Прогулки по Вене - 9
Я полюбил Вену с первого взгляда. Ее называют по-разному: Уютная, импозантная, музыкальная... И, конечно же, имперская. В последнем определении нет ничего негативного. Столичный лоск, респектабельность, достоинство, которое Вена не потеряла, превратившись из главного города могучей империи в столицу небольшого государства. Вена имперская - это прежде всего Ринг, не кольцом, а скорей подковой окруживший старый центр. На Рингштрассе можно увидеть не только многие из известнейших достопримечательностей Вены – например, Хофбург, Музей истории искусств и Естественно-исторический музей, Государственную оперу и Парламент. «Витрину» бывшей Дунайской монархии также обрамляют роскошные дворцы, обширные парки и важные памятники. С этой улицы и надо начать знакомство с Веной.
В 1857 г. как раз на Рождество Христово император Франц Иосиф озадачил своих подданных неожиданным сюрпризом. Он объявил о снесении всех крепостных стен вокруг старой Вены и создании современного широкого проспекта. Елисейские поля в Париже не давали покоя европейским правителям. Что ж, не только плохой пример заразителен. Император решил соединить центр с окрестностями назло непокорным аристократам, которые категорически не хотели выбираться за крепостные стены в плебейские предместья, по территории во много раз превысившие размер старого города. Так на свет появился Ринг.
Знакомство с бульваром мы начнем с площади Юлиуса Рааба. Добраться до нее можно проехав на метро до Шведенплатс, выйти на набережную канала, поесть вкусное итальянское мороженое, которое любят все венцы, и пойти , выйдя из мороженицы вдоль канала направо.
Первым зданием на Ринге (хотя у кольца не должно быть начала) считают элегантную Уранию с характерным для обсерватории куполом.
На самом берегу канала и в устье речки Вена стоит похожее на большой корабль здание "Urania". Его для нужд народного образования построил в 1909 - 1910г.г. архитектор Макс Фабиани / Max Fabiani. Сейчас здесь Планетарий. Далее пойдем направо. С левой стороны мы увидим здание военного министерства, перед ним памятник герою в битвах с Наполеоном - графу Радецкому.
Меломаны вспомнят музыку «Марша Радецкого», написанную Иоганном Штрауссом старшим. Пожалуй, это и все, что русские читатели знают о Радецком. Как ни странно, до недавнего времени (конца 80-х годов прошлого века) большинство чехов знало о своем соотечественнике немногим больше. А ведь это - храбрый кавалерист, фельдмаршал австрийской (1836) и русской (1849) армий и величайший полководец за всю историю Австрии. Участвовал в турецкой войне 1790 г., и в Австрийских Нидерландах с 1792 по 1795. В 1795-м участвовал в Рейнской кампани, а в следующем году - вместе с Больё сражался против Наполеона в Италии. Радецкий проявлял недюжинную отвагу в боях. В Лейпцигской «битве народов» под ним убило 2-х лошадей. Радецкий был награжден русским орденом св. Георгия 3-й степени «в воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении против французских войск 6 и 7 октября под Лейпцигом». На Венском конгрессе 1814 года он служил посредником между Меттернихом и императором Александром I. С 1831 года он командовал австрийской армией в Италии, где приобрел широкую известность, с одной стороны, как образцовый организатор армии и стратег, с другой - как жестокий и холодный реакционер. В 1836 году Радецкий был произведен в фельдмаршалы. Николай I произвел Радецкого в генерал-фельдмаршалы русской армии и назначил его шефом Белорусского гусарского полка (получившего название «Генерал-фельдмаршала графа Радецкого гусарский полк»), а также присвоил Радецкому 1-ю степень ордена св. Георгия «...за взятие Милана 6 августа 1848 года». Кстати, за всю жизнь Радецкий получил 42 ордена и медали, среди них орден Св. Андрея Первозваного 1-й степени, а в 1846-м году - алмазный крест ордена Андрея Первозваного. Австрийский император пожаловал ему высшую награду империи - орден Золотого Руна.
