Сегодня, 11 декабря 2012 года умерла великая Галина Павловна Вишневская.
25 октября 2011 года я сделал в своем дневнике в день ее 85-летия памятную запись. Уместно сегодня вновь вспомнить о ней.
[показать]Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.
Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.
С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.
Режиссер Большого театра Б.А. Покровский пишет:
"Слияние таланта с любимым трудом делало карьеру Вишневской в театре искрометной и естественной.
У каждого таланта есть свои опасности. Творчеству Вишневской часто мешала легкая, быстро ударяющая подражательность, снова хамелеонство! Отсюда разное качество ролей: а) созданные роли, б) исполненные роли. Одни — ее открытия, часто уникальные для себя и для нас, другие — хорошо, мастерски исполненные, приносящие шумный успех у привыкших к определенному стандарту меломанов.
К первым принадлежит Купава, которую актриса никогда раньше на сцене не видала. Здесь она участвовала в подготовке нового спектакля, а для настоящих артистов это намного предпочтительнее, чем ввод в уже готовый, давно идущий. Это было сжигающее всех любвеобилие. Фиделио — новое, совершенно не похожее на немецкую традицию создание. Катарина в опере В. Шебалина «Укрощение строптивой» была новостью, ибо она была не столько строптивая, сколько умная и честная! Полина (опера С. Прокофьева «Игрок») — мятущаяся гордячка, заблудившаяся в обстоятельствах любви и чести. Катерина Измайлова (в кино) — женская тайна, недоступная даже для нее самой. Наташа Ростова — неизведанный мир радостей и разочарований. Все заново.
Но вот Виолетта, Баттерфляй, Марфа, Маргарита были хорошими, но уже прочитанными книгами. Даже ее знаменитая Аида иногда грешила предрасположением к принятому штампу. В этих ролях она имела большой успех и с удовольствием хамелеонствовала в принятых «звездами» условиях. Здесь предлагаемые обстоятельства: «Я — знаменитая артистка!» — рождали неизменный восторг зрителей.
Г.П. Вишневская сполна ощущала разницу между созданием долгой и кропотливой работой своего образа и высокого сорта штампом в известном, проверенном, наверняка приносящем успех репертуаре".
Анна Ахматова написала стихотворение "Слушая пение..." 19 декабря 1961 в больнице им.Ленина в Ленинграде, слушая исполнение Г.Вишневской «Бразильскую баховиану».
* * *
Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственной лестницы взлет.
И мне хочется поделиться с вами моими воспоминаниями о Галине Вишневской, вернее воспоминаниями моей мамы. Она тогда работала учительницей математики в 3 образцовой школе г.Кронштадта. Теперь это 425 школа им. академика П.Л.Капицы.
Мама дружила с учителем пения Иваном Игнатьевичем Орлом и его женой. Она говорила, что именно Иван Игнатьевич открыл певческий талант Гали Ивановой. И когда вышла книга Вишневской "Галина", моя мама беря в руки эту книгу сказала - Ну неужели она не упомянула в книге об Иване Игнатьевиче? И успокоилась, что ему Галина Павловна посвятила несколько страниц. Вишневская пишет:
"
Вот в этой школе я и встретилась с моим первым учителем пения, Иваном Игнатьевичем, совершенно одержимым любовью к своему предмету. Именно по призванию своему он был педагогом, а не по необходимости, как часто случается — что несостоявшаяся карьера певца или пианиста приводит в школу на преподавательскую работу, где человек просто «тянет лямку», отбарабанивая на рояле в положенные часы примитивнейшие мелодии или разучивая с ребятами массовые песни типа:
Конечно, и Иван Игнатьевич обязан был выполнять план и программу отдела народного образования, состоявшую сплошь из подобных «шедевров», но уж зато в школьных концертах он имел возможность отвести душу.
На первом же хоровом уроке он заметил меня, услышал.
— Новенькая девочка, останься после урока в классе.
Я осталась.
