14 июня 2011, вторник
Большой зал филармонии
Академический Симфонический оркустр филармонии
Дирижер - Владимир АЛЬТШУЛЕР
Солист - Валерий КУЛЕШОВ
РАХМАНИНОВ. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
МЯСКОВСКИЙ. Симфония № 21
ПРОКОФЬЕВ. «Скифская сюита»
Валерий Кулешов – один из самых ярких и уж точно самый недооцененный из сегодняшних русских пианистов. Лауреат вторых премий конкурсов Ферруччо Бузони (1987) и Вэна Клайберна (1993) преподает в Оклахоме, концертирует лишь периодически, а в Петербург наведывается не чаще одного раза в сезон – производя при этом заслуженный фурор. Нам очень нравится его творчество. Мы его слушаем много два десятка лет, когда он был еще простым учителем музыки в районном центре Бологое, что стоит на полпути между Москвой и Питером.
[показать]Родился в 1962 году в Челябинске. Учился в Центральной музыкальной школе Московской консерватории, в Свердловской и Горьковской консерваториях, Российской академии музыки имени Гнесиных. Его педагогами вразные годы были Е.Ховен, Д.Башкиров, Н.Петров, В.Тропп. Лауреат международных конкурсов имени Ф.Бузони (Италия, 1987) и IX конкурса имени В.Клиберна (II премия, Серебряная медаль и специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения; США, 1993). Стажировался на мастер-курсах у К.-У.Шнабеля и Л.Флейшера (1994). Интенсивно концертирует с 1987 года. Дебютировал в Карнеги Холл (1995). Выступал соло и с оркестрами в США, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Австралии, Финляндии, Новой Зеландии, Канаде и других странах. С Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Ю.Темирканова и М.Янсонса играл в Японии и в странах Европы. По приглашению В.Спивакова выступал на фестивале в Кольмаре (Франция). На фирмах "Philips Сlassics", JVС "Victor" (Япония), "Мелодия" записал множество программ на грампластинки и компакт-диски. Используя пластинки и кассеты с записями Горовица, Валерий расшифровал по слуху и стал исполнять в концертах неопубликованные транскрипции известного пианиста (записан альбом «Приношение Горовицу» — Hommage a Horowitz, выпущенный шведской фирмой BIS. В альбом вошли транскрипции произведений Листа, Мендельсона и Мусоргского.). Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом: «Я не только восхищён Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных Транскрипций». Горовиц был восхищен игрой В.Кулешова и предложил ему безвозмездные занятия, но неожиданная смерть великого музыканта разрушила эти планы. Жанр фортепианной транскрипции до сих пор занимает большое место в репертуаре пианиста.
[338x120]Концерт №3 Рахманинова имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре. Работу над концертом Рахманинов начал в начале июня 1909 года в Ивановке. Впервые он был исполнен композитором 28 ноября того же года в Нью-Йорке. В России этот концерт впервые был исполнен 4 апреля 1910 года. Это произведение принадлежит к вершинам творчества Рахманинова, к крупнейшим и характернейшим явлениям русского искусства того времени.
Я не нашел исполнения этого концерта Кулешовым, Но послушайте, как он звучит в исполнении Владимира Горовца, которого боготворит Еулешов.
Vladimir Horowitz Play Rachmaninov Piano Concerto No 3 with New York Philharmonic conducted by Zubin Mehta, 1978
А во 2 отделении оркустр сыграл 21 симфонию Мясковского. Кто сегодня знает этого величайшего русского композитора? 20 апреля этого года ему исполнилось бы 125 лет со дня рождения. Но об этом СМИ умолчали.
[показать]Николай Яковлевич Мясковский (ученик Лядова и Римского-Корсакова) получил признание при жизни и вошел в историю музыки XX века как крупнейший русский симфонист. Тем не менее, имя Мясковского чрезвычайно редко встретишь на концертных афишах. (Радостно, что в Англии были записаны все симфонии мастера Е.Светлановым!). В среде профессионалов (нацеленных на внешнюю новизну) встречается равнодушие или даже пренебрежение — старомодно! – возможно оттого, что стиль Мясковского не ломает традицию, а развивает ее в самобытной форме. Широкая аудитория, естественно, лишена возможности знать музыку композитора и судить о том, почему она оказалась в тени,
Видимо, выход из ближайшего прошлого и отодвигает для нас сокровенно-хрупкое творчество Мясковского чем-то «более актуальным» (порой грубым и пошлым). Я думаю, в этом сказывается сознание (и даже боязнь) несоответствия заданной композитором нравственной высоте. И может случиться, что его музыка вовсе покинет нас, как духовная роскошь, до которой мы не смогли дотянуться.
Из всех двадцати семи симфоний у Мясковского только две одночастные. Одна из них принадлежит к самым популярным его произведениям - это Двадцать первая.
Длится симфония немногим больше 17 минут. Композитор демонстрирует предельную лаконичность формы, ясность языка и высочайшее полифоническое мастерство.
Игорь Бэлза так характеризует это произведение: "Замысел Двадцать первой симфонии неразрывно связан с образами родной земли, ее дивной красоты и необъятной шири. Но музыка симфонии выходит далеко за пределы лирически-созерцательных настроений, ибо произведение это согрето рожденными нашей действительностью чувствами радостной приподнятости, светлой оптимистичности, бодрости и мужества. Именно эти чувства, высказанные глубоко национальными средствами выразительности, звучат в Двадцать первой симфонии Мясковского, которая могла быть создана только русским музыкантом, живущим в советскую эпоху".
"Скифская сюита" одна из ранних работ Прокофьева, использующая сюжет из скифской мифологии. Её музыка выросла из замысла балета, либретто которого импресарио Дягилев заказал Сергею Городецкому, известному своими славянскими стилизациями, а музыку — Прокофьеву. Сюжет, как писал об этом сам Прокофьев в автобиографии, Дягилев забраковал вследствие теоретических разногласий. Но музыка сохранилась и вскоре композитор использовал её в "Скифской сюите".
Прокофьеву, разумеется, был прекрасно знаком сборник Городецкого "Ярь", вышедший в 1907 году. Одно из стихотворений сборника — "Перун" — почти сценарное описание финала "Скифской сюиты":
Свод сияет. Засверкала
Там стрела, и там стрела...
В поле синее упала,
В чащу леса залегла.
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром — Ясен, грозен и могуч!..
Но не понравился балет Дягилеву. Слишком глубоко раскрывалась там душа русского народа с её безграничным стремлением к счастью, с её неукротимой волей к борьбе. Нужно было что-либо попестрее, понаряднее, полегче мыслью. Так вместо балета родилась "Скифская сюита".»
Первое исполнение "Скифской сюиты" в Петрограде в начале 1916 сопровождалось скандалом, подобно "Весне Священной" Стравинского. Петроградская публика не вынесла «варваризмов» «Скифской сюиты» и за Прокофьевым утвердилась репутация музыкального «скифа-варвара».