Памятник Радецкому
А напротив здания Министерства знаменитый архитектор Отто Вагнер построил здание Почтовой сберкассы, При строительстве здания Почтовой сберкассы Отто Вагнер использовал инновационные материалы – железобетон и алюминий. Здесь ему удалось добиться особенно тесного сочетания функциональности и эстетики: мраморная облицовка закреплялась нагелями, что создавало впечатление декоративного орнамента. Интересна Почтовая сберкасса и с точки зрения внутренней отделки, для которой Вагнер спроектировал, например, деревянные стулья с алюминиевой обивкой. Здание являлось цельным произведением искусства, что типично для стиля модерн. Исторически стиль модерн располагается между эпохой бидермайер, которая с 1820 года в Вене привнесла ряд заметных новшеств, в частности, скромную элегантность в мебельный дизайн (была знаменита, например, фирма Thonet, выпускавшая мебель из гнутой древесины) – и модернизмом с его строгим функциональным языком форм.
Далее с левой стороны мы увидим Музей прикладного искусства и один их крупнейших выставочных залов – МАК. Музей прикладного искусства, второй в мире после лондонского, представляет в своих стенах все стили и направления от готики до венского сецессиона, до дизайна XXI века. Для поклонников декоративного искусства это обязательная доминанта в достопримечательностях Вены. В МАК выставляют работы лучших художников XX и XXI столетий, например Родченко.
Музей прикладного искусства (МАК)
Здесь интересную информацию я подчерпнул о Михаэле Тонете, авторе знаменитой гнутой венской мебели. У нас дома до сих пор функционирует венский стул.
За МАК протянулся первый (но не последний) городской парк на Ринге. Когда создавали новый проспект, сразу же решили, что цепочку правительственных, культурных и прочих совершенно необходимых новой улице зданий необходимо разбить зелёными островками. Большому городу нужны лёгкие! Сейчас лёгкими Вены называют Венский лес, но и город с тех пор сильно вырос.
Венский городской парк (Stadtpark) – это одно из самых посещаемых и красивых мест австрийской столицы. В 1860 году после сноса городских сооружений и стен на бывшем гласисе перед Каролинешштадттор возник прекрасный Штадтпарк (Stadtpark). Он был высажен городским садовником Р. Зибеком по проекту специалиста садово-парковой архитектуры Й. Зеллени в старинном английском стиле. Через парк проходи река Вена, давшая название городу.
Это река Вена, давшая название городу.
Парадоксально, но факт. Вообще, не смотря на то, что Вена стоит на Дунае, самого присутствия реки в городе вообще не ощущается. Ни Дуная, ни Дунайского канала. Можно часами бродить по городу и натолкнуться только вот на этот ручеек с громким названием - река Вена.
В Штадтпарке (Stadtpark) большое количество скульптур: это памятник И. Штрауссу-сыну, Ф. Шуберту, Врукнеру, Шуберту,Ф. Леару и Р. Штольцу.
Это здание куссалона
Курсалон был построен в стиле итальянского ренессанса, Иоганном Гарбеном, по заказу Венских городских властей.
Он сразу же привлёк всеобщее внимание тем, что своим удачным расположением в Венском городском парке, выгодно отличался от других исторических зданий. Однако, не смотря на свое величие, он привлекал не многих, так как был предназначен сугубо для водолечения.
Концерты и другие развлечения были строго запрещены. Запрет просуществовал не долго и вот уже через год, после открытия «водолечебницы», 15 октября 1868, в Курсалоне состоялся первый концерт Иоганна Штрауса. После этого грандиозного события музыкальные мероприятия в Курсалоне стали неотъемлемой частью Венской музыкальной жизни.
Странный памятник стоит около курссалона На нем написано Канон.
Памятник портретисту, историческому и жанровому художнику Гансу Кэнону (Hans Canon) находится на пересечении Ринга (Parkring) и Johannesgasse. Ганс Кэнон не имеет никакого отношения к одноименной фирме по производству фотоаппаратов и копировальной техники. Однако эту фамилию художник носил не с рождения. Ганс Кэнон (1829 – 1885) - это псевдоним Иоганна вон Страсирипка. Он родился в марте 1829 года в современном 2-ом районе Вены – Леопольдштадт. Кэнон учился в художественной академии под руководством Валдмуллера и Раля. В течение года он служил офицером в австрийской армии. Несколько лет художник путешествовал по западной Европе. Жил в Италии, учился в Штутгарде. В 1874 году Кэнон вернулся в Вену.
