и для нас, другие — хорошо, мастерски исполненные, приносящие шумный успех у привыкших к определенному стандарту меломанов.

К первым принадлежит Купава, которую актриса никогда раньше на сцене не видала. Здесь она участвовала в подготовке нового спектакля, а для настоящих артистов это намного предпочтительнее, чем ввод в уже готовый, давно идущий. Это было сжигающее всех любвеобилие. Фиделио — новое, совершенно не похожее на немецкую традицию создание. Катарина в опере В. Шебалина «Укрощение строптивой» была новостью, ибо она была не столько строптивая, сколько умная и честная! Полина (опера С. Прокофьева «Игрок») — мятущаяся гордячка, заблудившаяся в обстоятельствах любви и чести. Катерина Измайлова (в кино) — женская тайна, недоступная даже для нее самой. Наташа Ростова — неизведанный мир радостей и разочарований. Все заново.

Но вот Виолетта, Баттерфляй, Марфа, Маргарита были хорошими, но уже прочитанными книгами. Даже ее знаменитая Аида иногда грешила предрасположением к принятому штампу. В этих ролях она имела большой успех и с удовольствием хамелеонствовала в принятых «звездами» условиях. Здесь предлагаемые обстоятельства: «Я — знаменитая артистка!» — рождали неизменный восторг зрителей.

Г.П. Вишневская сполна ощущала разницу между созданием долгой и кропотливой работой своего образа и высокого сорта штампом в известном, проверенном, наверняка приносящем успех репертуаре".

Анна Ахматова написала стихотворение "Слушая пение..." 19 декабря 1961 в больнице им.Ленина в Ленинграде, слушая исполнение Г.Вишневской «Бразильскую баховиану».
* * *
Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.

 



И мне хочется поделиться с вами моими воспоминаниями о Галине Вишневской, вернее воспоминаниями моей мамы. Она тогда работала учительницей математики в 3 образцовой школе г.Кронштадта. Теперь это 425 школа им. академика П.Л.Капицы.

Мама дружила с учителем пения Иваном Игнатьевичем Орлом и его женой. Она говорила, что именно Иван Игнатьевич открыл певческий талант Гали Ивановой. И когда вышла книга Вишневской "Галина", моя мама беря в руки эту книгу сказала - Ну неужели она не упомянула в книге об Иване Игнатьевиче? И успокоилась, что ему Галина Павловна посвятила несколько страниц. Вишневская пишет:

"

Вот в этой школе я и встретилась с моим первым учителем пения, Иваном Игнатьевичем, совершенно одержимым любовью к своему предмету. Именно по призванию своему он был педагогом, а не по необходимости, как часто случается — что несостоявшаяся карьера певца или пианиста приводит в школу на преподавательскую работу, где человек просто «тянет лямку», отбарабанивая на рояле в положенные часы примитивнейшие мелодии или разучивая с ребятами массовые песни типа:

Сталин — наша слава боевая,
Сталин — нашей юности полет!
С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идет.

Конечно, и Иван Игнатьевич обязан был выполнять план и программу отдела народного образования, состоявшую сплошь из подобных «шедевров», но уж зато в школьных концертах он имел возможность отвести душу.

На первом же хоровом уроке он заметил меня, услышал.

— Новенькая девочка, останься после урока в классе.

Я осталась.

— Ты из какой школы к нам поступила?

— Из восьмой.

— В самодеятельности выступала?

— Выступала.

— А что пела?

— Песни пела.

— Какие?

Я запела:

По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперед,
Чтобы с боем взять Приморье,
Белой армии оплот.

— А еще что?

— Еще?

Я еще громче:

Братишка наш Буденный, с нами весь народ!
Приказ — голов не вешать и смотреть вперед,
Ведь с нами Ворошилов, первый красный офицер,
Идем вперед, вперед за СССР!

— Так, прекрасно. А теперь спой гамму.

— Чего? (Я впервые слышала это слово.)

— Я буду играть на рояле, а ты за мною повторяй. Сможешь?

— Смогу.

Пою за ним, стараюсь, и так мне нравится!

— Хочешь в следующем концерте на праздник 1 Мая в школе петь?

— Конечно, хочу. А что петь?

— Ты дома поешь?

— Всегда пою.

— Что, например?

— «Очи черные» или «Что наша жизнь? — Игра!». Спеть?

Он хохочет:

— Нет, пока это не нужно. Мы с тобой сейчас начнем учить «Весеннюю песенку».

Я ее тут же выучила — память у меня была всегда блестящая. Помню и сейчас ее прелестный мотив и слова:

Приди, весна, скорее,
Приди к нам, светлый май,
Нам травку и цветочки
Скорее возвращай!
Верни нам, май, фиалки
У тихого ручья,
Верни весенних пташек —
Кукушку, соловья.

Какие еще там фиалки, кукушки, когда у нас во дворе дядя Вася целый день похабные частушки поет? Странно мне такие песни петь, но и сладостно: так все бесхитростно и безмятежно.