— Ты из какой школы к нам поступила?
— Из восьмой.
— В самодеятельности выступала?
— Выступала.
— А что пела?
— Песни пела.
— Какие?
Я запела:
— А еще что?
— Еще?
Я еще громче:
— Так, прекрасно. А теперь спой гамму.
— Чего? (Я впервые слышала это слово.)
— Я буду играть на рояле, а ты за мною повторяй. Сможешь?
— Смогу.
Пою за ним, стараюсь, и так мне нравится!
— Хочешь в следующем концерте на праздник 1 Мая в школе петь?
— Конечно, хочу. А что петь?
— Ты дома поешь?
— Всегда пою.
— Что, например?
— «Очи черные» или «Что наша жизнь? — Игра!». Спеть?
Он хохочет:
— Нет, пока это не нужно. Мы с тобой сейчас начнем учить «Весеннюю песенку».
Я ее тут же выучила — память у меня была всегда блестящая. Помню и сейчас ее прелестный мотив и слова:
Какие еще там фиалки, кукушки, когда у нас во дворе дядя Вася целый день похабные частушки поет? Странно мне такие песни петь, но и сладостно: так все бесхитростно и безмятежно.
На следующем концерте я пела уже дуэтом с девочкой «Баркаролу» — ее я тоже помню:
Чудится теплая ночь, слышу шепот моря… Я пою соло:
а сердце мое наполняется такой истомой!..
Она — соло, низким голосом мне вторит:
И опять вместе:
и т. д. — всего три куплета.
Впервые я почувствовала красоту слияния голосов — хотелось, чтобы никогда это не кончалось. Иван Игнатьевич нам аккомпанировал и совершенно растворялся в блаженстве. Этот дуэт мы пели на детской олимпиаде, и я получила в награду клавир оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»."
Вот портрет Ивана Игнатьевича Орел.
Иван Игнатьевич Орел - первый учитель Галины Павловны Вишневской
Он был учеником Танеева, прекрасно играл на рояле и пел
Иван Игнатьевич в 1957 году создал в Кронштадте музыкальную школу.
Хор детской музыкальной школы г. Кронштадта.
Дирижирует хором И.И.Орел. Самый высокий слева - это я.
А это школа № 425
И еще мне хотелось бы вспомнить вместе с вами один странный фильм "Александра" Александра Сокурова, который он показал нам в 2007 году. Фильм о том, как бабушка приехала проведать внука в Чечню… В главной роли – великая оперная певица Галина Вишневская. Она чужая в этом царстве молодых и сильных мужчин, но Александра приехала сюда не просто на свидание. Бабушку волнует не только собственный внук, молодой офицер, живущий только войной. Александра пытается понять этот "раненый" город, людей в нём. Её чувства – гораздо сильнее пушек и танков. Надежда и вера, про которые все окружающие уже успели забыть. Она не может изменить мир, но может излечить души людей, вернуть их к жизни и подарить хоть каплю доброты и сострадания. Ко всем. Таким близким и таким чужим, но всё же... людям.
Посмотрите документальный фильм о Ростраповиче и Вишневской. Речь в фильме идет о людях, чей путь, увенчанный лаврами — их перечисление в титрах фильма длится несколько минут, — близится к финишу. Жизненная энергия и мощный творческий ресурс этих людей, сохранивших и в преклонные годы интерес к окружающему миру, любовь к искусству, режиссер открывает как составляющие артистической профессии и таланта.
МИР ВСЕГДА БУДЕТ ПОМНИТЬ О ВАС, ДОРОГАЯ ГАЛИНА ПАВЛОВНА!
Мы из Кронштадта!
Исходное сообщение MsTataka Очень уважаю эту женщину.....Сильная женщина. (Коня на ходу остановит, ...) Она сделала интересной свою жизнь. В полной мере к ней относится изречение - Кто хочет делать дело, тот ищет средства, а кто не хочет делать дело, тот ищет причины.