Портрет Шопенгауера, Ганс Канон
Рубенс и Тициан служили для него примером для подражания. В качестве специализации он выбрал историческую и жанровую живопись. После себя он оставил несчетное число портретов как частных лиц, так и официальных заказов.
Большое число поклонников и покровителей Канона, в том числе Граф Иоанн Непомук фон Вилсцек были инициаторами идеи памятника. На их средства ведущий скульптор Рудольф Вэур изваял бронзовую статую. Открытие памятника состоялось 27 октября 1905 года. Памятник художнику не случайно стоит на Ринге. Этому есть особая причина. В последние годы своего творчества Канон активно занимался оформлением зданий на этой кольцевой дороге. Сохранилось большое число сооружений, украшенных его картинами и фресками. Среди наиболее известных – университет, художественно-исторический и природоведческий музеи. Его творения можно встретить в Народном театре, художественном и военно-историческом музее, а также в академии художеств.
Отель Империал
Здание отеля было построено в 1869 году как резиденция герцога Вюртемберга. Архитектор Дзанотти выполнил фасад дворца, который похож на массивное правительственное здание. Отель ведет свою историю с 1873 года, когда здание было перестроено при подготовке Вены к Всемирной выставке. Imperial всегда был и будет отелем, где предпочитают останавливаться известнейшие политики, члены королевских семей и деятели искусства. Королева Елизавета, Андрей Громыко, Ричард Никсон, Михаил Горбачев, Отто фон Бисмарк; Рихард Вагнер, Чарли Чаплин в разные годы останавливались в этом отеле.
Пройдя по улице слева от отеля метро 200, мы окажемся на площади Шварценберг (Schwarzenbergplatz). Шагов пятьдесят, не больше. Интересный факт из истории Вены. Эта, одна из центральный площадей австрийской столицы когда-то носила имя Сталина. Ровно одиннадцать лет с 1945 по 1956 годы Шварценбергплатц, на которой стоит памятник советскому солдату, называлась Сталинплатц. Именно в том направлении поспешила японка и куда рекомендую прогуляться и я. Памятник войнам советской армии, погибшим при освобождении Австрии от фашизма (а именно так называется этот памятник) выглядит очень величественно. На постаменте высотою в двадцать метров стоит двенадцатиметровая статуя русского солдата с щитом и флагом. Обрамляет памятник полукруглая, высотой в 8 метров, баллюстрада. По краям баллюстрады стоят два сражающихся солдата. На мраморном пьедестале выбиты имена павших за взятие Вены, а также высечены слова Сталина. Перед памятником бьет высокий фонтан, летом щедро освежая все вокруг.
Потрясают сроки создания памятника. Только-только закончилась война, а 19 августа 1945 года в Вене состоялось торжественное открытие грандиозного сооружения, которое явилось первым памятником, увековечивающим победу советской армии над Гитлером и национал-социализмом. Политическое значение памятника было ясно: Красная Армия освободила Вену. Еще в апреле 1945, вскоре после окончания военных действий, был поручен заказ на героический памятник неизвестному русскому солдату. Из более чем четырехсот работ выбирали совместно австрийские и русские деятели искусств вариант скульптора М.А. Цитеразьяна под общим руководством архитектора Г.Г. Яковлева. Со дня своего открытия памятник был взят на попечение города Вены. Мэр города Вены Теодор Кеорнер подписался от имени города, что, чтобы не случилось, памятник будет стоять и, в случае необходимости, охраняться. Однажды это понадобилось. В августе 1962 года была попытка взрыва. Приятно, что развал СССР ни как не сказался на судьбе «венского» советского солдата. О нем до сих пор любовно заботятся. Вовремя чистят и подкрашивают золотой краской слова: «Вечная слава героям Красной Армии, павшим в боях с немецко-фашискими захватчиками за освобождение и независимость Европы». Площади, на которой стоит памятник советскому солдату, в том числе по совету Хрущева, в 1956 году вернули её прежнее название – Шварценберг. Названа она так в честь князя Карла Филиппа Шварценберга (Karl Philipp Fürst zu Schwarzenberg 1771 – 1820), который был фельдмаршелом и командовал союзными (русские, австрийские и прусские) войсками против армии Наполеона в 1813 году. Его фельдмаршельство дорого стоило простому солдату. В важной для хода войны битве при Лейпциге Шварценберг заполучил победу ценой 10 тысяч погибших и более 90 тысяч раненых союзных солдат. Потери французкой армии составили 5 тысяч погибших и 12 тысяч пленных.