На следующем концерте я пела уже дуэтом с девочкой «Баркаролу» — ее я тоже помню:

Я, к мачте прислонясь, стою
И волны вслух считаю…

Чудится теплая ночь, слышу шепот моря… Я пою соло:

Прости, мой милый край родной… —

а сердце мое наполняется такой истомой!..

Она — соло, низким голосом мне вторит:

Прости, мой милый край родной…

И опять вместе:

Я быстро уплываю,
Я быстро уплываю…

и т. д. — всего три куплета.

Впервые я почувствовала красоту слияния голосов — хотелось, чтобы никогда это не кончалось. Иван Игнатьевич нам аккомпанировал и совершенно растворялся в блаженстве. Этот дуэт мы пели на детской олимпиаде, и я получила в награду клавир оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»."

Вот портрет Ивана Игнатьевича Орел.

 

[369x480]

Иван Игнатьевич Орел - первый учитель Галины Павловны Вишневской

Он был учеником Танеева, прекрасно играл на рояле и пел
Иван Игнатьевич в 1957 году создал в Кронштадте музыкальную школу.

[604x419]

Хор детской музыкальной школы г.  Кронштадта.
Дирижирует хором И.И.Орел. Самый высокий слева - это я.

А это школа № 425

[604x453]

И еще мне хотелось бы вспомнить вместе с вами один странный фильм "Александра" Александра Сокурова, который он показал нам в 2007 году. Фильм о том, как бабушка приехала проведать внука в Чечню… В главной роли – великая оперная певица Галина Вишневская. Она чужая в этом царстве молодых и сильных мужчин, но Александра приехала сюда не просто на свидание. Бабушку волнует не только собственный внук, молодой офицер, живущий только войной. Александра пытается понять этот "раненый" город, людей в нём. Её чувства – гораздо сильнее пушек и танков. Надежда и вера, про которые все окружающие уже успели забыть. Она не может изменить мир, но может излечить души людей, вернуть их к жизни и подарить хоть каплю доброты и сострадания. Ко всем. Таким близким и таким чужим, но всё же... людям.



 

Посмотрите документальный фильм о Ростраповиче и Вишневской. Речь в фильме идет о людях, чей путь, увенчанный лаврами — их перечисление в титрах фильма длится несколько минут, — близится к финишу. Жизненная энергия и мощный творческий ресурс этих людей, сохранивших и в преклонные годы интерес к окружающему миру, любовь к искусству, режиссер открывает как составляющие артистической профессии и таланта.



МИР ВСЕГДА БУДЕТ ПОМНИТЬ О ВАС, ДОРОГАЯ ГАЛИНА ПАВЛОВНА!  

Мы из Кронштадта!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
MsTataka 28-11-2011-07:09 удалить
Очень уважаю эту женщину.....
Исходное сообщение MsTataka Очень уважаю эту женщину.....
Сильная женщина. (Коня на ходу остановит, ...) Она сделала интересной свою жизнь. В полной мере к ней относится изречение - Кто хочет делать дело, тот ищет средства, а кто не хочет делать дело, тот ищет причины.
MsTataka 28-11-2011-13:23 удалить
Ответ на комментарий Валерий_Звонов # это точно про нее...
16-12-2012-15:05 удалить
Валерий Степанович,спасибо,что отреагировали на мое предыдущее сообщение о великих певцах мира.Все же авторизуюсь на этом ресурсе. Горькая утрата для России.Перечитала книгу Галины Павловны с большим удовольствием. Безумно жаль,что покидают этот мир действительно великие артисты.Безумно жаль,что публика поклонятся "примадоннам" и "императорам" эстрады.
Да жаль, что уходит русская культура. Гергиев последней постановкой Бориса Годунова в Мариинском театре посмеялся над русской историей и культурой. Также как Черняковы и Иксановы в Большом надругались над Евгением Онегиным и Русланом и Людмилой. Вспомним хотя бы, как директор Большого театра цинично отзывался о Галине Вишневской 5 лет назад, говоря, что Что касается места для проведения юбилейного концерта Галины Павловны, то каждый сам вправе решать, где ему праздновать день рождения. Некоторые вообще отмечают юбилеи дома, отказав Галине Павловне в ее праве на сцену Большого театра в день юбилея. Он обиделся на ее слова: То, что я увидела на премьере новой постановки "Евгения Онегина", привело меня в ужас, от которого я никак не могу избавиться. До конца своих дней я не избавлюсь от стыда за свое присутствие при публичном осквернении наших национальных святынь. Иксанов сказал ей в ответ тогда: Необходимость нового прочтения, интерпретации классики - веление времени. Жаль, что это не понимают такие талантливые люди. Да, деньги убивают культуру. Это подтвердил косвенно и Иканов на похоронах Галины Павловны: «Она была последней из могикан великой русской культуры». Великие творцы русской культуры уходят, уступая место "примадоннам" и "императорам" эстрады.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Галина Вишневская | Валерий_Звонов - Дневник Валерия Степановича Звонова | Лента друзей Валерий_Звонов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»