Пример надо брать эстонцам, латышам и другим малым народам, которые так ненавидят нашу и свою историю.
Если пройти прямо по улице слева от памятника, то можно прийти к дворцу принца Евгения Савойского Бельведер, где можно увидеть картины Климта и роскошный парк.
А теперь стоит от памятника по левой улице в сторону городского парка пройти метров 100, и мы окажеися перед Венским концертным залом.
А напротив этого зала - площадь Бетховена, на которой стоит памятник великому композитору.
В 1873 году общество друзей музыки организовало специальный комитет, которому было поручено провести конкурс для сбора средств на памятник Бетховену. 1-го мая 1880 года памятник работы Каспара фон Цимбуша был торжественно открыт.
При жизне Бетховен очень любил ходить пешком. За день он проходил по несколько десятков километров. Под Веной есть даже названные в его честь маршруты, некоторые из них непросто пройти и подготовленному спортсмену. Вот и бронзовый Бетховен успел за свою «жизнь» попутешествовать. Сначало совсем не много. До конца 19-го века взгляд Бетховена был обращен в сторону дворца Гутмана. А когда в начале 20 века русло реки Вены спрятали под землю, памятник развернули на 180 градусов. В конце шестедесятых годов под площадью было начато строительство подземного гаража и памятник временно переставили в Центральный городской парк. Последнее изменение памятника произошло в 1971 году, когда поменяли заднюю стенку постамента. Площадь Бетховена находится рядом с бульварным кольцом Вены – Рингом, но спрятана за нарядными фасадами домов, выходящих на круговую дорогу.
Слева от памятника Бетховену расположена Академическая гимназия Вены, где учились Шуберт, лауреаты нобелевской премии Лиза мейтнер, которая открыла деление урана и Эрвин Шредингер.
Все нобелевские лауреаты (как, впрочем, и другие выдающиеся люди) были когда-то детьми. Многие из них учились в школах. В официальных нобелевских биографиях этот факт почему-то обычно замалчивается. Университеты - да, они упоминаются обязательно. А вот про школу - не всегда, хотя часто именно школа играет очень важную роль в начале долгого пути к премии. Школы же, конечно, гордятся своими знаменитыми выпускниками. А уж если в какой-то школе учился больше чем один будущий лауреат, значит, скорее всего, в этой школе что-то делают правильно.
Во всем мире таких школ всего двенадцать. Сообща они воспитали 34 лауреата. Мне кажется чрезвычайно интересным, что 6 из этих 12 школ, на которые приходится 21 лауреат, находятся в городе Нью-Йорке. Самые известные из них - Bronx High School of Science (7 лауреатов) и Stuyvesant High School (4 лауреата), и кроме нобелевских лауреатов, среди их выпускников много лауреатов Оскара и Пулитцеровской премии и просто весьма выдающихся ученых, писателей, артистов, политиков и т.д.
Одна из таких школ - Академическая гимназия в Вене.
Она была основана в 1553 году, когда нью-йоркские кварталы еще находились в самых ранних стадиях проектирования. Многие выпускники гимназии прославились в разных областях, некоторые из них отмечены на мемориальных досках на стенах школьного здания.
В венской Академической гимназии, славившейся качественным преподаванием греческого и латыни, учились два нобелевских лауреата по физике и химии: Эрвин Шредингер и Вальтер Кон, еще одна выпускница, Лизе Мейтнер, не получила премию по физике только по недоразумению.
Выйдем опять на Рингштрассе. Напротив отеля Империал очень хорошее кафе, куда стоит зайти и попить кофе
Д
[230x179]алее Рингштрассе переходит в Операштрассе - это значит, что мы приближаемся к Венской опере. Но по пути на правой стороне по адресу Opernring 6–8 мы увидим Магазин роялей Стейнвейн - это лучшие рояли в мире.
Стоит зайти и послушать, или хотя бы посмотреть.
«Стейнвей – это единственное фортепьяно, на котором пианист может делать все, что хочет. И все, о чем мечтает.»
Владимир Ашкенази
«Фортепьяно Steinway с его красотой и энергией является совершенным средством выражения искусства исполнителей.»
Ван Клиберн
Вот мы и пошли к зданию Венской оперы.
Здание Венской оперы шедевром архитектуры не назовешь. По местной легенде в 1945 году его разбомбили только потому, что приняли за вокзал. Но входные билеты от этого более доступными не стали. Попасть в партер или ложу практически нереально: билеты сюда бронируют за пару месяцев, и стоят они несколько сотен евро. Туристы в основном покупают билеты по 5 евро на стоячие места - есть здесь и такие. Однако вытерпеть стоя четыре часа нетленной музыки Вагнера и даже того же Моцарта - задача не для слабых. И когда очередной оперный герой, сраженный несчастной любовью, валится на сцену и потом часа полтора там драматически умирает, какая-то часть публики, кажется, ему искренне завидует. Поэтому после первого же акта большинство «стойких» меломанов убегают в окрестные кофейни. Ведь и от Моцарта иногда нужно отдохнуть. А если есть желание посмотреть здание оперы, то регулярно днем проводят экскурсии.
Венская государственная опера — самый знаменитый австрийский театр. Открытый в 1869 году, он сейчас входит в top-5 оперных театров мира. Здание, в котором в настоящее время располагается Венская государственная опера, было построено в 1869 году по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга; его интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль.
На годубых эеранчиках позпди кресел высвечиваются во время представления титры синхронного перевода.
Ведь по древней традиции в Венской опере поют на языке оригинала
Около ограды Бургартена - городского сада, который примыкает к дворцу Хофбург, стоит памятник Гете.
Войдя с этой стороны в сад, мы увидим памятник Францу-Иосифу.
Это, пожалуй единственный памятник Францу-Иосифу, мужу Сиси
Бурггартен (Burggarten)
На месте взорванного в 1809 г. Наполеоном бастиона император Франц I повелел разбить небольшой парк, располагающийся ныне между Бургрингом и крылом Нового Хофбурга Вены. В саду, изначально доступном только для членов императорской семьи и открытом для публики только в 1919 г., установлены памятники Абрахаму а Санта-Кларе (1644-1709 гг., венский проповедник времен второй турецкой осады), императору Францу I (старейшая конная статуя в Вене), В.А. Моцарту и императору Францу Иосифу I (бронзовая статуя).
По аллее дойдем до пальмовой галереи к музею бабочек.
Нельзя пройти мимо Моцарта
Выйдя из парка и пейдя ринг, мы выходим к памятнику самой великож женщины в истории Европы, которая более 10 своих дочерей сделала королевами различных Европейских государств. Именно ее дочери, Марии-Антуанетте, королеве Франции революционеры отрубили голову.
Слева и справа от которого расположены два музея, которые стоит посетить
Но вспомним немного историю. Откуда пошла династия Габсбургов.
Священная Римская империя германской нации ( Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) — государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 и объединявшее территории Центральной Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Швейцария, Бургундское королевство, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Силезия, Эльзас и Лотарингия. С 1134 года формально состояло из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии, через год к ней присоединилось королевство Чехии.
Развитие Священной Римской империи происходило в условиях постоянной борьбы тенденций дезинтеграции и интеграции. Первые выражали, чаще всего, крупные территориальные княжества, постепенно приобретавшие признаки суверенных государств и стремящиеся освободиться от власти императора, в то время как главными консолидирующими факторами выступали императорский престол, имперские учреждения и институты ( рейхстаг, имперский суд, система земского мира), католическая церковь, немецкое национальное самосознание, сословный принцип построения государственной структуры империи, а также имперский патриотизм (Reichspatriotismus) — укоренившаяся в общественном сознании лояльность к империи и императору как её главе (но не как представителю конкретной династии).
Очень сложно мне всегда понять все это. Что-то типа ЕС.
Франц Стефан Лотерингский Franz Stephan von Lothringen (1708 – 1765) прибыл в Вену из Лоторингии в пятнадцатилетнем возрасте на обучение в Высшем венском свете. Так что можно сказать, что его брак с Марией Терезией был приопределен заранее. После того как Франц Стефан отрекся от престола в Лотерингии, был он в 1745 году провозглашен римско-немецким императором. Однако реально государством управляла его супруга – Мария Терезия. Хотя он имел слабое политическое влияние, Франц Стефан активно занимался другим вопросами государственного устройства: провел реформу финансового управления и тем самым сократил долю государственного долга, активно занимался коллекционированием, создал семейный фонд, который явился основой частного состояния семьи Габсбургов. Франц Стефан был финансистом и ученым. Особенно его интересовали геология, биология и зоология. Им была создана настолько крупная коллекция в этих областях науки, что она послужила основой создания познее музея Естествознания, который стоит справа от памятника Марии-Терезии. А слева находится музей истории искусств, или художественная галерея.
Музей создан на основе коллекции Габсбургского дома, собираемой многие столетия.
Среди 10 отделов музея (некоторые расположены за пределами основного здания) главная достопримечательность – картинная галерея на втором этаже.По величине она является четвёртой в мире коллекцией.
В ней расположена коллекция старинной голландской и фламандской живописи XV/XVI вв. (Ян ван Эйк, Бартоломеус Брайн, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх, Ян ван Скорел); крупнейшая закрытая коллекция произведений фламандского мастера Питера Брейгеля Старшего (самая большая в мире); немецкие живописцы XVI в. (8 картин Альбрехта Дюрера, Ганс Гольбейн Старший, Лукас Кранах Старший, Альбрехт Альтдорфер); картины Рембрандта, Рубенса и Вермеера. В западном крыле находятся произведения итальянских мастеров (Рафаэля Санти, Джорджоне, Тициана, Веронезе), испанских (Диего Веласкес) и некоторых французских мастеров.
Египетская и ближневосточная коллекция на первом этаже является одним из богатейших собраний в мире: наряду с мумиями и саркофагами впечатляет погребальная камера принца Канинисут (2400 г. до н.э.).
В античной коллекции собраны греческие, этрусские и римские произведения искусства. Кроме того, стоит посмотреть кунсткамеру и нумизматический зал. Я не буду много показывать - это надо смотреть!
Рафаэль
Питер Брегель старший
Думаю, что эти две картины могут служить хорошей визитной карточкой для музея.
Напротив памятника Марии Терезии, через Ринг, находятся низкие ворота, через которые вы выходите на гигантскую Хельденплац - площадь Героев (Heldenplatz). Ворота были построены в стиле, напоминающем русский ампир, еще в 1820-е годы. Если издали в их строгой архитектуре вам видится нечто близкое вкусу 1930-х годов, то интуиция не совсем вас обманывает: пришедшие к власти австрофашисты (ответственные за идеологию, но не за преступления фашизма) именно в 1930-е годы превратили ворота в монумент солдатам, павшим в Первой мировой войне.
Посмотрите панораму площади героев.
На площади доминирует тяжелое здание Нового замка (Neue Burg, 1869-1873, закончено в 1913 году), где сейчас находятся только музеи: в правом крыле Этнографический (Museum für Völkerkunde), с собранием искусства разных экзотических стран, а в центральном - Эфесский (Efesos Museum) с памятниками античной культуры с западного побережья Турции, Собрание старинных музыкальных инструментов (Sammlung alter Muskinistrumente) и Оружейная палата (Hofjagt- und Ruestkammer) с доспехами XV-XVII веков - впечатляющее зрелище с легким и приятным оттенком безумия (среди доспехов есть прелестные парадные, с плиссированными юбочками из металла).
Но не стоит забывать, что вы находитесь на площади Героев, а не на площади Музеев. Пора обратить внимание на собственно героев, изваянных из бронзы, - принца Евгения Савойского (победителя турецкого паши Кары Мустафы в 1683 году) и эрцгерцога Карла, который в 1809 году одержал победу над Наполеоном в битве при Асперне, а в 1810 году был шафером на его свадьбе. Сегодня эти два конных памятника начала XIX века мучительно рвутся друг к другу сквозь редуты припаркованных вокруг автомобилей. Австрийские военные достижения всегда были крайне скромными (Евгений Савойский, пожалуй, единственный безусловный герой, но и он был француз), так что в памятниках с самого начала была некоторая доля фикции, тем более что масштаб такой гигантской площади эти фигуры удержать не в состоянии.
15 марта 1938 года тысячи людей пришли на площадь Героев приветствовать Адольфа Гитлера после аншлюса - присоединения Австрии к Германии. Гитлер стоял на балконе Нового замка, а толпа (по свидетельству тех, кто вскорости бежал из страны) бесновалась от счастья и восторга. Такого приема Гитлеру не оказывали нигде.
Напротив Нового замка, на другой стороне площади Героев, еще в 1820 году на регулярный французский манер был разбит Народный сад, или Фольксгартен (Volksgarten), который сразу же стал любимым садом аристократии (она ведь и была "народом" императора в тогдашнем понимании). Здесь проходили концерты Иоганна Штрауса, и в известном смысле традиция продолжается, поскольку сейчас здесь находится ночной клуб Volksgarten - один из немногих танцполов в Вене. Здание 1954 года с остатками полуразрушенной колоннады 1823 года, с тропическими растениями, зеркалами и старой мебелью ныне вошло в моду.
Городской сад был разбит в 1819-1823гг на месте старого бастиона Хоффбурга Burgbastei, который был разрушен войсками Наполеона в 1809г. Центром парка на сегодняшний день является храм Тезея - Theseus-Tempel - архитектора П.Нобиле (1820-1825гг). Он является копией храма в Афинах.
В северной части парка установлен памятник имератрице Елизавете работы скульпторов Ханса Биттерлиха и Фридриха Оманна. Памятник был создан по инициативе населения и открыт 04 июня 1907 в присутствии императора.Архитектор проследил за тем, чтобы мраморная Сисси осталась, как и при жизни, абсолютно одинокой - подойти к ней невозможно. В общем в Бурггартене обстановка жизнерадостная, а в Фольксгартене - интимная и ностальгическая, выбирайте по ситуации.
Прощание с бедной Сисси, которая ненавидела все имперские резиденции и считала их тюрьмами, есть одновременно и прощание с Хофбургом: здесь на вашем пути все, имевшее к нему отношение, дворцы и сады, наконец заканчивается и начинается мир совершенно другой - мир буржуазных ценностей свободы и демократии, выставкой достижений которого явился выстроенный в 1870-1880-х годах Ринг (Ringstrasse).
Парламент в Вене замаскирован под античный храм.
Естественно, возникает вопрос: зачем понадобилось создавать парламент в виде античного храма? Оказывается, автором проекта был архитектор Теофил Хансен, много лет проживший в Греции и прекрасно разбиравшийся, а главное — любивший античную архитектуру. Кстати, в Афинах им были построены здания Академии наук и Национальной библиотеки. Однако главным творением своей жизни Хансен считал здание парламента в Вене, которое строилось с 1874 по 1884 год. Хансен говорил: “Древние греки стали первым народом, который более всего любил свободу и гармонию. Именно этим двум категориям они оставались верные при создании своих великих архитектурных творений, в которых сочетались строгость и красота”.
Решив создать нечто напоминающее античный храм, Хансен исходил из того, что именно в Древней Греции зародились понятия “политика” и “демократия”, которые определяют главный смысл деятельности высшего законодательного органа любой страны. Античный храм как бы служил напоминанием того, что современными демократическими ценностями человечество обязано политической системе, существовавшей во времена Древней Греции. Согласно замыслу архитектора при создании здания парламента использовались строительные материалы, поступавшие из всех регионов, входящих в состав Австро-Венгерской империи.
Скульптурная композиция Афины-Паллады с фонтаном,
созданная между 1893 и 1902 годом скульпторами
Карлом Кундманном, Джосефом Тотенхайном и Хьюго Хэрдльтом,
является наиболее известной достопримечательностью здания парламента.
Австрийские парламентарии шутят, что богиня мудрости Афина повернулась к ним задом
Интересно, что около парламента стоят 4 коня, напоминающих коней Клодта на Аничковом мосту.
Нигде не нашел про историю этих коней. Наверное, Петр Карлович Клодт этих коней он наваял столько, что российский император чуть не направо и налево раздаривал их европейским монархам. Николай 1 сказал Клодту, что тот делает лошадей лучше, чем жеребец.
Когда привычно встанут на дыбы
И нехотя смирятся кони Клодта,
Путь осознав
От вольного полёта
До рабской обреченности судьбы,
Тогда заметен станет человек,
Из-под копыт дерзнувший вдруг подняться,
И не упасть,
И в морду рассмеяться
Коню, окаменевшему навек,
И намертво ступить на тот гранит,
Не чувствуя ни горести,
Ни боли…
Как превосходство разума и воли
Над непокорной силищей копыт…
Одна любопытная статья так и называется, "Так сколько же коней было у Клодта?" Мы увидим коней Клодта в Москве у Конного двора в Кузьминках, бывшем имении князей Голицыных. Одна пара коней была подарена Николаем I Фердинанду II Бурбону и перевезена в Неаполь, вторая в Берлин – в подарок прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. Говорят,что Король обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. А получив их, наградил Клодта Неаполитанским орденом. После чего европейские газеты сообщили: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий. В Берлине кони Клодта сейчас стоят в В Шёнеберге, между Potsdamer Straße и Elßholzstraße. Станция Kleistpark. Перед зданием Kammergerichtes в Heinrich-von-Kleist-Park.
Это в Берлине
Это в Кузьминках
Это в Неаполе
Это в Питере
Дальше мы подходим к Бургтеатру.
Это крупнейший драматический театр на немецкоговорящем пространстве. Он был построен в 1874-88 годах по проекту Готфрида Земпера. Пышный интерьер театра украшен фресками Густава Климта и Франца Матча. Сильно повреждённый во время войны, театр был вновь открыт 1955 году.
Напротив театра не может не привлечь внимание красивейшее здание городской ратуши.
Здание ратуши в Вене построено в конце XIX века. Конкурс на лучший проект был объявлен ещё в 1868 году, в нем приняло участие 64 известных архитектора из разных стран. Конкурс выиграл австриец, житель Вены, Фридрих фон Шмидт. 14 июня 1873 года в присутствии императора в фундамент Венской ратуши был заложен первый камень, и через 10 лет, в 1883 году, строительство было полностью завершено.
Новое здание венского Университета было построено в 1873-1883гг по проекту Генриха Ферстеля, вдохновленного архитектурой итальянского Ренессанса.
Напротив Университета, на противоположной стороне Ринга, водружен 9-и метровый обелиск в честь венского бургомистра Иоганна Андреаса Линденберга (скульптор Зильбернагль 1890г). Он организовал героическое сопротивление жителей Вены турецким захватчикам в 1683г. Памятник был сооружен по случаю празднования 200-летия со дня освобождения Вены.
Но здание не такое древнее, как сам университет. Он был основан Рудольфом IV Строителем в 1365г и является первым немецкоязычным университетом. Его факультеты разбросаны по всей Вене. Сегодня в центральном здании расположено лишь несколько факультетов. Но именно здесь проходит летом традиционный всеобщий Университетский бал. В обрамленном аркадами дворе установлены памятники выдающимся деятелям науки. Кроме большого двора существует еще восемь малых.
Напротив здания университета на бастионе стоит здание, в котором на 4 этаже более 3-х лет жил великий Людвиг Бетховен. Выше была фотография на университет из окон его квартиры.
За университетом большая площадь, за которой возвышается Церковь обета (Votivkirche), построена в 1856-1879 гг. За образец были взяты французские готические соборы. Архитектор Генрих Ферстель. Это тот же архитектор, что построил новое здание университета.
В 1853 г. венгерский террорист совершил покушение на Франца Иосифа, но император уцелел. В благодарность Господу за это брат Франца Иосифа эрцгерцог Максимилиан дал обет построить церковь. Она расположена напротив места, где было совершено нападение.
Высота башен Вотивкирхе составляет 99 м. В церкви имеется реликвия: деревянный антверпенский алтарь 15 в. Готические сооружения -- творения довольно непрочные. Не простояв и 150 лет, Вотивкирхе потребовала серьёзных реставрационных работ. А ведь её ещё восстанавливали в 1947-1961 гг. после повреждений, полученных в 1945-м.
Далее на Шоттенринге расположено здание Венской фондовой биржи.
Венская фондовая биржа была основана в 1771 году и является старейшей фондовой площадкой Европы. Месячный объем торгов VSE превышает 13,1 миллиарда евро.
А в самом конце бульвара Рингштрассе высится современная башня Рингтурм. Высотное здание было построено в 1955 году архитектором Э. Больтенштерн.
Начали мы наше путешествие на Дунайском канале, и закончили его здесь же. Ринг напоминает лук, а Дунайский канал - своего рода тетива лука. Пойдем вдоль канала и мы попадем на Шведенплатц, откуда мы начали наше путешествие.
Надеюсь, что Вам понравилось наше путешествие, и вы захотели в Вену. Доброго Вам пути и замечательных впечатлений.